RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Гибель линкора «Новороссийск»
29 октября 2015 г.

Гибель линкора «Новороссийск»

29 октября 1955 года прямо в Севастопольской бухте взорвался и затонул самый крупный советский боевой корабль того времени
За Сталинград!
12 июня 2014 г.

За Сталинград!

Против только фашисты и их двоюродные братья — либералы
Речь вождя перед красными командирами
2 мая 2016 г.

Речь вождя перед красными командирами

2 мая 1934 года И.В. Сталина выступил с речью перед выпускниками военных академий, со стенограммой которой, хранящейся в Российском Государственном архиве социально-политической истории, предлагаем познакомиться нашим читателям
Бог войны
19 ноября 2019 г.

Бог войны

19 ноября – День артиллерии и ракетных войск, а также годовщина начала Сталинградской наступательной операции
Снайперский поединок
23 марта 2014 г.

Снайперский поединок

Как рядовой Василий Зайцев «завалил» начальника фашистской школы снайперов штандартенфюрера СС Гейнца Торвальда
Главная » Подвиги в наследство » Штурм Пиллау

Штурм Пиллау

В ночь на 26 апреля 1945 года пала последняя цитадель Восточной Пруссии - морской порт и крепость Пиллау.

На этом завершилась Восточно-Прусская стратегическая операция.
Штурм Пиллау


Она продолжалась 103 дня и была самой длительной операцией последнего года войны (Солдатский храм: http://vk.com/wall-98877741_726)
В Москве в честь взятия города был дан салют из двадцати залпов - причем, как свидетельствуют факты, к этому моменту еще продолжались бои в цитадели - шведской крепости Пиллау, заложенной в 17 веке по приказу короля Густава II Адольфа.
Этот последний опорный пункт Восточной Пруссии гитлеровцы защищали с особым упорством. Шесть дней шли непрерывные бои за эту морскую крепость. И только к исходу 25 апреля гвардейцы 11 армии прорвали все укрепленные рубежи обороны, уничтожили основные силы врага и овладели крепостью. В завершающих боях обе стороны несли большие потери. Здесь, на подступах к Пиллау, погиб отважный командир 16-го гвардейского корпуса 11-й гвардейской армии Герой Советского Союза гвардии генерал-майор С. С. Гурьев. Позднее в честь героя город Нойхаузен был переименован в Гурьевск ( см. Солдатский храм http://vk.com/wall-98877741_500)
Крепость пала, но бои на косе Фрише Нерунг продолжались. Уцелевшие войска, объединившись с группировкой из Бальги, медленно отступали в глубь косы, ведя ожесточенные бои. Капитулировали они лишь 8 мая 1945 года, одновременно с капитуляцией фашистской Германии.
Почему же так велики были масштабы Пилаусской операции, и почему такое значение придавалось этому сражению?
Рассказывает вице-адмирал Виктор Литвинов: "Пиллауский полуостров совсем небольшой - 15 километров в длину, а в ширину около полукилометра в районе Заставы и до пяти километров в районе города. Где собственно и расположился Балтийск. И на этом небольшом участке было сосредоточено свыше 40 тысяч гитлеровцев. Это, считайте, половина армии! Прибавьте к этой цифре еще группировку на Косе, которая насчитывала 35 тысяч немецких солдат. По сути, на полуострове сосредоточилась целая армия. Правда, состояла она из разбитых, наполовину обескровленных стрелковых и танковых дивизий, различных артиллерийских бригад и, конечно же, войск средств обеспечения гитлеровцев.
Только что закончилась битва за Кенигсберг, который находится в пятидесяти километрах от Пиллау.
9 апреля Москва салютовала участникам и победителям штурма Кенигсберга. Но перед командованием тут же была поставлена следующая задача - взятие Пиллау. Нужно сказать, что гитлеровцы до начала Восточно-прусской операции уже находились в агонии между нашими фронтами. Они спешно покидали полуостров и отправляли сотни тысяч беженцев, предприятия, технику. К примеру, в январе вместе с беженцами из Пиллау вышло 100 кораблей. А в феврале 45-го года - уже 250. И вот только за эти два месяца фашисты вывезли отсюда свыше пятисот тысяч беженцев, не считая сотен тысяч раненых гитлеровцев. Было вывезено и оборудование крупных промышленных предприятий. Массовый исход продолжался еще и в марте. Железная дорога, соединяющая Кенигсберг и Пиллау, была постоянно загружена эшелонами. Последний эшелон шел по ней 4 апреля 45-го года. До 9 апреля - штурма Кенигсберга, фашисты умудрились отправить еще серию груженых эшелонов.
Но вернемся к штурму Пиллау. Вначале командующий 3-им Белорусским фронтом маршал А. Василевский поставил эту задачу перед командующим 2-й гвардейской армией генералом П. Чанчибадзе. Сразу после взятия Кенигсберга 2-ая гвардейская начала наступление на Пиллау. Это были ожесточенные бои. Гитлеровцы сопротивлялись отчаянно. К 16 апреля гвардейцы продвинулась до Фишхаузена (Приморск). И здесь бои были жестокими и беспощадными. И все же 17 апреля Фишхаузен пал. Маршалу Василевскому постоянно докладывали о состоянии 2-ой гвардейской армии. За шесть суток тяжелейших боев она была почти обескровлена. В это же время Александр Михайлович Василевский получает команду из Москвы о кратчайших сроках взятия Пиллау. Он понимал, что 2-ая гвардейская должна быть заменена свежими силами. И тогда маршал ставит задачу перед генералом К.Н. Галицким. Вторую гвардейскую заменяет 11-ая армия. Кузьма Никитович лично выступал перед войсками, разъясняя суть предстоящего штурма.
20 апреля в 11.00 войска 11-ой гвардейской перешли в наступление. Когда войска идут на штурм, то должны превосходить силы противника. И поэтому если мы говорим, что немецкая группировка состояла из более чем сорока тысяч солдат, то можете себе представить, какое количество должно было быть в 11-ой гвардейской армии! Да, она была усилена и артиллерийскими, и танковыми дивизиями. И, конечно, особую задачу получили воздушные силы. С 9 по 25 апреля советские летчики совершили свыше 2000 самолетовылетов. За все время полетов бомбардировщики сбросили на пиллауский полуостров около трехсот бомб, а штурмовая авиация - около тысячи.
А какое участие балтийский флот принимал в сражении? Балтийское море было перегружено минами. 72 тысячи советских и немецких мин было выставлено под водой. А в конце войны мины установили и англичане. Крупным судам было невозможно в короткие сроки пройти от Кронштадта до Пиллау. Поэтому Балтийский флот использовал бригады торпедных катеров, бронекатера, сторожевые катера. И это с учетом того, что часть Латвии еще была занята фашистами - так называемый «Курляндский мешок!» Как же прорвались малые силы Балтийского флота в Гданьский залив, к Пиллау?
В основном, по железной дороге. Таким образом, в штурме приняло участие более сотни малых катеров. На внешнем рейде, когда фашисты продолжали эвакуировать людей и технику, малые катера потопили двадцать три транспорта, тринадцать сторожевых кораблей, 14 барж и тральщиков. Другими словами, Балтийский флот активно действовал и готовился к десантным операциям. Впоследствии мы увидим, что после взятия Пиллау была проведена крупная десантная операция с использованием торпедных катеров, как десантно-высадочных средств, в том числе и для огневой поддержки десанта при высадке на Фрише-Нерунг.
В 11 часов утра 20 апреля войска начали наступление на передовые фашистские позиции. Нужно представить, насколько тщательно гитлеровцы подготовили оборонительные рубежи. Их было шесть, а первый располагался чуть севернее Заставы, на перешейке.
Укрепления были построены по последнему слову техники и инженерной мысли. Представьте себе противотанковые рвы шириной до 4-6 метров и глубиной до трех метров. Как правило, впереди и позади них стояли противотанковые надолбы, а за ними несколько линий траншей полного профиля. На каждые сто метров - по нескольку дотов, дзотов, пулеметных гнезд и врытые в землю танки класса "Пантера". В этом районе у немецкой группировки насчитывалось около ста таких танков. И все-таки мы одолели этот первый рубеж уже 20 апреля! А 21-го - двинулись на второй оборонительный гитлеровский рубеж. Он был выстроен в районе нынешнего поселка Павлово. И его взяли, не смотря на то, что на пути были установлены проволочные заграждения и траншеи полного профиля.
Третья линия гитлеровской обороны в районе Нойхойзер (пос. Мечниково) была самой укрепленной. Здесь противотанковые рвы были еще шире и глубже: шириной 8 и глубиной 4 метра. Две лини уже пройденных нами полнопрофильных траншей с блиндажами, дотами и дзотами. Именно на третьем рубеже бои приняли затяжной характер. И все же 24 апреля 11-ая гвардейская взяла и этот рубеж!
Но оставались еще три. Если мы представим Стеллу, что на въезде в Балтийск, так вот, чуть севернее нее шла четвертая, а южнее - пятая, и уже в самом городе - шестая линии обороны. В самом же Пиллау каждый дом представлял, по сути, малую крепость. На первых этажах разместились пулеметные гнезда, а в некоторых строениях, в проломах стен были установлены дальнобойные мощные орудия. За каждый дом, без преувеличения, шел жесткий бой.
Каждый из дивизии: от рядового до командира понимали, что недалек день победы, но шли в бой, также понимая, что могут не вернуться. Шли, осознавая, что именно от этого штурма, а гитлеровцы в агонии сопротивлялись особенно ожесточенно, зависит общая победа. 25 апреля Пиллау был полностью освобожден от гитлеровцев. Остатки немцев укрепились в цитадели (Шведская крепость). Только она оставалась пока не взятой гвардейцами. Крепость была очень хорошо укреплена: баррикады и лабиринты внутри бастионов, - все было подготовлено к длительной обороне. На все предложения советского командования сдаться, фашисты отвечали огнем.
Генералиссимус И. Сталин постановил, что к 25 апреля Пиллау должен быть взят, и уже отдал приказ о салюте в Москве.
Войска 1-ой стрелковой дивизии под командованием Героя Советского Союза, генерала П.Ф. Толстикова штурмовали крепость в Пиллау. Для подготовки решающего штурма дивизии были отведены считанные часы. Связки хвороста перевязывали веревками и прутьями - строили плотики. В ход шли все подручные средства. В это время наша авиация нанесла несколько бомбовых ударов, точечных, непосредственно по крепости. Но фашисты не сдавались. В полночь начали штурм крепости. Наконец, передовые отряды ворвались внутрь и проникли в лабиринты крепости. Завязалась рукопашная. И 26 апреля в два часа тридцать минут ночи над крепостью взвилось красное знамя. Крепость пала.
Незначительная часть гитлеровцев успела форсировать морской канал и присоединиться к группировке на Косе. В результате боев за Пиллау несколько тысяч немецких солдат было уничтожено, остальные сдались в плен.
Каждый год мы с вами возлагаем цветы и склоняем головы перед братской могилой у крепости. Под мраморными плитами лежат 517 советских воинов. 55 участников штурма Пиллау были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Из них четверо - захоронены здесь. Это минометчик Л. Некрасов - командир минометной роты, старшина роты - пехотинец С. Дадаев. Это летчики Поляков и Тарасевич.
Вторая братская могила, в которой захоронены сотни советских солдат - в Камстигале, несколько десятков воинов упокоены в братской могиле на Косе. Недостаточно слов "мужество", "отвага", "смелость", чтобы передать любовь к родной земле, энергию и ненависть к фашизму, которыми были наполнены сердца наших прадедов, дедов и отцов, сражавшихся на этой земле и отстоявших нашу с вами свободу.
После взятия Пиллау 148 частей и подразделений были награждены правительственными наградами. А чтобы вы, уважаемый читатель, представили истинный и беспрецедентный масштаб Пиллауской операции, сравните. За взятие Кенигсберга было представлено к наградам 150 частей; за взятие Будапешта - 53; за штурм Вены - 84 воинских части.
Спустя время после взятия Пиллау, считалось, что в штурме полегло, не считая моряков и летчиков, 1300 солдат и офицеров Советской армии. Однако поисковая деятельность, проведенная после окончания войны, показала, что это далеко неточная цифра. Сегодня достоверно известно, что на земле Пиллауского полуострова погибло 2 300 воинов, а ранено девять тысяч. А, что значит, - ранено? Ведь сотни и тысячи умерли от тяжелейших ран в полевых медсанбатах и госпиталях!".
Такова цена взятия Пиллау, которую заплатили наши прадеды, деды и отцы на этой земле.
В июле 2016 года крепости Пиллау исполнится 390 лет. До сих пор на стенах крепости встречаются надписи на немецком языке, а подземные ходы, замурованные много лет назад, хранят тайны (заметка о крепости http://vk.com/wall10022051_2683, С. Л.)
Министр обороны Сергей Шойгу 28 марта посетил город Балтийск и крепость и постановил создать на территории крепости музейно-исторический комплекс Вооруженных Сил Российской Федерации.

Использованы материалы газеты "Балтийские ведомости"; сайт "Балтийск-Пиллау".

Светлана Ляхова, "Солдатский храм" (https://vk.com/ruvoin)

.
25 апреля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
31 мая
воскресенье
2020

В этот день:

Маршал авиации Федор Фалалеев

31 мая 1899 года родился Федор Яковлевич ФАЛАЛЕЕВ (умер 12.08.1955), маршал авиации.

Маршал авиации Федор Фалалеев

31 мая 1899 года родился Федор Яковлевич ФАЛАЛЕЕВ (умер 12.08.1955), маршал авиации.

Выходец из многодетной крестьянской семьи, он в 19 лет поступил на службу в Красную Армию. Сначала был артиллеристом, закончил курсы красных командиров и попросился в авиацию.

Направлен на учёбу в Первую военную школу лётчиков имени Мясникова, после окончания которой сразу продолжил обучение на оперативном факультете Военно-воздушной академии РККА им. проф. Жуковского, которую окончил в 1934 году. С января 1935 года — командир и военком 4-й дальнеразведывательной авиационной эскадрильи, с августа 1936 года — командир 116-й смешанной авиационной бригады. В августе 1939 года назначен заместителем командующего по ВВС 3-й армии и одновременно — Витебской армейской группы, на этих постах принимал участие в Польском походе РККА в сентябре 1939 года на территории Западной Белоруссии.

С началом Великой Отечественной войны был назначен командующим ВВС 6-й армии на Юго-Западном фронте. С 1942 года стал командующим ВВС Юго-Западного фронта. Затем был назначен начальником штаба — заместителем командующего Военно-Воздушных сил РККА. За время войны перенес два тяжелейших инфаркта. Умер в 56 лет.

 

Разведчик Анатолий Яцков

31 мая 1913 года родился Анатолий Антонович ЯЦКОВ (умер 26.03.1993), сотрудник советской внешней разведки, полковник, Герой России (1996, посмертно).

Разведчик Анатолий Яцков

31 мая 1913 года родился Анатолий Антонович ЯЦКОВ (умер 26.03.1993), сотрудник советской внешней разведки, полковник, Герой России (1996, посмертно).

Работал в нью-йоркской резидентуре, добывая секретную информацию по созданию атомного оружия. Есть его вклад в то, что советская разведка получила ключевые расчеты, схемы и чертежи по Манхэттенскому проекту. Это значительно ускорило работы советских ученых и инженеров по созданию атомного щита Родины.

 

Первый русский танк

31 мая 1915 года было проведено испытание первого в мире танка «Вездеход», построенного на Русско-Балтийском заводе в Риге.

Первый русский танк

31 мая 1915 года было проведено испытание первого в мире танка «Вездеход», построенного на Русско-Балтийском заводе в Риге.

 В конструкции машины были предусмотрены все элементы современного танка ( в зародыше, конечно): гусеничный движитель, броневой корпус и вооружение, расположенное во вращающейся башне.

Танк развивал скорость до 25 верст в час по довольно глубокому песку. Конструктором танка был 23-летний Александр Александрович ПОРОХОВЩИКОВ, мастер Русско-Балтийского машиностроительного завода в Риге.
От дальнейших работ по «Вездеходу» военное ведомство решило отказаться из-за дороговизны проекта ( было истрачено 18090 рублей). Оно обязало Пороховщикова вернуть в казну деньги, выделенные на постройку машины, а сам «Вездеход» отправить на склад.

В сентябре 1916 года в печати появились сообщения о применении англичанами нового оружия — «сухопутного флота» (танки). В Генеральном штабе заволновались. Вспомнили и Пороховщикова (о нем напомнила газета «Новое время», опубликовав 29 сентября1916 года статью «Сухопутный флот — русское изобретение», которая перед широкой общественностью вскрыла неприглядную роль главного военно-технического управления в задержке русских работ по созданию нового оружия). 19 января 1917 года конструктор представил в ГВТУ проект и модель «Вездехода № 2», более усовершенствованного. Но довести танк до производства помешала революция.

 

От самолетов до саней

31 мая 1946 года в Новосибирске образовано самолётостроительное Опытно-конструкторское бюро (ОКБ-153), впоследствии получившее имя Антонова Олега Константиновича , который до 1984 года был его бессменным Генеральным конструктором.

От самолетов до саней

31 мая 1946 года в Новосибирске образовано самолётостроительное Опытно-конструкторское бюро (ОКБ-153), впоследствии получившее имя Антонова Олега Константиновича , который до 1984 года был его бессменным Генеральным конструктором.

Сначала ОКБ занялось созданием сельскохозяйственного самолёта Ан-2, первый полёт которого состоялся 31 августа 1947 года. Летом 1952 года ОКБ переехало в Киев и получило задание по созданию военно-транспортного самолёта с двумя турбовинтовыми двигателями. В результате был сконструирован самолёт Ан-8, который впервые взлетел 11 февраля 1956 года. К разработке самолётов Ан-10 и Ан-12 ОКБ приступило в 1955 году. 7 марта 1957 года совершил первый полёт пассажирский Ан-10, а 16 декабря того же года на Иркутском авиационном заводе выполнил первый полёт транспортный Ан-12. В 1956 году по заданию Правительства СССР коллектив ОКБ-153 приступил к созданию самолёта Ан-14. Первый полёт на Ан-14 был выполнен 14 марта 1958 года. В период 1957—1959 годов создан пассажирский самолёт Ан-24, впервые взлетевший 20 октября 1959 года. В конце 1960 года ОКБ приступило к разработке самолёта Ан-22 «Антей» — первого в мире широкофюзеляжного самолёта. А потом были многоцелевой самолёт Ан-28, Ан-72, тяжелый дальний транспортный самолёт Ан-124 «Руслан».,

4 апреля 1984 года умер Олег Константинович Антонов. 15 мая Генеральным конструктором назначен Петр Васильевич Балабуев, а 19 ноября предприятию присвоено имя О. К. Антонова.

В 1984 году предприятие приступило к созданию универсального сверхтяжелого транспортного самолёта Ан-225 «Мрия». 21 декабря 1988 года он совершил первый полёт. В мае 1989 года выполнены полёты с «Бураном» на Байконуре, а в июне самолёт с «Бураном» принял участие в авиационном салоне в Ле Бурже. В настоящее время Ан-225 выполняет коммерческие перевозки в составе «Авиалиний Антонова». Последняя более или менее крупная работа ОКБ - региональный пассажирский самолёт Ан-148, который впервые поднялся в небо 17 декабря 2004 года. Сегодня АНТК «Антонов» в результате великих рыночных реформ разрабатывает большей частью наземный транспорт: троллейбус «Киевский», низкопольный трамвай ЛТ-10А, велорамы и, совсем уж высший пилотаж, - сани для бобслея!

Первый советский авиатаран

31 мая 1938 года советский летчик Антон Губенко над Китаем совершил первый в истории советской авиации таран.

Первый советский авиатаран

31 мая 1938 года советский летчик Антон Губенко над Китаем совершил первый в истории советской авиации таран.

31 мая 1938 года старший лейтенант Губенко вылетел на И-16 в составе группы на перехват японских самолётов из 18 бомбардировщиков и 36 истребителей, приближающихся к городу Ханькоу. На подступах к городу завязался воздушный бой. В конце боя, когда Губенко уже израсходовал все боеприпасы, он заметил отставший истребитель A5M2 и решил привести его на свой аэродром. Подойдя к противнику вплотную, он знаками предложил ему садиться. Японец попытался оторваться переворотом через левое крыло. Губенко догнал его и повторил своё требование. Видимо японец догадался, что у советского лётчика нет патронов, и спокойно повернул в свою сторону. Тогда Губенко решил сбить его таранным ударом. Он подошёл к самолёту противника вплотную и винтом ударил снизу по элерону левого крыла. A5M2 потерял управление и упал на землю, что вскоре было подтверждено китайским командованием. Губенко благополучно приземлился на своём аэродроме. За этот бой он был награждён Золотым Орденом Китайской республики.

Антон Алексеевич Губенко родился 12 февраля 1908 года в селе Чичерино Екатеринославской губернии (ныне Волновахский район, Донецкая область, Новороссия) в крестьянской семье.

В Красной Армии с мая 1927 года. После окончания 1-й Качинской военной авиационной школы лётчиков имени А. Ф. Мясникова служил в истребительной авиации. С 13 марта 1938 года проходил службу в Китае в составе Нанчанской истребительной группы под командованием подполковника А. С. Благовещенского, где воевал до августа 1938 года. В семи воздушных боях сбил семь японских самолётов.
Звание Героя Советского Союза с вручением второго ордена Ленина Антону Алексеевичу Губенко присвоено 22 февраля 1939 года.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии