RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Письмо Гоголя о России
1 апреля 2016 г.

Письмо Гоголя о России

1 апреля 1814 года родился Николай Васильевич Гоголь
Вера, хлеб и динамит
29 декабря 2016 г.

Вера, хлеб и динамит

200 лет исполнилось Храму Казанской иконы Божией Матери в поселке Тельма Иркутской области
Плутовство Черчилля
15 декабря 2017 г.

Плутовство Черчилля

15 декабря 1941 года в Москву прибыл посланник Черчилля — министр иностранных дел Великобритании Антони Иден
Кровавое подражание Западу
26 декабря 2017 г.

Кровавое подражание Западу

26 декабря 1825 года был подавлен государственный переворот «одемокраченной» группы дворян, нацеленный на свержение самодержавия
Поход к Маршалу Язову
16 ноября 2014 г.

Поход к Маршалу Язову

Как флотские офицеры собирали средства на пропитание бывшему министру обороны СССР
Главная » Подвиги в наследство » Штурм Пиллау

Штурм Пиллау

В ночь на 26 апреля 1945 года пала последняя цитадель Восточной Пруссии - морской порт и крепость Пиллау.

На этом завершилась Восточно-Прусская стратегическая операция.
Штурм Пиллау


Она продолжалась 103 дня и была самой длительной операцией последнего года войны (Солдатский храм: http://vk.com/wall-98877741_726)
В Москве в честь взятия города был дан салют из двадцати залпов - причем, как свидетельствуют факты, к этому моменту еще продолжались бои в цитадели - шведской крепости Пиллау, заложенной в 17 веке по приказу короля Густава II Адольфа.
Этот последний опорный пункт Восточной Пруссии гитлеровцы защищали с особым упорством. Шесть дней шли непрерывные бои за эту морскую крепость. И только к исходу 25 апреля гвардейцы 11 армии прорвали все укрепленные рубежи обороны, уничтожили основные силы врага и овладели крепостью. В завершающих боях обе стороны несли большие потери. Здесь, на подступах к Пиллау, погиб отважный командир 16-го гвардейского корпуса 11-й гвардейской армии Герой Советского Союза гвардии генерал-майор С. С. Гурьев. Позднее в честь героя город Нойхаузен был переименован в Гурьевск ( см. Солдатский храм http://vk.com/wall-98877741_500)
Крепость пала, но бои на косе Фрише Нерунг продолжались. Уцелевшие войска, объединившись с группировкой из Бальги, медленно отступали в глубь косы, ведя ожесточенные бои. Капитулировали они лишь 8 мая 1945 года, одновременно с капитуляцией фашистской Германии.
Почему же так велики были масштабы Пилаусской операции, и почему такое значение придавалось этому сражению?
Рассказывает вице-адмирал Виктор Литвинов: "Пиллауский полуостров совсем небольшой - 15 километров в длину, а в ширину около полукилометра в районе Заставы и до пяти километров в районе города. Где собственно и расположился Балтийск. И на этом небольшом участке было сосредоточено свыше 40 тысяч гитлеровцев. Это, считайте, половина армии! Прибавьте к этой цифре еще группировку на Косе, которая насчитывала 35 тысяч немецких солдат. По сути, на полуострове сосредоточилась целая армия. Правда, состояла она из разбитых, наполовину обескровленных стрелковых и танковых дивизий, различных артиллерийских бригад и, конечно же, войск средств обеспечения гитлеровцев.
Только что закончилась битва за Кенигсберг, который находится в пятидесяти километрах от Пиллау.
9 апреля Москва салютовала участникам и победителям штурма Кенигсберга. Но перед командованием тут же была поставлена следующая задача - взятие Пиллау. Нужно сказать, что гитлеровцы до начала Восточно-прусской операции уже находились в агонии между нашими фронтами. Они спешно покидали полуостров и отправляли сотни тысяч беженцев, предприятия, технику. К примеру, в январе вместе с беженцами из Пиллау вышло 100 кораблей. А в феврале 45-го года - уже 250. И вот только за эти два месяца фашисты вывезли отсюда свыше пятисот тысяч беженцев, не считая сотен тысяч раненых гитлеровцев. Было вывезено и оборудование крупных промышленных предприятий. Массовый исход продолжался еще и в марте. Железная дорога, соединяющая Кенигсберг и Пиллау, была постоянно загружена эшелонами. Последний эшелон шел по ней 4 апреля 45-го года. До 9 апреля - штурма Кенигсберга, фашисты умудрились отправить еще серию груженых эшелонов.
Но вернемся к штурму Пиллау. Вначале командующий 3-им Белорусским фронтом маршал А. Василевский поставил эту задачу перед командующим 2-й гвардейской армией генералом П. Чанчибадзе. Сразу после взятия Кенигсберга 2-ая гвардейская начала наступление на Пиллау. Это были ожесточенные бои. Гитлеровцы сопротивлялись отчаянно. К 16 апреля гвардейцы продвинулась до Фишхаузена (Приморск). И здесь бои были жестокими и беспощадными. И все же 17 апреля Фишхаузен пал. Маршалу Василевскому постоянно докладывали о состоянии 2-ой гвардейской армии. За шесть суток тяжелейших боев она была почти обескровлена. В это же время Александр Михайлович Василевский получает команду из Москвы о кратчайших сроках взятия Пиллау. Он понимал, что 2-ая гвардейская должна быть заменена свежими силами. И тогда маршал ставит задачу перед генералом К.Н. Галицким. Вторую гвардейскую заменяет 11-ая армия. Кузьма Никитович лично выступал перед войсками, разъясняя суть предстоящего штурма.
20 апреля в 11.00 войска 11-ой гвардейской перешли в наступление. Когда войска идут на штурм, то должны превосходить силы противника. И поэтому если мы говорим, что немецкая группировка состояла из более чем сорока тысяч солдат, то можете себе представить, какое количество должно было быть в 11-ой гвардейской армии! Да, она была усилена и артиллерийскими, и танковыми дивизиями. И, конечно, особую задачу получили воздушные силы. С 9 по 25 апреля советские летчики совершили свыше 2000 самолетовылетов. За все время полетов бомбардировщики сбросили на пиллауский полуостров около трехсот бомб, а штурмовая авиация - около тысячи.
А какое участие балтийский флот принимал в сражении? Балтийское море было перегружено минами. 72 тысячи советских и немецких мин было выставлено под водой. А в конце войны мины установили и англичане. Крупным судам было невозможно в короткие сроки пройти от Кронштадта до Пиллау. Поэтому Балтийский флот использовал бригады торпедных катеров, бронекатера, сторожевые катера. И это с учетом того, что часть Латвии еще была занята фашистами - так называемый «Курляндский мешок!» Как же прорвались малые силы Балтийского флота в Гданьский залив, к Пиллау?
В основном, по железной дороге. Таким образом, в штурме приняло участие более сотни малых катеров. На внешнем рейде, когда фашисты продолжали эвакуировать людей и технику, малые катера потопили двадцать три транспорта, тринадцать сторожевых кораблей, 14 барж и тральщиков. Другими словами, Балтийский флот активно действовал и готовился к десантным операциям. Впоследствии мы увидим, что после взятия Пиллау была проведена крупная десантная операция с использованием торпедных катеров, как десантно-высадочных средств, в том числе и для огневой поддержки десанта при высадке на Фрише-Нерунг.
В 11 часов утра 20 апреля войска начали наступление на передовые фашистские позиции. Нужно представить, насколько тщательно гитлеровцы подготовили оборонительные рубежи. Их было шесть, а первый располагался чуть севернее Заставы, на перешейке.
Укрепления были построены по последнему слову техники и инженерной мысли. Представьте себе противотанковые рвы шириной до 4-6 метров и глубиной до трех метров. Как правило, впереди и позади них стояли противотанковые надолбы, а за ними несколько линий траншей полного профиля. На каждые сто метров - по нескольку дотов, дзотов, пулеметных гнезд и врытые в землю танки класса "Пантера". В этом районе у немецкой группировки насчитывалось около ста таких танков. И все-таки мы одолели этот первый рубеж уже 20 апреля! А 21-го - двинулись на второй оборонительный гитлеровский рубеж. Он был выстроен в районе нынешнего поселка Павлово. И его взяли, не смотря на то, что на пути были установлены проволочные заграждения и траншеи полного профиля.
Третья линия гитлеровской обороны в районе Нойхойзер (пос. Мечниково) была самой укрепленной. Здесь противотанковые рвы были еще шире и глубже: шириной 8 и глубиной 4 метра. Две лини уже пройденных нами полнопрофильных траншей с блиндажами, дотами и дзотами. Именно на третьем рубеже бои приняли затяжной характер. И все же 24 апреля 11-ая гвардейская взяла и этот рубеж!
Но оставались еще три. Если мы представим Стеллу, что на въезде в Балтийск, так вот, чуть севернее нее шла четвертая, а южнее - пятая, и уже в самом городе - шестая линии обороны. В самом же Пиллау каждый дом представлял, по сути, малую крепость. На первых этажах разместились пулеметные гнезда, а в некоторых строениях, в проломах стен были установлены дальнобойные мощные орудия. За каждый дом, без преувеличения, шел жесткий бой.
Каждый из дивизии: от рядового до командира понимали, что недалек день победы, но шли в бой, также понимая, что могут не вернуться. Шли, осознавая, что именно от этого штурма, а гитлеровцы в агонии сопротивлялись особенно ожесточенно, зависит общая победа. 25 апреля Пиллау был полностью освобожден от гитлеровцев. Остатки немцев укрепились в цитадели (Шведская крепость). Только она оставалась пока не взятой гвардейцами. Крепость была очень хорошо укреплена: баррикады и лабиринты внутри бастионов, - все было подготовлено к длительной обороне. На все предложения советского командования сдаться, фашисты отвечали огнем.
Генералиссимус И. Сталин постановил, что к 25 апреля Пиллау должен быть взят, и уже отдал приказ о салюте в Москве.
Войска 1-ой стрелковой дивизии под командованием Героя Советского Союза, генерала П.Ф. Толстикова штурмовали крепость в Пиллау. Для подготовки решающего штурма дивизии были отведены считанные часы. Связки хвороста перевязывали веревками и прутьями - строили плотики. В ход шли все подручные средства. В это время наша авиация нанесла несколько бомбовых ударов, точечных, непосредственно по крепости. Но фашисты не сдавались. В полночь начали штурм крепости. Наконец, передовые отряды ворвались внутрь и проникли в лабиринты крепости. Завязалась рукопашная. И 26 апреля в два часа тридцать минут ночи над крепостью взвилось красное знамя. Крепость пала.
Незначительная часть гитлеровцев успела форсировать морской канал и присоединиться к группировке на Косе. В результате боев за Пиллау несколько тысяч немецких солдат было уничтожено, остальные сдались в плен.
Каждый год мы с вами возлагаем цветы и склоняем головы перед братской могилой у крепости. Под мраморными плитами лежат 517 советских воинов. 55 участников штурма Пиллау были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Из них четверо - захоронены здесь. Это минометчик Л. Некрасов - командир минометной роты, старшина роты - пехотинец С. Дадаев. Это летчики Поляков и Тарасевич.
Вторая братская могила, в которой захоронены сотни советских солдат - в Камстигале, несколько десятков воинов упокоены в братской могиле на Косе. Недостаточно слов "мужество", "отвага", "смелость", чтобы передать любовь к родной земле, энергию и ненависть к фашизму, которыми были наполнены сердца наших прадедов, дедов и отцов, сражавшихся на этой земле и отстоявших нашу с вами свободу.
После взятия Пиллау 148 частей и подразделений были награждены правительственными наградами. А чтобы вы, уважаемый читатель, представили истинный и беспрецедентный масштаб Пиллауской операции, сравните. За взятие Кенигсберга было представлено к наградам 150 частей; за взятие Будапешта - 53; за штурм Вены - 84 воинских части.
Спустя время после взятия Пиллау, считалось, что в штурме полегло, не считая моряков и летчиков, 1300 солдат и офицеров Советской армии. Однако поисковая деятельность, проведенная после окончания войны, показала, что это далеко неточная цифра. Сегодня достоверно известно, что на земле Пиллауского полуострова погибло 2 300 воинов, а ранено девять тысяч. А, что значит, - ранено? Ведь сотни и тысячи умерли от тяжелейших ран в полевых медсанбатах и госпиталях!".
Такова цена взятия Пиллау, которую заплатили наши прадеды, деды и отцы на этой земле.
В июле 2016 года крепости Пиллау исполнится 390 лет. До сих пор на стенах крепости встречаются надписи на немецком языке, а подземные ходы, замурованные много лет назад, хранят тайны (заметка о крепости http://vk.com/wall10022051_2683, С. Л.)
Министр обороны Сергей Шойгу 28 марта посетил город Балтийск и крепость и постановил создать на территории крепости музейно-исторический комплекс Вооруженных Сил Российской Федерации.

Использованы материалы газеты "Балтийские ведомости"; сайт "Балтийск-Пиллау".

Светлана Ляхова, "Солдатский храм" (https://vk.com/ruvoin)

.
25 апреля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 августа
четверг
2018

В этот день:

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Простой крестьянский парень из донской станицы, он стал одним из лучших пилотов Страны Советов, а потом и самым главным летчиком СССР.

В августе 1935 года Павел по комсомольскому призыву поступил в Сталинградское военное училище летчиков. Начинал летать на самолете «У-2». В 1938 году в звании лейтенанта прибыл в полк под Ленинградом. Вскоре он стал командиром звена истребителей. Во время войны с Финляндией Кутахов совершил 131 боевой вылет. В одном из боев был сбит и спустился на парашюте в тылу противника, пешком вернулся в расположение советских войск.

Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Мурманска, Кандалакши и Кировской железной дороги. Сопровождал караваны транспортных судов ленд-лиза.

Был одним из известнейших летчиков-истребителей Карельского фронта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года Кутахову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего за годы войны П. С. Кутахов совершил 497 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, в которых сбил 14 самолетов лично и 28 с напарниками.

После войны подполковник Кутахов ещё несколько лет командовал полком в Заполярье, а потом был направлен на Высшие офицерские летно-тактические курсы в Липецк. В 1957 году закончил Военную академию Генерального Штаба. В 1966 году ему, командующему авиацией Одесского военного округа, генерал-лейтенанту авиации, в числе первых было присвоено звание «Заслуженный военный летчик СССР». В 1967 году генерал-полковник авиации П. С. Кутахов был назначен первым заместителем главнокомандующего Военно-Воздушными Силами СССР. В марте 1969 года Маршал авиации Кутахов стал главнокомандующим ВВС СССР. В 1972 году ему было присвоено звание Главного маршала авиации. Кутахов летал на современных истребителях до 60-летнего возраста.

В 1984 году ему во второй раз присвоено звание Героя Советского Союза.

Умер 3 декабря 1984 года от обширного инсульта. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Приказ Ставки № 270

16 августа 1941 года вышел приказ Ставки Верховного главнокомандования № 270 «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава».

Приказ Ставки № 270

16 августа 1941 года вышел приказ Ставки Верховного главнокомандования № 270 «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава».

Приказ объявлял командиров и политработников, «во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу», злостными дезертирами и обязал всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать их на месте.

Приказ Ставки Верховного главнокомандования от 16 августа 1941 г. имел весьма выразительный заголовок - «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава». Приказ объявлял командиров и политработников, «во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу», злостными дезертирами и обязал всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать их на месте.

Этот приказ был как бы прелюдией к приказу народного комиссара обороны СССР И.В. Сталина № 227, который более известен среди фронтовиков по неофициальному названию – «Ни шагу назад!». В соответствии с ним в Красной Армии впервые с времен Гражданской войны были введены штрафные части.

Исторические реваншисты, стремящиеся во что бы то ни стало переиграть итоги Великой Отечественной войны, пользуются слабой осведомленностью наших сограждан и доказывают, например, что советские полководцы были способны побеждать, лишь заваливая врага трупами, а бойцы шли в бой единственно из-за страха перед штрафными частями и заградительными отрядами.

Пишут, например, что в составе Брянского фронта К.К. Рокоссовского воевала целая бригада штрафников, которая и направлена была туда именно потому, что маршал – сам бывший заключенный. Объявлены штрафниками моряки-добровольцы штурмового отряда майора Ц.Л. Куникова, который в феврале 1943 г. захватил плацдарм на Мысхако в районе Новороссийска. Об Александре Матросове рассказывают, как о штрафнике, хотя он был воспитанником Уфимской трудовой колонии и попал на фронт по мобилизации. Не краснея, утверждают, что в штрафбаты направлялись «исключительно зеки ГУЛАГа». Пишут о том, что в Красной Армии были многие тысячи штрафных частей, в которых воевали несколько миллионов человек.

Недобрую службу сослужил вышедший несколько лет назад телесериал «Штрафбат» (автор сценария Э.Я. Володарский, режиссер Н.Н. Досталь), многое в нем оказалось поставленным с ног на голову. По воле авторов фильма в придуманной ими воинской части бок о бок воюют разжалованные офицеры и рядовые солдаты, освобожденные из лагеря политические заключенные и уголовники. По ходу фильма к штрафбату присоединяется православный священник отец Михаил. Командует воинской частью бывший капитан РККА штрафник Твердохлебов. Он же подбирает остальной командный состав – ротных, взводных.

С экрана предстают не воины Красной Армии, а какие-то оборванцы, живущие в атмосфере полупартизанской вольницы. Командиры, чтобы добиться выполнения боевой задачи, вместо отдания приказа уговаривают подчиненных. Политический состав, начиная с комиссара, в этом киношном штрафбате отсутствует напрочь, зато в расположении батальона безвылазно находится начальник особого отдела дивизии, как если бы у него не было иных забот. Сами же штрафники словно состоят не на довольствии в регулярной армии, а пребывают где-то в глубоком тылу врага и потому вынуждены всем необходимым, в том числе оружием, обеспечивать себя самостоятельно и за счет противника. Что касается статуса штрафника, то он по воле авторов фильма носит по сути пожизненный характер. Зрителя подводят к ложной мысли, что сколько штрафник ни воюй, сколько ни проявляй героизма и ни получай ранений, единственная возможность снять с себя «грехи» – погибнуть в бою. Иначе – смерть от пули особиста или заградотрядовца.

Вопреки широко распространенным заблуждениям, штрафные части, созданные по приказу наркома обороны № 227, не имели ничего общего с исправительными учреждениями, а представляли собой обычные стрелковые части.

Всего за неполные три года, минувшие ко дню окончания войны, в составе действующей армии, по данным Генерального штаба ВС СССР, насчитывалось 65 отдельных штрафных батальонов (ОШБ) и 1048 отдельных штрафных рот (ОШР), причем их количество не было постоянным и уже с 1943 г. стало снижаться. Новейшие подсчеты военного юриста и историка А.В. Мороза, позволившие исключить двойной учет одних и тех же формирований, дают еще меньшую цифру – 38 ОШБ и 516 ОШР.

В их составе, согласно архивным отчетно-статистическим документам Генерального штаба, воевали 427910 человек переменного состава. При примерной ежегодной численности армии и флота в 6–6,5 млн. человек доля штрафников ничтожна – от 2,7 процента в 1943 г. до 1,3 процента в 1945 г., что не позволяет говорить об их сколько-нибудь заметной роли в войне.

Принципиальная разница между штрафными и линейными частями состояла только в том, что личный состав штрафных батальонов и рот подразделялся на постоянный (командно-начальствующий состав) и переменный (собственно штрафники). Командиры назначались на должности в обычном порядке, получая, по сравнению с офицерами из линейных частей, льготы по исчислению общей выслуги лет, выслуги в воинском звании, а также повышенный оклад денежного содержания.

Кадровые военнослужащие были безоговорочно чисты перед законом (уже поэтому штрафник Твердохлебов не мог командовать батальоном). Более того, они подбирались, как потребовал нарком обороны, из числа волевых и наиболее отличившихся в боях командиров и политработников. Командир и комиссар ОШБ пользовались по отношению к штрафникам дисциплинарной властью командира и комиссара дивизии, командир и комиссар ОШР – властью командира и комиссара полка.

Переменники направлялись в штрафные части на срок от одного до трех месяцев либо приказом соответствующего командира (таким правом были наделены командиры дивизий и отдельных бригад и выше в отношении офицеров, командиры полков и выше – в отношении рядового и сержантского состава), либо военным трибуналом, если были осуждены с отсрочкой исполнения приговора до окончания военных действий. По ходу войны к ним присоединялись лица, освобожденные из исправительных колоний и лагерей, а до того осужденные, как правило, за нетяжкие преступления. По неполным данным, за годы войны ИТЛ и колонии НКВД досрочно освободили и передали в действующую армию около 1 млн. человек.

Правда, лишь некоторая часть из них была направлена в штрафные формирования, большинство пополнили обычные линейные части. Именно из такого контингента состояла стрелковая бригада, о которой в книге «Солдатский долг» писал маршал К.К. Рокоссовский и которую многие читатели принимают за штрафное формирование.

Провинившиеся офицеры (от младшего лейтенанта до полковника) направлялись в штрафные батальоны, рядовой и сержантский состав – в штрафные роты. Бывшие офицеры попадали в штрафроты только в том случае, если по приговору военного трибунала они были лишены воинского звания. Все военнослужащие переменного состава, независимо от того, какое воинское звание они носили до направления в штрафную часть, были разжалованы судом или нет, воевали на положении штрафных рядовых.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

А Здор Александр Викторович — штурман, Аббязов Асхат Минахметович — бортинженер,
Вшивцев Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов Сергей Борисович — ведущий инженер,
Рязанов Виктор Петрович — ведущий инженер награждены орденами Мужества. О их подвиге снят фильм «Кандагар».

3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД бортовой номер RA-76842, принадлежавший казанской компании «Аэростан», с семью членами экипажа на борту по заказу правительства в Кабуле, в рамках межправительственного соглашения с Албанией, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана — Кабул (Баграм) с грузом стрелковых боеприпасов. Фактическим получателем груза был «Северный альянс», авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага «Талибана» Ахмад Шах Масуда. Сходные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи, экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных. Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителями движения «Талибан» и был принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. Среди формально разрешённых к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещёнными к перевозке снарядами.

Более года (378 дней) члены экипажа самолёта находились в плену в очень тяжёлых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжёлым: они всерьёз опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана». С другой стороны, они долго не замечали никаких существенных усилий со стороны российских властей по вызволению их из плена. Талибы предлагали им перейти в ислам с обещаниями облегчить участь. Связь с Россией удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Попытка Акулова обменять пленников на запчасти к вертолётам не удалась. С другой стороны, удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега. Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолёт требует периодического технического обслуживания. За отсутствием собственных специалистов, экипажу было позволено, время от времени, под вооружённым конвоем, поддерживать самолёт в работоспособном состоянии.

И вот 16 августа 1996 года при очередном техобслуживании (в частности, поводом к нему послужило повреждённое колесо шасси) экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв. Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Самолёт-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс, и топливо слито не было. Для большей скрытности самолёт уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию), причём на предельно малых высотах. Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили самолёт в своё воздушное пространство, в дальнейшем самолёт беспрепятственно прилетел в ОАЭ, в Шарджу.

В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики благополучно вернулись в Казань. 22 августа того же года был подписан указ о награждении экипажа, командиру корабля и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества. Члены экипажа самолёта: Шарпатов, Владимир Ильич — командир воздушного судна, Хайруллин, Газинур Гарифзянович — второй пилот, Здор, Александр Викторович — штурман, Аббязов, Асхат Минахметович — бортинженер, Вшивцев, Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов, Сергей Борисович — ведущий инженер,

Рязанов, Виктор Петрович — ведущий инженер. (Википедия)

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии