RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Оболганный поручик
20 января 2014 г.

Оболганный поручик

200-летие Михаила Юрьевича Лермонтова: остановим распространение клеветы!
Еще раз о выступлении в бундестаге недоучки из Нового Уренгоя
7 декабря 2017 г.

Еще раз о выступлении в бундестаге недоучки из Нового Уренгоя

Ответ 15-летней школьницы Любы Левитанус 17-летнему гимназисту Николаю Десятниченко
Победа над Японией
3 сентября 2019 г.

Победа над Японией

Америкосы считают её «своей», хотя ничем, кроме атомной бомбардировки мирных городов Хиросима и Нагасаки, не отличились на финише Второй мировой войны
Первый в истории  луномобиль
17 ноября 2017 г.

Первый в истории луномобиль

17 ноября 1970 года СССР вновь опередил всех в освоении космоса — по Луне со скоростью 2,4 км/час «помчался» наш «Луноход-1»
Десантный
21 мая 2019 г.

Десантный "батя" Константин Ольшанский

21 мая 1915 года родился Константин Федорович Ольшанский, будущий командир роты морских пехотинцев, Герой Советского Союза
Главная » Подвиги в наследство » Штурм Пиллау

Штурм Пиллау

В ночь на 26 апреля 1945 года пала последняя цитадель Восточной Пруссии - морской порт и крепость Пиллау.

На этом завершилась Восточно-Прусская стратегическая операция.
Штурм Пиллау


Она продолжалась 103 дня и была самой длительной операцией последнего года войны (Солдатский храм: http://vk.com/wall-98877741_726)
В Москве в честь взятия города был дан салют из двадцати залпов - причем, как свидетельствуют факты, к этому моменту еще продолжались бои в цитадели - шведской крепости Пиллау, заложенной в 17 веке по приказу короля Густава II Адольфа.
Этот последний опорный пункт Восточной Пруссии гитлеровцы защищали с особым упорством. Шесть дней шли непрерывные бои за эту морскую крепость. И только к исходу 25 апреля гвардейцы 11 армии прорвали все укрепленные рубежи обороны, уничтожили основные силы врага и овладели крепостью. В завершающих боях обе стороны несли большие потери. Здесь, на подступах к Пиллау, погиб отважный командир 16-го гвардейского корпуса 11-й гвардейской армии Герой Советского Союза гвардии генерал-майор С. С. Гурьев. Позднее в честь героя город Нойхаузен был переименован в Гурьевск ( см. Солдатский храм http://vk.com/wall-98877741_500)
Крепость пала, но бои на косе Фрише Нерунг продолжались. Уцелевшие войска, объединившись с группировкой из Бальги, медленно отступали в глубь косы, ведя ожесточенные бои. Капитулировали они лишь 8 мая 1945 года, одновременно с капитуляцией фашистской Германии.
Почему же так велики были масштабы Пилаусской операции, и почему такое значение придавалось этому сражению?
Рассказывает вице-адмирал Виктор Литвинов: "Пиллауский полуостров совсем небольшой - 15 километров в длину, а в ширину около полукилометра в районе Заставы и до пяти километров в районе города. Где собственно и расположился Балтийск. И на этом небольшом участке было сосредоточено свыше 40 тысяч гитлеровцев. Это, считайте, половина армии! Прибавьте к этой цифре еще группировку на Косе, которая насчитывала 35 тысяч немецких солдат. По сути, на полуострове сосредоточилась целая армия. Правда, состояла она из разбитых, наполовину обескровленных стрелковых и танковых дивизий, различных артиллерийских бригад и, конечно же, войск средств обеспечения гитлеровцев.
Только что закончилась битва за Кенигсберг, который находится в пятидесяти километрах от Пиллау.
9 апреля Москва салютовала участникам и победителям штурма Кенигсберга. Но перед командованием тут же была поставлена следующая задача - взятие Пиллау. Нужно сказать, что гитлеровцы до начала Восточно-прусской операции уже находились в агонии между нашими фронтами. Они спешно покидали полуостров и отправляли сотни тысяч беженцев, предприятия, технику. К примеру, в январе вместе с беженцами из Пиллау вышло 100 кораблей. А в феврале 45-го года - уже 250. И вот только за эти два месяца фашисты вывезли отсюда свыше пятисот тысяч беженцев, не считая сотен тысяч раненых гитлеровцев. Было вывезено и оборудование крупных промышленных предприятий. Массовый исход продолжался еще и в марте. Железная дорога, соединяющая Кенигсберг и Пиллау, была постоянно загружена эшелонами. Последний эшелон шел по ней 4 апреля 45-го года. До 9 апреля - штурма Кенигсберга, фашисты умудрились отправить еще серию груженых эшелонов.
Но вернемся к штурму Пиллау. Вначале командующий 3-им Белорусским фронтом маршал А. Василевский поставил эту задачу перед командующим 2-й гвардейской армией генералом П. Чанчибадзе. Сразу после взятия Кенигсберга 2-ая гвардейская начала наступление на Пиллау. Это были ожесточенные бои. Гитлеровцы сопротивлялись отчаянно. К 16 апреля гвардейцы продвинулась до Фишхаузена (Приморск). И здесь бои были жестокими и беспощадными. И все же 17 апреля Фишхаузен пал. Маршалу Василевскому постоянно докладывали о состоянии 2-ой гвардейской армии. За шесть суток тяжелейших боев она была почти обескровлена. В это же время Александр Михайлович Василевский получает команду из Москвы о кратчайших сроках взятия Пиллау. Он понимал, что 2-ая гвардейская должна быть заменена свежими силами. И тогда маршал ставит задачу перед генералом К.Н. Галицким. Вторую гвардейскую заменяет 11-ая армия. Кузьма Никитович лично выступал перед войсками, разъясняя суть предстоящего штурма.
20 апреля в 11.00 войска 11-ой гвардейской перешли в наступление. Когда войска идут на штурм, то должны превосходить силы противника. И поэтому если мы говорим, что немецкая группировка состояла из более чем сорока тысяч солдат, то можете себе представить, какое количество должно было быть в 11-ой гвардейской армии! Да, она была усилена и артиллерийскими, и танковыми дивизиями. И, конечно, особую задачу получили воздушные силы. С 9 по 25 апреля советские летчики совершили свыше 2000 самолетовылетов. За все время полетов бомбардировщики сбросили на пиллауский полуостров около трехсот бомб, а штурмовая авиация - около тысячи.
А какое участие балтийский флот принимал в сражении? Балтийское море было перегружено минами. 72 тысячи советских и немецких мин было выставлено под водой. А в конце войны мины установили и англичане. Крупным судам было невозможно в короткие сроки пройти от Кронштадта до Пиллау. Поэтому Балтийский флот использовал бригады торпедных катеров, бронекатера, сторожевые катера. И это с учетом того, что часть Латвии еще была занята фашистами - так называемый «Курляндский мешок!» Как же прорвались малые силы Балтийского флота в Гданьский залив, к Пиллау?
В основном, по железной дороге. Таким образом, в штурме приняло участие более сотни малых катеров. На внешнем рейде, когда фашисты продолжали эвакуировать людей и технику, малые катера потопили двадцать три транспорта, тринадцать сторожевых кораблей, 14 барж и тральщиков. Другими словами, Балтийский флот активно действовал и готовился к десантным операциям. Впоследствии мы увидим, что после взятия Пиллау была проведена крупная десантная операция с использованием торпедных катеров, как десантно-высадочных средств, в том числе и для огневой поддержки десанта при высадке на Фрише-Нерунг.
В 11 часов утра 20 апреля войска начали наступление на передовые фашистские позиции. Нужно представить, насколько тщательно гитлеровцы подготовили оборонительные рубежи. Их было шесть, а первый располагался чуть севернее Заставы, на перешейке.
Укрепления были построены по последнему слову техники и инженерной мысли. Представьте себе противотанковые рвы шириной до 4-6 метров и глубиной до трех метров. Как правило, впереди и позади них стояли противотанковые надолбы, а за ними несколько линий траншей полного профиля. На каждые сто метров - по нескольку дотов, дзотов, пулеметных гнезд и врытые в землю танки класса "Пантера". В этом районе у немецкой группировки насчитывалось около ста таких танков. И все-таки мы одолели этот первый рубеж уже 20 апреля! А 21-го - двинулись на второй оборонительный гитлеровский рубеж. Он был выстроен в районе нынешнего поселка Павлово. И его взяли, не смотря на то, что на пути были установлены проволочные заграждения и траншеи полного профиля.
Третья линия гитлеровской обороны в районе Нойхойзер (пос. Мечниково) была самой укрепленной. Здесь противотанковые рвы были еще шире и глубже: шириной 8 и глубиной 4 метра. Две лини уже пройденных нами полнопрофильных траншей с блиндажами, дотами и дзотами. Именно на третьем рубеже бои приняли затяжной характер. И все же 24 апреля 11-ая гвардейская взяла и этот рубеж!
Но оставались еще три. Если мы представим Стеллу, что на въезде в Балтийск, так вот, чуть севернее нее шла четвертая, а южнее - пятая, и уже в самом городе - шестая линии обороны. В самом же Пиллау каждый дом представлял, по сути, малую крепость. На первых этажах разместились пулеметные гнезда, а в некоторых строениях, в проломах стен были установлены дальнобойные мощные орудия. За каждый дом, без преувеличения, шел жесткий бой.
Каждый из дивизии: от рядового до командира понимали, что недалек день победы, но шли в бой, также понимая, что могут не вернуться. Шли, осознавая, что именно от этого штурма, а гитлеровцы в агонии сопротивлялись особенно ожесточенно, зависит общая победа. 25 апреля Пиллау был полностью освобожден от гитлеровцев. Остатки немцев укрепились в цитадели (Шведская крепость). Только она оставалась пока не взятой гвардейцами. Крепость была очень хорошо укреплена: баррикады и лабиринты внутри бастионов, - все было подготовлено к длительной обороне. На все предложения советского командования сдаться, фашисты отвечали огнем.
Генералиссимус И. Сталин постановил, что к 25 апреля Пиллау должен быть взят, и уже отдал приказ о салюте в Москве.
Войска 1-ой стрелковой дивизии под командованием Героя Советского Союза, генерала П.Ф. Толстикова штурмовали крепость в Пиллау. Для подготовки решающего штурма дивизии были отведены считанные часы. Связки хвороста перевязывали веревками и прутьями - строили плотики. В ход шли все подручные средства. В это время наша авиация нанесла несколько бомбовых ударов, точечных, непосредственно по крепости. Но фашисты не сдавались. В полночь начали штурм крепости. Наконец, передовые отряды ворвались внутрь и проникли в лабиринты крепости. Завязалась рукопашная. И 26 апреля в два часа тридцать минут ночи над крепостью взвилось красное знамя. Крепость пала.
Незначительная часть гитлеровцев успела форсировать морской канал и присоединиться к группировке на Косе. В результате боев за Пиллау несколько тысяч немецких солдат было уничтожено, остальные сдались в плен.
Каждый год мы с вами возлагаем цветы и склоняем головы перед братской могилой у крепости. Под мраморными плитами лежат 517 советских воинов. 55 участников штурма Пиллау были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Из них четверо - захоронены здесь. Это минометчик Л. Некрасов - командир минометной роты, старшина роты - пехотинец С. Дадаев. Это летчики Поляков и Тарасевич.
Вторая братская могила, в которой захоронены сотни советских солдат - в Камстигале, несколько десятков воинов упокоены в братской могиле на Косе. Недостаточно слов "мужество", "отвага", "смелость", чтобы передать любовь к родной земле, энергию и ненависть к фашизму, которыми были наполнены сердца наших прадедов, дедов и отцов, сражавшихся на этой земле и отстоявших нашу с вами свободу.
После взятия Пиллау 148 частей и подразделений были награждены правительственными наградами. А чтобы вы, уважаемый читатель, представили истинный и беспрецедентный масштаб Пиллауской операции, сравните. За взятие Кенигсберга было представлено к наградам 150 частей; за взятие Будапешта - 53; за штурм Вены - 84 воинских части.
Спустя время после взятия Пиллау, считалось, что в штурме полегло, не считая моряков и летчиков, 1300 солдат и офицеров Советской армии. Однако поисковая деятельность, проведенная после окончания войны, показала, что это далеко неточная цифра. Сегодня достоверно известно, что на земле Пиллауского полуострова погибло 2 300 воинов, а ранено девять тысяч. А, что значит, - ранено? Ведь сотни и тысячи умерли от тяжелейших ран в полевых медсанбатах и госпиталях!".
Такова цена взятия Пиллау, которую заплатили наши прадеды, деды и отцы на этой земле.
В июле 2016 года крепости Пиллау исполнится 390 лет. До сих пор на стенах крепости встречаются надписи на немецком языке, а подземные ходы, замурованные много лет назад, хранят тайны (заметка о крепости http://vk.com/wall10022051_2683, С. Л.)
Министр обороны Сергей Шойгу 28 марта посетил город Балтийск и крепость и постановил создать на территории крепости музейно-исторический комплекс Вооруженных Сил Российской Федерации.

Использованы материалы газеты "Балтийские ведомости"; сайт "Балтийск-Пиллау".

Светлана Ляхова, "Солдатский храм" (https://vk.com/ruvoin)

.
25 апреля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
18 октября
пятница
2019

В этот день:

Крепость Кронштадт

18 октября 1723 года на острове Котлин Петром I заложена крепость Кронштадт, главная база Балтийского флота, «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон».

Крепость Кронштадт

18 октября 1723 года на острове Котлин Петром I заложена крепость Кронштадт, главная база Балтийского флота, «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон».

Тогда же и город на острове Котлин был назван Кронштадтом, что означает «Город—крепость» или «Укреплённый город».

В 1723—1747 годах построена центральная крепость, окружающая Кронштадт с моря и суши. В январе 1733 года при морском госпитале открылась госпитальная лекарская школа — первое военно-морское медицинское учебное заведение страны.

После катастрофического пожара 23 июля 1764 года Кронштадт восстанавливался по генеральному плану, составленному архитектором С. И. Чевакинским. В 1783 году Екатерина II хотела перевести адмиралтейство из Санкт-Петербурга в Кронштадт; комплекс зданий Кронштадтского адмиралтейства был построен в 1780—1790-х годах по проектам архитекторов М. Н. Ветошникова, В. И. Баженова и Ч. Камерона. Павел I отменил этот проект. В 1786 году открылось Морское офицерское собрание, ставшее центром культурной жизни Кронштадта.

Тарутинский бой

18 октября 1812 года в районе села Тарутино Калужской области произошло сражение между русскими войсками под командованием фельдмаршала Кутузова и французскими войсками.

Тарутинский бой

18 октября 1812 года в районе села Тарутино Калужской области произошло сражение между русскими войсками под командованием фельдмаршала Кутузова и французскими войсками.

 Победа при Тарутине была первой победой русских войск в Отечественной войне 1812 года после Бородинского сражения. Успех укрепил дух русской армии, перешедшей в контрнаступление.
Цель Тарутинского боя не была достигнута полностью, но её результат оказался успешным, и ещё большее значение имел успех для подъёма духа русских войск. Прежде в ходе войны ни в одном сражении у любой из сторон (даже при Бородино) не было такого количества захваченных пушек, как в этом — 36 или 38 орудий. В письме царю Александру I Кутузов сообщает о 2 500 убитых французах, 1 000 пленных, и ещё 500 пленных на следующий день взяли казаки при преследовании. Свои потери Кутузов оценил в 300 убитых и раненых.

 

 


Первый лайнер Аэрофлота

18 октября 1929 года состоялся первый полёт пассажирского самолёта «К-5» конструктора К. А. Калинина. «К-5» стал первым российским пассажирским самолётом, который строился большой серией.

Первый лайнер Аэрофлота

18 октября 1929 года состоялся первый полёт пассажирского самолёта «К-5» конструктора К. А. Калинина. «К-5» стал первым российским пассажирским самолётом, который строился большой серией.

 Основной самолёт Аэрофлота до 1940 года. Всего было построено 258 самолётов этого типа.

К разработке «К-5» Калинин приступил в 1926 г., прототип был построен в 1929 г. Машину подняли в воздух пилот М.А. Снегирёв и бортмеханик П.Н. Власов. В качестве третьего члена экипажа полетел сам Калинин. Случилось это на харьковском аэродроме "Сокольники". Самолёт оказался лёгок в управлении, хорошо слушался руля. 30 мая 1930 К-5 перелетел в Москву, где выдержал экзамен перед государственной комиссией. Госкомиссия установила, что самолёт вполне отвечает предъявленным требованиям. Дальность до 1000 км, скорость до 200 км в час.

 

Арест Рихарда Зорге

18 октября 1941 года в Токио в результате предательства был арестован советский разведчик Рихард Зорге.

Арест Рихарда Зорге

18 октября 1941 года в Токио в результате предательства был арестован советский разведчик Рихард Зорге.

Японские радиопеленгаторы регулярно засекали выходившую в эфир радиостанцию группы Зорге. Засечь точно работающий передатчик, или даже приблизиться к нему достаточно близко, японцам так и не удалось. Мнение о провале группы как следствие успешно работавших пеленгаторов — это не более чем художественный вымысел. Первая радиограмма была перехвачена в 1937 году. С тех пор донесения перехватывались регулярно. Однако, расшифровать ни одну из перехваченных радиограмм японцы так и не смогли.

И только после того, как на первом же допросе радист Макс Клаузен выдал всё, что он знал о кодах шифрования, японцы смогли расшифровать и прочитать всю подборку перехваченных донесений за несколько лет. Эти донесения фигурировали в материалах следствия, и по ним обвиняемые давали свои пояснения.

Всего по делу группы Зорге было арестовано 35 человек, привлечено к суду 17. Дознание длилось до мая 1942 года. 16 мая 1942 года официальные обвинения были предъявлены первым 7 обвиняемым: Зорге, Одзаки, Максу Клаузену, Вукеличу, Мияги, Сайондзи и Инукаи. Остальным обвинения были предъявлены позднее. Приговоры основным обвиняемым были вынесены 29 сентября 1943 года. Зорге и Одзаки были приговорены к смертной казни через повешение, Вукелич и Клаузен — к пожизненному тюремному заключению, Мияги умер в тюрьме ещё до вынесения приговора. Подробно: http://rosgeroika.ru/podvigi-v-nasledstvo/2013/september/povesit-na-royalnoj-strune?searched=%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B4+%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B5&advsearch=allwords&highlight=ajaxSearch_highlight+ajaxSearch_highlight1+ajaxSearch_highlight2

 

«Интервью» у Венеры

18 октября 1967 года межпланетная станция «Венера-4», запущенная 12 июня 1967 года, достигла цели.

«Интервью» у Венеры

18 октября 1967 года межпланетная станция «Венера-4», запущенная 12 июня 1967 года, достигла цели.

Спускаемый аппарат с набором научной аппаратуры благополучно отделился и впервые в истории космонавтики провел прямые измерения состава атмосферы Венеры при спуске в ней на парашюте.    Спускаемый аппарат мог работать при температуре вплоть до +425°C и при давлении до 10 атмосфер, причем для увеличения шансов на успех он десантировался на ночную сторону планеты. Перед стартом он был подвергнут стерилизации с целью предотвращения переноса на Венеру земных микроорганизмов.

Сигнал прекратился внезапно через 95 минут после начала спуска, на 25-26 км ниже начальной точки, когда за бортом было +280°C и 15 атмосфер. Сначала всем казалось, что это и был момент посадки и что «Венере-4» удалось дойти до поверхности в рабочем состоянии. И лишь через несколько недель стало ясно, что в действительности на высоте около 28 км аппрарат был раздавлен атмосферным давлением, оказавшимся намного больше предусмотренного при конструировании станции.

Лишь «Венера-7», запущенная 17 августа 1970 года, благополучно достигла поверхности планеты. Она разрабатывалась и строилась с учетом опыта полетов предыдущих АМС. Спускаемый аппарат был сконструирован заново, и он должен был работать не менее 30 минут на поверхности при температуре до +540°С и давлении до 150 атмосфер. Теоретические значения, полученные для поверхности планеты были такими: 500°С и 100 атмосфер, так что спускаемый аппарат был построен с запасом. На всякий пожарный случай.

Спустя 120 суток после старта, 15 декабря 1970 года, станция «Венера-7» достигла планеты.

15 декабря в 8 часов 34 минут 10 секунд спускаемый аппарат впервые в мире совершил мягкую посадку на поверхность Венеры. В общей сложности он передавал на Землю информацию в течение 53 минут, в том числе около 20 минут непосредственно с поверхности Венеры. Измеренная температура у поверхности Венеры составила 475°±20°С; она соответствовала давлению 90±15 атмосфер.

В 1975 году спускаемый модуль зонда "Венера-9" передал первые черно-белые фотографии поверхности планеты. И, наконец, первые цветные изображения были получены в 1982 году "Венерой-13".

Американцы далеко отстали от СССР в исследовании Венеры. Лишь в 1967 году через день после посадки советской "Венеры-4" мимо планеты на расстоянии 4000 км пролетел американский "Маринер-5". На околовенерианскую орбиту впервые США вышли с помощью аппарата «Пионер-Венера-1», запущенного 20 мая 1978 года, который проработал до августа 1992 года и осуществлял, в частности, радиолокационное картографирование планеты.

Американская пресса вынуждена была констатировать: "Русские побили США в борьбе за очень большое количество первых мест в освоении космоса: первые спутники, запуск первых животных и первого человека, первый выход в открытый космос, первая посадка зонда на Марсе, первый зонд к Венере, первая орбитальная станция, первый полет вокруг Луны».

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии