RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Гвардия России
2 сентября 2017 г.

Гвардия России

Президент России Владимир Путин Указом №2032 установил Памятный День российской гвардии 2 сентября
Наследие вождя
12 января 2017 г.

Наследие вождя

Десять сталинских ударов по врагам человечества
Карибский кризис: взгляд разведчика
12 июля 2013 г.

Карибский кризис: взгляд разведчика

12 июля 1962 года началась операция под кодовым названием «Анадырь» - перевозка на Кубу советских ракет и оборудование там ракетных позиций
Первый поклон - фронтовикам!
23 февраля 2017 г.

Первый поклон - фронтовикам!

23 февраля, пожалуй, самая красная дата календаря и в прямом, и в переносном смысле.
Три славы актёра
8 мая 2014 г.

Три славы актёра

35 лет назад не стало Алексея Смирнова
Главная » Подвиги в наследство » "За Зою!"

"За Зою!"

Когда-то о Зое и Шуре Космодемьянских знал каждый школьник нашей большой страны. О них не только знали и помнили, но и стремились быть похожими на юных героев.

Сейчас - иные примеры для подражания. И о подвигах павших за Родину напоминают лишь обелиски да гвоздики в памятные даты, скромно лежащие на постаментах...

Трасса Калининград-Балтийск. Ежедневно в сторону моря и обратно по ней движутся тысячи автомобилей. 71 год назад эти места были совсем иными. Цитадель милитаризма, город-крепость, ставший символом низвержения фашистской Германии, предопределивший падение Берлина - Кёнигсберг - пал несколько дней назад. Но здесь, в направлении Пиллау, морской крепости, ожесточенное сопротивление еще продолжалось.
"Рейхсдорога 131" - так называлась дорога, ведущая из Кёнигсберга в Пиллау через Фишхаузен (сейчас город Приморск), именно здесь путь наступавшим советским войскам преграждали отступающие части бывшей когда-то непобедимой армии.
Западную часть Земландского полуострова к началу нашего наступления обороняли 9-й и 26-й армейские корпуса в составе семи-восьми пехотных и одной танковой дивизий, а учитывая боевые группы и другие части, по данным разведки фронта и армии, — до десяти дивизий . Спешно формировалась группа армий, получившая название "Великая Пруссия".
Пиллау стал последней надеждой агонизирующей немецкой армии. Кроме того - мирные жители, опасаясь вполне заслуженной мести советских солдат, стремились покинуть территорию Восточной Пруссии именно через Пиллау и косу Фрише-Нерунг, связывающую Пруссию с материковой Германией.
"В связи с военной необходимостью вывезти из Пиллау несколько десятков тысяч человек, так как масса беженцев находится между защитниками и противником и ослабляет силы сопротивления гарнизона" - так изложил свои требования Гитлеру гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох, и с конца марта возобновилась эвакуация населения из Пиллау.
Тем временем в ожидании нового наступления войска 3-го Белорусского фронта улучшали свои позиции, проводили рекогносцировку местности, саперы делали проходы в проволчных и минных заграждениях. Перерыв в боях не мог быть долгим - Земланский полуостров необходимо было освобождать, не позволив врагу собраться с силами.
В эти апрельские дни 1945 года только 2-я гвардейская армия под командованием генерала П. Чанчибадзе провела более ста засад и поисковых операций, потеряв в них убитыми и ранеными 85 разведчиков. Такой ценой была добыта информация о немецкой группировке на Земландском полуострове.
11 апреля Василевский выдвинул ультиматум: "... Чтобы избежать ненужного кровопролития, я требую от вас: в течение 24 часов сложить оружие, прекратить сопротивление и сдаться в плен." Ответа от немецкого командования не поступило.
В 8 часов утра 13 апреля начался завершающий этап Восточно-Прусской операции - Земландская фронтовая операция.
14 километр трассы Калининград-Балтийск. Именно здесь оборвалась жизнь Героя Советского Союза Александра Космодемьянского.
В 1941 году Александру исполнилось 16 лет. Гибель сестры Зои Космодемьянской - бойца разведывательно-диверсионной группы, схваченной немцами и повешенной после зверских пыток и издевательств в селе Петрищево Московской области. стала для Шуры не просто трагедией - оставаться в стороне от войны, не смотря на возраст, он не смог. Александр и четверо его школьных товарищей, не дожидаясь официального призыва, стали добиваться отправки на фронт. Их просьба была удовлетворена только в апреле 1942 и 1 мая все пятеро были направлены из Москвы в Ульяновское танковое училище, а по окончании его осенью 1943 года - на фронт. Трое из них, включая Александра, погибли, не дождавшись Победы.
Боевое крещение Александр Космодемьянский получил 21 октября 1943 года под Оршей. Экипаж танка КВ гвардии лейтенанта Космодемьянского с надписью на борту "За Зою" первым достиг вражеской траншеи, огнем и гусеницами проложил путь пехоте, следующей за ними. В этом бою экипаж танка уничтожил 10 блиндажей, несколько орудий, самоходную установку и до роты солдат противника.В разгар атаки танк Александра получил повреждение, но из боя не вышел. Под ураганным огнем противника экипаж смог починить танк и продолжил наступление. За мужество и героизм Александр Анатольевич Космодемьянский был награжден Орденом Отечественной Войны 2-й степени.
Летом 1944 года гвардии лейтенант Космодемьянский принял командование самоходной артиллерийской установкой СУ-152, созданной на базе танка КВ.
Во время операции "Багратион", в боях за населенные пункты Бабичи и Батраковцы экипажу самоходки была поставлена задача прикрывать атаку наших танков. Громя в сражении противника, Анатолий заметил, что вражеская самоходка зашла во фланг нашему танковому подразделению и ведет огонь по бортам советских машин, где броня тоньше. Быстро оценив ситуацию, он смелым маневром вывел машину на ударную позицию и поджег немецкую самоходку. Продолжая двигаться вперед, экипаж Космодемьянского огнем орудия, гусеницами и автоматными очередями уничтожил в бою свыше 30 немецких солдат и офицеров, 4 дзота, 4 противотанковых орудия с прислугой, раздавил 2 блиндажа и поджег склад с боеприпасами. 28 июня 1944 года Александр Космодемьянский был представлен к награждению Орденом Отечественной Войны 1-й степени.
В Кёнигсберг коммунист Александр Космодемьянский пришел уже гвардии старшим лейтенантом, командиром самоходной установки 350-го гвардейского тяжелого самоходно-артиллерийского полка. 6 апреля в районе Транквиц (имение близ Кёнигсберга) под сильным артиллерийским и минометным огнем противника Космодемьянский организовал наведение переправы через канал Ландграбен (питьевой канал Кёнигсберга) шириной в 30 метров и первым форсировал водный рубеж. За смелость и находчивость, проявленные в боях, старший лейтенант Космодемьянский был выдвинут на должность командира батареи СУ-152.
8 апреля его батарея, несмотря на плотный заградительный огонь и минные поля, вышла на открытую позицию перед фортом N6 "Королева Луиза". Дав залп по форту, она разбила ворота и с ходу ворвалась во двор. Гарнизон форта капитулировал. Было взято 350 пленных, 9 танков, склады с горючим, 200 автомашин .
За этот подвиг гвардии старший лейтенант Александр Космодемьянский был представлен к званию Героя Советского Союза.
В ходе боев за крепость экипаж самоходки Космодемьянского, презирая смерть, умело прикрывал действия нашей пехоты и танков в тяжелейших уличных боях.
12 апреля, действуя со своим подразделением у населенного пункта Миагетен батарея Александра Космодемьянского уничтожила 2 самоходки противника, а также 18 дотов и укрепленных зданий вместе с гарнизонами.
Крупный лесной массив у города Фирбрюдеркруг пересекает то самое шоссе Кёнигсберг - Фишхаузен-Пиллау. Именно здесь немцы, создав опорный пункт с сильной артиллерией, силами 21-й пехотной дивизии попыталась задержать продвижение частей 90-го стрелкового корпуса. Командир корпуса генерал-майор Э.Ж. Седулин ввёл в бой 350-й гвардейский тяжёлый самоходно-артиллерийский полк. Тяжёлые самоходки ИСУ-152 с десантом на борту, круша врага огнём и гусеницами, с ходу прорвали вражескую оборону. Самоходка Космодемьянского была в их числе.
Немцам удалось поджечь машину молодого офицера. Но Александр и не думал выходить из боя. Оставив горящую машину, он продолжил наступление вместе с пехотой. Разовравшийся рядом немецкий снаряд смертельно ранил молодого офицера. Александру было 19 лет...
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года гвардии старшему лейтенанту Александру Анатольевичу Космодемьянскому было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
30 апреля 1945 года мать Зои и Шуры, Любовь Тимофеевна Космодемьянская, приехала в Кенигсберг за телом сына. Война отобрала у неё обоих детей.
ерой Советского Союза гвардии старший лейтенант Космодемьянский Александр Анатольевич был похоронен 5 мая 1945 года на Новодевичьем кладбище в Москве напротив могилы своей сестры-Героя Советского Союза Зои Анатольевны Космодемьянской - бойца разведывательно-диверсионной группы, схваченной немцами и повешенной после зверских пыток и издевательств в селе Петрищево Московской области. Рядом со своими детьми 12 мая 1978 года была похоронена и их мать - Любовь Тимофеевна Космодемьянская.
В 1958 году приказом министра обороны Александр Космодемьянский был навечно зачислен в списки личного состава 402-го ракетного полка, а после его расформирования — в состав гвардейского ракетного полка Иркутской ракетной дивизии.
На месте гибели отважного офицера, гвардии старшего лейтенанта Александра Космодемьянского установлен памятный обелиск. Его именем назван поселок под Калининградом, улица в Москве и родная школа Зои и Шуры Космодемьянских.
Проезжая к морю, остановитесь на минуту у памятного обелиска, склоните головы перед павшими. Они отдали за наше будущее то единственное и дорогое, что было у них – жизнь.

Источники: Портал "Подвиг народа"; Вестник "Календарь Победы"; Портал "Герои страны".

Сайт города Калининграда. История города.

Светлана Ляхова, "Солдатский храм" (https://vk.com/ruvoin)

.
13 апреля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
18 декабря
понедельник
2017

В этот день:

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

 Правда, тогда он назывался «Молитва русского народа». А с 31 декабря 1833 года стал официальным гимном Российской Империи под новым названием «Боже, Царя храни!» и просуществовал до Февральской революции 1917 года.

История создания Гимна такова. В 1833 году по указанию императора Николая I состоялся своего рода закрытый конкурс на новый Гимн России. Из поэтов в нем участвовали Нестор Кукольник, Василий Жуковский и некоторые другие, из композиторов — Михаил Глинка, Алексей Львов и пр. В итоге царю понравилась работа Львова и Жуковского: во-первых, звучит как молитва, гимн так и назывался поначалу — «Молитва русского народа»; во-вторых, мелодия простая, легко запоминающаяся.

Напомним текст этого произведения.

Боже, Царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу нам,

Царствуй на страх врагам,

Царь православный.
Боже, Царя храни!

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!
Гордых смирителю,

Слабых хранителю,

Всех утешителю -

Всё ниспошли!
Перводержавную

Русь Православную

Боже, храни!
Царство ей стройное,

В силе спокойное, -

Все ж недостойное,

Прочь отжени!

О, провидение,

Благословение

Нам ниспошли!
К благу стремление,

В счастье смирение,

В скорби терпение

Дай на земли!

 

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

В декабре 1959 года, после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О создании новой скоростной подводной лодки, новых типов энергетических установок и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок», в ЦКБ-16 (ныне СПМБМ «Малахит») была начата работа по созданию скоростной подводной лодки нового поколения, с титановым корпусом, с усовершенствованной атомной энергетической установкой и с возможностью запуска крылатых ракет из подводного положения (для вооружения лодки в 1960 году было начато проектирование ПКР П-70 Аметист).

Подлодка предназначалась для нанесения ракетных и торпедных ударов по авианосным соединениям противника. Также планировалось изучение новых конструкционных материалов, в частности — титанового сплава для корпуса лодки. Первоначально главным конструктором был назначен Н. Н. Исанин, позже его сменил Н. Ф. Шульженко. При проектировании лодки решением руководства было запрещено использовать уже освоенные приборы, автоматику, оборудование. Это решение повлекло за собой значительное увеличение сроков разработки проекта и удорожание работ, а также обусловило уникальность получившегося корабля.

В 1961 году начался выпуск рабочих чертежей после утверждения технического проекта. А

28 декабря 1963 года в цехе №42 под заводским номером 501 была заложена экспериментальная крейсерская подводная лодка К-162. 21 декабря 1968 года лодку спустили на воду, а 31 декабря 1969 года был подписан приемный акт и корабль вступил в строй.

25 сентября — 4 декабря 1971 года К—162 овершила дальний поход на полную автономность в Атлантический океан (от Гренландского моря до Бразильской впадины), во время которого продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США «Саратога». Во время похода на борту находилось 129 человек (вместо 83 по штату). За два с половиной месяца лодка всплывала на поверхность всего один раз.

 

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

Является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь». Стоит на вооружении с 1987 года. В составе ВВС России на начало 2013 года находится 16 самолётов Ту-160.

 

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Юлий Борисович Харитон родился в Петербурге 14 февраля (27 февраля по новому стилю). В 1939—1941 годах Юлий Харитон и Яков Зельдович впервые осуществили расчет цепной реакции деления урана.

Участвовал в атомном проекте с 1945 года, распоряжением ГКО СССР от 20 августа 1945 года № 9887сс/ов был включён в состав Технического совета Специального комитета. Ему в составе группы учёных (А. И. Алиханов (председатель), Ландау, А. Б. Мигдал, С. А. Рейнберг, М. А. Садовский, С. С. Васильев и А. П. Закощиков) на заседании 30 ноября 1945 года было поручено проанализировать все имеющиеся материалы о последствиях применения атомных бомб в Хиросима и Нагасаки и определить эффективность фактора взрывной волны, фактора теплового и фактора радиоактивного излучения.

С 1946 года Харитон — главный конструктор и научный руководитель КБ-11 (Арзамас-16) в Сарове при Лаборатории № 2 АН СССР. К работе над реализацией ядерно-оружейной программы под его руководством были привлечены лучшие физики СССР. В обстановке строжайшей секретности в Сарове велись работы, завершившиеся испытанием советских атомной (1949) и водородной (1953) бомб. В последующие годы работал над сокращением веса ядерных зарядов, увеличением их мощности и повышением надёжности.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии