RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Командор Николай Резанов
14 марта 2017 г.

Командор Николай Резанов

14 марта - день памяти начальника первой русской кругосветной экспедиции (1803 - 1806), русского дипломата Николая Петровича Резанова
120 лет Маршалу Мерецкову
7 июня 2017 г.

120 лет Маршалу Мерецкову

7 июня 1897 года родился Кирилл Афанасьевич МЕРЕЦКОВ
Возня вокруг Сталина
30 июня 2014 г.

Возня вокруг Сталина

30 июня 1956 года в СМИ СССР опубликовано постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий».
Начало преодоления Русской Смуты
29 марта 2016 г.

Начало преодоления Русской Смуты

405 лет назад 29 марта 1611 года вспыхнуло восстание в Москве, захваченной поляками и немцами в результате царившей на Руси Великой Смуты.
Почему не канонизирован князь Дмитрий Пожарский
27 сентября 2017 г.

Почему не канонизирован князь Дмитрий Пожарский

27 сентября 2012 года патриотическая общественность направила ОБРАЩЕНИЕ к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу
Главная » Подвиги в наследство » Удар по логову фашизма

Удар по логову фашизма

75 лет назад советские летчики морской авиации Балтийского флота впервые в Великой Отечественной войне отбомбились по Берлину

Это произошло через полтора месяца после нападения Германии на СССР.
Удар по логову фашизма

Вечером 7 августа 1941 года 13 тяжело нагруженных ДБ-3ф взлетели с аэродрома Кагул на острове Эзель и взяли курс на Берлин. Командовал воздушной операцией полковник Евгений Преображенский, он же возглавлял флагманскую группу. Вторую группу вёл капитан Гречишников, третью - капитан Ефремов, штурманом флагманского экипажа летел один из лучших специалистов авиации Балтфлота капитан Хохлов.

На подступах к Берлину немцы посчитали наши самолёты за свои, сбившиеся с пути. Огня не открывали, предлагали сесть на один из ближайших аэродромов. Загипнотизированные геббельсовской пропагандой о разгроме советской авиации, дежурные наблюдательных постов пришли в себя только тогда, когда на улицах Берлина начали рваться советские бомбы. Возникла настоящая неразбериха. Воспользовавшись этим, наши самолёты, освободившись от смертоносного груза, легли на обратный курс. В том историческом полёте, в ночь с 7 на 8 августа 1941 года, над Берлином побывало пять самолётов 1-го минно-торпедного авиаполка во главе с его командиром Преображенским. Остальные отбомбились по германскому городу-порту Штеттину.

Наутро немецкие радиостанции сообщили в эфир о попытке 150 английских самолётов прорваться к Берлину, а немецкие газеты информировали: «Английская авиация бомбардировала Берлин. Имеются убитые и раненые. Сбито 6 английских самолетов». На это английское министерство иностранных дел ответило через прессу: «Германское сообщение о бомбежке Берлина интересно и загадочно, так как 7-8 августа английская авиация со своих аэродромов не поднималась ввиду неблагоприятных метеоусловий». Только тогда немецкая разведка доложила: к Берлину прорвались советские бомбардировщики.
Гитлер поначалу не поверил. Он считал, что такой налёт под силу только англичанам, которые имели современнейшие по тем временам самолёты, дислоцировавшиеся в досягаемости до Берлина. Однако совместный англо-американский воздушный налёт на столицу рейха будет осуществлен только 17 августа 1943 года!

Об этом РГК подробно рассказал в статье http://rosgeroika.ru/podvigi-v-nasledstvo/2015/august/udaryi-vozmezdiya. Но в первых налетах на Берлин участвовали также летчики из подмосковных аэродромов под командованием Героя Советского Союза М.В. Водропьянова. Летчикам 81-й авиадивизии предстояло лететь на Берлин после балтийцев, когда фашисты уже были готовы к отражению воздушной атаки. Это значительно усложняло задачу. К тому же на подготовку к удару Сталин дал дивизии всего сутки. В результате первый полёт на Берлин летчиков Подмосковья хотя и был результативным закончился для многих трагично. Вот как об этом рассказано в воспоминаниях авиационного штурмана из Жуковского Георгия Молчанова:

"В своих воспоминаниях "По логову фашизма" я рассказываю о формировании и боевой работе 412 ДБАП ОН (Дальне-бомардировочного авиационного полка особого назначения), принимавшего участие в налете на г.Берлин в августе 1941 года.
Командовал полком, генерал-майор авиации тов. Лебедев Викторин Иванович. Я был заместителем штурмана полка.
Пусть этот эпизод о боевой работе личного состава и рабочего коллектива завода, принимавшего активное участие в соадании полка напомнит современному летному составу условия и на какой материальной часта приходилось выполнять боевые задания летному составу в начале Великой Отечественной Войны.

В субботу 21 июня 1941 года, возвратившись из полета, рабо­тал я тогда на одном из подмосковных аэродромов, наша постоянная бригада рыбаков-любителей отправилась на ночь в район нового водоема.
Рыбалка как никогда была удачной. Уже в 20 часов была приготовлена отличнейшая уха и когда с соответствующим "оформлением" была употреблена - район рыбалки огласился задорными песнями и частушками. Как всегда неторопясь ,рыбачили до 10 часов.

В 12 часов из района рыбалки большаком выехали на шоссе, и тут нашему взору представилась следующая картина:спереди и сзади нас, вытянулась большая колонна танков и автомашин. До остановки колонны мы не могли уяснить,что означало это движение - думал: видно части следуют для участия в маневрах.

Вскоре колонна остановилась и на над вопрос: что это маневры? Последовал ответ от командира бронеавтомобиля: "Какой хрен маневры. Гитлер без объявления войны напал на Советский Союз сегодня на рассвете".

Это сообщение навсегда осталось тяжелым воспоминанием. Теперь надо было как можно быстрее добраться в гарнизон.Но колонна не давала возможности бистро двигаться. Наконец, в 14 часов 22 июня мы достигли горнизона.
Переодевшись, как по боевой тревоге, помчались на аэродром. Там уже происходило формирование боевых частей. Нашим начальни­ком был тов.Стерлигов Б.В. Его мы встретили на пути к его каби­нету. Он обрадовался нашему появлению и строго-настрого приказал штурманам Торгману, Зайцеву, мне и еще некоторым товарищам никуда ни на какую из формирующихся здесь на месте частей (полков) "не наниматься". Ждите приказа будете работать в стра­тегической авиации.

Друзья мои (летчики,штурманы), узнав о том,что нам запрещено "наниматься" в те части, куда они ухе были определены - подшучивали "Состаришься ты, Жорка, пока дождешься стратегической, где она? Расскажи, может, мы пойдем туда? " Да, они были правы, не было ее нали­цо, ее надо было создать.

Шли томительные безрадостные дни. Друзья, получившие назна­чение, облетывали самолеты, готовясь к боевым вылетам. А  мы ждали. Наконец, наступил приказ. Нас отправляют в тыл в город Казань, на один из заводских аэродромов для формирования 412-го ДБА11 ОН, в распоряжение командира полка тов.Лебедева В.И.

На формирование полка прибывали люди не только из строевых частей ВВС, но и летно-подъемный состав ГВФ, молодые техники, меха­ники, досрочно окончившие военно-технические училища. Прибывали и штурманы, досрочно окончившие академию.

Предстояла большая, кропотливая и ответственная работа по формированию и сколачиванию боевого полка. А что представляли собой летательные аппараты, на которых экипажи должны были выполнятьстратегические задания?

На "Красной линейке" аэродрома угрюмо стояли 4-ре четырех­моторные бомбардировщики ПЕ-8,недавно дислоцировавших на аэродромах подвергшихся бомбардировкам немецкой авиации, случайно уцелевшие и перегнанные в тыл для 412 ДБАП ОН. Самолеты подлежали ремонту и качественному заводскому осмотру. Два новых самолета ПЕ-8 красовались в цехе завода и вот-вот должны войти на "красную линейку". Такой материальной частью располагал наш полк.

Приказ командующего ВВС гласил: В кратчайший срок создать дальнебомбардировочный полк ОН, укомплектовав его лучшими кад­рами ВВС и ГВФ. Выполняя поставленную задачу личный состав полка совместно с заводскими бригадами принимал активное участие в доработках и подготовке материальной часта самолетов. С летно-подъемным составом тщательно изучался район предполагаемых боевых операций,проводились розыгрыши полетов раз­личных вариантов маршрутов и целей. Но конкретной задачи полк все еще не имел.

Наконец настал день когда "красная линейка" имела уже шесть ПЕ-8. Этот день принес нам и другую новость, полк по приказу командующего ВВС вошел в состав формирующейся 81-ой Дальне-бомбардировочной Авиационной дивизии особого назначения.Второй полк этой дивизии должен был дислоцироваться на соседнем с нами аэродроме ГВФ и укомплектовался средними бомбардировщиками СР-2. Тогда же на самолете ЛИ-2 прибыл для приема нашего полка коман­дир дивизии Герой Советского Союза тов.Водопьянов М.В.(назначен­ный на эту должность по его личной просьбе И.В.Сталиным).

В тот же день т. ВОДОПЬЯНОВЫМ была объявлена боевая тревога (без подъема самолетов в воздух). Проверка показала, что полк неготов выполнять боевую задачу. Командир дивизии поставил полку трехдневный срок готовности. Еще с большим энтузиазмом заводские бригады и личный сос­тав полка работал, выполняя поставленную задачу. Конкретной зада­чи полка и дивизии никто не знал, но я, лично,почемуто думал о Берлине, и в памяти вертелась песня времен гражданской войны:"Даешь Варшаву!Даешь Берлин! Мы врезалися в Крым! ". Три дня не так уж много времени,скоро будет все ясно, а песенка о Берлине преследовала, и я с удовольствием ее напевал.

Прошло не три, а пять томительных дней и ночей. 10 августа окрестности заводского аэродрома наполнились гулом моторов. 2-я авиаэскадрилья (командир Курбан А.А.) стартовала на аэрод­ром подскока в район города Ленинграда. По плану через 30 минут после 2-ой, должна вылетать 1-я эскадрилья.

Полет эскадрильи тов.Курбана выполнялся нормально, на высоте 400-600 метров при сильной "болтанке". Все было на "большой", но этому "большому" испортило оценку отсутствие связи между ведомыми кораблями и с точками вылета и посадки. Самолетные рации были в порядке,но бортрадисты двухсторонней связи не имели. Авиаэскадрилья по-настоящему должна была возвратиться на аэродром вылета.
В течение всего полета рации заводского аэродрома и аэродрома "подскока" трубили приказ командующего ВВС о прекращении полёта и возвращении на аэродром вылета, т.к.перебазировать полк на аэродром "подскока" было решено не за день, а в день вылета на боевое задание.

Не имея связи, авиаэскадрилья произвела посадку к исходу дня на аэродроме ''подскока". 1-ой авиаэскадрильи вылет в этот день на аэродром "подскока" был запрещен. Линия фронта от аэродрома "подскока" проходила недалеко, поэтому наши экипажи сразу оказались в прифронтовой обстановке. В воздухе на высотах 3-4 км то и дело сновали немецкие развед­чики.Наши истебители попарно взлетали для перехвата их. Неоднократно завязывались воздушные бои.Один разведчик был сбит. Настро­ение наших экипажей было не совсем хорошим,т.к.командующий ВВС дал соответствуюиий "надрай" за отсутствие связи и преждевременную посадку на аэродроме "подскока". Но А.А.Курбан(ему всегда была присуща веселость) не унывал. Ничего братцы! Все будет хорошо! Завтра искупим свою вину.

К полудню II августа на аэродроме "подскока" произвела посад­ку 1-я автоэскадрилья. На самолете Си-47 с полевым штабом прибыл командующий ВВС т.ЖИГАРЕВ П.Ф.. Тут же поступило устное распоряже­ние: заправить боевые корабли горючим "по пробку", немедленно приступить к подвеске ФАБ-500 по б штук на корабль, личный состав вооружить автоматами, на борту иметь боекомплекты патронов и ручные гранаты из расчета 6 штук на члена экипажа, снабдить экипаж однодневным бортпайком и иметь 15-ти дневный НЗ.

Судя по предварительным распоряжениям - готовилось грандиозное и важное боевое задание.

В 18 часов по условному сигналу - в одном из помещений аэродрома были собраны боевые экипажи /экипаж корабля состоял из 12 человек/.
О готовности дивизии выполнять боевое задание доложил командующему ВВС т.ЖИГАРЕВУ П.Ф., командир дивизии т.ВОДОПЬЯНОВ /2-й полк на самолетах ЕР-2 должен вылетать с аэродрома базирования/. Командующий поздравил личный состав полков с успешным завершением формирования, пожелал успешной боевой работы и к общему удивлению всего личного состава зачитал обращение /лично написанное от руки/ и.В.СТАЛИНЫМ. Содержание его дословно не помню, а в общем оно сводилось к следующему: "Летчики, штурманы, бомбардиры, стрелки!! Фашистская клика в своей прессе все чаще и чаще обманывает мирное население Германии, говоря, что Военно-воздушные Силы Советского Союза уничтожены, ни один самолет не может появиться над территорией Германии. Население может быть спокойно". Боевые орлы! Славные соколы! Вы должны доказать что Советская авиация - была есть и способна бомбить любую точ­ку или объект фашистской Германии. Обрушьте свои смертоносные грузы на ЛОГОВО ФАШИЗМА - БЕРЛИН! Точка прицеливания центр города!" И.СТАЛИН

Письмо Сталина было конкретизировано боевым распоряжением командующего ВВС: вылет по готовности, но не позднее 20 часов. Очередность - 1-я авиаскадрилья т.ПУСЕП /на борту командир дивизии Герой Советского Союза Т.ВОДОПЬЯНОВ М.В./, 2-я эскадрилья:

т.КУРВАН. Взлеты со стоянок /без выруливания на старт/ в любом направлении. Интервал между взлетом I минута.
Зашуршали карты, штурманы и летчики прокладывали маршруты, уточняли и дополняли навигационные планы полетов. Остальной состав заканчивал подготовку кораблей. До вылета оставались считанные минуты.
Прибыл офицер связи от командующего. Вы готовы к вылету? /обратился он к Курбану/ Так точно! Командующий приказал, Вашей авиаэскадрильи, вылетать первой /1-я задерживается/. Повторяю взлеты кораблей с места стоянок, интервал I минута.

Экипаж! Внимание! Взлетаем! Отмечаю время - 20ч.30м. За нами с установленным интервалом взлетают остальные корабли нашей авиаэскадрильи. Наши корабли без круга или на ИПМ /Лужская губа, обозначенная приводной радиостанцией/, далее с постепенным набором заданной высоты до 6500м. Самолета должны были пройти по маршруту: остров Рюген - слияние реки Варты с рекой Одер и далее прямая на Берлин.

Лучи заходящего солнца потухали на фоне водной поверхности Балтики. Самолет над морем проходил траверз Таллина. Весь экипаж настороженно следил за воздухом. Командир корабля т.Курбан по СПУ передал. "Ведение боя с воздушным противником и управление огнен возлагаю на штурмана корабля". Команда принята. Стрелки огневых точек также доловили ясность команды. Мы входим в сумерки.

Вскоре последовал доклад "пушкаря" башенной установки. "Справа по борту, значительно выше пикируют наш самолет два истребителя" И-16. Мгновенье и весь экипаж увидел пролетевших над нами 2-х "ишаков"/так называли в то время И-16/. Неужели наши истребители не узнали самолет ПЕ-8. Доклады стрелков "истребители готовятся к повторной атаке". Внимание! Стрелкам правого борта при повторной атаке и открытии истребителями огня, быть готовыми открыть огонь. "Ишаки" в пикировании. С больиой дистанции открыли огонь. Как барабанная трель отдались в самолете короткие очереди наших стрелковых установок. Трасса очередей отлично была видна на фоне сумеречного неба. Истребители, не повредив корабль, снова пронеслись над нами и с резким разворотом ушли со снижением. Атака произведена на высоте 1200-1300м. Корабль продолжал выполнять заданный маршрут с набором высоты. Остальные наши корабли прошли траверз Таллина без встречи с истребителями.

Сумерки сгустились, хорошо видны очертания берегов Балтики, острова. Земля как бы уснула. Все затемнено, только кое-где видны зарницы артиллерийского огня и в прибрежной зоне Балтики поблескивали лучи фар автоколонн. Корабль на подхо­де к острову Рюген, высота 6500м. Все ближе и ближе цель. Левый разворот - курс на юг, а там еще один разворот вправо и корабль должен выйти от слияния р.Варты с Одером на БК /боевой курс/. На территории Германии спокойно, точно в мирное время, отлично просматриваются реки, озера, населен­ные пункты и незатемненные города. Вывожу корабль на БК. До цели считанные минуты. Песня снова не выходит из ума "Даешь Берлин". Проверяю и уточняю навигационные расчеты, путевую, истинную скорости, снос, угод прицеливания.

Саша! Видишь впереди нас Логово? Вижу Жорка! Все в твоих руках. Действуй! Экипаж! Внимание! Под нами ЛОГОВО ФАШИЗМА! Произвожу бомбометание! Как биение сердца отсчитываются импуль­сы отделяющихся ФАБ-500. Одна. Две. Три. Четыре. Пять.... Неужели проворонил отсчет шестой. Нет. Бортинженер доложил - одна бомба висит. Корабль в правом развороте, видны взрывы наших бомб. Несколько раз провожу отработку сбрасывателя, но безрезультатно. 500 кг. взрывчатки не хотелось везти с собой назад. Бортинженер пробрался к бомбе, принял все меры вплоть до применения молотка и зубила, но бомба висела. Последовал доклад "крюк замка основательно перекошен - бомбу отделять не могу". Закройте люки.
Видные разрывы сброшенных серий последующих кораблей. Берлин уже очнулся. Работает громадное количество мощных зенитных прожекторов. Заградительный огонь ЗА и МЗА, но к нашему счастью разрывы ниже эшелонов наших бомбардировщиков. Видно, что ПВО врага не разгадали нашу высота и весь огонь сосредоточили примерно на 4500-5000 м.высоты.

Даю команду, особенно следить за воздухом, возможны атаки истребителей.
Чувствовалось приподнятое настроение экипажа, то и дело по СПУ прослушивались в адрес немцев откровенные неласковые пожелания.

Вышли на остр.РЮГЕН. В воздухе спокойно. Берлин остался далеко позади. Зарницы бомбовых взрывов, заградительный огонь зениток и бешено перекрещивающие лучи прожекторов долго наблюдали члены экипажа от цели к о.Рюген. В развороте, пос­ле о.Рюген, отказал 4-й двигатель. Дизель заклинило - запуск невозможен. Самолет начало трясти. Не меняя эшелона идем на трех двигателях курсом на КЕМ. Под нами Балтийское море, а впереди виднеется ниже нашего эшелона черная гряда сплошных облаков. Скорость и курс начали "гулять". Постепенно снизились до верхней кромки облаков, высота 1200-1250 м., прибли­жался рассвет. Задача была - выйти точно к аэродрому "подскова", обойти ПВО Лениграда.

Радиополукомпас показывает, что приводная станция впереди, определяю расчетное место. Не меняя курса продолжаем полет по верхней кромке облаков. Индикатор курса PПK-2 показал пролет радиостанции/ под нами должна быть Лужская Губа/ Команда:снижаться под облака. Плотный слой облачности, сильная болтанка, пилотировать самолет на трех двигателях очень сложно. Иду землю или море, не отрываясь в тоже время от высотомера. Стрелка быстро вращаясь показывает - 500, 400, 300, 200 м. Высота 160м., вижу водную гладь Балтики.
В правом развороте виден берег залива, но что это? с моря /видимо с подлодки/ и с берега видны трассы зенитного огня, незамедлительно уходим с набором высоты, командир ввел самолет в облака о курсом на юг. Шли в облаках - принято решение - через 5-7 м.снова выходить под облака. Выходим под облака. Высота 400, 300, 200, 150 - докладываю - вижу землю, под нами..... /недоговорил лес/ метнулся из кабины штурмана в центроплан. "Сдохли" еще два двигателя. Как падал самолет - ни я, никто из экипажа не мог видеть и определить т.к. к моменту отказа еще двух двигателей высота была менее 100м. Мысль успела отра­ботать - В люке бомба. Амба всему экипажу. Оглушительный треск. Как эхо проносится в голове. Б – о-м-б-а-а-а!

Мертвая тишина. Я вижу Сашу Курбана с закрытыми глазами и крепко охваченный обоими руками штурвал притянутый к груди. Что с тобой командир? Он медленно открыл глаза и виновато улыбнулся. Первый вопрос. Этапах? Бомба? Команда мне - "Жорка действуй". "Я напрягся на всю мощь своего голоса, крикнул - "Экипаж отзовись"! Кто жив выходи из самолета!". Послышались ее всех точек самолета ответы, голоса, но казались они какими то заглушенными, неуверенными. Каждый видимо удивлялся, что падая в такой "коробочке", да еще со взрывчаткой остался жив. Самолет лежал распластавшись между громадных сосен, большая часть его была как бы замаскирована обломками верхушек и боль­ших крон деревьев. Кабина штурмана, принявшая лобовой удар о сосны, была сплюснута в "лепешку". Земля вокруг самолета как бы паровала. К нашему общему восхищения весь экипаж был невредим, не считая отдельных ушибов и синяков. Все двенадцать, кто как мог выкарабкались из самолета, с унылым видом группируясь около командира корабля.

Командир принял решение: штурману отправиться на разведку местности, установить связь с ближайшим аэродромом, передать телефонограмму. Для связи с экипажем взять одного стрелка.

Мы направились выполнять задание командира, взяв курс на восток. Вскоре мы вышли на большак и тут же заметили убегающего от нас в лес мужчину, на оклик "стой" продолжал удирать, но мой стрелок все»же настиг его и под угрозой пистолета вывел его ко мне. Колхозник, как он представился нам, принял нас за немцев, поэтому и удирал.

Наконец мы вместе с ним вышли десной тропой на опушку леса перед нами был населенный пункт с 2-х этажной каменной школой. В школе находился пост ВНОС. Определив действительное место аварии /пока боец поста устанавливал связь с ближайшим аэродромом я составил телефонограмму командиру полка Лебедеву В.И.
"Задание выполнили, при возвращении южнее 30 км.КПМ. В резуль­тате отказа 3-х двигателей потерпели аварию. Экипаж невредим жду указаний, нахожусь пост ВНОС – МОЛЧАНОВ".

Донесение было передано на ближайший аэродром ПВО, а от туда на аэродром "подскока". Как потом выяснилось, донесение поступило командиру полка с незначительным искажением его концовки. Было: "Экипаж невредим, Жду указаний, погиб Молчанов". Отправив к месту аварии связного, я в расположении поста ВНОС уснул крепким сном.

В наше распоряжение, кроме мед.помощи с ближайшего аэрод­рома ПВО была прислана бортовая автомашина. Командир принял решение вместе со мной, оставив на месте аварии остальной экипаж во главе со 2-м летчиком Чурилиным/ добираться до аэрод­рома "подскока", что бы застать командующего ВВС.
На аэродроме ПВО командир истребительного полка любезно предоставил нам самолет ПО-2 /на автомашине в Ленинград ехать было рискованно, т.к. мы не имели документов/. На ПО-2 "пробрив" около 40 км. благополучно возвратились на аэродром вылета. Розыскав КП - командир корабля т.Курбан доложил командующему ВВС т.ЖИГАРЕВУ П.Ф., о выполнении экипажем Правительственного задания и обо веем происшедшем после выполнения задания.

Тут же на КП мы были информированы командиром полка о выполнении заданий остальными экипажами, о том как истребители нашей ПВО при следовании по маршруту на Берлин сбили два корабля ПЕ-8, на одном из которых находился командир диви­зии Герой Советского Союза т. ВОДОПЬЯНОВ М.В.

15 августа экипажи имевшие корабли /а их осталось три/ возвращались в тыл на заводской аэродром. Остальные экипажи доставлялись туда же на транспортных самолетах.

На рассвете 16 августа меня разбудил командир полка В.И.ЛЕБЕДЕВ, сообщил, что получена телеграмма - тебя срочно доставить любым самолетом в штаб ВВС. Зачем? Почему? Не ясно.

В полдень на самолете СБ-47 прибыл т.Голованов для знакомства с полками ЕР-2 и ПЕ-8, которые были переданы в АДД, командующим которой был назначен Главный Маршал Авиации т.А.Е.ГОЛОВАНОВ.
Доложено было ему, что срочно требуют   штурмана   Молчанова , а не на чем доставить, он ответил "я в курсе дела", к вечеру буду возвращаться и доставлю его куда следует". На вопрос зачем я вызываюсь, т. Голованов ответил, не волнуйся все узнаешь на месте. Так в этот день я познакомился с Головановым.

С наступлением темноты на самолете командующего АДД приземлились на подмосковном аэродроме, где был расположен штаб АДД. Командующий приказал мне явиться за получением дальнейших указаний к начальнику штаба. На следующий день я был доставлен в Москву в штаб ВВС и поступил в распоряжение Героя Советского Союза М.М.ГРОМОВА

Нашей группе летного состава предстояла Правительственная командировка в США - получить и перегнать закупленные для АДД бомбардировщики.
Тогда же мы узнали по радио и из центральных газет, что за выполнение особо важного Правительственного задания группа летного состава /в том числе и экипаж к-ра Курбана А.А./, указом Президиума Верховного Совета СССР - награждены ордена­ми "Красное Знамя"

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
24 ноября
пятница
2017

В этот день:

Рождение школы военных летчиков

24 ноября 1910 года в России было открыто первое военное учебное заведение летчиков - Севастопольская офицерская школа авиации (в советское время - Ка́чинское вы́сшее вое́нное авиацио́нное учи́лище лётчиков). Она была создана по Высочайшему соизволению Николая II Великим князем Александром Михайловичем. Первый выпуск состоялся 26 октября 1911 года. 24-х первых лётчиков лично принял и напутствовал Николай II. До октября 1917 года школа подготовила 609 летчиков.

Рождение школы военных летчиков

24 ноября 1910 года в России было открыто первое военное учебное заведение летчиков - Севастопольская офицерская школа авиации (в советское время - Ка́чинское вы́сшее вое́нное авиацио́нное учи́лище лётчиков). Она была создана по Высочайшему соизволению Николая II Великим князем Александром Михайловичем. Первый выпуск состоялся 26 октября 1911 года. 24-х первых лётчиков лично принял и напутствовал Николай II. До октября 1917 года школа подготовила 609 летчиков.

 

После революции из стен Качинской летной школы вышли замечательные летчики: Степанченко В.А., Юмашев А.Б., которые в 1929 году побили все мировые рекорды вы­соты, дальности и продолжительности полета. В 1936 году экипаж самолета АНТ- 25 в составе Чкалова В.П. и двух воспитанников Качинского училища Байдукова Г.Ф. и Белякова A.B. совершил свой беспримерный перелет из Москвы на остров Удд, пробыв непрерывно в воздухе более 60-ти часов и пролетев без посадки бо­лее 10000 км. А вскоре тот же экипаж удивил мир новым подвигом, совершив за 63 часа беспосадочный перелет из Москвы в США.

Среди выпускников Качинской школы летчиков есть маршалы авиации, более 170 генералов, трижды Герой Советского Союза А. Покрышкин, 12 человек - дважды Герои и 284 - Герои Советского Союза.

В июне 1941 года Качинская школа эвакуируется в Красный Кут Саратов­ской области. В 1945 году она переименовывается в училище с местом располо­жения в городе Сталинграде. В 1998 году расформировано.

 

Тренер Виктор Тихонов

24 ноября 2014 года на 85 году жизни скончался великий советский тренер, под руководством которого сборной СССР по хоккею не было равных

Тренер Виктор Тихонов

24 ноября 2014 года на 85 году жизни скончался великий советский тренер, под руководством которого сборной СССР по хоккею не было равных

Восемь раз он выводил команду в чемпионы мира, трижды — в лидеры Олимпийских игр и даже завоёвывал Кубок Канады. Виктор Васильевич Тихонов родился 4 июня 1930 года в Москве. С 12 лет работал слесарем, позже закончил школу торгового ученичества. После окончания Великой Отечественной войны начал заниматься в юношеской команде спортивного клуба Центрального дома Красной армии (ЦДКА, ныне - ЦСКА). В 1948 году в составе сборной команды юниоров Москвы по футболу выиграл Кубок СССР. Одновременно играл в хоккей с мячом, затем - в хоккей с шайбой.

В 1949 году Тихонов был призван в армию и служил в футбольно-хоккейной команде Военно-воздушных сил Московского военного округа. С 1953 года играл в "Динамо" (Москва). Всего в чемпионатах СССР провел 296 матчей, забросил 35 шайб.
В 1965 году перешел на тренерскую работу, сначала ассистентом тренера в московском "Динамо", а затем возглавил тренерскую бригаду в рижском «Динамо» и сумел вывести эту команду на 4 место в чемпионате СССР.
В 1977 году Виктор Васильевич стал трудиться тренером ЦСКА. За полтора десятилетия эта команда под его руководством несколько сезонов подряд становилась чемпионом страны, 14 раз выиграла Кубок европейских чемпионов, дважды - Кубок СССР.
Одновременно Тихонов возглавлял сборную СССР, которая стала регулярно выигрывать чемпионаты мира (1978, 1979, 1981, 1982, 1983, 1986, 1989, 1990). При Тихонове сборная трижды побеждала на Олимпийских играх (команда СССР - 1984, 1988, СНГ - 1992). Под его руководством в 1981 году сборная выиграла Кубок Канады.

В последние годы Виктор Васильевич Тихонов был членом наблюдательного совета хоккейного клуба ЦСКА. В 1998 году его имя было занесено в Зал славы Международной федерации хоккея, а позже - в музей Олимпийской славы в Лозанне.

Тихонов - заслуженный тренер СССР, заслуженный тренер РСФСР, заслуженный тренер Латвийской ССР, заслуженный работник физкультуры России, награжден орденами Трудового Красного Знамени (1978), Дружбы народов (1981), Ленина (1983), Октябрьской Революции (1988), "За заслуги перед Отечеством" III степени (1996), Почета (2000), Дружбы (2010) и др.

Помянем этого незаурядного борца за высочайший престиж советского спорта и советской страны.

Праздник хорошего человека

24 ноября 1954 года родился мой друг Александр Вагин. Он не знаменит, просто он из тех, кто не сгибается в невзгоды и не страдает ожирением души в тучные дни. Словом, на таких наша Русская Земля держится.

Праздник хорошего человека

24 ноября 1954 года родился мой друг Александр Вагин. Он не знаменит, просто он из тех, кто не сгибается в невзгоды и не страдает ожирением души в тучные дни. Словом, на таких наша Русская Земля держится.


Родом Александр с Урала. Работал плавильщиком на Медном заводе в Норильске. А когда началась перестройка, вынужден был с семьей в поисках лучшей доли для детей переехать на Кубань. Ровно 25 лет назад семья поселилась в моей родной станице Петровской, куда я наведываюсь по несколько раз в год. Там мы и познакомились.

Заработанные на Севере деньги Вагины вложили в покупку дома. А за душой больше не осталось ни копейки. Сашина жена Таня устроилась в станичную поликлинику фельдшером, он сам — в дышавший на ладан колхоз. Заработки тогда были мизерные. А нужно было детей-школьников, Станислава и Наташу, растить.
Продали Вагины все, что оставалось от советской жизни из ценностей, и купили корову. Приценились подешевле на дальнем хуторе. Еле пригнали исхудавшую, немолодую буренку. Выхаживали её, как ребенка. Добрые соседи помогли с твердыми кормами, а траву и сено Саша добывал сам. Днем — на работе, а по ночам на велосипеде возил охапками с дальних лугов.
Коровенку пристроили в стадо. По условию, нужно было ходить «в череду», то есть по очереди с другими хозяевами пасти коров. На эти дни умудрялись как-то договариваться с начальниками, чтобы отпускали с работы.
Содержать корову еще более хлопотное дело, чем ребенка растить. В 4 утра подъем, чистка коровника, подкормка животины. К 5 нужно вывести её « в череду». Вечером встретить. Бывало нередко, что коровы отбивались от стада, и хозяевам, в том числе и Вагиным, приходилось бегать их искать. Потом помыть вымя теплой водой, подоить. Отцедить молоко, перегнать часть через сепаратор... Это только писать об этом просто. Но каждый день — недосып, монотонное изнурительное ухаживание за скотиной. Мне, не занятому в этом деле гостю (во время отпусков я частенько жил у своих новых по той поре друзей), и то до сих пор с ужасом вспоминается ночной топот копыт по двору, предутреннее громкое мычание, снова топот. Меня, видите ли, это будило. А каково было Саше с Таней после всего этого бежать на основную свою работу, после которой до возвращения коровы из «череды» еще и успевать немало повозиться в огороде!
Зато появилось молоко, и дети порозовели щечками. Часть его продавали. Деньги в совокупности с нищенской зарплатой шли только на одежду и школьные принадлежности детей. А пропитание строилось на натуральном хозяйстве. Хлеб научились печь сами (зерно давали в колхозе вместо зарплаты, там же помогали с помолом). Все необходимые овощи поставлял огород, требуя к себе такого внимания, которое иначе, чем адский труд, не назовешь. Потом завели кур, уток, поросенка. И все это закабаляло сильней и сильней.
Так вот и жили из года в год, из года в год...
Закончив школу, дети поступили в вузы. Конечно, это увеличило расходы на них. Но Саша из совсем распавшегося колхоза перешел работать охранником в Сад-гигант (мощное в советское время предприятие по выращиванию фруктов, которое в ходе перестройки развалили, а во время эпохальных реформ продали какому-то итальянскому миллиардеру). Там был пусть небольшой, но твердый заработок в «живых» рублях. Всё отдавали детям. Да плюс возили им в город «дары» своего домашнего хозяйства. Пусть тяжело было, но радостно: дети учатся, у них будет лучшее будущее.
И вдруг — страшнейший удар нанесла судьба моим друзьям: какой-то подонок убил дочечку Наташу. Она на выходные хотела побывать дома, попросилась на попутную машину. А потом её нашли изуродованной в рисовом чеке вдали от дороги.

Следствие, которое долго велось, спустя рукава, в конце концов выяснило: девушку убил тунеядствующий отпрыск богатого армянского рода. Его быстро «сделали» психически больным и освободили от уголовной ответственности.
Не знаю, как пережили эту не вмещающуюся в сознание беду мои несчастные друзья. Да и невозможно такое пережить до конца — горько плачут до сих пор. Но не согнулись и рук не опустили. Начали жить для Стасика. Выучили его. Помогли купить квартиру в городе. Сейчас он работает инженером в геологической партии. И подарил вместе со своей женой родителям двух прекрасных внучек.
Больше 20 лет я знаю Сашу. И ни разу не слышал от него жалобных слов или стонов. А добрых слов и добрых дел — сосчитать не в состоянии. Даже тогда, когда у Вагиных, кроме картохи да капусты, есть было нечего, он и Таня умудрялись сунуть в багажник моей московской машины этот простой, но такой дорогой для меня гостинец.
О таких людях Иисус Христос говорил: «Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?»

Люблю бывать у Вагиных. Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!
Крепкого и долгого тебе здоровья, дорогой друг, остальное ты сам добудешь, да еще и с людьми поделишься.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии