RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Загадочная гибель генерала Берзарина
1 апреля 2015 г.

Загадочная гибель генерала Берзарина

1 апреля 1914 года родился генерал-полковник Николай Берзарин, Герой Советского Союза, первый комендант Берлина после капитуляции нацистского рейха
140 лет русской тельняшке
19 августа 2014 г.

140 лет русской тельняшке

19 августа 1874 года Великий Князь Константин Николаевич Романов подписал приказ о введении тельняшки, как обязательной части морской формы одежды.
Злободневные уроки генерала Драгомирова
20 ноября 2017 г.

Злободневные уроки генерала Драгомирова

20 ноября 1830 года родился Михаи́л Ива́нович Драгоми́ров (умер 28 октября 1905) — российский военный и государственный деятель, генерал от инфантерии
Про ПРО
29 октября 2013 г.

Про ПРО

29 октября 1976 года в СССР начала боевое дежурство отечественная Система предупреждения о ракетном нападении
Уроки советско-финской войны
29 ноября 2017 г.

Уроки советско-финской войны

30 ноября 1939 года на Карельском перешейке начались боевые действия, которые сегодня имеют неоднозначные оценки в обществе
Главная » Подвиги в наследство » Удар по логову фашизма

Удар по логову фашизма

75 лет назад советские летчики морской авиации Балтийского флота впервые в Великой Отечественной войне отбомбились по Берлину

Это произошло через полтора месяца после нападения Германии на СССР.
Удар по логову фашизма

Вечером 7 августа 1941 года 13 тяжело нагруженных ДБ-3ф взлетели с аэродрома Кагул на острове Эзель и взяли курс на Берлин. Командовал воздушной операцией полковник Евгений Преображенский, он же возглавлял флагманскую группу. Вторую группу вёл капитан Гречишников, третью - капитан Ефремов, штурманом флагманского экипажа летел один из лучших специалистов авиации Балтфлота капитан Хохлов.

На подступах к Берлину немцы посчитали наши самолёты за свои, сбившиеся с пути. Огня не открывали, предлагали сесть на один из ближайших аэродромов. Загипнотизированные геббельсовской пропагандой о разгроме советской авиации, дежурные наблюдательных постов пришли в себя только тогда, когда на улицах Берлина начали рваться советские бомбы. Возникла настоящая неразбериха. Воспользовавшись этим, наши самолёты, освободившись от смертоносного груза, легли на обратный курс. В том историческом полёте, в ночь с 7 на 8 августа 1941 года, над Берлином побывало пять самолётов 1-го минно-торпедного авиаполка во главе с его командиром Преображенским. Остальные отбомбились по германскому городу-порту Штеттину.

Наутро немецкие радиостанции сообщили в эфир о попытке 150 английских самолётов прорваться к Берлину, а немецкие газеты информировали: «Английская авиация бомбардировала Берлин. Имеются убитые и раненые. Сбито 6 английских самолетов». На это английское министерство иностранных дел ответило через прессу: «Германское сообщение о бомбежке Берлина интересно и загадочно, так как 7-8 августа английская авиация со своих аэродромов не поднималась ввиду неблагоприятных метеоусловий». Только тогда немецкая разведка доложила: к Берлину прорвались советские бомбардировщики.
Гитлер поначалу не поверил. Он считал, что такой налёт под силу только англичанам, которые имели современнейшие по тем временам самолёты, дислоцировавшиеся в досягаемости до Берлина. Однако совместный англо-американский воздушный налёт на столицу рейха будет осуществлен только 17 августа 1943 года!

Об этом РГК подробно рассказал в статье http://rosgeroika.ru/podvigi-v-nasledstvo/2015/august/udaryi-vozmezdiya. Но в первых налетах на Берлин участвовали также летчики из подмосковных аэродромов под командованием Героя Советского Союза М.В. Водропьянова. Летчикам 81-й авиадивизии предстояло лететь на Берлин после балтийцев, когда фашисты уже были готовы к отражению воздушной атаки. Это значительно усложняло задачу. К тому же на подготовку к удару Сталин дал дивизии всего сутки. В результате первый полёт на Берлин летчиков Подмосковья хотя и был результативным закончился для многих трагично. Вот как об этом рассказано в воспоминаниях авиационного штурмана из Жуковского Георгия Молчанова:

"В своих воспоминаниях "По логову фашизма" я рассказываю о формировании и боевой работе 412 ДБАП ОН (Дальне-бомардировочного авиационного полка особого назначения), принимавшего участие в налете на г.Берлин в августе 1941 года.
Командовал полком, генерал-майор авиации тов. Лебедев Викторин Иванович. Я был заместителем штурмана полка.
Пусть этот эпизод о боевой работе личного состава и рабочего коллектива завода, принимавшего активное участие в соадании полка напомнит современному летному составу условия и на какой материальной часта приходилось выполнять боевые задания летному составу в начале Великой Отечественной Войны.

В субботу 21 июня 1941 года, возвратившись из полета, рабо­тал я тогда на одном из подмосковных аэродромов, наша постоянная бригада рыбаков-любителей отправилась на ночь в район нового водоема.
Рыбалка как никогда была удачной. Уже в 20 часов была приготовлена отличнейшая уха и когда с соответствующим "оформлением" была употреблена - район рыбалки огласился задорными песнями и частушками. Как всегда неторопясь ,рыбачили до 10 часов.

В 12 часов из района рыбалки большаком выехали на шоссе, и тут нашему взору представилась следующая картина:спереди и сзади нас, вытянулась большая колонна танков и автомашин. До остановки колонны мы не могли уяснить,что означало это движение - думал: видно части следуют для участия в маневрах.

Вскоре колонна остановилась и на над вопрос: что это маневры? Последовал ответ от командира бронеавтомобиля: "Какой хрен маневры. Гитлер без объявления войны напал на Советский Союз сегодня на рассвете".

Это сообщение навсегда осталось тяжелым воспоминанием. Теперь надо было как можно быстрее добраться в гарнизон.Но колонна не давала возможности бистро двигаться. Наконец, в 14 часов 22 июня мы достигли горнизона.
Переодевшись, как по боевой тревоге, помчались на аэродром. Там уже происходило формирование боевых частей. Нашим начальни­ком был тов.Стерлигов Б.В. Его мы встретили на пути к его каби­нету. Он обрадовался нашему появлению и строго-настрого приказал штурманам Торгману, Зайцеву, мне и еще некоторым товарищам никуда ни на какую из формирующихся здесь на месте частей (полков) "не наниматься". Ждите приказа будете работать в стра­тегической авиации.

Друзья мои (летчики,штурманы), узнав о том,что нам запрещено "наниматься" в те части, куда они ухе были определены - подшучивали "Состаришься ты, Жорка, пока дождешься стратегической, где она? Расскажи, может, мы пойдем туда? " Да, они были правы, не было ее нали­цо, ее надо было создать.

Шли томительные безрадостные дни. Друзья, получившие назна­чение, облетывали самолеты, готовясь к боевым вылетам. А  мы ждали. Наконец, наступил приказ. Нас отправляют в тыл в город Казань, на один из заводских аэродромов для формирования 412-го ДБА11 ОН, в распоряжение командира полка тов.Лебедева В.И.

На формирование полка прибывали люди не только из строевых частей ВВС, но и летно-подъемный состав ГВФ, молодые техники, меха­ники, досрочно окончившие военно-технические училища. Прибывали и штурманы, досрочно окончившие академию.

Предстояла большая, кропотливая и ответственная работа по формированию и сколачиванию боевого полка. А что представляли собой летательные аппараты, на которых экипажи должны были выполнятьстратегические задания?

На "Красной линейке" аэродрома угрюмо стояли 4-ре четырех­моторные бомбардировщики ПЕ-8,недавно дислоцировавших на аэродромах подвергшихся бомбардировкам немецкой авиации, случайно уцелевшие и перегнанные в тыл для 412 ДБАП ОН. Самолеты подлежали ремонту и качественному заводскому осмотру. Два новых самолета ПЕ-8 красовались в цехе завода и вот-вот должны войти на "красную линейку". Такой материальной частью располагал наш полк.

Приказ командующего ВВС гласил: В кратчайший срок создать дальнебомбардировочный полк ОН, укомплектовав его лучшими кад­рами ВВС и ГВФ. Выполняя поставленную задачу личный состав полка совместно с заводскими бригадами принимал активное участие в доработках и подготовке материальной часта самолетов. С летно-подъемным составом тщательно изучался район предполагаемых боевых операций,проводились розыгрыши полетов раз­личных вариантов маршрутов и целей. Но конкретной задачи полк все еще не имел.

Наконец настал день когда "красная линейка" имела уже шесть ПЕ-8. Этот день принес нам и другую новость, полк по приказу командующего ВВС вошел в состав формирующейся 81-ой Дальне-бомбардировочной Авиационной дивизии особого назначения.Второй полк этой дивизии должен был дислоцироваться на соседнем с нами аэродроме ГВФ и укомплектовался средними бомбардировщиками СР-2. Тогда же на самолете ЛИ-2 прибыл для приема нашего полка коман­дир дивизии Герой Советского Союза тов.Водопьянов М.В.(назначен­ный на эту должность по его личной просьбе И.В.Сталиным).

В тот же день т. ВОДОПЬЯНОВЫМ была объявлена боевая тревога (без подъема самолетов в воздух). Проверка показала, что полк неготов выполнять боевую задачу. Командир дивизии поставил полку трехдневный срок готовности. Еще с большим энтузиазмом заводские бригады и личный сос­тав полка работал, выполняя поставленную задачу. Конкретной зада­чи полка и дивизии никто не знал, но я, лично,почемуто думал о Берлине, и в памяти вертелась песня времен гражданской войны:"Даешь Варшаву!Даешь Берлин! Мы врезалися в Крым! ". Три дня не так уж много времени,скоро будет все ясно, а песенка о Берлине преследовала, и я с удовольствием ее напевал.

Прошло не три, а пять томительных дней и ночей. 10 августа окрестности заводского аэродрома наполнились гулом моторов. 2-я авиаэскадрилья (командир Курбан А.А.) стартовала на аэрод­ром подскока в район города Ленинграда. По плану через 30 минут после 2-ой, должна вылетать 1-я эскадрилья.

Полет эскадрильи тов.Курбана выполнялся нормально, на высоте 400-600 метров при сильной "болтанке". Все было на "большой", но этому "большому" испортило оценку отсутствие связи между ведомыми кораблями и с точками вылета и посадки. Самолетные рации были в порядке,но бортрадисты двухсторонней связи не имели. Авиаэскадрилья по-настоящему должна была возвратиться на аэродром вылета.
В течение всего полета рации заводского аэродрома и аэродрома "подскока" трубили приказ командующего ВВС о прекращении полёта и возвращении на аэродром вылета, т.к.перебазировать полк на аэродром "подскока" было решено не за день, а в день вылета на боевое задание.

Не имея связи, авиаэскадрилья произвела посадку к исходу дня на аэродроме ''подскока". 1-ой авиаэскадрильи вылет в этот день на аэродром "подскока" был запрещен. Линия фронта от аэродрома "подскока" проходила недалеко, поэтому наши экипажи сразу оказались в прифронтовой обстановке. В воздухе на высотах 3-4 км то и дело сновали немецкие развед­чики.Наши истебители попарно взлетали для перехвата их. Неоднократно завязывались воздушные бои.Один разведчик был сбит. Настро­ение наших экипажей было не совсем хорошим,т.к.командующий ВВС дал соответствуюиий "надрай" за отсутствие связи и преждевременную посадку на аэродроме "подскока". Но А.А.Курбан(ему всегда была присуща веселость) не унывал. Ничего братцы! Все будет хорошо! Завтра искупим свою вину.

К полудню II августа на аэродроме "подскока" произвела посад­ку 1-я автоэскадрилья. На самолете Си-47 с полевым штабом прибыл командующий ВВС т.ЖИГАРЕВ П.Ф.. Тут же поступило устное распоряже­ние: заправить боевые корабли горючим "по пробку", немедленно приступить к подвеске ФАБ-500 по б штук на корабль, личный состав вооружить автоматами, на борту иметь боекомплекты патронов и ручные гранаты из расчета 6 штук на члена экипажа, снабдить экипаж однодневным бортпайком и иметь 15-ти дневный НЗ.

Судя по предварительным распоряжениям - готовилось грандиозное и важное боевое задание.

В 18 часов по условному сигналу - в одном из помещений аэродрома были собраны боевые экипажи /экипаж корабля состоял из 12 человек/.
О готовности дивизии выполнять боевое задание доложил командующему ВВС т.ЖИГАРЕВУ П.Ф., командир дивизии т.ВОДОПЬЯНОВ /2-й полк на самолетах ЕР-2 должен вылетать с аэродрома базирования/. Командующий поздравил личный состав полков с успешным завершением формирования, пожелал успешной боевой работы и к общему удивлению всего личного состава зачитал обращение /лично написанное от руки/ и.В.СТАЛИНЫМ. Содержание его дословно не помню, а в общем оно сводилось к следующему: "Летчики, штурманы, бомбардиры, стрелки!! Фашистская клика в своей прессе все чаще и чаще обманывает мирное население Германии, говоря, что Военно-воздушные Силы Советского Союза уничтожены, ни один самолет не может появиться над территорией Германии. Население может быть спокойно". Боевые орлы! Славные соколы! Вы должны доказать что Советская авиация - была есть и способна бомбить любую точ­ку или объект фашистской Германии. Обрушьте свои смертоносные грузы на ЛОГОВО ФАШИЗМА - БЕРЛИН! Точка прицеливания центр города!" И.СТАЛИН

Письмо Сталина было конкретизировано боевым распоряжением командующего ВВС: вылет по готовности, но не позднее 20 часов. Очередность - 1-я авиаскадрилья т.ПУСЕП /на борту командир дивизии Герой Советского Союза Т.ВОДОПЬЯНОВ М.В./, 2-я эскадрилья:

т.КУРВАН. Взлеты со стоянок /без выруливания на старт/ в любом направлении. Интервал между взлетом I минута.
Зашуршали карты, штурманы и летчики прокладывали маршруты, уточняли и дополняли навигационные планы полетов. Остальной состав заканчивал подготовку кораблей. До вылета оставались считанные минуты.
Прибыл офицер связи от командующего. Вы готовы к вылету? /обратился он к Курбану/ Так точно! Командующий приказал, Вашей авиаэскадрильи, вылетать первой /1-я задерживается/. Повторяю взлеты кораблей с места стоянок, интервал I минута.

Экипаж! Внимание! Взлетаем! Отмечаю время - 20ч.30м. За нами с установленным интервалом взлетают остальные корабли нашей авиаэскадрильи. Наши корабли без круга или на ИПМ /Лужская губа, обозначенная приводной радиостанцией/, далее с постепенным набором заданной высоты до 6500м. Самолета должны были пройти по маршруту: остров Рюген - слияние реки Варты с рекой Одер и далее прямая на Берлин.

Лучи заходящего солнца потухали на фоне водной поверхности Балтики. Самолет над морем проходил траверз Таллина. Весь экипаж настороженно следил за воздухом. Командир корабля т.Курбан по СПУ передал. "Ведение боя с воздушным противником и управление огнен возлагаю на штурмана корабля". Команда принята. Стрелки огневых точек также доловили ясность команды. Мы входим в сумерки.

Вскоре последовал доклад "пушкаря" башенной установки. "Справа по борту, значительно выше пикируют наш самолет два истребителя" И-16. Мгновенье и весь экипаж увидел пролетевших над нами 2-х "ишаков"/так называли в то время И-16/. Неужели наши истребители не узнали самолет ПЕ-8. Доклады стрелков "истребители готовятся к повторной атаке". Внимание! Стрелкам правого борта при повторной атаке и открытии истребителями огня, быть готовыми открыть огонь. "Ишаки" в пикировании. С больиой дистанции открыли огонь. Как барабанная трель отдались в самолете короткие очереди наших стрелковых установок. Трасса очередей отлично была видна на фоне сумеречного неба. Истребители, не повредив корабль, снова пронеслись над нами и с резким разворотом ушли со снижением. Атака произведена на высоте 1200-1300м. Корабль продолжал выполнять заданный маршрут с набором высоты. Остальные наши корабли прошли траверз Таллина без встречи с истребителями.

Сумерки сгустились, хорошо видны очертания берегов Балтики, острова. Земля как бы уснула. Все затемнено, только кое-где видны зарницы артиллерийского огня и в прибрежной зоне Балтики поблескивали лучи фар автоколонн. Корабль на подхо­де к острову Рюген, высота 6500м. Все ближе и ближе цель. Левый разворот - курс на юг, а там еще один разворот вправо и корабль должен выйти от слияния р.Варты с Одером на БК /боевой курс/. На территории Германии спокойно, точно в мирное время, отлично просматриваются реки, озера, населен­ные пункты и незатемненные города. Вывожу корабль на БК. До цели считанные минуты. Песня снова не выходит из ума "Даешь Берлин". Проверяю и уточняю навигационные расчеты, путевую, истинную скорости, снос, угод прицеливания.

Саша! Видишь впереди нас Логово? Вижу Жорка! Все в твоих руках. Действуй! Экипаж! Внимание! Под нами ЛОГОВО ФАШИЗМА! Произвожу бомбометание! Как биение сердца отсчитываются импуль­сы отделяющихся ФАБ-500. Одна. Две. Три. Четыре. Пять.... Неужели проворонил отсчет шестой. Нет. Бортинженер доложил - одна бомба висит. Корабль в правом развороте, видны взрывы наших бомб. Несколько раз провожу отработку сбрасывателя, но безрезультатно. 500 кг. взрывчатки не хотелось везти с собой назад. Бортинженер пробрался к бомбе, принял все меры вплоть до применения молотка и зубила, но бомба висела. Последовал доклад "крюк замка основательно перекошен - бомбу отделять не могу". Закройте люки.
Видные разрывы сброшенных серий последующих кораблей. Берлин уже очнулся. Работает громадное количество мощных зенитных прожекторов. Заградительный огонь ЗА и МЗА, но к нашему счастью разрывы ниже эшелонов наших бомбардировщиков. Видно, что ПВО врага не разгадали нашу высота и весь огонь сосредоточили примерно на 4500-5000 м.высоты.

Даю команду, особенно следить за воздухом, возможны атаки истребителей.
Чувствовалось приподнятое настроение экипажа, то и дело по СПУ прослушивались в адрес немцев откровенные неласковые пожелания.

Вышли на остр.РЮГЕН. В воздухе спокойно. Берлин остался далеко позади. Зарницы бомбовых взрывов, заградительный огонь зениток и бешено перекрещивающие лучи прожекторов долго наблюдали члены экипажа от цели к о.Рюген. В развороте, пос­ле о.Рюген, отказал 4-й двигатель. Дизель заклинило - запуск невозможен. Самолет начало трясти. Не меняя эшелона идем на трех двигателях курсом на КЕМ. Под нами Балтийское море, а впереди виднеется ниже нашего эшелона черная гряда сплошных облаков. Скорость и курс начали "гулять". Постепенно снизились до верхней кромки облаков, высота 1200-1250 м., прибли­жался рассвет. Задача была - выйти точно к аэродрому "подскова", обойти ПВО Лениграда.

Радиополукомпас показывает, что приводная станция впереди, определяю расчетное место. Не меняя курса продолжаем полет по верхней кромке облаков. Индикатор курса PПK-2 показал пролет радиостанции/ под нами должна быть Лужская Губа/ Команда:снижаться под облака. Плотный слой облачности, сильная болтанка, пилотировать самолет на трех двигателях очень сложно. Иду землю или море, не отрываясь в тоже время от высотомера. Стрелка быстро вращаясь показывает - 500, 400, 300, 200 м. Высота 160м., вижу водную гладь Балтики.
В правом развороте виден берег залива, но что это? с моря /видимо с подлодки/ и с берега видны трассы зенитного огня, незамедлительно уходим с набором высоты, командир ввел самолет в облака о курсом на юг. Шли в облаках - принято решение - через 5-7 м.снова выходить под облака. Выходим под облака. Высота 400, 300, 200, 150 - докладываю - вижу землю, под нами..... /недоговорил лес/ метнулся из кабины штурмана в центроплан. "Сдохли" еще два двигателя. Как падал самолет - ни я, никто из экипажа не мог видеть и определить т.к. к моменту отказа еще двух двигателей высота была менее 100м. Мысль успела отра­ботать - В люке бомба. Амба всему экипажу. Оглушительный треск. Как эхо проносится в голове. Б – о-м-б-а-а-а!

Мертвая тишина. Я вижу Сашу Курбана с закрытыми глазами и крепко охваченный обоими руками штурвал притянутый к груди. Что с тобой командир? Он медленно открыл глаза и виновато улыбнулся. Первый вопрос. Этапах? Бомба? Команда мне - "Жорка действуй". "Я напрягся на всю мощь своего голоса, крикнул - "Экипаж отзовись"! Кто жив выходи из самолета!". Послышались ее всех точек самолета ответы, голоса, но казались они какими то заглушенными, неуверенными. Каждый видимо удивлялся, что падая в такой "коробочке", да еще со взрывчаткой остался жив. Самолет лежал распластавшись между громадных сосен, большая часть его была как бы замаскирована обломками верхушек и боль­ших крон деревьев. Кабина штурмана, принявшая лобовой удар о сосны, была сплюснута в "лепешку". Земля вокруг самолета как бы паровала. К нашему общему восхищения весь экипаж был невредим, не считая отдельных ушибов и синяков. Все двенадцать, кто как мог выкарабкались из самолета, с унылым видом группируясь около командира корабля.

Командир принял решение: штурману отправиться на разведку местности, установить связь с ближайшим аэродромом, передать телефонограмму. Для связи с экипажем взять одного стрелка.

Мы направились выполнять задание командира, взяв курс на восток. Вскоре мы вышли на большак и тут же заметили убегающего от нас в лес мужчину, на оклик "стой" продолжал удирать, но мой стрелок все»же настиг его и под угрозой пистолета вывел его ко мне. Колхозник, как он представился нам, принял нас за немцев, поэтому и удирал.

Наконец мы вместе с ним вышли десной тропой на опушку леса перед нами был населенный пункт с 2-х этажной каменной школой. В школе находился пост ВНОС. Определив действительное место аварии /пока боец поста устанавливал связь с ближайшим аэродромом я составил телефонограмму командиру полка Лебедеву В.И.
"Задание выполнили, при возвращении южнее 30 км.КПМ. В резуль­тате отказа 3-х двигателей потерпели аварию. Экипаж невредим жду указаний, нахожусь пост ВНОС – МОЛЧАНОВ".

Донесение было передано на ближайший аэродром ПВО, а от туда на аэродром "подскока". Как потом выяснилось, донесение поступило командиру полка с незначительным искажением его концовки. Было: "Экипаж невредим, Жду указаний, погиб Молчанов". Отправив к месту аварии связного, я в расположении поста ВНОС уснул крепким сном.

В наше распоряжение, кроме мед.помощи с ближайшего аэрод­рома ПВО была прислана бортовая автомашина. Командир принял решение вместе со мной, оставив на месте аварии остальной экипаж во главе со 2-м летчиком Чурилиным/ добираться до аэрод­рома "подскока", что бы застать командующего ВВС.
На аэродроме ПВО командир истребительного полка любезно предоставил нам самолет ПО-2 /на автомашине в Ленинград ехать было рискованно, т.к. мы не имели документов/. На ПО-2 "пробрив" около 40 км. благополучно возвратились на аэродром вылета. Розыскав КП - командир корабля т.Курбан доложил командующему ВВС т.ЖИГАРЕВУ П.Ф., о выполнении экипажем Правительственного задания и обо веем происшедшем после выполнения задания.

Тут же на КП мы были информированы командиром полка о выполнении заданий остальными экипажами, о том как истребители нашей ПВО при следовании по маршруту на Берлин сбили два корабля ПЕ-8, на одном из которых находился командир диви­зии Герой Советского Союза т. ВОДОПЬЯНОВ М.В.

15 августа экипажи имевшие корабли /а их осталось три/ возвращались в тыл на заводской аэродром. Остальные экипажи доставлялись туда же на транспортных самолетах.

На рассвете 16 августа меня разбудил командир полка В.И.ЛЕБЕДЕВ, сообщил, что получена телеграмма - тебя срочно доставить любым самолетом в штаб ВВС. Зачем? Почему? Не ясно.

В полдень на самолете СБ-47 прибыл т.Голованов для знакомства с полками ЕР-2 и ПЕ-8, которые были переданы в АДД, командующим которой был назначен Главный Маршал Авиации т.А.Е.ГОЛОВАНОВ.
Доложено было ему, что срочно требуют   штурмана   Молчанова , а не на чем доставить, он ответил "я в курсе дела", к вечеру буду возвращаться и доставлю его куда следует". На вопрос зачем я вызываюсь, т. Голованов ответил, не волнуйся все узнаешь на месте. Так в этот день я познакомился с Головановым.

С наступлением темноты на самолете командующего АДД приземлились на подмосковном аэродроме, где был расположен штаб АДД. Командующий приказал мне явиться за получением дальнейших указаний к начальнику штаба. На следующий день я был доставлен в Москву в штаб ВВС и поступил в распоряжение Героя Советского Союза М.М.ГРОМОВА

Нашей группе летного состава предстояла Правительственная командировка в США - получить и перегнать закупленные для АДД бомбардировщики.
Тогда же мы узнали по радио и из центральных газет, что за выполнение особо важного Правительственного задания группа летного состава /в том числе и экипаж к-ра Курбана А.А./, указом Президиума Верховного Совета СССР - награждены ордена­ми "Красное Знамя"

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
15 ноября
четверг
2018

В этот день:

День призывника

15 ноября в России отмечается Всероссийский день призывника

День призывника

15 ноября в России отмечается Всероссийский день призывника

Он  установлен указом президента РФ в 1992 году «в целях повышения общегосударственной значимости и престижа воинской службы, улучшения военно патриотического воспитания молодежи».

В этот день военкоматы устраивают празднично-патриотические мероприятия, организуют для призывников экскурсии в воинские части, проводят разъяснительную работу среди родителей призывников. Призывники встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, а также участниками контртеррористических операций, посещают памятники воинам-героям, музеи, выставки оружия, места наиболее известных баталий. В Федеральном законе № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе», в частности, говорится, что «военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации,...». Призыв новобранцев в Вооруженные Силы РФ проходит 2 раза в год: с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря. Согласно пункту 1 статьи 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу призывников включает: явку на медицинское освидетельствование; явку на заседание призывной комиссии; явку в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы; нахождение в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы.

Избиение французов под Красным

15 ноября 1812 года началось боевое столкновение в районе поселка Красное между русской армией М. И. Кутузова и отступающей из России бывшей «Великой армией» Наполеона в ходе Отечественной войны 1812 года.

Избиение французов под Красным

15 ноября 1812 года началось боевое столкновение в районе поселка Красное между русской армией М. И. Кутузова и отступающей из России бывшей «Великой армией» Наполеона в ходе Отечественной войны 1812 года.

 Суммарные потери французов сравнимы с потерями при Бородине. Французы потеряли более 200 орудий и практически все орудийные заряды.

Впоследствии Клаузевиц оценил потери французской армии за 4 дня боёв в 33 тыс. человек и 230 орудий. В надписи на 24-й стене Храма Христа Спасителя (Галерея воинской славы) указано, что с 15 по 18 ноября в боях под Красным у русских выбыло немногим более 2 тысяч солдат и офицеров.

Фактически бывшая «Великая армия» потеряла способность к сопротивлению. Это было избиение младенцев. Из воспоминаний Дениса Давыдова: «Целые толпы французов при одном появлении небольших наших отрядов на большой дороге поспешно бросали оружие».

 

Стечкин и его пистолет

15 ноября 1922 года родился Игорь Яковлевич Стечкин (ум. 2001), конструктор автоматического оружия, в первую очередь, знаменитого АПС.

Стечкин и его пистолет

15 ноября 1922 года родился Игорь Яковлевич Стечкин (ум. 2001), конструктор автоматического оружия, в первую очередь, знаменитого АПС.

По окончании школы в 1941 году Стечкин стал студентом Тульского механического института. В 1948 году защитил диплом на тему «Самозарядный пистолет калибра 7,65 мм», консультантом его был знаменитый Н. Ф. Макаров. По окончании института Стечкин был распределен в ЦКБ-14, где занимался разработкой стрелкового оружия.

Самая известная работа конструктора 9-миллиметровый автоматический пистолет Стечкина (АПС). Эффективная дальность его стрельбы составляет: при стрельбе одиночными выстрелами с примкнутой кобурой-прикладом — 150 м; при стрельбе очередями с примкнутой кобурой-прикладом — 100 м; при стрельбе одиночными выстрелами без кобуры-приклада — 50 м. Он был принят на вооружение в 1951 году, но до сих пор широко применяется в спецслужбах. После распада СССР пистолет стал использоваться в различных локальных конфликтах. Пистолет АПС брали с собой на боевые вылеты в Чечне российские летчики вместе с АКС-74У. Для обороны и ближнего боя АПС предпочитали и снайперы из-за малых габаритов, по сравнению с тем же АКС-74У и пистолетами-пулеметами, и большой эффективности стрельбы на коротких дистанциях. АПС постепенно стал пользоваться популярностью в МВД. Пистолет Стечкина использует СОБР, ОМОН, различные спецподразделения ФСБ и ФСО.

В общей же сложности на счету Стечкина — более 60 разработок и свыше 50 изобретений.

Стечкин участвовал в создании противотанковых управляемых ракет «Фагот» и «Конкурс», среди его разработок — автоматы «Модерн», «Абакан», револьверы «Кобальт» и «Гном» и другое оружие. В последние годы он разработал несколько моделей пистолетов («Дротик», «Бердыш», «Пернач»), предлагавшихся для замены пистолета Макарова и автоматического пистолета Стечкина.
Скончался И. Я. Стечкин 28 ноября 2001 года, похоронен в Туле на Смоленском (1-м Городском) кладбище.

К-19 против “Гэтоу”: подводный таран

15 ноября 1969 года в Баренцевом море произошло столкновение советской атомной подводной лодки с американской субмариной.

К-19 против “Гэтоу”: подводный таран

15 ноября 1969 года в Баренцевом море произошло столкновение советской атомной подводной лодки с американской субмариной.

Причина банальная: американцы, в нарушение международных норм, вели разведку нашего побережья и подставились.

Когда К-19 решила увеличить глубину с 60 до 90 метров, она неожиданно для самой себя во что-то врезалась. Командир приказал всплыть. Выяснилось, что получены значительные повреждения носовой части. Тем не менее лодка всё же смогла самостоятельно вернуться в базу в надводном положении. Пострадавших на борту не было.

Много позже стало известно, что командир торпедного отсека американской лодки, приняв столкновение за намеренный таран, пытался торпедировать К-19, но американский капитан вовремя отменил его приказ. Считается, что именно после этого в американском ВМФ ввели запрет на самостоятельные решения офицеров об атаке без разрешения на то командира судна.

В то время командиром К-19 был Валерий Шабанов. На сайте http://k19.ru/2007/10/08/konec-xirosimy/ имеются его воспоминания: “Гэтоу” (USS Gato) занималась разведкой у наших берегов. Как потом выяснилось, у нее была сверхсовременная разведывательная аппаратура, она нарушала и ей было разрешено их командованием нарушать международные воды. Она подходила к острову Кильдин на 1,5–2 мили, чуть ли не вплотную. Занималась разведкой, прослушивала официально якобы для определения места. А гидрология, то есть подводная слышимость, была такая, что ни американские станции, ни наша в общем-то ничего не слышали. Фон такой, что гидроакустика бессильна. Есть тонкий слой наверху, когда можно прослушать, поэтому, наверно, у командира их лодки создалась иллюзия, что он все слышит.

Мы шли в подводном положении, я отдыхал. У них командир Буркхардт тоже спал. У них был старший помощник, у меня был замкомдива на центральном посту. И мы очень мягко столкнулись – как в вахтенном журнале записано, “после чего нос лодки приобрел форму бульдозера”. Конечно, вся акустика вообще вышла из строя. Но всплыли и ничего не обнаружили. Слышать ничего не слышим уже, а увидеть увидели: что-то вроде ватника плавало. Ну, мало ли что в море плавает.

А их действия, оказывается, были такие: с перепугу их командир БЧ-3 привел оружие в готовность. И ракету-торпеду “Саброк” уже приготовил выпустить по нам. Слава богу, командира подняли. Авария очень серьезная была у них, лодка уже не могла выполнять боевых задач. У меня впечатление такое, что мы в шпангоут им врезали, в ребро, уж больно ровненько так, как по дуге. Ну, их командир донес, и ему приказали переписать все журналы вахтенный, машинный: вы в этом районе не были. И следуйте во Флориду. Там им ремонт обошелся в солидную сумму. Так что я доволен хоть немного, но в американском бюджете дырку сделал. Хотя в общем-то особой заслуги не вижу, потому что я в это время дрых.

Это все стало известно через 10 лет. Буркхардт описал, как все было, но сильно врал. Якобы следил за мной с самого Белого моря, а я там и не был. Видно, разведка потом донесла, что это была наша К-19".

 

Космический челнок «Буран»

15 ноября 1988 года с космодрома Байконур запущен первый советский космический челнок «Буран».

Космический челнок «Буран»

15 ноября 1988 года с космодрома Байконур запущен первый советский космический челнок «Буран».

Работа над этим проектом началась в 1976 году. Челнок (длина - 36,4 м, высота - 16,5 м, размах крыла - 23,9 м) позволял разместить в своей кабине до 4 членов экипажа и 6 пассажиров, вывести на орбиту до 30 и вернуть на Землю до 20 т груза. Первый полет носил испытательный характер и выполнялся без экипажа. По его завершении «Буран первым из космических аппаратов такого класса совершил посадку в автоматическом режиме. Весь полет длился 206 минут.
Предназначавшийся для выполнения как прикладных, так и военных задач, корабль был рассчитан на 100 полетов, но первый стал для него и последним. Рыночные российские власти в 1992 году приняли решение закрыть программу развития космических кораблей многоразового использования. Трагичной оказалась судьба и большинства первых пилотов, которых готовили для полетов на «Буране»: кто погиб, кто преждевременно скончался.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии