RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Голос эпохи
2 октября 2014 г.

Голос эпохи

2 октября 2014 года исполнилось 100 лет со дня рождения Юрия Левитана
Парад 7 ноября 1941 года
7 ноября 2016 г.

Парад 7 ноября 1941 года

75 лет назад по Красной площади прошли железным маршем в честь Великого Октября защитники социалистического Отечества
«Приказываю — умереть!»
17 марта 2016 г.

«Приказываю — умереть!»

90 лет назад 17 марта 1926 ушел из жизни легендарный генерал Алексей Алексеевич Брусилов
Героика Южного полюса
18 февраля 2017 г.

Героика Южного полюса

18 февраля 1961 года, в оазисе Ширмахера начала действовать советская антарктическая станция — Новолазаревская.
Т-60 против двух «Тигров»
16 января 2014 г.

Т-60 против двух «Тигров»

16 января 1943 года советский легкий танк с помощью артиллерии завалил два фашистских тяжелых танка
Главная » Подвиги в наследство » Вера, хлеб и динамит

Вера, хлеб и динамит

200 лет исполнилось Храму Казанской иконы Божией Матери в поселке Тельма Иркутской области

Он воздвигнут в 1816 году в честь победы в Отечественной войне над Наполеоном. В 1937-м церковь пытались взорвать, но не смогли...
Вера, хлеб и динамит

Строили храм итальянские архитекторы, а ссыльный мастер Климов установил на колокольне уникальный часовой механизм. Каждый час он исполнял различные мелодии, а у парапета двигались алебастровые ангелы. Как считают специалисты, Тельминская церковь – один из красивейших и наиболее интересных памятников церковной архитектуры XIX века на территории Иркутской области. Единственная, сохранившая свой первозданный вид. Это настоящая жемчужина не только Усольского района, но и всей области. Он не устает восхищать ясностью форм и удивлять архитектурным совершенством. Как удачно наши предки могли выбирать место для церкви - на берегу небольшой запруды, образованной водами речки Тельма. Она возвышается над всем поселком и видна со всех сторон при подъезде к Тельме.

Эта красота вполне могла разделить печальную судьбу десятков тысяч храмов и монастырей, ушедших в небытие в рамках антирелигиозной кампании по массовому уничтожению объектов религиозного культа после революции. Но не случилось, что настоятель Храма Отец Сергий считает настоящим чудом.

- Здесь я служу с 2004 года, - говорит он, - но могу сказать: вся моя жизнь связана с этим храмом. Я крестился в нем, сестра, племянник – все родственники, мои родители здесь венчались. Окончив духовную семинарию в Сергиевом Посаде, сначала служил в Шелеховском храме, потом три года - в Иркутске, затем клириком в Ангарске. Отправил меня сюда на службу владыка. Так вот волей божьей оказался я в этом храме. Он уникален не только в своей красоте и благолепии, но и удивительной историей. Судите сами: в 1813 году был молебен по закладке камня в котлован фундамента - раньше это было принято. Прошло всего три года, и в 1816 году уже освятили готовую церковь - 47 метров высота колокольни,54 метра - верхняя часть креста. А ведь не было никакой техники, не говоря уже о кранах – все делалось ссыльными, приписанными к местной суконной фабрике, вручную. Но возведен уникальнейший храм, о котором и поныне слагают легенды. Поражает архитектура, рожденная фантазией приглашенных итальянских мастеров.

В год 200-летия храма, по рассказу отца Сергия, стали поднимать архивные документы. Выяснили, что сам поселок Тельма ведет свой отсчет с 1660 года, хотя жили здесь поселенцы и раньше. Просто в те времена статус селению или городу не присваивался до тех пор, пока в нем не построят церковь. И только тогда его наносили на карту. Надо сказать, Тельма издавна считалась зажиточным населенным пунктом Усольского района. Здесь работали стекольный и винокуренный завод, суконная фабрика, кстати, действовавшая до середины сороковых годов прошлого столетия. Более 200 лет назад она снабжала Русскую армию одеждой, в Великую Отечественную войну одевала войска Сибирского гарнизона. Здесь умельцы изготавливали вату, ковры, свечи, мыло, клей, церковную утварь, посуду. Тельминская посуда не уступала по качеству ни английской, ни отечественной – самому петербургскому императорскому стекольному заводу. Легендарный мореплаватель Витус Беринг определил в Тельме место для железоделательного завода, оснащающего суда.

Но самое удивительное ждало начавшего здесь службу отца Сергия, когда стали снимать штукатурный слой внутри храма. Под ним обнаружили редкий по качеству строительный материал. Выяснилось, что в Тельме на кирпичном заводе изготавливали 15 видов кирпича: и с полочкой, и закругленный, и прямоугольный, и вытянутый. Поражал и лепной декор, и гипсовый капитель.

- А как мастерски соленые огурцы здесь готовили! - вдруг оживляется отец Сергий. - В Тельме были искусственные пруды, в которых не только разводили рыбу, но и солили огурцы. Их закладывали в бочки и утапливали на самое дно. Зимой их доставали и везли в Усолье. Люди там, как только узнавали, что прибыли подводы с Тельменскими огурцами, тут же выстраивались в очередь. Огурцы потрясающе хрустели и особенно пользовались спросом, рассказывают старожилы, начиная с царских времен и до двадцатых - тридцатых годов. Тельма всегда славна была работящими людьми, которых сегодня практически не осталось. Люди отсюда едут на работу в Ангарск, Иркутск, молодежь подалась в крупные города. К сожалению, вековые традиции утрачены.

Но вернемся к истории храма. Сохранился он чудеснейшим образом. Конечно, после революции новым властям был бельмом в глазу. А потому участь его была решена: уничтожить. Собирались это сделать еще с 1928 года. В церковных архивах можно найти, правда, упоминание о том, что уполномоченный по делам религии предупреждал власти: закрытие Храма неминуемо приведет к народному бунту. Ведь в поселке не существовало семьи, которая бы не посещала богослужение. До поры-до времени власти вроде бы забыли о храме. В 1930 году сюда даже был сослан протоиерей Николай Успенский, прославившийся тем, что еще в 1924 году заступился за мощи Святителя Иннокентия (Кульчицкого), первого епископа Иркутского, когда их изымали в Иркутске. Арестовали его, когда он собирал подписи в защиту мощей. Семь лет он прослужил настоятелем в Тельменском храме, но в 37-м году его, 78-летнего старика, все же арестовали и расстреляли. А после этого храм перестал служить верующим, и руководство сельсовета распорядилось сжечь все иконы. Трое рабочих, которые, к счастью, оказались верующими, сделали по-своему. Вынеся из церкви лавки, они их подожгли, а иконы сложили в алтарь, который заколотили досками. К тому же возникла необходимость где-то схоронить зерно урожая и, естественно, лучше и суше здания, стоящего на пригорке, для этого не нашлось. С хоров пшеницей засыпали храм почти по самый купол. Но едва закончили работу, к церкви подъехал грузовик, наполненный взрывчаткой. Прибывший отряд взрывников сообщил о приказе взорвать храм. А как это сделать, если под купол зерна навалено. Так и уехали ни с чем. И храм чудесным образом был спасен. Говорят, взрывчатку использовали для подрыва часовни Александра Невского, которая теперь восстанавливается.

- С 1943 года, рассказывают, по негласному указанию Сталина, - продолжил отец Сергий, - службы в сохраненных, в том числе и в нашем, храмах возобновились. Спрятанные иконы нашли и вернули на прежнее место.

Между прочим, жители поселка Тельма из поколения в поколение передают легенду о том, что когда из церкви выносили все иконы, чтобы передать их в государственный фонд, икону Богоматери «Всех скорбящих радость» от иконостаса оторвать не удалось. Пришлось, прикрыв ее тканью, спрятать в церкви. А потому и считается, что храм сохранился благодаря чудодейственным силам этой иконы.

- Это правда, что Храм Казанской божьей матери считается самым красивым в Иркутской области? - задаю я вопрос отцу Сергию.

Он ненадолго задумывается.

- Правда, что есть у него и благолепие, и красота, но каждый храм красив по-своему. Ведь все они освящены благодатью духа святаго. Просто люди всегда любили храмы, благоговейно относились к дому божьему. Относились с трепетом, с любовью. А как выбирали для них место! Не строили, где попало, а искали самое подходящее, самое лучшее. Брали самый лучший материал. Помню, служил в Шелехове, и одна старушка, поделилась не менее чудесной историей храма. Сама она, родившаяся еще в начале прошлого века, приехала из деревни Баян, что в Читинской области. Это на самой границе с Монголией. Так вот, вспоминала она, вся деревня и округа три года, пока возводили в деревне храм, не ели яиц. Свозили к строящейся церкви, чтобы строители в замес на каждый кирпич клали по два яйца. Построили там церковь на загляденье. Живописную картину дополнял и цветущий по весне благоухающий чабрец. После революции новые власти, решив разрушить церковь, подкатили к ней пушку, но не поддались ее огню стены. Вспомнил об этой старушке я потому, что у людей испокон веку было такое трепетное отношение к храмам, что даже снаряды не брали их. Была святая людская забота о том.

- Человек должен быть в постоянном общении с Богом, - завершает свой удивительный рассказ отец Сергий. – Но для этого вековые традиции не должны прерываться. Иначе… Есть такая притча: был некто, который вставал очень рано. И шел к морю, чтоб насладиться его красотой, его величием, могуществом, и прославлял Творца. Молился, видя это благолепие. Понимал, что все от Господа и прославлял еЕо. Сын этого человека тоже вставал рано, приходил к морю, но, восхищаясь им, уже не молился Богу. Сын уже этого сына тоже вставал рано, приходил к морю, но уже не понимал, зачем это делает. Мораль: нельзя рвать нить, которая нас связывает с предками, не дает забыть, зачем человек пришел к Богу…


Анатолий ЖУРИН, Иркутск -Москва
29 декабря 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 сентебря
пятница
2018

В этот день:

Всемирный день русского единения

21 сентября - Всемирный день русского единения. Отмечается с 2010 года пока как неофициальный праздник, но идею поддержали уже 24 страны. Инициатором выступил Русский объединительный союз соотечественников (РОСС) в Киргизии, который создал осенью 2009 года Международный комитет «Всемирного дня русского единения».

Всемирный день русского единения

21 сентября - Всемирный день русского единения. Отмечается с 2010 года пока как неофициальный праздник, но идею поддержали уже 24 страны. Инициатором выступил Русский объединительный союз соотечественников (РОСС) в Киргизии, который создал осенью 2009 года Международный комитет «Всемирного дня русского единения».

Идея нового праздника была обнародована презентована 25 ноября 2009 года председателем комитета, Александром Ивановым на II Международном молодежном форуме «Санкт-Петербург и молодые соотечественники: Мосты сотрудничества в XXI веке». Участникам было предложено поддержать инициативу и подписать Декларацию о провозглашении этого дня. Представители 24 стран мира стали членами Международного инициативного комитета и подписали Декларацию, став соучредителями Всемирного дня русского единения: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Греция, Грузия, Дания, Израиль, Ирландия, Италия, Кипр, Литва, Мальта, Молдова, Польша, Португалия, Россия, Словакия, США, Турция, Финляндия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония. Всемирный день русского единения учрежден в целях сохранения этнокультурной самобытности русского народа, позитивной национальной самоидентификации, объединения русских, всего русского мира, взаимодействия между русским сообществом и Россией, для сохранения этнических, исторических и культурных ценностей, развития, популяризации русского языка и литературы как части мирового культурного наследия, а также дальнейшей консолидации в интересах создания мощного интеллектуального, экономического и духовно-культурного русскоязычного пространства в мире. Всемирный день русского единения ознаменован рядом важнейших исторических событий в жизни русского народа и России: 1. День основания России — день призвания варягов на Русь — объединение русских племен, начало княжения Рюрика (862). 2. Рождество Пресвятой Богородицы — один из главных праздников, отмечаемый Русской православной церковью. 3. День основания в 859 году города Великий Новгород. В 2009 году широко отмечалось 1150-летия основания «отца» русских городов. 4. День воинской славы России - День победы в Куликовской битве (1380) - начало освобождения Руси от татаро-монгольского ига, положенное великим русским князем Дмитрием Донским. Международный инициативный комитет призывает другие общинные организации - объединения российских соотечественников стран мира - присоединиться к подписанию Декларации.

Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/2681/

 

«Солдатская мама» Лидия Русланова

21 сентября 1973 года скончалась Лидия Андреевна Русланова, великая советская певица, исполнительница народных песен, заслуженная артистка РСФСР (1942), которую во время Великой Отечественной войны прозвали «солдатской мамой».

«Солдатская мама» Лидия Русланова

21 сентября 1973 года скончалась Лидия Андреевна Русланова, великая советская певица, исполнительница народных песен, заслуженная артистка РСФСР (1942), которую во время Великой Отечественной войны прозвали «солдатской мамой».

24 августа 1945 года Маршал Советского Союза  Георгий Константинович Жуков подписал приказ: "За успешное выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко- фашистскими захватчиками и проявленное мужество, за активную личную помощь в деле вооружения Красной Армии новейшими техническими средствами наградить орденом Отечественной войны I степени РУСЛАНОВУ Лидию Андреевну".
Это была заслуженная награда. Вот лишь несколько фактов.
Однажды под Вязьмой в актерскую землянку зашли трое солдат. Они отправлялись в разведку и попросили спеть на дорожку. А ночью одного из них принесли на носилках.
- Он стонал в беспамятстве, - рассказывала потом Лидия Андреевна. - И все звал маму. Села я возле него, взяла за руку и запела тихонечко колыбельную. Пою, слез не сдерживаю: кажется мне, что это мой сын умирает. Так хотелось песней вдохнуть в него силу жизни! Перестал он метаться, а рука все холодеет... Вскоре увезли... Часто я вспоминала о нем, но долго не могла узнать, жив ли...
Прошло время. Концертная бригада была уже на другом участке фронта. Выступала под открытым небом. Только запела Русланова, как бросился к ней боец с Золотой Звездой на гимнастерке. Кричит: "Мама! Мама! Я узнал, я помню, это вы мне пели, когда я умирал". А потом в районе Сухиничей снова встретила Лидия Андреевна "своего" бойца, опять - раненого.
- И снова я гладила его окровавленную рану, - вспоминала она, - а он говорил, что доживет до победы, если нашел Русланову...
Вот конец войны. Последний военный концерт.
- Я пою русскую песню "Степь широкая", - продолжала рассказ Лидия Андреевна, - и вижу, что кто-то расталкивает людей, все ближе пробирается к нам. И вдруг бросается прямо на ступени. Сразу узнала его, хоть и возмужал он, офицером стал, вся грудь в орденах. Выжил. Подняла его руку и крикнула: "Смотрите! Вот русский солдат! Умирая, он верил в Победу. И он дошел до Берлина. Он победил".
В поразительной этой истории, почти легенде - все правда. И троекратная встреча. И финальная радость.
Но не только песня Руслановой "воевала" на фронте рядом с солдатами. В конце 1943 года Лидия Андреевна в составе концертной бригады приехала во второй гвардейский кавалерийский корпус под командованием Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Крюкова. В это время в одном из полков проходило собрание, на котором было зачитано письмо колхозницы - она передала свои сбережения государству, чтобы на эти деньги сделали пушку ее сыну-артиллеристу. Потом выступила Лидия Андреевна и сказала, что отдает свои средства на постройку двух батарей "катюш". Три месяца спустя Русланова снова прибыла в часть и торжественно "вручила" свой подарок бойцам.

 

Народная защита

21 сентября 2004 года супруги Анна и Владимир Сергеевы объявили о создании православной правозащитной организации "Народная защита". Сегодня это - одна из подструктур Народного собора, специализирующаяся на юридической помощи патриотическим организациям и простым людям.

Народная защита

21 сентября 2004 года супруги Анна и Владимир Сергеевы объявили о создании православной правозащитной организации "Народная защита". Сегодня это - одна из подструктур Народного собора, специализирующаяся на юридической помощи патриотическим организациям и простым людям.

Члены совета «Народной защиты»:

Петров В.Б - журналист, "Русский общественный информационный центр"

Варфоломеева Е.Д .- сопредседатель движения "За освобождение политзаключенных против госэкстремизма"

Сергеев В.С. - руководитель секции армейского рукопашного боя "Сим победiши!", алтарник Храма Святителя Николая в Пыжах.

Кассин О.Ю. – председатель общественного объединения "Преображение", член оргсовета общественного движения «Вместе за одно».

Скатов С.В. – журналист, член оргсовета общественного движения «Вместе за одно».

Наиболее известная акция организации — блокирование деятельности антиправославной, антирусской выставки «Осторожно, религия!», экспонаты которой, про мнению многих экспертов, имели сатанинскую направленность. 28 марта 2005 года Таганский суд Москвы признал директора Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова Юрия Самодурова и сотрудницу центра Людмилу Василовскую — организаторов выставки — виновными в разжигании национальной и религиозной вражды. Кстати, 11 апреля 2008 года в реке Шпрее (Берлин) найдено тело одной из организаторов и участниц выставки Анны Михалчук, по версии полиции, покончившей жизнь самоубийством. А 16 марта 2013 года на острове Бали найдено тело второго из участников выставки Владислава Мамышева-Монро, по предварительной версии утонувшего в бассейне.

В 2006 году "Народная защита" совместно с депутатом Александром Чуевым подали в суд иск на издательство Ультракультура по статье 242 УК РФ (“Незаконное распространение порнографических материалов и предметов”). Под порнографическими материалами подразумевались романы Мелвина Берджесса “Сучка по имени Леди” и “Трах”, “Запретный дневник” Юрия Баркова, “Трахни меня!” Вирджини Депант, “Трави трассу. Сатана! Сатана! Сатана!” Тони Уайта и “Культура времен Апокалипсиса” под редакцией Адама Парфрея. Трудно поверить с эту шизофрению, но литературный растлитель Мелвин Берджесс побывал в Москве в рамках детского книжного фестиваля (!), а русские издания его книг представляла супруга тогдашнего британского премьера Чери Блэр. «Эти книги – «пособия» по растлению молодежи, изобилуют неформальной лексикой и сценами половых извращений, пропаганды наркотиков, кощунственны и богохульны», - такую оценку дали эксперты «творчеству» «детского» писателя.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии