RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Небесный витязь России
16 декабря 2013 г.

Небесный витязь России

16 декабря 1938 года центральные советские газеты сообщили ужасную для народа новость: погиб Валерий Павлович Чкалов
Основатель Новороссии
24 сентября 2017 г.

Основатель Новороссии

24 сентября 1739 года - день рождения Григория Александровича Потёмкина-Таврического (ум. 1791), русского государственного и военного деятеля, генерал-фельдмаршала.
Так у нас бьют врагов
9 сентября 2016 г.

Так у нас бьют врагов

9 сентября 1943 года в советском городе Овруч была проведена акция возмездия в отношении фашистских оккупантов
Полярная мечта Александра Сибирякова
8 октября 2013 г.

Полярная мечта Александра Сибирякова

8 октября 1849 года родился великий русский исследователь Сибири и Северного морского пути
Легенда по имени У-2
11 января 2018 г.

Легенда по имени У-2

90 лет назад поднялся в воздух самолёт, которому суждено было стяжать невиданную славу
Главная » Подвиги в наследство » Вера, хлеб и динамит

Вера, хлеб и динамит

200 лет исполнилось Храму Казанской иконы Божией Матери в поселке Тельма Иркутской области

Он воздвигнут в 1816 году в честь победы в Отечественной войне над Наполеоном. В 1937-м церковь пытались взорвать, но не смогли...
Вера, хлеб и динамит

Строили храм итальянские архитекторы, а ссыльный мастер Климов установил на колокольне уникальный часовой механизм. Каждый час он исполнял различные мелодии, а у парапета двигались алебастровые ангелы. Как считают специалисты, Тельминская церковь – один из красивейших и наиболее интересных памятников церковной архитектуры XIX века на территории Иркутской области. Единственная, сохранившая свой первозданный вид. Это настоящая жемчужина не только Усольского района, но и всей области. Он не устает восхищать ясностью форм и удивлять архитектурным совершенством. Как удачно наши предки могли выбирать место для церкви - на берегу небольшой запруды, образованной водами речки Тельма. Она возвышается над всем поселком и видна со всех сторон при подъезде к Тельме.

Эта красота вполне могла разделить печальную судьбу десятков тысяч храмов и монастырей, ушедших в небытие в рамках антирелигиозной кампании по массовому уничтожению объектов религиозного культа после революции. Но не случилось, что настоятель Храма Отец Сергий считает настоящим чудом.

- Здесь я служу с 2004 года, - говорит он, - но могу сказать: вся моя жизнь связана с этим храмом. Я крестился в нем, сестра, племянник – все родственники, мои родители здесь венчались. Окончив духовную семинарию в Сергиевом Посаде, сначала служил в Шелеховском храме, потом три года - в Иркутске, затем клириком в Ангарске. Отправил меня сюда на службу владыка. Так вот волей божьей оказался я в этом храме. Он уникален не только в своей красоте и благолепии, но и удивительной историей. Судите сами: в 1813 году был молебен по закладке камня в котлован фундамента - раньше это было принято. Прошло всего три года, и в 1816 году уже освятили готовую церковь - 47 метров высота колокольни,54 метра - верхняя часть креста. А ведь не было никакой техники, не говоря уже о кранах – все делалось ссыльными, приписанными к местной суконной фабрике, вручную. Но возведен уникальнейший храм, о котором и поныне слагают легенды. Поражает архитектура, рожденная фантазией приглашенных итальянских мастеров.

В год 200-летия храма, по рассказу отца Сергия, стали поднимать архивные документы. Выяснили, что сам поселок Тельма ведет свой отсчет с 1660 года, хотя жили здесь поселенцы и раньше. Просто в те времена статус селению или городу не присваивался до тех пор, пока в нем не построят церковь. И только тогда его наносили на карту. Надо сказать, Тельма издавна считалась зажиточным населенным пунктом Усольского района. Здесь работали стекольный и винокуренный завод, суконная фабрика, кстати, действовавшая до середины сороковых годов прошлого столетия. Более 200 лет назад она снабжала Русскую армию одеждой, в Великую Отечественную войну одевала войска Сибирского гарнизона. Здесь умельцы изготавливали вату, ковры, свечи, мыло, клей, церковную утварь, посуду. Тельминская посуда не уступала по качеству ни английской, ни отечественной – самому петербургскому императорскому стекольному заводу. Легендарный мореплаватель Витус Беринг определил в Тельме место для железоделательного завода, оснащающего суда.

Но самое удивительное ждало начавшего здесь службу отца Сергия, когда стали снимать штукатурный слой внутри храма. Под ним обнаружили редкий по качеству строительный материал. Выяснилось, что в Тельме на кирпичном заводе изготавливали 15 видов кирпича: и с полочкой, и закругленный, и прямоугольный, и вытянутый. Поражал и лепной декор, и гипсовый капитель.

- А как мастерски соленые огурцы здесь готовили! - вдруг оживляется отец Сергий. - В Тельме были искусственные пруды, в которых не только разводили рыбу, но и солили огурцы. Их закладывали в бочки и утапливали на самое дно. Зимой их доставали и везли в Усолье. Люди там, как только узнавали, что прибыли подводы с Тельменскими огурцами, тут же выстраивались в очередь. Огурцы потрясающе хрустели и особенно пользовались спросом, рассказывают старожилы, начиная с царских времен и до двадцатых - тридцатых годов. Тельма всегда славна была работящими людьми, которых сегодня практически не осталось. Люди отсюда едут на работу в Ангарск, Иркутск, молодежь подалась в крупные города. К сожалению, вековые традиции утрачены.

Но вернемся к истории храма. Сохранился он чудеснейшим образом. Конечно, после революции новым властям был бельмом в глазу. А потому участь его была решена: уничтожить. Собирались это сделать еще с 1928 года. В церковных архивах можно найти, правда, упоминание о том, что уполномоченный по делам религии предупреждал власти: закрытие Храма неминуемо приведет к народному бунту. Ведь в поселке не существовало семьи, которая бы не посещала богослужение. До поры-до времени власти вроде бы забыли о храме. В 1930 году сюда даже был сослан протоиерей Николай Успенский, прославившийся тем, что еще в 1924 году заступился за мощи Святителя Иннокентия (Кульчицкого), первого епископа Иркутского, когда их изымали в Иркутске. Арестовали его, когда он собирал подписи в защиту мощей. Семь лет он прослужил настоятелем в Тельменском храме, но в 37-м году его, 78-летнего старика, все же арестовали и расстреляли. А после этого храм перестал служить верующим, и руководство сельсовета распорядилось сжечь все иконы. Трое рабочих, которые, к счастью, оказались верующими, сделали по-своему. Вынеся из церкви лавки, они их подожгли, а иконы сложили в алтарь, который заколотили досками. К тому же возникла необходимость где-то схоронить зерно урожая и, естественно, лучше и суше здания, стоящего на пригорке, для этого не нашлось. С хоров пшеницей засыпали храм почти по самый купол. Но едва закончили работу, к церкви подъехал грузовик, наполненный взрывчаткой. Прибывший отряд взрывников сообщил о приказе взорвать храм. А как это сделать, если под купол зерна навалено. Так и уехали ни с чем. И храм чудесным образом был спасен. Говорят, взрывчатку использовали для подрыва часовни Александра Невского, которая теперь восстанавливается.

- С 1943 года, рассказывают, по негласному указанию Сталина, - продолжил отец Сергий, - службы в сохраненных, в том числе и в нашем, храмах возобновились. Спрятанные иконы нашли и вернули на прежнее место.

Между прочим, жители поселка Тельма из поколения в поколение передают легенду о том, что когда из церкви выносили все иконы, чтобы передать их в государственный фонд, икону Богоматери «Всех скорбящих радость» от иконостаса оторвать не удалось. Пришлось, прикрыв ее тканью, спрятать в церкви. А потому и считается, что храм сохранился благодаря чудодейственным силам этой иконы.

- Это правда, что Храм Казанской божьей матери считается самым красивым в Иркутской области? - задаю я вопрос отцу Сергию.

Он ненадолго задумывается.

- Правда, что есть у него и благолепие, и красота, но каждый храм красив по-своему. Ведь все они освящены благодатью духа святаго. Просто люди всегда любили храмы, благоговейно относились к дому божьему. Относились с трепетом, с любовью. А как выбирали для них место! Не строили, где попало, а искали самое подходящее, самое лучшее. Брали самый лучший материал. Помню, служил в Шелехове, и одна старушка, поделилась не менее чудесной историей храма. Сама она, родившаяся еще в начале прошлого века, приехала из деревни Баян, что в Читинской области. Это на самой границе с Монголией. Так вот, вспоминала она, вся деревня и округа три года, пока возводили в деревне храм, не ели яиц. Свозили к строящейся церкви, чтобы строители в замес на каждый кирпич клали по два яйца. Построили там церковь на загляденье. Живописную картину дополнял и цветущий по весне благоухающий чабрец. После революции новые власти, решив разрушить церковь, подкатили к ней пушку, но не поддались ее огню стены. Вспомнил об этой старушке я потому, что у людей испокон веку было такое трепетное отношение к храмам, что даже снаряды не брали их. Была святая людская забота о том.

- Человек должен быть в постоянном общении с Богом, - завершает свой удивительный рассказ отец Сергий. – Но для этого вековые традиции не должны прерываться. Иначе… Есть такая притча: был некто, который вставал очень рано. И шел к морю, чтоб насладиться его красотой, его величием, могуществом, и прославлял Творца. Молился, видя это благолепие. Понимал, что все от Господа и прославлял еЕо. Сын этого человека тоже вставал рано, приходил к морю, но, восхищаясь им, уже не молился Богу. Сын уже этого сына тоже вставал рано, приходил к морю, но уже не понимал, зачем это делает. Мораль: нельзя рвать нить, которая нас связывает с предками, не дает забыть, зачем человек пришел к Богу…


Анатолий ЖУРИН, Иркутск -Москва
29 декабря 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
24 января
среда
2018

В этот день:

Первый морской устав

24 января (нов. ст.) 1720 года Петр I издал указ о значении флота в системе вооруженных сил и о создании первого морского устава.

Первый морской устав

24 января (нов. ст.) 1720 года Петр I издал указ о значении флота в системе вооруженных сил и о создании первого морского устава.

 В документе, в частности, говорилось: «того ради сей воинской морской устав учиняли, дабы всякий знал свою должность, и неведением никто б не отговаривался». Этот устав с некоторыми изменениями и дополнениями просуществовал  до 1853 года.

Морской устав Петра I состоял из пяти книг. Книга первая содержала положения «О генерал-адмирале и всяком аншеф-командующем», о чинах его штаба. В документе были помещены статьи, определяющие тактику эскадры. Эти указания носили явный отпечаток воззрений голландских адмиралов той эпохи и отличались не очень жестким регламентированием правил и норм, которые вытекали из свойств и возможностей флотского оружия той поры в различных условиях морского боя. Подобная осторожность была предусмотрена, чтобы не стеснять инициативы командующих — это проходит через весь устав красной линией.

Книга вторая содержала постановления о старшинстве чинов, о почестях и внешних отличиях кораблей, «о флагах и вымпелах, о фонарях, о салютах и флагах торговых...».

Книга третья раскрывала организацию боевого корабля и обязанности должностных лиц на нем. Статьи о капитане (командире корабля) определяли его права и обязанности, а также содержали указания о тактике корабля в бою. Последние имели ту особенность, что почти не касались тактики ведения одиночного боя, пре­дусматривая главным образом действия корабля в линии с другими судами.

Книга четвертая состояла из шести глав: глава I — «О благом поведении на корабле»; глава II — «О слугах офицерских, сколько кому иметь надлежит»; глава III — «О раздаче провианта на кораб­ле»; глава IV — «О награждении»: «...дабы всякий служащий во флоте ведал и был благонадежен, чем за какую службу на­гражден будет». Эта глава определяла награды за взятие неприятельских судов, вознаграждение раненных в бою и состарившихся на службе; главы V и VI — о разделении добычи при захвате неприятельских судов.

Книга пятая — «О штрафах» — состояла из 20 глав и представляла собой судебный и дисциплинарный уставы. Наказания отличались жестокостью, характерной для нравов того времени. За разные провинности предусматривались такие наказания, как «розстреляние», килевание (протаскивание провинившегося под днищем корабля), которое, как правило, заканчивалось для наказуемого мучительной смертью, «биение кошками» и так далее. «Ежели кто, стоя, на своей вахте, — говорилось в уставе, — найдется спящ на пути, едучи против неприятеля, ежели он офицер, лишен будет живота, а рядовой жестоко наказан будет кошками у шпиля.. А ежели оное случится не под неприятелем, то офицеру служить в рядовых один месяц, а рядовой спускай будет трижды с раины. Кто придет на вахту пьян, ежели офицер, то за первый раз вычетом на один месяц жалованья, за другой на два, за третий лишением чина на время, или вовсе по разсмотрению дела; а ежели рядовой, тот будет наказан биением у мачты».

К Морскому уставу были приложены формы ведомостей судовой отчетности, Книга сигналов и Правила дозорной службы. Морской устав Петра I с незначительными изменениями и дополнениями просуществовал почти полтораста лет и выдержал восемь изданий. По нему российский флот плавал и воевал до самой Крымской войны и только когда пар оттеснил парус, и нарезные орудия встали на место гладкоствольных, вышел новый устав 1853 года.

Расказачивание по-Свердлову

24 января 1919 года Оргбюро ВКП(б), рассматривая идею расказачивания, приняло директиву: «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах».

Расказачивание по-Свердлову

24 января 1919 года Оргбюро ВКП(б), рассматривая идею расказачивания, приняло директиву: «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах».

Документ, подписанный Яковом (Янкелем, Иешуа-Соломоном) Свердловым требовал
«провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно». Далее следовали такие пункты.

1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; произвести массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо ,прямое или косвенное, участие с борьбе с советской властью. К среднему казачеству применить все те же меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток к новым выступлениям против советской власти.

2. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем сельскохозяйственным продуктам.

3. Принять меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселение, где это возможно.

4. Уровнять пришлых иногородних с казаками в земельном и во всех других отношениях.

5. Провести разоружение, расстреливать каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.

6. Выдавать оружие надежным элементам из иногородних.

7. Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах; впредь до установления полного порядка.
8. Всем комиссарам, назначенные в те или иные поселения, предлагается проявить максимальную твердость и неуклонно проводить настоящее указание.

Вслед за этой директивой в газете Троцкого “Известия народного комиссариата по военным делам ” появилась статья Вацетиса, в которой автор, стремясь перечеркнуть многовековые заслуги казачества перед Отечеством, писал: “У казачества нет заслуг перед Русским народом и русским государством. У казачества есть заслуги перед темными силами русизма... По своей боевой подготовке казачество не отличалось к полезным боевым действиям. Особенно рельефно бросается в глаза дикий вид казака, его отсталость от приличной внешности культурного человека западной полосы. При исследовании психологической стороны этой массы приходится заметить свойства между психологией казачества и психологией некоторых представителей зоологического мира”.

И далее следовал откровенный призыв к террору против казачества: “Стомиллионный российский пролетариат не имеет никакого нравственного права применять к Дону великодушие: Дон необходимо обезлошадить, обезоружить, обезнагаить. На всех их революционное пламя должно навести страх, ужас, и они, как евангельские свиньи, должны быть сброшены в Чёрное море”.

Развивая эти террористические планы, Троцкий заявил на собрании политкомиссаров Южного фронта в Воронеже: “Казачество – опора трона. Уничтожить казачество как таковое, расказачить казачество – вот наш лозунг. Снять лампасы, запретить именоваться казаком, выселить в массовом порядке в другие области”.

Итоги расказачивания были подведены в 1926 году. Только на Дону было уничтожено 800 тысяч казаков. От дореволюционной численности осталось 45 процентов. В других казачьих регионах выжили от 10 до 25 процентов.

Немного о тех, кто возглавил уничтожение казачества.

Я́ков Миха́йлович Све́рдло́в (имя при рождении согласно одним источникам — Ешуа-Соломон Мовшевич Свердлов, согласно другим — Янкель Мираимович Свердлов) - по данным Википедии - председатель ВЦИК, председатель Оргбюро ЦК РКП (б). Основной “кадровик” ленинцев, “мозг партии”. Главный организатор “красного террора”, ритуального убийства царской семьи и “расказачивания”, автор политики раскола деревни на враждующие лагеря бедняков и кулаков. Умер при странных обстоятельствах (по официальной версии скончался от “испанки”, по неофициальным - зверски избит московскими рабочими).

Троцкий (Бронштейн) Лев (Лейба) Давыдович (Давидович), нарком по военным и морским делам, председатель РВС РСФСР. Непосредственный организатор Октябрьской революции, идеолог “красного террора”, создатель троцкистского Четвёртого интернационала. Наиболее знаковая фигура мирового еврейства. Ликвидирован в Мексике при помощи ледоруба Героем Советского Союза Меркадером по заданию Сталина.

Первые результаты расказачивания ужасают: в 1926 году на Дону осталось не более 45% от дореволюционного казачьего населения, в Уральском войске около 10%, в других войсках – до 25%. Были уничтожены практически все казаки старше 50-ти лет – гордый народ-воин был лишен памяти и традиций.

Теракт в Домодедово

24 января 2011 года произошел теракт в аэропорту Домодедово, осуществлённый террористом-смертником 20-летним жителем Ингушетии Магомедом Евлоевым по кличке «Сейфулах» в зале международных прилётов.

Теракт в Домодедово

24 января 2011 года произошел теракт в аэропорту Домодедово, осуществлённый террористом-смертником 20-летним жителем Ингушетии Магомедом Евлоевым по кличке «Сейфулах» в зале международных прилётов.

 По данным Минздравсоцразвития РФ, 37 человек погибло, ранения разной степени тяжести получили 130 человек.

24 января 2011 года примерно в 16:32 в толпе встречающих произошёл взрыв. В центре оказались пассажиры из России и ряда других стран.
По сообщению агентства «Росбалт», у спецслужб была информация о появлении в Москве террориста-смертника: «Спецслужбы знали, что в одном из московских аэропортов будет совершён террористический акт. Оперативники искали 3 подозреваемых, но им удалось проникнуть на территорию аэропорта, отследить момент взрыва, который произвёл их сообщник, и покинуть аэропорт».

28 марта в Назрани были задержаны братья Илес и Ислам Яндиевы, которые находились в розыске по подозрению в организации взрыва в «Домодедово». 30 марта Ленинский районный суд Владикавказа санкционировал их арест. По версии следствия, именно Яндиевы встретили террориста-смертника Магомеда Евлоева в Москве и привезли его в аэропорт 24 января. 28 марта в горно-лесистой местности республики Ингушетия была проведена операция по ликвидации одной из баз подготовки боевиков, которая, по данным ФСБ, активно использовалась в том числе и для подготовки террористов-смертников. Вначале базу атаковали с вертолета, несколько боевиков были убиты, другие попытались скрыться, тогда с другого вертолета был произведен ещё один пуск ракет. Спецназ в это время перекрывал горные тропы и блокировал район. Спецназовцы обнаружили на базе оружие, радиостанции, мобильные телефоны, взрывчатку и гранаты. Всего в ходе операции было уничтожено 17 боевиков. Среди них, по всей видимости, несколько лидеров бандгрупп, в их числе Аслан Бютукаев, который отвечал за подготовку смертников. В ингушском селе Верхний Алкун была проведена ещё одна спецоперация после того, как задержанные Яндиевы рассказали, что житель села Аслан Цечоев снабжал горные базы боевиков продуктами и лекарствами. Оказавший сопротивление Цечоев был убит.

20 августа 2012 года Московский областной суд приступил к рассмотрению в закрытом режиме уголовного дела о терракте а аэропорту Домодедово. На скамье посудимых Ахмед Евлоев, Башир Хамхоев, братья Илез и Ислам Яндиевы. 18 ноября 2012 года оглашен приговор: младший брат смертника Ахмед Евлоев получил всего 10 лет колонии общего режима, остальные пособники террориста проведут за решёткой всю оставшуюся жизнь.

16 сентября 2011 г. в Стамбуле из пистолета, снабженного глушителем, были убиты Рустам Альтемиров, Заурбек Амриев и Берг-Хаж Мусаев рядом с домом, где они жили. Рустам Альтемиров числился в России в федеральном розыске по обвинению в организации ряда терактов, в том числе в московском аэропорту «Домодедово». Предполагается, что Берг-Хаж Мусаев — это боевик по кличке «амир Хамзат», соратник Доку Умарова, который непосредственно подготовил Магомеда Евлоева к совершению взрыва. Турецкая полиция подозревала в совершении этого убийства 55-летнего российского гражданина, известного как Александр Жирков. Он скрылся, но в его номере в отеле полицейские нашли документы, пистолет с глушителем, маску и прибор ночного видения.

Леонтий Тупицын: жизнь - за товарищей

24 января 1944 года в районе Тосно Ленинградской области (пос.Ульяновка) совершил подвиг самопожертвования Тупицын Леонтий Яковлевич

Леонтий Тупицын: жизнь - за товарищей

24 января 1944 года в районе Тосно Ленинградской области (пос.Ульяновка) совершил подвиг самопожертвования Тупицын Леонтий Яковлевич

 

В своё время он не был награждён. И только после того, как были обнародованы документы поисковой группы, президент РФ 6 мая 1994 года присвоил ему (посмертно) звание Героя России.

 

Л.Я.Тупицын родился в 1895 году деревне Тупичане Орического района Кировской области. В семье был младшим из девяти братьев. В молодости семь лет служил в армии. До самой Великой Отечественной войны бессменно избирался депутатом сельсовета. В колхозе был и косцом, и пахарем, и председателем. Служил помощником пулемётчика в 947 полку 268 стрелковой дивизии.

Награжден медалью «За оборону Ленинграда». Погиб 24 января 1944 года в бою за поселок Ульяновка, под Ленинградом, в Тосненском районе.

До начала операции по снятию блокады Ленинграда 268-я дивизия держала оборону в районе деревни Гонтовая Липка. После того, как под Ораниембаумом в районе Пулковских высот наши войска перешли в наступление, резко изменилась обстановка и на минском участке фронта. Чтобы не попасть в окружение, фашистское командование решило вывести свои дивизии из этого района и дать нам бой в ряде заранее заготовленных опорных пунктов. Одним из таких пунктов был поселок Ульяновка. Через него и расположенную здесь станцию Саблино проходили Октябрьская железная дорога, шоссе Москва- Ленинград и железнодорожная ветка Мга-Гатчина. Вокруг посёлка гитлеровцы вырыли траншеи, оборудовали открытые огневые точки, расставили минные поля.

Все 900 дней блокады Ленинграда стояла на его защите героическая 268 дивизия. Её войны принимали участие в самых решающих, самых тяжелых боях за город Ленина: Ивановский пятачок, Красноборская операция, прорыв блокады, освобождение важного железнодорожного узла Мги… И, наконец, бой за Ульяновку.

Один из опорных пунктов немцев был возле поселка Ульяновка. Ворваться в поселок было не просто: надо было броском по льду под огнём противника через реку перебежать, вскарабкаться на крутой берег и, помчавшись по ложбине, взобраться на гору. А там, в дзотах, вражеские пулеметчики. Кроме того, у немцев здесь были замаскированы два танка и три бронемашины. Бои за Ульяновку продолжались трое суток, наша дивизия потеряла в них 98 человек убитыми, 499 ранеными. Только в первые сутки противник 14 раз переходил в контратаки. Отбивали их исключительно силами пехоты, потому что из-за взорванных немцами мостов, из-за покореженных дорог отстали наши артиллеристы, минометчики. В первый день боев и совершил здесь свой героический подвиг Л.Я.Тупицын.

В те дни серые тучки весели над землей. То и дело шел мокрый снег, переходивший порою в дождь… Ворваться в поселок было непросто: через реку броском перескочить, вскарабкаться на крутой берег, дальше ложбину перебежать, ней на гору взобраться. А там враг с пулеметами, в дотах и дзотах. Кроме того у него тут оказались бронемашины, два танка…

Стрелковые роты в ту пору более чем на половину были укомплектованы восемнадцатилетними. В одном из политдонесений говорилось о прибывшем в дивизию пополнении: «Рядовой состав- 1925 года рождения. До этого в боях не бывали…». Для молодых рабочих, колхозников, вчерашних школьников Ульяновка стала первым экзаменом на мужество.

Огонь вражеского дзота прижал к земле наступавшее подразделение. Появилась угроза срыва атаки. Уничтожить особо опасную огневую точку врага выпала рядовому Тупицыну. Ему удалось незаметно подползти к дзоту, метнуть гранату. На какое-то время вражеский пулемет умолк. Бойцы поднялись и снова устремились вперед. Но неожиданно из амбразуры противника опять брызнула свинцовая струя. Находившийся уже у самого дзота Тупицын поднялся и с гранатой в руке кинулся к бойнице. Тут раздался взрыв и сраженный последней очередью пулемета упал наш герой. Потрясенные подвигом своего товарища, бойцы вновь устремились вперёд.
В Подольском архиве Министерства обороны в журнале боевых действий 268-й дивизии запись от 24 января гласит: «Боец 947 сп Тупицын при форсировании р.Тосны своим телом закрыл амбразуру вражеского дзота и героической смертью обеспечил продвижение своего подразделения вперед».

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии