RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

28.10: что празднуешь, брат?
28 октября 2014 г.

28.10: что празднуешь, брат?

70 лет назад Малороссия была полностью очищена от европейских фашистских захватчиков
Ностальгия по Гитлеру
27 апреля 2014 г.

Ностальгия по Гитлеру

Европа, забыв кровавые уроки второй мировой войны, вновь потакает фашизму
Засекреченная трагедия
7 февраля 2016 г.

Засекреченная трагедия

35 лет назад 7 февраля 1981 года погибло почти все руководство Тихоокеанского флота СССР.
Парад Победы
24 июня 2017 г.

Парад Победы

24 июня 1945 года на Красной площади в Москве на брусчатку к подножию Мавзолея солдатами-победителями было брошено 200 штандартов «непобедимых» гитлеровских войск
39 штурмов Пскова
17 февраля 2014 г.

39 штурмов Пскова

17 февраля 1582 года победой русского духа закончилась самая длительная в истории осадная баталия
Главная » Подвиги в наследство » 305 лет военным оркестрам России

305 лет военным оркестрам России

19 февраля 1711 года Петр I подписал указ "О Штатах кавалерийских и пехотных полков с показанием расположения оных по губерниям"

Именно этим документом были официально введены штатные военные музыканты - в количестве 9 человек в каждом полку.
305 лет военным оркестрам России

«Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил» (А. В. Суворов).

 

Военная музыка родилась вместе с армией. Еще в 1547 году при Иоанне IV Грозном впервые был создан Приказ Большого Дворца для управления военной музыкой России.
А 19 февраля 1711 года Петр I подписал указ № 2319 о "Штатах кавалерийских и пехотных полков с показанием расположения оных по губерниям". Именно в этих штатах и были официально введены штатные военные музыканты, в количестве 9 человек в каждом полку. Из них первым, главным, как предписывалось, был иностранец-гобист, и ещё 8 русских музыкантов. Иностранец был обязан обучать русских музыкантов военному музыкальному искусству. Помимо оркестра в полку было определено иметь 16 барабанщиков, осуществлявших сигнальную службу.
Эту дату принято считать днем рождения Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Первые военные оркестры возникли при образовании первых российских полков – Семеновского и Преображенского. Именно эти оркестры играли на парадах в честь победы в Северной войне , а "Встречный марш Преображенского полка" стал со временем неофициальным гимном Российской Империи. Трудно представить себе музыку, которая так точно олицетворяла бы победы Русской армии, ее дух. Эта музыка наравне со знаменитым маршем «Прощание славянки» стала символом России, нашим великим достоянием. Этот марш ежегодно исполняют на параде 9-го мая при выносе Знамени Победы. Музыка, олицетворяющая победы Русской дореволюционной армии становится фоном к символу нашей Великой Победы.
Созданная в армии и для армии военная музыка России стала уникальным явлением в музыкальной культуре страны. В произведениях, написанных для военных духовых оркестром, нашли яркое отражение героическая история нашего народа и высокие достижения в области художественной культуры.
Во время Отечественной войны 1812 года военные оркестры и военная музыка произвели такое впечатление на Наполеона Бонапарта, что он сказал: "В российской кампании у моего войска было два главных врага: морозы и русская военная музыка".
В ходе русско-японской и Первой мировой войны военные оркестры принимали активное участие в войсковых операциях. Многие отечественные военные музыканты пали на полях сражений, а отличившиеся воинские подразделения нередко награждались серебряными георгиевскими трубами.
В годы Великой Отечественной войны военные оркестры выступали с концертами по радио и на передовой, поднимая боевой дух солдат.
В репертуарах военных оркестров преобладали произведения отечественных композиторов, а также народная музыка, но основой репертуара оставались марши. Марш "Прощанье славянки" звучал на перронах вокзалов, с которых солдаты отправлялись на Первую мировую войну, поднимал дух бойцов во время Великой Отечественной войны. В нем люди до сих пор черпают духовные силы и мужество. Столь же любимым был и остается марш "Тоска по родине", а так же вальс "На сопках Манчжурии" - в о время Великой Отечественной войны, в 1945 году, этот вальс исполнял И. С. Козловский перед бойцами Дальневосточного фронта. Так же любим вальс "Амурские волны" - его автор Макс Авельевич Кюсс был расстрелян фашистами в Одессе в 1942 году.
Вот уже более трехсот лет военные оркестры Армии и Флота России не только олицетворяют собой силу и непобедимый дух войск, но и несут с собой радость. На любом празднике военный оркестр - особенно желанный гость! Военные оркестры всех округов и флотов Вооруженных Сил Российской Федерации - постоянные участники фестивалей, без оркестра невозможно представить себе празднование Дня Победы, городских мероприятий, торжественных дат.
Ежегодный Международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня», проводимый в первых числах сентября на Красной площади в Москве, является одним из любимейших для всех москвичей и гостей столицы, билеты на него раскупаются задолго до его начала.
«Военный оркестр – это визитная карточка полка» - это крылатое выражение не теряет своей актуальности и сейчас.
Центральный военный оркестр Министерства обороны Российской Федерации – один из самых известных военных оркестров мира. Его по праву можно назвать звучащей эмблемой Вооруженных Сил, национальным достоянием России. Оркестр создан в 1927 году. Первым художественным руководителем оркестра стал подвижник отечественной военной музыки генерал-майор С. Чернецкий. Сейчас оркестр возглавляет полковник ДУРЫГИН Сергей Юрьевич, заслуженный артист Российской Федерации.
Многогранная деятельность коллектива, способность очаровать публику обусловлены не только исполнительским мастерством, но и организационной структурой, не имеющей аналогов ни в одном военном оркестре мира. В составе Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ два самостоятельных коллектива – духовой (начальник оркестра капитан Нисенбаум Андрей Анатольевич), и симфонический оркестры. На их основе созданы: эстрадно-симфонический оркестр , струнный квартет , биг-бэнд , джаз-ансамбль , брасс-квинтет . Штат оркестра включает в себя также и солистов-вокалистов.
Высокая академическая культура исполнительства, тщательно подобранный репертуар, в котором приоритет отдается русской классической и современной музыке, виртуозность и высокий профессионализм музыкантов стали опознавательными знаками оркестра и расположили к нему слушательскую аудиторию не только нашей страны, но и почти всех континентов планеты.
Трехсотлетняя история военных оркестров очень интересна. Рассказывает Валерий Михайлович Халилов, Начальник Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил Российской Федерации — главный военный дирижер, генерал-лейтенант: "На мой взгляд, со времён Римского-Корсакова, то есть с конца XIX века, и было положено начало современным штатам военных оркестров. Римский-Корсаков - великий русский композитор. Но он был ещё и военным моряком, и именно Римскому-Корсакову была поручена работа по совершенствованию структуры военно-морских оркестров. Его работа имела замечательный результат, которым потом воспользовались уже и сухопутные войска. Войска гвардии тоже взяли опыт, применённый Римским-Корсаковым. Он создал те штаты военных оркестров, которые могли исполнять самую различную музыку. Кроме того, были созданы бальные коллективы, симфонические оркестры, которые обеспечивали различного рода мероприятия светского характера. В штаты военных оркестров были введены группы саксофонов".
Музыку для военного оркестра писали многие великие русские композиторы - это и Глинка, и Мусоргский, и Чайковский.
Дадим слово Валерию Михайловичу Халилову: "Они писали в том числе и военные марши. Или были темы, посвящённые армии. Чайковский написал увертюру «1812 год». Мы эти произведения исполняем до сих пор. Например, уже 300 лет исполняем «Встречный марш Преображенского полка». Это тот самый полк, которым лично руководил Пётр I. Великий государь, кстати, был старшим барабанщиком в этом полку. Наша военная музыка развивалась на протяжении трёх веков. Она продолжает развиваться и сегодня".
В последнее время интерес к духовому военному оркестру только растет. Военный оркестр является связующим звеном между армией и народом. И через призму военной музыки можно видеть собственно развитие нашей армии. На всех стадиях развития армии военная музыка играла существенную роль в её становлении, организации и боя, и строя, и самое главное - в поднятии духа. Ежедневно военные оркестры утверждают музыкальную государственную символику через гимн, через воинские ритуалы.
Ныне звучащая эталонная запись Государственного гимна Российской Федерации (как и ранее Государственного гимна СССР) осуществлена Центральным военным оркестром Министерства обороны РФ.
Поздравляем всех военных музыкантов с этой торжественной датой, желаем дальнейших творческих успехов!
И в дождь, и в зной
Оркестр наш духовой
Дарил на счастье музыку,
Играл с душой.
Осталась эта музыка
Навек со мной!
(Из песни «Нашей юности оркестр")
Источники: Сайт Министерства обороны Российской Федерации www.mil.ru; Портал Центрального военного оркестра Министерства обороны Российской Федерации www.redarmyband.ru; архив газеты "Красная звезда"; портал Международного военно-музыкального фестиваля "Спасская башня" www.kremlin-military-tattoo.ru

Светлана Ляхова, "Солдатский храм" (https://vk.com/ruvoin)

.
19 февраля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 июля
понедельник
2018

В этот день:

Захват японцами адмирала Головнина

16 июля 1811 года во время исследования Курильских островов на шлюпе «Диана» был вероломно захвачен в плен японцами Василий Михайлович ГОЛОВНИН, русский мореплаватель и путешественник, вице-адмирал; член-корреспондент Петербургской Академии наук.

Захват японцами адмирала Головнина

16 июля 1811 года во время исследования Курильских островов на шлюпе «Диана» был вероломно захвачен в плен японцами Василий Михайлович ГОЛОВНИН, русский мореплаватель и путешественник, вице-адмирал; член-корреспондент Петербургской Академии наук.

Головнин и его единомышленники успешно совершили тяжелый переход от Кронштадта до Камчатки. Предпринятое ими изучение местности было сопряжено с большими трудностями. Постоянные туманы, обрывистые и скалистые берега, отсутствие удобной, укрытой от ветров якорной стоянки часто лишали моряков возможности проникнуть в глубь того или иного острова. Все было преодолено. Результаты исследований В. М. Головнина были значительны. Он составил точную карту Курильских островов, уточнив сведения о них, собранные другими русскими мореплавателями и учеными. Головнин точно установил, что Курильская гряда состоит из двадцати четырех островов, а не из двадцати одного, как это считали ранее.

В конце путешествия «Диана» подошла к длинной косе, составляющей восточную сторону гавани острова Кунашир, и стала на якорь. Головнин с семью матросами отправился на остров. Японцы встретили его с притворным радушием, пригласили в крепость, а когда ничего не подозревавшие Головнин и его спутники вошли в нее, японцы неожиданно напали на невооруженных русских моряков и захватили их в плен. Больше всего Головнина возмущало коварство и вероломство японцев. «От чистого сердца и от желания им добра поехал я к ним в крепость, как друг их, а теперь что они с нами делают. Я менее мучился бы, — писал он позже в своих «Записках», — если б был причиной только моего собственного несчастья, но еще семь человек подчиненных также от меня страдают».
Вскоре русских моряков перевели с острова Кунашир в город Хакодатэ на острове Матсмай (Хоккайдо) и заключили в тюрьму. Головнина посадили в отдельную темную и сырую камеру.
Но и в этих условиях Головнин не прекращал своих научных занятий. Все, что он наблюдал во время прогулок и узнавал из разговоров с охранниками, Головнин заносил в свой оригинальный «журнал» из ниток, облегчавший ему запоминание. Каждому примечательному событию, о котором Головнину удалось узнать, в этом «журнале» соответствовала нитка определенного цвета. (Нитки выдергивались из манжет, подкладки мундира или шарфа). Эти нитки искусно сплетались в узелок. Только благодаря этому «дневнику» Головнин впоследствии написал свое замечательное произведение «Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в1811,1812 и 1813 годах», опубликованное в 1818 г. и впоследствии переведенное почти на все европейские языки. В книге содержатся исключительной ценности сведения о нравах и обычаях японцев, об их культуре. Это был первый обстоятельный труд о Японии.

Пленники пытались бежать, но их поймали и снова заточили в тюрьму, охрана была усилена. Условия содержания стали еще хуже.

Тем временем «Диана» ушла к русским берегам. Заместитель Головнина Рикорд выехал в Иркутск, откуда предполагал отправиться в Петербург. Он узнал в Иркутске, что перед правительством было возбуждено ходатайство об организации экспедиции для спасения из плена Головнина и всех находившихся с ним людей. Возвратившись весной 1812 года из Иркутска в Охотск, Рикорд начал спешно готовиться к плаванию. «Диана» была отремонтирована, экипаж ее увеличен на 11 человек. В распоряжение Рикорда были выделены бриг «Зотик» и транспорт «Павел». Командирами этих судов были назначены офицеры с «Дианы». Решено было захватить с собой в плавание шесть японцев с судов, потерпевших крушение у русских берегов, чтобы обменять их на Головнина и его спутников.

22 июля 1812 года «Диана» в сопровождении брига «Зотик» вышла к острову Кунашир. Но попытки Рикорда завязать переговоры с японскими властями успеха не имели. Японцы, узнавшие о вторжении армии Наполеона в Россию, резко отвергли предложения русских начать переговоры об освобождении пленников. Рикорд возвратился на Камчатку. Пролив между островами Райкоку и Матау, которым проходила «Диана», еще не нанесенный на карты, Рикорд назвал именем Головнина.
В 1813 году «Диана» вновь подошла к острову Кунашир. Через захваченного японского купца Рикорду удалось начать переговоры об освобождении русских моряков. На этот раз японцы проявили большую сговорчивость. Еще за несколько месяцев до прибытия «Дианы» они изменили свое отношение к русским пленным: перевели их в более удобные помещения, улучшили условия содержания. Более того, японские чиновники и охрана начали проявлять заискивающую учтивость, немало удивив этим Головнина и его друзей. Такая перемена объяснялась тем, что весть о славной победе русской армии, разгромившей полчища Наполеона и изгнавшей остатки разбитой французской армии из пределов России, долетела и до Страны восходящего солнца. Успехи русских войск произвели на японское правительство такое сильное впечатление, что оно, по-видимому, готово было пересмотреть свое отношение к России, неоднократно пытавшейся установить экономические и политические связи со своим восточным соседом.
1 октября 1813 года, после более чем двухлетнего пребывания в плену, Головнин и его товарищи были наконец освобождены. В 1814 году Головнин возвратился в Петербург.

Начало великих походов 1819 года

16 июля 1819 года из Кронштадта вышли в океанский поход сразу 4 русских шлюпа.

Начало великих походов 1819 года

16 июля 1819 года из Кронштадта вышли в океанский поход сразу 4 русских шлюпа.

 «Открытие» и «Благонамеренный» под командованием М. Н. ВАСИЛЬЕВА и Г. С. ШИШМАРЕВА ушли в арктические воды для исследования Северного морского пути из Берингова пролива в Атлантический океан, а «Восток» и «Мирный» под командой Ф. Ф. БЕЛЛИНСГАУЗЕНА и М. П. ЛАЗАРЕВА направились в кругосветное плавание в Антарктику для поисков Южного материка.

Конец фашистского крейсера «Ниобе»

16 июля 1944 года советской морской авиацией в финском порту Котка был уничтожен немецкий крейсер ПВО «Ниобе». Он был переоборудован из нидерландского бронепалубного крейсера "Гелдерланд" типа «Холланд», который при вторжении германской армии в Голландию достался немцам в качестве трофея.

Конец фашистского крейсера «Ниобе»

16 июля 1944 года советской морской авиацией в финском порту Котка был уничтожен немецкий крейсер ПВО «Ниобе». Он был переоборудован из нидерландского бронепалубного крейсера "Гелдерланд" типа «Холланд», который при вторжении германской армии в Голландию достался немцам в качестве трофея.

После модернизации крейсер имел внушительное зенитное вооружение из восьми 105-мм, четырёх 40-мм и шестнадцати 20-мм стволов. Стоявший в финском порту Котка «Ниобе» представлял для советской авиации серьезную опасность. Для его уничтожения была собрана армада из более 130 самолётов под общим руководством Героя Советского Союза В.И. Ракова. 16 июля 1944 года в результате массированного налёта «Ниобе» пошёл ко дну. Это самый крупный фашистский корабль, потопленный советскими морскими летчиками.

 

О реабилитации казачества

16 июля 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял постановление «О реабилитации казачества».

О реабилитации казачества

16 июля 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял постановление «О реабилитации казачества».

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 1992 г. N 3321-1

О РЕАБИЛИТАЦИИ КАЗАЧЕСТВА (в ред. Федерального "закона" от 26.06.2007 N 118-ФЗ)
Исходя из требований "Закона" РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", в целях полной реабилитации казачества и создания необходимых условий для его возрождения как исторически сложившейся культурно-этнической общности Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

1. Отменить как незаконные все акты в отношении казачества, принятые начиная с 1918 года, в части, касающейся применения к нему репрессивных мер.

2. Реабилитация отдельных казаков, незаконно подвергшихся уголовному преследованию и репрессиям в административном порядке, производится индивидуально в соответствии с "Законом" РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий".

3. Признать за казачеством права на:

возрождение традиционного социально-хозяйственного уклада жизни и культурных традиций при соблюдении законодательства и общепринятых прав человека;

установление территориального общественного самоуправления в местах компактного проживания казаков в традиционных для казачества формах в соответствии с "Законом" Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации";

абзац утратил силу. - Федеральный "закон" от 26.06.2007 N 118-ФЗ;

(см. текст в предыдущей "редакции")

восстановление традиционных наименований населенных пунктов и местностей, улиц, площадей, объектов культуры, просвещения, производственных и иных объектов на основе свободного волеизъявления всех групп населения в местах компактного проживания казачества на основании действующего законодательства;

создание общественных казачьих объединений с исторически сложившимися названиями, в том числе землячеств, союзов и других; их регистрацию и деятельность в общем порядке, установленном для общественных объединений граждан.

Права, указанные в настоящем пункте, обеспечиваются Верховным Советом Российской Федерации, Верховными Советами республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными Советами народных депутатов, Советами народных депутатов автономной области, автономных округов, Московским и Санкт-Петербургским городскими Советами народных депутатов и исполнительными органами соответствующих уровней.

4. Перечисленные в "пункте 3" настоящего Постановления положения не должны ущемлять права каких-либо других групп населения или отдельных граждан и не означают наделение казачества какими-либо привилегиями, которые могут толковаться как сословные.

Никто не может быть принуждаем к казачьему укладу жизни.

5. Установить, что сооружения, памятные места, иные объекты и предметы, связанные с культурно-историческими событиями в жизни казачества, произведения материального и духовного творчества казачества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, являются общероссийским достоянием казачества и охраняются государством в соответствии с действующим законодательством.

6. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

разработать совместно с общественными объединениями казаков комплексную государственную программу возрождения казачества, согласовав ее с соответствующими органами государственной власти и управления;

в срок до 1 ноября 1992 года с участием представителей республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и общественных объединений казаков разработать нормативные акты, регулирующие порядок применения "пункта 3" настоящего Постановления.

7. Рекомендовать республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу обеспечить необходимые условия для реализации комплексной государственной программы возрождения казачества; рассмотреть возможность создания комитетов (комиссий) по делам казачества.

8. Ввести в действие настоящее Постановление с момента опубликования.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии