RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Император Александр II Освободитель
29 апреля 2018 г.

Император Александр II Освободитель

29 апреля 2018 года отмечается 200-летие со дня рождения русского Царя Александра II
Памяти великого разведчика
9 марта 2016 г.

Памяти великого разведчика

9 марта 1944 года погиб Герой Советского Союза Николай Иванович КУЗНЕЦОВ
Каким он парнем был?
9 марта 2016 г.

Каким он парнем был?

9 марта 1934 года родился ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ГАГАРИН, космонавт Земли №1
Парад Победы в Берлине
6 сентября 2016 г.

Парад Победы в Берлине

7 сентября 1945 года (сразу после капитуляции Японии) в Берлине у Брандербургских ворот состоялся парад Победы во Второй мировой войне.
Сестрам милосердия
27 апреля 2014 г.

Сестрам милосердия

Памятная надгробная плита с таким названием будет открыта 6 мая 2014 года на территории Московского военного Братского кладбища Героев Первой мировой войны
Главная » Подвиги в наследство » 305 лет военным оркестрам России

305 лет военным оркестрам России

19 февраля 1711 года Петр I подписал указ "О Штатах кавалерийских и пехотных полков с показанием расположения оных по губерниям"

Именно этим документом были официально введены штатные военные музыканты - в количестве 9 человек в каждом полку.
305 лет военным оркестрам России

«Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил» (А. В. Суворов).

 

Военная музыка родилась вместе с армией. Еще в 1547 году при Иоанне IV Грозном впервые был создан Приказ Большого Дворца для управления военной музыкой России.
А 19 февраля 1711 года Петр I подписал указ № 2319 о "Штатах кавалерийских и пехотных полков с показанием расположения оных по губерниям". Именно в этих штатах и были официально введены штатные военные музыканты, в количестве 9 человек в каждом полку. Из них первым, главным, как предписывалось, был иностранец-гобист, и ещё 8 русских музыкантов. Иностранец был обязан обучать русских музыкантов военному музыкальному искусству. Помимо оркестра в полку было определено иметь 16 барабанщиков, осуществлявших сигнальную службу.
Эту дату принято считать днем рождения Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Первые военные оркестры возникли при образовании первых российских полков – Семеновского и Преображенского. Именно эти оркестры играли на парадах в честь победы в Северной войне , а "Встречный марш Преображенского полка" стал со временем неофициальным гимном Российской Империи. Трудно представить себе музыку, которая так точно олицетворяла бы победы Русской армии, ее дух. Эта музыка наравне со знаменитым маршем «Прощание славянки» стала символом России, нашим великим достоянием. Этот марш ежегодно исполняют на параде 9-го мая при выносе Знамени Победы. Музыка, олицетворяющая победы Русской дореволюционной армии становится фоном к символу нашей Великой Победы.
Созданная в армии и для армии военная музыка России стала уникальным явлением в музыкальной культуре страны. В произведениях, написанных для военных духовых оркестром, нашли яркое отражение героическая история нашего народа и высокие достижения в области художественной культуры.
Во время Отечественной войны 1812 года военные оркестры и военная музыка произвели такое впечатление на Наполеона Бонапарта, что он сказал: "В российской кампании у моего войска было два главных врага: морозы и русская военная музыка".
В ходе русско-японской и Первой мировой войны военные оркестры принимали активное участие в войсковых операциях. Многие отечественные военные музыканты пали на полях сражений, а отличившиеся воинские подразделения нередко награждались серебряными георгиевскими трубами.
В годы Великой Отечественной войны военные оркестры выступали с концертами по радио и на передовой, поднимая боевой дух солдат.
В репертуарах военных оркестров преобладали произведения отечественных композиторов, а также народная музыка, но основой репертуара оставались марши. Марш "Прощанье славянки" звучал на перронах вокзалов, с которых солдаты отправлялись на Первую мировую войну, поднимал дух бойцов во время Великой Отечественной войны. В нем люди до сих пор черпают духовные силы и мужество. Столь же любимым был и остается марш "Тоска по родине", а так же вальс "На сопках Манчжурии" - в о время Великой Отечественной войны, в 1945 году, этот вальс исполнял И. С. Козловский перед бойцами Дальневосточного фронта. Так же любим вальс "Амурские волны" - его автор Макс Авельевич Кюсс был расстрелян фашистами в Одессе в 1942 году.
Вот уже более трехсот лет военные оркестры Армии и Флота России не только олицетворяют собой силу и непобедимый дух войск, но и несут с собой радость. На любом празднике военный оркестр - особенно желанный гость! Военные оркестры всех округов и флотов Вооруженных Сил Российской Федерации - постоянные участники фестивалей, без оркестра невозможно представить себе празднование Дня Победы, городских мероприятий, торжественных дат.
Ежегодный Международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня», проводимый в первых числах сентября на Красной площади в Москве, является одним из любимейших для всех москвичей и гостей столицы, билеты на него раскупаются задолго до его начала.
«Военный оркестр – это визитная карточка полка» - это крылатое выражение не теряет своей актуальности и сейчас.
Центральный военный оркестр Министерства обороны Российской Федерации – один из самых известных военных оркестров мира. Его по праву можно назвать звучащей эмблемой Вооруженных Сил, национальным достоянием России. Оркестр создан в 1927 году. Первым художественным руководителем оркестра стал подвижник отечественной военной музыки генерал-майор С. Чернецкий. Сейчас оркестр возглавляет полковник ДУРЫГИН Сергей Юрьевич, заслуженный артист Российской Федерации.
Многогранная деятельность коллектива, способность очаровать публику обусловлены не только исполнительским мастерством, но и организационной структурой, не имеющей аналогов ни в одном военном оркестре мира. В составе Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ два самостоятельных коллектива – духовой (начальник оркестра капитан Нисенбаум Андрей Анатольевич), и симфонический оркестры. На их основе созданы: эстрадно-симфонический оркестр , струнный квартет , биг-бэнд , джаз-ансамбль , брасс-квинтет . Штат оркестра включает в себя также и солистов-вокалистов.
Высокая академическая культура исполнительства, тщательно подобранный репертуар, в котором приоритет отдается русской классической и современной музыке, виртуозность и высокий профессионализм музыкантов стали опознавательными знаками оркестра и расположили к нему слушательскую аудиторию не только нашей страны, но и почти всех континентов планеты.
Трехсотлетняя история военных оркестров очень интересна. Рассказывает Валерий Михайлович Халилов, Начальник Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил Российской Федерации — главный военный дирижер, генерал-лейтенант: "На мой взгляд, со времён Римского-Корсакова, то есть с конца XIX века, и было положено начало современным штатам военных оркестров. Римский-Корсаков - великий русский композитор. Но он был ещё и военным моряком, и именно Римскому-Корсакову была поручена работа по совершенствованию структуры военно-морских оркестров. Его работа имела замечательный результат, которым потом воспользовались уже и сухопутные войска. Войска гвардии тоже взяли опыт, применённый Римским-Корсаковым. Он создал те штаты военных оркестров, которые могли исполнять самую различную музыку. Кроме того, были созданы бальные коллективы, симфонические оркестры, которые обеспечивали различного рода мероприятия светского характера. В штаты военных оркестров были введены группы саксофонов".
Музыку для военного оркестра писали многие великие русские композиторы - это и Глинка, и Мусоргский, и Чайковский.
Дадим слово Валерию Михайловичу Халилову: "Они писали в том числе и военные марши. Или были темы, посвящённые армии. Чайковский написал увертюру «1812 год». Мы эти произведения исполняем до сих пор. Например, уже 300 лет исполняем «Встречный марш Преображенского полка». Это тот самый полк, которым лично руководил Пётр I. Великий государь, кстати, был старшим барабанщиком в этом полку. Наша военная музыка развивалась на протяжении трёх веков. Она продолжает развиваться и сегодня".
В последнее время интерес к духовому военному оркестру только растет. Военный оркестр является связующим звеном между армией и народом. И через призму военной музыки можно видеть собственно развитие нашей армии. На всех стадиях развития армии военная музыка играла существенную роль в её становлении, организации и боя, и строя, и самое главное - в поднятии духа. Ежедневно военные оркестры утверждают музыкальную государственную символику через гимн, через воинские ритуалы.
Ныне звучащая эталонная запись Государственного гимна Российской Федерации (как и ранее Государственного гимна СССР) осуществлена Центральным военным оркестром Министерства обороны РФ.
Поздравляем всех военных музыкантов с этой торжественной датой, желаем дальнейших творческих успехов!
И в дождь, и в зной
Оркестр наш духовой
Дарил на счастье музыку,
Играл с душой.
Осталась эта музыка
Навек со мной!
(Из песни «Нашей юности оркестр")
Источники: Сайт Министерства обороны Российской Федерации www.mil.ru; Портал Центрального военного оркестра Министерства обороны Российской Федерации www.redarmyband.ru; архив газеты "Красная звезда"; портал Международного военно-музыкального фестиваля "Спасская башня" www.kremlin-military-tattoo.ru

Светлана Ляхова, "Солдатский храм" (https://vk.com/ruvoin)

.
19 февраля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
18 октября
пятница
2019

В этот день:

Крепость Кронштадт

18 октября 1723 года на острове Котлин Петром I заложена крепость Кронштадт, главная база Балтийского флота, «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон».

Крепость Кронштадт

18 октября 1723 года на острове Котлин Петром I заложена крепость Кронштадт, главная база Балтийского флота, «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон».

Тогда же и город на острове Котлин был назван Кронштадтом, что означает «Город—крепость» или «Укреплённый город».

В 1723—1747 годах построена центральная крепость, окружающая Кронштадт с моря и суши. В январе 1733 года при морском госпитале открылась госпитальная лекарская школа — первое военно-морское медицинское учебное заведение страны.

После катастрофического пожара 23 июля 1764 года Кронштадт восстанавливался по генеральному плану, составленному архитектором С. И. Чевакинским. В 1783 году Екатерина II хотела перевести адмиралтейство из Санкт-Петербурга в Кронштадт; комплекс зданий Кронштадтского адмиралтейства был построен в 1780—1790-х годах по проектам архитекторов М. Н. Ветошникова, В. И. Баженова и Ч. Камерона. Павел I отменил этот проект. В 1786 году открылось Морское офицерское собрание, ставшее центром культурной жизни Кронштадта.

Тарутинский бой

18 октября 1812 года в районе села Тарутино Калужской области произошло сражение между русскими войсками под командованием фельдмаршала Кутузова и французскими войсками.

Тарутинский бой

18 октября 1812 года в районе села Тарутино Калужской области произошло сражение между русскими войсками под командованием фельдмаршала Кутузова и французскими войсками.

 Победа при Тарутине была первой победой русских войск в Отечественной войне 1812 года после Бородинского сражения. Успех укрепил дух русской армии, перешедшей в контрнаступление.
Цель Тарутинского боя не была достигнута полностью, но её результат оказался успешным, и ещё большее значение имел успех для подъёма духа русских войск. Прежде в ходе войны ни в одном сражении у любой из сторон (даже при Бородино) не было такого количества захваченных пушек, как в этом — 36 или 38 орудий. В письме царю Александру I Кутузов сообщает о 2 500 убитых французах, 1 000 пленных, и ещё 500 пленных на следующий день взяли казаки при преследовании. Свои потери Кутузов оценил в 300 убитых и раненых.

 

 


Первый лайнер Аэрофлота

18 октября 1929 года состоялся первый полёт пассажирского самолёта «К-5» конструктора К. А. Калинина. «К-5» стал первым российским пассажирским самолётом, который строился большой серией.

Первый лайнер Аэрофлота

18 октября 1929 года состоялся первый полёт пассажирского самолёта «К-5» конструктора К. А. Калинина. «К-5» стал первым российским пассажирским самолётом, который строился большой серией.

 Основной самолёт Аэрофлота до 1940 года. Всего было построено 258 самолётов этого типа.

К разработке «К-5» Калинин приступил в 1926 г., прототип был построен в 1929 г. Машину подняли в воздух пилот М.А. Снегирёв и бортмеханик П.Н. Власов. В качестве третьего члена экипажа полетел сам Калинин. Случилось это на харьковском аэродроме "Сокольники". Самолёт оказался лёгок в управлении, хорошо слушался руля. 30 мая 1930 К-5 перелетел в Москву, где выдержал экзамен перед государственной комиссией. Госкомиссия установила, что самолёт вполне отвечает предъявленным требованиям. Дальность до 1000 км, скорость до 200 км в час.

 

Арест Рихарда Зорге

18 октября 1941 года в Токио в результате предательства был арестован советский разведчик Рихард Зорге.

Арест Рихарда Зорге

18 октября 1941 года в Токио в результате предательства был арестован советский разведчик Рихард Зорге.

Японские радиопеленгаторы регулярно засекали выходившую в эфир радиостанцию группы Зорге. Засечь точно работающий передатчик, или даже приблизиться к нему достаточно близко, японцам так и не удалось. Мнение о провале группы как следствие успешно работавших пеленгаторов — это не более чем художественный вымысел. Первая радиограмма была перехвачена в 1937 году. С тех пор донесения перехватывались регулярно. Однако, расшифровать ни одну из перехваченных радиограмм японцы так и не смогли.

И только после того, как на первом же допросе радист Макс Клаузен выдал всё, что он знал о кодах шифрования, японцы смогли расшифровать и прочитать всю подборку перехваченных донесений за несколько лет. Эти донесения фигурировали в материалах следствия, и по ним обвиняемые давали свои пояснения.

Всего по делу группы Зорге было арестовано 35 человек, привлечено к суду 17. Дознание длилось до мая 1942 года. 16 мая 1942 года официальные обвинения были предъявлены первым 7 обвиняемым: Зорге, Одзаки, Максу Клаузену, Вукеличу, Мияги, Сайондзи и Инукаи. Остальным обвинения были предъявлены позднее. Приговоры основным обвиняемым были вынесены 29 сентября 1943 года. Зорге и Одзаки были приговорены к смертной казни через повешение, Вукелич и Клаузен — к пожизненному тюремному заключению, Мияги умер в тюрьме ещё до вынесения приговора. Подробно: http://rosgeroika.ru/podvigi-v-nasledstvo/2013/september/povesit-na-royalnoj-strune?searched=%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B4+%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B5&advsearch=allwords&highlight=ajaxSearch_highlight+ajaxSearch_highlight1+ajaxSearch_highlight2

 

«Интервью» у Венеры

18 октября 1967 года межпланетная станция «Венера-4», запущенная 12 июня 1967 года, достигла цели.

«Интервью» у Венеры

18 октября 1967 года межпланетная станция «Венера-4», запущенная 12 июня 1967 года, достигла цели.

Спускаемый аппарат с набором научной аппаратуры благополучно отделился и впервые в истории космонавтики провел прямые измерения состава атмосферы Венеры при спуске в ней на парашюте.    Спускаемый аппарат мог работать при температуре вплоть до +425°C и при давлении до 10 атмосфер, причем для увеличения шансов на успех он десантировался на ночную сторону планеты. Перед стартом он был подвергнут стерилизации с целью предотвращения переноса на Венеру земных микроорганизмов.

Сигнал прекратился внезапно через 95 минут после начала спуска, на 25-26 км ниже начальной точки, когда за бортом было +280°C и 15 атмосфер. Сначала всем казалось, что это и был момент посадки и что «Венере-4» удалось дойти до поверхности в рабочем состоянии. И лишь через несколько недель стало ясно, что в действительности на высоте около 28 км аппрарат был раздавлен атмосферным давлением, оказавшимся намного больше предусмотренного при конструировании станции.

Лишь «Венера-7», запущенная 17 августа 1970 года, благополучно достигла поверхности планеты. Она разрабатывалась и строилась с учетом опыта полетов предыдущих АМС. Спускаемый аппарат был сконструирован заново, и он должен был работать не менее 30 минут на поверхности при температуре до +540°С и давлении до 150 атмосфер. Теоретические значения, полученные для поверхности планеты были такими: 500°С и 100 атмосфер, так что спускаемый аппарат был построен с запасом. На всякий пожарный случай.

Спустя 120 суток после старта, 15 декабря 1970 года, станция «Венера-7» достигла планеты.

15 декабря в 8 часов 34 минут 10 секунд спускаемый аппарат впервые в мире совершил мягкую посадку на поверхность Венеры. В общей сложности он передавал на Землю информацию в течение 53 минут, в том числе около 20 минут непосредственно с поверхности Венеры. Измеренная температура у поверхности Венеры составила 475°±20°С; она соответствовала давлению 90±15 атмосфер.

В 1975 году спускаемый модуль зонда "Венера-9" передал первые черно-белые фотографии поверхности планеты. И, наконец, первые цветные изображения были получены в 1982 году "Венерой-13".

Американцы далеко отстали от СССР в исследовании Венеры. Лишь в 1967 году через день после посадки советской "Венеры-4" мимо планеты на расстоянии 4000 км пролетел американский "Маринер-5". На околовенерианскую орбиту впервые США вышли с помощью аппарата «Пионер-Венера-1», запущенного 20 мая 1978 года, который проработал до августа 1992 года и осуществлял, в частности, радиолокационное картографирование планеты.

Американская пресса вынуждена была констатировать: "Русские побили США в борьбе за очень большое количество первых мест в освоении космоса: первые спутники, запуск первых животных и первого человека, первый выход в открытый космос, первая посадка зонда на Марсе, первый зонд к Венере, первая орбитальная станция, первый полет вокруг Луны».

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии