RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Истребитель снайперов Василий Зайцев
23 марта 2015 г.

Истребитель снайперов Василий Зайцев

100 лет назад 23 марта 1915 года родился Василий Григорьевич Зайцев, снайпер 62-й армии Сталинградского фронта, Герой Советского Союза.
Кузница флотских кадров
10 февраля 2016 г.

Кузница флотских кадров

10 февраля Военно-морская академия имени Адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова празднует день своего рождения
Осенённый духом героизма
15 декабря 2013 г.

Осенённый духом героизма

К 110-летию Русско-японской войны: подвиг генерала Романа Исидоровича Кондратенко
Памятник «десантному Бате»
16 июня 2015 г.

Памятник «десантному Бате»

12 июня 2015 года в Ярославле открыт монумент легендарному командующему ВДВ, Герою Советского Союза, генералу армии Маргелову Василию Филипповичу
Пехота в тельняшках
27 ноября 2017 г.

Пехота в тельняшках

27 ноября 1705 года Петр Первый создал первый в России морской полк
Главная » Подвиги в наследство » 305 лет военным оркестрам России

305 лет военным оркестрам России

19 февраля 1711 года Петр I подписал указ "О Штатах кавалерийских и пехотных полков с показанием расположения оных по губерниям"

Именно этим документом были официально введены штатные военные музыканты - в количестве 9 человек в каждом полку.
305 лет военным оркестрам России

«Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил» (А. В. Суворов).

 

Военная музыка родилась вместе с армией. Еще в 1547 году при Иоанне IV Грозном впервые был создан Приказ Большого Дворца для управления военной музыкой России.
А 19 февраля 1711 года Петр I подписал указ № 2319 о "Штатах кавалерийских и пехотных полков с показанием расположения оных по губерниям". Именно в этих штатах и были официально введены штатные военные музыканты, в количестве 9 человек в каждом полку. Из них первым, главным, как предписывалось, был иностранец-гобист, и ещё 8 русских музыкантов. Иностранец был обязан обучать русских музыкантов военному музыкальному искусству. Помимо оркестра в полку было определено иметь 16 барабанщиков, осуществлявших сигнальную службу.
Эту дату принято считать днем рождения Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Первые военные оркестры возникли при образовании первых российских полков – Семеновского и Преображенского. Именно эти оркестры играли на парадах в честь победы в Северной войне , а "Встречный марш Преображенского полка" стал со временем неофициальным гимном Российской Империи. Трудно представить себе музыку, которая так точно олицетворяла бы победы Русской армии, ее дух. Эта музыка наравне со знаменитым маршем «Прощание славянки» стала символом России, нашим великим достоянием. Этот марш ежегодно исполняют на параде 9-го мая при выносе Знамени Победы. Музыка, олицетворяющая победы Русской дореволюционной армии становится фоном к символу нашей Великой Победы.
Созданная в армии и для армии военная музыка России стала уникальным явлением в музыкальной культуре страны. В произведениях, написанных для военных духовых оркестром, нашли яркое отражение героическая история нашего народа и высокие достижения в области художественной культуры.
Во время Отечественной войны 1812 года военные оркестры и военная музыка произвели такое впечатление на Наполеона Бонапарта, что он сказал: "В российской кампании у моего войска было два главных врага: морозы и русская военная музыка".
В ходе русско-японской и Первой мировой войны военные оркестры принимали активное участие в войсковых операциях. Многие отечественные военные музыканты пали на полях сражений, а отличившиеся воинские подразделения нередко награждались серебряными георгиевскими трубами.
В годы Великой Отечественной войны военные оркестры выступали с концертами по радио и на передовой, поднимая боевой дух солдат.
В репертуарах военных оркестров преобладали произведения отечественных композиторов, а также народная музыка, но основой репертуара оставались марши. Марш "Прощанье славянки" звучал на перронах вокзалов, с которых солдаты отправлялись на Первую мировую войну, поднимал дух бойцов во время Великой Отечественной войны. В нем люди до сих пор черпают духовные силы и мужество. Столь же любимым был и остается марш "Тоска по родине", а так же вальс "На сопках Манчжурии" - в о время Великой Отечественной войны, в 1945 году, этот вальс исполнял И. С. Козловский перед бойцами Дальневосточного фронта. Так же любим вальс "Амурские волны" - его автор Макс Авельевич Кюсс был расстрелян фашистами в Одессе в 1942 году.
Вот уже более трехсот лет военные оркестры Армии и Флота России не только олицетворяют собой силу и непобедимый дух войск, но и несут с собой радость. На любом празднике военный оркестр - особенно желанный гость! Военные оркестры всех округов и флотов Вооруженных Сил Российской Федерации - постоянные участники фестивалей, без оркестра невозможно представить себе празднование Дня Победы, городских мероприятий, торжественных дат.
Ежегодный Международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня», проводимый в первых числах сентября на Красной площади в Москве, является одним из любимейших для всех москвичей и гостей столицы, билеты на него раскупаются задолго до его начала.
«Военный оркестр – это визитная карточка полка» - это крылатое выражение не теряет своей актуальности и сейчас.
Центральный военный оркестр Министерства обороны Российской Федерации – один из самых известных военных оркестров мира. Его по праву можно назвать звучащей эмблемой Вооруженных Сил, национальным достоянием России. Оркестр создан в 1927 году. Первым художественным руководителем оркестра стал подвижник отечественной военной музыки генерал-майор С. Чернецкий. Сейчас оркестр возглавляет полковник ДУРЫГИН Сергей Юрьевич, заслуженный артист Российской Федерации.
Многогранная деятельность коллектива, способность очаровать публику обусловлены не только исполнительским мастерством, но и организационной структурой, не имеющей аналогов ни в одном военном оркестре мира. В составе Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ два самостоятельных коллектива – духовой (начальник оркестра капитан Нисенбаум Андрей Анатольевич), и симфонический оркестры. На их основе созданы: эстрадно-симфонический оркестр , струнный квартет , биг-бэнд , джаз-ансамбль , брасс-квинтет . Штат оркестра включает в себя также и солистов-вокалистов.
Высокая академическая культура исполнительства, тщательно подобранный репертуар, в котором приоритет отдается русской классической и современной музыке, виртуозность и высокий профессионализм музыкантов стали опознавательными знаками оркестра и расположили к нему слушательскую аудиторию не только нашей страны, но и почти всех континентов планеты.
Трехсотлетняя история военных оркестров очень интересна. Рассказывает Валерий Михайлович Халилов, Начальник Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил Российской Федерации — главный военный дирижер, генерал-лейтенант: "На мой взгляд, со времён Римского-Корсакова, то есть с конца XIX века, и было положено начало современным штатам военных оркестров. Римский-Корсаков - великий русский композитор. Но он был ещё и военным моряком, и именно Римскому-Корсакову была поручена работа по совершенствованию структуры военно-морских оркестров. Его работа имела замечательный результат, которым потом воспользовались уже и сухопутные войска. Войска гвардии тоже взяли опыт, применённый Римским-Корсаковым. Он создал те штаты военных оркестров, которые могли исполнять самую различную музыку. Кроме того, были созданы бальные коллективы, симфонические оркестры, которые обеспечивали различного рода мероприятия светского характера. В штаты военных оркестров были введены группы саксофонов".
Музыку для военного оркестра писали многие великие русские композиторы - это и Глинка, и Мусоргский, и Чайковский.
Дадим слово Валерию Михайловичу Халилову: "Они писали в том числе и военные марши. Или были темы, посвящённые армии. Чайковский написал увертюру «1812 год». Мы эти произведения исполняем до сих пор. Например, уже 300 лет исполняем «Встречный марш Преображенского полка». Это тот самый полк, которым лично руководил Пётр I. Великий государь, кстати, был старшим барабанщиком в этом полку. Наша военная музыка развивалась на протяжении трёх веков. Она продолжает развиваться и сегодня".
В последнее время интерес к духовому военному оркестру только растет. Военный оркестр является связующим звеном между армией и народом. И через призму военной музыки можно видеть собственно развитие нашей армии. На всех стадиях развития армии военная музыка играла существенную роль в её становлении, организации и боя, и строя, и самое главное - в поднятии духа. Ежедневно военные оркестры утверждают музыкальную государственную символику через гимн, через воинские ритуалы.
Ныне звучащая эталонная запись Государственного гимна Российской Федерации (как и ранее Государственного гимна СССР) осуществлена Центральным военным оркестром Министерства обороны РФ.
Поздравляем всех военных музыкантов с этой торжественной датой, желаем дальнейших творческих успехов!
И в дождь, и в зной
Оркестр наш духовой
Дарил на счастье музыку,
Играл с душой.
Осталась эта музыка
Навек со мной!
(Из песни «Нашей юности оркестр")
Источники: Сайт Министерства обороны Российской Федерации www.mil.ru; Портал Центрального военного оркестра Министерства обороны Российской Федерации www.redarmyband.ru; архив газеты "Красная звезда"; портал Международного военно-музыкального фестиваля "Спасская башня" www.kremlin-military-tattoo.ru

Светлана Ляхова, "Солдатский храм" (https://vk.com/ruvoin)

.
19 февраля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
18 декабря
понедельник
2017

В этот день:

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

 Правда, тогда он назывался «Молитва русского народа». А с 31 декабря 1833 года стал официальным гимном Российской Империи под новым названием «Боже, Царя храни!» и просуществовал до Февральской революции 1917 года.

История создания Гимна такова. В 1833 году по указанию императора Николая I состоялся своего рода закрытый конкурс на новый Гимн России. Из поэтов в нем участвовали Нестор Кукольник, Василий Жуковский и некоторые другие, из композиторов — Михаил Глинка, Алексей Львов и пр. В итоге царю понравилась работа Львова и Жуковского: во-первых, звучит как молитва, гимн так и назывался поначалу — «Молитва русского народа»; во-вторых, мелодия простая, легко запоминающаяся.

Напомним текст этого произведения.

Боже, Царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу нам,

Царствуй на страх врагам,

Царь православный.
Боже, Царя храни!

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!
Гордых смирителю,

Слабых хранителю,

Всех утешителю -

Всё ниспошли!
Перводержавную

Русь Православную

Боже, храни!
Царство ей стройное,

В силе спокойное, -

Все ж недостойное,

Прочь отжени!

О, провидение,

Благословение

Нам ниспошли!
К благу стремление,

В счастье смирение,

В скорби терпение

Дай на земли!

 

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

В декабре 1959 года, после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О создании новой скоростной подводной лодки, новых типов энергетических установок и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок», в ЦКБ-16 (ныне СПМБМ «Малахит») была начата работа по созданию скоростной подводной лодки нового поколения, с титановым корпусом, с усовершенствованной атомной энергетической установкой и с возможностью запуска крылатых ракет из подводного положения (для вооружения лодки в 1960 году было начато проектирование ПКР П-70 Аметист).

Подлодка предназначалась для нанесения ракетных и торпедных ударов по авианосным соединениям противника. Также планировалось изучение новых конструкционных материалов, в частности — титанового сплава для корпуса лодки. Первоначально главным конструктором был назначен Н. Н. Исанин, позже его сменил Н. Ф. Шульженко. При проектировании лодки решением руководства было запрещено использовать уже освоенные приборы, автоматику, оборудование. Это решение повлекло за собой значительное увеличение сроков разработки проекта и удорожание работ, а также обусловило уникальность получившегося корабля.

В 1961 году начался выпуск рабочих чертежей после утверждения технического проекта. А

28 декабря 1963 года в цехе №42 под заводским номером 501 была заложена экспериментальная крейсерская подводная лодка К-162. 21 декабря 1968 года лодку спустили на воду, а 31 декабря 1969 года был подписан приемный акт и корабль вступил в строй.

25 сентября — 4 декабря 1971 года К—162 овершила дальний поход на полную автономность в Атлантический океан (от Гренландского моря до Бразильской впадины), во время которого продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США «Саратога». Во время похода на борту находилось 129 человек (вместо 83 по штату). За два с половиной месяца лодка всплывала на поверхность всего один раз.

 

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

Является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь». Стоит на вооружении с 1987 года. В составе ВВС России на начало 2013 года находится 16 самолётов Ту-160.

 

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Юлий Борисович Харитон родился в Петербурге 14 февраля (27 февраля по новому стилю). В 1939—1941 годах Юлий Харитон и Яков Зельдович впервые осуществили расчет цепной реакции деления урана.

Участвовал в атомном проекте с 1945 года, распоряжением ГКО СССР от 20 августа 1945 года № 9887сс/ов был включён в состав Технического совета Специального комитета. Ему в составе группы учёных (А. И. Алиханов (председатель), Ландау, А. Б. Мигдал, С. А. Рейнберг, М. А. Садовский, С. С. Васильев и А. П. Закощиков) на заседании 30 ноября 1945 года было поручено проанализировать все имеющиеся материалы о последствиях применения атомных бомб в Хиросима и Нагасаки и определить эффективность фактора взрывной волны, фактора теплового и фактора радиоактивного излучения.

С 1946 года Харитон — главный конструктор и научный руководитель КБ-11 (Арзамас-16) в Сарове при Лаборатории № 2 АН СССР. К работе над реализацией ядерно-оружейной программы под его руководством были привлечены лучшие физики СССР. В обстановке строжайшей секретности в Сарове велись работы, завершившиеся испытанием советских атомной (1949) и водородной (1953) бомб. В последующие годы работал над сокращением веса ядерных зарядов, увеличением их мощности и повышением надёжности.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии