RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Под фуражкой — две косички
18 января 2019 г.

Под фуражкой — две косички

Выпускница Санкт-Петербурского государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова Мария Денисова добилась призыва на военную службу
Владимир Ильич Ленин
22 апреля 2019 г.

Владимир Ильич Ленин

22 апреля 1870 года родился основатель первого в мире государства рабочих и крестьян
Гигант космического масштаба
14 января 2016 г.

Гигант космического масштаба

Еще одно поминальное слово о Сергее Павловиче Королёве
Весна 43-го: экватор войны
1 апреля 2020 г.

Весна 43-го: экватор войны

Вахта Памяти-75 (в честь юбилея Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне): день тридцать седьмой.
«Дедушка» русского спецназа
18 ноября 2015 г.

«Дедушка» русского спецназа

15 лет назад 18 ноября 2000 года в столетнем возрасте ушел из жизни самый известный советский диверсант Илья Григорьевич Старинов.
Главная » Подвиги в наследство » Герой, оседлавший звук

Герой, оседлавший звук

20 февраля 1909 года родился Григорий Яковлевич Бахчиванджи, выдающийся советский летчик-испытатель, Герой Советского Союза

Это о нем Юрий Гагарин сказал: «Без полетов Григория Бахчиванджи, возможно, не было бы 12 апреля 1961 года»
Герой, оседлавший звук

Аэропорт Кольцово. Этот уральский аэропорт является на сегодняшний день крупнейшим и самым развитым среди региональных аэропортов России.
Первое, что мы видим, выходя из здания аэропорта - это устремленный ввысь самолетик! Он как-будто вот-вот оторвется от пьедестала и улетит в небеса! Это - первый советский ракетный самолет с жидкостным реактивным двигателем БИ - 1, предвестник эры реактивных самолетов. Именно на таком самолете- ракетоплане летчик-испытатель Григорий Бахчиванджи впервые в мире достиг скорости в 800 км/час.
Испытания первых самолетов с ракетными двигателями проводились во время Великой Отечественной войны именно здесь, на Урале, на испытательном аэродроме Кольцово. И именно здесь погиб наш герой.
А родился он 20 февраля 1909 (по некоторым данным 1908) года в станице Бриньковской, ныне Приморско- Ахтарского района Краснодарского края. Он был вторым ребенком в семье и рано потерял мать.
Мальчик рано стал помогать отцу в работе на мельнице. Именно там он впервые столкнулся с разными механизмами, передачами, трансмиссиями. Продолжил Григорий трудовую жизнь, работая в литейной мастерской в 1925 году. Затем он был помощником машиниста на паровозе в Приморско-Ахтарском депо Краснодарского края, строил завод в Мариуполе, работал на нем слесарем.
Во время призыва в ряды Красной Армии в 1931 году Григорий попросил призывную комиссию направить его в авиацию. Его просьба была удовлетворена. После окончания в 1933 году авиационно-технических курсов он служил авиационным техником по вооружению самолетов. А в 1934 году он становится летчиком, окончив в числе лучших курсантов Оренбургскую военную авиационную школу летчиков, имея две военные специальности: техника по вооружению самолетов и летчика.
В 1935 году талантливого летчика направляют в НИИ ВВС, на летно-испытательную работу. Бахчиванджи работал на разведывательных самолетах, на истребителях. Спустя некоторое время ему поручили проведение испытаний новых авиамоторов в полете, дело тонкое и далеко не безопасное, а через 5 лет он стал одним из известнейших и опытнейших летчиков страны...
С первых дней Великой Отечественной Григорий Яковлевич в небе борется с захватчиками. Он служил в составе 402-го истребительного авиаполка специального назначения, сформированного из летчиков- испытателей, где во всем блеске проявил свой летный талант. Воевал на новом истребителе МиГ-3, который испытывал накануне войны. Уже 4 июля 1941 года Григорий Бахчиванджи одержал первые воздушные победы - лично уничтожил 2 разведчика Do-215. И сам чуть не погиб.
Командир 402-го ИАП П. М. Стефановский описывал этот бой так: "...Нашу радость как рукой сняло. Даже с земли было видно, что винт "МиГа" остановился. Сейчас последует штопор и... Но этого не случилось. Последовал мастерский разворот. Самолет с неработающим мотором стал заходить на посадку. Выпущены шасси, закрылки, машина планирует. Это "МиГ"-то планирует ? Да, планирует и классически садится. Все, кто находились на аэродроме, бегут к самолету. Еще издали вижу разгоряченное лицо летчика, его белое шелковое кашне продырявлено пулей, на шее - ожог. Григория сжимают в дружеских объятиях - не каждому суждено в первом же боевом вылете одержать две блестящие победы. Затем осматриваем его самолет. Мотор, оба радиатора, лонжероны крыльев, даже пневматика колес изрешечены пулями. Действительно, посадить такую "мертвую" машину был способен только испытатель..."
В последующие дни Бахчиванджи одержал еще несколько воздушных побед: так, 6 июля в районе гор. Невель, в паре с капитаном А. Г. Прошаковым, он уничтожил бомбардировщик Ju-88. 10 июля, в том же районе, в паре с лейтенантом К. Ф. Кожевниковым, сбил корректировщик Hs-126. На его счету числятся также победы над истребителями Ме-110 и Ме-109. Всего же, за период с 1 июля по 10 августа 1941 года, старший летчик 402-го истребительного авиаполка (57-я смешанная авиационная дивизия, 6-я Воздушная Армия, Северо - Западный фронт ) капитан Г. Я. Бахчиванджи совершил около 70 боевых вылетов, в 26 воздушных боях уничтожил 10 вражеских самолетов, из них 5 - лично ( в некоторых источниках приводятся и другие цифры, например - 5 побед, одержанных лично и в группе, 2 личные победы и 4 групповых или 5 личных и 10 групповых побед).
Но армии нужны были новые, более мощные и быстрые самолеты, и в середине августа 1941 года Григорий Яковлевич был отозван с фронта на испытательную работу в город Свердловск (сейчас Екатеринбург). В конструкторском бюро тогда разрабатывался самолет-перехватчик БИ -1, нового типа - с жидкостным реактивным двигателем. Испытывать этот самолет и было доверено Бахчиванджи. Немного позже к этой работе присоединился и командир 402-го ИАП К. А. Груздев. Вот с какой характеристикой отправлено в Свердловск личное дело капитана Григория Яковлевича Бахчиванджи: "Показал себя на фронте борьбы с германским фашизмом как мужественный, бесстрашный летчик - истребитель. При выполнении боевых заданий проявил исключительную инициативу и доблесть... В о время пребывания на фронте, к августу 1941 года, провел 65 боевых вылетов и налетал 45 часов 05 минут. Провел 26 воздушных боев, уничтожил лично 5 и в группе 10 вражеских самолетов. Волевой и требовательный командир. Уверенно водит самолеты в облаках и сложных метеорологических условиях. Как летчик уравновешен, спокоен, строго соблюдает дисциплину полета, летает охотно".
Работа была не просто трудной. Абсолютно новый тип двигателя, новый самолет. Замысел конструкторов -совместить самолет и ракетный двигатель - в то время был просто фантастикой.
Первая модель ракетоплана с реактивным двигателем БИ-1 была создана Александром Яковлевичем Березняком и Алексеем Михайловичем Исаевым в конструкторском бюро Виктора Фёдоровича Болховитинова .
15 мая 1942 года Григорий Яковлевич выполнил первый полет на БИ-1, открыв тем самым новую эру реактивной авиации авиации, После приземления Григорий Яковлевич сразу же попал в объятия друзей, поздравивших его с замечательной победой: первым полетом человека на самолете - ракете с жидкостным реактивным двигателем. Очевидец этого исторического события Василий Павлович Мишин подчеркивал: "Все понимали, что присутствуют при рождении новой ракетной эры авиации". Впервые прозвучала команда не "от винта" а "от хвоста".
Советский конструктор и ученый в области самолетостроения, доктор технических наук, профессор Военно-Воздушной академии им. Жуковского, генерал-майор инженерно-авиационной службы Болховитинов Виктор Федорович вспоминал: "Для нас, стоявших на земле, этот взлет был необычным. Непривычно быстро набирая скорость, самолет через 10 секунд оторвался от земли и через 30 секунд скрылся из глаз. Только звук двигателя говорил где он находится. Так прошло несколько минут. Не скрою, у меня затряслись поджилки. Наконец самолет возвратился и сел на аэродром. Посадка получилась жесткой, одна стойка шасси подломилась, колесо отскочило и покатилось по аэродрому. Для летчика это тоже был не просто первый полет на новом самолете, но полет на аппарате новых непривычных качеств, которые потребовали от него убыстрения всех действий и мышления в силу кратковременности полета и сильно возросших ускорений движения. Машина вела себя совершенно не так, как самолеты того времени, из за этого летчик не полностью выполнил заданную программу, но главным было то, что он осуществил этот полет и благополучно вернулся на аэродром. Все почувствовали, что совершен полет в новое, проложен путь в еще неизведанные области, положено начало новому этапу развития летательных аппаратов - эре ракетных полетов."
За этот полет Григорий Бахчиванджи был отмечен высшей правительственной наградой - орденом Ленина.
Испытания продолжались. Выявленные несовершенства самолета необходимо было устранять. Одной из конструкторских особенностей было использование азотной кислоты. Интересно замечание В.П. Мишина о технике безопасности, вернее, об ее полном отсутствии. Азотную кислоту для заправки двигателей поставляли в Кольцово в бутылях. Из бутылей ее без рукавиц переливали в емкости, из которых потом потом заправляли баллоны истребителя. Но основная сложность состояла в том, что тогда еще не было аэродинамических труб с высокоскоростной продувкой самолета. И потому опытный БИ-1 взлетал "со многими неизвестными".
Второй полет был совершен только 10 января 1943 года, то есть с перерывом почти в 8 месяцев, вызванным трудностями постройки второго экземпляра самолета и двигателя, а также необходимостью установки на машину лыжного шасси. ЖРД был отрегулирован на тягу в 800 кг. За 63 секунды была достигнута высота 1100 метров на скорости 400 км/ч. Приземление на лыжи прошло удачно.
Неожиданно Бахчиванджи вызвали в Москву для рассмотрения проекта и макета наших конкурентов - опытного самолета-перехватчика.
Третий полет БИ был поручен подполковнику Константину Груздеву . Двигатель в этом полете имел максимальную тягу 1100 кг и самолет за 58 секунд достиг высоты 2190 метров, развив скорость свыше 675 км/ч. Еще на взлете у самолета оторвалась левая лыжа. Радио на самолете не было, и передать летчику, что приземление грозит аварией, было невозможно. Груздев шел на посадку в полном неведении о случившемся. Тем не менее опытный летчик так плавно притерся к земле, что, коснувшись ее только одной лыжей, сразу понял, что вторая не в порядке. Когда скорость упала, машина слегка развернулась и легла на крыло.
Отвечая на вопрос товарищей, какие чувства он испытал в полете, Константин Афанасьевич ответил так: "...И быстро, и страшно, и огонь позади... Словом, летишь, как черт на метле !.."
Последующие три полета были выполнены Григорием Яковлевичем 11, 14 и 21 марта 1943 года. От полета к полету увеличивались тяга ЖРД, высота полета и скороподъемность. В этих полетах были зафиксированы наивысшие летные показатели самолета БИ - максимальная скорость до 675 км/ч (расчетная 1020 км/ч на высоте 10000м), вертикальная скороподъемность 82 м/с, высота полета 4000 м, время полета 6 мин. 22 сек., с продолжительностью работы двигателя 84 сек.
Григорий Яковлевич отлично понимал, какие трудности предстоит ему преодолевать. Так, на одной из вечеринок, в ответ на поздравления друзей с успешным полетом, он произнес слова необычные, вызвавшие изумление и споры всех присутствующих: "Друзья мои, спасибо за все, за труд ваш, за пожелание здоровья. Но я знаю - я разобьюсь на этом самолете ! Я нахожусь в трезвом уме и отдаю отчет своим словам. Мы находимся на передовом краю технической битвы, и без жертв все равно не обойтись. Я иду на это с полным сознанием долга". К сожалению, он оказался прав в своих предчувствиях...
Заданием для седьмого полета на 27 марта 1943 года было достижение максимальной скорости в горизонтальном полете. Конструкторы Федоров , Болховитинов , Березняк, Исаев присутствовали при каждом полете. Исаев впоследствии рассказывал, что все ждали установления в этом полете мирового рекорда скорости. Резкий крутой взлет с переходом в горизонтальный полет продолжался 78 секунд. Была достигнута рекордная скорость полета - более 800 км/час. Но внезапно с высоты около 2000 км самолет вошел в крутое пике и на скорости более 900 км/час под углом около 50° в 6 км от аэродрома врезался в землю. Григорий Бахчиванджи погиб.
Николай Патрушев, житель деревни Патруши: «Я в начальной школе учился, сидим в классе, слышим протяжный звук такой и удар, аж содрогнулось все, выбежали, смотрим: к речке бегут люди, он врезался между берегом и льдом, прямо в кромку. Все здесь было разбросано, запчасти самолета».
Специальная комиссия, расследовавшая катастрофу БИ, не смогла определить её истинную причину. Причина катастрофы стала известна лишь после постройки в ЦАГИ новой аэродинамической трубы, позволявшей проводить исследования в воздушных потоках больших скоростей. Было выяснено, что на самолете с прямым крылом, каким был БИ-1, на околозвуковых скоростях возникает огромный пикирующий момент, с которым летчику справиться практически невозможно...
Борис Евсеевич Черток в своей книге "Ракеты и люди" напишет впоследствии: "История ракетной техники породнила Бахчиванджи и Гагарина. Оба взлетели оторвавшись от земли ракетным двигателем. Оба погибли в авиационных катастрофах в возрасте 34 лет, и оба 27 марта. В обоих случаях аварийные комиссии, разнесенные по времени на 25 лет, не установили истинных причин гибели летчиков".
Уже после трагической гибели Г.Я. Бахчиванджи на самолете БИ-6, улучшенной конструкции, в январе - мае 1945 года летали старейший летчик - испытатель Борис Николаевич Кудрин, а чуть позднее - довольно известный пилот Матвей Карпович Байкалов. В 1946 году к испытаниям модифицированного БИ-1бис подключился летчик - испытатель Алексей Константинович Пахомов. Однако, вскоре стало ясно, что, несмотря на преимущество в скорости, самолет БИ как истребитель - перехватчик не может быть принят на вооружение из-за малой продолжительности полета (время работы двигателя не превышало нескольких минут) и сложностей в эксплуатации. Тем не менее работы над первыми реактивными истребителями явились плацдармом для дальнейшего развития авиационной техники.
Известный советский журналист, публицист и писатель Анатолий Аграновский , основываясь на воспоминаниях очевидцев того исторического полёта, напишет: «Он летел, и для очевидцев это было немножечко чудом. Впоследствии поймут они, что и факел огня, и чёрный шлейф дыма, столь поразившие их воображение, свидетельствовали лишь о младенческом возрасте новой техники: надо было просто добиться полного сгорания. Впоследствии поймут они, что ракетный самолёт очень ещё был несовершенен. Что робкими и неверными были первые шаги героя. Но они были первыми ...».
Григорий Бахчиванджи погиб в 34 года, прокладывая путь человечеству в новое.

Долгое время о Григории Бахчиванджи вспоминали только в узком кругу участников событий тех далеких военных лет. Для сохранения памяти о нем много сделали его друзья летчики-испытатели. И только 28 апреля 1973 года «за героизм и самоотверженность, проявленные при испытании первых советских самолётов с реактивными двигателями», лётчику-испытателю капитану Бахчиванджи Григорию Яковлевичу было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Похоронен Григорий Яковлевич на Кольцовском кладбище, в поселке Малый Исток. В феврале 1963 года у могил Бахчиванджи и похороненных рядом лётчиков-испытателей Константина Груздева и Трофима Чигарева был установлен обелиск.
Памятник первому полету Бахчиванджи установлен в аэропорту Кольцово, на площади перед входом в аэровокзал. Его бронзовый бюст установлен там же, в Кольцово, на улице его имени, 18 августа 1969 года.
В станице Бриньковской Краснодарского края, на родине Григория Бахчиванджи, возле школы в 1969 году торжественно был установлен бюст, а 13 мая 1984 года открыт величественный мемориал их земляку - Герою. В 2007 году парк - мемориал был реставрирова. На доме, в котором жил Григорий Бахчиванджи, сейчас открыта мемориальная доска.
Имя Григория Бахчиванджи увековечено в названиях: поселка лётчиков при аэродроме "Чкаловский" и близлежащей платформы пригородного сообщения Ярославского направления МЖД;
МАОУ СОШ N60 г. Екатеринбурга; улиц в Екатеринбурге, Донецке, Мариуполе, Ахтубинске, поселке Малый Исток (Екатеринбург) и многих других городах бывшего СССР.
Выпущена памятная медаль с профилем героя. Написано множество статей,о его подвиге сняты документальные и художественные фильмы.
*****
Знаешь, есть на Кубани станица,

С виду так, неприметна как будто,

Тот же говор, радушные лица,

Ну, обычные люди живут там.

Только есть в ней там что-то от Бога:
Почерк свой - с крутизной виражи.
Говорят, есть там к звездам дорога,
Отыскал ее Бахчиванджи.

Из стихов бриньковского поэта

И.А. Извозникова

Источники:портал "Герои страны";
сайт станицы Бриньковская http://brinkov-stanica.narod.ru/index.htm

Светлана Ляхова, "Солдатский храм" (https://vk.com/ruvoin)

 

 

.
20 февраля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
23 января
суббота
2021

В этот день:

Украина стала русской

23 января 1681 года заключен Бахчисарайский договор, по которому Турция признала Украину за Россией.

Украина стала русской

23 января 1681 года заключен Бахчисарайский договор, по которому Турция признала Украину за Россией.

Бахчисарайский мирный договор — соглашение о перемирии между Турцией, Крымским ханством и Россией, обусловленное победами русских войск и частями украинского казачества над крымско-турецкой армией.

При заключении договора с российской стороны присутствовал генеральный писарь Войска Запорожского Семён Ракович. Договор был заключен сроком на 20 лет и завершил войны 70-х годов XVII века за обладание Правобережной Украиной. По договору: граница между Турцией и Россией устанавливалась по Днепру, султан и хан обязались не помогать врагам России; Россия присоединила Левобережную Украину, Запорожье и Киев с городами Васильков, Стайки, Триполье, Радомышль, Дедовщина; в течение 20 лет территория между Днестром и Бугом была объявлена нейтральной и незаселенной, на ней обе стороны не имели права строить и обновлять укрепления; казаки получили право на рыбную ловлю, добычу соли и свободного плавания по Днепру и его притокам до Чёрного моря; крымцы и ногайцы получили право кочевать, промышлять зверя и рыбу на обоих берегах Днепра.

Бахчисарайский мирный договор в очередной раз перераспределил украинские земли между соседними государствами и значительно усилил позиции России на юге. Также договор имел большое международное значение и обусловил подписание «Вечного мира» в 1686 году между Россией и Польшей.

Создание ДОСААФ

23 января 1923 года образован Союз обществ содействия обороне и авиационно-химической промышленности СССР — Осоавиахим

Создание ДОСААФ

23 января 1923 года образован Союз обществ содействия обороне и авиационно-химической промышленности СССР — Осоавиахим

 В 1951 году переименован во Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту — ДОСААФ  СССР.

Зачатки этой организации появились еще раньше. В 1920 году во время Гражданской войны в РСФСР была создана добровольная оборонная организация — Военно-научное общество.

Летом 1925 года путём слияния обществ ОДВФ и Доброхим образовано общество Авиахим.

27 июля 1926 года Военно-научное общество было переименовано в Общество содействия обороне СССР (ОСО).

23 января 1927 года - официальная дата создания ОСОАВИАХИМа. Новая организация была образована путём слияния обществ Авиахим и Общества содействия обороне СССР.

После "демократической" оеволюции 1991 года жалкие остатки ДОСААФ долгое время существовали  фактически нелегально: не было даже  закона об общественно-государственных организациях, поэтому юношам до 18 лет нельзя было стать членами ДОСААФ. Хотя на эту организацию в связи с сокращением службы до 1 года  была возложенна обязанность готовить призывников к службе. Но как? Подпольно? Отсюда проистекали и другие идиотства. Например, в 2003 году организация получила из госбюджета 2.2 миллиарда рублей, но тут же государство в виде налогов забрало у неё  2.9 миллиардов. То есть за подготовку военных кадров ДОСААФ оказалась еще и должна государству 0.7 миллиарда рублей. Парадокс еще и в том, что Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту вынуждено сегодня организовывать обучение на иностранных самолетах и планерах, поскольку государству свои производить "не выгодно".
Правда в последние годы ситуация стала меняться. Во всяком случае на сайте ДОСААФ сообщается: "ДОСААФ России на базе своих автошкол и автодромов ежегодно готовит более 100 тысяч призывников по военно-учетным специальностям для Вооруженных сил РФ. Из стен оборонных организаций выходят ребята, абсолютно подготовленные к службе в армии как морально, так и физически. За время обучения они полностью осваивают профессию, которая пригодится им не только в рядах Российской армии, но и в жизни, осваивают азы военного дела и медицинской подготовки, учатся правильно вести себя в экстремальных ситуациях".

Освобождение Тульской области

23 января 1942 года войска Западного фронта полностью освободили Тульскую область.

Освобождение Тульской области

23 января 1942 года войска Западного фронта полностью освободили Тульскую область.

10-я армия (командарм Голиков Филипп Иванович) перешла в наступление силами 328-й стрелковой и 12-й гвардейской дивизий, одновременно были нанесены фланговые удары.

Им помогали 31 партизанский отряд и 73 диверсионные группы, действовавшие в тылу противника.

Перед освободителями повсеместно предстала страшная картина: в 27 из 29 районов области, где побывали гитлеровцы, они сожгли свыше 37 тысяч дворов и полностью уничтожили 625 деревень.

 

Судьба атамана Шадрина

23 января 1967 года родился Роман Александрович Шадрин, советский, российский офицер, генерал-майор (2008); Герой России (1995), ныне атаман Екатеринбургского казачьего соединения «Исетская линия».

Судьба атамана Шадрина

23 января 1967 года родился Роман Александрович Шадрин, советский, российский офицер, генерал-майор (2008); Герой России (1995), ныне атаман Екатеринбургского казачьего соединения «Исетская линия».

Родом из Ростовской области. В 1984—1988 годах учился в Казанском Краснознамённом высшем командном танковом училище имени Президиума Верховного Совета Татарской АССР, по окончании которого служил в Группе советских войск в Германии — командиром танкового взвода, роты, заместителем командира разведывательного мотострелкового батальона; с 1993 года — в Северо-Кавказском военном округе.

С 25 декабря 1994 года — в боях первой чеченской войны в должности начальника штаба — заместителя командира 68-го отдельного разведывательного батальона 8-го армейского корпуса генерал-лейтенанта Льва Рохлина. Батальон прорвался в Грозный 31 декабря 1994 года и в тяжёлых боях понёс значительные потери, однако благодаря действиям Р. А. Шадрина избежал уничтожения и удержал захваченные позиции. С 10 января 1995 года — командир 68-го отдельного разведывательного батальона (20-я гвардейская мотострелковая Прикарпатско-Берлинская Краснознамённая ордена Суворова дивизия, 8-й гвардейский армейский корпус Северо-Кавказского военного округа). Под его командованием батальон захватил укреплённое здание главпочтамта. Во главе штурмовой группы, находясь в окружении, в районе гостиницы «Кавказ» в течение двух суток отбил несколько атак противника и обеспечил взятие Федеральными войсками здания бывшего обкома. С группой из 27 разведчиков выбил дудаевцев из здания краеведческого музея и удерживал его, отразив 11 атак боевиков.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, Указом Президента Российской Федерации № 1112 от 1 декабря 1995 года майору Шадрину Роману Александровичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

В 1998 году окончил Военную Академию имени М. В. Фрунзе, затем служил:

начальником разведки 102 военной базы ВС РФ (Гюмри, Армения; август — сентябрь 1999);

начальником штаба (сентябрь 1999 — ноябрь 2001), командиром (ноябрь 2001 — ноябрь 2002) 503-го гвардейского мотострелкового полка (Северо-Кавказский военный округ); участвовал в боях второй чеченской войны, в том числе в штурме села Комсомольское (март 2000); военным комендантом г. Аргун (ноябрь 2002 — август 2003); командиром 207-й комендантской тактической группы (Чеченская Республика; август 2003 — апрель 2004);

заместителем военного комиссара Калужской области (апрель — август 2004);

начальником группы оперативного управления (по борьбе с терроризмом) (Северо-Кавказский округ Внутренних войск, Волгоград; август 2004 — декабрь 2005);

заместителем по чрезвычайным ситуациям командующего Уральским региональным командованием Внутренних войск МВД России (Екатеринбург; декабрь 2005 — март 2012).

В 2008 году исполнял обязанности начальника штаба Миротворческих сил России в Южной Осетии; в этом же году присвоено воинское звание «генерал-майор».

Морпех полковник Сергей Шейко

23 января 1967 года родился Сергей Сергеевич Шейко, советский, российский офицер, Герой России (1995).

Морпех полковник Сергей Шейко

23 января 1967 года родился Сергей Сергеевич Шейко, советский, российский офицер, Герой России (1995).

В боях против бандитов в Чечне его подразделение почти без потерь уничтожило десятки головорезов, причем нередко в рукопашных схватках.
Сергей Сергеевич Шейко родился в Кировоградской области (город Александрия) в украинской рабочей семье. В 1985—1989 годах учился в Дальневосточном высшем общевойсковом командном училище им. К. К. Рокоссовского, по окончании которого служил в отдельной 336-й гвардейской бригаде морской пехоты Балтийского флота — командир взвода, роты, батальона.

В январе-марте 1995 года командовал ротой морской пехоты в уличных боях в Грозном. В одном из боёв силами взвода нанёс удар в тыл боевикам и вывел из окружения подразделение российских войск При этом было уничтожено 17 боевиков. 18-19 января 1995 года, находясь в окружении в районе Президентского дворца, организовал круговую оборону, отбито 4 атаки боевиков, затем без потерь с боем прорвался к своим.

В феврале 1995 года во главе группы из 8 морских пехотинцев вброд в ледяной воде форсировал реку Сунжа, разведал позиции дудаевцев, затем атаковал их; в рукопашном бою было уничтожено 20 боевиков, при этом в группе Сергея Шейко погибших не было.

С мая 1995 года — заместитель командира десантно-штурмового батальона 336-й отдельной гвардейской бригады морской пехоты Балтийского флота. В мае-июне 1995 года участвовал в боевых действиях в горной части Чечни; его подразделение нанесло значительные потери противнику. Отличался личным героизмом и воинским мастерством, его рота в самых ожесточённых боях практически не имела потерь.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 1995 года гвардии капитану Шейко Сергею Сергеевичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

С июля 1995 г. — командир отдельного батальона морской пехоты; с 1998 г. — офицер управления соединения.

В 2000 году окончил Общевойсковую академию, в 2005 году — Военную Академию Генерального штаба ВС РФ. Полковник.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии