RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Купающийся в небесах
31 марта 2019 г.

Купающийся в небесах

31 марта 1927 года родился заслуженный летчик-испытатель СССР Владимир Ильюшин.
Русская пехота
1 октября 2018 г.

Русская пехота

1 октября Россия празднует День Сухопутных войск.
Возвращение «Священной войны»
24 июня 2019 г.

Возвращение «Священной войны»

Родившаяся 24 июня 1941 года песня композитора А. В. Александрова на стихи В. И. Лебедева-Кумача сегодня снова становится актуальной, как и в годы Великой Отечественной войны.
Поражение люфтваффе в подмосковном небе
22 июля 2013 г.

Поражение люфтваффе в подмосковном небе

В ночь на 22 июля 1941 года нашей противовоздушной обороной был отбит первый бомбовый авианалет на Москву
Оборона Шипки
21 августа 2019 г.

Оборона Шипки

21 августа (н. ст.) 1877 года началась героическая оборона Шипкинского перевала русско-болгарскими войсками.
Главная » Подвиги в наследство » История гибели истребителя Як-7Б

История гибели истребителя Як-7Б

4 февраля 1943 года в бою над старинным подмосковным селом Никоновское пал смертью храбрых советский летчик Арнольд Мартинович Якобсон

Долгое время его останки находились в болотистой почве на глубине 6 метров. Их нашли и подняли православный иерей о. Александр Тоготин с поисковым отрядом «Беркут».
История гибели истребителя Як-7Б

При въезде в старинное село Никоновское издали виден высокий деревянный крест. Водители, проезжая мимо, салютуют автомобильным сигналом, некоторые останавливаются, подходят к кресту, снимают головные уборы.
Этот самодельный памятник поставлен живущим в Никоновском иереем Александром Тоготиным, и напоминает он о подвиге погибшего неподалеку 4 февраля 1943 года советского летчика Арнольда Мартиновича Якобсона.
История этого подвига до недавнего времени была почти неизвестна никоновчанам. Старожилы рассказывали, что в 1943 году над селом произошел бой двух советских истребителей с
фашистским бомбардировщиком Ю-88, который летел по направлению к Москве. Один из наших «ястребков» был подбит и упал в болото, которое после войны было высушено. А о погибшем летчике власти и местные жители с годами подзабыли.
Иерей Александр Тоготин заинтересовался этой историей. Он привлек ребят из поискового отряда «Беркут» (г. Бронницы). С помощью глубинных металлоискателей место падения самолета было обнаружено. Воздушная машина находилась в почве на глубине 6 метров. Поисковики с огромными трудностями сумели поднять то, что от неё осталось. В том числе некоторые личные вещи пилота. Но по ним нельзя было определить фамилию погибшего. Тогда выложили на земле уцелевшие части самолета - лопасти винта, куски фюзеляжа, другие детали. Пригласили экспертов из Музея авиации при Военно-воздушной академии имени Гагарина. Они и определили, что найден Як-7Б.

Тогда поисковики поехали в Центральный архив Министерства обороны. Вот полученная ими архивная справка: «В списках потерь личного состава частей I Воздушной истребительной армии ПВО (до июня 1943 г. Она же 6 истребительный авиационный корпус ПВО) за период Отечественной войны значится:
«…562 истребительный авиационный полк… лейтенант, командир звена ЯКОБСОН Арнольд Мартынович, 1921 г.р. ур. г. Тим Курской обл. в графе «когда и каким РВК призван» записано: «Добровольно поступил в Борисоглебскую авиашколу», 4.2.1943 г. погиб в воздушном бою с противником, в графе «где похоронен» записано: «Малино», мать Якобсон Зоя Дмитриевна прожив. в оккупированной зоне».

Основание: ПАМО, фонд. 291, оп. 2, д. 3, л. 48.

В книге приказаний и телефонограмм оперативных дежурных на ВП 562 ИАП за 1942-1943 гг. Записано: «9.2.1943 г. Командиру 562 ИАП. На место гибели л-та ЯКОБСОН (так в док.) из Малино была вызвана комиссия военфельдшер…, механик звена…, техник старший… При осмотре установлено: самолет упал 2-3 км восточнее деревни Никоновское, 25 км восточнее Барыбино. Самолет сгорел, уцелевшие части самолета и мотора ушли в землю на 2,5 м. На поверхности земли найдены мелкие куски самолета. Экипаж самолета сгорел. От пилота остались кусок воротника комбинезона, часть шлемофона, кусочек черепа (цвет волос рыжий), кусок перчатки с указательным пальцем.
Извлечь части самолета из земли было невозможно. Председателю колхоза дано указание зарыть останки в землю, подписал капитан (не разборчиво).

Ниже приписано: «генерал Котров приказал командиру 562 ИАП выслать представителей на место падения самолета и совместно с ближайшим колхозом оформить могилу погибшего в воздушном бою.»
Основание: д. 8, л. 452.
Заведующий архивохранилищем Е.Ларькин».

Из описания воздушного боя:
«4 февраля 1943 года в 9.50 с аэродрома Инютино была поднята пара истребителей в составе лейтенанта Ломакина и лейтенанта Якобсона на перехват самолета противника Ю-88… Истребители сблизились с противником и произвели первую атаку парой. Лейтенант Якобсон слева сверху, лейтенант Ломакин – справа снизу. Лейтенант Якобсон был сбит и упал в районе с. Никоновское. Лейтенант Ломакин израсходовал боекомплект и горючее. Из района Вереи вернулся на свой аэродром. Противник не выполнил задачи и, израсходовав горючее, развернулся на обратный курс».
Из записи в журнале боевых действий 562 истребительного авиаполка: «На место гибели лейтенанта Якобсона выезжала комиссия. При осмотре установлено: самолет сгорел, уцелевшие части ушли в почву. От пилота остались кусок воротника комбинезона, часть шлемофона, кусочек черепа…»
По мнению специалистов, главной причиной гибели советского пилота оказалось техническое превосходство модернизированного Ю-88 над Як-7Б. Немецкий бомбардировщик имел рабочую высоту 8000 метров, а потолок – 12000 метров. Як-7Б на такой высоте терял свою маневренность и становился мишенью для имевшего мощное вооружение Ю-88.

Иерей Тоготин сделал в архиве выписку из личного дела погибшего пилота. Арнольд Мартинович Якобсон родился в 1921 году в городе Тим Курской области в семье этнического латыша. В 1939 году поступил в Борисоглебскую авиашколу. Воевал с первых минут войны. В ноябре 1941 года первый раз числился погибшим в воздушном бою. Ниже в деле отмечено: «Был сбит. Находился на территории противника. С группой прорвался через линию фронта». С июля 1942 года после госпиталя – Якобсон снова в строю. До рокового дня 4 февраля 1943 года он успел вырасти в должности до командира звена.

На месте гибели Якобсона иерей и поисковики установили крест, а останки перевезли на территорию храма до принятия властями решения о месте памятника.

Кстати, примерно в километре от места падения самолета есть еще могила — умерших от ран рядовых и офице­ров из проходившего через Никоновское в годы войны сани­тарного обоза. Всего их 49 человек. Местечко Большой Корек, где они лежат, не очень удобен с точки зрения ухода - далековато и довольно сыро. Хотя нашлись в селе добровольцы, которые при­сматривают за могилой. Правда, она чисто символическая — точные коор­динаты захоронений утеряны. Отец Александр считает, что и останки этих людей надо отыскать и перезахоронить вместе с летчиком Якобсоном.

Фото Арнольда Якобсона из личного дела.

 О протоиерее Александре Тоготине: http://www.mepar.ru/eparhy/klirics/?priest=879

Сергей Турченко
4 февраля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
14 октября
понедельник
2019

В этот день:

Флотоводец Федор Ушаков

14 октября 1817 года скончался Фёдор Фёдорович Ушаков, Святой РПЦ, выдающийся русский флотоводец, адмирал (род. 1744). Был одним из создателей Черноморского флота и с 1790 года его командующим. Прославился своими блестящими победами над турецким флотом в сражениях у островов Фидониси и Тендра, у мыса Калиакрия и других в последней четверти XVIII века, когда Россия отстаивала свои права на Черноморское побережье Крыма и Кавказа.

Флотоводец Федор Ушаков

14 октября 1817 года скончался Фёдор Фёдорович Ушаков, Святой РПЦ, выдающийся русский флотоводец, адмирал (род. 1744). Был одним из создателей Черноморского флота и с 1790 года его командующим. Прославился своими блестящими победами над турецким флотом в сражениях у островов Фидониси и Тендра, у мыса Калиакрия и других в последней четверти XVIII века, когда Россия отстаивала свои права на Черноморское побережье Крыма и Кавказа.

Успешно провёл Средиземноморский поход русского флота во время войны против Франции 1798—1800 годах. Проявил себя как политик и дипломат при создании греческой Республики Семи Островов под протекторатом России.

Умер в 1817 году. Похоронен в Рождество-Богородичном Санаксарском монастыре (Республика Мордовия). Именем Ф.Ф. Ушакова названы бухта в юго-восточной части Баренцева м. и мыс на северном побережье Охотского моря. Имя Ушакова носили боевые корабли русского и советского ВМФ.

По инициативе архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия и с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго канонизация флотоводца состоитоялась 4 -5 августа 2003 года в Санаксарском Рождество-Богородичном мужском монастыре, на территории которого Федор Федорович был похоронен в 1817 году. 6 октября 2004 года Архиерейский собор Русской православной церкви причислил Фёдора Ушакова к общецерковным святым в лике праведных. Фёдор Ушаков почитается как святой покровитель Российского Военно-морского флота (с 2000 года) и Стратегических Военно-воздушных сил (с 2005 года).

Летчик-испытатель Роман Таскаев

14 октября 1954 года родился Роман Петрович ТАСКАЕВ, летчик-испытатель МАПО МИГ, Герой России.

Летчик-испытатель Роман Таскаев

14 октября 1954 года родился Роман Петрович ТАСКАЕВ, летчик-испытатель МАПО МИГ, Герой России.

В 1967—1971 гг. занимался планерным и парашютным спортом в Читинском аэроклубе. С 1971 г. — в Советской Армии. С 1975 г., окончив Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков, служил лётчиком в частях ВВС (Северная группа войск, Одесский военный округ). В 1981 г. уволен в запас. В 1983 г. окончил школу лётчиков-испытателей и поступил на лётно-испытательную работу в ОКБ имени А. И. Микояна.

Поднял в небо и провёл испытания реактивного учебно-тренировочного самолёта МиГ-АТ (1996—1998 гг.). Участвовал в испытаниях сверхзвуковых боевых самолётов МиГ-29, МиГ-29М, МиГ-29К, МиГ-31, МиГ-31М. Проводил испытания на критических режимах полёта МиГ-29, МиГ-29УБ и МиГ-29М, а также испытания по отработке дозаправки МиГ-25РБ, МиГ-25ПД, МиГ-31, МиГ-29К.

В 1995 году установил мировой авиационный рекорд высоты полёта на самолёте МиГ-29.

Дважды катапультировался из аварийных самолётов в безвыходных ситуациях.

Указом Президента Российской Федерации № 891 от 16 августа 1992 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, лётчику-испытателю Таскаеву Роману Петровичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».

С 1998 года — заместитель Генерального директора ОКБ имени А. С. Яковлева по лётным испытаниям. Провёл испытания реактивного учебно-тренировочного самолёта Як-130.

Состоит в Международной ассоциации летчиков-испытателей.

Гренадер Степан Новиков

1 октября 1787 года турецкая армия предприняла попытку захватить русскую крепость Кинбурн, прикрывавшую главную базу русского флота, город Херсон.

Гренадер Степан Новиков

1 октября 1787 года турецкая армия предприняла попытку захватить русскую крепость Кинбурн, прикрывавшую главную базу русского флота, город Херсон.

6-ти тысячный десант под прикрытием турецкого флота вступил в бой с полуторатысячным гарнизоном крепости. В тяжелый момент боя А.В.Суворов со шпагой в руках бросился в гущу сражения, увлекая за собой своих чудо-богатырей. Увидев, что турки смыкают кольцо вокруг любимого полководца, гренадер Шлиссельбургского полка Степан Новиков ринулся ему на выручку.

Отважный солдат, как вспоминал позже сам Суворов, "пропорол турчина штыком, его товарища - застрелил, бросился один на тридцать человек". Растерявшись, турки обратились в бегство. Воодушевившись примером Новикова, русские солдаты погнали неприятеля, переломив ход сражения в нашу пользу.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии