RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Огненный подвиг Алексея Гаранина
28 июня 2015 г.

Огненный подвиг Алексея Гаранина

28 июня 1943 года 22-летний командир авиационного полка гвардии капитан Алексей Дмитриевич Гаранин направил свой горящий самолёт на склад боеприпасов противника
Начало преодоления Русской Смуты
29 марта 2016 г.

Начало преодоления Русской Смуты

405 лет назад 29 марта 1611 года вспыхнуло восстание в Москве, захваченной поляками и немцами в результате царившей на Руси Великой Смуты.
Страна должна знать своих героев?
6 марта 2016 г.

Страна должна знать своих героев?

85 лет назад, 6 марта 1931 года, газета «Правда» под заголовком «Страна должна знать своих героев» опубликовала сообщение о награждении орденами 15 передовиков труда.
Не поверили Сталину - потеряли страну
9 июля 2013 г.

Не поверили Сталину - потеряли страну

9 июля 1928 года И.В. Сталин в речи на пленуме ЦК ВКП(б) впервые выдвинул тезис об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму.
Отец «идеального» истребителя
1 апреля 2016 г.

Отец «идеального» истребителя

1 апреля 2016 года — 110 лет Александру Сергеевичу ЯКОВЛЕВУ (умер 22.08.1989), авиаконструктору, академику, дважды Герою Социалистического Труда.
Главная » Подвиги в наследство » История гибели истребителя Як-7Б

История гибели истребителя Як-7Б

4 февраля 1943 года в бою над старинным подмосковным селом Никоновское пал смертью храбрых советский летчик Арнольд Мартинович Якобсон

Долгое время его останки находились в болотистой почве на глубине 6 метров. Их нашли и подняли православный иерей о. Александр Тоготин с поисковым отрядом «Беркут».
История гибели истребителя Як-7Б

При въезде в старинное село Никоновское издали виден высокий деревянный крест. Водители, проезжая мимо, салютуют автомобильным сигналом, некоторые останавливаются, подходят к кресту, снимают головные уборы.
Этот самодельный памятник поставлен живущим в Никоновском иереем Александром Тоготиным, и напоминает он о подвиге погибшего неподалеку 4 февраля 1943 года советского летчика Арнольда Мартиновича Якобсона.
История этого подвига до недавнего времени была почти неизвестна никоновчанам. Старожилы рассказывали, что в 1943 году над селом произошел бой двух советских истребителей с
фашистским бомбардировщиком Ю-88, который летел по направлению к Москве. Один из наших «ястребков» был подбит и упал в болото, которое после войны было высушено. А о погибшем летчике власти и местные жители с годами подзабыли.
Иерей Александр Тоготин заинтересовался этой историей. Он привлек ребят из поискового отряда «Беркут» (г. Бронницы). С помощью глубинных металлоискателей место падения самолета было обнаружено. Воздушная машина находилась в почве на глубине 6 метров. Поисковики с огромными трудностями сумели поднять то, что от неё осталось. В том числе некоторые личные вещи пилота. Но по ним нельзя было определить фамилию погибшего. Тогда выложили на земле уцелевшие части самолета - лопасти винта, куски фюзеляжа, другие детали. Пригласили экспертов из Музея авиации при Военно-воздушной академии имени Гагарина. Они и определили, что найден Як-7Б.

Тогда поисковики поехали в Центральный архив Министерства обороны. Вот полученная ими архивная справка: «В списках потерь личного состава частей I Воздушной истребительной армии ПВО (до июня 1943 г. Она же 6 истребительный авиационный корпус ПВО) за период Отечественной войны значится:
«…562 истребительный авиационный полк… лейтенант, командир звена ЯКОБСОН Арнольд Мартынович, 1921 г.р. ур. г. Тим Курской обл. в графе «когда и каким РВК призван» записано: «Добровольно поступил в Борисоглебскую авиашколу», 4.2.1943 г. погиб в воздушном бою с противником, в графе «где похоронен» записано: «Малино», мать Якобсон Зоя Дмитриевна прожив. в оккупированной зоне».

Основание: ПАМО, фонд. 291, оп. 2, д. 3, л. 48.

В книге приказаний и телефонограмм оперативных дежурных на ВП 562 ИАП за 1942-1943 гг. Записано: «9.2.1943 г. Командиру 562 ИАП. На место гибели л-та ЯКОБСОН (так в док.) из Малино была вызвана комиссия военфельдшер…, механик звена…, техник старший… При осмотре установлено: самолет упал 2-3 км восточнее деревни Никоновское, 25 км восточнее Барыбино. Самолет сгорел, уцелевшие части самолета и мотора ушли в землю на 2,5 м. На поверхности земли найдены мелкие куски самолета. Экипаж самолета сгорел. От пилота остались кусок воротника комбинезона, часть шлемофона, кусочек черепа (цвет волос рыжий), кусок перчатки с указательным пальцем.
Извлечь части самолета из земли было невозможно. Председателю колхоза дано указание зарыть останки в землю, подписал капитан (не разборчиво).

Ниже приписано: «генерал Котров приказал командиру 562 ИАП выслать представителей на место падения самолета и совместно с ближайшим колхозом оформить могилу погибшего в воздушном бою.»
Основание: д. 8, л. 452.
Заведующий архивохранилищем Е.Ларькин».

Из описания воздушного боя:
«4 февраля 1943 года в 9.50 с аэродрома Инютино была поднята пара истребителей в составе лейтенанта Ломакина и лейтенанта Якобсона на перехват самолета противника Ю-88… Истребители сблизились с противником и произвели первую атаку парой. Лейтенант Якобсон слева сверху, лейтенант Ломакин – справа снизу. Лейтенант Якобсон был сбит и упал в районе с. Никоновское. Лейтенант Ломакин израсходовал боекомплект и горючее. Из района Вереи вернулся на свой аэродром. Противник не выполнил задачи и, израсходовав горючее, развернулся на обратный курс».
Из записи в журнале боевых действий 562 истребительного авиаполка: «На место гибели лейтенанта Якобсона выезжала комиссия. При осмотре установлено: самолет сгорел, уцелевшие части ушли в почву. От пилота остались кусок воротника комбинезона, часть шлемофона, кусочек черепа…»
По мнению специалистов, главной причиной гибели советского пилота оказалось техническое превосходство модернизированного Ю-88 над Як-7Б. Немецкий бомбардировщик имел рабочую высоту 8000 метров, а потолок – 12000 метров. Як-7Б на такой высоте терял свою маневренность и становился мишенью для имевшего мощное вооружение Ю-88.

Иерей Тоготин сделал в архиве выписку из личного дела погибшего пилота. Арнольд Мартинович Якобсон родился в 1921 году в городе Тим Курской области в семье этнического латыша. В 1939 году поступил в Борисоглебскую авиашколу. Воевал с первых минут войны. В ноябре 1941 года первый раз числился погибшим в воздушном бою. Ниже в деле отмечено: «Был сбит. Находился на территории противника. С группой прорвался через линию фронта». С июля 1942 года после госпиталя – Якобсон снова в строю. До рокового дня 4 февраля 1943 года он успел вырасти в должности до командира звена.

На месте гибели Якобсона иерей и поисковики установили крест, а останки перевезли на территорию храма до принятия властями решения о месте памятника.

Кстати, примерно в километре от места падения самолета есть еще могила — умерших от ран рядовых и офице­ров из проходившего через Никоновское в годы войны сани­тарного обоза. Всего их 49 человек. Местечко Большой Корек, где они лежат, не очень удобен с точки зрения ухода - далековато и довольно сыро. Хотя нашлись в селе добровольцы, которые при­сматривают за могилой. Правда, она чисто символическая — точные коор­динаты захоронений утеряны. Отец Александр считает, что и останки этих людей надо отыскать и перезахоронить вместе с летчиком Якобсоном.

Фото Арнольда Якобсона из личного дела.

 О протоиерее Александре Тоготине: http://www.mepar.ru/eparhy/klirics/?priest=879

Сергей Турченко
4 февраля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
24 мая
четверг
2018

В этот день:

Подлый вояж крымского хана

24 мая 1571 года крымский хан Девлет-Гирей захватил и спалил Москву. В 1570 году на Русь обрушилась чума. Только в Москве от нее умирало в день 600 - 1000 человек. По свидетельству англичанина Дженкинсона, "моровая язва" в России "похитила тогда около 300 тыс. человек". Воспользовавшись этой бедой русских, крымский хан Довлет-Гирей в апреле 1571 года двинулся на Москву с огромной армией (по разным данным, в его войске было от 40 до 200 тыс. головорезов).

Подлый вояж крымского хана

24 мая 1571 года крымский хан Девлет-Гирей захватил и спалил Москву. В 1570 году на Русь обрушилась чума. Только в Москве от нее умирало в день 600 - 1000 человек. По свидетельству англичанина Дженкинсона, "моровая язва" в России "похитила тогда около 300 тыс. человек". Воспользовавшись этой бедой русских, крымский хан Довлет-Гирей в апреле 1571 года двинулся на Москву с огромной армией (по разным данным, в его войске было от 40 до 200 тыс. головорезов).

Истощенная чумой Россия смогла послать на охрану своих южных границ всего 6 тыс. Ратников. Тем не менее, отступающие русские войска укрептлись в Кремле и Китай-городе. Ханские войска принялись грабить посады, а потом подожгли их. Сильно пострадала и центральная часть города, так как "от пожарного зною" взорвались пороховые погреба. Спалив город, ордынцы покинули его, угнав с собой много пленных и увезя награбленное. За этот страшный день пребывания диких орд Девлет-Гирея в Москве население города уменьшилось в 6 раз, ибо много жителей было "задавлено, сгорело, пало от мечей неприятельских или попало в плен".

Девлет-Гирей решил пограбить Москву и на следующий год. Но русские сумели собрать 20-тысячное войско, которое под командование талантливых русских полководцев М. Воротынского, Д. Хворостинина, И. Шуйского, а также казацкого атамана М. Черкашенина разгромили 80-тысячную армаду Девлет-Гирея. Подлый хан еле ноги унес.

 

 

Последний путь Александра Суворова

24 мая 1800 года в Петербурге прошли похороны А. В. СУВОРОВА. Он заболел во время возвращения из своего блистательного Швейцарского похода и 18 мая скончался в Петербурге.

Последний путь Александра Суворова

24 мая 1800 года в Петербурге прошли похороны А. В. СУВОРОВА. Он заболел во время возвращения из своего блистательного Швейцарского похода и 18 мая скончался в Петербурге.

После смерти генералиссимуса пять суток огромные толпы народа осаждали дом на Крюковом канале, в котором он скончался. В последний путь полководца провожали десятки тысяч простых людей, стоявших на всем пути траурной процессии по Садовой улице и Невскому проспекту к Александро-Невской лавре.

Император Павел I встретил кортеж на Невском, снял шапку, перекрестился и заплакал. Под залпы тожественного салюта прах Суворова был опущен в могилу в Благовещенской церкви лавры. На могилу возложили белую мраморную плиту, на которой была высечена краткая надпись: "Здесь лежит Суворов".

Крейсер «Аврора»

24 мая 1900 года на воду был спущен крейсер «Аврора», который вступил в строй в 1903году. Крейсер принимал участие в нескольких войнах XX века и является одним из символов Октябрьской революции. Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося в годы Крымской войны.

Крейсер «Аврора»

24 мая 1900 года на воду был спущен крейсер «Аврора», который вступил в строй в 1903году. Крейсер принимал участие в нескольких войнах XX века и является одним из символов Октябрьской революции. Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося в годы Крымской войны.

В настоящее время находится на вечной стоянке у Петроградской набережной в Санкт-Петербурге и является объектом культурного наследия Российской Федерации

 

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии