RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

«Кент» - резидент в Брюсселе
2 января 2014 г.

«Кент» - резидент в Брюсселе

5 лет назад скончался советский военный разведчик Анатолий Маркович Гуревич, который был одним из руководителей «Красной капеллы»
Песне поставили памятник
14 июня 2020 г.

Песне поставили памятник

14 июня 1983 года скончался поэт Алексей Сурков, написавший знаменитую "Землянку"
«За» Путина или «против Стрелкова»?
4 ноября 2014 г.

«За» Путина или «против Стрелкова»?

4 ноября в День национального единства даже «Русский марш» разделился на два, а то и на три рукава
Православный веломарафон
3 мая 2017 г.

Православный веломарафон

В Нижегородской области стартовал супервелопробег «Наследники Победы»
Плутовство Черчилля
15 декабря 2019 г.

Плутовство Черчилля

15 декабря 1941 года в Москву прибыл посланник Черчилля — министр иностранных дел Великобритании Антони Иден
Главная » Подвиги в наследство » История гибели истребителя Як-7Б

История гибели истребителя Як-7Б

4 февраля 1943 года в бою над старинным подмосковным селом Никоновское пал смертью храбрых советский летчик Арнольд Мартинович Якобсон

Долгое время его останки находились в болотистой почве на глубине 6 метров. Их нашли и подняли православный иерей о. Александр Тоготин с поисковым отрядом «Беркут».
История гибели истребителя Як-7Б

При въезде в старинное село Никоновское издали виден высокий деревянный крест. Водители, проезжая мимо, салютуют автомобильным сигналом, некоторые останавливаются, подходят к кресту, снимают головные уборы.
Этот самодельный памятник поставлен живущим в Никоновском иереем Александром Тоготиным, и напоминает он о подвиге погибшего неподалеку 4 февраля 1943 года советского летчика Арнольда Мартиновича Якобсона.
История этого подвига до недавнего времени была почти неизвестна никоновчанам. Старожилы рассказывали, что в 1943 году над селом произошел бой двух советских истребителей с
фашистским бомбардировщиком Ю-88, который летел по направлению к Москве. Один из наших «ястребков» был подбит и упал в болото, которое после войны было высушено. А о погибшем летчике власти и местные жители с годами подзабыли.
Иерей Александр Тоготин заинтересовался этой историей. Он привлек ребят из поискового отряда «Беркут» (г. Бронницы). С помощью глубинных металлоискателей место падения самолета было обнаружено. Воздушная машина находилась в почве на глубине 6 метров. Поисковики с огромными трудностями сумели поднять то, что от неё осталось. В том числе некоторые личные вещи пилота. Но по ним нельзя было определить фамилию погибшего. Тогда выложили на земле уцелевшие части самолета - лопасти винта, куски фюзеляжа, другие детали. Пригласили экспертов из Музея авиации при Военно-воздушной академии имени Гагарина. Они и определили, что найден Як-7Б.

Тогда поисковики поехали в Центральный архив Министерства обороны. Вот полученная ими архивная справка: «В списках потерь личного состава частей I Воздушной истребительной армии ПВО (до июня 1943 г. Она же 6 истребительный авиационный корпус ПВО) за период Отечественной войны значится:
«…562 истребительный авиационный полк… лейтенант, командир звена ЯКОБСОН Арнольд Мартынович, 1921 г.р. ур. г. Тим Курской обл. в графе «когда и каким РВК призван» записано: «Добровольно поступил в Борисоглебскую авиашколу», 4.2.1943 г. погиб в воздушном бою с противником, в графе «где похоронен» записано: «Малино», мать Якобсон Зоя Дмитриевна прожив. в оккупированной зоне».

Основание: ПАМО, фонд. 291, оп. 2, д. 3, л. 48.

В книге приказаний и телефонограмм оперативных дежурных на ВП 562 ИАП за 1942-1943 гг. Записано: «9.2.1943 г. Командиру 562 ИАП. На место гибели л-та ЯКОБСОН (так в док.) из Малино была вызвана комиссия военфельдшер…, механик звена…, техник старший… При осмотре установлено: самолет упал 2-3 км восточнее деревни Никоновское, 25 км восточнее Барыбино. Самолет сгорел, уцелевшие части самолета и мотора ушли в землю на 2,5 м. На поверхности земли найдены мелкие куски самолета. Экипаж самолета сгорел. От пилота остались кусок воротника комбинезона, часть шлемофона, кусочек черепа (цвет волос рыжий), кусок перчатки с указательным пальцем.
Извлечь части самолета из земли было невозможно. Председателю колхоза дано указание зарыть останки в землю, подписал капитан (не разборчиво).

Ниже приписано: «генерал Котров приказал командиру 562 ИАП выслать представителей на место падения самолета и совместно с ближайшим колхозом оформить могилу погибшего в воздушном бою.»
Основание: д. 8, л. 452.
Заведующий архивохранилищем Е.Ларькин».

Из описания воздушного боя:
«4 февраля 1943 года в 9.50 с аэродрома Инютино была поднята пара истребителей в составе лейтенанта Ломакина и лейтенанта Якобсона на перехват самолета противника Ю-88… Истребители сблизились с противником и произвели первую атаку парой. Лейтенант Якобсон слева сверху, лейтенант Ломакин – справа снизу. Лейтенант Якобсон был сбит и упал в районе с. Никоновское. Лейтенант Ломакин израсходовал боекомплект и горючее. Из района Вереи вернулся на свой аэродром. Противник не выполнил задачи и, израсходовав горючее, развернулся на обратный курс».
Из записи в журнале боевых действий 562 истребительного авиаполка: «На место гибели лейтенанта Якобсона выезжала комиссия. При осмотре установлено: самолет сгорел, уцелевшие части ушли в почву. От пилота остались кусок воротника комбинезона, часть шлемофона, кусочек черепа…»
По мнению специалистов, главной причиной гибели советского пилота оказалось техническое превосходство модернизированного Ю-88 над Як-7Б. Немецкий бомбардировщик имел рабочую высоту 8000 метров, а потолок – 12000 метров. Як-7Б на такой высоте терял свою маневренность и становился мишенью для имевшего мощное вооружение Ю-88.

Иерей Тоготин сделал в архиве выписку из личного дела погибшего пилота. Арнольд Мартинович Якобсон родился в 1921 году в городе Тим Курской области в семье этнического латыша. В 1939 году поступил в Борисоглебскую авиашколу. Воевал с первых минут войны. В ноябре 1941 года первый раз числился погибшим в воздушном бою. Ниже в деле отмечено: «Был сбит. Находился на территории противника. С группой прорвался через линию фронта». С июля 1942 года после госпиталя – Якобсон снова в строю. До рокового дня 4 февраля 1943 года он успел вырасти в должности до командира звена.

На месте гибели Якобсона иерей и поисковики установили крест, а останки перевезли на территорию храма до принятия властями решения о месте памятника.

Кстати, примерно в километре от места падения самолета есть еще могила — умерших от ран рядовых и офице­ров из проходившего через Никоновское в годы войны сани­тарного обоза. Всего их 49 человек. Местечко Большой Корек, где они лежат, не очень удобен с точки зрения ухода - далековато и довольно сыро. Хотя нашлись в селе добровольцы, которые при­сматривают за могилой. Правда, она чисто символическая — точные коор­динаты захоронений утеряны. Отец Александр считает, что и останки этих людей надо отыскать и перезахоронить вместе с летчиком Якобсоном.

Фото Арнольда Якобсона из личного дела.

 О протоиерее Александре Тоготине: http://www.mepar.ru/eparhy/klirics/?priest=879

Сергей Турченко
4 февраля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
4 июля
суббота
2020

В этот день:

Подвиг Степана Супруна

4 июля 1941 года погиб Степан Павлович СУПРУН (род. 02.08.1907), летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза. Впервые звание Героя было присвоено ему в 1940 году за бои в небе Китая, вторично — 22 июля 1941 года, посмертно. Как только началась Великая Отечественная война, Супрун выступил с инициативой создать авиаполки из летчиков-испытателей и стал командиром одного из них. В первых же боях он сбил несколько самолетов противника.

Подвиг Степана Супруна

4 июля 1941 года погиб Степан Павлович СУПРУН (род. 02.08.1907), летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза. Впервые звание Героя было присвоено ему в 1940 году за бои в небе Китая, вторично — 22 июля 1941 года, посмертно. Как только началась Великая Отечественная война, Супрун выступил с инициативой создать авиаполки из летчиков-испытателей и стал командиром одного из них. В первых же боях он сбил несколько самолетов противника.

  4 июля Супрун вступил один в схватку с шестью  самолетами противника. Его самолет был подбит. Летчику удалось совершить посадку у белорусской деревни Монастыри, но выбраться из горевшего самолета он не успел.

Подводный атомоход "Ленинский комсомол"

4 июля 1958 года был поднят Военно-морской флаг на первой советской атомной подводной лодке «К-3» (Ленинский комсомол»).

Подводный атомоход "Ленинский комсомол"

4 июля 1958 года был поднят Военно-морской флаг на первой советской атомной подводной лодке «К-3» (Ленинский комсомол»).

Еще она знаменита тем, что17 июля 1962 года первой в СССР достигла Северного полюса.  Это было неожиданностью даже для ЦРУ. Тогда мало кто верил в существование у разрушенного войной СССР атомного подводного флота. Тогдашний директор ЦРУ Ален Даллес лишился своего поста за то, что прохлопал создание «Ленинского комсомола» и достижение им Северного полюса.

Легендарный Ил-18

4 июля 1957 года состоялся первый полёт советского пассажирского самолёта Ил-18 для авиалиний дальней протяжённости, выполненного по схеме четырёхмоторного турбовинтового низкоплана с однокилевым оперением (один из первых советских турбовинтовых лайнеров).

Легендарный Ил-18

4 июля 1957 года состоялся первый полёт советского пассажирского самолёта Ил-18 для авиалиний дальней протяжённости, выполненного по схеме четырёхмоторного турбовинтового низкоплана с однокилевым оперением (один из первых советских турбовинтовых лайнеров).

Выпускался серийно с 1958 по 1978 год на заводе № 30 («Знамя труда»), расположенном вблизи Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве. Всего было построено болee 850 самолётов, в том числе 564 пассажирских, остальные — специальные (например, ледовой разведки или метеорологические лаборатории) и военные (в том числе Ил-38).

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии