RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

«Стерегущий». Легенда Российского флота
10 марта 2016 г.

«Стерегущий». Легенда Российского флота

10 марта 1904 года этот героический эсминец вступил в бой с четырьмя японскими миноносцами и двумя крейсерами
Неудавшаяся халява англосаксов
27 сентября 2018 г.

Неудавшаяся халява англосаксов

27 сентября 1919 года последние транспорты с западными интервентами дали дёру из Архангельска.
Че Гевара: вечный Боец
9 октября 2018 г.

Че Гевара: вечный Боец

9 октября 1967 года был зверски убит в Боливии Че Гевара - латиноамериканский революционер, команданте Кубинской революции и кубинский государственный деятель
8 июля 2017 г.

"Король истребителей" Николай Поликарпов

125 лет назад 8 июля 1892 года родился Поликарпов Николай Николаевич, советский авиаконструктор, глава ОКБ-51
Страна Героев
16 апреля 2018 г.

Страна Героев

16 апреля 1934 года в СССР было установлено звание Героя Советского Союза
Главная » Подвиги в наследство » История гибели истребителя Як-7Б

История гибели истребителя Як-7Б

4 февраля 1943 года в бою над старинным подмосковным селом Никоновское пал смертью храбрых советский летчик Арнольд Мартинович Якобсон

Долгое время его останки находились в болотистой почве на глубине 6 метров. Их нашли и подняли православный иерей о. Александр Тоготин с поисковым отрядом «Беркут».
История гибели истребителя Як-7Б

При въезде в старинное село Никоновское издали виден высокий деревянный крест. Водители, проезжая мимо, салютуют автомобильным сигналом, некоторые останавливаются, подходят к кресту, снимают головные уборы.
Этот самодельный памятник поставлен живущим в Никоновском иереем Александром Тоготиным, и напоминает он о подвиге погибшего неподалеку 4 февраля 1943 года советского летчика Арнольда Мартиновича Якобсона.
История этого подвига до недавнего времени была почти неизвестна никоновчанам. Старожилы рассказывали, что в 1943 году над селом произошел бой двух советских истребителей с
фашистским бомбардировщиком Ю-88, который летел по направлению к Москве. Один из наших «ястребков» был подбит и упал в болото, которое после войны было высушено. А о погибшем летчике власти и местные жители с годами подзабыли.
Иерей Александр Тоготин заинтересовался этой историей. Он привлек ребят из поискового отряда «Беркут» (г. Бронницы). С помощью глубинных металлоискателей место падения самолета было обнаружено. Воздушная машина находилась в почве на глубине 6 метров. Поисковики с огромными трудностями сумели поднять то, что от неё осталось. В том числе некоторые личные вещи пилота. Но по ним нельзя было определить фамилию погибшего. Тогда выложили на земле уцелевшие части самолета - лопасти винта, куски фюзеляжа, другие детали. Пригласили экспертов из Музея авиации при Военно-воздушной академии имени Гагарина. Они и определили, что найден Як-7Б.

Тогда поисковики поехали в Центральный архив Министерства обороны. Вот полученная ими архивная справка: «В списках потерь личного состава частей I Воздушной истребительной армии ПВО (до июня 1943 г. Она же 6 истребительный авиационный корпус ПВО) за период Отечественной войны значится:
«…562 истребительный авиационный полк… лейтенант, командир звена ЯКОБСОН Арнольд Мартынович, 1921 г.р. ур. г. Тим Курской обл. в графе «когда и каким РВК призван» записано: «Добровольно поступил в Борисоглебскую авиашколу», 4.2.1943 г. погиб в воздушном бою с противником, в графе «где похоронен» записано: «Малино», мать Якобсон Зоя Дмитриевна прожив. в оккупированной зоне».

Основание: ПАМО, фонд. 291, оп. 2, д. 3, л. 48.

В книге приказаний и телефонограмм оперативных дежурных на ВП 562 ИАП за 1942-1943 гг. Записано: «9.2.1943 г. Командиру 562 ИАП. На место гибели л-та ЯКОБСОН (так в док.) из Малино была вызвана комиссия военфельдшер…, механик звена…, техник старший… При осмотре установлено: самолет упал 2-3 км восточнее деревни Никоновское, 25 км восточнее Барыбино. Самолет сгорел, уцелевшие части самолета и мотора ушли в землю на 2,5 м. На поверхности земли найдены мелкие куски самолета. Экипаж самолета сгорел. От пилота остались кусок воротника комбинезона, часть шлемофона, кусочек черепа (цвет волос рыжий), кусок перчатки с указательным пальцем.
Извлечь части самолета из земли было невозможно. Председателю колхоза дано указание зарыть останки в землю, подписал капитан (не разборчиво).

Ниже приписано: «генерал Котров приказал командиру 562 ИАП выслать представителей на место падения самолета и совместно с ближайшим колхозом оформить могилу погибшего в воздушном бою.»
Основание: д. 8, л. 452.
Заведующий архивохранилищем Е.Ларькин».

Из описания воздушного боя:
«4 февраля 1943 года в 9.50 с аэродрома Инютино была поднята пара истребителей в составе лейтенанта Ломакина и лейтенанта Якобсона на перехват самолета противника Ю-88… Истребители сблизились с противником и произвели первую атаку парой. Лейтенант Якобсон слева сверху, лейтенант Ломакин – справа снизу. Лейтенант Якобсон был сбит и упал в районе с. Никоновское. Лейтенант Ломакин израсходовал боекомплект и горючее. Из района Вереи вернулся на свой аэродром. Противник не выполнил задачи и, израсходовав горючее, развернулся на обратный курс».
Из записи в журнале боевых действий 562 истребительного авиаполка: «На место гибели лейтенанта Якобсона выезжала комиссия. При осмотре установлено: самолет сгорел, уцелевшие части ушли в почву. От пилота остались кусок воротника комбинезона, часть шлемофона, кусочек черепа…»
По мнению специалистов, главной причиной гибели советского пилота оказалось техническое превосходство модернизированного Ю-88 над Як-7Б. Немецкий бомбардировщик имел рабочую высоту 8000 метров, а потолок – 12000 метров. Як-7Б на такой высоте терял свою маневренность и становился мишенью для имевшего мощное вооружение Ю-88.

Иерей Тоготин сделал в архиве выписку из личного дела погибшего пилота. Арнольд Мартинович Якобсон родился в 1921 году в городе Тим Курской области в семье этнического латыша. В 1939 году поступил в Борисоглебскую авиашколу. Воевал с первых минут войны. В ноябре 1941 года первый раз числился погибшим в воздушном бою. Ниже в деле отмечено: «Был сбит. Находился на территории противника. С группой прорвался через линию фронта». С июля 1942 года после госпиталя – Якобсон снова в строю. До рокового дня 4 февраля 1943 года он успел вырасти в должности до командира звена.

На месте гибели Якобсона иерей и поисковики установили крест, а останки перевезли на территорию храма до принятия властями решения о месте памятника.

Кстати, примерно в километре от места падения самолета есть еще могила — умерших от ран рядовых и офице­ров из проходившего через Никоновское в годы войны сани­тарного обоза. Всего их 49 человек. Местечко Большой Корек, где они лежат, не очень удобен с точки зрения ухода - далековато и довольно сыро. Хотя нашлись в селе добровольцы, которые при­сматривают за могилой. Правда, она чисто символическая — точные коор­динаты захоронений утеряны. Отец Александр считает, что и останки этих людей надо отыскать и перезахоронить вместе с летчиком Якобсоном.

Фото Арнольда Якобсона из личного дела.

 О протоиерее Александре Тоготине: http://www.mepar.ru/eparhy/klirics/?priest=879

Сергей Турченко
4 февраля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 октября
воскресенье
2018

В этот день:

Черноморский судостроительный завод

21 октября 1897 года в Николаеве начал работать Черноморский судостроительный завод - один из крупнейших заводов Российской Империи, а затем и СССР, который занимался строительством в основном боевых кораблей.

Черноморский судостроительный завод

21 октября 1897 года в Николаеве начал работать Черноморский судостроительный завод - один из крупнейших заводов Российской Империи, а затем и СССР, который занимался строительством в основном боевых кораблей.

Крейсера, линкоры, тяжелые авианесущие крейсера, атомные авианосцы — вот далеко не полный перечень его продукции. Но после 1991 года все это для «демократов» оказалось ненужным. Были порезаны на стапелях и проданы на металлолом в Китай практически готовые авианосцы. Судостроительные площади стали сдаваться в аренду, специалисты разбежались, кое-что делается сегодня по мелким иностранным заказам при загрузке предприятия лишь до 5 процентов былых мощностей.

 

Корабельный самолет «КОР-2»

21 октября 1940 года состоялся первый полёт корабельного самолёта «КОР-2» конструкции Г. М. Бериева.

Корабельный самолет «КОР-2»

21 октября 1940 года состоялся первый полёт корабельного самолёта «КОР-2» конструкции Г. М. Бериева.

Это - палубная катапультная летающая лодка (ближний морской разведчик), разработанная в ОКБ под руководством Г. М. Бериева. Во время Великой Отечественной войны выпускался малыми сериями.

Вооружение состояло из одной неподвижной установки пулемета ШКАС (7,62 мм) в носовой части лодки и пулемета ШКАС на турели типа МВ-5, расположенной в средней части лодки. Самолет мог нести четыре бомбы весом до 200 кг. Основным назначением КОР-2 была ближняя морская разведка, корректировка артиллерийского огня корабельной и береговой артиллерии, охрана тяжелых боевых кораблей от подводных лодок противника, противолодочный поиск, а также борьба с небольшими боевыми кораблями и катерами.

 

Первый спутник Венеры

21 октября 1975 года автоматическая межпланетная станция «Венера-9» стала первым искусственным спутником Венеры. На следующий день спускаемый аппарат совершил мягкую посадку на поверхность планеты. Была произведена первая в мире съемка панорамы поверхности Венеры.

Конструктор тяжелых танков

21 октября 1979 года скончался Жозеф Яковлевич Котин (р. 1908), конструктор тяжёлых танков ИС, КВ, трактора К-700, генерал-полковник инженерно-технической службы, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.

Конструктор тяжелых танков

21 октября 1979 года скончался Жозеф Яковлевич Котин (р. 1908), конструктор тяжёлых танков ИС, КВ, трактора К-700, генерал-полковник инженерно-технической службы, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.

В 1941—1943 годах — заместитель наркома танковой промышленности СССР, главный конструктор Челябинского тракторного завода. Котин является одним из создателей знаменитого тяжелого танка периода второй мировой войны — ИС-2 со 122-миллиметровой пушкой Д-25Т. В период 1943-1944 гг. под руководством Котина на базе танков КВ-1С и ИС были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. За годы войны на Челябинском тракторном заводе было выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок.

В послевоенные годы Котин вернулся в Ленинград, где руководил разработкой тяжёлого танка ИС-4 (1947), плавающего танка ПТ-76 (1951), тяжёлого танка Т-10 (1953), плавающего бронетранспортёра БТР-50П (на базе танка ПТ-76), а также трелёвочного КТ-12 (1948) и колёсного К-700 (1963) тракторов и др.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии