Ледовый поход: морская честь России
19 февраля 1918 года началась операция по спасению кораблей Балтийского флота от их захвата германскими и финскими войсками в портах Ревеля (ныне – Таллин) и Гельсингфорса (сегодня этот город называется Хельсинки).
От бесчестия были спасены 236 кораблей. Среди них гордость русской Балтики - 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев, 12 подводных лодок. Все они окажутся в Кронштадте. А сама операция войдет в историю как Ледовый поход.
Россия неумолимо катилась к своему поражению в Мировой войне. Исследователи Ледового похода Балтфлота напишут потом: в феврале 1918-го последние корабли вышли из Ревеля, когда в город уже вступили немцы. В группе последних судов, которые покинули Ревельский рейд, были крейсера «Рюрик» и «Адмирал Макаров». Их проводку осуществляли уже ставший легендарным ледокол «Ермак», а также «Волынец» и «Тармо». Перед самым уходом минеры взорвали все береговые батареи на побережье и близлежащих островах.
Взламывая льды Финского залива, Балтфлот прорывался в Гельсингфорс. Но этот порт ставшей для России враждебной Финляндии для кораблей вряд ли можно было считать конечным. Так, пауза перед их сдачей.
Впрочем, нарком по военным и морским делам Троцкий настаивал на том, что честь Балтики должна остаться в Финляндии – якобы для помощи финской Красной гвардии. Значение этого предложения очень хорошо было понятно русским морякам: сдача кораблей! И корабли ушли в Кронштадт. Историки также пишут: именно этого шага от моряков Балтфлота ожидал и руководитель Советской России, Ленин.
Честь флота – накануне тяжелейшего для России Брестского мира, в условиях революции и гражданской войны – спас русский адмирал Алексей Михайлович Щастный, в 1918-м – начальник морских сил Балтийского моря. Вскоре этот талантливый и глубоко порядочный человек, безусловно сохранивший верность Родине и флоту, и сам станет одной из первых жертв Гражданской. Щастного расстреляют ранним утром 22 июня 1918 года. Вопрос «За что?» не давал покоя ни современникам адмирала, ни его потомкам. Впрочем, ответ с самого начала лежал на поверхности: главным и единственным свидетелем обвинения по делу Щастного выступил… Троцкий. Чуть ранее именно по его приказу Щастный был арестован «за преступления по должности и контрреволюционные действия» - сразу после окончания Ледового похода.
После скорого суда Щастного, бывшего царского адмирала, перешедшего на сторону революционной России (или просто, несмотря ни на что, оставшегося со своей Родиной?) приговорили к расстрелу. Это был первый судебный смертный приговор в Советской России. Обвинение, как писал потом историк Сергей Мельгунов, было сформулировано так: «Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать ее против Советской власти».
Его действительно боготворили моряки – даже несмотря на революционное балтийское «перевозбуждение». Но революция – революцией, а честь – честью. Моряки знали, например, что Щастный последним покинул Гельсингфорс – на штабном корабле «Кречет». В пригород уже вступали немцы…
Еще штрих к портрету Алексея Михайловича Щастного: за время похода не было потеряно ни одно судно. Несмотря на резкое ослабление дисциплины, вызванное революционными событиями. И даже несмотря на одни из первых декретов Советской власти – «Об уравнении всех военнослужащих в правах» и «О выборном начале и об организации власти в армии»… За Щастным действительно шли моряки!
Как именно? Например, в мае 1918-го на 3 съезде делегатов Балтфлота было принято однозначное решение: флот может быть уничтожен только в результате боя. Без боя жертвовать кораблями, тем более, сдавать их противнику балтийские матросы не собирались. Даже если на этом настаивает наркомвоенмор.
13 июня 1918-го в РСФСР был принят еще один декрет – о восстановлении в России смертной казни. Теперь по приговорам революционных трибуналов мог применяться расстрел. В выступлении на суде по делу начальника морских сил Балтийского моря вездесущий Троцкий заявил: «Щастный настойчиво и неуклонно углублял пропасть между флотом и Советской властью. Сея панику, он неизменно выдвигал свою кандидатуру на роль спасителя. Авангард заговора — офицерство минной дивизии — открыто выдвинуло лозунг „диктатура флота“».
Несмотря на практически отсутствовавшую доказательную базу обвинения, 21 июня 1918 года Щастный был приговорён к расстрелу. Считается, адмирала расстреляли в сквере Александровского военного училища. Так это было или нет, проверить невозможно. Во всяком случае, почти тут же, в июне 1918-го, появилась другая небезосновательная версия: Щастный был убит в кабинете своего врага, Троцкого.
В одной из предсмертных записок Алексей Михайлович написал: «В революции люди должны умирать мужественно. Перед смертью я благословляю своих детей Льва и Галину, и, когда они вырастут, прошу сказать им, что иду умирать мужественно, как подобает христианину».
Серафим Берестов, «Солдатский храм» (https://vk.com/ruvoin)
Комментарии:
Сегодня
16 декабря
понедельник
2019
В этот день:
Генерал Николай Ватутин
Генерал Николай Ватутин
В годы Великой Отечественной войны он последовательно возглавлял войска Воронежского, Юго-Западного и 1-го Украинского фронтов до своей гибели в 1944 году. 29 февраля 1944 года во время выезда в войска генерал армии Ватутин был тяжело ранен. Машина генерала попала в засаду, устроенную бандитами так называемой Украинской повстанческой армии, потомки которых до сих пор мутят воду на Майдане. Несмотря на усилия врачей, Н. Ф. Ватутин скончался от заражения крови в киевском госпитале 15 апреля 1944 года.
Маршал Советского Союза Г.К. Жуков так описал эту трагедию: "Н.Ф. Ватутин объезжал войска 60 армии. Впереди ехала охрана. Н.Ф. Ватутин был во второй машине вместе с членом Военного совета К. В. Крайнюковым и адъютантом. Въехав в одно из сел, машины попали под обстрел бандитско-диверсионной группы бандеровцев. Н.Ф. Ватутин, выскочив из машины, вместе с офицерами вступил в перестрелку, во время которой был ранен ". Рана оказалась смертельной.
На территории России и Украины Ватутину были установлены памятники и названы многочисленные географические объекты, начиная с городов и заканчивая переулками.
Освобождение Калинина
Освобождение Калинина
В боях в районе города наши войска нанесли крупное поражение 9 немецкой армии генерал-полковника Штрауса, разгромив 86, 110, 129, 161, 162 и 251 пехотные дивизии, входившие в состав этой армии. На следующий день Совинформбюро сообщило: «В боях за город Калинин отличились войска генерал-лейтенанта т. МАСЛЕННИКОВА и генерал-майора т. ЮШКЕВИЧА».
Горькие ягодки «второго фронта»
Горькие ягодки «второго фронта»
Черчилль обратился с жалостливым посланием к СТАЛИНУ, в котором, в частности, писал: «На Западе идут очень тяжелые бои... Я буду благодарен, если Вы сможете сообщить мне, можем ли мы рассчитывать на крупное русское наступление на фронте Вислы или где-нибудь в другом месте в течение января...»
12 января, ранее намеченного срока, чтобы спасти «союзничков», Красная Армия перешла в наступление на широком фронте от Балтийского моря до Карпат. Командующий немецкими силами на Западе генерал-фельдмаршал Г. Рунштедт был вынужден снять с Западного фронта 6-ю танковую армию СС, а затем еще 16 дивизий и отправить их на советско-германский фронт.