RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Связной «Молодой гвардии»
8 июня 2019 г.

Связной «Молодой гвардии»

8 июня 1926 года родился один из активных членов легендарной подпольной антифашистской организации в Краснодоне Олег Кошевой
Кто посеет «Тайфун», тот пожнет капут
19 апреля 2017 г.

Кто посеет «Тайфун», тот пожнет капут

20 апреля 1942 года закончилась победой советского оружия одна из самых кровопролитных битв Великой Отечественной войны — Московская.
Радиограмма № 1
12 марта 2016 г.

Радиограмма № 1

Она была передана 12 марта 1896 года* с помощью изобретённого А. С. Поповым прибора в Петербургском университете
Возня
30 июня 2018 г.

Возня "пигмеев" вокруг Сталина

30 июня 1956 года в СМИ СССР опубликовано постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий».
Вечная память БО-224
4 мая 2019 г.

Вечная память БО-224

Накануне Дня Победы специалистам Северного флота удалось идентифицировать найденный на дне Баренцева моря корабль
Главная » Подвиги в наследство » Ледовый поход: морская честь России

Ледовый поход: морская честь России

19 февраля 1918 года началась операция по спасению кораблей Балтийского флота от их захвата германскими и финскими войсками в портах Ревеля (ныне – Таллин) и Гельсингфорса (сегодня этот город называется Хельсинки).

.

От бесчестия были спасены 236 кораблей. Среди них гордость русской Балтики - 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев, 12 подводных лодок. Все они окажутся в Кронштадте. А сама операция войдет в историю как Ледовый поход.
Россия неумолимо катилась к своему поражению в Мировой войне. Исследователи Ледового похода Балтфлота напишут потом: в феврале 1918-го последние корабли вышли из Ревеля, когда в город уже вступили немцы. В группе последних судов, которые покинули Ревельский рейд, были крейсера «Рюрик» и «Адмирал Макаров». Их проводку осуществляли уже ставший легендарным ледокол «Ермак», а также «Волынец» и «Тармо». Перед самым уходом минеры взорвали все береговые батареи на побережье и близлежащих островах.
Взламывая льды Финского залива, Балтфлот прорывался в Гельсингфорс. Но этот порт ставшей для России враждебной Финляндии для кораблей вряд ли можно было считать конечным. Так, пауза перед их сдачей.
Впрочем, нарком по военным и морским делам Троцкий настаивал на том, что честь Балтики должна остаться в Финляндии – якобы для помощи финской Красной гвардии. Значение этого предложения очень хорошо было понятно русским морякам: сдача кораблей! И корабли ушли в Кронштадт. Историки также пишут: именно этого шага от моряков Балтфлота ожидал и руководитель Советской России, Ленин.
Честь флота – накануне тяжелейшего для России Брестского мира, в условиях революции и гражданской войны – спас русский адмирал Алексей Михайлович Щастный, в 1918-м – начальник морских сил Балтийского моря. Вскоре этот талантливый и глубоко порядочный человек, безусловно сохранивший верность Родине и флоту, и сам станет одной из первых жертв Гражданской. Щастного расстреляют ранним утром 22 июня 1918 года. Вопрос «За что?» не давал покоя ни современникам адмирала, ни его потомкам. Впрочем, ответ с самого начала лежал на поверхности: главным и единственным свидетелем обвинения по делу Щастного выступил… Троцкий. Чуть ранее именно по его приказу Щастный был арестован «за преступления по должности и контрреволюционные действия» - сразу после окончания Ледового похода.
После скорого суда Щастного, бывшего царского адмирала, перешедшего на сторону революционной России (или просто, несмотря ни на что, оставшегося со своей Родиной?) приговорили к расстрелу. Это был первый судебный смертный приговор в Советской России. Обвинение, как писал потом историк Сергей Мельгунов, было сформулировано так: «Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать ее против Советской власти».
Его действительно боготворили моряки – даже несмотря на революционное балтийское «перевозбуждение». Но революция – революцией, а честь – честью. Моряки знали, например, что Щастный последним покинул Гельсингфорс – на штабном корабле «Кречет». В пригород уже вступали немцы…
Еще штрих к портрету Алексея Михайловича Щастного: за время похода не было потеряно ни одно судно. Несмотря на резкое ослабление дисциплины, вызванное революционными событиями. И даже несмотря на одни из первых декретов Советской власти – «Об уравнении всех военнослужащих в правах» и «О выборном начале и об организации власти в армии»… За Щастным действительно шли моряки!
Как именно? Например, в мае 1918-го на 3 съезде делегатов Балтфлота было принято однозначное решение: флот может быть уничтожен только в результате боя. Без боя жертвовать кораблями, тем более, сдавать их противнику балтийские матросы не собирались. Даже если на этом настаивает наркомвоенмор.
13 июня 1918-го в РСФСР был принят еще один декрет – о восстановлении в России смертной казни. Теперь по приговорам революционных трибуналов мог применяться расстрел. В выступлении на суде по делу начальника морских сил Балтийского моря вездесущий Троцкий заявил: «Щастный настойчиво и неуклонно углублял пропасть между флотом и Советской властью. Сея панику, он неизменно выдвигал свою кандидатуру на роль спасителя. Авангард заговора — офицерство минной дивизии — открыто выдвинуло лозунг „диктатура флота“».
Несмотря на практически отсутствовавшую доказательную базу обвинения, 21 июня 1918 года Щастный был приговорён к расстрелу. Считается, адмирала расстреляли в сквере Александровского военного училища. Так это было или нет, проверить невозможно. Во всяком случае, почти тут же, в июне 1918-го, появилась другая небезосновательная версия: Щастный был убит в кабинете своего врага, Троцкого.
В одной из предсмертных записок Алексей Михайлович написал: «В революции люди должны умирать мужественно. Перед смертью я благословляю своих детей Льва и Галину, и, когда они вырастут, прошу сказать им, что иду умирать мужественно, как подобает христианину».
Серафим Берестов, «Солдатский храм» (https://vk.com/ruvoin)

 

.
19 февраля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
26 февраля
среда
2020

В этот день:

Тульское оружие

26 февраля 1712 года указом ПЕТРА I основан Тульский оружейный завод.

Тульское оружие

26 февраля 1712 года указом ПЕТРА I основан Тульский оружейный завод.

Государь повелел: «...для лучшего в том ружейном деле способу, при той оружейной слободе, изыскав удобное место, построить заводы, на которых бы можно ружья, фузеи, пистолеты сверлить и оттирать, а палаши и ножи точить водою».

С 1706 года здесь уже существовал оружейный двор с кузницами и работными избами. Тульским оружием были вооружены русские войска под Полтавой. Указом дело ставилось на государственную основу, а оружейный двор был превращен в казенное предприятие.

Главный белорусский коммунист

26 февраля 1918 года родился Петр Миронович МАШЕРОВ - партизан Великой Отечественной войны, комиссар партизанской бригады, после войны 1-й секретарь ЦК Компартии Белоруссии, Герой Советского Союза, Герой социалистического труда.

Главный белорусский коммунист

26 февраля 1918 года родился Петр Миронович МАШЕРОВ - партизан Великой Отечественной войны, комиссар партизанской бригады, после войны 1-й секретарь ЦК Компартии Белоруссии, Герой Советского Союза, Герой социалистического труда.

 

В годы Великой Отечественной войны с первых дней - доброволец в рядах Красной Армии. Попадает в окружение, в августе 1941 года бежит из плена. Под кличкой Дубняк — один из организаторов и руководителей партизанского движения в Белоруссии. В августе 1941 года организовал и возглавил подполье в Россонах. С апреля 1942 года — командир партизанского отряда имени Н. А. Щорса. Руководимый им отряд в августе 1942 года совершил крупную операцию — взрыв моста через р. Дрисса на железной дороге Витебск — Рига. С марта 1943 года — комиссар партизанской бригады имени К. К. Рокоссовского. С сентября 1943 года — первый секретарь Вилейского подпольного обкома ЛКСМ Белоруссии. В 1944 году был удостоен звания Героя Советского Союза.

Пётр Машеров погиб 4 октября 1980 года в автомобильной катастрофе на трассе Москва — Минск: на пути его кортежа, сопровождаемого ГАИ, неожиданно выехал гружёный картофелем самосвал. В народе ходили многочисленные слухи о причастности ближайшего окружения генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева к этой трагедии (якобы с целью убрать популярного кандидата на пост генсека), однако достоверных свидетельств этому нет.

В ходе следствия было выяснено, что дежурного ГАИ УВД Минского облисполкома не предупредили о прохождении по трассе Минской области кортежа Машерова. Поэтому ГАИ не приняла необходимых мер. Однако этот факт объясняется тем, что Пётр Миронович обычно определялся с маршрутом уже в пути. С другой стороны, даже если бы дежурный ГАИ знал о маршруте следования, это не сыграло бы никакой роли, Пётр Машеров не разрешал перекрывать для себя дороги.

Водитель ГАЗ-53, некий Н. Пустовит, был признан виновником ДТП, в результате которого погибли 3 человека — Машеров, его водитель и охранник. Суд приговорил его к 15 годам лишения свободы, однако уже через пять лет он был освобождён досрочно.

 

Космонавт Анатолий Филипченко

26 февраля 1928 года родился Анатолий Васильевич ФИЛИПЧЕНКО, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Космонавт Анатолий Филипченко

26 февраля 1928 года родился Анатолий Васильевич ФИЛИПЧЕНКО, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Родился в семье военнослужащего. Украинец. В 1947 окончил 6-ю Воронежскую спецшколу ВВС в Липецке, в 1950 — Чугуевское военное авиационное училище лётчиков.

После учёбы служил в авиационных частях ВВС СССР. Начинал службу старшим лётчиком, потом командиром звена, заместителем командира эскадрильи; получил квалификацию «Военный лётчик 1-го класса». В 1961 закончил обучение в Военно-воздушной академии. В 1950-1963 был старшим инструктором в Одесском и Ленинградском военных округах.

В 1963 был зачислен в отряд космонавтов и прошёл полный курс общекосмической подготовки, а также подготовки к полётам на космических кораблях серии «Союз».

Первый полёт Анатолий Филипченко совершил с 12 по 17 октября 1969 на космическом корабле «Союз-7» вместе с Владиславом Волковым и Виктором Горбатко. В программу полёта входила стыковка с космическим кораблём «Союз-8», которая не состоялась из-за технических неполадок. Общая продолжительность полёта составила 4 дня 22 часа 40 минут и 23 секунды. Второй полёт совершил со 2 по 8 декабря 1974 на космическом корабле «Союз-16» вместе с Николаем Рукавишниковым. Полёт проходил в рамках подготовки к проекту ЭПАС, во время полёта была совершена отработка корабля и стыковочного узла. Общая продолжительность полёта составила 5 дней 22 часа 23 минуты и 35 секунд.

С 1978 по 1988 работал начальником управления Центра подготовки космонавтов. С 1989 по 1992 работал заместителем директора Харьковского ОКБ средств технического обучения и директором Московского филиала.

Писатель-патриот Александр Проханов

26 февраля 1938 года родился Александр Андреевич ПРОХАНОВ, советский и российский политический деятель, писатель, публицист, общественный деятель.

Писатель-патриот Александр Проханов

26 февраля 1938 года родился Александр Андреевич ПРОХАНОВ, советский и российский политический деятель, писатель, публицист, общественный деятель.

Член секретариата «Союза писателей России». Главный редактор газеты «Завтра». Лауреат премии Ленинского комсомола (1982). Кавалер орденов Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта» и Красной Звезды.Автор книг «Поступь Русской Победы», «Последний солдат империи», «Красно-коричневый», «Господин Гексоген» и многих других.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии