RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Век русского парашюта
30 января 2017 г.

Век русского парашюта

145 лет назад 30 января 1872 года родился Глеб Евгеньевич Котельников, создатель авиационного ранцевого парашюта
Бог войны
19 ноября 2018 г.

Бог войны

19 ноября – День артиллерии и ракетных войск, а также годовщина начала Сталинградской наступательной операции
Поклон Серафиму Саровскому
1 августа 2018 г.

Поклон Серафиму Саровскому

1 августа 1754 года родился один из самых почитаемых русских святых
Воскресение после Креста
5 мая 2013 г.

Воскресение после Креста

Закон бытия таков, что без подвига нет очищения от грехов и восхождения к новой жизни
Годовщина Балтийского флота
18 мая 2019 г.

Годовщина Балтийского флота

18 мая – день рождения Дважды Краснознаменного Балтийского флота
Главная » Подвиги в наследство » Ледовый поход: морская честь России

Ледовый поход: морская честь России

19 февраля 1918 года началась операция по спасению кораблей Балтийского флота от их захвата германскими и финскими войсками в портах Ревеля (ныне – Таллин) и Гельсингфорса (сегодня этот город называется Хельсинки).

.

От бесчестия были спасены 236 кораблей. Среди них гордость русской Балтики - 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев, 12 подводных лодок. Все они окажутся в Кронштадте. А сама операция войдет в историю как Ледовый поход.
Россия неумолимо катилась к своему поражению в Мировой войне. Исследователи Ледового похода Балтфлота напишут потом: в феврале 1918-го последние корабли вышли из Ревеля, когда в город уже вступили немцы. В группе последних судов, которые покинули Ревельский рейд, были крейсера «Рюрик» и «Адмирал Макаров». Их проводку осуществляли уже ставший легендарным ледокол «Ермак», а также «Волынец» и «Тармо». Перед самым уходом минеры взорвали все береговые батареи на побережье и близлежащих островах.
Взламывая льды Финского залива, Балтфлот прорывался в Гельсингфорс. Но этот порт ставшей для России враждебной Финляндии для кораблей вряд ли можно было считать конечным. Так, пауза перед их сдачей.
Впрочем, нарком по военным и морским делам Троцкий настаивал на том, что честь Балтики должна остаться в Финляндии – якобы для помощи финской Красной гвардии. Значение этого предложения очень хорошо было понятно русским морякам: сдача кораблей! И корабли ушли в Кронштадт. Историки также пишут: именно этого шага от моряков Балтфлота ожидал и руководитель Советской России, Ленин.
Честь флота – накануне тяжелейшего для России Брестского мира, в условиях революции и гражданской войны – спас русский адмирал Алексей Михайлович Щастный, в 1918-м – начальник морских сил Балтийского моря. Вскоре этот талантливый и глубоко порядочный человек, безусловно сохранивший верность Родине и флоту, и сам станет одной из первых жертв Гражданской. Щастного расстреляют ранним утром 22 июня 1918 года. Вопрос «За что?» не давал покоя ни современникам адмирала, ни его потомкам. Впрочем, ответ с самого начала лежал на поверхности: главным и единственным свидетелем обвинения по делу Щастного выступил… Троцкий. Чуть ранее именно по его приказу Щастный был арестован «за преступления по должности и контрреволюционные действия» - сразу после окончания Ледового похода.
После скорого суда Щастного, бывшего царского адмирала, перешедшего на сторону революционной России (или просто, несмотря ни на что, оставшегося со своей Родиной?) приговорили к расстрелу. Это был первый судебный смертный приговор в Советской России. Обвинение, как писал потом историк Сергей Мельгунов, было сформулировано так: «Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать ее против Советской власти».
Его действительно боготворили моряки – даже несмотря на революционное балтийское «перевозбуждение». Но революция – революцией, а честь – честью. Моряки знали, например, что Щастный последним покинул Гельсингфорс – на штабном корабле «Кречет». В пригород уже вступали немцы…
Еще штрих к портрету Алексея Михайловича Щастного: за время похода не было потеряно ни одно судно. Несмотря на резкое ослабление дисциплины, вызванное революционными событиями. И даже несмотря на одни из первых декретов Советской власти – «Об уравнении всех военнослужащих в правах» и «О выборном начале и об организации власти в армии»… За Щастным действительно шли моряки!
Как именно? Например, в мае 1918-го на 3 съезде делегатов Балтфлота было принято однозначное решение: флот может быть уничтожен только в результате боя. Без боя жертвовать кораблями, тем более, сдавать их противнику балтийские матросы не собирались. Даже если на этом настаивает наркомвоенмор.
13 июня 1918-го в РСФСР был принят еще один декрет – о восстановлении в России смертной казни. Теперь по приговорам революционных трибуналов мог применяться расстрел. В выступлении на суде по делу начальника морских сил Балтийского моря вездесущий Троцкий заявил: «Щастный настойчиво и неуклонно углублял пропасть между флотом и Советской властью. Сея панику, он неизменно выдвигал свою кандидатуру на роль спасителя. Авангард заговора — офицерство минной дивизии — открыто выдвинуло лозунг „диктатура флота“».
Несмотря на практически отсутствовавшую доказательную базу обвинения, 21 июня 1918 года Щастный был приговорён к расстрелу. Считается, адмирала расстреляли в сквере Александровского военного училища. Так это было или нет, проверить невозможно. Во всяком случае, почти тут же, в июне 1918-го, появилась другая небезосновательная версия: Щастный был убит в кабинете своего врага, Троцкого.
В одной из предсмертных записок Алексей Михайлович написал: «В революции люди должны умирать мужественно. Перед смертью я благословляю своих детей Льва и Галину, и, когда они вырастут, прошу сказать им, что иду умирать мужественно, как подобает христианину».
Серафим Берестов, «Солдатский храм» (https://vk.com/ruvoin)

 

.
19 февраля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
17 июня
понедельник
2019

В этот день:

Сталинградский тракторный

17 июня 1930 года состоялся пуск Сталинградского тракторного завода. Он строился в рекордно короткие сроки всего за год силами 7000 комсомольцев, прибывших на стройку по путевкам ЦК комсомола.

Сталинградский тракторный

17 июня 1930 года состоялся пуск Сталинградского тракторного завода. Он строился в рекордно короткие сроки всего за год силами 7000 комсомольцев, прибывших на стройку по путевкам ЦК комсомола.

К 20 апреля 1932 года завод освоил проектную мощность в 144 трактора в сутки.
В годы войны во время битвы за Сталинград завод стал местом упорных боев. Не прекращая выпуска танков, часть рабочих завода вступила в народное ополчение и встала на защиту города и завода.

Во время боев завод был полностью разрушен, его восстановление началось сразу же после освобождения района завода, и 17 июня 1944 года он возобновил выпуск своей продукции.

Пережив фашизм, завод не смог одолеть демократию. В 2005 году решением Арбитражного Суда Волгоградской области Волгоградский тракторный завод был признан банкротом.

Первый полет АНТ-20

17 июня 1934 года состоялся первый испытательный полёт крупнейшего в то время в мире самолёта АНТ-20 («Максим Горький»).

Первый полет АНТ-20

17 июня 1934 года состоялся первый испытательный полёт крупнейшего в то время в мире самолёта АНТ-20 («Максим Горький»).

Невольно напрашивается параллель: в СССР через 15 лет после тяжелейшей иностранной интервенции вышли на рекордное самолетостроение. Современная «демократическая» Россия примерно за то же время «эпохальных» реформ сумела полностью загубить отечественное самолетостроение и покупает «борты» за рубежом.

 

План «Барбаросса» вступил в силу

17 июня 1941 был отдан приказ верховного главнокомандования вооружённых сил Германии начать осуществление плана «Барбаросса» с утра 22 июня. Этим планом предусматривался молниеносный разгром и расчленение СССР.

План «Барбаросса» вступил в силу

17 июня 1941 был отдан приказ верховного главнокомандования вооружённых сил Германии начать осуществление плана «Барбаросса» с утра 22 июня. Этим планом предусматривался молниеносный разгром и расчленение СССР.

Но наша страна вернула этот план Гитлеру, как говорится, в зад. Правда, ровно через 50 лет бесноватый от зависти перевернулся в гробу: демократы (обманом) сумели выполнить план «Барбаросса» и расчленили-таки СССР. Теперь вопрос стоит так: сумеет ли наш народ вернуть им этот план в зад со всеми вытекающими из этого последствиями?

Ту-104 и космос

17 июня 1955 года состоялся первый полёт пассажирского реактивного самолёта Ту-104. Это был один из первых в мире поднявшихся в воздух реактивный пассажирский самолёт.

Ту-104 и космос

17 июня 1955 года состоялся первый полёт пассажирского реактивного самолёта Ту-104. Это был один из первых в мире поднявшихся в воздух реактивный пассажирский самолёт.

В период с 1956 по 1958 год, из-за приостановки полётов Comet, Ту-104 был единственным эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире.

На Ту-104 выполнялись рейсы из Внуково в Лондон, Будапешт, Копенгаген, Пекин, Брюссель, Оттаву, Дели, Прагу и т. д. У этого самолета была обширная военно-космическая программа. В его салоне был оборудован первый «бассейн невесомости» для создания состояния невесомости с целью тренировки будущих космонавтов. Здесь же проходили подготовку участники советской лунной программы.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии