RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Несбыточные мечты о покорении России
17 июня 2016 г.

Несбыточные мечты о покорении России

17 июня 1941 был отдан приказ вооружённым силам Германии начать осуществление плана «Барбаросса» с утра 22 июня.
Детям — о подвиге
12 мая 2015 г.

Детям — о подвиге

В условиях, когда в школьной программе отводится на всю Великую Отечественную войну всего пара уроков истории, патриотическому воспитанию нужно уделять большое внимание в семье
Подвиг Александра Невского: орёл против свиньи
18 апреля 2016 г.

Подвиг Александра Невского: орёл против свиньи

18 апреля — День воинской славы России, посвященный победе русских воинов над объединенными силами европейских агрессоров в битве на Чудском озере.
Петровская армия
3 марта 2015 г.

Петровская армия

3 марта 1705 года Петр I издал указ о наборе рекрутов, начав формирование первой регулярной русской армии
Подвиг  Саши Чекалина
25 марта 2015 г.

Подвиг Саши Чекалина

25 марта 2015 года исполнилось бы 90 лет Александру Павловичу Чекалину, которого фашисты повесили в 16-летнем возрасте за борьбу против оккупации
Главная » Подвиги в наследство » Ледовый поход: морская честь России

Ледовый поход: морская честь России

19 февраля 1918 года началась операция по спасению кораблей Балтийского флота от их захвата германскими и финскими войсками в портах Ревеля (ныне – Таллин) и Гельсингфорса (сегодня этот город называется Хельсинки).

.

От бесчестия были спасены 236 кораблей. Среди них гордость русской Балтики - 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев, 12 подводных лодок. Все они окажутся в Кронштадте. А сама операция войдет в историю как Ледовый поход.
Россия неумолимо катилась к своему поражению в Мировой войне. Исследователи Ледового похода Балтфлота напишут потом: в феврале 1918-го последние корабли вышли из Ревеля, когда в город уже вступили немцы. В группе последних судов, которые покинули Ревельский рейд, были крейсера «Рюрик» и «Адмирал Макаров». Их проводку осуществляли уже ставший легендарным ледокол «Ермак», а также «Волынец» и «Тармо». Перед самым уходом минеры взорвали все береговые батареи на побережье и близлежащих островах.
Взламывая льды Финского залива, Балтфлот прорывался в Гельсингфорс. Но этот порт ставшей для России враждебной Финляндии для кораблей вряд ли можно было считать конечным. Так, пауза перед их сдачей.
Впрочем, нарком по военным и морским делам Троцкий настаивал на том, что честь Балтики должна остаться в Финляндии – якобы для помощи финской Красной гвардии. Значение этого предложения очень хорошо было понятно русским морякам: сдача кораблей! И корабли ушли в Кронштадт. Историки также пишут: именно этого шага от моряков Балтфлота ожидал и руководитель Советской России, Ленин.
Честь флота – накануне тяжелейшего для России Брестского мира, в условиях революции и гражданской войны – спас русский адмирал Алексей Михайлович Щастный, в 1918-м – начальник морских сил Балтийского моря. Вскоре этот талантливый и глубоко порядочный человек, безусловно сохранивший верность Родине и флоту, и сам станет одной из первых жертв Гражданской. Щастного расстреляют ранним утром 22 июня 1918 года. Вопрос «За что?» не давал покоя ни современникам адмирала, ни его потомкам. Впрочем, ответ с самого начала лежал на поверхности: главным и единственным свидетелем обвинения по делу Щастного выступил… Троцкий. Чуть ранее именно по его приказу Щастный был арестован «за преступления по должности и контрреволюционные действия» - сразу после окончания Ледового похода.
После скорого суда Щастного, бывшего царского адмирала, перешедшего на сторону революционной России (или просто, несмотря ни на что, оставшегося со своей Родиной?) приговорили к расстрелу. Это был первый судебный смертный приговор в Советской России. Обвинение, как писал потом историк Сергей Мельгунов, было сформулировано так: «Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать ее против Советской власти».
Его действительно боготворили моряки – даже несмотря на революционное балтийское «перевозбуждение». Но революция – революцией, а честь – честью. Моряки знали, например, что Щастный последним покинул Гельсингфорс – на штабном корабле «Кречет». В пригород уже вступали немцы…
Еще штрих к портрету Алексея Михайловича Щастного: за время похода не было потеряно ни одно судно. Несмотря на резкое ослабление дисциплины, вызванное революционными событиями. И даже несмотря на одни из первых декретов Советской власти – «Об уравнении всех военнослужащих в правах» и «О выборном начале и об организации власти в армии»… За Щастным действительно шли моряки!
Как именно? Например, в мае 1918-го на 3 съезде делегатов Балтфлота было принято однозначное решение: флот может быть уничтожен только в результате боя. Без боя жертвовать кораблями, тем более, сдавать их противнику балтийские матросы не собирались. Даже если на этом настаивает наркомвоенмор.
13 июня 1918-го в РСФСР был принят еще один декрет – о восстановлении в России смертной казни. Теперь по приговорам революционных трибуналов мог применяться расстрел. В выступлении на суде по делу начальника морских сил Балтийского моря вездесущий Троцкий заявил: «Щастный настойчиво и неуклонно углублял пропасть между флотом и Советской властью. Сея панику, он неизменно выдвигал свою кандидатуру на роль спасителя. Авангард заговора — офицерство минной дивизии — открыто выдвинуло лозунг „диктатура флота“».
Несмотря на практически отсутствовавшую доказательную базу обвинения, 21 июня 1918 года Щастный был приговорён к расстрелу. Считается, адмирала расстреляли в сквере Александровского военного училища. Так это было или нет, проверить невозможно. Во всяком случае, почти тут же, в июне 1918-го, появилась другая небезосновательная версия: Щастный был убит в кабинете своего врага, Троцкого.
В одной из предсмертных записок Алексей Михайлович написал: «В революции люди должны умирать мужественно. Перед смертью я благословляю своих детей Льва и Галину, и, когда они вырастут, прошу сказать им, что иду умирать мужественно, как подобает христианину».
Серафим Берестов, «Солдатский храм» (https://vk.com/ruvoin)

 

.
19 февраля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 января
воскресенье
2018

В этот день:

Слава инженерным войскам!

21 января – День инженерных войск Вооруженных Сил России и Белорусии, которые свою историю ведут со времени указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа».

Слава инженерным войскам!

21 января – День инженерных войск Вооруженных Сил России и Белорусии, которые свою историю ведут со времени указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа».

В ней готовили офицеров артиллерии и военных инженеров.

Выпускниками «Школы пушкарского приказа» с 1702 года стали комплектоваться первые минерные подразделения регулярной российской армии. В 1712 году Петр I приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа и расширить ее. Вскоре была создана и Санкт-Петербургская инженерная школа (1719 год). А спустя 4 года Московская школа была переведена в Санкт-Петербург и объединена с Санкт-Петербургской. В этих школах готовили унтер- и обер-офицеров инженерных войск. Для повышения привлекательности этих школ и для усиления значимости инженерных войск Петр I в своей Табели о рангах 1722 года офицеров инженерных войск числит на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии. Центральным органом инженерных войск являлась Канцелярия главной артиллерии и фортификации. В 1753 году начальником инженерной школы был назначен инженер-генерал Абрам Петрович Ганнибал, знаменитый «Арап Петра Великого», прадед А.С. Пушкина. Инженерные войска принимали участие во всех сражениях по защите Отечества. Знания, мужество и отвага военных инженеров в немалой степени способствовали успешному ведению боевых действий в Отечественной войне 1812 года, при обороне Севастополя (1854–1855), во время русско-японской войны (1904-1905) и двух мировых войн. Значительный вклад внесли инженерные войска и в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

125 воинов - инженеров за героизм, проявленный в боевых действиях, стали Георгиевскими кавалерами. За подвиги во время Великой Отечественной войне и в послевоенное время более 100 тысяч военнослужащих инженерных войск награждены орденами и медалями, около 700 удостоены звания Героя Советского Союза и Героя России, 294 стали полными кавалерами ордена Славы.

В ходе «реформирования» системы военного образования в 2006 году была ликвидирована главная кузница инженерных кадров — Военно-инженерная академия. 9 мая 2006 года преподаватели и слушатели академии последний раз участвовали в параде на Красной площади. 1 августа 2006 года академия присоединена к Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации (с 2009 года — Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации») в качестве структурного подразделения: Военного института (инженерных войск) Вооруженных Сил Российской Федерации. Как структурное подразделение, не имеет боевого знамени и наград.

Смерть В.И. Ленина

21 января 1924 года скончался Владимир Ильич Ленин (настоящая фамилия Ульянов), политический и государственный деятель СССР, основатель первого в мире государства трудящихся.

Смерть В.И. Ленина

21 января 1924 года скончался Владимир Ильич Ленин (настоящая фамилия Ульянов), политический и государственный деятель СССР, основатель первого в мире государства трудящихся.

Официальное заключение о причине смерти в протоколе вскрытия тела гласило: «Основой болезни умершего является распространённый атеросклероз сосудов на почве преждевременного их изнашивания (Abnutzungssclerose). Вследствие сужения просвета артерий мозга и нарушения его питания от недостаточности подтока крови наступали очаговые размягчения тканей мозга, объясняющие все предшествовавшие симптомы болезни (параличи, расстройства речи). Непосредственной причиной смерти явилось: 1) усиление нарушения кровообращения в головном мозге; 2) кровоизлияние в мягкую мозговую оболочку в области четверохолмия».

Тело В.И. Ленина забальзамировано и вот уже 90 лет находится в Мавзолее на Красной площади в Москве.

Памяти Паши Ангелиной

21 января 1959 года скончалась Прасковья Никитична АНГЕЛИНА (род. 12.01.1913), организатор и бригадир первой женской тракторной бригады в СССР, дважды Герой Социалистического Труда.

Памяти Паши Ангелиной

21 января 1959 года скончалась Прасковья Никитична АНГЕЛИНА (род. 12.01.1913), организатор и бригадир первой женской тракторной бригады в СССР, дважды Герой Социалистического Труда.

Паша Ангелина в 16 лет окончила курсы трактористов, через четыре года организовала женскую тракторную бригаду на Старо-Бешевской МТС (тогда не Донецкой, а Сталинской области), которая выполнила план на 129 % и заняла первое место среди других бригад. Выступая в Кремле на совещании передовиков сельского хозяйства с руководителями партии и правительства в 1935 году, Паша в ответ на реплику Сталина: «Кадры, кадры!» дала обязательство организовать еще 10 женских тракторных бригад. А в 1938 году она обратилась с призывом ко всем советским женщинам: «Сто тысяч подруг — на трактор!». На призыв откликнулись 200 тысяч женщин. Так простая советская женщина стала активным государственным деятелем.

Подводный таран К-10

21 января 1983 года атомная ракетная подводная лодка "K-10" в подводном положении столкнулась с неизвестным объектом.

Подводный таран К-10

21 января 1983 года атомная ракетная подводная лодка "K-10" в подводном положении столкнулась с неизвестным объектом.

После всплытия команда обнаружила на поверхности пятна соляра. Только через два года в китайской прессе появился некролог по поводу гибели в этот день группы учёных на ПЛ.

Сейчас можно почти со стопроцентной уверенностью сказать, что подводная лодка КНР погибла в результате столкновения с «К-10». О столкновении командир нашей ПЛ сразу же доложил командованию флота. В ответ было приказано следовать в надводном положении на базу Камрань, находившуюся в Южном Вьетнаме. Эскортировал аварийную ПЛ подошедший БПК «Петропавловск». При осмотре лодки в Камрани среди искорёженной носовой части «К-10» были обнаружены куски чужеродного металла.

После осмотра подводной лодки командование флота решило, что в аварийном состоянии ей под силу преодолеть 4500 километров до главной базы в подводном положении, форсируя проход Баши, Окинавы и Корейского пролива в надводном положении. Без акустических станций, практически на ощупь с развороченным носом К-10 добралась до своей базы. Это был подвиг, но никого не наградили...

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии