RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

«Коричневые» мечты чиновных  «чухонцев»
27 апреля 2013 г.

«Коричневые» мечты чиновных «чухонцев»

Что стало бы с прибалтами, если бы не подвиг советского солдата
13 апреля 2016 г.

"За Зою!"

Когда-то о Зое и Шуре Космодемьянских знал каждый школьник нашей большой страны. О них не только знали и помнили, но и стремились быть похожими на юных героев.
Про ПРО
29 октября 2013 г.

Про ПРО

29 октября 1976 года в СССР начала боевое дежурство отечественная Система предупреждения о ракетном нападении
Величие Георгия Жукова
1 декабря 2018 г.

Величие Георгия Жукова

1 декабря 1896 года родился Маршал Победы
«Дедушка» русского спецназа
18 ноября 2015 г.

«Дедушка» русского спецназа

15 лет назад 18 ноября 2000 года в столетнем возрасте ушел из жизни самый известный советский диверсант Илья Григорьевич Старинов.
Главная » Подвиги в наследство » Ледовый поход: морская честь России

Ледовый поход: морская честь России

19 февраля 1918 года началась операция по спасению кораблей Балтийского флота от их захвата германскими и финскими войсками в портах Ревеля (ныне – Таллин) и Гельсингфорса (сегодня этот город называется Хельсинки).

.

От бесчестия были спасены 236 кораблей. Среди них гордость русской Балтики - 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев, 12 подводных лодок. Все они окажутся в Кронштадте. А сама операция войдет в историю как Ледовый поход.
Россия неумолимо катилась к своему поражению в Мировой войне. Исследователи Ледового похода Балтфлота напишут потом: в феврале 1918-го последние корабли вышли из Ревеля, когда в город уже вступили немцы. В группе последних судов, которые покинули Ревельский рейд, были крейсера «Рюрик» и «Адмирал Макаров». Их проводку осуществляли уже ставший легендарным ледокол «Ермак», а также «Волынец» и «Тармо». Перед самым уходом минеры взорвали все береговые батареи на побережье и близлежащих островах.
Взламывая льды Финского залива, Балтфлот прорывался в Гельсингфорс. Но этот порт ставшей для России враждебной Финляндии для кораблей вряд ли можно было считать конечным. Так, пауза перед их сдачей.
Впрочем, нарком по военным и морским делам Троцкий настаивал на том, что честь Балтики должна остаться в Финляндии – якобы для помощи финской Красной гвардии. Значение этого предложения очень хорошо было понятно русским морякам: сдача кораблей! И корабли ушли в Кронштадт. Историки также пишут: именно этого шага от моряков Балтфлота ожидал и руководитель Советской России, Ленин.
Честь флота – накануне тяжелейшего для России Брестского мира, в условиях революции и гражданской войны – спас русский адмирал Алексей Михайлович Щастный, в 1918-м – начальник морских сил Балтийского моря. Вскоре этот талантливый и глубоко порядочный человек, безусловно сохранивший верность Родине и флоту, и сам станет одной из первых жертв Гражданской. Щастного расстреляют ранним утром 22 июня 1918 года. Вопрос «За что?» не давал покоя ни современникам адмирала, ни его потомкам. Впрочем, ответ с самого начала лежал на поверхности: главным и единственным свидетелем обвинения по делу Щастного выступил… Троцкий. Чуть ранее именно по его приказу Щастный был арестован «за преступления по должности и контрреволюционные действия» - сразу после окончания Ледового похода.
После скорого суда Щастного, бывшего царского адмирала, перешедшего на сторону революционной России (или просто, несмотря ни на что, оставшегося со своей Родиной?) приговорили к расстрелу. Это был первый судебный смертный приговор в Советской России. Обвинение, как писал потом историк Сергей Мельгунов, было сформулировано так: «Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать ее против Советской власти».
Его действительно боготворили моряки – даже несмотря на революционное балтийское «перевозбуждение». Но революция – революцией, а честь – честью. Моряки знали, например, что Щастный последним покинул Гельсингфорс – на штабном корабле «Кречет». В пригород уже вступали немцы…
Еще штрих к портрету Алексея Михайловича Щастного: за время похода не было потеряно ни одно судно. Несмотря на резкое ослабление дисциплины, вызванное революционными событиями. И даже несмотря на одни из первых декретов Советской власти – «Об уравнении всех военнослужащих в правах» и «О выборном начале и об организации власти в армии»… За Щастным действительно шли моряки!
Как именно? Например, в мае 1918-го на 3 съезде делегатов Балтфлота было принято однозначное решение: флот может быть уничтожен только в результате боя. Без боя жертвовать кораблями, тем более, сдавать их противнику балтийские матросы не собирались. Даже если на этом настаивает наркомвоенмор.
13 июня 1918-го в РСФСР был принят еще один декрет – о восстановлении в России смертной казни. Теперь по приговорам революционных трибуналов мог применяться расстрел. В выступлении на суде по делу начальника морских сил Балтийского моря вездесущий Троцкий заявил: «Щастный настойчиво и неуклонно углублял пропасть между флотом и Советской властью. Сея панику, он неизменно выдвигал свою кандидатуру на роль спасителя. Авангард заговора — офицерство минной дивизии — открыто выдвинуло лозунг „диктатура флота“».
Несмотря на практически отсутствовавшую доказательную базу обвинения, 21 июня 1918 года Щастный был приговорён к расстрелу. Считается, адмирала расстреляли в сквере Александровского военного училища. Так это было или нет, проверить невозможно. Во всяком случае, почти тут же, в июне 1918-го, появилась другая небезосновательная версия: Щастный был убит в кабинете своего врага, Троцкого.
В одной из предсмертных записок Алексей Михайлович написал: «В революции люди должны умирать мужественно. Перед смертью я благословляю своих детей Льва и Галину, и, когда они вырастут, прошу сказать им, что иду умирать мужественно, как подобает христианину».
Серафим Берестов, «Солдатский храм» (https://vk.com/ruvoin)

 

.
19 февраля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
23 апреля
вторник
2019

В этот день:

Трагический поход князя Игоря

23 апреля 1185 года князь новгород-северский ИГОРЬ выступил в поход против половцев.Незадолго до этого половецкий хан Кончак напал на Русь.

Трагический поход князя Игоря

23 апреля 1185 года князь новгород-северский ИГОРЬ выступил в поход против половцев.Незадолго до этого половецкий хан Кончак напал на Русь.

 Киевские князья Рюрик и Святослав нанесли ему поражение. Князь Игорь решил добить половцев и 23 апреля отправился со своим полком к становищу кочевников.
10 мая войско подошло к реке Сююрлеи, где напало на селение кочевников. Разграбив его, полк остался там ночевать. А утром селение окружили войска половцев. Их было значительно больше, чем русичей. Полк был разгромлен. Князь Игорь был ранен и попал в плен. Только через год он сумел бежать и вернулся домой. Подробности этого похода донес до нас литературный шедевр той поры «Слово о полку Игореве».

Усмиритель Кавказа

23 апреля 1861 года умер Алексей Петрович ЕРМОЛОВ, генерал, герой войны 1812 года, усмиритель Кавказа.

Усмиритель Кавказа

23 апреля 1861 года умер Алексей Петрович ЕРМОЛОВ, генерал, герой войны 1812 года, усмиритель Кавказа.

Крупный военный и государственный деятель России, участник многих крупных войн, которые Российская империя вела с 1790-х по 1820-е. Генерал от инфантерии (1818) и генерал от артиллерии (1837). Главнокомандующий на первом этапе Кавказской войны (до 1827 года).

Первый начальник «Катюш»

23 апреля 1905 года родился Юрий Павлович БАЖАНОВ, маршал артиллерии.

Первый начальник «Катюш»

23 апреля 1905 года родился Юрий Павлович БАЖАНОВ, маршал артиллерии.

В июне 1941 года начальник 1-го Московского артиллерийского училища полковник БАЖАНОВ за три дня сформировал первую батарею реактивной артиллерии — «Катюш», которая в середине июля под Оршей уже громила врага. Закончил войну Бажанов командующим артиллерией 39-й армии, потом принимал участие в разгроме Квантунской армии в Манчжурии.

Гибель космонавта Комарова

23 апреля1967 года стартовал советский космический корабль «Союз-1» пилотируемый Владимиром Комаровым. 24 апреля Владимир Комаров погиб при завершении программы полёта, когда во время спуска на Землю не вышел основной парашют спускаемого аппарата.

Гибель космонавта Комарова

23 апреля1967 года стартовал советский космический корабль «Союз-1» пилотируемый Владимиром Комаровым. 24 апреля Владимир Комаров погиб при завершении программы полёта, когда во время спуска на Землю не вышел основной парашют спускаемого аппарата.

Стропы запасного парашюта скрутились из-за вращения спускаемого аппарата. На большой скорости спускаемый аппарат врезался в землю. Из заявления ТАСС: "23 апреля 1967 года в Советском Союзе был выведен с целью летных испытаний на орбиту Земли новый космический корабль «Союз-1», пилотируемый лётчиком-космонавтом СССР Героем Советского Союза инженер-полковником Комаровым Владимиром Михайловичем. В течение испытательного полёта, продолжавшегося более суток, В. М. Комаровым была полностью выполнена намеченная программа отработки систем нового корабля, а также проведены запланированные научные эксперименты. При полёте летчик-космонавт В. М. Комаров совершал маневрирование корабля, проводил испытания основных его систем на различных режимах и давал квалифицированную оценку технических характеристик нового космического корабля. 24 апреля, когда программа испытаний была окончена, ему было предложено прекратить полёт и совершить посадку. После осуществления всех операций, связанных с переходом на режим посадки, корабль благополучно прошёл наиболее трудный и ответственный участок торможения в плотных слоях атмосферы и полностью погасил первую космическую скорость. Однако при открытии основного купола парашюта на семикилометровой высоте, по предварительным данным, в результате скручивания строп парашюта космический корабль снижался с большой скоростью, что явилось причиной гибели В. М. Комарова. Безвременная гибель выдающегося космонавта инженера-испытателя космических кораблей Владимира Михайловича Комарова является тяжёлой утратой для всего советского народа".

 

 

 

Главный оперативник Генштаба

23 апреля 1976 года умер Сергей Матвеевич ШТЕМЕНКО, генерал армии, во время войны — начальник оперативного управления Генштаба, после войны - начальник Генштаба.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии