RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Солдатский крест
25 февраля 2018 г.

Солдатский крест

Солдатский Георгий был учрежден 25 февраля 1807 года манифестом императора Александра I как награда «за неустрашимую храбрость» для нижних воинских чинов.
Победа Фёдора Ушакова над Гасан-пашой
11 сентября 2019 г.

Победа Фёдора Ушакова над Гасан-пашой

11 сентября - День воинской славы России: в честь победы русской эскадры над турецкой у мыса Тендра в1790 году
Памяти Георгия Константиновича Жукова
18 июня 2019 г.

Памяти Георгия Константиновича Жукова

18 июня 1974 года ушел из этой жизни Маршал Победы
Освобождение Подмосковья
22 января 2019 г.

Освобождение Подмосковья

22 января 1942 года фашистские оккупанты были выбиты из пределов Московской области
Последний бой летчика Якобсона
4 февраля 2015 г.

Последний бой летчика Якобсона

4 февраля 1943 года погиб в воздушном поединке над селом Никоновское Московской области лейтенант Арнольд Мартинович Якобсон
Главная » Подвиги в наследство » Первое фото лунного ландшафта

Первое фото лунного ландшафта

50 лет назад 3 февраля 1966 года советский космический аппарат впервые в истории человечества совершил мягкую посадку на поверхность нашей космической соседки и провёл фотосессию

Земляне впервые увидели иной мир!
Первое фото лунного ландшафта

«Луна-9» была запущена с космодрома Байконур 31 января 1966 года с помощью ракеты-носителя "Молния-М" и разгонного блока "Л". 3 февраля 1966 года в 21 час 45 минут 30 секунд по московскому времени автоматическая лунная станция впервые в мире совершила мягкую посадку на поверхность нашего спутника на западном "берегу» Океана Бурь. Началась передача первой в истории человечества лунной фотосессии. Земляне впервые увидели «чужой» мир!

После того, как СССР в октябре 1957 года первым запустил искусственный спутник Земли, американцы разработали сверхсекретный проект под кодовым названием “А-119”. Была поставлена задача первыми достичь Луны, доставить туда и взорвать ядерную бомбу. Ярчайшая вспышка на фоне тёмной части нашего спутника должна была произвести шокирующее впечатление на весь мир, в первую очередь, на Советский Союз.

Но не успели! В 1959 году СССР первым доставил на Луну спускаемый аппарат, правда, с жестким прилунением и «втёмную», то есть без телеаппаратуры. А ещё через полтора года в космос полетел первый человек - Юрий Гагарин! Выиграли мы и первенство в передаче фотоснимков с Луны.

Первые автоматические станции для посадки на Луну были разработаны в ОКБ-1 под руководством С.П. Королева. В ходе 11 пусков были отработаны бортовые системы станции, однако главная цель - мягкая посадка на поверхность Луны - не была достигнута. Тогда Королёв принял решение передать строительство автоматических межпланетных станций на Химкинский завод, который в то время занимался авиационной техникой. Потребовалось серьезное техническое и технологическое перевооружение производства для реализации намеченных программ. Большой вклад в реконструкцию завода внес И.Н. Лукин - директор предприятия с 1954 г. по 1970 г. В 1965 г. главным конструктором ОКБ имени Лавочкина стал Георгий Николаевич Бабакин, с именем которого связана наиболее яркая страница в истории освоения космоса. С этого времени Машиностроительный завод им. С.А.Лавочкина стал занимается разработкой и созданием автоматических космических станций для исследования Луны, Венеры , Марса, созданием искусственных спутников Земли , а также станций, выводимых в космос в прикладных интересах.

Автоматическая лунная станция (АЛС) представляла собой герметичный контейнер сферической формы. Внутри размещались приборы радиокомплекса метрового диапазона космической радиолокационной станции (КРС), угломерной системы дециметрового диапазона "Маяк-6", телеметрической системы, программно-временное устройство, блоки автоматики и терморегулирования, химическая батарея и научные приборы. На вершине АЛС с внешней стороны установлены оптико-механическая телекамера и счетчики радиации. Верхняя полусфера АЛС на перелете была закрыта четырьмя лепестковыми антеннами, которые после посадки раскрылись. Посадочное устройство АЛС было выполнено в виде двух надувных баллонов-амортизаторов. Они смягчали удар станции о лунную поверхность. Высота АЛС на поверхности Луны со штыревыми антеннами составляла 112 см, а диаметр с раскрытыми лепестками - 160 см.

Состав научной аппаратуры: - гамма-спектрометр для исследования интенсивности и спектрального состава гамма-излучения лунной поверхности, характеризующего тип лунных пород; - КС-17М - прибор для регистрации корпускулярного излучения, как на трассе перелета, так и после посадки на лунную поверхность. Основным научным прибором автоматической лунной станции была оптико-механическая телевизионная камера с цилиндрическим иллюминатором. Угол зрения телекамеры составлял 360° по горизонтали и 36° по вертикали, число строк по кадру - 6000, число элементов в строке - 500. Скорость передачи изображения - 1 строка в секунду. Время передачи одной панорамы - 100 минут.

В период с 3 до 6 февраля 1966 года было проведено 7 сеансов связи со спускаемым аппаратом общей продолжительностью более 8 часов. На Землю были переданы первые в мире панорамы лунной поверхности, полученные при различных высотах Солнца над горизонтом (7, 14, 27 и 41 градус). В ходе полета "Луны-9" были получены сенсационные данные: уточнено расположение внешнего радиационного пояса вокруг Земли; установлено отсутствие "заметного" магнитного поля Луны и лунных радиационных поясов; по полученным снимкам определены особенности микрорельефа поверхности Луны и, в частности, не обнаружено пыльного слоя, что до этого считалось неоспоримым.

Из дневника генерала Каманина
Об атмосфере тех дней рассказано в дневниковых записях тогдашнего руководителя Центра подготовки космонавтов генерала Николая Каманина.
4 февраля 1966 года. Сообщение об успехе «Луны-9» всколыхнуло весь мир. Вашингтон, Лондон, Париж высоко оценивают новое советское достижение в космосе. «Такая посадка является главным шагом на пути к высадке человека на Луну», – подчеркивает агентство Ассошиэйтед Пресс. Сегодня ночью и утром были сотни звонков от корреспондентов и организаций с поздравлениями. Только что меня вызывал маршал Вершинин, он интересовался деталями полета АМС «Луна-9» (скорость полета по трассе, скорость вблизи Луны, принцип включения тормозного двигателя, район прилунения и т.д.).

Звонили П.В.Цыбин и другие товарищи из ОКБ-1, там все очень довольны успешным полетом «Луны-9». Сегодня до 12 часов дня было уже три сеанса связи. Сохраняется герметичность кабины, давление и температура в кабине нормальные; полагают, что запасов энергии на АМС хватит на 5-6 суток. Позже сообщили, что телевизионная камера «Луны-9» работает хорошо, получены и просмотрены кадры рельефа лунной поверхности. Сегодня вечером эти кадры будут передавать по Интервидению. Таким образом, «Луна-9» принесла нам сразу четыре большие победы: 1) осуществлено мягкое прилунение; 2) проверена радиосвязь по трассе Земля-Луна; 3) проведены телепередачи с Луны на Землю; 4) подтверждены герметичность кабины и обеспечение в ней условий, необходимых для жизни.
7 февраля 1966 года. Весь мир проявляет большой интерес к «Луне-9». Вчера и сегодня газеты, радио и телевидение передают подробности полета «Луны-9», показывают снимки лунных ландшафтов, дают описание эксперимента и очень высоко оценивают его результаты…

 

Сергей Турченко
3 февраля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
14 декабря
суббота
2019

В этот день:

Конструктор танка Т-80

14 декабря 1931 года родился Николай Сергеевич Попов, создатель танка Т-80.

Конструктор танка Т-80

14 декабря 1931 года родился Николай Сергеевич Попов, создатель танка Т-80.

Николай Сергеевич Попов родился в станице Усть-Лабинская Краснодарского края. Окончил семилетнюю школу, учился в Краснодаре в спецшколе ВВС. В 1950 году поступил в Харьковский политехнический институт и окончил его с отличием в 1955 году. С 1955 года Николай Попов работал в танковом конструкторском бюро Кировского завода в Ленинграде.

В 1968 году он был назначен начальником и главным конструктором КБ, а с 1972 года - генеральным конструктором СКБ «Трансмаш» производственного объединения «Кировский завод». В 1976 году под его руководством был создан танк Т-80, первый в мире серийный танк с газотурбинным двигателем.

Покорение «полюса недоступности»

14 декабря 1958 года третья советская антарктическая экспедиция на санно-гусеничном ходу впервые достигла полюса недоступности Антарктиды

Покорение «полюса недоступности»

14 декабря 1958 года третья советская антарктическая экспедиция на санно-гусеничном ходу впервые достигла полюса недоступности Антарктиды

На станции (дом площадью 24 м²) находились четыре человека, радиостанция и электростанция. Станция использовалась для метеорологических, гляциологических, геомагнитных и актинометрических наблюдений. Была пробурена скважина глубиной 60 метров для измерения температуры снежного покрова, подготовлена взлётно-посадочная полоса, на которую 17 декабря 1958 года сел самолёт Ли-2. На станции также было проведено сейсмозондирование ледникового покрова. Закрыта 26 декабря 1958.

 

Чествование ликвидаторов

14 декабря на Украине -День чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС

Чествование ликвидаторов

14 декабря на Украине -День чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 1986 года в Советском Союзе на Чернобыльской атомной электростанции расположенной на территории Украинской ССР произошла самая крупная в истории человечества техногенная катастрофа - Чернобыльская авария. Благодаря самоотверженности ликвидаторов последствий катастрофы, многие из которых заплатили за это жизнями и здоровьем, авария была локализована. 30 ноября 1986 года было закончено строительство саркофага над разрушенным энергоблоком, а спустя две недели, 14 декабря, главная газета КПСС «Правда» и другие центральные издания СССР опубликовали Извещение ЦК КПСС и Совета министров о том, что государственной комиссией был принят в эксплуатацию комплекс защитных сооружений четвёртого энергоблока ЧАЭС. Именно дата публикации этого сообщения, по прочтении которого страна смогла вздохнуть спокойно, и стала «Днём чествования участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС».

По самым скромным оценкам, в ликвидации катастрофы приняли участие не менее 90.000 человек практически всех национальностей СССР. После развала СССР в республиках чествуют ликвидаторов в разные дни.

 

Памяти космического академика

14 декабря 2011 года скончался Борис Евсеевич Черток, советский учёный-конструктор, один из ближайших соратников С. П. Королёва.

Памяти космического академика

14 декабря 2011 года скончался Борис Евсеевич Черток, советский учёный-конструктор, один из ближайших соратников С. П. Королёва.

Он -Герой Социалистического Труда, академик РАН, доктор технических наук, создатель космической техники.

Трудовую деятельность начал электромонтером на авиазаводе. В 1934 году Черток поступил на вечернее отделение в Московский энергетический институт, который окончил в 1940 году. С 1940 по 1945 год Б. Е. Черток работал в ОКБ главного конструктора В. Ф. Болховитинова на заводе № 84, затем на заводе № 293 и в НИИ-1 НКАП СССР под руководством генерал-лейтенанта авиации Я. Л. Бибикова.

В апреле 1945 года в составе специальной комиссии он был командирован в Германию, где до января 1947 года руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. 2 мая 1945 года в звании майора расписался на рейхстаге, что считал счастливейшим достижением в своей жизни. В том же году вместе с А. М. Исаевым он организовал в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) совместный советско-германский ракетный институт «Рабе», который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На базе института в 1946 году был создан новый институт — «Нордхаузен», главным инженером которого был назначен С. П. Королёв. С этого времени Борис Евсеевич работал в тесном сотрудничестве с Сергеем Павловичем.

Вся научно-инженерная деятельность Б. Е. Чертока с 1946 года связана с разработкой и созданием систем управления ракетами и космическими аппаратами. Им создана школа, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полётов.

Нашествие хана Едигея на Москву

14 декабря 1408 года ордынский хан Едигей вторгся с войском на Русскую землю.

Нашествие хана Едигея на Москву

14 декабря 1408 года ордынский хан Едигей вторгся с войском на Русскую землю.

Нашествие Едигея на Москву явилось для Московского князя Василия Дмитриевича полной неожиданностью, так как между ними был заключен мирный договор. Когда же несметные полчища Едигея заполонили Русскую землю и, казалось, спасения уже не было, Едигей вынужден был поспешно снять осаду Москвы из-за начавшейся в Орде очередной усобицы. Как писал летописец, Москва была спасена от вражеского нашествия Божьим промыслом и помощью находящейся в ней иконы Владимирской Богоматери, перед которой усердно полились жители столицы. «И милосердный Человеколюбец, еще не совсем разгневавшийся, увидев печаль людей своих и слезы их покаяния, утешает их вскоре, памятуя о милости к стаду своему. Величавого и гордого агарянина Едигея устрашил, навел на измаилтянина трепет перед своей всевышней и карающей десницей. И агарянин, который похвалялся пробыть в православной земле долгое время и обещал зазимовать, вдруг, забеспокоившись, внезапно снялся с места и, не желая медлить ни единого дня, сказал дружине: "Или царство наше захватит другой, или Василий соберется на нас", - такая мысль смутила агарянина. Быстро посылает он к городу, сам прося мира: и как захотели горожане, так и замирился с ними окаянный Едигей и отошел».

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии