RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Страна должна знать своих героев?
6 марта 2016 г.

Страна должна знать своих героев?

85 лет назад, 6 марта 1931 года, газета «Правда» под заголовком «Страна должна знать своих героев» опубликовала сообщение о награждении орденами 15 передовиков труда.
Освободить Белград!
18 октября 2014 г.

Освободить Белград!

Визит Владимира Путина в Сербию перепугал европейских шестёрок США
Контрудар под Ельней
8 сентября 2016 г.

Контрудар под Ельней

8 сентября 1941 года советские войска в ходе Смоленского сражения остановили наступление фашистов
Битва за Москву: важнейшая победа ценой миллиона жизней
20 апреля 2019 г.

Битва за Москву: важнейшая победа ценой миллиона жизней

20 апреля 1942 года закончилось одно из самых кровопролитных сражений Второй мировой войны
Письмо генералу армии Моисееву
24 ноября 2015 г.

Письмо генералу армии Моисееву

РОО «Бородино-2012-2045» обратилась в Российский союз ветеранов с просьбой возглавить подготовку к празднованию 100-летия со дня рождения нашего национального Героя летчика Алексея Маресьева
Главная » Подвиги в наследство » «Потаённое судно» Ефима Никонова

«Потаённое судно» Ефима Никонова

11 февраля 1720 года русский плотник Ефим Прокопьевич Никонов начал строить «потаённое судно», ставшее предтечей отечественных подводных лодок

Оно хотя и не смогло покорить морские глубины, тем не менее стало первым важным шагом в осуществлении этой мечты.
«Потаённое судно» Ефима Никонова

Люди издавна тянутся к звёздам, и так же они стремятся в морские глубины. А уж использовать хитрое подводное устройство, чтобы обладать преимуществом во время морских боев - об этом мечтал даже Александр Великий! Согласно легендам, он пытался опускаться на морское дно в сконструированном подводном сосуде Аристотеля. Легенды так же рассказывают о том, что предки славян — анты — умели, скрываясь от врагов, долгое время проводить под водой дыша через продолбленную камышинку.
"Здесь мне рассказывали совершенно необыкновенные истории о нападении северных славян на турецкие города и крепости — они являлись неожиданно, они поднимались прямо со дна моря и повергали в ужас всех береговых жителей и воинов", - писал в 1595 году французский иезуит Фурнье, побывавший в концe XVI века в Константинополе.
Саму же историю подводного кораблестроения принято вести от попытки строительства "Потаенного судна" Ефима Прокопьевича Никонова.

Плотник Никонов, родом из подмосковного Покровского, подал в 1718 году челобитную государю Петру Алексеевичу: "... сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец, сколько на нём будет пушек, под потерянием своего живота, если будет не угодно".
Этот любопытный документ сохранился в архиве, однако ответа на него государь не дал, и неграмотный плотник-самоучка через писаря подал еще одну челобитную царю-батюшке, в которой, жалуясь на притеснения и обиды "людей чиновьичих, старост и дьяков", вновь заявил, что может построить судно способное идти в воде "потаенно и подбити под военный корабль под самое дно".
Это письмо заинтересовало Петра I и он приказал доставить Ефима в Санкт-Петербург, где лично с ним побеседовал и приказал, "таясь от чужого глазу", построить сначала модель "потаенного судна" - "не в такую меру, которым бы в море подойтить под корабль, но ради показания и в реке испытания". В Адмиралтейств-коллегии произвести же Никонова в "мастера потаенных судов".
31 января 1720 г. Адмиралтейств-Коллегия в соответствии с указом Петра приняла решение: "Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина и велеть образцовое судно делать, а что к тому надобно лесов и мастеровых людей по требованию оного крестьянина Никонова отправлять из упомянутой конторы".
Модель строили на площадке Обер-Сарваерской верфи в Санкт-Петербурге. Работы начались в феврале 1720 года и продолжались 13 месяцев. Испытания модели состоялись летом 1721 года, в присутствии Петра I и, хотя результаты были не вполне удачны, с августа 1721 года на Галерном дворе началось строительство первой отечественной подводной лодки.
Достоверных данных о том, как выглядело это судно, не сохранилось. Можно только предположить, основываясь на списке материалов, сохранившемся в архиве, что внешне оно было похоже на бочку.
Основанием к тому может служить участие бочаров в сборке судна, а также требование об отпуске "пятнадцати полос железных шириной в два дюйма две четверти", вероятно, для изготовлении обручей, стягивавших деревянный корпус судна. Любопытно, что для Никонова потребовано было "в Главную артиллерию послать промеморию и требовать, дабы к потаённому судну десять труб медных поведено было порохом начинить и селитрою вымазать от той артиллерии". Что это было — прообраз фугасных мин для подрыва вражеских кораблей, стрельба зажигательным составом или своеобразные пушки - так и осталось неясным.
"Для ходу в воде надлежит сделать на каждого человека из юхотных кож по два камзола со штанами, да на голову по обшитому или обитому кожей деревянному бочонку" с окошками против глаз - этот прообраз водолазного снаряжения по модели Никонова так и не был создан.
В архиве, в перечне дел Обер-Сарваерской конторы, при Адмиралтейств-Коллегии есть заведенное 31 января 1720 года дело № 54 "О строении села Покровского Ефимом (сыном) Прокофьевым потаенного судна модели и об отпуске на строение лесов, разных материалов и припасов".
Именно основываясь на этих материалах была сделана реставрация подводной лодки Е. Никонова Е. Дыгало и М. Аверьяновым в своей книге "Откуда и что на флоте пошло".
К осени 1724 года "потаенное судно" было построено. Его испытания закончились неудачно: "опускиван в воду, и при спуске у того судна повредилось дно, и затем не действовало и вынято на берег и в нынешнем году пробовано трижды, и в воду опускивано, но только не действовало за течькою воды".
Не смотря на неудачу, Петр велел исправить повреждения и укрепить корпус судна, а так же объявил, чтобы Никонову "никто конфуза в вину не ставил".
Никонов исправил повреждения, однако 25 января 1725 года Петр умер, и Никонов остался без своего покровителя. Всё же он довел ремонт до конца, и весной 1725 года лодка повторно была спущена на воду. Однако в корпусе вновь обнаружилась течь и судно было вытащено на берег.
Тем не менее, Никонов предполагал, что сможет построить и натуральный образец подводного судна, ибо модель по его объяснению предназначалась "только для пробы, как дух переводить" и "можно в нём быть в воде человеку два или три дни, а действовать и ходить под корабль не можно, понеже оное оделано только для пробы".
Последние испытания подводного судна состоялись в 1727 году. Они так же закончились неудачей, но иного и не могло быть. Известный историк отечественного флота Г. М. Трусов в своих исследованиях отмечает: " Судно было слишком примитивным для плавания под водой, а тем более для того, чтобы поражать корабли огневыми средствами".
Как результат, модель Никонова была спрятана под замок, в амбар, подальше от "чужого глазу", где она и сгнила, а Никонов был разжалован из мастеров в рядового плотника и отправлен на Астраханскую верфь - ибо " через десять лет не токмо такого судна, ниже модели к тому делу действительно сделать не мог, которое хотя и строил из адмиралтейских припасов и адмиралтейскими служителями и на строение тех судов употреблена из адмиралтейских доходов не малая сумма, но оная по пробам явилась весьма не действительна".
Долгие сто лет не производилось строительства каких-либо подводных судов, тем не менее интерес к подводному мореплаванию в русском обществе сохранялся. Свидетельством тому служат статьи, напечатанные в журнале "Московский телеграф" за 1825 год. В №№ XII и XIII под рубрикой "Новые изобретения и открытия" первым номером помещен исторический обзор "Подводный корабль", подробно и со знанием дела рассказывающий о работах изобретателей подводных лодок, в том числе Фультона и Монжери. Репликой на этот обзор стала статья В. Н. Берха в XXIII номере этого же журнала "Об изобретении подводных судов в России в 1719 году", явившаяся первым печатным трудом по истории русского подводного кораблестроения. В 1827 году журнал "Славянин" публикует статью создателя первой подводной лодки Монжери "О подводном мореплавании и войне". Нет сомнения, что создатель первой железной подводной лодки К.А. Шильдер был знаком с этими статьями. Подводному флоту - быть!

( Использованы материалы академика РАН РФ Са И. Д., профессора Худякова Л. Ю., с сайтов "Изобретения России" и "Штурм глубины").

Светлана Ляхова, "Солдатский храм" (https://vk.com/ruvoin)

.
11 февраля 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
26 апреля
пятница
2019

В этот день:

Председатель госкомиссии Роскосмоса

26 апреля 1936 года родился Владимир Леонтьевич ИВАНОВ, генерал-полковник, заместитель директора ГКНПЦ имени М. В. Хруничева, председатель Госкомиссии пилотируемых космических полетов.

День 9 Мая стал нерабочим

26 апреля 1965 года Указом Президиума ВС СССР День Победы над фашистской Германией — 9 мая — объявлен нерабочим днем.

Годовщина Чернобыля

26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции. С 1993 года отмечается в России как День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах.

Триколор над Арктикой

26 апреля 2003 года после 12-летнего перерыва российская экспедиция подняла Флаг России в центральной Арктике — на станции, расположенной на дрейфующей льдине в 150 километрах от Северного полюса.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии