RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

 Гимн СССР
14 декабря 2019 г.

Гимн СССР

14 декабря 1943 года постановлением Политбюро ЦК ВКП (б) были утверждены музыка и текст Государственного Гимна СССР
Генералы Победы
13 марта 2020 г.

Генералы Победы

Вахта Памяти-75 (в честь юбилея Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне): день восемнадцатый.
Штурм Пиллау
25 апреля 2016 г.

Штурм Пиллау

В ночь на 26 апреля 1945 года пала последняя цитадель Восточной Пруссии - морской порт и крепость Пиллау.
«…И КРЫЛЬЯ ЭТУ СВАДЬБУ ПОНЕСЛИ…»
18 августа 2019 г.

«…И КРЫЛЬЯ ЭТУ СВАДЬБУ ПОНЕСЛИ…»

75 лет подряд гвардии старший лейтенант авиации в отставке Галина Павловна Брок-Бельцова празднует в третий августовский выходной день Воздушного флота.
Ведь это наше небо!
19 марта 2016 г.

Ведь это наше небо!

19 марта 1913 года родился Александр Иванович ПОКРЫШКИН, первый в истории Отечества трижды Герой Советского Союза, Маршал авиации
Главная » Подвиги в наследство » «Потаённое судно» Ефима Никонова

«Потаённое судно» Ефима Никонова

11 февраля 1720 года русский плотник Ефим Прокопьевич Никонов начал строить «потаённое судно», ставшее предтечей отечественных подводных лодок

Оно хотя и не смогло покорить морские глубины, тем не менее стало первым важным шагом в осуществлении этой мечты.
«Потаённое судно» Ефима Никонова

Люди издавна тянутся к звёздам, и так же они стремятся в морские глубины. А уж использовать хитрое подводное устройство, чтобы обладать преимуществом во время морских боев - об этом мечтал даже Александр Великий! Согласно легендам, он пытался опускаться на морское дно в сконструированном подводном сосуде Аристотеля. Легенды так же рассказывают о том, что предки славян — анты — умели, скрываясь от врагов, долгое время проводить под водой дыша через продолбленную камышинку.
"Здесь мне рассказывали совершенно необыкновенные истории о нападении северных славян на турецкие города и крепости — они являлись неожиданно, они поднимались прямо со дна моря и повергали в ужас всех береговых жителей и воинов", - писал в 1595 году французский иезуит Фурнье, побывавший в концe XVI века в Константинополе.
Саму же историю подводного кораблестроения принято вести от попытки строительства "Потаенного судна" Ефима Прокопьевича Никонова.

Плотник Никонов, родом из подмосковного Покровского, подал в 1718 году челобитную государю Петру Алексеевичу: "... сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец, сколько на нём будет пушек, под потерянием своего живота, если будет не угодно".
Этот любопытный документ сохранился в архиве, однако ответа на него государь не дал, и неграмотный плотник-самоучка через писаря подал еще одну челобитную царю-батюшке, в которой, жалуясь на притеснения и обиды "людей чиновьичих, старост и дьяков", вновь заявил, что может построить судно способное идти в воде "потаенно и подбити под военный корабль под самое дно".
Это письмо заинтересовало Петра I и он приказал доставить Ефима в Санкт-Петербург, где лично с ним побеседовал и приказал, "таясь от чужого глазу", построить сначала модель "потаенного судна" - "не в такую меру, которым бы в море подойтить под корабль, но ради показания и в реке испытания". В Адмиралтейств-коллегии произвести же Никонова в "мастера потаенных судов".
31 января 1720 г. Адмиралтейств-Коллегия в соответствии с указом Петра приняла решение: "Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина и велеть образцовое судно делать, а что к тому надобно лесов и мастеровых людей по требованию оного крестьянина Никонова отправлять из упомянутой конторы".
Модель строили на площадке Обер-Сарваерской верфи в Санкт-Петербурге. Работы начались в феврале 1720 года и продолжались 13 месяцев. Испытания модели состоялись летом 1721 года, в присутствии Петра I и, хотя результаты были не вполне удачны, с августа 1721 года на Галерном дворе началось строительство первой отечественной подводной лодки.
Достоверных данных о том, как выглядело это судно, не сохранилось. Можно только предположить, основываясь на списке материалов, сохранившемся в архиве, что внешне оно было похоже на бочку.
Основанием к тому может служить участие бочаров в сборке судна, а также требование об отпуске "пятнадцати полос железных шириной в два дюйма две четверти", вероятно, для изготовлении обручей, стягивавших деревянный корпус судна. Любопытно, что для Никонова потребовано было "в Главную артиллерию послать промеморию и требовать, дабы к потаённому судну десять труб медных поведено было порохом начинить и селитрою вымазать от той артиллерии". Что это было — прообраз фугасных мин для подрыва вражеских кораблей, стрельба зажигательным составом или своеобразные пушки - так и осталось неясным.
"Для ходу в воде надлежит сделать на каждого человека из юхотных кож по два камзола со штанами, да на голову по обшитому или обитому кожей деревянному бочонку" с окошками против глаз - этот прообраз водолазного снаряжения по модели Никонова так и не был создан.
В архиве, в перечне дел Обер-Сарваерской конторы, при Адмиралтейств-Коллегии есть заведенное 31 января 1720 года дело № 54 "О строении села Покровского Ефимом (сыном) Прокофьевым потаенного судна модели и об отпуске на строение лесов, разных материалов и припасов".
Именно основываясь на этих материалах была сделана реставрация подводной лодки Е. Никонова Е. Дыгало и М. Аверьяновым в своей книге "Откуда и что на флоте пошло".
К осени 1724 года "потаенное судно" было построено. Его испытания закончились неудачно: "опускиван в воду, и при спуске у того судна повредилось дно, и затем не действовало и вынято на берег и в нынешнем году пробовано трижды, и в воду опускивано, но только не действовало за течькою воды".
Не смотря на неудачу, Петр велел исправить повреждения и укрепить корпус судна, а так же объявил, чтобы Никонову "никто конфуза в вину не ставил".
Никонов исправил повреждения, однако 25 января 1725 года Петр умер, и Никонов остался без своего покровителя. Всё же он довел ремонт до конца, и весной 1725 года лодка повторно была спущена на воду. Однако в корпусе вновь обнаружилась течь и судно было вытащено на берег.
Тем не менее, Никонов предполагал, что сможет построить и натуральный образец подводного судна, ибо модель по его объяснению предназначалась "только для пробы, как дух переводить" и "можно в нём быть в воде человеку два или три дни, а действовать и ходить под корабль не можно, понеже оное оделано только для пробы".
Последние испытания подводного судна состоялись в 1727 году. Они так же закончились неудачей, но иного и не могло быть. Известный историк отечественного флота Г. М. Трусов в своих исследованиях отмечает: " Судно было слишком примитивным для плавания под водой, а тем более для того, чтобы поражать корабли огневыми средствами".
Как результат, модель Никонова была спрятана под замок, в амбар, подальше от "чужого глазу", где она и сгнила, а Никонов был разжалован из мастеров в рядового плотника и отправлен на Астраханскую верфь - ибо " через десять лет не токмо такого судна, ниже модели к тому делу действительно сделать не мог, которое хотя и строил из адмиралтейских припасов и адмиралтейскими служителями и на строение тех судов употреблена из адмиралтейских доходов не малая сумма, но оная по пробам явилась весьма не действительна".
Долгие сто лет не производилось строительства каких-либо подводных судов, тем не менее интерес к подводному мореплаванию в русском обществе сохранялся. Свидетельством тому служат статьи, напечатанные в журнале "Московский телеграф" за 1825 год. В №№ XII и XIII под рубрикой "Новые изобретения и открытия" первым номером помещен исторический обзор "Подводный корабль", подробно и со знанием дела рассказывающий о работах изобретателей подводных лодок, в том числе Фультона и Монжери. Репликой на этот обзор стала статья В. Н. Берха в XXIII номере этого же журнала "Об изобретении подводных судов в России в 1719 году", явившаяся первым печатным трудом по истории русского подводного кораблестроения. В 1827 году журнал "Славянин" публикует статью создателя первой подводной лодки Монжери "О подводном мореплавании и войне". Нет сомнения, что создатель первой железной подводной лодки К.А. Шильдер был знаком с этими статьями. Подводному флоту - быть!

( Использованы материалы академика РАН РФ Са И. Д., профессора Худякова Л. Ю., с сайтов "Изобретения России" и "Штурм глубины").

Светлана Ляхова, "Солдатский храм" (https://vk.com/ruvoin)

.
11 февраля 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
25 октября
воскресенье
2020

В этот день:

Единственная победа Крымской войны

25 октября 1854 года состоялось одно из полевых сражений Крымской войны 1853—1856 годов между союзными силами Великобритании, Франции и Турции с одной стороны, и русскими войсками — с другой.

Единственная победа Крымской войны

25 октября 1854 года состоялось одно из полевых сражений Крымской войны 1853—1856 годов между союзными силами Великобритании, Франции и Турции с одной стороны, и русскими войсками — с другой.

Это было первое и единственное сражение Крымской войны, в котором русские войска нанесли поражение противнику.

Хотя Балаклава не была отбита у англичан, но редуты оборонительной линии были взяты, пушки захвачены, и русские получили контроль над Воронцовской дорогой. Общий урон русских войск в тот день составил 627 человек. По позднейшим данным, потери союзников были около тысячи человек, а есть подсчеты, доводящие эти потери даже до полутора тысяч. Турецкий экспедиционный корпус в ходе Балаклавского сражения был полностью деморализован и больше, как самостоятельная боевая единица, в Крымской войне не использовался. Отдельные подразделения турецкого экспедиционного корпуса придавались английским и французским частям в качестве вспомогательных, и использовались в основном для строительства оборонительных сооружений и переноса тяжестей.

Жизнь и казнь маршала Егорова

25 октября 1883 года родился Александр Ильич ЕГОРОВ (расстрелян 23.02.1939), советский военачальник, один из первых Маршалов Советского Союза (1935).

Жизнь и казнь маршала Егорова

25 октября 1883 года родился Александр Ильич ЕГОРОВ (расстрелян 23.02.1939), советский военачальник, один из первых Маршалов Советского Союза (1935).

.

 Кадровый военный Русской императорской армии, участник Первой мировой войны, командовал ротой и батальоном 132-го пехотного Бендерского полка, был помощником начальника школы прапорщиков, дослужился до подполковника — командовал полком в этом звании, а потом в звании полковника. Был 5 раз ранен и контужен.

В РККА с декабря 1917 года отвечал за отбор офицеров для Красной армии, занимался вопросами пленных и беженцев, с августа 1918 года командовал армиями и фронтами в Гражданской войне (в частности, участвовал в боевых действиях под Самарой и Царицыном), а затем в советско-польской войне.

С 26 декабря 1918 по 25 мая 1919 — командующий 10-й армией. В мае 1919 года был тяжело ранен в бою у Плетнёва (у реки Сал). В июле — октябре 1919 года — командующий 14-й армией. С октября 1919 по январь 1920 — командующий войсками Южного фронта. В январе — декабре 1920 года — командующий войсками Юго-Западного фронта.

С июня 1931 по сентябрь 1935 — начальник Штаба РККА. С сентября 1935 по май 1937 — начальник Генерального Штаба РККА. В 1935 году приказом Наркома обороны СССР Ворошилова в честь Егорова была названа 37-я Новочеркасская стрелковая дивизия.

С 11 мая 1937 года — 1-й заместитель Наркома обороны СССР.

8 февраля 1938 года была арестована его жена Галина Цешковская. 27 марта арестован и сам Егоров. 22 февраля 1939 года Военной коллегией Верховного суда СССР по обвинению в шпионаже и принадлежности к военному заговору приговорен к расстрелу. Расстрелян 23 февраля 1939 года. Кремирован на Новом Донском кладбище. Посмертно реабилитирован 14 марта 1956 года.

Создатель ракет для субмарин

25 октября 1924 года родился Виктор Петрович МАКЕЕВ (умер 25.10.1985), создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения Советского Союза

Создатель ракет для субмарин

25 октября 1924 года родился Виктор Петрович МАКЕЕВ (умер 25.10.1985), создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения Советского Союза

Родился 25 октября 1924 года в селе Протопопове (ныне посёлок имени Кирова города Коломны). С 1939 года работал на авиационном заводе в Москве. Проявил способности умело решать конструкторские задачи в условиях напряжённого серийного производства самолётов «Пе-2». Закончил МАИ (1944). В 1950 окончил Высшие инженерные курсы при МВТУ им. Н. Э. Баумана. С 1947 (параллельно с учёбой) работал в ОКБ-1 НИИ-88 ведущим конструктором (до 1955). Участник создания (ведущий конструктор) оперативно-тактической ракеты Р-11 и первой морской баллистической ракеты Р-11ФМ. В 1955 по предложению Сергея Павловича Королёва назначен главным конструктором СКБ-385. С 1963 — начальник предприятия и главный конструктор. Под его руководством КБ стало ведущей научно-конструкторской организацией страны, сформировалась разветвлённая кооперация НИИ, КБ, заводов-изготовителей, испытательных полигонов, решавшая задачи разработки, изготовления и испытания ракетных комплексов для Военно-Морского Флота. Результат деятельности Виктора Макеева, руководимого им КБ и обширной кооперации предприятий — три поколения морских стратегических ракетных комплексов, принятых на вооружение ВМФ страны. В их числе комплексы с ракетами Р-21 — первой ракетой с подводным стартом (1963); Р-27 — первой ракетой с заводской заправкой топливом (1968), ставшей наиболее массовой отечественной БРПЛ; Р-29 — первой морской межконтинентальной ракетой (1974); Р-29Р — первой морской межконтинентальной ракетой с разделяющейся головной частью (1977); Р-39 — первой отечественной твердотопливной БРПЛ межконтинентальной дальности стрельбы с разделяющейся головной частью (1983); Р-29РМ — БРПЛ наивысшего в мире энерго-массового совершенства.

Освобождение Днепропетровска

25 октября 1943 года войсками 3-го Украинского фронта был освобожден от европейских фашистов город Днепропетровск. В ходе Днепропетровской операции 23 октября 1943 года с плацдарма в районе с. Войсковое перешли в наступление части 8-й гвардейской армии, а 24 октября 1943 год из района с. Аулы части 46-й армии. Они прорвали оборону противника, объединили свои плацдармы в один общий и 25 октября стремительными ударами освободили крупные промышленные центры Днепропетровск и Днепродзержинск.

Освобождение Днепропетровска

25 октября 1943 года войсками 3-го Украинского фронта был освобожден от европейских фашистов город Днепропетровск. В ходе Днепропетровской операции 23 октября 1943 года с плацдарма в районе с. Войсковое перешли в наступление части 8-й гвардейской армии, а 24 октября 1943 год из района с. Аулы части 46-й армии. Они прорвали оборону противника, объединили свои плацдармы в один общий и 25 октября стремительными ударами освободили крупные промышленные центры Днепропетровск и Днепродзержинск.

Москва салютовала освободителям 20-ю залпами из 224 орудий. Особо отличились части 152-й стрелковой и 39-й гвардейской Барвенковской дивизии. 10-ти воинским частям и соединениям было присвоено звание "Днепропетровских".

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии