RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Герои Союза
20 апреля 2020 г.

Герои Союза

75-дневная Вахта Памяти в честь 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. День пятьдесят четвертый.
Погиб, освобождая Чехословакию
6 января 2020 г.

Погиб, освобождая Чехословакию

6 января 1945 года командир взвода 677-го стрелкового полка младший лейтенант Алексей Лебедев в бою за село Бела (36 км юго-восточнее чехословацкого города Нове-Замки) закрыл своим телом амбразуру пулемётного дзота гитлеровцев
100 лет на страже Родины
25 февраля 2018 г.

100 лет на страже Родины

Российская армия должна стать полноценной наследницей Красной армии в надёжной защите Отечества
Русская пехота
1 октября 2018 г.

Русская пехота

1 октября Россия празднует День Сухопутных войск.
Памяти Народного Ополчения Москвы
16 октября 2017 г.

Памяти Народного Ополчения Москвы

19-20 октября 2017 года состоится Межрегиональная научно-практическая конференция «МОСКОВСКОЕ НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ 1941 года: ИСТОРИЯ. ПОДВИГ. ПАМЯТЬ»
Главная » Подвиги в наследство » Расстрел пионера

Расстрел пионера

8 февраля отмечается День памяти юных героев-антифашистов

Рассказываем о героической судьбе 14-летнего мальчишки из Подмосковья Лёни Засыпкина, зверски убитого пришедшими с Запада «освободителями».
Расстрел пионера

Имя пионера Лёни Засыпкина я впервые услышал во время встречи ветеранов-фронтовиков с учащимися одной из школ города Можайска. Кто-то из школьников прочитал отрывок из поэмы местного писателя Александра Артёмова «Русский Гаврош». В ней рассказывается о подвиге самопожертвования, совершённом 14-летним мальчишкой из подмосковной деревни Межутино Лёней Засыпкиным во время фашистской оккупации. Приведу лишь фрагмент поэмы:
А подвигу забвенья нет.
Есть память – чистая, как слёзы.
Четырнадцать мальчишьих лет –
И над могилою – берёзы.
А был и галстук на груди,
И сердце песенное было.
И землю эту, и дожди
Душа открытая любила.
Вот говорят теперь: «Увы,

Он мог поэтом стать по праву».
Но мы не отдали Москвы,
И в том его есть доля славы.
Но мы спасли российский край
От своры Гитлера, и в этом
Его заслуга есть, считай.
Хотя он и не стал поэтом.

Раньше мне не доводилось слышать об этом подвиге. Решил разузнать о нем максимум подробностей.
На официальном сайте сельского поселения Порецкое, в которое сегодня входит деревня Межутино, о межутинском герое-пионере – ни слова. В целом во «Всемирной паутине» нашлось лишь одно упоминание о нём. В ходе обмена мнениями о детских годах в СССР некто под электронным именем Alwarscafka вспомнил: «Наша дружина носила имя пионера Лёни Засыпкина (про него книг не писали, но он совершил какой-то подвиг во время ВОВ). Мы … даже ездили в село, где проживал Лёня, собирать информацию. Но подробностей я не помню».
Поиски привели меня в посёлок Уварово, являвшийся перед войной и несколько послевоенных лет центром района, в который входила деревня Межутино. Там в местной средней школе сохранился музей боевой славы, основанный сразу после освобождения Московской области от немецко-фашистских захватчиков. С тех пор бессменной собирательницей и хранительницей его экспонатов является Надежда Васильевна Лебедева.

- Наши школьники вместе с учителями, - рассказала она, - вплоть до начала реформ в стране в 1991 году вели постоянную поисковую работу. Летом выезжали на места боёв, в отдалённые деревни, где в годы войны базировались партизаны, собирали военные реликвии, записывали рассказы очевидцев. Это очень благодатная тема, ведь только в Московской битве в той или иной форме приняли участие около 20 тысяч пионеров и школьников, впоследствии награжденных медалью «За оборону Москвы». Многие из юных мстителей были примером для наших ребят. В первую очередь Лёня Засыпкин. У нас сохранилась его довоенная фотография, снимки его родителей, воспоминания учителей.
Лёня воспитывался в простой деревенской семье. Отец Сергей Абрамович работал в лесничестве. Мать Матрёна Афанасьевна была колхозницей. В сентябре 1941 года Лёня должен был пойти в 8 класс. Но учитель Валентин Петрович Архаров ушёл на фронт, а уже в начале октября Межутино заняли немцы. Юный патриот создал в деревне подпольную пионерскую организацию, в которую вошли Федя Голубев, Коля Денисов, Толя Комолов, Вася Федосов, Коля Парфенов. Они начали с мелких пакостей фашистам: воровали заводные ручки для автомашин, прокалывали шины. Потом Лёня с товарищами перешёл к более серьёзным делам. Они выкрали у квартировавшего в Межутино фашистского офицера карту местности, которая очень нужна была партизанам. В другой раз засыпали соль и перец в бочки с бензином, которым фашисты заправили колонну автомашин, предназначенных к отправке на фронт. Они надолго застряли в Межутино, пока немцы «не выяснили», что автомобили не заводятся по причине «некачественного топлива».
О последней странице жизни Лёни написал в своих воспоминаниях, сохранившихся в школьном музее, уваровский учитель Абрам Куртиков: «Лёня с товарищами похитили ящик с гранатами. Потом у немцев пропало несколько винтовок, автомат. Гитлеровцы согнали всех жителей Межутино на ток. Фашистский офицер заявил: «Если не будет возвращено оружие, если не будут выданы те, кто его взял, всех жителей деревни расстреляем». Что же делать? И Лёня решился. Он добровольно пришел в фашистский штаб и заявил, что оружие украл он. Паренька подвергли страшным пыткам. «Где партизаны? Кто был вместе с тобой?», - кричал переводчик. Лёня не выдал никого. Наступила последняя для него ночь. О чем он думал тогда? Кто знает? На клочке бумаги сумел написать: «Мама и папа и друзья мои. Не огорчайтесь. Не я первый умираю за Родину. Жалко мал срок и мало сделал. Прощайте!»
Утром Лёню вывели из штаба, солдат сунул ему в руки лопату. Он должен был сам вырыть себе могилу. Юный герой и два фашистских конвоира скрылись в лесу. Вскоре оттуда послышалась автоматная очередь. Так мужественно и просто отдал свою жизнь за Родину Лёня Засыпкин. Ему было всего четырнадцать лет. Немногие в этом возрасте сделали больше, чем он».
Несомненно, Лёня Засыпкин совершил подвиг. Поразительно только то, что этот подвиг, вероятно, по причине сумятицы 1941-1942 годов так и не был отмечен наградой. Есть могилка между Межутино и Столбино, были пионерские отряды и дружины, названные именем Лёни, которых теперь не стало. Но народная память осталась, и она взывает, требует воздать должное Герою хотя бы с опозданием в десятилетия!
Это нужно в первую очередь для воспитания патриотизма у молодых поколений россиян.

Надежда Васильевна Лебедева сказала мне об этом так:

- Нередко в школьных сочинениях на тему «Делать жизнь с кого?» можно прочитать восторженные мечтания ребят о стезе барменов, фотомоделей и пр. Ничего предосудительного в этих видах трудовой деятельности нет, но очень уж неестественными выглядят такие «мечтания» школьников. К тому же в случае чего барменами брешь в обороне Москвы не закроешь. Нужны и более героические профессии.

В самом школьном музее есть прямой намёк на решение этой проблемы. На одной из стен висит стенд «Наши выпускники продолжают традиции фронтовиков». На нем – фотографии тех, кто посвятил свою жизнь службе в Вооружённых силах. Оказывается, из выпускников школы 1968 - 1985 годов двое вышли в генералы, восемь стали полковниками, более полутора десятков подполковниками, майорами, капитанами. Для одной школы – это поразительный показатель.

Нетрудно заметить, что с начала перестройки, когда школьный музей резко снизил интенсивность работы, школа перестала «готовить» офицеров. Конечно, главная причина, наверное, в том, что изменились ориентиры в стране в целом. Телевидение, другие СМИ стали пропагандировать иных героев. Уваровские школьники не миновали этой идеологической атаки.

И всё-таки мне кажется, что если даже одна конкретная школа хотя бы на своём локальном уровне будет противостоять ложным ориентирам, ситуацию можно поправить. Школьный музей – эффективный инструмент в этой работе. Ведь память - очень благодарное явление: о чём мы постоянно помним – на то нравственно и ориентируемся. Для оживления памяти не нужно особых финансовых средств – достаточно лишь желания и гражданственной позиции учителей. Наверное, мало кто будет против того, чтобы вернуть память о нашем героическом прошлом на страницы школьных сочинений. Тогда у школьников появятся разные варианты ответа на вопрос «Делать жизнь с кого?» - не только тот, который навязывается телеящиком. У тех же уваровцев таких вариантов в потенциале немало. Школа носит имя Героя Советского Союза Михаила Вербицкого. В школьном музее есть о нём очень впечатляющие материалы. В советское время один из пионерских отрядов школы носил имя пионера-партизана Володи Казначеева. Володя входил в группу подрывников, вместе со старшими товарищами он пустил под откос восемь эшелонов врага. За голову партизана Кзаначеева фашисты назначили награду, даже не подозревая, что отважный их противник - совсем ещё мальчик. Володя Казначеев награждён орденом Ленина, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.
Другой пионерский отряд носил имя Лёни Засыпкина. В уваровском школьном музее есть материалы о подвигах пионеров и комсомольцев из соседних районов.

Во время боя в Яхроме Дмитровского района за здание горсовета 15-летний Коля Васильев пробрался на чердак здания и гранатами уничтожил пулемет врага. После освобождения Яхромы Коля Васильев был награжден медалью "За боевые заслуги".

Защищая мост через реку Городёнку, смертью героя погиб ученик волоколамской средней школы № 2 Борис Кузнецов. В конце декабря 1941 года фронтовая газета «За родину» писала: «Девятнадцатого декабря танки Домаскина ворвались в Волоколамск. Они остановились у реки, высадили десант и открыли огонь по фашистам, подготавливающим взрыв моста. Первые выстрелы, от которых упали фашисты, сделал появившийся невесть откуда мальчик с красным галстуком на груди». Этим мальчиком был ученик 7-го класса Волоколамской средней школы № 2 Борис Кузнецов. В схватке с фашистами он был тяжело ранен. 18 марта 1942 года Борис Кузнецов умер в госпитале.

Во время оккупации села Рогачёво Дмитровского района школьники Сережа Агеев, Юра и Коля Репнины прятали и лечили четверых раненых красноармейцев.

В этом же селе другая группа юных патриотов - Астахов Алеша, Блохин Миша, Воинов Саша, Глоба Саша, Кожинов Саша, Негин Борис - подожгла фашистский склад с медикаментами. Все они были схвачены и расстреляны.

В селе Петровское (Клинский р-н) 14-летние школьницы Катя Дудукина и Нюра Чесалина помогли бежать из немецкого лагеря для военнопленных 93-м советским воинам. Потаёнными лесными тропами они вывели их к линии фронта в том месте, где практически не было фашистов. Бойцы благополучно ушли в расположение советских войск.

Мужественно воевал в одном из партизанских отрядов под Волоколамском Толя Шумов. Юный партизан ловко и бесстрашно пробирался в населенные пункты, захваченные врагом, собирал ценные сведения о переброске войск противника, распространял среди населения листовки. 30 ноября 1941 года во время выполнения задания в Осташеве Толю опознал и выдал фашистам предатель. Не добившись от паренька никаких сведений, фашисты расстреляли юного героя. Анатолий Шумов посмертно был награжден орденом Ленина.

Если бы сегодняшние уваровские мальчишки при подготовке сочинений или во время экскурсий узнали все подробности об этих героях, то, наверное, хотя бы некоторые из них увлеклись романтикой служения Отечеству.

То же самое относится и к миллионам других российских школьников, от которых в заидеологизированных современных школах фактически закрыта информация (по нынешней терминологии, по причине «не формата») о подвигах комсомольцев и пионеров военного времени.

Сергей Турченко
8 февраля 2016 г.

Комментарии:

Krystallynn 23.10.2016 в 21:44 # Ответить
Action requires kneg
Action requires knegeldwo, and now I can act!

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 января
суббота
2021

В этот день:

Царь Иоанн IV

16 января 1547 года в Кремле состоялась церемония венчания великого князя Московского ИВАН IV на царство.

Царь Иоанн IV

16 января 1547 года в Кремле состоялась церемония венчания великого князя Московского ИВАН IV на царство.

Государь принял новый титул «царя и великого князя всея Руси», укрепляя тем самым самодержавную власть московских государей и международное значение Русского государства.
Во время царствования Иоанна
IV Грозного Россия преобразилась: проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы). Были покорены Казанское и Астраханское ханства, присоединены Западная Сибирь, Область войска Донского, Башкирия, земли Ногайской Орды. При Иване IV прирост территории Руси составил почти 100 %, с 2,8 млн км² до 5,4 млн км², к завершению царствования Русское Государство стало размером больше всей остальной Европы.

Оценивая итоги расцвета Русского государства, историк Р. Г. Скрынников называет прекращение феодальной усобицы, объединение земель, реформы Ивана Грозного, укрепившие систему государственного управления и вооруженные силы. Это позволило сокрушить последние осколки Золотой Орды на Волге — Казанское и Астраханское царства. Царствование Иоанна Грозного, по мнению историка И. К. Кондратьева, было "одним из замечательных царствований, наложивших на Москву, а с нею и на всю Россию печать особенного величия“. Действительно, в эти годы в Москве состоялся первый Земский собор, был создан Стоглав, начата торговля с англичанами (1553) (а также с Персией и Средней Азией), открыта первая типография, построены Архангельск, Кунгур и Уфа, башкиры приняты в русское подданство, учредилось Донское казачество, воздвигнут знаменитый храм Покрова в память завоевания Казанского царства, более известный под именем Василия Блаженного».

Тем не менее с момента смерти Иоанна Грозного и по сей день этот великий государственный строитель Земли Русской постоянно шельмуется, преподносится как самодур, деспот и пр. При этом на его память льется беспардонное вранье. Причина скорее всего в том, что при Иване Грозном был запрещён въезд на территорию России еврейских купцов. Когда же в 1550 году польский король Сигизмунд-Август потребовал, чтоб им был дозволен свободный въезд в Россию, Иоанн отказал в таких словах: «в свои государства Жидом никак ездити не велети, занеже в своих государствах лиха никакого видети не хотим, а хотим того, чтобы Бог дал в моих государствах люди мои были в тишине безо всякого смущенья. И ты бы, брат наш, вперёд о Жидех к нам не писал», поскольку они русских людей «от христианства отводили, и отравные зелья в наши земли привозили и пакости многие людям нашим делали».

 

Казачья стража

16 января 1811 года Указом императора Александра I утверждено «Положение об устройстве пограничной казачьей стражи».

Казачья стража

16 января 1811 года Указом императора Александра I утверждено «Положение об устройстве пограничной казачьей стражи».

В соответствии с ним в целях обеспечения надежной охраны передовых рубежей государственной границы на каждые 150 верст западной границы назначалось по одному казачьему полку.

Первая космическая станция - наша

16 января 1969 года состоялась первая в мире стыковка на околоземной орбите двух пилотируемых космических кораблей

Первая космическая станция - наша

16 января 1969 года состоялась первая в мире стыковка на околоземной орбите двух пилотируемых космических кораблей

Это Союз-4 с космонавтами Б.В. ВОЛЫНОВЫМ, Е.В. ХРУНОВЫМ и А.С. ЕЛИСЕЕВЫМ и Союз-5 с космонавтом В.А. ШАТАЛОВЫМ. Произошел первый переход космонавтов из одного космического корабля в другой через открытый космос. В течение 4 часов два космических корабля совершали полет как один объект, образуя первую экспериментальную космическую станцию.

Испытатели Анатолий Андронов и Владимир Шушунов

16 января 1998 года указом Президента РФ за «мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники» полковникам Анатолию Андронову и Владимиру Шушунову присвоено звание Героя России..

Испытатели Анатолий Андронов и Владимир Шушунов

16 января 1998 года указом Президента РФ за «мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники» полковникам Анатолию Андронову и Владимиру Шушунову присвоено звание Героя России..

Анатолий Андронов родился 13 марта 1951 года в городе Щёлково Московской области. Окончил среднюю школу. В 1968 году Андронов был призван на службу в Советскую Армию. В 1972 году он окончил Балашовское военное авиационное училище, после чего служил в авиаполку обеспечения Центра подготовки лётчиков-испытателей в Ахтубинске. В 1980 году Андронов окончил этот центр, в 1981 году — заочно Московский авиационный институт.

С 1980 года был лётчиком-испытателем ГК НИИ ВВС, затем служил в лётно-испытательном управлении Военно-воздушных сил, дослужился до должности начальника этого управления. Испытывал большое количество тяжёлой авиатехники, в том числе военно-транспортных самолётов («Руслан», «Мрия», «Скальпель»). За время своей лётно-испытательской деятельности Андронов совершил 1478 полётов, освоил более чем 40 разновидностей вертолётов и самолётов. Установил 7 мировых и 10 всесоюзных авиационных рекордов на «Руслане». Испытывал авиатехнику во время боёв в Афганистане, участвовал в Антарктических экспедициях.

Владимир Шушунов родился 3 марта 1948 года в Ленинграде. В 1967 году окончил Радиополитехникум в Ленинграде. В 1967—1971 годах учился в Качинском высшем военном авиационном училище лётчиков, по окончании которого (с отличием) служил там же лётчиком-инструктором. В 1979 году окончил Центр подготовки лётчиков-испытателей в 8 ГНИИ ВВС им. Чкалова (Ахтубинск). С 1981 года — на лётно-испытательной работе в 8 ГНИИ ВВС им. Чкалова (Ахтубинск). Освоил и участвовал в испытаниях и доводке более 50 типов и модификаций самолётов, в том числе МиГ-29РБ, МиГ-31Б, МиГ-29СМ, Су-24М, Су-27. Выполнил 108 испытаний различных единиц техники, вооружения, систем управления, среди них: дозаправка самолётов истребительной и фронтовой авиации; дозаправка в воздухе в ночное время и в условиях экстремальных погодных условий.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии