RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Пять «Георгиев» Аввакума Волкова
12 октября 2019 г.

Пять «Георгиев» Аввакума Волкова

В октябре 1914 года многие российские газеты опубликовали рассказ об удивительном русском герое, удостоившимся за свои подвиги пяти (!) Георгиевских крестов
Снижение цен в СССР и повышение в РФ
1 апреля 2019 г.

Снижение цен в СССР и повышение в РФ

1 апреля 1952 года в СССР объявлено о новом, самом крупном за послевоенный период, снижении цен на многие продукты и почти на все потребительские товары.
Расстрелять перед строем...
20 октября 2019 г.

Расстрелять перед строем...

20 октября 1941 года командующий войсками 43 Армии генерал-майор Голубев подписал страшный приказ, который обнаружен в архиве Министерства обороны
Мы — внуки Победителей
11 мая 2020 г.

Мы — внуки Победителей

Автор и исполнитель патриотических песен Сергей Пестов прислал в «Российский героический календарь» своё новое произведение
Тихоокеанский форпост
11 января 2015 г.

Тихоокеанский форпост

80 лет назад 11 января 1935 года Морские силы Дальнего Востока обрели статус Тихоокеанского флота
Главная » Подвиги в наследство » Крылатый солдат империи

Крылатый солдат империи

24 февраля 1899 года родился Михаил Михайлович ГРОМОВ, один из первых Героев Советского Союза

Прославленный летчик и военачальник, генерал-полковник авиации, выдающийся спортсмен (в 1923 году стал чемпионом СССР по тяжелой атлетике), профессор, в историю страны он все-таки, в первую очередь, вошел как покоритель неба.
Крылатый солдат империи

Громов - один из тех, кто в 1930-х "ставил на крыло" отечественную авиацию, кто на деле воплощал слова "Все выше, и выше, и выше...".
10-12 сентября 1934 года на самолёте АНТ-25 (второй пилот — А. И. Филин, штурман — И. Т. Спирин) Михаил Громов совершил рекордный по дальности и продолжительности перелёт по замкнутому маршруту — 12 411 км за 75 часов.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, лётчику-испытателю Громову Михаилу Михайловичу 28 сентября 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза (медаль №8), а Филин А. И. и Спирин И. Т. награждены орденами Ленина.
В 1937 году на АНТ-25-1 (второй пилот — А. Б. Юмашев, штурман — С. А. Данилин) совершил беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Сан-Хасинто (США), установив 2 мировых авиационных рекорда дальности полёта. За этот перелёт Громов М. М. был награждён орденом Ленина, а Юмашеву А. Б и Данилину С. А. присвоены звания Героев Советского Союза. Международная авиационная федерация (ФАИ) наградила пилотов и штурмана медалью Анри де Лаво за лучшее достижение 1937 года.
О Великом Летчике Михаиле Громове в советское время писали немало. Но, считается, никто это не сделал лучше, чем Феликс Чуев, писатель и публицист. В этом, кстати, нет ничего удивительного: Чуев сам родился в семье летчика. Ниже - отрывки из его книги "Солдаты империи". О встречах с генерал-полковником авиации Михаилом Михайловичем Громовым.
"Он воцарился на сцене за столом, высокий, сухощавый, стройный - восьмидесятилетний Громов. Черный строгий костюм, белая рубашка, темно-красный галстук, платок в нагрудном кармашке, над ним - Звезда Героя и маленький знак ордена Почетного легиона Франции. Каждая деталь подчеркнуто выделялась. Даже Золотая Звезда казалась нестандартной, ярче, чем у других Героев. Он говорил сидя. Кажется, ни разу не улыбнулся. Поначалу - все-таки ощущение старости. А потом оказалось, что это волнение, с которым он быстро справился, когда стал говорить о перелетах на туполевском АНТ-25:
- На этом самолете был установлен рекорд дальности 10 800 километров за 62 часа - моим экипажем. Все остальное - выдумки журналистов. Ничего особенного рекорд не представлял. Два раза попадали в обледенение, портилась аэродинамика.
Он говорил четко, размеренно, таким, я бы сказал, интеллигентно-аристократическим, княжеским голосом, как говорят сейчас лишь первые эмигранты:
- Единственный раз было трудно, когда подходили к Мексике. Горючего хватило бы и до Панамы, и мы запросили разрешения сесть в Южной Америке, но Сталин ответил: "Садитесь в США. Дикари нам не нужны". Мы и сели в США на границе с Мексикой и доказали, что летаем не хуже других.
Чкалов пролетел намного меньше нас (я ждал, когда же он заговорит о Чкалове. - Ф. Ч.), а бензина у него оставалось только на несколько минут. У нас же и горючего было достаточно, и, когда американцы открыли капот, на моторе не было ни капли масла! Можно начинать сначала.
Были полеты куда тяжелее, чем этот рекорд дальности. Пройдя сложную жизнь, могу сказать, что я попадал в такие моменты испытаний, когда требовалась борьба. Требовалось творчество.
В годы моего детства автомобиль был еще на деревянных колесах. Что сделало творчество! Человек - непревзойденное произведение Вселенной.
...А я, слушая Громова, подумал и о том, что самолет - величайшее достижение человека. Громову было уже четыре года, когда поднялись в небо братья Райт. Сам он летал целую эпоху. Но об этом говорил мало. Больше - о психологии:
-Надо работать над своей психической деятельностью, научиться постоянно следить за ней и своим поведением, то есть как бы глядеть на себя. Через месяц ваша деятельность будет автоматизироваться.
Если я сижу непрямо, я себя одерну. Идти вперед, во всем - вперед! Как? Очень просто: следить за собой рационально, в кратчайшее время и наилучшим образом. И каждый почувствует, что он идет вперед, идет к прекрасному.
Громов говорил о Сеченове - это его кумир. И все-таки коснулся авиации, сказав:
- В течение полувека летчика, равного мне, в мире не было. Меня называли "Летчик номер один".
Может, кому-то такое высказывание показалось не слишком скромным, но сидевший рядом со мной человек сказал соседу: "А ведь это на самом деле так!".
- Там, где я летчик, - продолжал Громов, - я педант. Но я и романтик. Я увлекаюсь логикой, психологией, литературой, живописью. К сожалению, наш русский язык пошел сейчас книзу, а не кверху. "Имело место" - это по-русски? Зачем такую неметчину вносить в родной язык? Жизнь наша очень коротка, и надо интересоваться тем, что нас двигает вперед. Нарисовал Пикассо кошку. Кошка ли это?
Громов говорил, и хотелось его слушать и слушать. Может, обаяние имени?
Что чувствовал я тогда в полупустом малом зале Дома культуры МАИ? Имя этому чувству - причастность. Я видел великого человека, гордился, что застал его живым, слушал, как он говорит. Я уважал всех, кто пришел сюда, сюда, а не в соседнее большое вместилище за стеной, где дребезжал американский фильм. Боже, как я презирал толпу, что прошла мимо самого Громова! Они никогда не увидят его, да и зачем им это?
Почему привлекает только то, что современно или имеет видимость современности? Почему такое узкое, немасштабное мышление? Может, я постарел или отстал от жизни? Нет, и в двадцать лет у меня были такие же взгляды, меня никогда не волновало сиюминутное. Уже тогда я был благодарен своим родителям за то, что мы жили идеями, жили крылато, не приспосабливаясь, ненавидя формулу "устроиться в жизни", благодарен за ту открытку с обрезанными краями, приколотую к сырой стене послевоенной хибары. Я видел Громова. Ну и что? Да ничего. Я решил написать об этом человеке прежде всего для себя. Ну и, конечно, для почитателей славы Отечества. К тому же этой встречей Громов для меня не закончился.
Через три года, 6 февраля 1982 года, я неожиданно попал к нему в гости. Открываю одну из многочисленных тетрадей своих дневников...
О Громове на Калининском фронте я вспоминаю эпизод, рассказанный самим Михаилом Михайловичем.
Командующим фронтом был Иван Степанович Конев. Провинился один летчик, и Конев приказал Громову:
- В расход его!
А через некоторое время командующему снова попал на глаза этот летчик, живой и невредимый, более того - летает на боевые задания!
- Ка-а-ак? - высказал Конев свое возмущение Громову.
- А я думал, в расход - это в столовую, - ответил невозмутимый Громов,- я его туда и определил временно.
- У меня не было ни одно невыполненного задания,- говорил Громов.- У меня не было ни одного полета, который был бы задан и я бы его не выполнил от начала до конца. Я не умел еще летать по приборам, в тумане, или где, но от начала до конца все выполню - вот! И никто не скажет, что это не так. А в этом соль. Коккинаки полетел в Америку и сел в болото, Гризодубова полетела на Дальний Восток, ей все говорили: "Полевей, полевей", - она - трах! - выкинула девку в болото, Раскову, раньше времени. Там, где ты сядешь, там ты сначала и выброси, чтоб ей близко было найти самолет, она ее выбросила и села потом черт знает где. Та, бедняжка, сколько плелась! Вы представляете, девчонке плестись в тайге! Там же дикие звери, и чего там нету... Вот голова где должна работать! Все надо обдумать и снова думать, думать и думать- меня ничто никогда не могло застать врасплох. Ночью проснешься - тут-то творчество и начинается. А главное, надо уметь смотреть вперед. Предвидеть. Это чрезвычайно важно для летчика знать наперед, что будет. Воображение, фантазия ли - это должно быть развито.
Этот летел (Чкалов. - Ф. Ч), летел, кислорода на большой высоте не хватает...
Коккинаки... Воображаю, когда самолет садится в грязь. Все вдрызг, самолет разбит, сам грязный... Вся соль - прилететь и поставить машину: вы просили - будьте любезны!
...В 1938 году рейхсканцлер Германии Гитлер организовал показ авиационной техники, и в Берлин пригласили лучших летчиков мира.
- Сталин послал меня,- говорит Громов,- и я им там показал, как надо летать!
...У немцев был самолет, на котором никто не мог выполнить пилотаж. Громов минут пять посидел в кабине, освоился, взлетел и в воздухе выжал все из этого самолета. Когда сел, подбежал главный конструктор:
- За любые деньги, господин Громов, поработайте на моей фирме хоть один год!
Конечно, доверие Сталина много значило. Михаил Михайлович не рассказывает, что он написал письмо Сталину в защиту С. П. Королева, который был осужден, и оно сыграло важную роль в освобождении Сергея Павловича. Для этого тоже надо было быть Громовым.
- Сталин знал, что у меня ни пенька, ни задоринки, знал, что у меня все будет сделано по-честному.
И то, что я и педант, и романтик, тоже знал. Знал, что за меня можно быть спокойным. Доверял он мне безовсяких и в начале войны послал выбирать самолеты в Америку - северным морским путем. Через три дня мы были уже там. В Америку, с целой группой, в декабре 1941 года- полное доверие! Он понимал. "Вас в Америке знают", - говорил. Он верил в мои благородство и честность и знал, как я отношусь к работе"...

"Солдатский храм" (https://vk.com/ruvoin)

.
24 февраля 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
8 августа
суббота
2020

В этот день:

Моонзундская операция

8 августа 1915 года во время Первой мировой войны началась Моонзундская (Ирбенская) операция по отражению прорыва германского флота в Рижский залив.

Моонзундская операция

8 августа 1915 года во время Первой мировой войны началась Моонзундская (Ирбенская) операция по отражению прорыва германского флота в Рижский залив.

Германский флот, принимавший участие в прорыве, вдвое превосходил русский Балтийский флот и во много раз морские силы Рижского залива. Попытка противника протралить Ирбенский пролив 8 августа закончилась неудачей – на минах подорвались 2 тральщика, крейсер и эсминец.
В течение 16 – 19 августа траление фарватера было закончено, но русские корабли оказали ожесточенное сопротивление. После упорных боев 21 августа германский флот, понеся большие потери (2 эсминца и 3 тральщика потоплены, повреждены 2 крейсера, эсминец и тральщик), отступил, не выполнив боевой задачи.

 

Объявление войны Японии

8 августа 1945 года СССР объявил войну Японии, начав ввод войск в Манчжурию.

Объявление войны Японии

8 августа 1945 года СССР объявил войну Японии, начав ввод войск в Манчжурию.

Правительство СССР  в заявлении японскому правительству подчеркнуло, что в связи с отказом Японии принять требования Потсдамской декларации, прекратить военные действия против США, Англии и Китая Советский Союз, «верный союзническому долгу», с 9 августа будет считать себя в состоянии войны с Японией.

Космонавт СССР Светлана Савицкая

8 августа 1948 года родилась Светла́на Евге́ньевна Сави́цкая, дважды Герой Советского Союза, советский космонавт, вторая женщина-космонавт в мире и первая в мире женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос.

Космонавт СССР Светлана Савицкая

8 августа 1948 года родилась Светла́на Евге́ньевна Сави́цкая, дважды Герой Советского Союза, советский космонавт, вторая женщина-космонавт в мире и первая в мире женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос.

Родилась в Москве. Отец — Маршал авиации Евгений Савицкий. В 1966 году окончила московскую школу № 637. Поступила в Московский авиационный институт (МАИ), который окончила в 1972 году. Во время учёбы в МАИ также училась в Центральной объединённой лётно-технической школе при ЦК ДОСААФ в Калуге, которую окончила в 1971 году, получив квалификацию «лётчик-инструктор». В период с 1969 года по 1977 год входила в состав сборной команды СССР по пилотажному спорту. В 1970 году выиграла первенство мира по пилотажному спорту на поршневых самолётах в Великобритании. Установила 3 мировых рекорда по парашютному спорту в групповых прыжках из стратосферы и 18 авиационных рекордов на реактивных самолётах. После окончания института работала лётчиком-инструктором, училась в школе лётчиков-испытателей. В 1975 году вступила в КПСС. В 1976 году начала работать лётчиком-испытателем НПО «Взлёт» министерства радиоэлектронной промышленности СССР. Выполняла полёты на самолётах «МиГ-21», Е-155 («МиГ-25»), «Су-7», «Ил-18», «Ил-28». С мая 1978 года по июнь 1981 года работала лётчиком-испытателем Московского машиностроительного завода «Скорость» КБ А. С. Яковлева. В августе 1980 года была командирована в отряд лётчиков-космонавтов. В июне 1981 года назначена космонавтом-исследователем от ММЗ «Скорость». С 19 по 27 августа 1982 года в качестве космонавта-исследователя совершила полёт на кораблях «Союз Т-5», «Союз Т-7» и орбитальной станции «Салют-7». С 17 по 29 июля 1984 года в качестве бортинженера совершила полет на «Союз Т-12» и орбитальной станции «Салют-7». Во время полёта первой из женщин совершила выход в открытый космос. Готовилась к полёту на станцию «Салют-7» в 1986 г. «Союз Т-15C» в качестве командира первого в мире чисто женского экипажа (три женщины-космонавта), но этот полёт не состоялся.

Трижды Герой Иван Кожедуб

8 августа 1991 года ушел из жизни Иван Никитович КОЖЕДУБ (род.08.06.1920), прославленный летчик, трижды Герой Советского Союза, в годы Великой Отечественной войны сбивший в 120 воздушных боях 62 самолета противника.

Трижды Герой Иван Кожедуб

8 августа 1991 года ушел из жизни Иван Никитович КОЖЕДУБ (род.08.06.1920), прославленный летчик, трижды Герой Советского Союза, в годы Великой Отечественной войны сбивший в 120 воздушных боях 62 самолета противника.

В Красной Армии с 1940 года. Окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, после чего продолжил в ней службу в должности инструктора. С марта 1943 года — на фронте. 6 июля 1943 года на Курской дуге, во время сорокового боевого вылета, Кожедуб сбил свой первый немецкий самолёт-бомбардировщик Юнкерс Ю-87. Уже на следующий день сбил второй, а 9 июля - сразу 2 истребителя Bf-109. Первое звание Героя Советского Союза Кожедубу было присвоено 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника. С мая 1944 года Иван Кожедуб воевал на Ла-5ФН (бортовой № 14), построенном на средства колхозника-пчеловода Сталинградской области В. В. Конева. Второй медали «Золотая Звезда» Кожедуб был удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника.

К концу войны Иван Кожедуб, к тому времени — гвардии майор, летал на Ла-7, совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника, среди них 17 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по 2 бомбардировщика Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, 3 штурмовика Hs-129 и 1 реактивный истребитель Me-262.

В лётной биографии Кожедуба числятся также два сбитых в 1945 году самолёта P-51 «Мустанг» ВВС США, которые атаковали его, приняв за немецкий самолёт.

Третью медаль «Золотая Звезда» Кожедуб получил 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны.

Снайпер Олег Козлов

8 августа 1972 года родился Олег Анатольевич Козлов — российский военнослужащий, снайпер, Герой России (1994)

Снайпер Олег Козлов

8 августа 1972 года родился Олег Анатольевич Козлов — российский военнослужащий, снайпер, Герой России (1994)

Парень совершил подвиг, защищая российские рубежи, являясь военнослужащим Российской армии, но чиновники долго лишали его возможности получить российское гражданство.

Олег родился в городе Куляб Советского Таджикистана. В 1987 году после окончания 8 класса поступил в СПТУ № 32 города Куляб, где получил специальность слесаря-сантехника. ПТУ закончил в 1989 году.

В марте 1993 года был призван на военную службу в 117-й Пограничный отряд. В ночь с 18 на 19 августа 1994 года отряд моджахедов попытался прорваться через заставу, начав её обстрел. В то время, когда основные усилия пограничников-десантников были сосредоточены на правом фланге, левый фланг основной обороны оставался открытым, что создавало угрозу окружения противником. Оценив ситуацию, Козлов решил прикрыть левый фланг обороны. Заняв удобную позицию, он в одиночку вел снайперский огонь по огневым точкам противника, уничтожил расчет РПГ, двух снайперов, подавил расчет пулемета. Своими действиями рядовой Олег Козлов не допустил прорыва противника на левый фланг обороны

Указом Президента Российской Федерации рядовому Козлову Олегу Анатольевичу было присвоено звание Героя России.

Вскоре после этого Козлову было присвоено звание сержанта, а затем и прапорщика.

В 1998 году он начал служить по контракту старшиной мотострелковой роты 191-го мотострелкового полка в Курган-Тюбе. Но вся беда в том, что, служа России, получив высшую награду России, Козлов официально не являлся её гражданином.

В ходе прямого телерадиодиалога Президента России Владимира Путина с россиянами 19 декабря 2002 года, прапорщик Олег Козлов, который к тому времени служил в 201-й российской мотострелковой дивизии, дислоцированной в Таджикистане, пожаловался, что несколько раз подавал документы на российское гражданство, но так и не получил гражданства РФ. Через несколько часов прапорщика пригласил посол РФ в Таджикистане, а через 6 дней Президент России подписал указ о приеме в гражданство РФ проживающих в Республике Таджикистан Козлова Олега Анатольевича, его жену Козлову Светлану Алексеевну, а также их детей Владу и Анастасию. Ещё через 5 дней (31 декабря 2002 года) прапорщик с семьёй въехал в новую трёхкомнатную квартиру (до этого своего жилья не имел), которую ему выделил своим Указом Президент Таджикистана Эмомали Рахмонов — ключи от квартиры вручил мэр Курган-Тюбе, а над входом в подъезд повесили табличку «Здесь живёт Герой России».
Конечно, приятный зигзаг удачи для Олега Козлова. Но сколько таких, но не попавшихся на глаза Президенту, русских в Таджикистане, служа России, лишены права являться её гражданами только потому, что не по их воле был разрушен подонками СССР.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии