RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Тайна маршала Говорова
22 февраля 2018 г.

Тайна маршала Говорова

22 февраля 2018 года выдающемуся полководцу, самому загадочному сталинскому маршалу исполнился 121 год
Радиограмма № 1
12 марта 2016 г.

Радиограмма № 1

Она была передана 12 марта 1896 года* с помощью изобретённого А. С. Поповым прибора в Петербургском университете
Высота Андрухаева
13 января 2016 г.

Высота Андрухаева

13 января - День российской печати
Письмо генералу армии Моисееву
24 ноября 2015 г.

Письмо генералу армии Моисееву

РОО «Бородино-2012-2045» обратилась в Российский союз ветеранов с просьбой возглавить подготовку к празднованию 100-летия со дня рождения нашего национального Героя летчика Алексея Маресьева
Парад Победы в Берлине
7 сентября 2018 г.

Парад Победы в Берлине

7 сентября 1945 года у Брандербургских ворот состоялся Парад Победы во Второй мировой войне
Главная » Подвиги в наследство » Забытый ас Первой Мировой

Забытый ас Первой Мировой

6 февраля 1892 года родился Иван Александрович Лойко, несправедливо забытый командир 9-го истребительного авиаотряда Русской армии

В 1917 году в его подразделении служили три летчика, имевшие более 5 воздушных побед, сам командир сбил 10 германских самолетов, при этом 6 побед были документально подтверждены.
Забытый ас Первой Мировой

Его славное имя на долгие десятилетия оказалось забытым в СССР, поскольку в Гражданскую войну он участвовал в Белом движении, за что впоследствии был осуждён в Советской России на десять лет и из отечественных анналов истории удалён. Лишь недавно судьба полковника Русской армии Ивана Александровича Лойко стала более или менее известной в нашей стране.
Родился будущий воздушный ас
в деревне Рубилки под Минском. Отец был крестьянином. Но решил дать сыну образование. После окончания церковно-приходской школы Ваня отправился в Минское реальное училище, где стал учиться по специальности механика. Здесь он и «заболел» авиацией после того, как случайно попал на демонстрационные полёты известного аса Сергея Уточкина.
После «реалки» он поступил в Алексеевское военное училище, где готовили военных летчиков. Проучился всего 13 месяцев по сокращенному курсу и в октябре 1914 года был отправлен на фронт. Оттуда в ноябре его откомандировали в
Качинскую авиашколу. А потом — Юго-Западный фронт, 30-й авиаотряд, в котором ни один самолёт не был вооружен пулеметами: личный карабин и мастерское пилотирование — только и могли противопоставить наши пилоты пулеметному огню противника. Летали на разведку и бомбометание. За два месяца Лойко совершил 30 боевых вылетов, успешно применял новый для того времени тактический прием — бомбометание с пикирования. За что был награждён первым боевым орденом - св. Анны 4-й степени с надписью "За храбрость".

В декабре 1915 года подпоручик Лойко вылетел в разведку. Снизившись над немецкими батареями, он вызвал огонь на себя и не только засек расположения орудий, но успешно сбросил не батарею бомбы. Было пробито крыло и поврежден мотор, но Лойко довел машину до своего аэродрома. За этот подвиг он был награждён орденом св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом.
Весной 1916 года Лойко участвовал в авиаобеспечении "Брусиловского прорыва", за что был награждён орденом св. Анны 3-й степени с мечами и бантом. А вскоре началось формирование первых истребительных отрядов. Командиром 9-го истребительного авиаотряда назначили подпоручика Лойко. У него было несколько воздушных боев, во время которых сбитые самолеты падали на территорию противника, и эти победы не имели подтверждения. И только 26 октября Лойко открыл счёт своим подтверждённым воздушным победам. На аэроплане "Ньюпор-11" над станцией Мамалыга он перехватил и почти в упор расстрелял вражеский аэроплан. Самолёт перевернулся и врезался в землю перед русскими окопами. А еще через месяц Иван Лойко вылетел на перехват аэроплана противника типа "Бранденбург". Вот выдержка из его отчета: "На высоте 3500 метров я догнал его южнее населённого пункта Окна. Подлетев к нему со стороны Пояна - Серес, я открыл огонь из пулемёта. В ответ противник тоже открыл огонь, но затем снизился и улетел на свою территорию. Совершив разворот над Окна, я заметил другой такой же вражеский самолёт, летящий от Окна в сторону Онешти. Я догнал его и открыл огонь из пулемёта с расстояния около 50 метров. Очень быстро снижаясь, он попытался улететь к югу от Онешти, но, видя бесполезность своего маневра, повернул навстречу мне. Я открыл огонь из пулемёта, который после 15 выстрелов заело. Мне оставалось только пугать врага своим маневрированием, вынуждая его летать вокруг меня".
В другой раз Лойко оказался более удачливым. Из отчета: "Я быстро сблизился с вражеским аэропланом спереди и произвёл по нему около 150 выстрелов. После этого он начал очень быстро снижаться и вскоре исчез около наших позиций". Впоследствии выяснилось, что это был "Бранденбург C.I", который разбился около Онешти. Его пилот Джембор и наблюдатель Хайндл из 13-й авиароты были взяты в плен русскими солдатами, и победа Ивана Лойко была гарантировано подтверждена.
За 3 фронтовых года Иван Лойко совершил около 500 боевых вылетов, провёл более 100 воздушных боёв, в которых сбил 10 самолётов противника, из них 6 побед были документально подтверждены.
Во время Гражданской войны Лойко принял сторону Белого Движения и служил в авиации Добровольческой армии, затем в Русской армии. В 1920 году в звании полковника был эвакуирован из Крыма в Константинополь, затем перебрался в Сербию, где работал инструктором в летной школе.
В 1923 году после объявления советским правительством всеобщей амнистии Лойко похитил сербский самолёт и перелетел на территорию Украины. В Советской России он 6 лет прослужил в РККА. В 1929 году его по ложному доносу арестовали, осудили на 10 лет. Два года он просидел в Бутырке, а потом работал в экспедиции особого назначения на острове Вайгач. В 1934 году досрочно вышел на свободу и устроился инженером в транспортный отдел Вайгачского Горно-рудного треста. Погиб в сентябре 1936 года при исполнении служебных обязанностей (подробности не известны).

Сергей Турченко
6 февраля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 апреля
воскресенье
2019

В этот день:

Великий русский изобретатель-самоучка

21 апреля 1735 года родился Иван Петрович КУЛИБИН, великий русский изобретатель-самоучка из села Подновье Нижегородского уезда.

Великий русский изобретатель-самоучка

21 апреля 1735 года родился Иван Петрович КУЛИБИН, великий русский изобретатель-самоучка из села Подновье Нижегородского уезда.

Кулибин прославился на весь мир конструированием оргинальных инженерных сооружений от микроскопических до гигантских.
В 1767 году он сделал часы, в корпусе которых был механизм часового боя, музыкальный аппарат с несколькими мелодиями и маленький автоматический театр с движущимися фигурами.
В течение 30 лет, начиная с 1769 года, Кулибин был заведующим механической мастерской в Академии наук Петербурга, где возглавлял процессы производства различных станков и приборов для навигационных, астрономических и физических целей.
В 1772 году он провёл испытания модели 300-метрового одноарочного моста, предназначенного для установки на Неве.
Кулибин изобрел фонарь-прожектор, который имел отражатель из мелких зеркал, водоход для передвижения против течения, экипаж с педальным приводом и многое другое.

Овладение крепостью Наварин

21 апреля 1770 года десантный отряд русского флота (300 человек и осадная артиллерия) под командованием бригадира И. Ганнибала с эскадры (2 линейных корабля и фрегат) адмирала Г. А. Спиридова овладел турецкой крепостью Наварин.

Овладение крепостью Наварин

21 апреля 1770 года десантный отряд русского флота (300 человек и осадная артиллерия) под командованием бригадира И. Ганнибала с эскадры (2 линейных корабля и фрегат) адмирала Г. А. Спиридова овладел турецкой крепостью Наварин.

Русская эскадра под командованием Г. А. Спиридова была направлена в Средиземное море вскоре после начала войны с Турцией с задачей оттянуть на себя часть сил противника с Чёрного моря и Придунайского театра и оказать помощь грекам в их борьбе за независимость. Подойдя к Наварину, после шестидневной бомбардировки русский отряд взял крепость. Десант захватил 42 пушки, 3 мортиры, 800 пудов пороха и много оружия. Некоторое время Наварин, имевший удобную бухту, использовался как временная маневренная база русского флота.

Космонавт Залетин

21 апреля 1962 года родился Сергей Викторович ЗАЛЁТИН, летчик-космонавт, Герой России.

Космонавт Залетин

21 апреля 1962 года родился Сергей Викторович ЗАЛЁТИН, летчик-космонавт, Герой России.

Совершил два полёта в космос — командиром экипажа «Союз ТМ-30» и командиром «Союз ТМА-1», проведя в космосе в общём счёте 83 суток 16 часов 35 минут 25 секунд.
1 мая 2014 года переведён с должности инструктора-космонавта-испытателя на должность ведущего специалиста организационно-планового отделения отряда космонавтов ЦПК, выбыв из числа действующих космонавтов.

12, 5 тысяч миль под водой

21 апреля 1964 года начался поход атомной подводной лодки К-27 (проект 645) Северного флота (командир—капитан 1 ранга И. И. Гуляев) в экваториальные районы Атлантики. Это был первый в отечественной истории длительный непрерывный поход в подводном положении. За 1240 ходовых часов пройдено 12 425 миль. Руководитель похода вице-адмирал г. Н. Холостяков. Поход завершился 11 июля.

12, 5 тысяч миль под водой

21 апреля 1964 года начался поход атомной подводной лодки К-27 (проект 645) Северного флота (командир—капитан 1 ранга И. И. Гуляев) в экваториальные районы Атлантики. Это был первый в отечественной истории длительный непрерывный поход в подводном положении. За 1240 ходовых часов пройдено 12 425 миль. Руководитель похода вице-адмирал г. Н. Холостяков. Поход завершился 11 июля.

Задачей похода стало испытание лодки на предельных режимах для выявления возможностей лодки и проверке систем и механизмов корабля в условиях автономного плавания. Кроме того было необходимо выяснить оптимальные режимы работы энергетической установки. Были преодолены разные климатические зоны — поход проходил из Арктики в экваториальные воды Атлантического океана.
Для решения задач экипаж был усилен внештатными специалистами: в качестве руководителя похода был назначен председатель Правительственной комиссии вице-адмирал Г. Н. Холостяков, в походный штаб вошли контр-адмирал И. Д. Дорофеев и другие представители флота. Техническую часть возглавил главный конструктор лодки А. К. Назаров и ведущий конструктор СКБ-143 Г. Д. Морозкин, который отвечал за сдачу в эксплуатацию энергетической установки.
Во время похода произошла нештатная ситуация с реактором левого борта подводной лодки. Расплавленный металл попал в газовую систему первого контура и застыл там. В результате в системе произошло падение вакуума, единственным способом устранить неисправность стала работа непосредственно на месте аварии, вблизи активной зоны реактора. Работы выполнил командир дивизиона капитан 3-го ранга А. В. Шпаков, который разрезал дефектную трубку и вручную прошомполил её. (Он получил значительную дозу радиации.) После этого специалисты-сварщики заварили трубку, восстановив работоспособность реактора. Наиболее экстремальные условия были в экваториальных водах, когда температура воды составила +25…+27 °C. При работе в таких условиях системы охлаждения реактора работали на пределе своих возможностей, при этом температура в реакторном и турбогенераторных отсеках была около 60 °C, за счёт этого остальные отсеки лодки прогревались до температуры в 45 °C при влажности до 100 %.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии