RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Отец русского динамита
25 августа 2017 г.

Отец русского динамита

25 августа 1812 года родился Николай Николаевич Зинин, знаменитый русский химик
Паладин Сталина
14 декабря 2013 г.

Паладин Сталина

22 ноября 1893 года родился Лазарь Моисеевич Каганович, мы эту дату не отметили: слишком одиозная политическая фигура
Победа Фёдора Ушакова над Гасан-пашой
11 сентября 2018 г.

Победа Фёдора Ушакова над Гасан-пашой

11 сентября - День воинской славы России: в честь победы русской эскадры над турецкой у мыса Тендра в1790 году
Вход Господень в Иерусалим
24 апреля 2016 г.

Вход Господень в Иерусалим

Начало Крестного Подвига Иисуса Христа
Император Александр II Освободитель
29 апреля 2018 г.

Император Александр II Освободитель

29 апреля 2018 года отмечается 200-летие со дня рождения русского Царя Александра II
Главная » Подвиги в наследство » Забытый ас Первой Мировой

Забытый ас Первой Мировой

6 февраля 1892 года родился Иван Александрович Лойко, несправедливо забытый командир 9-го истребительного авиаотряда Русской армии

В 1917 году в его подразделении служили три летчика, имевшие более 5 воздушных побед, сам командир сбил 10 германских самолетов, при этом 6 побед были документально подтверждены.
Забытый ас Первой Мировой

Его славное имя на долгие десятилетия оказалось забытым в СССР, поскольку в Гражданскую войну он участвовал в Белом движении, за что впоследствии был осуждён в Советской России на десять лет и из отечественных анналов истории удалён. Лишь недавно судьба полковника Русской армии Ивана Александровича Лойко стала более или менее известной в нашей стране.
Родился будущий воздушный ас
в деревне Рубилки под Минском. Отец был крестьянином. Но решил дать сыну образование. После окончания церковно-приходской школы Ваня отправился в Минское реальное училище, где стал учиться по специальности механика. Здесь он и «заболел» авиацией после того, как случайно попал на демонстрационные полёты известного аса Сергея Уточкина.
После «реалки» он поступил в Алексеевское военное училище, где готовили военных летчиков. Проучился всего 13 месяцев по сокращенному курсу и в октябре 1914 года был отправлен на фронт. Оттуда в ноябре его откомандировали в
Качинскую авиашколу. А потом — Юго-Западный фронт, 30-й авиаотряд, в котором ни один самолёт не был вооружен пулеметами: личный карабин и мастерское пилотирование — только и могли противопоставить наши пилоты пулеметному огню противника. Летали на разведку и бомбометание. За два месяца Лойко совершил 30 боевых вылетов, успешно применял новый для того времени тактический прием — бомбометание с пикирования. За что был награждён первым боевым орденом - св. Анны 4-й степени с надписью "За храбрость".

В декабре 1915 года подпоручик Лойко вылетел в разведку. Снизившись над немецкими батареями, он вызвал огонь на себя и не только засек расположения орудий, но успешно сбросил не батарею бомбы. Было пробито крыло и поврежден мотор, но Лойко довел машину до своего аэродрома. За этот подвиг он был награждён орденом св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом.
Весной 1916 года Лойко участвовал в авиаобеспечении "Брусиловского прорыва", за что был награждён орденом св. Анны 3-й степени с мечами и бантом. А вскоре началось формирование первых истребительных отрядов. Командиром 9-го истребительного авиаотряда назначили подпоручика Лойко. У него было несколько воздушных боев, во время которых сбитые самолеты падали на территорию противника, и эти победы не имели подтверждения. И только 26 октября Лойко открыл счёт своим подтверждённым воздушным победам. На аэроплане "Ньюпор-11" над станцией Мамалыга он перехватил и почти в упор расстрелял вражеский аэроплан. Самолёт перевернулся и врезался в землю перед русскими окопами. А еще через месяц Иван Лойко вылетел на перехват аэроплана противника типа "Бранденбург". Вот выдержка из его отчета: "На высоте 3500 метров я догнал его южнее населённого пункта Окна. Подлетев к нему со стороны Пояна - Серес, я открыл огонь из пулемёта. В ответ противник тоже открыл огонь, но затем снизился и улетел на свою территорию. Совершив разворот над Окна, я заметил другой такой же вражеский самолёт, летящий от Окна в сторону Онешти. Я догнал его и открыл огонь из пулемёта с расстояния около 50 метров. Очень быстро снижаясь, он попытался улететь к югу от Онешти, но, видя бесполезность своего маневра, повернул навстречу мне. Я открыл огонь из пулемёта, который после 15 выстрелов заело. Мне оставалось только пугать врага своим маневрированием, вынуждая его летать вокруг меня".
В другой раз Лойко оказался более удачливым. Из отчета: "Я быстро сблизился с вражеским аэропланом спереди и произвёл по нему около 150 выстрелов. После этого он начал очень быстро снижаться и вскоре исчез около наших позиций". Впоследствии выяснилось, что это был "Бранденбург C.I", который разбился около Онешти. Его пилот Джембор и наблюдатель Хайндл из 13-й авиароты были взяты в плен русскими солдатами, и победа Ивана Лойко была гарантировано подтверждена.
За 3 фронтовых года Иван Лойко совершил около 500 боевых вылетов, провёл более 100 воздушных боёв, в которых сбил 10 самолётов противника, из них 6 побед были документально подтверждены.
Во время Гражданской войны Лойко принял сторону Белого Движения и служил в авиации Добровольческой армии, затем в Русской армии. В 1920 году в звании полковника был эвакуирован из Крыма в Константинополь, затем перебрался в Сербию, где работал инструктором в летной школе.
В 1923 году после объявления советским правительством всеобщей амнистии Лойко похитил сербский самолёт и перелетел на территорию Украины. В Советской России он 6 лет прослужил в РККА. В 1929 году его по ложному доносу арестовали, осудили на 10 лет. Два года он просидел в Бутырке, а потом работал в экспедиции особого назначения на острове Вайгач. В 1934 году досрочно вышел на свободу и устроился инженером в транспортный отдел Вайгачского Горно-рудного треста. Погиб в сентябре 1936 года при исполнении служебных обязанностей (подробности не известны).

Сергей Турченко
6 февраля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 февраля
четверг
2019

В этот день:

Адмирал Алексей Епанчин

21 февраля 1823 года родился Алексей Павлович Епанчин, адмирал (1909), начальник Морского училища и Николаевской морской академии.

Подводник Юрий Щербаков

21 февраля 1947 года родился Юрий Александрович Щербаков, офицер-подводник, капитан первого ранга, командир атомной глубоководной станции АС-35. В январе 1993 года за «самоотверженные действия, совершённые при исполнении воинского долга в экстремальных условиях, сопряжённых с риском для жизни» был награждён орденом «За личное мужество». В1996 году по результатам глубоководных испытаний получил звание Героя Российской Федерации.

Подводник Юрий Щербаков

21 февраля 1947 года родился Юрий Александрович Щербаков, офицер-подводник, капитан первого ранга, командир атомной глубоководной станции АС-35. В январе 1993 года за «самоотверженные действия, совершённые при исполнении воинского долга в экстремальных условиях, сопряжённых с риском для жизни» был награждён орденом «За личное мужество». В1996 году по результатам глубоководных испытаний получил звание Героя Российской Федерации.

Юрий Александрович Щербаков уроженец Минска. Служил в Военно-Морском Флоте с 1966 года. В июне 1971 года окончил минно-торпедный факультет Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола (в 1998 году расформировано, остатки стали частью Санкт-Петербургского военно-морского института), в июле 1978 года — Высшие специальные офицерские классы ВМФ.

Службу проходил на Северном флоте: начал с должности командир минно-торпедной боевой части (БЧ-3) атомной подводной лодки К-159 (август 1971 — декабрь 1975); помощник командира атомной подводной лодки К-11 (декабрь 1975 — ноябрь 1977).

С августа 1978 года - командир атомной глубоководной станции АС-35. В январе 1993 года за «самоотверженные действия, совершённые при исполнении воинского долга в экстремальных условиях, сопряжённых с риском для жизни» был награждён орденом «За личное мужество». 26 ноября 1995 года АС-35 вошла в состав флота (29-я отдельная бригада подводных лодок), а в 1996 году проведены глубоководные испытания, по результатам которых указом президента Российской Федерации от 27 января 1997 года капитану 1-го ранга Щербакову было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Скоропостижно кончался 17 мая 2012 года. Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.

Комиссия ГОЭЛРО

21 февраля 1920 года создана Государственная комиссия по электрификации России

Комиссия ГОЭЛРО

21 февраля 1920 года создана Государственная комиссия по электрификации России

По заданию и под руководством В. И. Ленина она разработала государственный план электрификации РСФСР. Одобрен VIII Всероссийским электротехническим съездом, созванным декретом Совета народных комиссаров. План ГОЭЛРО с рядом замечаний и дополнений был принят Советом Народных Комиссаров, который принял 21 декабря 1921 г постановление «О плане электрификации России».
Проект ГОЭЛРО положил основу индустриализации в России. План, в основном, был перевыполнен к 1931 году. Выработка электроэнергии в 1932 году по сравнению с 1913 годом увеличилась не в 4,5 раза, как планировалось, а почти в 7 раз: с 2,0 до 13,5 млрд кВт·ч.
Нынешним «реформаторам» за 25 лет удалось развалить заложенную тогда систему. Сегодня износ электросетей России составляет 80 процентов!

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии