RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Был ли у Сталина инсульт
5 марта 2014 г.

Был ли у Сталина инсульт

5 марта 1953 года умер вождь СССР. Официальная версия — от кровоизлияния в мозг
«Дедушка» русского спецназа
18 ноября 2015 г.

«Дедушка» русского спецназа

15 лет назад 18 ноября 2000 года в столетнем возрасте ушел из жизни самый известный советский диверсант Илья Григорьевич Старинов.
Прохоровское поле
12 июля 2016 г.

Прохоровское поле

12 июля 1943 года в районе железнодорожной станции Прохоровка и села Александровское произошло самое крупное встречное танковое сражение Второй мировой войны.
Уроки Константина Симонова
28 августа 2018 г.

Уроки Константина Симонова

28 августа 1979 года умер выдающийся военный писатель полковник Константин Михайлович Симонов
Генералу Карбышеву — 135 лет
26 октября 2015 г.

Генералу Карбышеву — 135 лет

26 октября 1880 года родился великий сын великого русского народа генерал Дмитрий Михайлович Карбышев
Главная » Подвиги в наследство » Выпьем за тех, кто командовал ротами

Выпьем за тех, кто командовал ротами

27 февраля (по другим данным, 27 марта) 1914 года родился поэт Павел Шубин, автор легендарной песни «Волховская застольная»

Её любили и до сих пор любят не только фронтовики, но и последующие поколения
Выпьем за тех, кто командовал ротами

До самой смерти дед мой называл Сталинград Сталинградом, а Ленинград Ленинградом, особо поминая остров Гогланд – он там воевал. И ни одно застолье, особенно 23 февраля, не обходилось без песни со словами:
Выпьем за тех, кто командовал ротами,
Кто умирал на снегу.

И мы, дети, знали эту песню наизусть.
На школьном концерте, правда, петь нам ее запретили – шла борьба за трезвость, а там все “выпьем и снова нальем”… Но у нас в доме всегда считали, что “из песни слова не выкинешь”.
А вот над чем мы не задумывались, так это над тем, кто эти слова сочинил – песня-то была по-настоящему народная. Кстати, мало кто и сейчас знает ее название - “Волховская застольная”.
А ведь автор слов у песни есть – это прекрасный поэт Павел Николаевич Шубин. Хотя и посейчас путаются в его дате рождения - то ли 27 марта, как дает Литературная карта Липецкой области; то ли 27 февраля 1914 года - как указывает на своем сайте его родное село Чернава Измалковского района Липецкой области.
Зато все литературоведы единодушно подчеркивают, что Павел шел нога в ногу с эпохой. Вырос в многодетной трудовой семье, в шесть лет пошел в школу. Мальчика взяли сразу во второй класс – он к тому времени быстро и четко читал, совсем, как взрослый.
В 1929 году уехал в Ленинград. Жил у сестры Анны, муж которой устроил Павла слесарем на Ленинградский металлический завод имени Сталина, на котором паренек проработал с 1929 по 1933 год. Одновременно учился на вечернем отделении Конструкторского техникума М.И. Калинина. Но поэзию не оставлял и в 1934 году поступил на филологический факультет Ленинградского педагогического института, который окончил в 1939 году. Такая вот была эпоха.
Первые его стихи появились в печати в 1930 году. Первый сборник «Ветер в лицо» вышел в 1937 году. Второй — «Парус» — в 1940 году. Похоже, поэзия была для Павла Шубина дверью в иные миры, иные страны. Позже, один из его сослуживцев будет вспоминать, как в перерывах между боями он рассказывал им о неведомых лесах и реках, иных языках и народах. Были в этих рассказах и ветер в лицо, и полотняный парус, наполненный свежими ветрами дальних берегов. Но чаще всего в его довоенных стихах жила неброская красота российской глубинки, ее чистые реки и росистые заливные луга.
Уже позже литературоведы и нумерологи тихо ахнут: Шубин родился через 100 лет после Лермонтова, в год начала Первой мировой войны, а умер в пушкинском возрасте, тридцатисемилетним. 10 апреля 1950 года Шубин скончался от острого сердечного приступа, на скамье в тихом московском переулке.
С самого начала войны Павел Шубин призван на фронт как сотрудник газет «Фронтовая Правда», "Сталинский воин", "В бой за Родину". С 1941 г., в рядах действующей армии, он участвует в боях на Волховском, Карельском и Дальневосточном фронтах, в разгроме Квантунской армии. За участие в военных действиях П.Н. Шубин награжден орденами Великой Отечественной войны II степени и Красной Звезды, а также медалями «За Отвагу», «За оборону Ленинграда», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Японией».

Тогда же создал стихи о русских воинах: «Полмига», «Битва на Дону», «Идёт на родину солдат», «Мы устоим». В 1943 году в Ленинграде вышла книга его стихов «Во имя жизни», а в 1944 в Беломорске сборник «Люди боя». Военные годы обожгли все прижизненные книги Павла Шубина: «Моя звезда» (1947), «Солдаты» (1948), «Дороги, годы, города» (1949).
Многие стихи Павла Шубина были положены на музыку. Так, например, появились слова пятой(!) версии вальса “На сопках Маньчжурии”. Надо заметить, что сочинение новых слов на известные мотивы были тогда не редкостью.

Меркнет костер,
Сопки покрыл туман.
Легкие звуки старого вальса
Тихо ведет баян.

С музыкой в лад,
Припомнил герой-солдат
Росы, березы, русые косы,
Девичий милый взгляд.

Тогда же родилась и ставшая наиболее известной «Волховская застольная». И тоже непросто. Сначала на готовую музыку появились версии, далекие от практически документальных событий, описанных Шубиным.
Эта песня - вечный памятник отваге и героизму солдат Волховского и Ленинградского фронтов - вскоре стала народной, и мало кто знал, что ее написали поэт Павел Шубин и белорусский композитор Исаак Любан.
Рассказывают, что однажды Шубин приехал в 154-й авиаполк читать свои стихи. Принимали его очень хорошо. Но когда он начал декламировать «Застольную», в зале поднялся шум. Кто-то выкрикнул: «Пусть товарищ поэт читает свои сочинения!” Обычно находчивый, Шубин оторопел от обиды и не мог найти нужных слов, а потом посерьезнел и сердечно поблагодарил строгого слушателя.
В послесталинские годы "Волховскую застольную" отодвинули от эфира, она осталась именно что в ветеранских застольях. Хотя за ее авторство, или хотя бы участие в написании той или иной строфы - или даже строки - борятся теперь уже потомки довольно известных поэтов и литераторов. Ну что ж, на то она и народная, чтобы каждый стремился увидеть в ней песенную строку “своей правды”. Но, как бы то ни было, эта песня осталась гимном Волховского и Ленинградского полков.
Рассказывают, что в Великом Новгороде 20 января, в День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, а также а День Победы 9 мая она исполняется со “сталинским” куплетом. А совсем недавно, далеко от родного дома, я услышала такой вариант “Застольной”:

Редко, друзья, нам встречаться приходится,
Но уж когда довелось,
Вспомним, что было, и выпьем, как водится,
Как на Руси повелось.

Здесь рядом с нами семья ленинградская
Вместе сидит у стола.
Вспомним, как русская сила солдатская
Немца на Запад гнала!

Выпьем за тех, кто неделями долгими
В мёрзлых лежал блиндажах,
Бился на Ладоге, дрался на Волхове,
Не отступал ни на шаг!

Выпьем за тех, то командовал ротами,
Кто умирал а снегу,
Кто в Ленинград пробирался болотами,

Горло ломая врагу!

Вспомни о тех, кто убит под Синявиным,
Всех, кто не сдался живьём.
Выпьем за Родину, выпьем за Сталина,
Выпьем и снова нальём!

Выпьем за удаль, за нашу кипучую,
За богатырский народ,
Выпьем за армию нашу могучую,

Выпьем за доблестный флот!

Пьем за советские первые спутники,
Славный “Восток” и “Восход”.
Пьем за Гагарина, выпьем за Путина,
Выпьем за русский народ.

 

Слушать песню:

https://www.youtube.com/watch?v=DXmUvhGvyWQ

 

 

Юлия Горжалцан
27 февраля 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
18 октября
четверг
2018

В этот день:

Крепость Кронштадт

18 октября 1723 года на острове Котлин Петром I заложена крепость Кронштадт, главная база Балтийского флота, «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон».

Крепость Кронштадт

18 октября 1723 года на острове Котлин Петром I заложена крепость Кронштадт, главная база Балтийского флота, «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон».

Тогда же и город на острове Котлин был назван Кронштадтом, что означает «Город—крепость» или «Укреплённый город».

В 1723—1747 годах построена центральная крепость, окружающая Кронштадт с моря и суши. В январе 1733 года при морском госпитале открылась госпитальная лекарская школа — первое военно-морское медицинское учебное заведение страны.

После катастрофического пожара 23 июля 1764 года Кронштадт восстанавливался по генеральному плану, составленному архитектором С. И. Чевакинским. В 1783 году Екатерина II хотела перевести адмиралтейство из Санкт-Петербурга в Кронштадт; комплекс зданий Кронштадтского адмиралтейства был построен в 1780—1790-х годах по проектам архитекторов М. Н. Ветошникова, В. И. Баженова и Ч. Камерона. Павел I отменил этот проект. В 1786 году открылось Морское офицерское собрание, ставшее центром культурной жизни Кронштадта.

Тарутинский бой

18 октября 1812 года в районе села Тарутино Калужской области произошло сражение между русскими войсками под командованием фельдмаршала Кутузова и французскими войсками.

Тарутинский бой

18 октября 1812 года в районе села Тарутино Калужской области произошло сражение между русскими войсками под командованием фельдмаршала Кутузова и французскими войсками.

 Победа при Тарутине была первой победой русских войск в Отечественной войне 1812 года после Бородинского сражения. Успех укрепил дух русской армии, перешедшей в контрнаступление.
Цель Тарутинского боя не была достигнута полностью, но её результат оказался успешным, и ещё большее значение имел успех для подъёма духа русских войск. Прежде в ходе войны ни в одном сражении у любой из сторон (даже при Бородино) не было такого количества захваченных пушек, как в этом — 36 или 38 орудий. В письме царю Александру I Кутузов сообщает о 2 500 убитых французах, 1 000 пленных, и ещё 500 пленных на следующий день взяли казаки при преследовании. Свои потери Кутузов оценил в 300 убитых и раненых.

 

 


Первый лайнер Аэрофлота

18 октября 1929 года состоялся первый полёт пассажирского самолёта «К-5» конструктора К. А. Калинина. «К-5» стал первым российским пассажирским самолётом, который строился большой серией.

Первый лайнер Аэрофлота

18 октября 1929 года состоялся первый полёт пассажирского самолёта «К-5» конструктора К. А. Калинина. «К-5» стал первым российским пассажирским самолётом, который строился большой серией.

 Основной самолёт Аэрофлота до 1940 года. Всего было построено 258 самолётов этого типа.

К разработке «К-5» Калинин приступил в 1926 г., прототип был построен в 1929 г. Машину подняли в воздух пилот М.А. Снегирёв и бортмеханик П.Н. Власов. В качестве третьего члена экипажа полетел сам Калинин. Случилось это на харьковском аэродроме "Сокольники". Самолёт оказался лёгок в управлении, хорошо слушался руля. 30 мая 1930 К-5 перелетел в Москву, где выдержал экзамен перед государственной комиссией. Госкомиссия установила, что самолёт вполне отвечает предъявленным требованиям. Дальность до 1000 км, скорость до 200 км в час.

 

«Интервью» у Венеры

18 октября 1967 года межпланетная станция «Венера-4», запущенная 12 июня 1967 года, достигла цели.

«Интервью» у Венеры

18 октября 1967 года межпланетная станция «Венера-4», запущенная 12 июня 1967 года, достигла цели.

Спускаемый аппарат с набором научной аппаратуры благополучно отделился и впервые в истории космонавтики провел прямые измерения состава атмосферы Венеры при спуске в ней на парашюте.    Спускаемый аппарат мог работать при температуре вплоть до +425°C и при давлении до 10 атмосфер, причем для увеличения шансов на успех он десантировался на ночную сторону планеты. Перед стартом он был подвергнут стерилизации с целью предотвращения переноса на Венеру земных микроорганизмов.

Сигнал прекратился внезапно через 95 минут после начала спуска, на 25-26 км ниже начальной точки, когда за бортом было +280°C и 15 атмосфер. Сначала всем казалось, что это и был момент посадки и что «Венере-4» удалось дойти до поверхности в рабочем состоянии. И лишь через несколько недель стало ясно, что в действительности на высоте около 28 км аппрарат был раздавлен атмосферным давлением, оказавшимся намного больше предусмотренного при конструировании станции.

Лишь «Венера-7», запущенная 17 августа 1970 года, благополучно достигла поверхности планеты. Она разрабатывалась и строилась с учетом опыта полетов предыдущих АМС. Спускаемый аппарат был сконструирован заново, и он должен был работать не менее 30 минут на поверхности при температуре до +540°С и давлении до 150 атмосфер. Теоретические значения, полученные для поверхности планеты были такими: 500°С и 100 атмосфер, так что спускаемый аппарат был построен с запасом. На всякий пожарный случай.

Спустя 120 суток после старта, 15 декабря 1970 года, станция «Венера-7» достигла планеты.

15 декабря в 8 часов 34 минут 10 секунд спускаемый аппарат впервые в мире совершил мягкую посадку на поверхность Венеры. В общей сложности он передавал на Землю информацию в течение 53 минут, в том числе около 20 минут непосредственно с поверхности Венеры. Измеренная температура у поверхности Венеры составила 475°±20°С; она соответствовала давлению 90±15 атмосфер.

В 1975 году спускаемый модуль зонда "Венера-9" передал первые черно-белые фотографии поверхности планеты. И, наконец, первые цветные изображения были получены в 1982 году "Венерой-13".

Американцы далеко отстали от СССР в исследовании Венеры. Лишь в 1967 году через день после посадки советской "Венеры-4" мимо планеты на расстоянии 4000 км пролетел американский "Маринер-5". На околовенерианскую орбиту впервые США вышли с помощью аппарата «Пионер-Венера-1», запущенного 20 мая 1978 года, который проработал до августа 1992 года и осуществлял, в частности, радиолокационное картографирование планеты.

Американская пресса вынуждена была констатировать: "Русские побили США в борьбе за очень большое количество первых мест в освоении космоса: первые спутники, запуск первых животных и первого человека, первый выход в открытый космос, первая посадка зонда на Марсе, первый зонд к Венере, первая орбитальная станция, первый полет вокруг Луны».

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии