RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

28.10: что празднуешь, брат?
28 октября 2014 г.

28.10: что празднуешь, брат?

70 лет назад Малороссия была полностью очищена от европейских фашистских захватчиков
Пророчества о России
20 октября 2013 г.

Пророчества о России

Святого праведного Иоанна Кронштадского
Так начинался Байконур
2 июня 2018 г.

Так начинался Байконур

2 июня - день рождения первого в мире и самого крупного на планете космодрома
Мукденское побоище
19 февраля 2014 г.

Мукденское побоище

Русско-японская война: фальсификация итогов главного сражения
Иван Турченко — учитель и воин
9 марта 2018 г.

Иван Турченко — учитель и воин

100 лет назад 10 марта 1918 года родился Иван Алексеевич Турченко, мой дорогой и незабвенный отец
Главная » Подвиги в наследство » Засекреченная трагедия

Засекреченная трагедия

35 лет назад 7 февраля 1981 года погибло почти все руководство Тихоокеанского флота СССР.

Взрыв унес жизни 16 адмиралов и генералов, 20 капитанов первого ранга и полковников, всего 50 флотских специалистов. Одномоментных потерь такого масштаба не случалось даже в годы войны.
Засекреченная трагедия

Факт одномоментного обезглавливания Тихоокеанского флота был сразу же засекречен. Лишь центральная военная газета «Красная звезда» 10 февраля 1981 года официально сообщила: «7 февраля 1981 года при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе погибла группа адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков, матросов и служащих Тихоокеанского флота. Министерство обороны СССР и Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота выражают глубокое соболезнование родным и близким погибших товарищей».
В то время мне довелось учиться в Военно-политической академии имени В.И. Ленина. Среди слушателей, в основном, старших офицеров, ходили разные слухи о причинах катастрофы — от практически невозможного тогда террористического акта до элементарного разгильдяйства членов экипажа. Но через некоторое время до нас довели приказ министра обороны по итогам расследования. Всё оказалось гораздо проще: перегруз самолета, резкое смещение центровки с набором высоты, в результате чего машина потеряла устойчивость и управляемость.

Позже стали известны некоторые подробности.
В феврале 1981 года в Военно-морской академии (Ленинград) проходил оперативный сбор высшего командного состава всех флотов СССР. Им руководил лично главнокомандующий ВМФ СССР Сергей Горшков. В сборе принимали участие штабы практически всех флотов страны. 6 февраля главком подвел итоги. Лучше всех на сборе проявили себя представители командования Тихоокеанского флота. В приподнятом настроении они на следующий день начали погрузку на «свой» Ту-104, при надлежащий ВВС ТОФ. Каждый руководитель старался прихватить с собой из Ленинграда как можно больше учебных пособий, книг и пр. В конце концов, самолет оказался перегружен. Командир экипажа докладывал об этом старшему на борту. Тот все же дал «добро» на взлет.
В 16 часов 7 февраля 1981 года самолёт Тихоокеанского флота отделился от ВПП с большим углом атаки. Тут, вероятно, трагическую роль сыграла гигантская бабина газетной бумаги, которую везли для печати флотской газеты. Она сорвалась с крепежа и покатилась в хвост самолета. С высоты 45-50 метров Ту-104, запрокинув нос, ударился о землю и взорвался. Все погибли. Чудом избежали этой участи начальник штаба ТОФ, который накануне с разрешения командования улетел в Североморск навестить живших там родственников, и командующий Камчатской военно-морской флотилией, который улетел рейсом «Аэрофлота».
Большинство погибших были похоронены в Ленинграде на Серафимовском кладбище.
Вдовам предложили переехать в любой город Советского Союза. Большинство избрало Ленинград, чтобы быть ближе к могилам своих мужей. Сразу после похорон Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков отдал распоряжение о создании на Серафимовском кладбище мемориала тихоокеанцам. Благородная цель сохранения памяти о погибших мужьях, стремление поддержать друг друга в беде и в преодолении возникающих трудностей и проблем объединила вдов в неформальную организацию, которую возглавила Белашева Нина Фёдоровна. Её ближайшими помощниками и организаторами работы стали Тихонова Нина Ивановна и Чулкова Тамара Ивановна. Именно их настойчивая работа позволила открыть мемориал погибшим уже в 1983 году. С 1991 года в Николо-Богоявленском кафедральном морском соборе 7 февраля служится панихида по погибшим морякам-тихоокеанцам. 15 июня 2000 года в нём была открыта мемориальная доска с их именами.
Вот они:
Спиридонов Эмиль Николаевич. Командующий Тихоокеанским флотом, адмирал.
Белашев Виктор Григорьевич. Командующий 4-й флотилией подводных лодок ТОФ, вице-адмирал.
Павлов Георгий Викторович. Командующий ВВС ТОФ, генерал-лейтенант авиации.
Сабанеев Владимир Дмитриевич. Член Военного совета – начальник политического управления ТОФ, вице-адмирал.
Тихонов Василий Федорович. Командующий Приморской флотилией разнородных сил ТОФ, вице-адмирал.
Данилко Степан Георгиевич. Начальник штаба – первый заместитель командующего ВВС ТОФ, генерал-майор авиации.
Коновалов Владимир Харитонович. Начальник 3 управления ВМФ войск Дальнего Востока, контр-адмирал.
Корбан Владимир Яковлевич. Заместитель командующего по боевой подготовке – начальник управления боевой подготовки ТОФ, контр-адмирал.
Леонов Геннадий Федорович. Начальник разведки ТОФ, контр-адмирал.
Махлай Виктор Петрович. Командир эскадры подводных лодок ТОФ, контр-адмирал.
Митрофанов Феликс Алексеевич. Начальник оперативного управления – заместитель начальника штаба ТОФ, контр-адмирал.
Николаев Виктор Антонович. Член Военного совета – начальник политотдела Сахалинской флотилии ТОФ, контр-адмирал.
Пирожков Рэмир Иванович. Начальник штаба – заместитель командующего 4-й флотилии подводных лодок ТОФ, контр-адмирал.
Постников Василий Сергеевич. Член Военного совета – начальник политотдела Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, контр-адмирал.
Рыков Владимир Васильевич. Член Военного совета – начальник политотдела ВВС ТОФ, генерал-майор авиации.
Чулков Джемс Константинович. Командир 10-й ОПЭСК ТОФ, контр-адмирал.
Асеев Владислав Петрович, капитан 1 ранга.
Бережной Виктор Карпович. Начальник политотдела 10-й ОПЭСК ТОФ, капитан 1 ранга.
Волк Саул Григорьевич. Начальник отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
Граф Евгений Григорьевич. Заместитель начальника отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
Лобачев Юрий Григорьевич. Заместитель начальника отдела штаба тыла ТОФ, капитан 1 ранга.
Морозов Владислав Игнатьевич. Начальник отдела противолодочных сил штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
Пивоев Владимир Ильич. Член Военного Совета – начальник политотдела 4-й флотилии подводных лодок ТОФ, капитан 1 ранга.
Погосов Борис Погосович. Начальник информационного центра разведки ТОФ, капитан 1ранга.
Прокопчик Анатолий Васильевич. Начальник штаба – первый заместитель командующего Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, капитан 1 ранга.
Туробов Юрий Николаевич. Начальник штаба – заместитель командира 8-й ОПЭСК ВМФ, капитан 1 ранга.
Цыганков Владимир Дмитриевич. Старший офицер отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
Чеканский Казимир Владиславович. Начальник стоматологического отделения Военно-морского госпиталя – главный стоматолог ТОФ, полковник медицинской службы.
Делибатаньян Артур Арович. Заместитель главного штурмана ВВС ТОФ, подполковник авиации.
Инюшин Анатолий Иванович. Командир отряда управления авиационной дивизии ВВС ТОФ, подполковник авиации. Командир корабля ТУ-104.
Подгаецкий Георгий Васильевич. Старший офицер отдела ПВО штаба ТОФ, капитан 2 ранга.
Сорокатюк Владимир Дмитриевич. Начальник оперативного отдела – заместитель начальника штаба ВВС ТОФ, подполковник.
Бабкин Анатолий Иванович. Старший офицер штаба тыла ТОФ, капитан 3 ранга.
Субботин Виталий Алексеевич. Штурман авиационного отряда ВВС ТОФ, майор. Член экипажа ТУ-104.
Науменко Сергей Иванович. Военный летчик-истребитель из Новосибирска, капитан.
Рупасов Михаил Николаевич. Начальник технико-эксплуатационной части отряда авиационного полка ВВС ТОФ, капитан. Член экипажа ТУ-104.
Акентьев Александр Николаевич. Военный летчик-истребитель из Новосибирска, старший лейтенант.
Барсов Анатолий Владимирович. Техник группы обслуживания РТО ВВС ТОФ, старший лейтенант. Член экипажа ТУ-104.
Зубарев Валентин Иосифович. Старший техник группы регламентных работ и ремонта радиотехнической аппаратуры ВВС ТОФ из Советской Гавани, старший лейтенант.
Послыхалин Владимир Александрович. Помощник командира корабля – правый летчик ВВС ТОФ, старший лейтенант. Член экипажа ТУ-104.
Шевченко Геннадий Геннадьевич. Адъютант командующего ТОФ, старший лейтенант.
Амельченко Борис Иванович. Порученец члена Военного совета – начальника политуправления ТОФ, мичман.
Вахтеев Анатолий Иванович. Командир огневых установок авиаполка ВВС ТОФ, прапорщик. Член экипажа ТУ-104.
Дворский Виктор Степанович. Чертёжник штаба ТОФ, старший матрос.
Ломакина Тамара Васильевна, жена первого секретаря Приморского крайкома КПСС Ломакина В. П.
Спиридонова Валентина Павловна, жена командующего ТОФ адмирала Спиридонова Э. Н.
Левкович Анна А., машинистка оперативного управления штаба ТОФ.
Морева Елена Александровна, дочь начальника связи ТОФ А. Морева.
Макаренко Б.Н., сын начальника снабжения Приморского крайисполкома Н. Макаренко.
Макаренко Е.Н., жена Макаренко Б. Н.

 

Сергей Турченко
7 февраля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
14 декабря
пятница
2018

В этот день:

Конструктор танка Т-80

14 декабря 1931 года родился Николай Сергеевич Попов, создатель танка Т-80.

Конструктор танка Т-80

14 декабря 1931 года родился Николай Сергеевич Попов, создатель танка Т-80.

Николай Сергеевич Попов родился в станице Усть-Лабинская Краснодарского края. Окончил семилетнюю школу, учился в Краснодаре в спецшколе ВВС. В 1950 году поступил в Харьковский политехнический институт и окончил его с отличием в 1955 году. С 1955 года Николай Попов работал в танковом конструкторском бюро Кировского завода в Ленинграде.

В 1968 году он был назначен начальником и главным конструктором КБ, а с 1972 года - генеральным конструктором СКБ «Трансмаш» производственного объединения «Кировский завод». В 1976 году под его руководством был создан танк Т-80, первый в мире серийный танк с газотурбинным двигателем.

Покорение «полюса недоступности»

14 декабря 1958 года третья советская антарктическая экспедиция на санно-гусеничном ходу впервые достигла полюса недоступности Антарктиды

Покорение «полюса недоступности»

14 декабря 1958 года третья советская антарктическая экспедиция на санно-гусеничном ходу впервые достигла полюса недоступности Антарктиды

На станции (дом площадью 24 м²) находились четыре человека, радиостанция и электростанция. Станция использовалась для метеорологических, гляциологических, геомагнитных и актинометрических наблюдений. Была пробурена скважина глубиной 60 метров для измерения температуры снежного покрова, подготовлена взлётно-посадочная полоса, на которую 17 декабря 1958 года сел самолёт Ли-2. На станции также было проведено сейсмозондирование ледникового покрова. Закрыта 26 декабря 1958.

 

Чествование ликвидаторов

14 декабря на Украине -День чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС

Чествование ликвидаторов

14 декабря на Украине -День чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 1986 года в Советском Союзе на Чернобыльской атомной электростанции расположенной на территории Украинской ССР произошла самая крупная в истории человечества техногенная катастрофа - Чернобыльская авария. Благодаря самоотверженности ликвидаторов последствий катастрофы, многие из которых заплатили за это жизнями и здоровьем, авария была локализована. 30 ноября 1986 года было закончено строительство саркофага над разрушенным энергоблоком, а спустя две недели, 14 декабря, главная газета КПСС «Правда» и другие центральные издания СССР опубликовали Извещение ЦК КПСС и Совета министров о том, что государственной комиссией был принят в эксплуатацию комплекс защитных сооружений четвёртого энергоблока ЧАЭС. Именно дата публикации этого сообщения, по прочтении которого страна смогла вздохнуть спокойно, и стала «Днём чествования участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС».

По самым скромным оценкам, в ликвидации катастрофы приняли участие не менее 90.000 человек практически всех национальностей СССР. После развала СССР в республиках чествуют ликвидаторов в разные дни.

 

Памяти космического академика

14 декабря 2011 года скончался Борис Евсеевич Черток, советский учёный-конструктор, один из ближайших соратников С. П. Королёва.

Памяти космического академика

14 декабря 2011 года скончался Борис Евсеевич Черток, советский учёный-конструктор, один из ближайших соратников С. П. Королёва.

Он -Герой Социалистического Труда, академик РАН, доктор технических наук, создатель космической техники.

Трудовую деятельность начал электромонтером на авиазаводе. В 1934 году Черток поступил на вечернее отделение в Московский энергетический институт, который окончил в 1940 году. С 1940 по 1945 год Б. Е. Черток работал в ОКБ главного конструктора В. Ф. Болховитинова на заводе № 84, затем на заводе № 293 и в НИИ-1 НКАП СССР под руководством генерал-лейтенанта авиации Я. Л. Бибикова.

В апреле 1945 года в составе специальной комиссии он был командирован в Германию, где до января 1947 года руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. 2 мая 1945 года в звании майора расписался на рейхстаге, что считал счастливейшим достижением в своей жизни. В том же году вместе с А. М. Исаевым он организовал в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) совместный советско-германский ракетный институт «Рабе», который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На базе института в 1946 году был создан новый институт — «Нордхаузен», главным инженером которого был назначен С. П. Королёв. С этого времени Борис Евсеевич работал в тесном сотрудничестве с Сергеем Павловичем.

Вся научно-инженерная деятельность Б. Е. Чертока с 1946 года связана с разработкой и созданием систем управления ракетами и космическими аппаратами. Им создана школа, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полётов.

Нашествие хана Едигея на Москву

14 декабря 1408 года ордынский хан Едигей вторгся с войском на Русскую землю.

Нашествие хана Едигея на Москву

14 декабря 1408 года ордынский хан Едигей вторгся с войском на Русскую землю.

Нашествие Едигея на Москву явилось для Московского князя Василия Дмитриевича полной неожиданностью, так как между ними был заключен мирный договор. Когда же несметные полчища Едигея заполонили Русскую землю и, казалось, спасения уже не было, Едигей вынужден был поспешно снять осаду Москвы из-за начавшейся в Орде очередной усобицы. Как писал летописец, Москва была спасена от вражеского нашествия Божьим промыслом и помощью находящейся в ней иконы Владимирской Богоматери, перед которой усердно полились жители столицы. «И милосердный Человеколюбец, еще не совсем разгневавшийся, увидев печаль людей своих и слезы их покаяния, утешает их вскоре, памятуя о милости к стаду своему. Величавого и гордого агарянина Едигея устрашил, навел на измаилтянина трепет перед своей всевышней и карающей десницей. И агарянин, который похвалялся пробыть в православной земле долгое время и обещал зазимовать, вдруг, забеспокоившись, внезапно снялся с места и, не желая медлить ни единого дня, сказал дружине: "Или царство наше захватит другой, или Василий соберется на нас", - такая мысль смутила агарянина. Быстро посылает он к городу, сам прося мира: и как захотели горожане, так и замирился с ними окаянный Едигей и отошел».

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии