RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Два забытых подвига
30 ноября 2014 г.

Два забытых подвига

30 ноября 1943 года советские воины Василий Карпешин и Степан Кочнев в боях за освобождение Украины одновременно, хотя и на разных участках фронта, закрыли своими телами амбразуры дзотов
Юный партизан Лёня Голиков
24 января 2018 г.

Юный партизан Лёня Голиков

75 лет назад 24 января 1943 года в неравном бою с фашистскими карателями погиб Леонид Александрович Голиков
Огненный смерч на Лосинке
29 декабря 2014 г.

Огненный смерч на Лосинке

В православных храмах 30 декабря поминают трех отроков, брошенных палачами в пылавшую печь, но не сгоревших в ней
В гостях у генерала Белобородова
8 декабря 2013 г.

В гостях у генерала Белобородова

Прославленный военачальник, один из тех, кто в 1941 году спас Москву, в повседневной жизни был добродушным и хлебосольным стариком
История гибели истребителя Як-7Б
4 февраля 2016 г.

История гибели истребителя Як-7Б

4 февраля 1943 года в бою над старинным подмосковным селом Никоновское пал смертью храбрых советский летчик Арнольд Мартинович Якобсон
Главная » Подвиги в наследство » Засекреченная трагедия

Засекреченная трагедия

7 февраля 1981 года погибло почти все руководство Тихоокеанского флота СССР.

Взрыв унес жизни 16 адмиралов и генералов, 20 капитанов первого ранга и полковников, всего 50 флотских специалистов. Одномоментных потерь такого масштаба не случалось даже в годы войны.
Засекреченная трагедия

Факт одномоментного обезглавливания Тихоокеанского флота был сразу же засекречен. Лишь центральная военная газета «Красная звезда» 10 февраля 1981 года официально сообщила: «7 февраля 1981 года при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе погибла группа адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков, матросов и служащих Тихоокеанского флота. Министерство обороны СССР и Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота выражают глубокое соболезнование родным и близким погибших товарищей».
В то время мне довелось учиться в Военно-политической академии имени В.И. Ленина. Среди слушателей, в основном, старших офицеров, ходили разные слухи о причинах катастрофы — от практически невозможного тогда террористического акта до элементарного разгильдяйства членов экипажа. Но через некоторое время до нас довели приказ министра обороны по итогам расследования. Всё оказалось гораздо проще: перегруз самолета, резкое смещение центровки с набором высоты, в результате чего машина потеряла устойчивость и управляемость.

Позже стали известны некоторые подробности.
В феврале 1981 года в Военно-морской академии (Ленинград) проходил оперативный сбор высшего командного состава всех флотов СССР. Им руководил лично главнокомандующий ВМФ СССР Сергей Горшков. В сборе принимали участие штабы практически всех флотов страны. 6 февраля главком подвел итоги. Лучше всех на сборе проявили себя представители командования Тихоокеанского флота. В приподнятом настроении они на следующий день начали погрузку на «свой» Ту-104, при надлежащий ВВС ТОФ. Каждый руководитель старался прихватить с собой из Ленинграда как можно больше учебных пособий, книг и пр. В конце концов, самолет оказался перегружен. Командир экипажа докладывал об этом старшему на борту. Тот все же дал «добро» на взлет.
В 16 часов 7 февраля 1981 года самолёт Тихоокеанского флота отделился от ВПП с большим углом атаки. Тут, вероятно, трагическую роль сыграла гигантская бабина газетной бумаги, которую везли для печати флотской газеты. Она сорвалась с крепежа и покатилась в хвост самолета. С высоты 45-50 метров Ту-104, запрокинув нос, ударился о землю и взорвался. Все погибли. Чудом избежали этой участи начальник штаба ТОФ, который накануне с разрешения командования улетел в Североморск навестить живших там родственников, и командующий Камчатской военно-морской флотилией, который улетел рейсом «Аэрофлота».
Большинство погибших были похоронены в Ленинграде на Серафимовском кладбище.
Вдовам предложили переехать в любой город Советского Союза. Большинство избрало Ленинград, чтобы быть ближе к могилам своих мужей. Сразу после похорон Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков отдал распоряжение о создании на Серафимовском кладбище мемориала тихоокеанцам. Благородная цель сохранения памяти о погибших мужьях, стремление поддержать друг друга в беде и в преодолении возникающих трудностей и проблем объединила вдов в неформальную организацию, которую возглавила Белашева Нина Фёдоровна. Её ближайшими помощниками и организаторами работы стали Тихонова Нина Ивановна и Чулкова Тамара Ивановна. Именно их настойчивая работа позволила открыть мемориал погибшим уже в 1983 году. С 1991 года в Николо-Богоявленском кафедральном морском соборе 7 февраля служится панихида по погибшим морякам-тихоокеанцам. 15 июня 2000 года в нём была открыта мемориальная доска с их именами.
Вот они:
Спиридонов Эмиль Николаевич. Командующий Тихоокеанским флотом, адмирал.
Белашев Виктор Григорьевич. Командующий 4-й флотилией подводных лодок ТОФ, вице-адмирал.
Павлов Георгий Викторович. Командующий ВВС ТОФ, генерал-лейтенант авиации.
Сабанеев Владимир Дмитриевич. Член Военного совета – начальник политического управления ТОФ, вице-адмирал.
Тихонов Василий Федорович. Командующий Приморской флотилией разнородных сил ТОФ, вице-адмирал.
Данилко Степан Георгиевич. Начальник штаба – первый заместитель командующего ВВС ТОФ, генерал-майор авиации.
Коновалов Владимир Харитонович. Начальник 3 управления ВМФ войск Дальнего Востока, контр-адмирал.
Корбан Владимир Яковлевич. Заместитель командующего по боевой подготовке – начальник управления боевой подготовки ТОФ, контр-адмирал.
Леонов Геннадий Федорович. Начальник разведки ТОФ, контр-адмирал.
Махлай Виктор Петрович. Командир эскадры подводных лодок ТОФ, контр-адмирал.
Митрофанов Феликс Алексеевич. Начальник оперативного управления – заместитель начальника штаба ТОФ, контр-адмирал.
Николаев Виктор Антонович. Член Военного совета – начальник политотдела Сахалинской флотилии ТОФ, контр-адмирал.
Пирожков Рэмир Иванович. Начальник штаба – заместитель командующего 4-й флотилии подводных лодок ТОФ, контр-адмирал.
Постников Василий Сергеевич. Член Военного совета – начальник политотдела Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, контр-адмирал.
Рыков Владимир Васильевич. Член Военного совета – начальник политотдела ВВС ТОФ, генерал-майор авиации.
Чулков Джемс Константинович. Командир 10-й ОПЭСК ТОФ, контр-адмирал.
Асеев Владислав Петрович, капитан 1 ранга.
Бережной Виктор Карпович. Начальник политотдела 10-й ОПЭСК ТОФ, капитан 1 ранга.
Волк Саул Григорьевич. Начальник отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
Граф Евгений Григорьевич. Заместитель начальника отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
Лобачев Юрий Григорьевич. Заместитель начальника отдела штаба тыла ТОФ, капитан 1 ранга.
Морозов Владислав Игнатьевич. Начальник отдела противолодочных сил штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
Пивоев Владимир Ильич. Член Военного Совета – начальник политотдела 4-й флотилии подводных лодок ТОФ, капитан 1 ранга.
Погосов Борис Погосович. Начальник информационного центра разведки ТОФ, капитан 1ранга.
Прокопчик Анатолий Васильевич. Начальник штаба – первый заместитель командующего Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, капитан 1 ранга.
Туробов Юрий Николаевич. Начальник штаба – заместитель командира 8-й ОПЭСК ВМФ, капитан 1 ранга.
Цыганков Владимир Дмитриевич. Старший офицер отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
Чеканский Казимир Владиславович. Начальник стоматологического отделения Военно-морского госпиталя – главный стоматолог ТОФ, полковник медицинской службы.
Делибатаньян Артур Арович. Заместитель главного штурмана ВВС ТОФ, подполковник авиации.
Инюшин Анатолий Иванович. Командир отряда управления авиационной дивизии ВВС ТОФ, подполковник авиации. Командир корабля ТУ-104.
Подгаецкий Георгий Васильевич. Старший офицер отдела ПВО штаба ТОФ, капитан 2 ранга.
Сорокатюк Владимир Дмитриевич. Начальник оперативного отдела – заместитель начальника штаба ВВС ТОФ, подполковник.
Бабкин Анатолий Иванович. Старший офицер штаба тыла ТОФ, капитан 3 ранга.
Субботин Виталий Алексеевич. Штурман авиационного отряда ВВС ТОФ, майор. Член экипажа ТУ-104.
Науменко Сергей Иванович. Военный летчик-истребитель из Новосибирска, капитан.
Рупасов Михаил Николаевич. Начальник технико-эксплуатационной части отряда авиационного полка ВВС ТОФ, капитан. Член экипажа ТУ-104.
Акентьев Александр Николаевич. Военный летчик-истребитель из Новосибирска, старший лейтенант.
Барсов Анатолий Владимирович. Техник группы обслуживания РТО ВВС ТОФ, старший лейтенант. Член экипажа ТУ-104.
Зубарев Валентин Иосифович. Старший техник группы регламентных работ и ремонта радиотехнической аппаратуры ВВС ТОФ из Советской Гавани, старший лейтенант.
Послыхалин Владимир Александрович. Помощник командира корабля – правый летчик ВВС ТОФ, старший лейтенант. Член экипажа ТУ-104.
Шевченко Геннадий Геннадьевич. Адъютант командующего ТОФ, старший лейтенант.
Амельченко Борис Иванович. Порученец члена Военного совета – начальника политуправления ТОФ, мичман.
Вахтеев Анатолий Иванович. Командир огневых установок авиаполка ВВС ТОФ, прапорщик. Член экипажа ТУ-104.
Дворский Виктор Степанович. Чертёжник штаба ТОФ, старший матрос.
Ломакина Тамара Васильевна, жена первого секретаря Приморского крайкома КПСС Ломакина В. П.
Спиридонова Валентина Павловна, жена командующего ТОФ адмирала Спиридонова Э. Н.
Левкович Анна А., машинистка оперативного управления штаба ТОФ.
Морева Елена Александровна, дочь начальника связи ТОФ А. Морева.
Макаренко Б.Н., сын начальника снабжения Приморского крайисполкома Н. Макаренко.
Макаренко Е.Н., жена Макаренко Б. Н.

 

Сергей Турченко
7 февраля 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 апреля
воскресенье
2019

В этот день:

Великий русский изобретатель-самоучка

21 апреля 1735 года родился Иван Петрович КУЛИБИН, великий русский изобретатель-самоучка из села Подновье Нижегородского уезда.

Великий русский изобретатель-самоучка

21 апреля 1735 года родился Иван Петрович КУЛИБИН, великий русский изобретатель-самоучка из села Подновье Нижегородского уезда.

Кулибин прославился на весь мир конструированием оргинальных инженерных сооружений от микроскопических до гигантских.
В 1767 году он сделал часы, в корпусе которых был механизм часового боя, музыкальный аппарат с несколькими мелодиями и маленький автоматический театр с движущимися фигурами.
В течение 30 лет, начиная с 1769 года, Кулибин был заведующим механической мастерской в Академии наук Петербурга, где возглавлял процессы производства различных станков и приборов для навигационных, астрономических и физических целей.
В 1772 году он провёл испытания модели 300-метрового одноарочного моста, предназначенного для установки на Неве.
Кулибин изобрел фонарь-прожектор, который имел отражатель из мелких зеркал, водоход для передвижения против течения, экипаж с педальным приводом и многое другое.

Овладение крепостью Наварин

21 апреля 1770 года десантный отряд русского флота (300 человек и осадная артиллерия) под командованием бригадира И. Ганнибала с эскадры (2 линейных корабля и фрегат) адмирала Г. А. Спиридова овладел турецкой крепостью Наварин.

Овладение крепостью Наварин

21 апреля 1770 года десантный отряд русского флота (300 человек и осадная артиллерия) под командованием бригадира И. Ганнибала с эскадры (2 линейных корабля и фрегат) адмирала Г. А. Спиридова овладел турецкой крепостью Наварин.

Русская эскадра под командованием Г. А. Спиридова была направлена в Средиземное море вскоре после начала войны с Турцией с задачей оттянуть на себя часть сил противника с Чёрного моря и Придунайского театра и оказать помощь грекам в их борьбе за независимость. Подойдя к Наварину, после шестидневной бомбардировки русский отряд взял крепость. Десант захватил 42 пушки, 3 мортиры, 800 пудов пороха и много оружия. Некоторое время Наварин, имевший удобную бухту, использовался как временная маневренная база русского флота.

Космонавт Залетин

21 апреля 1962 года родился Сергей Викторович ЗАЛЁТИН, летчик-космонавт, Герой России.

Космонавт Залетин

21 апреля 1962 года родился Сергей Викторович ЗАЛЁТИН, летчик-космонавт, Герой России.

Совершил два полёта в космос — командиром экипажа «Союз ТМ-30» и командиром «Союз ТМА-1», проведя в космосе в общём счёте 83 суток 16 часов 35 минут 25 секунд.
1 мая 2014 года переведён с должности инструктора-космонавта-испытателя на должность ведущего специалиста организационно-планового отделения отряда космонавтов ЦПК, выбыв из числа действующих космонавтов.

12, 5 тысяч миль под водой

21 апреля 1964 года начался поход атомной подводной лодки К-27 (проект 645) Северного флота (командир—капитан 1 ранга И. И. Гуляев) в экваториальные районы Атлантики. Это был первый в отечественной истории длительный непрерывный поход в подводном положении. За 1240 ходовых часов пройдено 12 425 миль. Руководитель похода вице-адмирал г. Н. Холостяков. Поход завершился 11 июля.

12, 5 тысяч миль под водой

21 апреля 1964 года начался поход атомной подводной лодки К-27 (проект 645) Северного флота (командир—капитан 1 ранга И. И. Гуляев) в экваториальные районы Атлантики. Это был первый в отечественной истории длительный непрерывный поход в подводном положении. За 1240 ходовых часов пройдено 12 425 миль. Руководитель похода вице-адмирал г. Н. Холостяков. Поход завершился 11 июля.

Задачей похода стало испытание лодки на предельных режимах для выявления возможностей лодки и проверке систем и механизмов корабля в условиях автономного плавания. Кроме того было необходимо выяснить оптимальные режимы работы энергетической установки. Были преодолены разные климатические зоны — поход проходил из Арктики в экваториальные воды Атлантического океана.
Для решения задач экипаж был усилен внештатными специалистами: в качестве руководителя похода был назначен председатель Правительственной комиссии вице-адмирал Г. Н. Холостяков, в походный штаб вошли контр-адмирал И. Д. Дорофеев и другие представители флота. Техническую часть возглавил главный конструктор лодки А. К. Назаров и ведущий конструктор СКБ-143 Г. Д. Морозкин, который отвечал за сдачу в эксплуатацию энергетической установки.
Во время похода произошла нештатная ситуация с реактором левого борта подводной лодки. Расплавленный металл попал в газовую систему первого контура и застыл там. В результате в системе произошло падение вакуума, единственным способом устранить неисправность стала работа непосредственно на месте аварии, вблизи активной зоны реактора. Работы выполнил командир дивизиона капитан 3-го ранга А. В. Шпаков, который разрезал дефектную трубку и вручную прошомполил её. (Он получил значительную дозу радиации.) После этого специалисты-сварщики заварили трубку, восстановив работоспособность реактора. Наиболее экстремальные условия были в экваториальных водах, когда температура воды составила +25…+27 °C. При работе в таких условиях системы охлаждения реактора работали на пределе своих возможностей, при этом температура в реакторном и турбогенераторных отсеках была около 60 °C, за счёт этого остальные отсеки лодки прогревались до температуры в 45 °C при влажности до 100 %.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии