RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Так начинался Байконур
2 июня 2019 г.

Так начинался Байконур

2 июня - день рождения первого в мире и самого крупного на планете космодрома
Гангутская слава
9 августа 2019 г.

Гангутская слава

9 августа - День воинской славы России в честь победы в Гангутском сражении в 1714 году — первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут
Курская битва
23 августа 2019 г.

Курская битва

23 августа 1943 года полным разгромом фашистской группировки были завершены советские наступательные операции «Кутузов» и «Румянцев»
Бессмертный рядовой
5 февраля 2020 г.

Бессмертный рядовой

5 февраля 1924 года в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск) родился Александр Матросов
Орден Андрея Первозванного
20 марта 2018 г.

Орден Андрея Первозванного

До революции высшей наградой страны отмечали государственных и военных деятелей, сегодня — в большинстве случаев писателей, поэтов и артистов
Главная » Подвиги в наследство » Огненный таран летчика Шалимова

Огненный таран летчика Шалимова

23 июля 1942 года командир авиационного полка майор Владимир Егорович Шалимов направил свой подбитый зенитками штурмовик на скопление вражеской техники

Всего за 13 месяцев войны он уничтожил 21 самолет врага, 15 танков, 76 автомашин, 10 орудий, 55 вагонов с военными грузами, больше сотни пулеметных и минометных точек.
Огненный таран летчика Шалимова

В одном из ленинградских пригородов немцы устроили аэродром. Постоянно здесь базировались истребители врага, но время от времени прилетали и бомбардировщики. Отсюда фашистам было удобней наносить удары по Ленинграду. 7 ноября 1941 года они готовились совершить особенно большой налет. С дальних аэродромов сюда прилетели "юнкерсы" и "хейнкели".

Советские летчики не стали ждать, когда фашистские бомбардировщики возьмут курс на Ленинград. Опередили их. И в том, что 7 ноября массированный налет так и не состоялся, немалая заслуга командира группы штурмовиков Владимира Егоровича Шалимова. Он нанес удар по аэродрому врага 5 ноября, а 6-го повторил.

Несколькими днями раньше - 30 октября 1941 года - группа, которую вел Шалимов, уничтожила на этом же аэродроме двадцать пять самолетов противника. На другом - тоже расположенном вблизи Ленинграда - шестнадцать. В один из налетов Шалимов и его боевые друзья не только сожгли стоявшие на аэродроме самолеты, - они изрыли бомбами взлетную полосу.

По дороге, идущей от Сиверской к линии фронта, двигалась вражеская артиллерийская часть. Услышав гул самолетов, немцы попрятались в придорожные канавы. Момент для атаки оказался не очень удачным, и Шалимов, сделав вид, что не заметил фашистов, пролетел стороной. Колонна продолжала свой путь. И вдруг с противоположной стороны появились те же самые штурмовики. Трижды они заходили на вражескую колонну, осыпая ее бомбами и снарядами.

Однажды Шалимов внезапно атаковал воинский состав на станции Мга. Атаковал с той стороны, откуда Фашисты меньше всего ожидали, - с тыла. Эшелон был разгромлен. В другой раз - это было 3 июля сорок второго года - летчик нагрянул на станцию Саблино, где стояло несколько эшелонов с войсками противника.
Удары по железнодорожным составам были такими же меткими, как и атаки аэродромов. И все же мужество и боевое мастерство Шалимова больше всего проявились во время налетов на дальнобойные батареи. Аэродром, эшелон - это цели не маленькие. А батарея, когда смотришь на нее с высоты, - всего лишь точка. И в нее нужно попасть. Бомба, упавшая рядом, не идет в счет. Надо бить, как говорят стрелки, в самое "яблочко". Вот почему, штурмуя батареи, стрелявшие по Ленинграду, Шалимов пикировал особенно низко. 14 июля 1942 года зенитным снарядом повредило мотор его самолета. Владимир Егорович довел машину до своей территории.

Такие случаи бывали не раз.
Как-то в бою была повреждена система выпуска шасси: над аэродромом одно колесо вышло, другое - нет. Проще было бы садиться вообще без колес, на фюзеляж. Однако выпущенная стойка шасси обратно не убиралась. Шалимов имел право оставить самолет. Но он не воспользовался парашютом, не бросил машину. Он посадил ее "по-цирковому" - на одно колесо.

Не бросил Шалимов боевого самолета и 23 июля 1942 года. В этот день его гвардейский полк получил задание поддержать пехотинцев, которые должны были овладеть укреплениями врага вблизи станции Лигово. Боевое задание штурмовики выполнили отлично. Однако немецким зенитчикам удалось поджечь самолет ведущего. "Тянуть" до своей территории было уже бессмысленно. Машина падала. Выпрыгнуть с парашютом - попадешь к врагам. Единственное, что успел сделать Владимир Егорович Шалимов, это направить свой горящий самолет на вражеские позиции...

Открывая на аэродроме траурный митинг, друг и заместитель Шалимова Николай Михайлович Трофимов сказал:
— Тяжело потерять командира и боевого товарища. Нам еще тяжелее от того, что мы не можем воздвигнуть над его могилой памятник, на котором вместо эпитафии можно высечь лаконичные цифры его побед. Тогда будущие поколения узнали бы, что, сражаясь за Ленинград, летчик Шалимов уничтожил 21 самолет врага, 15 танков, 76 автомашин, 10 орудий, 55 вагонов с военными грузами, больше сотни пулеметных и минометных точек. Единственное, что мы можем и должны сделать, - поклясться быть достойными его. Это будет лучшим памятником нашему командиру.

Летчики сдержали свою клятву. Об этом свидетельствует много фактов, в том числе и такой: двадцати летчикам полка, которым командовал Владимир Егорович Шалимов (в том числе и ему самому), присвоено звание Героя Советского Союза. Четверо удостоены этой награды дважды.

Но нелегко было однополчанам Шалимова сознавать, что не существует даже могилы их командира. Вдова Владимира Егоровича писала в полк: "Я готова целовать землю, где похоронено его тело. Закончится кровопролитная война, и я пойду, пешком пойду к могиле". Боевые товарищи Шалимова не могли сказать Клавдии Леонидовне, где покоится ее муж. Никто не знал этого - Шалимов погиб за линией фронта.

И вдруг уже в 1965 году - через 23 года после гибели героя - в Ленинградский горвоенкомат пришло письмо, автор которого сообщал, что он, гражданин Медведев, проживающий в Урицке на Рабочем проспекте, дом № 2, вот уже много лет ухаживает за могилой, находящейся во дворе его дома. В ней похоронен летчик Шалимов.

Могилу Медведев обнаружил, вернувшись домой после войны. Тогда еще не успела выцвести надпись, сделанная на деревянной колонке. Кто похоронил советского летчика, кто поставил ему скромный дощатый памятник, - Медведев так и не дознался. Должно быть, кто-то из советских людей видел, как погиб летчик, а фамилию установил по документам, найденным у него в кармане.
Двадцать лет Медведев ухаживал за могилой. Он решил сообщить о ней в шестьдесят пятом, когда отмечалось двадцатилетие нашей победы.

Так однополчане и семья узнали, где покоится Шалимов. А спустя много лет солдаты, которые знают о войне только по книгам, дали над могилой майора Шалимова троекратный залп. Это было в августе шестьдесят пятого, когда прах героя опускали в свежую могилу, вырытую рядом с памятником воинам, погибшим в боях за Урицк.

 

Из книги Бурова А.В. "Твои герои, Ленинград", Л., Лениздат. 1970

.
23 июля 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 февраля
суббота
2020

В этот день:

Договор с Персией

22 февраля 1828 года был заключен Туркманчайский мирный договор между Россией и Персией (совр. Иран). Она уступила России Эриванское и Нахичеванское ханства, предоставила свободу плавания торговым судам по Каспийскому морю и выплатила военную контрибуцию.

Маршал Леонид Говоров

22 февраля 1897 года родился Леонид Александрович ГОВОРОВ, Маршал Советского Союза, Герой Советского Союза. В войну командовал войсками Ленинградского и 2-го Прибалтийского фронтов. После войны был главнокомандующим войсками ПВО и заместителем министра обороны. Среди его наград 5 орденов Ленина, орден Победы.

Храм в Антарктиде

22 февраля 1968 года была открыта первая советская полярная станция у берегов Западной Антарктиды «Беллинсгаузен», названная в честь великого русского мореплавателя. Станция до сих пор функционирует на острове Ватерлоо (Кинг Джордж).

Храм в Антарктиде

22 февраля 1968 года была открыта первая советская полярная станция у берегов Западной Антарктиды «Беллинсгаузен», названная в честь великого русского мореплавателя. Станция до сих пор функционирует на острове Ватерлоо (Кинг Джордж).

В непосредственной близости с ней расположена чилийская антарктическая станция «Фрей» (Presidente Eduardo Frei Montalva). С 2004 года вблизи Беллинсгаузена действует православная церковь Святой Троицы, единственная постоянно действующая церковь в Антарктиде.

Метро в Киеве

22 февраля 1945 года в Москве в Совнаркоме СССР было принято решение о строительстве метро в Киеве.

Метро в Киеве

22 февраля 1945 года в Москве в Совнаркоме СССР было принято решение о строительстве метро в Киеве.

Из-за послевоенных трудностей массовые работы по сооружению метрополитена были начаты в 1949 году. 14 апреля 1949 года приказом № 297/ЦЗ Министерства путей сообщения СССР создано управление по строительству метрополитена — «Киевметрострой». Начальником управления был назначен Филипп Иванович Кузьмин. Киевское метро строила вся страна.Это был великий трудовой подвиг советского народа, который в разрушенном войной СССР сумел создать одно из уникальнейших сооружений в мире.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии