RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Палач с ледорубом
7 февраля 2020 г.

Палач с ледорубом

7 февраля 1913 года родился Рамоон Меркадер (умер18 октября 1978), советский разведчик, исполнивший смертный приговор Льву Троцкому
Ленинским путём
20 января 2020 г.

Ленинским путём

21 января 1924 года скончался Владимир Ильич Ленин (настоящая фамилия Ульянов)
Детям — о подвиге
12 мая 2015 г.

Детям — о подвиге

В условиях, когда в школьной программе отводится на всю Великую Отечественную войну всего пара уроков истории, патриотическому воспитанию нужно уделять большое внимание в семье
Полтава — город русской славы
10 июля 2019 г.

Полтава — город русской славы

10 июля - День воинской славы России в память победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении
Побег из ада на
8 февраля 2015 г.

Побег из ада на "Хенкеле"

8 февраля 1945 года группа советских военнопленных во главе с летчиком-истребителем Михаилом Девятаевым совершила побег из немецкого концлагеря Пенемюнде
Главная » Подвиги в наследство » Огненный таран летчика Шалимова

Огненный таран летчика Шалимова

23 июля 1942 года командир авиационного полка майор Владимир Егорович Шалимов направил свой подбитый зенитками штурмовик на скопление вражеской техники

Всего за 13 месяцев войны он уничтожил 21 самолет врага, 15 танков, 76 автомашин, 10 орудий, 55 вагонов с военными грузами, больше сотни пулеметных и минометных точек.
Огненный таран летчика Шалимова

В одном из ленинградских пригородов немцы устроили аэродром. Постоянно здесь базировались истребители врага, но время от времени прилетали и бомбардировщики. Отсюда фашистам было удобней наносить удары по Ленинграду. 7 ноября 1941 года они готовились совершить особенно большой налет. С дальних аэродромов сюда прилетели "юнкерсы" и "хейнкели".

Советские летчики не стали ждать, когда фашистские бомбардировщики возьмут курс на Ленинград. Опередили их. И в том, что 7 ноября массированный налет так и не состоялся, немалая заслуга командира группы штурмовиков Владимира Егоровича Шалимова. Он нанес удар по аэродрому врага 5 ноября, а 6-го повторил.

Несколькими днями раньше - 30 октября 1941 года - группа, которую вел Шалимов, уничтожила на этом же аэродроме двадцать пять самолетов противника. На другом - тоже расположенном вблизи Ленинграда - шестнадцать. В один из налетов Шалимов и его боевые друзья не только сожгли стоявшие на аэродроме самолеты, - они изрыли бомбами взлетную полосу.

По дороге, идущей от Сиверской к линии фронта, двигалась вражеская артиллерийская часть. Услышав гул самолетов, немцы попрятались в придорожные канавы. Момент для атаки оказался не очень удачным, и Шалимов, сделав вид, что не заметил фашистов, пролетел стороной. Колонна продолжала свой путь. И вдруг с противоположной стороны появились те же самые штурмовики. Трижды они заходили на вражескую колонну, осыпая ее бомбами и снарядами.

Однажды Шалимов внезапно атаковал воинский состав на станции Мга. Атаковал с той стороны, откуда Фашисты меньше всего ожидали, - с тыла. Эшелон был разгромлен. В другой раз - это было 3 июля сорок второго года - летчик нагрянул на станцию Саблино, где стояло несколько эшелонов с войсками противника.
Удары по железнодорожным составам были такими же меткими, как и атаки аэродромов. И все же мужество и боевое мастерство Шалимова больше всего проявились во время налетов на дальнобойные батареи. Аэродром, эшелон - это цели не маленькие. А батарея, когда смотришь на нее с высоты, - всего лишь точка. И в нее нужно попасть. Бомба, упавшая рядом, не идет в счет. Надо бить, как говорят стрелки, в самое "яблочко". Вот почему, штурмуя батареи, стрелявшие по Ленинграду, Шалимов пикировал особенно низко. 14 июля 1942 года зенитным снарядом повредило мотор его самолета. Владимир Егорович довел машину до своей территории.

Такие случаи бывали не раз.
Как-то в бою была повреждена система выпуска шасси: над аэродромом одно колесо вышло, другое - нет. Проще было бы садиться вообще без колес, на фюзеляж. Однако выпущенная стойка шасси обратно не убиралась. Шалимов имел право оставить самолет. Но он не воспользовался парашютом, не бросил машину. Он посадил ее "по-цирковому" - на одно колесо.

Не бросил Шалимов боевого самолета и 23 июля 1942 года. В этот день его гвардейский полк получил задание поддержать пехотинцев, которые должны были овладеть укреплениями врага вблизи станции Лигово. Боевое задание штурмовики выполнили отлично. Однако немецким зенитчикам удалось поджечь самолет ведущего. "Тянуть" до своей территории было уже бессмысленно. Машина падала. Выпрыгнуть с парашютом - попадешь к врагам. Единственное, что успел сделать Владимир Егорович Шалимов, это направить свой горящий самолет на вражеские позиции...

Открывая на аэродроме траурный митинг, друг и заместитель Шалимова Николай Михайлович Трофимов сказал:
— Тяжело потерять командира и боевого товарища. Нам еще тяжелее от того, что мы не можем воздвигнуть над его могилой памятник, на котором вместо эпитафии можно высечь лаконичные цифры его побед. Тогда будущие поколения узнали бы, что, сражаясь за Ленинград, летчик Шалимов уничтожил 21 самолет врага, 15 танков, 76 автомашин, 10 орудий, 55 вагонов с военными грузами, больше сотни пулеметных и минометных точек. Единственное, что мы можем и должны сделать, - поклясться быть достойными его. Это будет лучшим памятником нашему командиру.

Летчики сдержали свою клятву. Об этом свидетельствует много фактов, в том числе и такой: двадцати летчикам полка, которым командовал Владимир Егорович Шалимов (в том числе и ему самому), присвоено звание Героя Советского Союза. Четверо удостоены этой награды дважды.

Но нелегко было однополчанам Шалимова сознавать, что не существует даже могилы их командира. Вдова Владимира Егоровича писала в полк: "Я готова целовать землю, где похоронено его тело. Закончится кровопролитная война, и я пойду, пешком пойду к могиле". Боевые товарищи Шалимова не могли сказать Клавдии Леонидовне, где покоится ее муж. Никто не знал этого - Шалимов погиб за линией фронта.

И вдруг уже в 1965 году - через 23 года после гибели героя - в Ленинградский горвоенкомат пришло письмо, автор которого сообщал, что он, гражданин Медведев, проживающий в Урицке на Рабочем проспекте, дом № 2, вот уже много лет ухаживает за могилой, находящейся во дворе его дома. В ней похоронен летчик Шалимов.

Могилу Медведев обнаружил, вернувшись домой после войны. Тогда еще не успела выцвести надпись, сделанная на деревянной колонке. Кто похоронил советского летчика, кто поставил ему скромный дощатый памятник, - Медведев так и не дознался. Должно быть, кто-то из советских людей видел, как погиб летчик, а фамилию установил по документам, найденным у него в кармане.
Двадцать лет Медведев ухаживал за могилой. Он решил сообщить о ней в шестьдесят пятом, когда отмечалось двадцатилетие нашей победы.

Так однополчане и семья узнали, где покоится Шалимов. А спустя много лет солдаты, которые знают о войне только по книгам, дали над могилой майора Шалимова троекратный залп. Это было в августе шестьдесят пятого, когда прах героя опускали в свежую могилу, вырытую рядом с памятником воинам, погибшим в боях за Урицк.

 

Из книги Бурова А.В. "Твои герои, Ленинград", Л., Лениздат. 1970

.
23 июля 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
24 сентебря
четверг
2020

В этот день:

Смерть Багратиона

24 сентября 1812 года умер от ран Пётр Иванович Багратион, российский генерал от инфантерии, князь, герой Отечественной войны 1812 года, ученик А. В. Суворова. Скончался от ран, полученных в битве при Бородино.

Смерть Багратиона

24 сентября 1812 года умер от ран Пётр Иванович Багратион, российский генерал от инфантерии, князь, герой Отечественной войны 1812 года, ученик А. В. Суворова. Скончался от ран, полученных в битве при Бородино.

Военную службу Пётр Багратион начал 21 февраля (4 марта) 1782 года рядовым в Астраханском пехотном полку, расквартированном в окрестностях Кизляра. Первый боевой опыт приобрёл в 1783 году в военной экспедиции на территорию Чечни, где был захвачен в плен под селением Алды, но позже выкуплен властями.

Участвовал в русско-турецкой войне 1787—92 годов и Польской кампании 1794 года. Отличился 17 декабря 1788 года при штурме Очакова. Активный участник войны против Наполеона. В Аустерлицком сражении Багратион командовал войсками правого крыла союзной армии, которые стойко отражали натиск французов, а затем составили арьергард и прикрывали отход главных сил.

При Бородино армия Багратиона, составляя левое крыло боевого порядка российских войск, отразила все атаки армии Наполеона. 7 сентября (по новому стилю) 1812 года осколок ядра раздробил генералу берцовую кость левой ноги. 8 сентября Багратион упомянул в своём донесении царю Александру I о ранении: «Я довольно не легко ранен в левую ногу с раздроблением кости; но нималейше не сожалею о сём, быв всегда готов пожертвовать и последнею каплею моей крови на защиту Отечества и августейшего престола…»

12 (24) сентября 1812 года Пётр Иванович Багратион умер от гангрены.

 

День рождения Новороссийска

24 сентября 1838 года корабли российской эскадры вошли в Цемесскую бухту. 5816 человек под командованием Раевского и Лазарева высадились на развалины турецкой крепости. В устье реки Цемес началось сооружение укрепления, вокруг которого впоследствии развернулось строительство города Новороссийска. Этот день празднуется теперь как День рождения города.

«Штопор» Константина Арцеулова

24 сентября 1916 года русский лётчик Константин Арцеулов впервые преднамеренно выполнил «штопор» и вывел из него самолёт.

«Штопор» Константина Арцеулова

24 сентября 1916 года русский лётчик Константин Арцеулов впервые преднамеренно выполнил «штопор» и вывел из него самолёт.

 В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило манёвренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

Арцеулов до Первой мировой войны учился в Морском кадетском корпусе (1906—1908), затем работал на авиационном заводе С. Щетинина в Петербурге, одновременно занимался в лётной школе. На планёрах собственной конструкции поднимался в воздух. В 1911 году получил диплом пилота-авиатора. В 1912 году — инструктор в Севастопольском аэроклубе.

Участник Первой мировой войны, служил в 18-м корпусном авиационном отряде, совершил около 200 разведывательных полётов. С 1916 года лётчик 8-го истребительного авиационного отряда, успешно провёл 18 воздушных боёв. После революции получил назначение в 1-ю Московскую высшую школу красвоенлетов (на Ходынке). Одним из его учеников был Валерий Чкалов. В 1923 году испытывал первый советский истребитель И-1 конструкции Н. Н. Поликарпова. Был пионером советского планеризма, в 1923 году получил диплом пилота-парителя № 1. Разработал и построил 5 планёров собственной конструкции, среди них А-5. В составе советской команды участвовал в соревнованиях планеристов в Германии в 1925 году. В 1927 году переведён в гражданскую авиацию (Добролёт) для работ в области аэрофотосъёмки и ледовой разведки. Собственноручно провёл аэрофотосъёмку многих удалённых районов страны, участвовал в определении трассы будущего Турксиба.

В 1933 году был осуждён к высылке в Архангельск. Работал мотористом на катере. Реабилитирован в 1937 году. Из-за длительного перерыва в лётном стаже на военную службу не вернулся. Занялся художественным творчеством. Оформил более 50 книг, 240 номеров журнала «Техника — молодёжи», где он был ведущим художником, также иллюстрировал журналы «За оборону», «Крылья Родины», «Юный техник», «Моделист-конструктор». Автор панно в главном зале Центрального дома авиации и космонавтики имени М. В. Фрунзе.

 

Лунный грунт доставлен на Землю

24 сентября 1970 года впервые в истории человечества межпланетная станция «Луна-16» доставила на Землю лунный грунт.

Лунный грунт доставлен на Землю

24 сентября 1970 года впервые в истории человечества межпланетная станция «Луна-16» доставила на Землю лунный грунт.

20 сентября 1970 года станция «Луна-16» совершила мягкую посадку на поверхности Луны в районе Моря Изобилия в точке с координатами 0 градусов 41 минута южной широты и 56 градусов 18 минут восточной долготы. Масса опустившейся на Луну станции составила 1880 кг. 21 сентября 1970 года с поверхности Луны стартовал возвращаемый аппарат автоматической межпланетной станции «Луна-16». Масса стартовавшей ступени была 512 кг. Непосредственно перед стартом был произведён забор лунного грунта, который в специальной капсуле был помещён в возвращаемый аппарат.

24 сентября 1970 года возвращаемый аппарат станции «Луна-16» массой 35 кг совершил мягкую посадку на территории СССР в 80 километрах юго-восточнее города Джезказган в Казахстане. На Землю были доставлены образцы лунного грунта, взятые в районе Моря Изобилия. Общая масса колонки грунта, доставленной на Землю, составила 101 грамм. «Луна-16» стала первым автоматическим аппаратом, доставившим внеземное вещество на Землю.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии