RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Агентурный псевдоним «Дэн»
16 октября 2018 г.

Агентурный псевдоним «Дэн»

16 октября 1913 года родился Владимир Борисович Барковский, советский разведчик, Герой Российской Федерации.
Подмосковный нокдаун
12 декабря 2018 г.

Подмосковный нокдаун

12 декабря 1941 года весь мир, затаив дыхание, слушал по радио сообщение Совинформбюро «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы».
140 лет русской тельняшке
19 августа 2014 г.

140 лет русской тельняшке

19 августа 1874 года Великий Князь Константин Николаевич Романов подписал приказ о введении тельняшки, как обязательной части морской формы одежды.
Побег из ада на
8 февраля 2015 г.

Побег из ада на "Хенкеле"

8 февраля 1945 года группа советских военнопленных во главе с летчиком-истребителем Михаилом Девятаевым совершила побег из немецкого концлагеря Пенемюнде
«Нью-Йорк Таймс» об освобождении Киева
5 ноября 2016 г.

«Нью-Йорк Таймс» об освобождении Киева

6 ноября 1943 года европейские фашисты были выбиты из « Матери городов русских»
Главная » Подвиги в наследство » Огненный таран летчика Шалимова

Огненный таран летчика Шалимова

23 июля 1942 года командир авиационного полка майор Владимир Егорович Шалимов направил свой подбитый зенитками штурмовик на скопление вражеской техники

Всего за 13 месяцев войны он уничтожил 21 самолет врага, 15 танков, 76 автомашин, 10 орудий, 55 вагонов с военными грузами, больше сотни пулеметных и минометных точек.
Огненный таран летчика Шалимова

В одном из ленинградских пригородов немцы устроили аэродром. Постоянно здесь базировались истребители врага, но время от времени прилетали и бомбардировщики. Отсюда фашистам было удобней наносить удары по Ленинграду. 7 ноября 1941 года они готовились совершить особенно большой налет. С дальних аэродромов сюда прилетели "юнкерсы" и "хейнкели".

Советские летчики не стали ждать, когда фашистские бомбардировщики возьмут курс на Ленинград. Опередили их. И в том, что 7 ноября массированный налет так и не состоялся, немалая заслуга командира группы штурмовиков Владимира Егоровича Шалимова. Он нанес удар по аэродрому врага 5 ноября, а 6-го повторил.

Несколькими днями раньше - 30 октября 1941 года - группа, которую вел Шалимов, уничтожила на этом же аэродроме двадцать пять самолетов противника. На другом - тоже расположенном вблизи Ленинграда - шестнадцать. В один из налетов Шалимов и его боевые друзья не только сожгли стоявшие на аэродроме самолеты, - они изрыли бомбами взлетную полосу.

По дороге, идущей от Сиверской к линии фронта, двигалась вражеская артиллерийская часть. Услышав гул самолетов, немцы попрятались в придорожные канавы. Момент для атаки оказался не очень удачным, и Шалимов, сделав вид, что не заметил фашистов, пролетел стороной. Колонна продолжала свой путь. И вдруг с противоположной стороны появились те же самые штурмовики. Трижды они заходили на вражескую колонну, осыпая ее бомбами и снарядами.

Однажды Шалимов внезапно атаковал воинский состав на станции Мга. Атаковал с той стороны, откуда Фашисты меньше всего ожидали, - с тыла. Эшелон был разгромлен. В другой раз - это было 3 июля сорок второго года - летчик нагрянул на станцию Саблино, где стояло несколько эшелонов с войсками противника.
Удары по железнодорожным составам были такими же меткими, как и атаки аэродромов. И все же мужество и боевое мастерство Шалимова больше всего проявились во время налетов на дальнобойные батареи. Аэродром, эшелон - это цели не маленькие. А батарея, когда смотришь на нее с высоты, - всего лишь точка. И в нее нужно попасть. Бомба, упавшая рядом, не идет в счет. Надо бить, как говорят стрелки, в самое "яблочко". Вот почему, штурмуя батареи, стрелявшие по Ленинграду, Шалимов пикировал особенно низко. 14 июля 1942 года зенитным снарядом повредило мотор его самолета. Владимир Егорович довел машину до своей территории.

Такие случаи бывали не раз.
Как-то в бою была повреждена система выпуска шасси: над аэродромом одно колесо вышло, другое - нет. Проще было бы садиться вообще без колес, на фюзеляж. Однако выпущенная стойка шасси обратно не убиралась. Шалимов имел право оставить самолет. Но он не воспользовался парашютом, не бросил машину. Он посадил ее "по-цирковому" - на одно колесо.

Не бросил Шалимов боевого самолета и 23 июля 1942 года. В этот день его гвардейский полк получил задание поддержать пехотинцев, которые должны были овладеть укреплениями врага вблизи станции Лигово. Боевое задание штурмовики выполнили отлично. Однако немецким зенитчикам удалось поджечь самолет ведущего. "Тянуть" до своей территории было уже бессмысленно. Машина падала. Выпрыгнуть с парашютом - попадешь к врагам. Единственное, что успел сделать Владимир Егорович Шалимов, это направить свой горящий самолет на вражеские позиции...

Открывая на аэродроме траурный митинг, друг и заместитель Шалимова Николай Михайлович Трофимов сказал:
— Тяжело потерять командира и боевого товарища. Нам еще тяжелее от того, что мы не можем воздвигнуть над его могилой памятник, на котором вместо эпитафии можно высечь лаконичные цифры его побед. Тогда будущие поколения узнали бы, что, сражаясь за Ленинград, летчик Шалимов уничтожил 21 самолет врага, 15 танков, 76 автомашин, 10 орудий, 55 вагонов с военными грузами, больше сотни пулеметных и минометных точек. Единственное, что мы можем и должны сделать, - поклясться быть достойными его. Это будет лучшим памятником нашему командиру.

Летчики сдержали свою клятву. Об этом свидетельствует много фактов, в том числе и такой: двадцати летчикам полка, которым командовал Владимир Егорович Шалимов (в том числе и ему самому), присвоено звание Героя Советского Союза. Четверо удостоены этой награды дважды.

Но нелегко было однополчанам Шалимова сознавать, что не существует даже могилы их командира. Вдова Владимира Егоровича писала в полк: "Я готова целовать землю, где похоронено его тело. Закончится кровопролитная война, и я пойду, пешком пойду к могиле". Боевые товарищи Шалимова не могли сказать Клавдии Леонидовне, где покоится ее муж. Никто не знал этого - Шалимов погиб за линией фронта.

И вдруг уже в 1965 году - через 23 года после гибели героя - в Ленинградский горвоенкомат пришло письмо, автор которого сообщал, что он, гражданин Медведев, проживающий в Урицке на Рабочем проспекте, дом № 2, вот уже много лет ухаживает за могилой, находящейся во дворе его дома. В ней похоронен летчик Шалимов.

Могилу Медведев обнаружил, вернувшись домой после войны. Тогда еще не успела выцвести надпись, сделанная на деревянной колонке. Кто похоронил советского летчика, кто поставил ему скромный дощатый памятник, - Медведев так и не дознался. Должно быть, кто-то из советских людей видел, как погиб летчик, а фамилию установил по документам, найденным у него в кармане.
Двадцать лет Медведев ухаживал за могилой. Он решил сообщить о ней в шестьдесят пятом, когда отмечалось двадцатилетие нашей победы.

Так однополчане и семья узнали, где покоится Шалимов. А спустя много лет солдаты, которые знают о войне только по книгам, дали над могилой майора Шалимова троекратный залп. Это было в августе шестьдесят пятого, когда прах героя опускали в свежую могилу, вырытую рядом с памятником воинам, погибшим в боях за Урицк.

 

Из книги Бурова А.В. "Твои герои, Ленинград", Л., Лениздат. 1970

.
23 июля 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 октября
суббота
2019

В этот день:

Последнее плавание фрегата «Паллада»

19 октября 1852 года из Кронштадта отправился в плавание фрегат «Паллада» под командованием капитана И. С. Унковского с миссией вице-адмирала Е. В. Путятина в Японию.

Последнее плавание фрегата «Паллада»

19 октября 1852 года из Кронштадта отправился в плавание фрегат «Паллада» под командованием капитана И. С. Унковского с миссией вице-адмирала Е. В. Путятина в Японию.

 Секретарем адмирала согласился стать писатель Иван Александрович Гончаров, который вел общий журнал, занимался словесностью с гардемаринами по просьбе адмирала. А впоследствии написал путевые заметки.

Фрегат «Паллада» был заложен в Санкт-Петербурге 2 ноября 1831 года, спущен на воду 1 сентября 1832 года. Длина фрегата — 52,8 м, ширина — 13,6 м, вооружение — 52 орудия. Первым командиром фрегата был капитан-лейтенант П. С. Нахимов.

В 1852—1855 годах под командованием капитана И. С. Унковского совершил с дипломатической миссией вице-адмирала Е. В. Путятина плавание из Кронштадта через Атлантический, Индийский, Тихий океаны к берегам Японии. После окончания переговоров в Нагасаки фрегат направился к российским берегам, где, из опасений захвата англичанами в связи с началом Крымской войны, был затоплен в бухте Постовая Императорской (ныне Советской) гавани, где и находится на дне по сегодняшний день.

 

Авиаконструктор Михаил Симонов

19 октября 1929 года родился Михаил Петрович Симонов, генеральный конструктор ОКБ им. Сухого, лауреат Ленинской премии(1976), Герой России.

Авиаконструктор Михаил Симонов

19 октября 1929 года родился Михаил Петрович Симонов, генеральный конструктор ОКБ им. Сухого, лауреат Ленинской премии(1976), Герой России.

Он принимал участие в создании бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25, руководил постройкой спортивных самолётов марки «Су», но более всего известен как один из главных конструкторов истребителя Су-27 и некоторых его модификаций.

Интересный факт из биографии. В 1992 году на международном авиакосмическом салоне Фарнборо близ Лондона состоялась, пресс-конференция российской официальной делегации с участием двух генеральных конструкторов — Белякова («МиГ») и Симонова («ОКБ Сухого»). Ближе к концу конференции поднялся американский журналист и сообщил, что в России из-за либеризации розничных цен царит страшная инфляция, в магазинах ничего нет, «а у вас целых два блестящих истребительных конструкторских бюро — „МиГ“ и „Сухой“, вот если вы объедините их, то столько денег для вашего народа сэкономите…». В ответ на это Симонов заявил следующее: «Приятно и весьма интересно, что американская пресса интересуется жизненно важными для нас вопросами. Однако вынужден сделать одно небольшое замечание. Американцы считают, что мы сделали в свое время Су-24, конкурируя с „Дженерал Дайнэмикс“ и их бомбардировщиком F-111. Они также убеждены в том, что штурмовик Су-25 мы построили в противовес вашему A-10. А в случае с Су-27 тут и вообще деваться некуда — конкурировали с вашим F-15 „Игл“… Все это — чепуха! Названные самолеты созданы в „ОКБ Сухого“ с одной единственной целью — победить в конкуренции… генерального конструктора Белякова!…»

Маршал Бирюзов

19 октября 1964 года погиб в авиационной катастрофе Сергей Бирюзов (р. 1904), Маршал Советского Союза, командующий ракетными войсками СССР (1955—1963 гг.), Герой Советского Союза (1958), начальник Генштаба Вооружённых сил СССР (1963—1964).

Маршал Бирюзов

19 октября 1964 года погиб в авиационной катастрофе Сергей Бирюзов (р. 1904), Маршал Советского Союза, командующий ракетными войсками СССР (1955—1963 гг.), Герой Советского Союза (1958), начальник Генштаба Вооружённых сил СССР (1963—1964).

В РККА вступил добровольно 15 сентября 1922 г.: командир взвода (сентябрь 1926 г. — декабрь 1929 г.), командир роты (по июнь 1930 г.), начальник штаба учебного батальона (по апрель 1932 г.), командир батальона (по июнь 1934 г.), начальник штаба стрелковой дивизии (октябрь 1937 г. — апрель 1938 г.), начальник отдела в штабе Харьковского военного округа (по август 1939 г.). С августа 1939 комбриг Бирюзов — командир 132-й стрелковой дивизии.

Во время Великой Отечественной войны командир стрелковой дивизии (с августа 1939 г. по апрель 1942 г.), начальник штаба армии на Брянском фронте (по ноябрь 1942 г.). В течение первого года войны получил 5 ранений, в том числе два тяжёлых. С ноября 1942 г. по апрель 1943 г. — начальник штаба 2-й гвардейской армии Сталинградского (впоследствии Южного) фронта, с апреля 1943 г. — начальник штаба Южного (впоследствии 4-го Украинского) фронта, которым командовал Ф. И. Толбухин. Основные сражения Бирюзова: Донбасская операция, освобождение Крыма, Ясско-Кишинёвская операция, взятие Белграда. С октября 1944 г. — командующий 37-й армией (по май 1946 г.) и главный военный советник Болгарской армии, почётный гражданин Софии.

После мая 1946 г. генерал-полковник С. С. Бирюзов занимал посты: заместитель Главнокомандующего Сухопутными войсками по боевой подготовке (кратковременно, лишь по июнь 1946 г.), заместитель Главнокомандующего Южной группой войск и командующий 10-й механизированной армией (по июнь 1947 г.), командующий войсками Приморского военного округа (по май 1953 г.). Главнокомандующий Центральной группой войск (Австрия и Венгрия, 1953—1954), первый заместитель Главнокомандующего войсками ПВО (1954—1955). Затем маршал Бирюзов возглавил ПВО как Главком, одновременно являясь замминистра обороны СССР (1955—1962). В апреле 1962 переведён на пост главкома РВСН — ракетных войск стратегического назначения. В марте 1963 Бирюзов получил назначение на должность начальника Генерального штаба Вооружённых сил СССР и был повышен до первого заместителя министра обороны СССР.

19 октября 1964 года начальник Генштаба маршал Бирюзов погиб в авиационной катастрофе вблизи Белграда, на горе Авала. Иосип Броз Тито присвоил Бирюзову (участвовавшему в освобождении Югославии, а потом там погибшему) звание Народного героя Югославии посмертно. Его прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

 

Космонавт Рукавишников

19 октября 2002 года скончался Николай Николаевич Рукавишников, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Космонавт Рукавишников

19 октября 2002 года скончался Николай Николаевич Рукавишников, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

 Инженер-физик по образованию, Николай Рукавишников стал первым гражданским командиром космического корабля.
Также впервые в истории космонавтики он вручную совершил посадку в аварийном режиме — в апреле 1979 при полёте на корабле Союз-33.

Родился в семье железнодорожников. Учился в средней школе № 8 в Томске. В 1951 году поступил в Московский инженерно-физический институт (МИФИ). В 1957 закончил факультет электронных вычислительных устройств и средств автоматики МИФИ и получил квалификацию инженера-физика по специальности «Диэлектрики и полупроводники». После окончания института работал в научно-исследовательском институте, в ОКБ-1 (КБ С. П. Королёва). В 1967 зачислен в отряд советских космонавтов (1967 Группа гражданских специалистов № 2 (дополнительный набор). Прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа «Союз» и орбитальных станциях типа «Салют». В 1965—1969 годах Рукавишников входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1/«Зонд» и посадке на неё Л3. Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был предварительно назначен на 8 декабря 1968 года. По предварительным назначениям, Рукавишников входил в состав главного экипажа. Но полёт был отменён, несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить немедленно лететь к Луне для обеспечения приоритета СССР (американцы планировали аналогичный пилотируемый полёт на 21—27 декабря 1968 года). Дело в том, что предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд» (Л1) были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и ракеты-носителя «Протон».

23 — 25 апреля 1971 года совершил свой первый космический полёт в качестве инженера-испытателя космического корабля Союз-10. (Н. Н. Рукавишников стал первым космическим инженером-испытателем). Программа полёта предусматривала трёхнедельную работу на борту орбитальной космической станции Салют-1. Однако из-за технических неисправностей работа на станции была отменена и полёт был прерван. После завершения полёта впервые была осуществлена ночная посадка космического корабля. Полёт продолжался 1 сутки 23 часа 45 минут 54 секунды.

2 — 8 декабря 1974 года совершил второй космический полёт в качестве бортинженера космического корабля Союз-16. В полёте были проведены испытания стыковочного узла, созданного по программе ЭПАС. Полёт продолжался 5 суток 22 часа 23 минуты 35 секунд.

10 — 12 апреля 1979 совершил свой третий космический полёт в качестве командира космического корабля Союз-33. Полёт проходил в рамках советско-болгарского проекта и предусматривал работу на борту орбитальной станции Салют-6. Из-за аварии двигателя корабля стыковка не состоялась и корабль совершил преждевременную посадку. Полёт продолжался 1 сутки 23 часа 1 минуту 6 секунд.

После ухода из отряда космонавтов работал заместителем начальника отделения НПО «Энергия». Председатель Федерации космонавтики СССР (1981—1991). Президент Федерации космонавтики России (1991—1999), a c 1999 года — её почётный президент.

Умер 19 октября 2002 от инфаркта. Похоронен в Москве на Останкинском кладбище.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии