RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Поклон «королю застоя»
19 декабря 2018 г.

Поклон «королю застоя»

19 декабря 1906 года родился Леонид Ильич Брежнев
Смерть в стратосфере
30 января 2014 г.

Смерть в стратосфере

80 лет назад 30 января 1934 года потерпел катастрофу стратостат «Осоавиахим-1», поднявшийся на рекордную высоту более 22 километров
Расстрел пионера
8 февраля 2016 г.

Расстрел пионера

8 февраля отмечается День памяти юных героев-антифашистов
Героика Южного полюса
18 февраля 2017 г.

Героика Южного полюса

18 февраля 1961 года, в оазисе Ширмахера начала действовать советская антарктическая станция — Новолазаревская.
Вики: «Я — русская и Родину не предам!»
11 июля 2013 г.

Вики: «Я — русская и Родину не предам!»

11 июля 1911 года родилась княгиня Вера Аполлоновна Оболенская, ставшая в годы Второй мировой войны лейтенантом Французского сопротивления (подпольный псевдоним Вики) и погибшая под ножом гильотины
Главная » Подвиги в наследство » Первый русский летчик-истребитель

Первый русский летчик-истребитель

20 июня 1917 года погиб Евграф Николаевич КРУТЕНЬ (род. 29.12.1890), русский военный летчик, капитан, сбил более 15 самолетов противника.

Он впервые выдвинул и осуществил идею истребительной авиации.
Первый русский летчик-истребитель

Поначалу судьба Евграфа была очень далека от авиации. В 1911 году окончил Константиновское артиллерийское училище, получил звание подпоручика и назначение в 4-ю конно-артиллерийскую батарею. Однако, увлекшись авиацией, Крутень засыпал начальство рапортами с просьбой о переводе из артиллерии в новый род войск. В конце концов, в августе 1913 года Евграфа Николаевича направили в Третью Киевскую авиационную роту в качестве летного наблюдателя.

Туда он прибыл 7 сентября 1913 года – в день, когда Петр Нестеров проделывал свою "мертвую петлю". Евграф Николаевич сумел добиться назначения в 11-й корпусной авиаотряд, возглавляемый Нестеровым.
Но должность летного наблюдателя Крутеня не устраивала. Чтобы овладеть пилотажем, Евграф Николаевич в январе 1914 года убыл в Гатчинскую авиашколу. Он быстро освоил летное дело и незадолго до её окончания дважды повторил над Гатчинским аэродромом "мертвую петлю" Нестерова.

Получив диплом военного пилота, Крутень сразу же отправился на фронт. В первый год войны Евграф Николаевич занимался бомбардировками и воздушной разведкой. Он также писал и публиковал статьи о проблемах летного дела в России. Много шума наделала его работа "Кричащие нужды русской авиации". Вот только одна цитата из неё: "Наши летчики, как мотыльки, беспечно порхающие с аппарата к женщине, от женщины на бутылку, потом опять на аппарат, потом на карты. Отжарил боевой полет - и брюшко вверх. Внеполетной работы нет". Может быть, эта статья, а , скорее всего, еще и огромные потери заставили наших пилотов строже и одновременно бережнее относиться к своим обязанностям и к себе.

В мае 1915 года Крутень был назначен командиром 2-го армейского авиаотряда. В воздушном бою 30 июля 1915 года он одержал свою первую воздушную победу. Вскоре Крутень вышел к командованию с инициативой о создании истребительных авиагрупп. Первое такое подразделение летом 1916 года возглавил лучший российский ас А. А. Казаков. Сам же Крутень стал командиром 2-й истребительной авиагруппы, которая состояла из 3-го, 7-го и 8-го корпусных авиаотрядов. Самолеты каждого авиаотряда имели на фюзеляже свою эмблему: 3-й - голову индейца, 7-й - голову орла, 8-й - туз червей. На принадлежавшем командиру авиагруппы "Ньюпоре-23" красовался профиль Ильи Муромца.

В том же году Крутень ездил во Францию делиться опытом, воевал в 3-й эскадрилье "Аистов". В боях под Амьеном и Нанси он сбил два немецких самолета, после чего с такой же миссией побывал в Англии.

Из всех русских летчиков Первой мировой войны Крутень внес, пожалуй, наибольший вклад в разработку теории воздушного боя, написав на основе собственного практического опыта брошюры: "Наставление летчику-истребителю", "Воздушный бой", "Военная авиация во Франции", "Что думалось в Лондоне", "Нашествие иноплеменников". В своих работах он предложил ввести практику парных полетов и обосновал основные требования к самолету-истребителю: вертикальная и горизонтальная скорость, верткость, высокий "потолок".

На счету Крутеня немало придуманных им эффективных тактических приемов. Один из них заключался в том, чтобы "поднырнуть" под аэроплан противника и атаковать неприятеля сзади. Именно таким способом 31 мая 1917 года он одержал свою первую - после возвращения в Россию - победу, отправив на землю вражеский авиаразведчик "Ганза-Бранденбург".

Еще одной особенностью боевого почерка воздушного аса было то, что во время выполнения заданий он настолько увлекался, что расходовал почти весь запас горючего, и при возвращении ему нередко приходилось планировать на посадочную полосу с заглохшим мотором. 6 июня 1917 года Крутень даже сумел сбить на планирующем полете ещё один "Ганза-Бранденбург".

А вот еще один эпизод, живо характеризующий Крутеня. 9 июня 1917 года он уничтожил над своим аэродромом немецкий "Фоккер" и взял в плен летчика. Вскоре над аэродромом появилась ещё одна вражеская машина: командир эскадрильи, в которой служил германский пилот, решил выяснить судьбу своего подчиненного. Крутень прервал допрос пленного, поднял свой "Ньюпор" в воздух и тут же сбил непрошенного гостя.
Это была его последняя воздушная победа. 20 июня 1917 года, возвращаясь с очередного боевого задания, при заходе на посадку на малой высоте самолет Крутеня врезался в землю, и пилот погиб. В память о летчике была выбита специальная медаль, а 2-я истребительная авиагруппа с тех пор именовалась "авиагруппой имени Крутеня". Похоронен на Лукьяновском кладбище Киева, рядом с могилой Петра Нестерова.

.
20 июня 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 июня
воскресенье
2019

В этот день:

Подвиг лейтенанта Черкасова

16 июня 1904 года во время учебного погружения затонула первая боевая подводная лодка русского флота "Дельфин".

Подвиг лейтенанта Черкасова

16 июня 1904 года во время учебного погружения затонула первая боевая подводная лодка русского флота "Дельфин".

На «Дельфине» проходили подготовку будущие подводники. Всего в тот роковой день на подводной лодке находились три офицера и 34 матроса, из которых всего четыре человека были штатными членами экипажа. Временно исполнял обязанности командира ПЛ лейтенант А.Н. Черкасов. Во время погружения из-за оплошности одного из прикомандированных матросов лодка ушла под воду с открытым люком. Из "Дельфина" выбрались только 10 матросов и два офицера. Лейтенант Черкасов мог спастись одним из первых, но исполняя негласный флотский закон — командир покидает терпящее бедствие судно последним, он сознательно разделил участь погибших.

Гибель коменданта Берлина Берзарина

16 июня 1945 года погиб Николай Эрастович БЕРЗАРИН, генерал-полковник, первый комендант послевоенного Берлина.

Гибель коменданта Берлина Берзарина

16 июня 1945 года погиб Николай Эрастович БЕРЗАРИН, генерал-полковник, первый комендант послевоенного Берлина.

5-я ударная армия, которой во время Берлинской операции командовал Николай Берзарин, первой овладела районом правительственных кварталов, расположенных в центре города, в том числе имперской канцелярией, где находилась ставка Гитлера.

Учитывая наиболее успешное продвижение 5-й ударной армии при штурме Берлина и выдающиеся личные качества её командарма, удостоенного накануне Берлинской операции звания Героя Советского Союза, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков 24 апреля 1945 года назначил Берзарина первым советским комендантом и начальником советского гарнизона Берлина. Николай Эрастович очень много сделал для восстановления мирной жизни, организации снабжения населения, оживления культурной жизни в городе.

16 июня 1945 года Берзарин погиб в автокатастрофе на перекрёстке Шлоссштрассе и Вильгельмштрассе. Обычно генерал ездил на службу на двухколесном мотоцикле Харлей , а в то утро впервые сел за руль мотоцикла с коляской. На перекрестке Шлоссштрассе-Вильгельмштрассе наперерез шла колонна советских грузовиков со стройматериалами. Мотоцикл генерала на скорости 70 км/ч приблизился к перекрестку, и генерал Берзарин, решив проскочить сквозь колонну, нажал на газ. Но он забыл, что управляет не быстроходным Харлеем, а более тяжелой машиной. И врезался в борт грузовика. Подробности:

http://rosgeroika.ru/podvigi-v-nasledstvo/2014/april/lyubimyij-komendant-berlina


Реабилитация казачества

16 июня 1992 года в России принят закон «О реабилитации казачества».

Реабилитация казачества

16 июня 1992 года в России принят закон «О реабилитации казачества».

Верховный совет РФ, который, к сожалению, через год был расстрелян из танков по приказу Ельцина, «в целях полной реабилитации казачества и создания необходимых условий для его возрождения» постановил «отменить как незаконные все акты в отношении казачества, принятые начиная с 1918 года, в части, касающейся применения к нему репрессивных мер».

 

Памяти летчика-героя Алексенко

16 июня 1995 года скончался Владимир Аврамович АЛЕКСЕНКО, лётчик, дважды Герой Советского Союза.

Памяти летчика-героя Алексенко

16 июня 1995 года скончался Владимир Аврамович АЛЕКСЕНКО, лётчик, дважды Герой Советского Союза.

Родился 27 января 1923 года в селе Киевское Крымского района Краснодарского края в семье крестьянина. По национальности русский. Член КПСС с 1943 года. В 1940 году окончил среднюю школу и аэроклуб. В Советской Армии с мая 1941 года. Окончил Краснодарскую военную авиационную школу пилотов в 1942 году. На фронтах Великой Отечественной войны с февраля 1943 года. Звание Героя Советского Союза командиру эскадрильи 15-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии капитану Алексенко Владимиру Аврамовичу присвоено 19 апреля 1945 года за 230 успешных боевых вылетов на штурмовые удары по скоплениям войск и техники противника, за доблесть и мужество, проявленные при выполнении боевых заданий. Второй медали «Золотая Звезда» гвардии майор Алексенко удостоен 29 июня 1945 года за 292 боевых вылета. На его счету десятки сбитых и уничтоженных на аэродромах самолётов, 33 танка, 118 автомашин, 53 железнодорожных вагона, 85 повозок, 15 бронетранспортёров, 10 складов с боеприпасами, 27 артиллерийских орудий, 54 зенитных орудия, 12 миномётов и сотни убитых солдат и офицеров противника.

Второе рождение "Артека"

16 июня 1925 года была открыта Всесоюзная пионерская здравница СССР - международный детский центр в Крыму.

Второе рождение "Артека"

16 июня 1925 года была открыта Всесоюзная пионерская здравница СССР - международный детский центр в Крыму.

«Артек» расположен на южном берегу Крыма в посёлке Гурзуф. В самую первую смену в нем отдыхали и восстанавливали здоровье всего 80 детей. Постепенно «Артек» из небольшого летнего палаточного лагеря вырос в самый крупный в мире комплекс детского отдыха. В дни расцвета ежегодное количество путёвок в «Артек» составляло около 30 000.

В советские времена путёвка в «Артек» считалась престижной наградой как для советских детей, так и для зарубежных. Её удостаивались самые лучшие школьники по многочисленным показателям (участие в делах пионерской дружины, поведение, успеваемость и т. п.).

После уничтожения СССР до марта 2014 года «Артек» являлся государственным предприятием Украины. В те годы он перестал быть круглогодичным лагерем, и даже в летний сезон заполняемость «Артека» составляла не более 75 %.

Летом 2008 года было объявлено о создании на основе «Артека» центра украинского национального воспитания. В сентябре 2008 года президент олимпийского комитета Украины Сергей Бубка объявил о планах использования лагеря в качестве тренировочной базы национальной олимпийской сборной. Однако эти планы так и не были реализованы. В январе 2009 года «Артек» впервые за свою историю прекратил работу из-за проблем с финансированием. 15 февраля 2009 года в Москве, на площади Краснопресненской заставы, при поддержке Московской городской организации Союза коммунистической молодёжи прошёл митинг в защиту «Артека», организованный по инициативе бывших московских школьников — артековцев, побывавших в лагере и поддерживающих свою крепкую артековскую дружбу.

После возвращения Крыма в состав России 16 июня 2014 года распоряжением Правительства РФ создано федеральное государственное бюджетное учреждение «Международный детский центр «Артек» (ФГБУ «МДЦ «Артек»). Правительство РФ утвердило Программу развития «Артека» до 2020 года. Из бюджета РФ на реконструкцию здраницы выделено около 5 млрд рублей. Уже проведена масштабная реконструкция лагеря, строительство новых зданий и других объектов инфраструктуры. В корпусах поменяли коммуникации, завезли новую мебель, отреставрировали столовую, оборудовали спортивную площадку. Проводится также ремонт бассейнов, лагерь снабжается современными компьютерами. Заезд первой артековской смены 2015 года произошел 26 апреля. Всего в 2015 году «Артек» принял около 20 тыс. детей.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии