RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Как повесили Веру Волошину
29 сентября 2019 г.

Как повесили Веру Волошину

30 сентября 1919 года родилась советская разведчица, повторившая подвиг Зои Космодемьянской
Красные дипкурьеры
5 февраля 2020 г.

Красные дипкурьеры

5 февраля - Всероссийский день памяти дипкурьеров, погибших при исполнении служебных обязанностей
Последний бой летчика Якобсона
4 февраля 2015 г.

Последний бой летчика Якобсона

4 февраля 1943 года погиб в воздушном поединке над селом Никоновское Московской области лейтенант Арнольд Мартинович Якобсон
Первый поклон - фронтовикам!
23 февраля 2017 г.

Первый поклон - фронтовикам!

23 февраля, пожалуй, самая красная дата календаря и в прямом, и в переносном смысле.
Воздушный таран Алексея Позднякова
8 апреля 2017 г.

Воздушный таран Алексея Позднякова

8 апреля 1942 года геройски погиб летчик гвардии капитан Алексей Павлович Поздняков.
Главная » Подвиги в наследство » СССР — США: бои в небе Вьетнама

СССР — США: бои в небе Вьетнама

4 июня 1965 года северо-вьетнамские летчики на МиГ-17 под руководством советских асов сбили первый штатовский самолет F-4B

За восемь лет развязанной американцами войны при их шестикратном превосходстве в количестве боевой авиатехники соотношение потерь составило 2,3:1 в нашу пользу.
СССР — США: бои в небе Вьетнама

Война в небе Северного Вьетнама стала самым крупным воздушным столкновением в послевоенный период. С обеих сторон в ней участвовали самолеты десятков типов. Но основными «действующими лицами» стали два самолета, исход схваток между которыми определял ход борьбы.

Со стороны США основным был истребитель F-4 «Фантом». Эта двухместная двухдвигательная машина была создана в 1958 году. Его максимальная скорость составляла 2260 км/ч, нормальная взлетная масса более 20 т, практический потолок 16600-17900 м, дальность полета без подвесных баков 2380 км. F-4 имел мощную бортовую РЛС, вооружение состояло из 4-х управляемых ракет (УР) «воздух-воздух» малой дальности AIM-9 «Сайдуиндер» и 4-х УР средней дальности AIM-7 «Спэрроу». В ходе войны истребители неоднократно модифицировались (F-4В, J, С, D, E).

Главным соперником F-4 стал советский фронтовой истребитель МиГ-21 также созданный в 1958 году. Нормальная взлетная масса применявшихся во Вьетнаме модификаций менее 8 т. Соответственно он имел значительно меньшую дальность - около 1500 км. Максимальная скорость 2175-2300 км/ч, практический потолок - 18 000- 19000 м. Вооружение МиГа было значительно слабее, чем у «соперника» - две (в дальнейшем - четыре) УР «воздух-воздух» Р-Зс с инфракрасным самонаведением (копия американской УР AIM-9 «Сайдуиндер») на некоторых модификациях имелась пушка калибром 23 или 30мм.

Первый «Фантом» (по вьетнамским данным) был сбит 4 июня 1965 года, когда звено МиГов над городом Ву-Бан атаковало тройку F-4B. Один из «Фантомов» сразу уклонился от схватки и ушел на восток. Два других американских самолета втянулись в ближний бой на виражах, где более маневренные МиГи имели преимущество. Ведущий вьетнамского звена вышел в хвост одного из F-4 и с дистанции 700 м открыл огонь. «Фантом» получил повреждения и, не дотянув до своего аэродрома, упал на территории Лаоса.

Следующий воздушный бой с участием «Фантомов» произошел 17 июня над городом Нинь- Бинь. В ходе него четыре МиГа атаковали противника с задней полусферы с дистанции 100-600м. Им удалось сбить два F-4B, при этом американцы не проявили особой активности и довольно беспорядочно вышли из боя. Вьетнамцы потерь не понесли, хотя их боевой порядок также был нарушен, а управление звеном утеряно. При возвращении на аэродром два вьетнамских летчика вынуждены были катапультироваться из-за полного расхода топлива, а один МиГ совершил вынужденную посадку на аэродроме Хайфон.

С февраля 1966 года основными противниками F-4 стали сверхзвуковые МиГ-21Ф-13, а позднее и МиГ-21ПФ-В (МиГ-21ПФ в тропическом исполнении). F-4 начали терпеть поражение за поражением. С мая по декабрь 1966 года США в воздушных боях потеряли 47 самолетов, уничтожив при этом лишь 12 истребителей противника. Сказались большая нагрузка на крыло и несколько меньшие (особенно на средних высотах) угловые скорости разворота американских истребителей, ограничения по эксплуатационной перегрузке (6 против 8 у МиГ-21) и допустимым углам атаки, худшая управляемость американской машины. Недостатком «Фантома» были и неудовлетворительные штопорные характеристики. В ближнем бою проходившем на низких скоростях и насышенном форсированными разворотами с торможением существовала возможность попадания в плоский штопор, выйти из которого летчику средней квалификации практически не удавалось. Сообщалось, что до 1971 года из-за попадания в штопор было потеряно 79 «Фантомов».

К недостаткам МиГ-21 следует отнести малую дальность радиолокационного прицела (не более 10-12 км. по целям типа истребитель), большое время полного цикла обзора бортовой РЛС, плохо воспринимающаяся отметка цели на индикаторе, недостаточный обзор из кабины. Для переключения вариантов вооружения летчик должен был снимать одну из рук с рычагов управления самолетом. Двигатель истребителя на некоторых режимах работы сильно дымил, что демаскировало самолет (при ясной погоде МиГ-21 можно было обнаружить на дальности до 30 км).

Возросшая активность северовьетнамской истребительной авиации начавшей быстро нарашивать счёт воздушных побед, вынудила американцев искать «нетрадиционные» пути решения вопроса. Но ничего серьезного не вышло. В период с апреля 1965 по ноябрь 1968 года над Вьетнамом было проведено 268 воздушных боев, в ходе которых было

сбито 244 американских и 85 вьетнамских самолетов. Еще больше американцы потеряли самолетов от наземных зенитных средств. В дальнейшем борьба в воздухе шла с переменным успехом, но в целом преимущество оставалось на вьетнамской стороне.

27 января 1973 года США объявили о выводе войск из Вьетнама, фактически признав свое поражение. Максимальная численность американского военного контингента во Вьетнаме достигала 550 тыс. человек. А с учетом войск пяти других западных стран и армии Южного Вьетнама - 1,6 млн. человек. В разгар военной кампании в ней участвовало свыше

1/3 боевого состава сухопутных войск США, 2/3 сил морской пехоты, 1/3 парка армейских вертолетов, до 40% самолетов тактической авиации и почти половина стратегических бомбардировщиков.
ВВС и ВМС США в период с 1961 по 1973 годы потеряли 3744 самолета и 4683 вертолета.  Всего за восемь лет войны северо-вьетнамские истребители провели в общей сложности 480 воздушных боев, сбили 350 самолетов противника и потеряли 131 (соотношение 2,3:1). При этом надо учитыварь что этот результат был достигнут при шестикратном численном превосходстве противника.

Свидетельства участника событий можно прочитать здесь: http://www.proza.ru/2013/12/27/1648

.
4 июня 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
14 августа
пятница
2020

В этот день:

Георгиевский крест Козьмы Крючкова

14 августа 1914 года первым именным георгиевским крестом в ходе Первой мировой войны был награжден донской казак из хутора Нижний Калмыкос Козьма КРЮЧКОВ. С небольшим отрядом он вступил в бой с превосходящими силами противника в Пруссии, получил 16 ранений, но остался в строю, уничтожив при этом 11 пруссаков.

Снайперы Наталья Ковшова и Мария Поливанова

14 августа 1942 года погибли в бою Наталья Венедиктовна КОВШОВА и Мария Семеновна ПОЛИВАНОВА, снайперы, Герои Советского Союза (посмертно). У деревни Сутоки Новгородской области снайперов окружили фашисты. Наши девушки отстреливались до последнего патрона, а потом вместе с врагами подорвали себя гранатами.

Прославление царской семьи

14 августа 2000 года проходивший в Москве Архиерейский собор Русской православной церкви принял решение «о соборном прославлении новомучеников-исповедников российских», в том числе и членов царской семьи императора Николая Второго — императрицы Александры, цесаревича Алексея, великих княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии