RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Возвращение Андреевского флага
29 октября 2017 г.

Возвращение Андреевского флага

29 октября 1924 года в тунисском городе Бизерта на кораблях Русской эскадры, эмигрировавшей из Советской России, произошло трагическое событие
«На сопках Маньчжурии»
24 апреля 2019 г.

«На сопках Маньчжурии»

24 апреля 1908 года в Самаре состоялось первое исполнение легендарного патриотического вальса духовым оркестром.
Рота КОМИНТЕРНа
6 мая 2020 г.

Рота КОМИНТЕРНа

Представители Фонда «ФЕЛИКС» создали Автономную некоммерческую организацию «Центр по международному поиску и увековечению памяти воинов – добровольцев «НАША ПОБЕДА».
За Сталинград!
12 июня 2014 г.

За Сталинград!

Против только фашисты и их двоюродные братья — либералы
Испытатель русского «Медведя»
14 января 2015 г.

Испытатель русского «Медведя»

14 января 1914 года родился будущий испытатель воздушного ракетоносца Ту-95, Герой Советского Союза Алексей Перелет.
Главная » Подвиги в наследство » Конец первой Смуты

Конец первой Смуты

3 марта 1613 года Земский собор Руси присягнул избранному царю - 16-летнему Михаилу Федоровичу Романову

Начиналась новая страница русской истории, ознаменованная общим желанием «попечися о православной христианской вере и о святых Божиих церквах, и людьми Божьими промышлять».
Конец первой Смуты

После освобождения Москвы от поляков в конце 1612 года князь Дмитрий Иванович Пожарский, князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой и сословные представители, входившие в «Совет всея земли» Московского государства озаботились избранием царя, ибо «не обыкоша Россiйстiи народи безгосударственными бывати». Необходимо было наводить порядок, так как безвластие, Смута, слишком дорого стоили всему государству. Для собрания Земского собора были разосланы «в Понизовые, и в Поморские, и в Северские, и в Украинные города» Московского государства грамоты, в которых выражалась основная мысль: «без государя Московское государство ничем не строится, и вовровскими заводы на многие части разделяется, и воровство многое множится; а попечися о православной христианской вере и о святых Божиих церквах, и людьми Божьими промышлять, и городов из плену у Литвы и Немец доступать не кому, и впредь Московскому государству без государя никоторыми делы строиться немочно (здесь и далее – выдержки из «Утвержденной грамоты об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова с предисловием С.А. Белокурова»).
Основная задача, стоявшая перед выборными, заключалась в том, чтобы «всякие люди» в городах учинили бы меж собой «крепкий совет и договор», как бы в «безгосударственное» время защитить Русскую землю от иноземных захватчиков, а Православную веру – от «еретиков, католиков и лютеран», а также подумать о средстве прекратить междоусобную рознь среди русских людей и об избрании царя «кого Бог даст, опричь Литовскаго и Немецкаго короля и королевича, кем такое великое и разореное государство собрать в единомыслие, и святая непорочная христианская вера утвердить, и святые Божии апостольские восточные церкви в первую лепоту облечи, чтобы в их Божие имя славилось вовеки».
Задача непростая в любом случае, а учитывая состояние Московского государства во времена Смуты, настроения граждан, эта задача становится воистину трудновыполнимой. Еще не затихли отголоски крестьянских выступлений в разных регионах. Для окончательного освобождения страны от иноземных захватчиков и для восстановления государственной целостности России правительство нуждалось в поддержке всех слоев населения. Несомненно, это и послужило причиной созыва на собор представителей не только от посадов, но и от черных и дворцовых волостей и предложение свободно и никого не боясь выступать на соборных совещаниях.
«На Белоозеро воеводе господам Степану Микифоровичю Чепчугову да дьяку [Богда]ну Ильину боярин и воевода Дмитрей Трубецкой да стольник и воевода Дмитрей Пожарской с товарыщи челом бьют. По милости всесильнаго в Троицы славимаго Бога и умолением и помощию Пречистые Богородицы и молитвами всех святых и радением и крепкою службою бояр и воевод и стольников и дворян и всяких ратных людей дом Пречистые Богоматере и московских чюдотворцов многоцелебные мощи в царствующем граде Москве от [поль]ских и от литовских людей очистилася. И бояре и всяких чинов люди, прося у Бога помощи, на Москве в Большом цареве городе и в Китае и в Кремле городе сели.

И приходили к нам, к Дмитрею Трубецкому да к Дмитрею Пожарскому, бояре и окольничие и чашники и стольники и дворяне большие и стряпчие и жильцы и дворяне из городов и всяких чинов люди и говорили и с нами советовали, чтоб нам всем сослатца во все городы с вами, воеводами и [со] всякими людьми от мала и до велика и обрати б на Владимирское и Московское государство и на все великие государства Росийского царствия государя царя и великого князя всеа Русии, ково нам царя Бог даст.

И из городов взять к доброму совету ко обираню с посаду и с уезду з Белазера десяти человек добрых. А срок им учинили Николин день осенней. И вы б, господа, выбрав из ыгуменов и ис протопопов и ис посадцких и из уездных людей из дворцовых сел ис черных волостей десяти человек лутчих и разумных постоятельных людей и пр… к Москве о божьем и о зем [ском боль]шом деле на договор и дать им от себя полной и крепкой достатошной приказ, чтоб им во всех вас место всяких людей и Белаозера и уезду о государственнойм деле говорити было вольно и бестрашно…», - такие грамоты были посланы в ноябре и декабре 1612 г. в Соль Вычегодскую, Новгород, Углич, Осташков. Писали о подобном выборе десяти человек от города «для государственных и земских дел» также в Сибирь, Астрахань, Казань, Нижний Новгород и на Север. Однако к 31 декабря представители многих городов еще не прибыли в Москву. Поэтому срок явки выборных в Москву перенесли с Николина дня на Крещенье (6 января) (даты приведены по старому стилю). Число представителей с мест также было увеличено до 30 человек.
На собор прибыли выборные от дворянства, посада, белого духовенства, черносошного крестьянства. Большую роль в деятельности собора играли казаки. Число собравшихся в Москве «советных людей» превышало 800 человек, представлявших не менее 58 городов!
В январе Земский собор начал свою работу. Кандидатур на престол было несколько - среди них были польский королевич Владислав (которого еще в 1610 г. признала царем Семибоярщина), шведский королевич Карл-Филипп, Иван «Воренок» (сын Лжедмитрия II и Марины Мнишек), а также князья Д. М. Черкасский, Д. Т. Трубецкой, Д. М. Пожарский, И. В. Голицын и другие. Одни кандидаты были отвергнуты собором по национальным и религиозным мотивам, другие же - вследствие разногласий между самими выборщиками. Как свидетельствует единственный документ, подробно повествующий о Земском соборе 1613 года – «Утвержденная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова», участники собора совещались «по многие дни», «не обинуяся говорили» («говорили... с великим шумом и плачем»). И вот, «единомышленной нерозвратной совет» «всех городов всяких людей» был таков: избрать на российский престол 16-летнего племянника царя Федора Ивановича - Михаила Федоровича Романова.
Кандидатура нового царя обсуждалась не только среди выборщиков. Широкое обсуждение этот вопрос получил и среди всего народа. Об острой борьбе, происходившей на соборе (а также вне его), сохранились записи участников соборных совещаний. Так, келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын пишет, что по освобождении Москвы от поляков «бысть во всей Росии мятежъ велик и нестроение...». Он указывает на раздоры среди бояр, на присутствие многочисленных казачьих отрядов. Учитывая, что большое влияние на все события в тот период оказывали именно казаки, а количество их в Москве в тот период, по разным данным, насчитывало от 4,5 до 6 тысяч человек, в то время как значительная часть дворян и детей боярских после победы над поляками разъехалась по своим поместьям и их оставалось, вероятно, около 2 тысяч, казаки, несомненно, оказывали большое влияние на ход избирательного собора 1613 г.
Однако не только казачество повлияло на выбор Михаила. Он пользовался известной популярностью, поскольку считался родственником Ивана Грозного и Федора Ивановича (первая жена царя Анастасия, мать Федора, была двоюродной бабкой Михаила), его отец Филарет пострадал при Борисе Годунове, а позднее входил в окружение Лжедмитрия II. Царем Михаил Федорович стал потому, что его поддержали бывшие на соборе дворяне и посадские люди из пяти десятков городов и уездов, видевшие в нем фигуру наиболее нейтральную, не втянутую в боярские распри. Кроме того, по некоторым сведениям, при вступлении на престол Михаил Федорович дал обязательство не править без участия Земского собора и Боярской думы.
Итак, 18 февраля (7 февраля по старому стилю), Михаил Федорович Романов был избран, а уже 3 марта (21 февраля по ст. стилю) на торжественном заседании собора в Успенском соборе Михаил Романов был провозглашен царем.
В этот же день был составлен текст крестоцеловальной записи. Вместе с грамотами об избрании этот текст рассылался по городам для приведения к присяге новому царю. В марте 1613 г. Земский собор сообщал Михаилу Федоровичу о присяге ему жителей и выборных людей Нижнего Новгорода, Боровска, в апреле – жителей Михайлова, Ряжска, Печерников, Казани: «Целую святый животворящий крест Господень государю своему царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии и его царице и великой княгине и их царским детем, которых… государем Бог даст, на том: служити мне ему, государю своему, и прямить и добра хотеть во всем безо всякие хитрости. А опричь ево, государя, на Владимерское и на Московское государство и на все великие государства Росийского царствия иново государя из ыных государств, литовсково и неметцково короля и королевичев и царей и царевичев из ыных земель и из руских родов никово, и Маринки и сына ее, на Московское государство не хотети и государства под ним, государем, не подыскивати…» Скрепа: «Диак Офонасей Овдокимов».
Сам 16-летний Михаил в то время находился с матерью в вотчинном селе Романовых Домнино Костромского уезда (ныне Сусанинский район Костромской области) или, возможно, в самой Костроме. Именно о чудесном спасении Михаила Федоровича от ляхов, посланных, по преданию, польским королем Сигизмундом III, рассказывает нам легенда. Как все мы помним со школы – храбрый крестьянин деревни Домнино Иван Сусанин не выдал полякам местонахождения юного Михаила: «и в те поры приходили в Костромской уезд полские и литовские люди, и тестя ево, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и ево пытали про нас великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии, где мы в то время были. И он, Иван, ведая про меня великого государя, не сказал, и польские и литовские люди замучили ево до смерти», - гласит жалованная грамота царя Михаила Федоровича Романова. Верность русские люди хранить умели всегда! И жизни своей ради Отечества и своих государей не жалели никогда.
На Земском соборе 2 марта 1613 г. (здесь и далее – даты по старому стилю) был утвержден состав посольства к избранному царю Михаилу Федоровичу. К царю отправлялись архиепископ Рязанский и Муромский Феодорит, архимандрит Чудова монастыря, келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын, архимандрит Новоспасского монастыря Иосиф, архимандрит Симонова монастыря, протопопы Благовещенского и Архангельского соборов, ключарь Архангельского собора, протопоп Николы Зарайского; бояре Федор Иванович Шереметев, князь Владимир Иванович Бахтеяров Ростовский, окольничий Федор Васильевич Головин, дьяк Иван Болотников, стольники, стряпчие, приказные люди, жильцы, выборные люди из городов по спискам. Ф.И. Шереметев был родственником царя, В.И. Бахтеяров-Ростовский по жене родственником царя Василия Шуйского. От Земского собора послы получили наказ, в котором детально регламентировалась процедура встречи с Михаилом Федоровичем и его матерью инокиней Марфой. Грамоты от имени собора к царю и его матери также были составлены вместе с наказом.
14 марта в Ипатьевском монастыре состоялась встреча послов с царем. Духовенство несло чудотворные образы, в том числе почитаемый в Костроме образ Федоровской Богматери. После богослужения в Троицком соборе послы обратились к царю и его матери с речью и подали грамоты. Сначала Михаил и его мать ответили отказом, ссылаясь на «малодушие» московских людей и разорение казны. После шести часов плача и молений посольства Марфа, наконец, благословила сына на царство.
Наступал конец безвластию, конец Смутному времени!
Обо всех этих событиях подробно повествует «Утвержденная грамота». 14 апреля на заседании Земского собора по инициативе духовенства было решено «грамоту утверженную написавше, утвердитися»: высшим церковным иерархам к ней «руки свои приложити и печати свои привесити», а прочим участникам собора – духовным и светским – ограничиться рукоприкладством. Грамота была написана, рассмотрена и принята на соборе в мае 1613 года, в двух идентичных экземплярах. Оба экземпляра заверены подписями и печатями (на каждом экземпляре было по 10 печатей, сейчас некоторые из них исчезли, другие повреждены).

В грамоте содержится пространное изложение истории династии русских великих князей и царей, ведущей начало от Августа кесаря, подробно описывается царствование Ивана IV и сына его Федора Ивановича, излагаются события Смутного времени. В Смуте обвинен, прежде всего, польский король и польские паны, с помощью которых Григорий Отрепьев сверг законного государя Федора Борисовича. Важная роль отводится в изложенных в грамоте событиях Филарету Никитичу Романову, отцу государя. Главным борцом с польским засилием в грамоте представлен патриарх Гермоген. Описаны злоключения в Москве и страдания от голода будущего царя Михаила Федоровича, также действия обоих ополчений по освобождению столицы. Подчеркнута роль в этих событиях Д.М. Пожарского и К. Минина. Обширные цитаты из Священного писания свидетельствуют о том, что в составлении Утвержденной грамоты принимали участие духовные лица.
Сбор подписей под грамотой происходил с мая 1613 г. по 1615 г., по некоторым данным – до 1617 г. Не все подписавшие грамоту участвовали в работе Земского собора, избравшего Михаила Федоровича на царство, при этом нередко один человек подписывался за ряд лиц. Отсутствовали на соборе митрополит Ефрем и митрополит Крутицкий Иона, чьи подписи стоят под грамотой. Нет подписи Кузьмы Минина, который на соборе был. Первыми стоят 34 подписи «властей» – это митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены. Затем идут подписи бояр во главе с Ф.И. Мстиславским (17 чел.) Среди бояр подписался и Д.М. Пожарский, который получил боярство во время венчания Михаила Федоровича на царство. Далее идут подписи окольничих, чашников, кравчего М. Салтыкова, думного дьяка С. Васильева. Затем следуют подписи 24 стольников и 26 стряпчих, 10 дворян, 18 дьяков, справщика, ключников, представителей 41 города.
Начиналась новая страница русской истории. Страница, ознаменованная общим желанием «попечися о православной христианской вере и о святых Божиих церквах, и людьми Божьими промышлять», желанием возродить Русское государство, уберечь Отечество от междоусобия и Смуты.
Царю Михаилу Федоровичу пришлось вести несколько войн - с Польшей и Швецией. В числе важнейших достижений его царствования следует указать возвращение области Новгорода, заключение мира с Польшей и Швецией, отказ от претензий на Российский престол со стороны иностранных претендентов, усовершенствование внутреннего законодательства, учреждение особого Приказа «Что на сильных бьют челом» для пресечения злоупотреблений администрации, значительное восстановление экономического благосостояния. Он стал первым из династии Романовых. Династия просуществует 304 года.

Светлана Ляхова, «Солдатский храм» (https://vk.com/ruvoin)

Использованы материалы: портал «Архивы России», «Смута»; проект «100 главных документов российской истории» (РВИО); сайт «Музеи московского кремля»; «Утверженная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова с предисловием С.А. Белокурова: 1906 г.»

.
3 марта 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
13 июля
понедельник
2020

В этот день:

Собор двенадцати апостолов

13 июля отмечается православный праздник — Собор двенадцати апостолов. Празднование памяти 12 ближайших учеников Христа установлено в древности. Уже в IV веке император Константин Великий построил в Константинополе храм во имя святых двенадцати апостолов.

Собор двенадцати апостолов

13 июля отмечается православный праздник — Собор двенадцати апостолов. Празднование памяти 12 ближайших учеников Христа установлено в древности. Уже в IV веке император Константин Великий построил в Константинополе храм во имя святых двенадцати апостолов.

 Блаженный Феофилакт в Толковании на Евангелие от Матфея так пишет об избрании 12 апостолов: “Христос избирает двенадцать учеников по числу двенадцати колен... Дал им силу чудотворений, чтобы, поражая чудесами, они имели внимательных к своему учению слушателей”.

Св. Иоанн Златоуст пишет об апостолах следующее: “Апостолы блистательнее самых звезд; и не ошибся бы тот, кто назвал бы их светилами Вселенной, светилами не тогда только, пока они жили, но даже и теперь, когда они уже умерли. Благодать святых мужей не исчезает с их смертью, не слабеет с их кончиною".

Все апостолы (кроме Иоанна) погибли в муках от рук палачей-богоборцев, но ни один не предал памяти Иисуса. Память святых апостолов празднуется также: Петра (16 января и 29 июня), Иакова, сына Зеведеева (30 апреля), Иоанна (8 мая и 26 сентября), Филиппа (14 ноября), Варфоломея (11 июня и 25 августа), Фомы (6 октября), Матфея (16 ноября), Иакова Алфеева (9 октября), Иуды Иаковлева (Фаддея) (19 июня), Симона (Зилота) (10 мая) и Матфия (9 августа).

Медаль за отличие на границе

13 июля 1950 года президиумом Верховного Совета СССР учреждена медаль "За отличие в охране государственной границы СССР".

Медаль за отличие на границе

13 июля 1950 года президиумом Верховного Совета СССР учреждена медаль "За отличие в охране государственной границы СССР".

Ею награждались военнослужащие погранвойск МГБ, МВД, КГБ СССР и лица из числа гражданского населения:

за храбрость и самоотверженность, проявленные в боевых действиях при задержании нарушителей государственной границы СССР;

за умелое руководство боевыми действиями пограничного наряда при защите неприкосновенности границы СССР;

за высокую бдительность и инициативные действия, в результате которых были задержаны нарушители государственной границы;

за умелую организацию пограничной службы и примерную работу по укреплению государственных границ СССР;

за безупречное несение службы по охране государственных границ СССР;

за активную помощь пограничным войскам в их боевой работе по охране государственных границ СССР.

Всего медалью «За отличие в охране государственной границы СССР» совершено примерно 67 520 награждений.

 

Гражданская оборона

13 июля 1961 года было утверждено Положение «О гражданской обороне СССР», которое определило создание системы, обеспечивающей защиту населения и народного хозяйства от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в масштабе всей страны.

Гражданская оборона

13 июля 1961 года было утверждено Положение «О гражданской обороне СССР», которое определило создание системы, обеспечивающей защиту населения и народного хозяйства от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в масштабе всей страны.

Для непосредственного руководства гражданской обороной введена должность начальника Гражданской обороны СССР, на которую был назначен Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза В. И. Чуйков.
Были построены бомбоубежища, проводились специальные занятия и учения с населением.1991 года бомбоубежища и другие объекты гражданской обороны заняты рыночниками под склады. Учения проводить некому, да и дорого стало. 8 мая 1993 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О Гражданской обороне», в котором общее руководство Гражданской обороной в Российской Федерации было возложено на председателя Совета Министров – Правительства Российской Федерации, который по должности стал начальником Гражданской обороны страны. Так что будьте спокойны, в случае чего нашим спасением займется лично Дмитрий Медведев.

 

Открытие маршрута Москва — Улан-Батор — Пекин

13 июля 1925 года был завершён перелёт шести советских самолётов по маршруту Москва — Улан-Батор — Пекин, старт которому был дан 10 июня.

Открытие маршрута Москва — Улан-Батор — Пекин

13 июля 1925 года был завершён перелёт шести советских самолётов по маршруту Москва — Улан-Батор — Пекин, старт которому был дан 10 июня.

Самолеты пилотировали летчики М.А.Волковойнов, М.М.Громов, А.И.Екатов, Н.И.Найденов, И.К.Поляков, А.И.Томашевский. Два самолета Р-1, пилотируемые М.А.Волковойновым и М.М.Громовым, продолжили перелет до Токио. В задачу перелёта, организованного общественной организацией «Авиахим», входила всесторонняя проверка надёжности отечественных самолётов и двигателей, а также тщательное изучение трассы будущих воздушных сообщений.
В результате отечественная авиационная техника прошла успешную проверку своих возможностей, что позволило работать над её дальнейшем усовершенствованием.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии