RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Днепровский прорыв
19 сентября 2018 г.

Днепровский прорыв

75 лет назад советские войска форсировали Днепр с ходу, взламывая так называемый Восточный вал фашиствующих европейских орд
Век русского парашюта
30 января 2017 г.

Век русского парашюта

145 лет назад 30 января 1872 года родился Глеб Евгеньевич Котельников, создатель авиационного ранцевого парашюта
Каким он парнем был?
9 марта 2016 г.

Каким он парнем был?

9 марта 1934 года родился ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ГАГАРИН, космонавт Земли №1
Сигнал «Дортмунд»: дранг нах Остен!
10 июня 2017 г.

Сигнал «Дортмунд»: дранг нах Остен!

10 июня 1941 года армейское командование Германии передало в штабы распоряжение о назначении окончательного срока нападения на Советский Союз
Счет танкиста Найдина — 15:0
25 июня 2015 г.

Счет танкиста Найдина — 15:0

25 июня 1941 года при обороне Вильнюса танк сержанта Гигория Найдина уничтожил в одном бою 15 танков и 10 противотанковых орудий фашистов
Главная » Подвиги в наследство » Конец первой Смуты

Конец первой Смуты

3 марта 1613 года Земский собор Руси присягнул избранному царю - 16-летнему Михаилу Федоровичу Романову

Начиналась новая страница русской истории, ознаменованная общим желанием «попечися о православной христианской вере и о святых Божиих церквах, и людьми Божьими промышлять».
Конец первой Смуты

После освобождения Москвы от поляков в конце 1612 года князь Дмитрий Иванович Пожарский, князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой и сословные представители, входившие в «Совет всея земли» Московского государства озаботились избранием царя, ибо «не обыкоша Россiйстiи народи безгосударственными бывати». Необходимо было наводить порядок, так как безвластие, Смута, слишком дорого стоили всему государству. Для собрания Земского собора были разосланы «в Понизовые, и в Поморские, и в Северские, и в Украинные города» Московского государства грамоты, в которых выражалась основная мысль: «без государя Московское государство ничем не строится, и вовровскими заводы на многие части разделяется, и воровство многое множится; а попечися о православной христианской вере и о святых Божиих церквах, и людьми Божьими промышлять, и городов из плену у Литвы и Немец доступать не кому, и впредь Московскому государству без государя никоторыми делы строиться немочно (здесь и далее – выдержки из «Утвержденной грамоты об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова с предисловием С.А. Белокурова»).
Основная задача, стоявшая перед выборными, заключалась в том, чтобы «всякие люди» в городах учинили бы меж собой «крепкий совет и договор», как бы в «безгосударственное» время защитить Русскую землю от иноземных захватчиков, а Православную веру – от «еретиков, католиков и лютеран», а также подумать о средстве прекратить междоусобную рознь среди русских людей и об избрании царя «кого Бог даст, опричь Литовскаго и Немецкаго короля и королевича, кем такое великое и разореное государство собрать в единомыслие, и святая непорочная христианская вера утвердить, и святые Божии апостольские восточные церкви в первую лепоту облечи, чтобы в их Божие имя славилось вовеки».
Задача непростая в любом случае, а учитывая состояние Московского государства во времена Смуты, настроения граждан, эта задача становится воистину трудновыполнимой. Еще не затихли отголоски крестьянских выступлений в разных регионах. Для окончательного освобождения страны от иноземных захватчиков и для восстановления государственной целостности России правительство нуждалось в поддержке всех слоев населения. Несомненно, это и послужило причиной созыва на собор представителей не только от посадов, но и от черных и дворцовых волостей и предложение свободно и никого не боясь выступать на соборных совещаниях.
«На Белоозеро воеводе господам Степану Микифоровичю Чепчугову да дьяку [Богда]ну Ильину боярин и воевода Дмитрей Трубецкой да стольник и воевода Дмитрей Пожарской с товарыщи челом бьют. По милости всесильнаго в Троицы славимаго Бога и умолением и помощию Пречистые Богородицы и молитвами всех святых и радением и крепкою службою бояр и воевод и стольников и дворян и всяких ратных людей дом Пречистые Богоматере и московских чюдотворцов многоцелебные мощи в царствующем граде Москве от [поль]ских и от литовских людей очистилася. И бояре и всяких чинов люди, прося у Бога помощи, на Москве в Большом цареве городе и в Китае и в Кремле городе сели.

И приходили к нам, к Дмитрею Трубецкому да к Дмитрею Пожарскому, бояре и окольничие и чашники и стольники и дворяне большие и стряпчие и жильцы и дворяне из городов и всяких чинов люди и говорили и с нами советовали, чтоб нам всем сослатца во все городы с вами, воеводами и [со] всякими людьми от мала и до велика и обрати б на Владимирское и Московское государство и на все великие государства Росийского царствия государя царя и великого князя всеа Русии, ково нам царя Бог даст.

И из городов взять к доброму совету ко обираню с посаду и с уезду з Белазера десяти человек добрых. А срок им учинили Николин день осенней. И вы б, господа, выбрав из ыгуменов и ис протопопов и ис посадцких и из уездных людей из дворцовых сел ис черных волостей десяти человек лутчих и разумных постоятельных людей и пр… к Москве о божьем и о зем [ском боль]шом деле на договор и дать им от себя полной и крепкой достатошной приказ, чтоб им во всех вас место всяких людей и Белаозера и уезду о государственнойм деле говорити было вольно и бестрашно…», - такие грамоты были посланы в ноябре и декабре 1612 г. в Соль Вычегодскую, Новгород, Углич, Осташков. Писали о подобном выборе десяти человек от города «для государственных и земских дел» также в Сибирь, Астрахань, Казань, Нижний Новгород и на Север. Однако к 31 декабря представители многих городов еще не прибыли в Москву. Поэтому срок явки выборных в Москву перенесли с Николина дня на Крещенье (6 января) (даты приведены по старому стилю). Число представителей с мест также было увеличено до 30 человек.
На собор прибыли выборные от дворянства, посада, белого духовенства, черносошного крестьянства. Большую роль в деятельности собора играли казаки. Число собравшихся в Москве «советных людей» превышало 800 человек, представлявших не менее 58 городов!
В январе Земский собор начал свою работу. Кандидатур на престол было несколько - среди них были польский королевич Владислав (которого еще в 1610 г. признала царем Семибоярщина), шведский королевич Карл-Филипп, Иван «Воренок» (сын Лжедмитрия II и Марины Мнишек), а также князья Д. М. Черкасский, Д. Т. Трубецкой, Д. М. Пожарский, И. В. Голицын и другие. Одни кандидаты были отвергнуты собором по национальным и религиозным мотивам, другие же - вследствие разногласий между самими выборщиками. Как свидетельствует единственный документ, подробно повествующий о Земском соборе 1613 года – «Утвержденная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова», участники собора совещались «по многие дни», «не обинуяся говорили» («говорили... с великим шумом и плачем»). И вот, «единомышленной нерозвратной совет» «всех городов всяких людей» был таков: избрать на российский престол 16-летнего племянника царя Федора Ивановича - Михаила Федоровича Романова.
Кандидатура нового царя обсуждалась не только среди выборщиков. Широкое обсуждение этот вопрос получил и среди всего народа. Об острой борьбе, происходившей на соборе (а также вне его), сохранились записи участников соборных совещаний. Так, келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын пишет, что по освобождении Москвы от поляков «бысть во всей Росии мятежъ велик и нестроение...». Он указывает на раздоры среди бояр, на присутствие многочисленных казачьих отрядов. Учитывая, что большое влияние на все события в тот период оказывали именно казаки, а количество их в Москве в тот период, по разным данным, насчитывало от 4,5 до 6 тысяч человек, в то время как значительная часть дворян и детей боярских после победы над поляками разъехалась по своим поместьям и их оставалось, вероятно, около 2 тысяч, казаки, несомненно, оказывали большое влияние на ход избирательного собора 1613 г.
Однако не только казачество повлияло на выбор Михаила. Он пользовался известной популярностью, поскольку считался родственником Ивана Грозного и Федора Ивановича (первая жена царя Анастасия, мать Федора, была двоюродной бабкой Михаила), его отец Филарет пострадал при Борисе Годунове, а позднее входил в окружение Лжедмитрия II. Царем Михаил Федорович стал потому, что его поддержали бывшие на соборе дворяне и посадские люди из пяти десятков городов и уездов, видевшие в нем фигуру наиболее нейтральную, не втянутую в боярские распри. Кроме того, по некоторым сведениям, при вступлении на престол Михаил Федорович дал обязательство не править без участия Земского собора и Боярской думы.
Итак, 18 февраля (7 февраля по старому стилю), Михаил Федорович Романов был избран, а уже 3 марта (21 февраля по ст. стилю) на торжественном заседании собора в Успенском соборе Михаил Романов был провозглашен царем.
В этот же день был составлен текст крестоцеловальной записи. Вместе с грамотами об избрании этот текст рассылался по городам для приведения к присяге новому царю. В марте 1613 г. Земский собор сообщал Михаилу Федоровичу о присяге ему жителей и выборных людей Нижнего Новгорода, Боровска, в апреле – жителей Михайлова, Ряжска, Печерников, Казани: «Целую святый животворящий крест Господень государю своему царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии и его царице и великой княгине и их царским детем, которых… государем Бог даст, на том: служити мне ему, государю своему, и прямить и добра хотеть во всем безо всякие хитрости. А опричь ево, государя, на Владимерское и на Московское государство и на все великие государства Росийского царствия иново государя из ыных государств, литовсково и неметцково короля и королевичев и царей и царевичев из ыных земель и из руских родов никово, и Маринки и сына ее, на Московское государство не хотети и государства под ним, государем, не подыскивати…» Скрепа: «Диак Офонасей Овдокимов».
Сам 16-летний Михаил в то время находился с матерью в вотчинном селе Романовых Домнино Костромского уезда (ныне Сусанинский район Костромской области) или, возможно, в самой Костроме. Именно о чудесном спасении Михаила Федоровича от ляхов, посланных, по преданию, польским королем Сигизмундом III, рассказывает нам легенда. Как все мы помним со школы – храбрый крестьянин деревни Домнино Иван Сусанин не выдал полякам местонахождения юного Михаила: «и в те поры приходили в Костромской уезд полские и литовские люди, и тестя ево, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и ево пытали про нас великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии, где мы в то время были. И он, Иван, ведая про меня великого государя, не сказал, и польские и литовские люди замучили ево до смерти», - гласит жалованная грамота царя Михаила Федоровича Романова. Верность русские люди хранить умели всегда! И жизни своей ради Отечества и своих государей не жалели никогда.
На Земском соборе 2 марта 1613 г. (здесь и далее – даты по старому стилю) был утвержден состав посольства к избранному царю Михаилу Федоровичу. К царю отправлялись архиепископ Рязанский и Муромский Феодорит, архимандрит Чудова монастыря, келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын, архимандрит Новоспасского монастыря Иосиф, архимандрит Симонова монастыря, протопопы Благовещенского и Архангельского соборов, ключарь Архангельского собора, протопоп Николы Зарайского; бояре Федор Иванович Шереметев, князь Владимир Иванович Бахтеяров Ростовский, окольничий Федор Васильевич Головин, дьяк Иван Болотников, стольники, стряпчие, приказные люди, жильцы, выборные люди из городов по спискам. Ф.И. Шереметев был родственником царя, В.И. Бахтеяров-Ростовский по жене родственником царя Василия Шуйского. От Земского собора послы получили наказ, в котором детально регламентировалась процедура встречи с Михаилом Федоровичем и его матерью инокиней Марфой. Грамоты от имени собора к царю и его матери также были составлены вместе с наказом.
14 марта в Ипатьевском монастыре состоялась встреча послов с царем. Духовенство несло чудотворные образы, в том числе почитаемый в Костроме образ Федоровской Богматери. После богослужения в Троицком соборе послы обратились к царю и его матери с речью и подали грамоты. Сначала Михаил и его мать ответили отказом, ссылаясь на «малодушие» московских людей и разорение казны. После шести часов плача и молений посольства Марфа, наконец, благословила сына на царство.
Наступал конец безвластию, конец Смутному времени!
Обо всех этих событиях подробно повествует «Утвержденная грамота». 14 апреля на заседании Земского собора по инициативе духовенства было решено «грамоту утверженную написавше, утвердитися»: высшим церковным иерархам к ней «руки свои приложити и печати свои привесити», а прочим участникам собора – духовным и светским – ограничиться рукоприкладством. Грамота была написана, рассмотрена и принята на соборе в мае 1613 года, в двух идентичных экземплярах. Оба экземпляра заверены подписями и печатями (на каждом экземпляре было по 10 печатей, сейчас некоторые из них исчезли, другие повреждены).

В грамоте содержится пространное изложение истории династии русских великих князей и царей, ведущей начало от Августа кесаря, подробно описывается царствование Ивана IV и сына его Федора Ивановича, излагаются события Смутного времени. В Смуте обвинен, прежде всего, польский король и польские паны, с помощью которых Григорий Отрепьев сверг законного государя Федора Борисовича. Важная роль отводится в изложенных в грамоте событиях Филарету Никитичу Романову, отцу государя. Главным борцом с польским засилием в грамоте представлен патриарх Гермоген. Описаны злоключения в Москве и страдания от голода будущего царя Михаила Федоровича, также действия обоих ополчений по освобождению столицы. Подчеркнута роль в этих событиях Д.М. Пожарского и К. Минина. Обширные цитаты из Священного писания свидетельствуют о том, что в составлении Утвержденной грамоты принимали участие духовные лица.
Сбор подписей под грамотой происходил с мая 1613 г. по 1615 г., по некоторым данным – до 1617 г. Не все подписавшие грамоту участвовали в работе Земского собора, избравшего Михаила Федоровича на царство, при этом нередко один человек подписывался за ряд лиц. Отсутствовали на соборе митрополит Ефрем и митрополит Крутицкий Иона, чьи подписи стоят под грамотой. Нет подписи Кузьмы Минина, который на соборе был. Первыми стоят 34 подписи «властей» – это митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены. Затем идут подписи бояр во главе с Ф.И. Мстиславским (17 чел.) Среди бояр подписался и Д.М. Пожарский, который получил боярство во время венчания Михаила Федоровича на царство. Далее идут подписи окольничих, чашников, кравчего М. Салтыкова, думного дьяка С. Васильева. Затем следуют подписи 24 стольников и 26 стряпчих, 10 дворян, 18 дьяков, справщика, ключников, представителей 41 города.
Начиналась новая страница русской истории. Страница, ознаменованная общим желанием «попечися о православной христианской вере и о святых Божиих церквах, и людьми Божьими промышлять», желанием возродить Русское государство, уберечь Отечество от междоусобия и Смуты.
Царю Михаилу Федоровичу пришлось вести несколько войн - с Польшей и Швецией. В числе важнейших достижений его царствования следует указать возвращение области Новгорода, заключение мира с Польшей и Швецией, отказ от претензий на Российский престол со стороны иностранных претендентов, усовершенствование внутреннего законодательства, учреждение особого Приказа «Что на сильных бьют челом» для пресечения злоупотреблений администрации, значительное восстановление экономического благосостояния. Он стал первым из династии Романовых. Династия просуществует 304 года.

Светлана Ляхова, «Солдатский храм» (https://vk.com/ruvoin)

Использованы материалы: портал «Архивы России», «Смута»; проект «100 главных документов российской истории» (РВИО); сайт «Музеи московского кремля»; «Утверженная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова с предисловием С.А. Белокурова: 1906 г.»

.
3 марта 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 сентебря
четверг
2019

В этот день:

Память Архистратига Михаила

19 сентября Православный мир вспоминает Архангела Михаила, которого называют Архистратигом, что означает, глава святого воинства Ангелов и Архангелов.

Память Архистратига Михаила

19 сентября Православный мир вспоминает Архангела Михаила, которого называют Архистратигом, что означает, глава святого воинства Ангелов и Архангелов.

Святой Архангел Михаил — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых в таких религиях как Христианство, Иудаизм и Ислам. В Православии архангел Михаил именуется Архистратиг (греч. αρχιστρατηγός — главнокомандующий) и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона.

В Великих четьях-минеях митрополит Макарий пишет: «Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила Архистратига против силы дьявола». В этом образе Михаил почитается как покровитель и соратник «воинствующей Церкви», то есть всех верных Богу, выступающих против сил зла.

Праздник создателей русского оружия

19 сентября отмечается День оружейника России - новый профессиональный праздник, который появился в 2010 году, благодаря самому известному оружейнику современности — Михаилу Тимофеевичу Калашникову, создателю легендарного автомата АК-47.

Праздник создателей русского оружия

19 сентября отмечается День оружейника России - новый профессиональный праздник, который появился в 2010 году, благодаря самому известному оружейнику современности — Михаилу Тимофеевичу Калашникову, создателю легендарного автомата АК-47.

История праздника такова. 25 мая 2010 года Владимир Путин (в то время председатель российского правительства) посетил Ижевск, где совершил экскурсию по оборонному предприятию «Ижмаш». Премьер-министр осмотрел цеха, которые на протяжении десятилетий производят оружие, а около стенда с различными модификациями знаменитого автомата пообщался с конструктором Михаилом Калашниковым. Именно во время той беседы Калашников попросил Путина учредить День российского оружейника. «Мы стремимся делать все, чтобы Россия занимала достойное место на рынке вооружений, — сказал конструктор. — Просим вас сделать день, чтобы раз в году мы могли собираться и подводить итоги. Такой своеобразный день оружейников». Премьер-министр обещал, что такой день появится в календаре, тем более, что с подобной просьбой выступил также Союз российских оружейников. В качестве даты праздника выбрали 19 сентября — день, когда православная церковь чтит Архангела Михаила, покровителя небесного воинства. В пользу этого послужило и то, что имя главного небесного воина совпадает с именем главного российского оружейника — Михаила Калашникова. В тот же год был установлен новый профессиональный праздник «в целях признания выдающегося вклада создателей оружия в обеспечение защиты и независимости государства».

 

Дом-музей Циолковского

19 сентября 1935 года умер Константин Эдуардович Циолковский, великой русский учёный, основоположник теоретической космонавтики.

Дом-музей Циолковского

19 сентября 1935 года умер Константин Эдуардович Циолковский, великой русский учёный, основоположник теоретической космонавтики.

Спустя год, 19 сентября 1936 года в доме, где он жил, был открыт музей.

Он находится на въезде в город Калугу недалеко от реки Оки. С этим домом связано 29 лет жизни учёного. Здесь им были написаны десятки важнейших работ по воздухоплаванию, авиации, реактивному движению, космонавтике и другим проблемам.

К. Э. Циолковский приобрёл этот дом весной 1904 года. Тогда дом был одноэтажным и имел одну жилую комнату. Весной 1908 года вследствие сильного наводнения дом серьёзно пострадал. Пришлось делать ремонт. Одновременно был пристроен второй этаж, где разместился рабочий кабинет учёного, и веранда, где была устроена его мастерская.

Работа музея прервалась осенью 1941 года, когда Калуга была оккупирована фашистами. В доме поселились немецкие солдаты. Несмотря на то, что часть наиболее ценных экспонатов сотрудникам музея и родным учёного удалось спасти, огромной утратой было уничтожение многих мемориальных предметов, книг, фотографий. Сразу после освобождения Калуги в музее были начаты ремонтно-восстановительные работы и вскоре посетители снова переступили его порог.

Важным этапом в работе Дома-музея К. Э. Циолковского стал 1957 год. Страна отметила 100-летие со дня рождения учёного. К этому времени научно-технический раздел музея получил от Академии Наук СССР новую экспозицию, подготовленную по инициативе С. П. Королёва. Появились уникальные экспонаты, рассказывающие о претворении в жизнь идей Циолковского.

В 1967 году в Калуге был открыт Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского. Дом-музей стал его мемориальным отделом. Интерьеры дома, надворные постройки, двор и сад были воссозданы такими, какими они были при жизни семьи Циолковских в этом доме.

Юрий Алексеевич Гагарин, посетивший Калугу вскоре после возвращения из полёта в космос, записал в Книге почётных посетителей Дома-музея следующее: «С большим…. удовлетворением и волнением побывал в доме, где жил и творил Константин Эдуардович, счастлив, что мне первому удалось осуществить мечту Циолковского, завершить труд многих тысяч людей, готовивших первый полёт человека в космос».

 

Трижды Герой Алеександр Покрышкин

19 сентября 1944 года советскому воздушному асу Александру Ивановичу Покрышкину в Кремле была вручена третья Золотая Звезда Героя Советского Союза.

Трижды Герой Алеександр Покрышкин

19 сентября 1944 года советскому воздушному асу Александру Ивановичу Покрышкину в Кремле была вручена третья Золотая Звезда Героя Советского Союза.

 Он единственный человек, кто в годы войны стал трижды Героем. Жуков, Кожедуб и другие получили по третьей Звезде  уже после Победы.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии