RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Удары возмездия по Берлину
7 августа 2020 г.

Удары возмездия по Берлину

7 августа 1941 года советская авиация начала бомбить логово фашизма
«За» Путина или «против Стрелкова»?
4 ноября 2014 г.

«За» Путина или «против Стрелкова»?

4 ноября в День национального единства даже «Русский марш» разделился на два, а то и на три рукава
Гвардия России
2 сентября 2017 г.

Гвардия России

Президент России Владимир Путин Указом №2032 установил Памятный День российской гвардии 2 сентября
Возвращение «Священной войны»
24 июня 2019 г.

Возвращение «Священной войны»

Родившаяся 24 июня 1941 года песня композитора А. В. Александрова на стихи В. И. Лебедева-Кумача сегодня снова становится актуальной, как и в годы Великой Отечественной войны.
Подвиги первых боев
22 июня 2019 г.

Подвиги первых боев

Начало Великой Отечественной войны в документах советского военного командования
Главная » Подвиги в наследство » Конец первой Смуты

Конец первой Смуты

3 марта 1613 года Земский собор Руси присягнул избранному царю - 16-летнему Михаилу Федоровичу Романову

Начиналась новая страница русской истории, ознаменованная общим желанием «попечися о православной христианской вере и о святых Божиих церквах, и людьми Божьими промышлять».
Конец первой Смуты

После освобождения Москвы от поляков в конце 1612 года князь Дмитрий Иванович Пожарский, князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой и сословные представители, входившие в «Совет всея земли» Московского государства озаботились избранием царя, ибо «не обыкоша Россiйстiи народи безгосударственными бывати». Необходимо было наводить порядок, так как безвластие, Смута, слишком дорого стоили всему государству. Для собрания Земского собора были разосланы «в Понизовые, и в Поморские, и в Северские, и в Украинные города» Московского государства грамоты, в которых выражалась основная мысль: «без государя Московское государство ничем не строится, и вовровскими заводы на многие части разделяется, и воровство многое множится; а попечися о православной христианской вере и о святых Божиих церквах, и людьми Божьими промышлять, и городов из плену у Литвы и Немец доступать не кому, и впредь Московскому государству без государя никоторыми делы строиться немочно (здесь и далее – выдержки из «Утвержденной грамоты об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова с предисловием С.А. Белокурова»).
Основная задача, стоявшая перед выборными, заключалась в том, чтобы «всякие люди» в городах учинили бы меж собой «крепкий совет и договор», как бы в «безгосударственное» время защитить Русскую землю от иноземных захватчиков, а Православную веру – от «еретиков, католиков и лютеран», а также подумать о средстве прекратить междоусобную рознь среди русских людей и об избрании царя «кого Бог даст, опричь Литовскаго и Немецкаго короля и королевича, кем такое великое и разореное государство собрать в единомыслие, и святая непорочная христианская вера утвердить, и святые Божии апостольские восточные церкви в первую лепоту облечи, чтобы в их Божие имя славилось вовеки».
Задача непростая в любом случае, а учитывая состояние Московского государства во времена Смуты, настроения граждан, эта задача становится воистину трудновыполнимой. Еще не затихли отголоски крестьянских выступлений в разных регионах. Для окончательного освобождения страны от иноземных захватчиков и для восстановления государственной целостности России правительство нуждалось в поддержке всех слоев населения. Несомненно, это и послужило причиной созыва на собор представителей не только от посадов, но и от черных и дворцовых волостей и предложение свободно и никого не боясь выступать на соборных совещаниях.
«На Белоозеро воеводе господам Степану Микифоровичю Чепчугову да дьяку [Богда]ну Ильину боярин и воевода Дмитрей Трубецкой да стольник и воевода Дмитрей Пожарской с товарыщи челом бьют. По милости всесильнаго в Троицы славимаго Бога и умолением и помощию Пречистые Богородицы и молитвами всех святых и радением и крепкою службою бояр и воевод и стольников и дворян и всяких ратных людей дом Пречистые Богоматере и московских чюдотворцов многоцелебные мощи в царствующем граде Москве от [поль]ских и от литовских людей очистилася. И бояре и всяких чинов люди, прося у Бога помощи, на Москве в Большом цареве городе и в Китае и в Кремле городе сели.

И приходили к нам, к Дмитрею Трубецкому да к Дмитрею Пожарскому, бояре и окольничие и чашники и стольники и дворяне большие и стряпчие и жильцы и дворяне из городов и всяких чинов люди и говорили и с нами советовали, чтоб нам всем сослатца во все городы с вами, воеводами и [со] всякими людьми от мала и до велика и обрати б на Владимирское и Московское государство и на все великие государства Росийского царствия государя царя и великого князя всеа Русии, ково нам царя Бог даст.

И из городов взять к доброму совету ко обираню с посаду и с уезду з Белазера десяти человек добрых. А срок им учинили Николин день осенней. И вы б, господа, выбрав из ыгуменов и ис протопопов и ис посадцких и из уездных людей из дворцовых сел ис черных волостей десяти человек лутчих и разумных постоятельных людей и пр… к Москве о божьем и о зем [ском боль]шом деле на договор и дать им от себя полной и крепкой достатошной приказ, чтоб им во всех вас место всяких людей и Белаозера и уезду о государственнойм деле говорити было вольно и бестрашно…», - такие грамоты были посланы в ноябре и декабре 1612 г. в Соль Вычегодскую, Новгород, Углич, Осташков. Писали о подобном выборе десяти человек от города «для государственных и земских дел» также в Сибирь, Астрахань, Казань, Нижний Новгород и на Север. Однако к 31 декабря представители многих городов еще не прибыли в Москву. Поэтому срок явки выборных в Москву перенесли с Николина дня на Крещенье (6 января) (даты приведены по старому стилю). Число представителей с мест также было увеличено до 30 человек.
На собор прибыли выборные от дворянства, посада, белого духовенства, черносошного крестьянства. Большую роль в деятельности собора играли казаки. Число собравшихся в Москве «советных людей» превышало 800 человек, представлявших не менее 58 городов!
В январе Земский собор начал свою работу. Кандидатур на престол было несколько - среди них были польский королевич Владислав (которого еще в 1610 г. признала царем Семибоярщина), шведский королевич Карл-Филипп, Иван «Воренок» (сын Лжедмитрия II и Марины Мнишек), а также князья Д. М. Черкасский, Д. Т. Трубецкой, Д. М. Пожарский, И. В. Голицын и другие. Одни кандидаты были отвергнуты собором по национальным и религиозным мотивам, другие же - вследствие разногласий между самими выборщиками. Как свидетельствует единственный документ, подробно повествующий о Земском соборе 1613 года – «Утвержденная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова», участники собора совещались «по многие дни», «не обинуяся говорили» («говорили... с великим шумом и плачем»). И вот, «единомышленной нерозвратной совет» «всех городов всяких людей» был таков: избрать на российский престол 16-летнего племянника царя Федора Ивановича - Михаила Федоровича Романова.
Кандидатура нового царя обсуждалась не только среди выборщиков. Широкое обсуждение этот вопрос получил и среди всего народа. Об острой борьбе, происходившей на соборе (а также вне его), сохранились записи участников соборных совещаний. Так, келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын пишет, что по освобождении Москвы от поляков «бысть во всей Росии мятежъ велик и нестроение...». Он указывает на раздоры среди бояр, на присутствие многочисленных казачьих отрядов. Учитывая, что большое влияние на все события в тот период оказывали именно казаки, а количество их в Москве в тот период, по разным данным, насчитывало от 4,5 до 6 тысяч человек, в то время как значительная часть дворян и детей боярских после победы над поляками разъехалась по своим поместьям и их оставалось, вероятно, около 2 тысяч, казаки, несомненно, оказывали большое влияние на ход избирательного собора 1613 г.
Однако не только казачество повлияло на выбор Михаила. Он пользовался известной популярностью, поскольку считался родственником Ивана Грозного и Федора Ивановича (первая жена царя Анастасия, мать Федора, была двоюродной бабкой Михаила), его отец Филарет пострадал при Борисе Годунове, а позднее входил в окружение Лжедмитрия II. Царем Михаил Федорович стал потому, что его поддержали бывшие на соборе дворяне и посадские люди из пяти десятков городов и уездов, видевшие в нем фигуру наиболее нейтральную, не втянутую в боярские распри. Кроме того, по некоторым сведениям, при вступлении на престол Михаил Федорович дал обязательство не править без участия Земского собора и Боярской думы.
Итак, 18 февраля (7 февраля по старому стилю), Михаил Федорович Романов был избран, а уже 3 марта (21 февраля по ст. стилю) на торжественном заседании собора в Успенском соборе Михаил Романов был провозглашен царем.
В этот же день был составлен текст крестоцеловальной записи. Вместе с грамотами об избрании этот текст рассылался по городам для приведения к присяге новому царю. В марте 1613 г. Земский собор сообщал Михаилу Федоровичу о присяге ему жителей и выборных людей Нижнего Новгорода, Боровска, в апреле – жителей Михайлова, Ряжска, Печерников, Казани: «Целую святый животворящий крест Господень государю своему царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии и его царице и великой княгине и их царским детем, которых… государем Бог даст, на том: служити мне ему, государю своему, и прямить и добра хотеть во всем безо всякие хитрости. А опричь ево, государя, на Владимерское и на Московское государство и на все великие государства Росийского царствия иново государя из ыных государств, литовсково и неметцково короля и королевичев и царей и царевичев из ыных земель и из руских родов никово, и Маринки и сына ее, на Московское государство не хотети и государства под ним, государем, не подыскивати…» Скрепа: «Диак Офонасей Овдокимов».
Сам 16-летний Михаил в то время находился с матерью в вотчинном селе Романовых Домнино Костромского уезда (ныне Сусанинский район Костромской области) или, возможно, в самой Костроме. Именно о чудесном спасении Михаила Федоровича от ляхов, посланных, по преданию, польским королем Сигизмундом III, рассказывает нам легенда. Как все мы помним со школы – храбрый крестьянин деревни Домнино Иван Сусанин не выдал полякам местонахождения юного Михаила: «и в те поры приходили в Костромской уезд полские и литовские люди, и тестя ево, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и ево пытали про нас великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии, где мы в то время были. И он, Иван, ведая про меня великого государя, не сказал, и польские и литовские люди замучили ево до смерти», - гласит жалованная грамота царя Михаила Федоровича Романова. Верность русские люди хранить умели всегда! И жизни своей ради Отечества и своих государей не жалели никогда.
На Земском соборе 2 марта 1613 г. (здесь и далее – даты по старому стилю) был утвержден состав посольства к избранному царю Михаилу Федоровичу. К царю отправлялись архиепископ Рязанский и Муромский Феодорит, архимандрит Чудова монастыря, келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын, архимандрит Новоспасского монастыря Иосиф, архимандрит Симонова монастыря, протопопы Благовещенского и Архангельского соборов, ключарь Архангельского собора, протопоп Николы Зарайского; бояре Федор Иванович Шереметев, князь Владимир Иванович Бахтеяров Ростовский, окольничий Федор Васильевич Головин, дьяк Иван Болотников, стольники, стряпчие, приказные люди, жильцы, выборные люди из городов по спискам. Ф.И. Шереметев был родственником царя, В.И. Бахтеяров-Ростовский по жене родственником царя Василия Шуйского. От Земского собора послы получили наказ, в котором детально регламентировалась процедура встречи с Михаилом Федоровичем и его матерью инокиней Марфой. Грамоты от имени собора к царю и его матери также были составлены вместе с наказом.
14 марта в Ипатьевском монастыре состоялась встреча послов с царем. Духовенство несло чудотворные образы, в том числе почитаемый в Костроме образ Федоровской Богматери. После богослужения в Троицком соборе послы обратились к царю и его матери с речью и подали грамоты. Сначала Михаил и его мать ответили отказом, ссылаясь на «малодушие» московских людей и разорение казны. После шести часов плача и молений посольства Марфа, наконец, благословила сына на царство.
Наступал конец безвластию, конец Смутному времени!
Обо всех этих событиях подробно повествует «Утвержденная грамота». 14 апреля на заседании Земского собора по инициативе духовенства было решено «грамоту утверженную написавше, утвердитися»: высшим церковным иерархам к ней «руки свои приложити и печати свои привесити», а прочим участникам собора – духовным и светским – ограничиться рукоприкладством. Грамота была написана, рассмотрена и принята на соборе в мае 1613 года, в двух идентичных экземплярах. Оба экземпляра заверены подписями и печатями (на каждом экземпляре было по 10 печатей, сейчас некоторые из них исчезли, другие повреждены).

В грамоте содержится пространное изложение истории династии русских великих князей и царей, ведущей начало от Августа кесаря, подробно описывается царствование Ивана IV и сына его Федора Ивановича, излагаются события Смутного времени. В Смуте обвинен, прежде всего, польский король и польские паны, с помощью которых Григорий Отрепьев сверг законного государя Федора Борисовича. Важная роль отводится в изложенных в грамоте событиях Филарету Никитичу Романову, отцу государя. Главным борцом с польским засилием в грамоте представлен патриарх Гермоген. Описаны злоключения в Москве и страдания от голода будущего царя Михаила Федоровича, также действия обоих ополчений по освобождению столицы. Подчеркнута роль в этих событиях Д.М. Пожарского и К. Минина. Обширные цитаты из Священного писания свидетельствуют о том, что в составлении Утвержденной грамоты принимали участие духовные лица.
Сбор подписей под грамотой происходил с мая 1613 г. по 1615 г., по некоторым данным – до 1617 г. Не все подписавшие грамоту участвовали в работе Земского собора, избравшего Михаила Федоровича на царство, при этом нередко один человек подписывался за ряд лиц. Отсутствовали на соборе митрополит Ефрем и митрополит Крутицкий Иона, чьи подписи стоят под грамотой. Нет подписи Кузьмы Минина, который на соборе был. Первыми стоят 34 подписи «властей» – это митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены. Затем идут подписи бояр во главе с Ф.И. Мстиславским (17 чел.) Среди бояр подписался и Д.М. Пожарский, который получил боярство во время венчания Михаила Федоровича на царство. Далее идут подписи окольничих, чашников, кравчего М. Салтыкова, думного дьяка С. Васильева. Затем следуют подписи 24 стольников и 26 стряпчих, 10 дворян, 18 дьяков, справщика, ключников, представителей 41 города.
Начиналась новая страница русской истории. Страница, ознаменованная общим желанием «попечися о православной христианской вере и о святых Божиих церквах, и людьми Божьими промышлять», желанием возродить Русское государство, уберечь Отечество от междоусобия и Смуты.
Царю Михаилу Федоровичу пришлось вести несколько войн - с Польшей и Швецией. В числе важнейших достижений его царствования следует указать возвращение области Новгорода, заключение мира с Польшей и Швецией, отказ от претензий на Российский престол со стороны иностранных претендентов, усовершенствование внутреннего законодательства, учреждение особого Приказа «Что на сильных бьют челом» для пресечения злоупотреблений администрации, значительное восстановление экономического благосостояния. Он стал первым из династии Романовых. Династия просуществует 304 года.

Светлана Ляхова, «Солдатский храм» (https://vk.com/ruvoin)

Использованы материалы: портал «Архивы России», «Смута»; проект «100 главных документов российской истории» (РВИО); сайт «Музеи московского кремля»; «Утверженная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова с предисловием С.А. Белокурова: 1906 г.»

.
3 марта 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
24 января
воскресенье
2021

В этот день:

Первый морской устав

24 января (нов. ст.) 1720 года Петр I издал указ о значении флота в системе вооруженных сил и о создании первого морского устава.

Первый морской устав

24 января (нов. ст.) 1720 года Петр I издал указ о значении флота в системе вооруженных сил и о создании первого морского устава.

 В документе, в частности, говорилось: «того ради сей воинской морской устав учиняли, дабы всякий знал свою должность, и неведением никто б не отговаривался». Этот устав с некоторыми изменениями и дополнениями просуществовал  до 1853 года.

Морской устав Петра I состоял из пяти книг. Книга первая содержала положения «О генерал-адмирале и всяком аншеф-командующем», о чинах его штаба. В документе были помещены статьи, определяющие тактику эскадры. Эти указания носили явный отпечаток воззрений голландских адмиралов той эпохи и отличались не очень жестким регламентированием правил и норм, которые вытекали из свойств и возможностей флотского оружия той поры в различных условиях морского боя. Подобная осторожность была предусмотрена, чтобы не стеснять инициативы командующих — это проходит через весь устав красной линией.

Книга вторая содержала постановления о старшинстве чинов, о почестях и внешних отличиях кораблей, «о флагах и вымпелах, о фонарях, о салютах и флагах торговых...».

Книга третья раскрывала организацию боевого корабля и обязанности должностных лиц на нем. Статьи о капитане (командире корабля) определяли его права и обязанности, а также содержали указания о тактике корабля в бою. Последние имели ту особенность, что почти не касались тактики ведения одиночного боя, пре­дусматривая главным образом действия корабля в линии с другими судами.

Книга четвертая состояла из шести глав: глава I — «О благом поведении на корабле»; глава II — «О слугах офицерских, сколько кому иметь надлежит»; глава III — «О раздаче провианта на кораб­ле»; глава IV — «О награждении»: «...дабы всякий служащий во флоте ведал и был благонадежен, чем за какую службу на­гражден будет». Эта глава определяла награды за взятие неприятельских судов, вознаграждение раненных в бою и состарившихся на службе; главы V и VI — о разделении добычи при захвате неприятельских судов.

Книга пятая — «О штрафах» — состояла из 20 глав и представляла собой судебный и дисциплинарный уставы. Наказания отличались жестокостью, характерной для нравов того времени. За разные провинности предусматривались такие наказания, как «розстреляние», килевание (протаскивание провинившегося под днищем корабля), которое, как правило, заканчивалось для наказуемого мучительной смертью, «биение кошками» и так далее. «Ежели кто, стоя, на своей вахте, — говорилось в уставе, — найдется спящ на пути, едучи против неприятеля, ежели он офицер, лишен будет живота, а рядовой жестоко наказан будет кошками у шпиля.. А ежели оное случится не под неприятелем, то офицеру служить в рядовых один месяц, а рядовой спускай будет трижды с раины. Кто придет на вахту пьян, ежели офицер, то за первый раз вычетом на один месяц жалованья, за другой на два, за третий лишением чина на время, или вовсе по разсмотрению дела; а ежели рядовой, тот будет наказан биением у мачты».

К Морскому уставу были приложены формы ведомостей судовой отчетности, Книга сигналов и Правила дозорной службы. Морской устав Петра I с незначительными изменениями и дополнениями просуществовал почти полтораста лет и выдержал восемь изданий. По нему российский флот плавал и воевал до самой Крымской войны и только когда пар оттеснил парус, и нарезные орудия встали на место гладкоствольных, вышел новый устав 1853 года.

Расказачивание по-Свердлову

24 января 1919 года Оргбюро ВКП(б), рассматривая идею расказачивания, приняло директиву: «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах».

Расказачивание по-Свердлову

24 января 1919 года Оргбюро ВКП(б), рассматривая идею расказачивания, приняло директиву: «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах».

Документ, подписанный Яковом (Янкелем, Иешуа-Соломоном) Свердловым требовал
«провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно». Далее следовали такие пункты.

1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; произвести массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо ,прямое или косвенное, участие с борьбе с советской властью. К среднему казачеству применить все те же меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток к новым выступлениям против советской власти.

2. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем сельскохозяйственным продуктам.

3. Принять меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселение, где это возможно.

4. Уровнять пришлых иногородних с казаками в земельном и во всех других отношениях.

5. Провести разоружение, расстреливать каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.

6. Выдавать оружие надежным элементам из иногородних.

7. Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах; впредь до установления полного порядка.
8. Всем комиссарам, назначенные в те или иные поселения, предлагается проявить максимальную твердость и неуклонно проводить настоящее указание.

Вслед за этой директивой в газете Троцкого “Известия народного комиссариата по военным делам ” появилась статья Вацетиса, в которой автор, стремясь перечеркнуть многовековые заслуги казачества перед Отечеством, писал: “У казачества нет заслуг перед Русским народом и русским государством. У казачества есть заслуги перед темными силами русизма... По своей боевой подготовке казачество не отличалось к полезным боевым действиям. Особенно рельефно бросается в глаза дикий вид казака, его отсталость от приличной внешности культурного человека западной полосы. При исследовании психологической стороны этой массы приходится заметить свойства между психологией казачества и психологией некоторых представителей зоологического мира”.

И далее следовал откровенный призыв к террору против казачества: “Стомиллионный российский пролетариат не имеет никакого нравственного права применять к Дону великодушие: Дон необходимо обезлошадить, обезоружить, обезнагаить. На всех их революционное пламя должно навести страх, ужас, и они, как евангельские свиньи, должны быть сброшены в Чёрное море”.

Развивая эти террористические планы, Троцкий заявил на собрании политкомиссаров Южного фронта в Воронеже: “Казачество – опора трона. Уничтожить казачество как таковое, расказачить казачество – вот наш лозунг. Снять лампасы, запретить именоваться казаком, выселить в массовом порядке в другие области”.

Итоги расказачивания были подведены в 1926 году. Только на Дону было уничтожено 800 тысяч казаков. От дореволюционной численности осталось 45 процентов. В других казачьих регионах выжили от 10 до 25 процентов.

Немного о тех, кто возглавил уничтожение казачества.

Я́ков Миха́йлович Све́рдло́в (имя при рождении согласно одним источникам — Ешуа-Соломон Мовшевич Свердлов, согласно другим — Янкель Мираимович Свердлов) - по данным Википедии - председатель ВЦИК, председатель Оргбюро ЦК РКП (б). Основной “кадровик” ленинцев, “мозг партии”. Главный организатор “красного террора”, ритуального убийства царской семьи и “расказачивания”, автор политики раскола деревни на враждующие лагеря бедняков и кулаков. Умер при странных обстоятельствах (по официальной версии скончался от “испанки”, по неофициальным - зверски избит московскими рабочими).

Троцкий (Бронштейн) Лев (Лейба) Давыдович (Давидович), нарком по военным и морским делам, председатель РВС РСФСР. Непосредственный организатор Октябрьской революции, идеолог “красного террора”, создатель троцкистского Четвёртого интернационала. Наиболее знаковая фигура мирового еврейства. Ликвидирован в Мексике при помощи ледоруба Героем Советского Союза Меркадером по заданию Сталина.

Первые результаты расказачивания ужасают: в 1926 году на Дону осталось не более 45% от дореволюционного казачьего населения, в Уральском войске около 10%, в других войсках – до 25%. Были уничтожены практически все казаки старше 50-ти лет – гордый народ-воин был лишен памяти и традиций.

Теракт в Домодедово

24 января 2011 года произошел теракт в аэропорту Домодедово, осуществлённый террористом-смертником 20-летним жителем Ингушетии Магомедом Евлоевым по кличке «Сейфулах» в зале международных прилётов.

Теракт в Домодедово

24 января 2011 года произошел теракт в аэропорту Домодедово, осуществлённый террористом-смертником 20-летним жителем Ингушетии Магомедом Евлоевым по кличке «Сейфулах» в зале международных прилётов.

 По данным Минздравсоцразвития РФ, 37 человек погибло, ранения разной степени тяжести получили 130 человек.

24 января 2011 года примерно в 16:32 в толпе встречающих произошёл взрыв. В центре оказались пассажиры из России и ряда других стран.
По сообщению агентства «Росбалт», у спецслужб была информация о появлении в Москве террориста-смертника: «Спецслужбы знали, что в одном из московских аэропортов будет совершён террористический акт. Оперативники искали 3 подозреваемых, но им удалось проникнуть на территорию аэропорта, отследить момент взрыва, который произвёл их сообщник, и покинуть аэропорт».

28 марта в Назрани были задержаны братья Илес и Ислам Яндиевы, которые находились в розыске по подозрению в организации взрыва в «Домодедово». 30 марта Ленинский районный суд Владикавказа санкционировал их арест. По версии следствия, именно Яндиевы встретили террориста-смертника Магомеда Евлоева в Москве и привезли его в аэропорт 24 января. 28 марта в горно-лесистой местности республики Ингушетия была проведена операция по ликвидации одной из баз подготовки боевиков, которая, по данным ФСБ, активно использовалась в том числе и для подготовки террористов-смертников. Вначале базу атаковали с вертолета, несколько боевиков были убиты, другие попытались скрыться, тогда с другого вертолета был произведен ещё один пуск ракет. Спецназ в это время перекрывал горные тропы и блокировал район. Спецназовцы обнаружили на базе оружие, радиостанции, мобильные телефоны, взрывчатку и гранаты. Всего в ходе операции было уничтожено 17 боевиков. Среди них, по всей видимости, несколько лидеров бандгрупп, в их числе Аслан Бютукаев, который отвечал за подготовку смертников. В ингушском селе Верхний Алкун была проведена ещё одна спецоперация после того, как задержанные Яндиевы рассказали, что житель села Аслан Цечоев снабжал горные базы боевиков продуктами и лекарствами. Оказавший сопротивление Цечоев был убит.

20 августа 2012 года Московский областной суд приступил к рассмотрению в закрытом режиме уголовного дела о терракте а аэропорту Домодедово. На скамье посудимых Ахмед Евлоев, Башир Хамхоев, братья Илез и Ислам Яндиевы. 18 ноября 2012 года оглашен приговор: младший брат смертника Ахмед Евлоев получил всего 10 лет колонии общего режима, остальные пособники террориста проведут за решёткой всю оставшуюся жизнь.

16 сентября 2011 г. в Стамбуле из пистолета, снабженного глушителем, были убиты Рустам Альтемиров, Заурбек Амриев и Берг-Хаж Мусаев рядом с домом, где они жили. Рустам Альтемиров числился в России в федеральном розыске по обвинению в организации ряда терактов, в том числе в московском аэропорту «Домодедово». Предполагается, что Берг-Хаж Мусаев — это боевик по кличке «амир Хамзат», соратник Доку Умарова, который непосредственно подготовил Магомеда Евлоева к совершению взрыва. Турецкая полиция подозревала в совершении этого убийства 55-летнего российского гражданина, известного как Александр Жирков. Он скрылся, но в его номере в отеле полицейские нашли документы, пистолет с глушителем, маску и прибор ночного видения.

Леонтий Тупицын: жизнь - за товарищей

24 января 1944 года в районе Тосно Ленинградской области (пос.Ульяновка) совершил подвиг самопожертвования Тупицын Леонтий Яковлевич

Леонтий Тупицын: жизнь - за товарищей

24 января 1944 года в районе Тосно Ленинградской области (пос.Ульяновка) совершил подвиг самопожертвования Тупицын Леонтий Яковлевич

 

В своё время он не был награждён. И только после того, как были обнародованы документы поисковой группы, президент РФ 6 мая 1994 года присвоил ему (посмертно) звание Героя России.

 

Л.Я.Тупицын родился в 1895 году деревне Тупичане Орического района Кировской области. В семье был младшим из девяти братьев. В молодости семь лет служил в армии. До самой Великой Отечественной войны бессменно избирался депутатом сельсовета. В колхозе был и косцом, и пахарем, и председателем. Служил помощником пулемётчика в 947 полку 268 стрелковой дивизии.

Награжден медалью «За оборону Ленинграда». Погиб 24 января 1944 года в бою за поселок Ульяновка, под Ленинградом, в Тосненском районе.

До начала операции по снятию блокады Ленинграда 268-я дивизия держала оборону в районе деревни Гонтовая Липка. После того, как под Ораниембаумом в районе Пулковских высот наши войска перешли в наступление, резко изменилась обстановка и на минском участке фронта. Чтобы не попасть в окружение, фашистское командование решило вывести свои дивизии из этого района и дать нам бой в ряде заранее заготовленных опорных пунктов. Одним из таких пунктов был поселок Ульяновка. Через него и расположенную здесь станцию Саблино проходили Октябрьская железная дорога, шоссе Москва- Ленинград и железнодорожная ветка Мга-Гатчина. Вокруг посёлка гитлеровцы вырыли траншеи, оборудовали открытые огневые точки, расставили минные поля.

Все 900 дней блокады Ленинграда стояла на его защите героическая 268 дивизия. Её войны принимали участие в самых решающих, самых тяжелых боях за город Ленина: Ивановский пятачок, Красноборская операция, прорыв блокады, освобождение важного железнодорожного узла Мги… И, наконец, бой за Ульяновку.

Один из опорных пунктов немцев был возле поселка Ульяновка. Ворваться в поселок было не просто: надо было броском по льду под огнём противника через реку перебежать, вскарабкаться на крутой берег и, помчавшись по ложбине, взобраться на гору. А там, в дзотах, вражеские пулеметчики. Кроме того, у немцев здесь были замаскированы два танка и три бронемашины. Бои за Ульяновку продолжались трое суток, наша дивизия потеряла в них 98 человек убитыми, 499 ранеными. Только в первые сутки противник 14 раз переходил в контратаки. Отбивали их исключительно силами пехоты, потому что из-за взорванных немцами мостов, из-за покореженных дорог отстали наши артиллеристы, минометчики. В первый день боев и совершил здесь свой героический подвиг Л.Я.Тупицын.

В те дни серые тучки весели над землей. То и дело шел мокрый снег, переходивший порою в дождь… Ворваться в поселок было непросто: через реку броском перескочить, вскарабкаться на крутой берег, дальше ложбину перебежать, ней на гору взобраться. А там враг с пулеметами, в дотах и дзотах. Кроме того у него тут оказались бронемашины, два танка…

Стрелковые роты в ту пору более чем на половину были укомплектованы восемнадцатилетними. В одном из политдонесений говорилось о прибывшем в дивизию пополнении: «Рядовой состав- 1925 года рождения. До этого в боях не бывали…». Для молодых рабочих, колхозников, вчерашних школьников Ульяновка стала первым экзаменом на мужество.

Огонь вражеского дзота прижал к земле наступавшее подразделение. Появилась угроза срыва атаки. Уничтожить особо опасную огневую точку врага выпала рядовому Тупицыну. Ему удалось незаметно подползти к дзоту, метнуть гранату. На какое-то время вражеский пулемет умолк. Бойцы поднялись и снова устремились вперед. Но неожиданно из амбразуры противника опять брызнула свинцовая струя. Находившийся уже у самого дзота Тупицын поднялся и с гранатой в руке кинулся к бойнице. Тут раздался взрыв и сраженный последней очередью пулемета упал наш герой. Потрясенные подвигом своего товарища, бойцы вновь устремились вперёд.
В Подольском архиве Министерства обороны в журнале боевых действий 268-й дивизии запись от 24 января гласит: «Боец 947 сп Тупицын при форсировании р.Тосны своим телом закрыл амбразуру вражеского дзота и героической смертью обеспечил продвижение своего подразделения вперед».

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии