RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Герой семьи: «Катюша» моего дедушки
8 июля 2013 г.

Герой семьи: «Катюша» моего дедушки

Я хочу рассказать о моём дедушке – Знамеровском Иване Акимовиче.
Слёзы фронтовика
3 марта 2016 г.

Слёзы фронтовика

3 марта 1943 года советские войска освободили город Ржев.
Иван Грозный и коррупция
3 декабря 2015 г.

Иван Грозный и коррупция

3 декабря 1564 года Государь покинул погрязшую в воровстве Москву и удалился в Александровскую слободу
Генерал Каманин: космические хроники
12 марта 2017 г.

Генерал Каманин: космические хроники

35 лет назад 12 марта 1982 года ушел из жизни первый руководитель Центра подготовки космонавтов СССР.
Гибель адмирала Корнилова
18 октября 2014 г.

Гибель адмирала Корнилова

160 лет назад 18 (5 – ст. ст.) октября 1854 года во время первой обороны Севастополя пушечное ядро сразило легендарного флотоводца
Главная » Подвиги в наследство » Непобедимый старшина

Непобедимый старшина

8 марта 1887 года родился старшина эсминца «Гром» Федор Евдокимович САМОНЧУК, который в годы Первой мировой воны совершил небывалый в истории человечества подвиг

В бою с германской эскадрой в Моонзундском проливе 14 октября 1917 года он в одиночку потопил торпедой немецкий миноносец, а потом взорвал собственный корабль - дабы он не достался врагу.
Непобедимый старшина

Невероятно, но Самончук выжил. Попал в германский плен. Дважды пытался бежать. В первый раз был пойман и возвращен в лагерь. Второй побег удался. В 1918-м Самончук вернулся домой – в белорусскую деревню Переделка.
О подвиге русского матроса Самончука стало известно только спустя 30 с лишним лет, уже после Великой Отечественной войны. Более того, летом 1955-го за Моонзунд Федор Евдокимович был награжден… орденом боевого Красного Знамени. В отечественной истории этот случай стал единственным, когда за подвиг, совершенный еще до революции, человек получил награду от советского государства.
Еще при жизни Федор Самончук стал легендой. В 1957 году режиссёр Ян Фрид снял художественный фильм «Балтийская слава» - о величественной и полной трагедии обороне Моонзундских островов русскими моряками осенью 1917-го. Прототипом главного героя «Балтийской славы» Фёдора Лютова и стал Самончук. Правда, по сюжету герой погибает, взорвав эсминец «Гром» вместе с собой.
Несколькими годами позже писатель Валентин Пикуль также обратился к подвигу старшины эсминца «Гром» - в своем историческом романе «Моонзунд».
В эпоху «альтернативной истории» подвиг Федора Самончука вновь был назван легендой. Правда, «советской легендой», которую следует поставить под сомнение. Дескать, эскадренный миноносец «Гром» затонул сам. Более того, на русском эсминце за несколько минут до его гибели успели побывать немецкие моряки. И даже подняли на русском корабле германский флаг. Стало быть, история героической гибели эсминца «Гром» - всего лишь выдумки пропаганды и художественный вымысел...
Почему и как отечественные «альтернативщики» подтасовывают историю и кто изначально «заказывал музыку», несколько лет назад неплохо попытались объяснить белорусские журналисты – в своем историческом расследовании

«ГРОМ» СРЕДИ ЯСНОГО МОРЯ

В истории Первой мировой несчетное количество событий, окутанных тайнами ушедшего века. Судьбы их участников были сколь героическими, столь и трагическими. Один из таких людей, военный моряк Федор Евдокимович Самончук – наш земляк, родом из деревни Переделка Лоевского района Гомельщины. Служил он на эскадренном миноносце «Гром», который в числе других российских кораблей защищал Моонзундский архипелаг от вторжения в Финский залив германского флота. Федор Самончук стал прототипом одного из героев известного романа-хроники Валентина Пикуля «Моонзунд» — старшины Семенчука.
Кайзеровские генералы разрабатывают план секретной операции «Альбион» на Моонзунде, полагая, что данным сражением они приведут к гибели русскую революцию и ликвидируют классовые волнения в Германии. К слову, на германском флоте бунтарские настроения моряков уже были очевидны: на «Вестфалене» матросы вышвырнули за борт командира, а команда «Нюрнберга» по примеру русских моряков с броненосца «Потемкин», арестовав всех офицеров, пыталась укрыться в норвежских фиордах.
Мы приведем из этого сражения лишь один эпизод, в реальность которого вот уже почти век не верили и о который до сих пор ломают, как копья, свои доводы многие историки и писатели.
Анатолий ШАРКОВ, военный историк:
- Германия сосредоточила в этом регионе немалые силы: 11 линкоров и тяжелых крейсеров, 9 легких крейсеров, 57 эскадренных миноносцев. С воздуха операцию прикрывали 94 самолета и 6 дирижаблей. Десантный корпус для захвата островов насчитывал 25 тыс. Человек.
Что могли противопоставить этой армаде русские моряки: два устаревших линкора – «Гражданин» (бывший «Цесаревич») и «Слава», 3 крейсера, 33 эскадренных миноносца и небольшое количество малых кораблей. В составе легких сил был и эсминец «Гром», на котором служил Федор Самончук.
Первого октября эсминцы «Гром», «Забияка» и «Победитель», находившиеся в дозоре на Кассарском плесе (восточнее побережья острова Эзель), обнаружили германский крейсер и несколько миноносцев. В середине дня сюда подошли эсминец «Константин» и канонерская лодка «Храбрый».
В 13.50 на окутанном туманом горизонте показался германский линкор «Кайзер», который с дистанции 110 кабельтовых открыл огонь по российским эсминцам. Они стали отходить, но один из снарядов «Кайзера» просто прошил борт «Грома», причем – удивительное дело! – выстрел оказался сквозным: неразорвавшийся заряд ушел в морские глубины. С большим трудом команда завела пластырь и перекрыла поступление воды в корпус корабля. Вскоре к терпящим бедствие морякам возвратилась канонерская лодка «Храбрый», пришвартовалась к борту эсминца, чтобы отвести его вместе с командой на базу. Есть свидетельства, что некоторые матросы, обожженные струями пара, выбрасывались за борт в холодную воду. Для них это уже был последний приют.
В 15.10 из тумана появились 9 вражеских эсминцев. Разделившись на группы, они пошли на перехват русских кораблей, стремясь зажать их в капкан. На беспомощном «Громе» была сбита мачта, повреждены дымовые трубы, вскоре замолчало и кормовое орудие. Затем лопнули швартовы, заведенные с «Храброго» на «Гром». Канонерская лодка под огнем вновь подошла к носовой части беспомощного эсминца, капитан которой снял с него почти всю команду. Отчалив от покинутого корабля, «Храбрый» послал в него несколько снарядов. Не оставлять же на поругание врагу русскую святыню – такова морская традиция и одна из версий гибели эсминца «Гром».
После того как команда перебралась на палубу «Храброго», начинается самое интересное: в какой-то момент минный старшина Федор Самончук перескакивает обратно на свой поверженный корабль. Он подбирается к одному из торпедных аппаратов и с короткой дистанции выпускает снаряд по германскому эсминцу, находившемуся в зоне поражения. Затем бесстрашный моряк поджигает самодельным факелом, окунутым в нефть, пороховой погреб, что окончательно предрешило судьбу русского корабля.
Мощный хлопок воздуха, сопровождающийся огненной вспышкой – и минный старшина Самончук улетает за борт в холодную воду.
Здесь случается второе чудо, которое можно объяснить разве что чертовским везением парню из белорусской деревушки Переделка. Бултыхавшегося на воде в капковом (спасательном) жилете Федора подбирает германская шлюпка и переправляет на борт одного из своих кораблей. Немцы подбирали на воде моряков с корабля, потопленного торпедой Самончука, и выловили русского моряка. Вот как описан этот эпизод в романе «Моонзунд»: «…Два германских матроса тащили Семенчука за ноги, будто пьяного, в нос корабля. Выходит, жив… Плен!
Немцы волокли его, даже не обернувшись ни разу, палуба была удивительно скользкой, будто ее намылили. Семенчук ехал по ней на спине, бушлат матроса задрался к самому затылку. Вот и срез полубака. Немцы передернули его тело через высокий комингс, и Семенчук больно ударился затылком о станину порога. Швырнули пленного на пол, залитый цементом, и ушли, плотно задраив двери. Это была душевая. Корабельная баня.
Здесь пленный не был одинок. На лавках и под лавками вповалку лежали немецкие мертвецы.
«Смотри-ка ты, — рассеянно подивился Семенчук, — у немцев, как и у нас, мертвяков в баню складывают…»
Эсминец увеличил ход, резко вибрируя избитым корпусом, и мертвецы сразу ожили. С них еще стекала вода и кровь, разинутые рты не дышали, глаза уже ничего не видели, но они задвигались, стали перекатываться с борта на борт, при этом руки их обнимали друг друга.
Один мертвец тесно прилип к русскому матросу.
— Иди, иди, — сказал ему Семенчук. — Не придуривайся…».
Что это – легенда, далекая от реальных событий, большевистская пропаганда, которой для укрепления ведущей роли нужен был образ решительного героя? Или типичный для войны случай, когда в пылу сражения тот или иной поступок солдата переквалифицируется в подвиг по прошествии многих лет?
В романе Валентина Пикуля наш земляк – убежденный большевик. Но Федор Самончук им никогда не был. Среди 150 моряков «Грома» к их партии примкнули лишь двое членов команды. Этот факт подтвердил Павел Самончук, последний из оставшихся в живых сыновей героя. Невзирая на возраст, он приехал на встречу с нами из городка Малая Вишера Новгородской области.
Старший офицер эсминца «Гром» Эдуард Панцержанский, загубленный во время сталинских репрессий, утверждал: в пусковых установках торпед к моменту эвакуации команды предусмотрительно был стравлен воздух. Стало быть, они оставались небоеспособными. Где гарантии, что давления не было во всех аппаратах? Могло такое статься, что в спешке одна из торпед осталась при полной боевой готовности? Вполне. Было немало критиков версии, что подожженная тряпка с нефтью пустила на воздух погреб с боеприпасами: по крайней мере, художественный вымысел бывшего моряка Валентина Пикуля такой поворот событий не исключает.
Официальное Петроградское телеграфное агентство, сообщая о подвиге буквально по его следам, умудрилось не назвать фамилии героя. Однако 24 октября газета «Вечернее время», публикуя рассказ участника боя комендора-наводчика Алексеева, уже персонифицирует подвиг, упоминает фамилию Самончука.
В статье есть такие строки: «Мы видели, как он пополз к одному из трех наших минных аппаратов, в котором еще не был стравлен воздух. Ждал приближения к «Грому» немецкого миноносца, надеявшегося его захватить. Сраженный миной, выпущенной Ф. Самончуком, он быстро пошел на дно. Следом за ним под водою начал скрываться и «Гром».
Машинный старшина Везденев, выступивший вскоре после этого боя как делегат Второго съезда моряков Балтфлота, заявил, что сослуживец Самончук остался на корабле, чтобы его потопить.
У современных историков не нашлось весомых аргументов, чтобы исключить как одну из возможных версий развития событий на эсминце «Гром» подвиг белоруса Федора Самончука.
Павел САМОНЧУК, младший сын, 75 лет:
- Почему больше всех досталось именно кораблю, на котором служил отец? Он был головным, поэтому и основной удар артиллерии пришелся по нему. Один из первых снарядов попадает ниже ватерлинии, в результате чего «Гром» резко снизил скорость, быстро заполнилось водой машинное отделение. Что касается выстрела отца из торпедного аппарата по немецкому эсминцу, то я, как бывший морской офицер, могу сказать следующее: при тех технологиях торпедный аппарат был смонтирован неподвижно и мог поражать цель лишь под углом 90 градусов относительно оси корабля. В противном случае мина просто проходила мимо цели — значит, корабль или должен был находиться под нужным углом, или его необходимо было развернуть.
Более того, на каждую трубу торпедного аппарата предусмотрен индивидуальный баллон сжатого воздуха. Отец был торпедист и все эти тонкости изучал еще до войны - в Бакинской школе гальванеров. Обычный артиллерист в такие детали посвящен не был, поэтому во время боя отец находился на боевом посту. Выпущенная им торпеда несла полтонны взрывчатки и могла расколоть на части любой немецкий корабль.
Ряд историков утверждают: на «Громе» в критический момент среди членов экипажа началась паника. Это неправда. Отец уверял, что в любой ситуации дисциплина была строжайшая. Это не в морских правилах, слабаков туда не брали. Моряки организованно пересаживались на канонерскую лодку, но отец перепрыгнул обратно на свой корабль. Как в итоге погиб «Гром»? Факт налицо – корабль затонул. Немецких кораблей погибло около десятка, но они называют более скромные цифры. Однако к их источникам надо относиться критично.
Почему я так говорю? Механик с эсминца мичман Малышев сделал 6-7 фотографий боя под Моонзундом. И вдруг один из снимков с его фотоаппарата немцы выдают за свой и указывают на то, как немецкий корабль буксирует «Гром». На нем якобы побывал немецкий офицер с матросами и обнаружил там карту русских минных полей - такого не было в истории Моонзундского сражения. Снимок русского моряка германские пропагандисты умело использовали в своих интересах.
Отец рассказывал, что немцы притащили его в каюту смертников в бессознательном состоянии. Ужас своего положения он испытал, когда пришел в себя, а также ощутил радость - остался жив. Его долго допрашивали, а потом уже был лагерь для военнопленных в Либаве (нынешний Лиепая в Латвии). Несколько раз бежал из плена, собаки брали след, и его возвращали обратно. После удачной попытки добирался домой к матери долгих три месяца.
Его возвращение было таким же невероятным, как и участие, пожалуй, в самом известном морском сражении Первой мировой войны. Мать по православным канонам отпела уже его в церкви и свечу там зажгла.
И вот в одну из летних ночей стук в окно. Мама осторожно спросила: «Кто там?». А он в ответ: «Это я, Федя твой». Мать вся в неведении. Мол, сын ее погиб. Открыла дверь и увидела обросшего, исхудавшего до неузнаваемости мужчину. Лишь когда зажгла лампу, она угадала в нем черты своего любимого Федора.
Пребывание в немецком лагере дало о себе знать: он тяжело переболел цингой и вскоре лишился зубов. Кроме как пареную морковь и репу, им из еды ничего не давали. Представьте, перед уходом на войну это был физически крепкий человек, деревенский кузнец.
Что касается спасательных шлюпок, якобы спущенных с «Грома» во время боя, то я думаю, что в этом больше фантазерства: берег находился примерно в 20 километрах. Попробуй доберись до него! Другой вопрос: некоторые моряки были раздавлены бортами кораблей, упав в воду во время пересадки на «Храбрый». Было сложно избежать таких ситуаций, тем более что палуба «Грома» объята огнем. Ко всему, были перебиты трубопроводы, весь эсминец окутало клубами пара, поэтому детали боя рассмотреть с другого корабля было непросто.
Я спрашивал отца, что он чувствовал во время боя, когда смерть, считай, каждого держала за руку? Он ответил сдержанно: мол, у всех был такой подъем духа, что не было времени задумываться о цене или смысле жизни.
Я его еще спросил: «Скажи, ведь прошло больше 35 лет, ты теперь бы совершил такой поступок?». Он так и не смог ответить на этот вопрос однозначно: в мирное время тяжело оценить то, что происходило на войне.
Относительно реальности подвига Федора Самончука и его роли в подрыве эсминца «Гром» в постсоветское время развернулись жаркие споры: мог ли в той обстановке моряк совершить столь дерзкий поступок? Ведь долгие годы Федор числился в списках погибших, и только в Лоевском райвоенкомате уже после Великой Отечественной войны знали точно: Федор Самончук жив. В начале 50-х годов прошлого века на районной телефонной станции раздался звонок из Ленинграда — на том конце провода был работник морского военно-исторического музея Алексей Пухов, который заинтересовался судьбой рода Самончуков. Он собирал материал для диссертации о Моонзунде. Сообщение о подвиге белоруса Самончука после многих лет забвения вскоре прогремело на весь Советский Союз. Оно легло в основу статей в журнале «Огонек», газетах «Правда» и «Советский флот». Был также снят художественный фильм «Балтийская слава», где также был отображен подвиг нашего земляка. Летом 1955 года Федору Самончуку из деревни Переделка Лоевского района была торжественно вручена награда — орден Боевого Красного Знамени.
Тот бой у Кассарского плеса, где море окрасилось кровью, был единым подвигом на всех моряков российского императорского флота, а соленая морская вода – как невыплаканные слезы вдов и матерей.
Федор Евдокимович Самончук похоронен на Восточном (Московском) кладбище в Минске в 1966 году – скромный обелиск без фото и громких надписей свидетельствует, что здесь покоится минный старшина эскадренного миноносца «Гром».

Оригинал материала - здесь: http://tv.sb.by/istoriya/article/grom-sred-yasnogo-mo
Фильм белорусского режиссера-кинодокументалиста Владимира Бокуна «Моонзунд. Подвиг белоруса» - о подвиге старшины Владимира Бокуна – здесь: https://vk.com/videos-98877741?section=all&z=vide

"Солдатский храм" (https://vk.com/ruvoin)

 

.
8 марта 2016 г.

Комментарии:

Олег 07.11.2016 в 10:35 # Ответить
Факт поднятия немецкого флага на борту эсминца "Гром" подтверждается в мемуарах адмирала Шеера.
Дмитрий Фомин 28.11.2016 в 15:46 # Ответить
А что, Шеер был в то время на Кассарском плёсе и всё видел сам или же всё-таки писал мемуары,исходя из докладов своих явно опарафинившихся подчинённых?

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 октября
четверг
2017

В этот день:

Последнее плавание фрегата «Паллада»

19 октября 1852 года из Кронштадта отправился в плавание фрегат «Паллада» под командованием капитана И. С. Унковского с миссией вице-адмирала Е. В. Путятина в Японию.

Последнее плавание фрегата «Паллада»

19 октября 1852 года из Кронштадта отправился в плавание фрегат «Паллада» под командованием капитана И. С. Унковского с миссией вице-адмирала Е. В. Путятина в Японию.

 Секретарем адмирала согласился стать писатель Иван Александрович Гончаров, который вел общий журнал, занимался словесностью с гардемаринами по просьбе адмирала. А впоследствии написал путевые заметки.

Фрегат «Паллада» был заложен в Санкт-Петербурге 2 ноября 1831 года, спущен на воду 1 сентября 1832 года. Длина фрегата — 52,8 м, ширина — 13,6 м, вооружение — 52 орудия. Первым командиром фрегата был капитан-лейтенант П. С. Нахимов.

В 1852—1855 годах под командованием капитана И. С. Унковского совершил с дипломатической миссией вице-адмирала Е. В. Путятина плавание из Кронштадта через Атлантический, Индийский, Тихий океаны к берегам Японии. После окончания переговоров в Нагасаки фрегат направился к российским берегам, где, из опасений захвата англичанами в связи с началом Крымской войны, был затоплен в бухте Постовая Императорской (ныне Советской) гавани, где и находится на дне по сегодняшний день.

 

Авиаконструктор Михаил Симонов

19 октября 1929 года родился Михаил Петрович Симонов, генеральный конструктор ОКБ им. Сухого, лауреат Ленинской премии(1976), Герой России.

Авиаконструктор Михаил Симонов

19 октября 1929 года родился Михаил Петрович Симонов, генеральный конструктор ОКБ им. Сухого, лауреат Ленинской премии(1976), Герой России.

Он принимал участие в создании бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25, руководил постройкой спортивных самолётов марки «Су», но более всего известен как один из главных конструкторов истребителя Су-27 и некоторых его модификаций.

Интересный факт из биографии. В 1992 году на международном авиакосмическом салоне Фарнборо близ Лондона состоялась, пресс-конференция российской официальной делегации с участием двух генеральных конструкторов — Белякова («МиГ») и Симонова («ОКБ Сухого»). Ближе к концу конференции поднялся американский журналист и сообщил, что в России из-за либеризации розничных цен царит страшная инфляция, в магазинах ничего нет, «а у вас целых два блестящих истребительных конструкторских бюро — „МиГ“ и „Сухой“, вот если вы объедините их, то столько денег для вашего народа сэкономите…». В ответ на это Симонов заявил следующее: «Приятно и весьма интересно, что американская пресса интересуется жизненно важными для нас вопросами. Однако вынужден сделать одно небольшое замечание. Американцы считают, что мы сделали в свое время Су-24, конкурируя с „Дженерал Дайнэмикс“ и их бомбардировщиком F-111. Они также убеждены в том, что штурмовик Су-25 мы построили в противовес вашему A-10. А в случае с Су-27 тут и вообще деваться некуда — конкурировали с вашим F-15 „Игл“… Все это — чепуха! Названные самолеты созданы в „ОКБ Сухого“ с одной единственной целью — победить в конкуренции… генерального конструктора Белякова!…»

Маршал Бирюзов

19 октября 1964 года погиб в авиационной катастрофе Сергей Бирюзов (р. 1904), Маршал Советского Союза, командующий ракетными войсками СССР (1955—1963 гг.), Герой Советского Союза (1958), начальник Генштаба Вооружённых сил СССР (1963—1964).

Маршал Бирюзов

19 октября 1964 года погиб в авиационной катастрофе Сергей Бирюзов (р. 1904), Маршал Советского Союза, командующий ракетными войсками СССР (1955—1963 гг.), Герой Советского Союза (1958), начальник Генштаба Вооружённых сил СССР (1963—1964).

В РККА вступил добровольно 15 сентября 1922 г.: командир взвода (сентябрь 1926 г. — декабрь 1929 г.), командир роты (по июнь 1930 г.), начальник штаба учебного батальона (по апрель 1932 г.), командир батальона (по июнь 1934 г.), начальник штаба стрелковой дивизии (октябрь 1937 г. — апрель 1938 г.), начальник отдела в штабе Харьковского военного округа (по август 1939 г.). С августа 1939 комбриг Бирюзов — командир 132-й стрелковой дивизии.

Во время Великой Отечественной войны командир стрелковой дивизии (с августа 1939 г. по апрель 1942 г.), начальник штаба армии на Брянском фронте (по ноябрь 1942 г.). В течение первого года войны получил 5 ранений, в том числе два тяжёлых. С ноября 1942 г. по апрель 1943 г. — начальник штаба 2-й гвардейской армии Сталинградского (впоследствии Южного) фронта, с апреля 1943 г. — начальник штаба Южного (впоследствии 4-го Украинского) фронта, которым командовал Ф. И. Толбухин. Основные сражения Бирюзова: Донбасская операция, освобождение Крыма, Ясско-Кишинёвская операция, взятие Белграда. С октября 1944 г. — командующий 37-й армией (по май 1946 г.) и главный военный советник Болгарской армии, почётный гражданин Софии.

После мая 1946 г. генерал-полковник С. С. Бирюзов занимал посты: заместитель Главнокомандующего Сухопутными войсками по боевой подготовке (кратковременно, лишь по июнь 1946 г.), заместитель Главнокомандующего Южной группой войск и командующий 10-й механизированной армией (по июнь 1947 г.), командующий войсками Приморского военного округа (по май 1953 г.). Главнокомандующий Центральной группой войск (Австрия и Венгрия, 1953—1954), первый заместитель Главнокомандующего войсками ПВО (1954—1955). Затем маршал Бирюзов возглавил ПВО как Главком, одновременно являясь замминистра обороны СССР (1955—1962). В апреле 1962 переведён на пост главкома РВСН — ракетных войск стратегического назначения. В марте 1963 Бирюзов получил назначение на должность начальника Генерального штаба Вооружённых сил СССР и был повышен до первого заместителя министра обороны СССР.

19 октября 1964 года начальник Генштаба маршал Бирюзов погиб в авиационной катастрофе вблизи Белграда, на горе Авала. Иосип Броз Тито присвоил Бирюзову (участвовавшему в освобождении Югославии, а потом там погибшему) звание Народного героя Югославии посмертно. Его прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

 

Космонавт Рукавишников

19 октября 2002 года скончался Николай Николаевич Рукавишников, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза. Инженер-физик по образованию, Николай Рукавишников стал первым гражданским командиром космического корабля.

Космонавт Рукавишников

19 октября 2002 года скончался Николай Николаевич Рукавишников, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза. Инженер-физик по образованию, Николай Рукавишников стал первым гражданским командиром космического корабля.

Также впервые в истории космонавтики он вручную совершил посадку в аварийном режиме — в апреле 1979 при полёте на корабле Союз-33.

Родился в семье железнодорожников. Учился в средней школе № 8 в Томске. В 1951 году поступил в Московский инженерно-физический институт (МИФИ). В 1957 закончил факультет электронных вычислительных устройств и средств автоматики МИФИ и получил квалификацию инженера-физика по специальности «Диэлектрики и полупроводники». После окончания института работал в научно-исследовательском институте, в ОКБ-1 (КБ С. П. Королёва). В 1967 зачислен в отряд советских космонавтов (1967 Группа гражданских специалистов № 2 (дополнительный набор). Прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа «Союз» и орбитальных станциях типа «Салют». В 1965—1969 годах Рукавишников входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1/«Зонд» и посадке на неё Л3. Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был предварительно назначен на 8 декабря 1968 года. По предварительным назначениям, Рукавишников входил в состав главного экипажа. Но полёт был отменён, несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить немедленно лететь к Луне для обеспечения приоритета СССР (американцы планировали аналогичный пилотируемый полёт на 21—27 декабря 1968 года). Дело в том, что предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд» (Л1) были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и ракеты-носителя «Протон».

23 — 25 апреля 1971 года совершил свой первый космический полёт в качестве инженера-испытателя космического корабля Союз-10. (Н. Н. Рукавишников стал первым космическим инженером-испытателем). Программа полёта предусматривала трёхнедельную работу на борту орбитальной космической станции Салют-1. Однако из-за технических неисправностей работа на станции была отменена и полёт был прерван. После завершения полёта впервые была осуществлена ночная посадка космического корабля. Полёт продолжался 1 сутки 23 часа 45 минут 54 секунды.

2 — 8 декабря 1974 года совершил второй космический полёт в качестве бортинженера космического корабля Союз-16. В полёте были проведены испытания стыковочного узла, созданного по программе ЭПАС. Полёт продолжался 5 суток 22 часа 23 минуты 35 секунд.

10 — 12 апреля 1979 совершил свой третий космический полёт в качестве командира космического корабля Союз-33. Полёт проходил в рамках советско-болгарского проекта и предусматривал работу на борту орбитальной станции Салют-6. Из-за аварии двигателя корабля стыковка не состоялась и корабль совершил преждевременную посадку. Полёт продолжался 1 сутки 23 часа 1 минуту 6 секунд.

После ухода из отряда космонавтов работал заместителем начальника отделения НПО «Энергия». Председатель Федерации космонавтики СССР (1981—1991). Президент Федерации космонавтики России (1991—1999), a c 1999 года — её почётный президент.

Умер 19 октября 2002 от инфаркта. Похоронен в Москве на Останкинском кладбище.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии