RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Эрзерумское сражение
16 февраля 2016 г.

Эрзерумское сражение

100 лет назад 16 февраля 1916 года Кавказская армия генерала Николая Юденича разгромила 3-ю турецкую армию
Тайна гибели подводной лодки «Щ-216»
1 октября 2013 г.

Тайна гибели подводной лодки «Щ-216»

1 октября 2013 года спасательное судно Черноморского флота «Эпрон» возвратилось в родную базу, завершив водолазное обследование советской подводной лодки «Щ-216», погибшей в годы Великой Отечественной войны у мыса Тарханкут (Крым).
Торжественное собрание в прифронтовой Москве
6 ноября 2017 г.

Торжественное собрание в прифронтовой Москве

И.В.Сталин: «Победа будет за нами!»
Судьба нелегала Маневича
20 февраля 2015 г.

Судьба нелегала Маневича

20 февраля 1965 года выдающемуся советскому разведчику Льву Ефимовичу Маневичу было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно
Тайна маршала Говорова
22 февраля 2018 г.

Тайна маршала Говорова

22 февраля 2018 года выдающемуся полководцу, самому загадочному сталинскому маршалу исполнился 121 год
Главная » Подвиги в наследство » Одежда космонавта

Одежда космонавта

55 лет назад 9 марта 1961 года состоялся испытательный полёт корабля «Восток» с человекоподобным манекеном, на котором был надет первый в истории человечества космический скафандр

Под прозрачное забрало шлема положили табличку с надписью «Макет», чтобы случайные свидетели приземления не приняли его за инопланетное вторжение.
Одежда космонавта

17 апреля 1959 года завод № 918 (ныне "НПП "Звезда" имени академика Г.И. Северина") получил от ОКБ-1, главным конструктором которого до 1966 года являлся С.П. Королев, техническое задание на разработку и изготовление высотного защитного снаряжения для будущих космонавтов - скафандра с аварийной системой кондиционирования воздуха.

Первые скафандры создавались в максимально сжатые сроки, подгоняло “космическое соперничество” с США. Вместе со “Звездой” работали заказчики: разработчики космических кораблей, медики, изготовителя ряда элементов скафандров и т.п.

В сжатые сроки

В течение 1959 года специалисты “Звезды” разработали и изготовили два действующих образца космических скафандров (СК) для лабораторных испытаний. Они включали в себя оборудование, обеспечивающее защиту космонавтов от внешней среды и жизнеобеспечение их во время полета, то есть оболочку скафандра и размещенные на ней элементы системы обеспечения жизнедеятельности (СОЖ).
Конструкции СК и СОЖ должны были обеспечить защиту и спасение космонавта в различных аварийных ситуациях. Прорабатывались и различные варианты его приземления или приводнения в бессознательном состоянии, особенно при попадании в холодную воду. Ведь тогда еще не знали, как человек перенесет космический полет. В качестве водонепроницаемой оболочки использовались элементы морского спасательного костюма летчика. Под него надевался специальный теплозащитный костюм с системой вентиляции.

Скафандр или костюм?

Работы шли полным ходом, когда в феврале 1960 вдруг пришло новое техническое задание: вместо герметичного скафандра начать разработку защитного костюма. Скафандр оказался слишком тяжел для космического корабля, где на счету был каждый грамм, необходимый для аппаратуры. Тем более, что проблем с герметичностью не возникало прежде ни в одном из предыдущих полетов «Востоков», «Восходов», беспилотных и пилотируемых «Союзов».

Забегая вперед, замечу, что так считали до катастрофы 30 июня 1971 года. Тогда в верхних слоях атмосферы произошла разгерметизация спускаемого аппарата “Союз-11”. Все члены экипажа: Георгий Добровольский, Владимир Волков и Виктор Пацаев - погибли. Сердца космонавтов остановились спустя 42 секунды после разгерметизации. Экипаж спускался на землю без скафандров. Такое решение принял лично Королев перед запуском корабля. Да и разместить в «Союзе» трех человек в скафандрах было просто невозможно.

После той катастрофы космонавты стали летать в специальных костюмах. Срочно были разработаны рекомендации, гарантирующие безопасность людей в случае разгерметизации спускаемого аппарата.

Первый космический

Но вернемся в 1960 год. С.П. Королев понимал еще тогда, что скафандр необходим. Он заявил, что готов выделить хоть 500 кг под скафандры с соответствующей системой - но они должны быть готовы к концу 1960 года. В сентябре 1960 года было подписано техническое задание на первый космический скафандр СК-1, действующий по открытой схеме с использованием бортовых запасов сжатого кислорода и воздуха. Совместно с системой жизнеобеспечения он гарантировал ряд основных требований, среди которых были:
- нормальные гигиенические условия космонавту в загерметизированной кабине в течение 12 суток;
- безопасное пребывание в разгерметизированной кабине до 5 час. на орбите, и в течение 25 мин. при снижении спускаемого аппарата;
- защиту при катапультировании на высотах до 8 км и скоростном напоре до 2800 кг/см2;
- обеспечение кислородом для дыхания при спуске на парашюте;
- сохранение жизни космонавта при пребывании в холодной воде (после приводнения) в течение 12 час. вне лодки, и в течение 3 суток после призмления или при нахождении в лодке при температуре до -15оС.

Самым весомым подтверждением успешной работы “Звезды” стал первый в мире пилотируемый космический полет 12 апреля 1961 года, осущественный Юрием Гагариным на корабле “Восток” в СК-1.
Кстати, перед самым полетом решено было прикрепить на подвесную систему его парашюта табличку с рисунком, как открыть шлем скафандра, если космонавт будет не в сосотоянии сделать это сам.
Тогда же решили сделать на шлеме космонавта надпись: СССР. Очевидцы говорят, что это сделали прежде всего потому, что о первом пилотируемом полете не было публично известно. А ведь меньше чем за год в Советском Союзе катапультировался со сбитого самолета-шпиона У-2 американец Гарри Пауэрс. И теперь возник вопрос: как помочь простым людям понять, что приземлился советский космонавт, а не “чужак”. Эту надпись сделал красной краской на шлеме одетого в скафандр Гагарина инженер-испытатель “Звезды” Виктор Давидьянц.
Так для всей планеты СССР стал известен как имя державы, первой преодолевшей притяженье Земли.
Полет, длившийся 108 минут, катапультирование и приземление Юрия Гагарина прошли успешно. В скафандрах индекса СК-1 совершили полеты и космонавты последующих кораблей “Восток”. В модификации СК-2 летала Валентина Терешкова. Ее скафандр также занимает почетное место в демонстрационном зале “Звезды”.
Впоследствии спасательные скафандры – уже иных индексов и модификаций - стали использовать лишь на отдельных, наиболее опасных участках полета. А разработанная концепция автономной СОЖ спасательного СК и сегодня эффективно работает на кораблях “Восток” и “Союз”.

Как снарядить космонавта

Сначала он надевает нательное белье. Поверх него надевается теплозащитный костюм с системой вентиляции. Он защищает пилота от переохлаждения при приземлении или приводнении. Состоит костюм из 4 слоев: наружный – из шелковой ткани, затем слой поролона, чистошерстяной трикотаж и подкладка из шелковой ткани. После приземления скафандр можно снять, а теплозащитный комбинезон способен еще долгое время использоваться как теплая одежда.
Затем идет сам скафандр, имеющий двухслойную оболочку - с раздельными силовым и герметичным слоями. У скафандра есть также специальные манжетки и съемные, состоящие из четырех слоев ткани перчатки, объединенный разъем коммуникаций и шлемофон.
Поверх скафандра надевается верхняя декоративная одежда – комбинезон из ярко-оранжевой капроновой ткани. Такой цвет выбран для того, чтобы легче обнаружить космонавта в случае его приземления в безлюдной местности или на море. К комбинезну крепится спасательный плавательный ворот с системой наполнения от углекислотного баллончика.
Кроме того, скафандр СК-1, весящий порядка 20 кг, был укомплектован аварийной радиостанцией и предметами первой необходимости. Это нож, пистолет, зеркало, выполняющее роль автомобильного зеркала заднего вида, сигнальное устройство, датчики измерения уровня радиации и т.д.
Ботинки (поначалу сапоги) у космонавтов были кожаными. Они надевались на силовую оболочку и имели специальные пряжки для крепления к силовым элементам оболочки. Так исключалась возможность соскакивания ботинок при спуске на парашюте.
У мужчин сапоги были черными, а вот для Валентины Терешковой сшили изящные серые ботиночки. И скафандр для нее также “подогнали” по фигуре. В демонстрационном зале “Звезды” есть и слегка потертые ботинки Виталия Севастьянова – после не совсем точного приземления космонавт двое суток провел в тайге.
После выхода на орбиту космонавт мог открыть шлем и снять перчатки. В таком положении можно было выполнять все работы, принимать пищу и т.п.
Выставлена в демонстрационном зале “Звезды” и модернизированная система космического туалета, похожего на обычный авиационный. По словам конструкторов, главное его отличие от зарубежных в том, что наш никогда не ломается. Японцы даже собираются запустить его в серию, так как экологически он не просто чистый, а стерильный.

Старый знакомый

Скафандр СК-1 был сделан за полгода, в предельно сжатые сроки, работы по его изготовлению шли практически параллельно с испытаниями. Уже в первом квартале 1961 года состоялись два успешных полета с манекеном. Назвали его, как и первого испытателя парашютов - “Иван Иванович”. Антропометрический манекен с регистрирующей аппаратурой, изготовленный с помощью Московского НИИ протезирования, имел подвижные руки и ноги. Металлическая голова “Ивана Ивановича”, обклеенная губчатой резиной, весьма удачно изображала жизнерадостное “лицо”. Внутри манекена размещалась контрольно-измерительная аппаратура для регистрации перегрузок, уровня космической радиации и т.п. Для проверки радиосвязи использовались записи русских песен.

Для опознания одетого в СК манекена на его лице уже на космодроме слелали надпись “Макет”. “Иван Иванович” имел двойника. Сегодня один их них вместе со скафандром СК-1 находится в музее РКК “Энергия”. Второй был продан на аукционе “Сотбис” и его нынешнее местонахождение неизвестно.

Семейство соколиных

Конструкция СК-1 постоянно усовершенствовалась. В основном это коснулось СОЖ скафандра. После полета корабля “Восток-2” с космонавтом Германом Титовым в конструкцию СК-1 был внесен ряд изменений, повысивших его надежность и удобство эксплуатации. Учли на “Звезде” и возможность приводнения космонавта, в том числе при сильном ветре и высоких волнах.
Как бы то ни было, но спасательный скафандр создавал ряд неудобств для постоянного ношения его космонавтом. Впоследствии спасательные скафандры – уже иных индексов и модификаций - стали использоваться лишь на отдельных, наиболее опасных участках полета.

Нынешние СК специалисты делят на несколько видов.
Помимо спасательных, это скафандры ВКД (для внекорабельной деятельности). Они предназначены для работы за пределами станции или транспортного корабля в условиях нулевой гравитации. Эти СК полностью или почти полностью автономны. Они рассчитаны на высокую подвижность космонавта под избыточным давлением и обеспечивают полную защиту человека в открытом космосе.
Их используют на российских кораблях: “Восход-2” (БЕРКУТ), “Союз” (ЯСТРЕБ и ОРЛАН). Скафандр БЕРКУТ – фактически универсален и может также использоваться как спасательный.
Существуют также лунные СК. Это автономные скафандры для внешнекорабельной деятельности в условиях Луны. К ним относятся КРЕЧЕТ и ОРЕЛ. Американцы работают сейчас над скафандром, предназначенным для работы на Марсе. Кстати, ботинки для марсианского СК они используют наши, российские. Лучшими в мире считаются российские, американские и так похожие на наши отечественные, китайские скафандры.
“Мы продолжаем работать над современным снаряжением космонавтов. Это скафандр для работы в открытом космосе с системой автоматического терморегулирования, - говорит генеральный директор “Звезды”, главный конструктор предприятия Сергей Поздняков. - И очень важно сделать так, чтобы скафандр не мешал, а способствовал космонавту выполнять работу на внешней поверхности станции”.

Юлия Горжалцан
9 марта 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
18 октября
пятница
2019

В этот день:

Крепость Кронштадт

18 октября 1723 года на острове Котлин Петром I заложена крепость Кронштадт, главная база Балтийского флота, «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон».

Крепость Кронштадт

18 октября 1723 года на острове Котлин Петром I заложена крепость Кронштадт, главная база Балтийского флота, «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон».

Тогда же и город на острове Котлин был назван Кронштадтом, что означает «Город—крепость» или «Укреплённый город».

В 1723—1747 годах построена центральная крепость, окружающая Кронштадт с моря и суши. В январе 1733 года при морском госпитале открылась госпитальная лекарская школа — первое военно-морское медицинское учебное заведение страны.

После катастрофического пожара 23 июля 1764 года Кронштадт восстанавливался по генеральному плану, составленному архитектором С. И. Чевакинским. В 1783 году Екатерина II хотела перевести адмиралтейство из Санкт-Петербурга в Кронштадт; комплекс зданий Кронштадтского адмиралтейства был построен в 1780—1790-х годах по проектам архитекторов М. Н. Ветошникова, В. И. Баженова и Ч. Камерона. Павел I отменил этот проект. В 1786 году открылось Морское офицерское собрание, ставшее центром культурной жизни Кронштадта.

Тарутинский бой

18 октября 1812 года в районе села Тарутино Калужской области произошло сражение между русскими войсками под командованием фельдмаршала Кутузова и французскими войсками.

Тарутинский бой

18 октября 1812 года в районе села Тарутино Калужской области произошло сражение между русскими войсками под командованием фельдмаршала Кутузова и французскими войсками.

 Победа при Тарутине была первой победой русских войск в Отечественной войне 1812 года после Бородинского сражения. Успех укрепил дух русской армии, перешедшей в контрнаступление.
Цель Тарутинского боя не была достигнута полностью, но её результат оказался успешным, и ещё большее значение имел успех для подъёма духа русских войск. Прежде в ходе войны ни в одном сражении у любой из сторон (даже при Бородино) не было такого количества захваченных пушек, как в этом — 36 или 38 орудий. В письме царю Александру I Кутузов сообщает о 2 500 убитых французах, 1 000 пленных, и ещё 500 пленных на следующий день взяли казаки при преследовании. Свои потери Кутузов оценил в 300 убитых и раненых.

 

 


Первый лайнер Аэрофлота

18 октября 1929 года состоялся первый полёт пассажирского самолёта «К-5» конструктора К. А. Калинина. «К-5» стал первым российским пассажирским самолётом, который строился большой серией.

Первый лайнер Аэрофлота

18 октября 1929 года состоялся первый полёт пассажирского самолёта «К-5» конструктора К. А. Калинина. «К-5» стал первым российским пассажирским самолётом, который строился большой серией.

 Основной самолёт Аэрофлота до 1940 года. Всего было построено 258 самолётов этого типа.

К разработке «К-5» Калинин приступил в 1926 г., прототип был построен в 1929 г. Машину подняли в воздух пилот М.А. Снегирёв и бортмеханик П.Н. Власов. В качестве третьего члена экипажа полетел сам Калинин. Случилось это на харьковском аэродроме "Сокольники". Самолёт оказался лёгок в управлении, хорошо слушался руля. 30 мая 1930 К-5 перелетел в Москву, где выдержал экзамен перед государственной комиссией. Госкомиссия установила, что самолёт вполне отвечает предъявленным требованиям. Дальность до 1000 км, скорость до 200 км в час.

 

Арест Рихарда Зорге

18 октября 1941 года в Токио в результате предательства был арестован советский разведчик Рихард Зорге.

Арест Рихарда Зорге

18 октября 1941 года в Токио в результате предательства был арестован советский разведчик Рихард Зорге.

Японские радиопеленгаторы регулярно засекали выходившую в эфир радиостанцию группы Зорге. Засечь точно работающий передатчик, или даже приблизиться к нему достаточно близко, японцам так и не удалось. Мнение о провале группы как следствие успешно работавших пеленгаторов — это не более чем художественный вымысел. Первая радиограмма была перехвачена в 1937 году. С тех пор донесения перехватывались регулярно. Однако, расшифровать ни одну из перехваченных радиограмм японцы так и не смогли.

И только после того, как на первом же допросе радист Макс Клаузен выдал всё, что он знал о кодах шифрования, японцы смогли расшифровать и прочитать всю подборку перехваченных донесений за несколько лет. Эти донесения фигурировали в материалах следствия, и по ним обвиняемые давали свои пояснения.

Всего по делу группы Зорге было арестовано 35 человек, привлечено к суду 17. Дознание длилось до мая 1942 года. 16 мая 1942 года официальные обвинения были предъявлены первым 7 обвиняемым: Зорге, Одзаки, Максу Клаузену, Вукеличу, Мияги, Сайондзи и Инукаи. Остальным обвинения были предъявлены позднее. Приговоры основным обвиняемым были вынесены 29 сентября 1943 года. Зорге и Одзаки были приговорены к смертной казни через повешение, Вукелич и Клаузен — к пожизненному тюремному заключению, Мияги умер в тюрьме ещё до вынесения приговора. Подробно: http://rosgeroika.ru/podvigi-v-nasledstvo/2013/september/povesit-na-royalnoj-strune?searched=%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B4+%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B5&advsearch=allwords&highlight=ajaxSearch_highlight+ajaxSearch_highlight1+ajaxSearch_highlight2

 

«Интервью» у Венеры

18 октября 1967 года межпланетная станция «Венера-4», запущенная 12 июня 1967 года, достигла цели.

«Интервью» у Венеры

18 октября 1967 года межпланетная станция «Венера-4», запущенная 12 июня 1967 года, достигла цели.

Спускаемый аппарат с набором научной аппаратуры благополучно отделился и впервые в истории космонавтики провел прямые измерения состава атмосферы Венеры при спуске в ней на парашюте.    Спускаемый аппарат мог работать при температуре вплоть до +425°C и при давлении до 10 атмосфер, причем для увеличения шансов на успех он десантировался на ночную сторону планеты. Перед стартом он был подвергнут стерилизации с целью предотвращения переноса на Венеру земных микроорганизмов.

Сигнал прекратился внезапно через 95 минут после начала спуска, на 25-26 км ниже начальной точки, когда за бортом было +280°C и 15 атмосфер. Сначала всем казалось, что это и был момент посадки и что «Венере-4» удалось дойти до поверхности в рабочем состоянии. И лишь через несколько недель стало ясно, что в действительности на высоте около 28 км аппрарат был раздавлен атмосферным давлением, оказавшимся намного больше предусмотренного при конструировании станции.

Лишь «Венера-7», запущенная 17 августа 1970 года, благополучно достигла поверхности планеты. Она разрабатывалась и строилась с учетом опыта полетов предыдущих АМС. Спускаемый аппарат был сконструирован заново, и он должен был работать не менее 30 минут на поверхности при температуре до +540°С и давлении до 150 атмосфер. Теоретические значения, полученные для поверхности планеты были такими: 500°С и 100 атмосфер, так что спускаемый аппарат был построен с запасом. На всякий пожарный случай.

Спустя 120 суток после старта, 15 декабря 1970 года, станция «Венера-7» достигла планеты.

15 декабря в 8 часов 34 минут 10 секунд спускаемый аппарат впервые в мире совершил мягкую посадку на поверхность Венеры. В общей сложности он передавал на Землю информацию в течение 53 минут, в том числе около 20 минут непосредственно с поверхности Венеры. Измеренная температура у поверхности Венеры составила 475°±20°С; она соответствовала давлению 90±15 атмосфер.

В 1975 году спускаемый модуль зонда "Венера-9" передал первые черно-белые фотографии поверхности планеты. И, наконец, первые цветные изображения были получены в 1982 году "Венерой-13".

Американцы далеко отстали от СССР в исследовании Венеры. Лишь в 1967 году через день после посадки советской "Венеры-4" мимо планеты на расстоянии 4000 км пролетел американский "Маринер-5". На околовенерианскую орбиту впервые США вышли с помощью аппарата «Пионер-Венера-1», запущенного 20 мая 1978 года, который проработал до августа 1992 года и осуществлял, в частности, радиолокационное картографирование планеты.

Американская пресса вынуждена была констатировать: "Русские побили США в борьбе за очень большое количество первых мест в освоении космоса: первые спутники, запуск первых животных и первого человека, первый выход в открытый космос, первая посадка зонда на Марсе, первый зонд к Венере, первая орбитальная станция, первый полет вокруг Луны».

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии