RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Те, кто не предали...
15 марта 2016 г.

Те, кто не предали...

15 марта 1917 года император Николай II был отстранен от Престола (некоторые утверждают, что отрёкся, но это не доказано)
Народный гений Кутузова
16 сентября 2017 г.

Народный гений Кутузова

16 сентября 1745 года родился великий русский полководец, обративший в бегство покорителя Европы Наполеона
Судьба нелегала Маневича
20 февраля 2015 г.

Судьба нелегала Маневича

20 февраля 1965 года выдающемуся советскому разведчику Льву Ефимовичу Маневичу было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно
Памятные даты 2015 года
10 января 2015 г.

Памятные даты 2015 года

Наступивший год пройдет под знаком 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне над европейским фашизмом
Пять «Георгиев» Аввакума Волкова
13 октября 2014 г.

Пять «Георгиев» Аввакума Волкова

100 лет назад, в октябре 1914 года многие российские газеты опубликовали рассказ об удивительном русском герое, удостоившимся за свои подвиги пяти (!) Георгиевских крестов
Главная » Подвиги в наследство » Одежда космонавта

Одежда космонавта

55 лет назад 9 марта 1961 года состоялся испытательный полёт корабля «Восток» с человекоподобным манекеном, на котором был надет первый в истории человечества космический скафандр

Под прозрачное забрало шлема положили табличку с надписью «Макет», чтобы случайные свидетели приземления не приняли его за инопланетное вторжение.
Одежда космонавта

17 апреля 1959 года завод № 918 (ныне "НПП "Звезда" имени академика Г.И. Северина") получил от ОКБ-1, главным конструктором которого до 1966 года являлся С.П. Королев, техническое задание на разработку и изготовление высотного защитного снаряжения для будущих космонавтов - скафандра с аварийной системой кондиционирования воздуха.

Первые скафандры создавались в максимально сжатые сроки, подгоняло “космическое соперничество” с США. Вместе со “Звездой” работали заказчики: разработчики космических кораблей, медики, изготовителя ряда элементов скафандров и т.п.

В сжатые сроки

В течение 1959 года специалисты “Звезды” разработали и изготовили два действующих образца космических скафандров (СК) для лабораторных испытаний. Они включали в себя оборудование, обеспечивающее защиту космонавтов от внешней среды и жизнеобеспечение их во время полета, то есть оболочку скафандра и размещенные на ней элементы системы обеспечения жизнедеятельности (СОЖ).
Конструкции СК и СОЖ должны были обеспечить защиту и спасение космонавта в различных аварийных ситуациях. Прорабатывались и различные варианты его приземления или приводнения в бессознательном состоянии, особенно при попадании в холодную воду. Ведь тогда еще не знали, как человек перенесет космический полет. В качестве водонепроницаемой оболочки использовались элементы морского спасательного костюма летчика. Под него надевался специальный теплозащитный костюм с системой вентиляции.

Скафандр или костюм?

Работы шли полным ходом, когда в феврале 1960 вдруг пришло новое техническое задание: вместо герметичного скафандра начать разработку защитного костюма. Скафандр оказался слишком тяжел для космического корабля, где на счету был каждый грамм, необходимый для аппаратуры. Тем более, что проблем с герметичностью не возникало прежде ни в одном из предыдущих полетов «Востоков», «Восходов», беспилотных и пилотируемых «Союзов».

Забегая вперед, замечу, что так считали до катастрофы 30 июня 1971 года. Тогда в верхних слоях атмосферы произошла разгерметизация спускаемого аппарата “Союз-11”. Все члены экипажа: Георгий Добровольский, Владимир Волков и Виктор Пацаев - погибли. Сердца космонавтов остановились спустя 42 секунды после разгерметизации. Экипаж спускался на землю без скафандров. Такое решение принял лично Королев перед запуском корабля. Да и разместить в «Союзе» трех человек в скафандрах было просто невозможно.

После той катастрофы космонавты стали летать в специальных костюмах. Срочно были разработаны рекомендации, гарантирующие безопасность людей в случае разгерметизации спускаемого аппарата.

Первый космический

Но вернемся в 1960 год. С.П. Королев понимал еще тогда, что скафандр необходим. Он заявил, что готов выделить хоть 500 кг под скафандры с соответствующей системой - но они должны быть готовы к концу 1960 года. В сентябре 1960 года было подписано техническое задание на первый космический скафандр СК-1, действующий по открытой схеме с использованием бортовых запасов сжатого кислорода и воздуха. Совместно с системой жизнеобеспечения он гарантировал ряд основных требований, среди которых были:
- нормальные гигиенические условия космонавту в загерметизированной кабине в течение 12 суток;
- безопасное пребывание в разгерметизированной кабине до 5 час. на орбите, и в течение 25 мин. при снижении спускаемого аппарата;
- защиту при катапультировании на высотах до 8 км и скоростном напоре до 2800 кг/см2;
- обеспечение кислородом для дыхания при спуске на парашюте;
- сохранение жизни космонавта при пребывании в холодной воде (после приводнения) в течение 12 час. вне лодки, и в течение 3 суток после призмления или при нахождении в лодке при температуре до -15оС.

Самым весомым подтверждением успешной работы “Звезды” стал первый в мире пилотируемый космический полет 12 апреля 1961 года, осущественный Юрием Гагариным на корабле “Восток” в СК-1.
Кстати, перед самым полетом решено было прикрепить на подвесную систему его парашюта табличку с рисунком, как открыть шлем скафандра, если космонавт будет не в сосотоянии сделать это сам.
Тогда же решили сделать на шлеме космонавта надпись: СССР. Очевидцы говорят, что это сделали прежде всего потому, что о первом пилотируемом полете не было публично известно. А ведь меньше чем за год в Советском Союзе катапультировался со сбитого самолета-шпиона У-2 американец Гарри Пауэрс. И теперь возник вопрос: как помочь простым людям понять, что приземлился советский космонавт, а не “чужак”. Эту надпись сделал красной краской на шлеме одетого в скафандр Гагарина инженер-испытатель “Звезды” Виктор Давидьянц.
Так для всей планеты СССР стал известен как имя державы, первой преодолевшей притяженье Земли.
Полет, длившийся 108 минут, катапультирование и приземление Юрия Гагарина прошли успешно. В скафандрах индекса СК-1 совершили полеты и космонавты последующих кораблей “Восток”. В модификации СК-2 летала Валентина Терешкова. Ее скафандр также занимает почетное место в демонстрационном зале “Звезды”.
Впоследствии спасательные скафандры – уже иных индексов и модификаций - стали использовать лишь на отдельных, наиболее опасных участках полета. А разработанная концепция автономной СОЖ спасательного СК и сегодня эффективно работает на кораблях “Восток” и “Союз”.

Как снарядить космонавта

Сначала он надевает нательное белье. Поверх него надевается теплозащитный костюм с системой вентиляции. Он защищает пилота от переохлаждения при приземлении или приводнении. Состоит костюм из 4 слоев: наружный – из шелковой ткани, затем слой поролона, чистошерстяной трикотаж и подкладка из шелковой ткани. После приземления скафандр можно снять, а теплозащитный комбинезон способен еще долгое время использоваться как теплая одежда.
Затем идет сам скафандр, имеющий двухслойную оболочку - с раздельными силовым и герметичным слоями. У скафандра есть также специальные манжетки и съемные, состоящие из четырех слоев ткани перчатки, объединенный разъем коммуникаций и шлемофон.
Поверх скафандра надевается верхняя декоративная одежда – комбинезон из ярко-оранжевой капроновой ткани. Такой цвет выбран для того, чтобы легче обнаружить космонавта в случае его приземления в безлюдной местности или на море. К комбинезну крепится спасательный плавательный ворот с системой наполнения от углекислотного баллончика.
Кроме того, скафандр СК-1, весящий порядка 20 кг, был укомплектован аварийной радиостанцией и предметами первой необходимости. Это нож, пистолет, зеркало, выполняющее роль автомобильного зеркала заднего вида, сигнальное устройство, датчики измерения уровня радиации и т.д.
Ботинки (поначалу сапоги) у космонавтов были кожаными. Они надевались на силовую оболочку и имели специальные пряжки для крепления к силовым элементам оболочки. Так исключалась возможность соскакивания ботинок при спуске на парашюте.
У мужчин сапоги были черными, а вот для Валентины Терешковой сшили изящные серые ботиночки. И скафандр для нее также “подогнали” по фигуре. В демонстрационном зале “Звезды” есть и слегка потертые ботинки Виталия Севастьянова – после не совсем точного приземления космонавт двое суток провел в тайге.
После выхода на орбиту космонавт мог открыть шлем и снять перчатки. В таком положении можно было выполнять все работы, принимать пищу и т.п.
Выставлена в демонстрационном зале “Звезды” и модернизированная система космического туалета, похожего на обычный авиационный. По словам конструкторов, главное его отличие от зарубежных в том, что наш никогда не ломается. Японцы даже собираются запустить его в серию, так как экологически он не просто чистый, а стерильный.

Старый знакомый

Скафандр СК-1 был сделан за полгода, в предельно сжатые сроки, работы по его изготовлению шли практически параллельно с испытаниями. Уже в первом квартале 1961 года состоялись два успешных полета с манекеном. Назвали его, как и первого испытателя парашютов - “Иван Иванович”. Антропометрический манекен с регистрирующей аппаратурой, изготовленный с помощью Московского НИИ протезирования, имел подвижные руки и ноги. Металлическая голова “Ивана Ивановича”, обклеенная губчатой резиной, весьма удачно изображала жизнерадостное “лицо”. Внутри манекена размещалась контрольно-измерительная аппаратура для регистрации перегрузок, уровня космической радиации и т.п. Для проверки радиосвязи использовались записи русских песен.

Для опознания одетого в СК манекена на его лице уже на космодроме слелали надпись “Макет”. “Иван Иванович” имел двойника. Сегодня один их них вместе со скафандром СК-1 находится в музее РКК “Энергия”. Второй был продан на аукционе “Сотбис” и его нынешнее местонахождение неизвестно.

Семейство соколиных

Конструкция СК-1 постоянно усовершенствовалась. В основном это коснулось СОЖ скафандра. После полета корабля “Восток-2” с космонавтом Германом Титовым в конструкцию СК-1 был внесен ряд изменений, повысивших его надежность и удобство эксплуатации. Учли на “Звезде” и возможность приводнения космонавта, в том числе при сильном ветре и высоких волнах.
Как бы то ни было, но спасательный скафандр создавал ряд неудобств для постоянного ношения его космонавтом. Впоследствии спасательные скафандры – уже иных индексов и модификаций - стали использоваться лишь на отдельных, наиболее опасных участках полета.

Нынешние СК специалисты делят на несколько видов.
Помимо спасательных, это скафандры ВКД (для внекорабельной деятельности). Они предназначены для работы за пределами станции или транспортного корабля в условиях нулевой гравитации. Эти СК полностью или почти полностью автономны. Они рассчитаны на высокую подвижность космонавта под избыточным давлением и обеспечивают полную защиту человека в открытом космосе.
Их используют на российских кораблях: “Восход-2” (БЕРКУТ), “Союз” (ЯСТРЕБ и ОРЛАН). Скафандр БЕРКУТ – фактически универсален и может также использоваться как спасательный.
Существуют также лунные СК. Это автономные скафандры для внешнекорабельной деятельности в условиях Луны. К ним относятся КРЕЧЕТ и ОРЕЛ. Американцы работают сейчас над скафандром, предназначенным для работы на Марсе. Кстати, ботинки для марсианского СК они используют наши, российские. Лучшими в мире считаются российские, американские и так похожие на наши отечественные, китайские скафандры.
“Мы продолжаем работать над современным снаряжением космонавтов. Это скафандр для работы в открытом космосе с системой автоматического терморегулирования, - говорит генеральный директор “Звезды”, главный конструктор предприятия Сергей Поздняков. - И очень важно сделать так, чтобы скафандр не мешал, а способствовал космонавту выполнять работу на внешней поверхности станции”.

Юлия Горжалцан
9 марта 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
25 июня
понедельник
2018

В этот день:

День единения славян

Этот праздник был учреждён в 90-х годах 20 века для того, чтобы разные ветви славянских народов помнили о своих исторических корнях

День единения славян

Этот праздник был учреждён в 90-х годах 20 века для того, чтобы разные ветви славянских народов помнили о своих исторических корнях

Идея праздника явилась следствием распада СССР, когда возникла необходимость к налаживанию дружественных отношений между славянскими государствами в новых условиях.

Первыми сделали серьёзные шаги в этом направлении Россия и Беларусь: они подписали ряд соглашений о взаимном сотрудничестве на равных условиях.

В настоящее время славяне расселены на обширной территории Южной и Восточной Европы и далее на восток — вплоть до Дальнего Востока России. Славянское меньшинство имеется также в государствах Западной Европы, Америки, Закавказья и Средней Азии. Общая численность славян — 300—350 млн человек. Выделяются западные славяне (поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане), южные славяне (болгары, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы) и восточные славяне (русские, украинцы, белорусы).

 

Похороны Кутузова

25 июня 1813 года в Казанском соборе Санкт-Петербурга похоронен великий русский полководец Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов.

Похороны Кутузова

25 июня 1813 года в Казанском соборе Санкт-Петербурга похоронен великий русский полководец Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов.

После изгнания Наполеона за пределы России, 67-летний Кутузов во главе Русской армии продвигался к Парижу. В апреле в Пруссии, в небольшом городке Бунцлау, ныне это территория Польши, он сильно простудился и, проболев 11 дней, умер.

Тело его забальзамировали и перевезли в Петербург. Повозку с его останками везли, вместо лошадей, благодарные солдаты и местные жители, передавая её из поселения в поселение как эстафету.

 

Столкновение в космосе

25 июня 1997 года произошло столкновение грузового корабля «Прогресс М-34» орбитальной станции «Мир».

Столкновение в космосе

25 июня 1997 года произошло столкновение грузового корабля «Прогресс М-34» орбитальной станции «Мир».

«Прогресс М-34» пробил обшивку модуля «Спектр», пристыкованного к станции. Жизнь находившихся на её борту космонавтов Василия ЦИБИЛЕВА, Александра ЛАЗУТКИНА и американского астронавта Майкла ФОЭЛА оказалась под угрозой.

Модуль "Спектр" предназначался для проведения исследований природных ресурсов Земли, верхних слоев земной атмосферы, собственной внешней атмосферы орбитального комплекса, геофизических процессов естественного и искусственного происхождения в околоземном космическом пространстве и в верхних слоях земной атмосферы, для проведения медико-биологических исследований по совместным российско-американским программам "Мир-Шаттл" и "Мир-НАСА", для оснащения станции дополнительными источниками электроэнергии. Модуль состоял из двух отсеков: герметичного приборно-грузового и негерметичного, на котором были установлены две основные и две дополнительные солнечные батареи и приборы научной аппаратуры. Модуль имел один активный стыковочный агрегат, расположенный по его продольной оси на приборно-грузовом отсеке. В результате столкновения модуль "Спектр" был разгерметизирован и, практически, "выключен" из работы комплекса. Станция тоже потеряла герметичность, были частично разрушены солнечные батареи "Спектра". Команде удалось герметизировать "Спектр", закрыв ведущий в него люк до того, как давление на станции снизилось до критически низкого. Таким образом внутренний объем модуля был изолирован от жилого отсека.

Каспийское высшее военно-морское

25 июня 1940 года 4-е военно-морское училище переименовано в Каспийское высшее военно-морское училище

Каспийское высшее военно-морское

25 июня 1940 года 4-е военно-морское училище переименовано в Каспийское высшее военно-морское училище

Строго говоря, история Каспийского высшего военно-морского Краснознаменного училища имени С.М. Кирова началась 5 марта 1939 года, когда народный комиссар Военно-Морского Флота Н. Г. Кузнецов утвердил генеральный план строительства флота, которым, в частности, предусматривалось создание учебного заведения военных моряков в Баку. 14 апреля 1939 года началось формирование 4 ВМУ во главе с комдивом Георгием Андреевичем Буриченковым, ставшим первым начальником училища. В июне сюда прибыли курсанты из Военно-морского училища имени М.В. Фрунзе, которые строили первые здания. А 1 октября начался первый учебный год.

Мне довелось учиться в этой славной кузнице военно-морских кадров с 1968 по 1973 год. Предлагаю повесть о тех годах: http://rosgeroika.ru/library/2013/june/malchiki-stanovyatsya-muzhchinami

Конструктор ракетных двигателей

25 июня - день памяти Алексея Михайловича Исаева

Конструктор ракетных двигателей

25 июня - день памяти Алексея Михайловича Исаева

А.М.Исаев - участник создания БИ-1 — первого советского самолёта с жидкостным ракетным двигателем (1942 г.). Под руководством Исаева разработана серия жидкостных ракетных двигателей для космических кораблей «Восток», «Восход», «Союз» и межпланетных космических аппаратов. Исаеву были присуждены Государственная премия СССР (в 1948, 1968 гг.), Ленинская премия (в 1958 г.).

Партизан Герасим Курин

25 июня 1850 года умер от старых ран партизан Отечественной войны 1812 года Герасим Матвеевич Курин

Партизан Герасим Курин

25 июня 1850 года умер от старых ран партизан Отечественной войны 1812 года Герасим Матвеевич Курин

Он известен тем, что будучи простым крестьянином стал предводителем крестьянского партизанского отряда, который сам и создал. В отряд входили 5300 пеших и 500 конных воинов. Действовал он в районе Богородска, участвовал в семи сражених с наполеоновскими войсками, захватил в плен сотни французских солдат, 3 пушки. За храбрость Курин был награждён Георгиевским крестом.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии