RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Французский рейд отважного хохла
22 июля 2018 г.

Французский рейд отважного хохла

22 июля 1944 года фашисты расстреляли героя французского Сопротивления 24-летнего лейтенанта Красной армии украинца Василия Васильевича Порика
Монархист Тимофей Локоть
25 июля 2015 г.

Монархист Тимофей Локоть

25 июля — день памяти одного из идеологов русского национализма профессора Тимофея Васильевича Локотя
Мальчишка, поймавший генерала
24 января 2017 г.

Мальчишка, поймавший генерала

24 января 1943 года в бою с европейскими фашистами погиб юный партизан Лёня Голиков
100 лет на страже Родины
25 февраля 2018 г.

100 лет на страже Родины

Российская армия должна стать полноценной наследницей Красной армии в надёжной защите Отечества
Командор Николай Резанов
14 марта 2019 г.

Командор Николай Резанов

14 марта - день памяти начальника первой русской кругосветной экспедиции (1803 - 1806), Николая Петровича Резанова.
Главная » Подвиги в наследство » Одежда космонавта

Одежда космонавта

55 лет назад 9 марта 1961 года состоялся испытательный полёт корабля «Восток» с человекоподобным манекеном, на котором был надет первый в истории человечества космический скафандр

Под прозрачное забрало шлема положили табличку с надписью «Макет», чтобы случайные свидетели приземления не приняли его за инопланетное вторжение.
Одежда космонавта

17 апреля 1959 года завод № 918 (ныне "НПП "Звезда" имени академика Г.И. Северина") получил от ОКБ-1, главным конструктором которого до 1966 года являлся С.П. Королев, техническое задание на разработку и изготовление высотного защитного снаряжения для будущих космонавтов - скафандра с аварийной системой кондиционирования воздуха.

Первые скафандры создавались в максимально сжатые сроки, подгоняло “космическое соперничество” с США. Вместе со “Звездой” работали заказчики: разработчики космических кораблей, медики, изготовителя ряда элементов скафандров и т.п.

В сжатые сроки

В течение 1959 года специалисты “Звезды” разработали и изготовили два действующих образца космических скафандров (СК) для лабораторных испытаний. Они включали в себя оборудование, обеспечивающее защиту космонавтов от внешней среды и жизнеобеспечение их во время полета, то есть оболочку скафандра и размещенные на ней элементы системы обеспечения жизнедеятельности (СОЖ).
Конструкции СК и СОЖ должны были обеспечить защиту и спасение космонавта в различных аварийных ситуациях. Прорабатывались и различные варианты его приземления или приводнения в бессознательном состоянии, особенно при попадании в холодную воду. Ведь тогда еще не знали, как человек перенесет космический полет. В качестве водонепроницаемой оболочки использовались элементы морского спасательного костюма летчика. Под него надевался специальный теплозащитный костюм с системой вентиляции.

Скафандр или костюм?

Работы шли полным ходом, когда в феврале 1960 вдруг пришло новое техническое задание: вместо герметичного скафандра начать разработку защитного костюма. Скафандр оказался слишком тяжел для космического корабля, где на счету был каждый грамм, необходимый для аппаратуры. Тем более, что проблем с герметичностью не возникало прежде ни в одном из предыдущих полетов «Востоков», «Восходов», беспилотных и пилотируемых «Союзов».

Забегая вперед, замечу, что так считали до катастрофы 30 июня 1971 года. Тогда в верхних слоях атмосферы произошла разгерметизация спускаемого аппарата “Союз-11”. Все члены экипажа: Георгий Добровольский, Владимир Волков и Виктор Пацаев - погибли. Сердца космонавтов остановились спустя 42 секунды после разгерметизации. Экипаж спускался на землю без скафандров. Такое решение принял лично Королев перед запуском корабля. Да и разместить в «Союзе» трех человек в скафандрах было просто невозможно.

После той катастрофы космонавты стали летать в специальных костюмах. Срочно были разработаны рекомендации, гарантирующие безопасность людей в случае разгерметизации спускаемого аппарата.

Первый космический

Но вернемся в 1960 год. С.П. Королев понимал еще тогда, что скафандр необходим. Он заявил, что готов выделить хоть 500 кг под скафандры с соответствующей системой - но они должны быть готовы к концу 1960 года. В сентябре 1960 года было подписано техническое задание на первый космический скафандр СК-1, действующий по открытой схеме с использованием бортовых запасов сжатого кислорода и воздуха. Совместно с системой жизнеобеспечения он гарантировал ряд основных требований, среди которых были:
- нормальные гигиенические условия космонавту в загерметизированной кабине в течение 12 суток;
- безопасное пребывание в разгерметизированной кабине до 5 час. на орбите, и в течение 25 мин. при снижении спускаемого аппарата;
- защиту при катапультировании на высотах до 8 км и скоростном напоре до 2800 кг/см2;
- обеспечение кислородом для дыхания при спуске на парашюте;
- сохранение жизни космонавта при пребывании в холодной воде (после приводнения) в течение 12 час. вне лодки, и в течение 3 суток после призмления или при нахождении в лодке при температуре до -15оС.

Самым весомым подтверждением успешной работы “Звезды” стал первый в мире пилотируемый космический полет 12 апреля 1961 года, осущественный Юрием Гагариным на корабле “Восток” в СК-1.
Кстати, перед самым полетом решено было прикрепить на подвесную систему его парашюта табличку с рисунком, как открыть шлем скафандра, если космонавт будет не в сосотоянии сделать это сам.
Тогда же решили сделать на шлеме космонавта надпись: СССР. Очевидцы говорят, что это сделали прежде всего потому, что о первом пилотируемом полете не было публично известно. А ведь меньше чем за год в Советском Союзе катапультировался со сбитого самолета-шпиона У-2 американец Гарри Пауэрс. И теперь возник вопрос: как помочь простым людям понять, что приземлился советский космонавт, а не “чужак”. Эту надпись сделал красной краской на шлеме одетого в скафандр Гагарина инженер-испытатель “Звезды” Виктор Давидьянц.
Так для всей планеты СССР стал известен как имя державы, первой преодолевшей притяженье Земли.
Полет, длившийся 108 минут, катапультирование и приземление Юрия Гагарина прошли успешно. В скафандрах индекса СК-1 совершили полеты и космонавты последующих кораблей “Восток”. В модификации СК-2 летала Валентина Терешкова. Ее скафандр также занимает почетное место в демонстрационном зале “Звезды”.
Впоследствии спасательные скафандры – уже иных индексов и модификаций - стали использовать лишь на отдельных, наиболее опасных участках полета. А разработанная концепция автономной СОЖ спасательного СК и сегодня эффективно работает на кораблях “Восток” и “Союз”.

Как снарядить космонавта

Сначала он надевает нательное белье. Поверх него надевается теплозащитный костюм с системой вентиляции. Он защищает пилота от переохлаждения при приземлении или приводнении. Состоит костюм из 4 слоев: наружный – из шелковой ткани, затем слой поролона, чистошерстяной трикотаж и подкладка из шелковой ткани. После приземления скафандр можно снять, а теплозащитный комбинезон способен еще долгое время использоваться как теплая одежда.
Затем идет сам скафандр, имеющий двухслойную оболочку - с раздельными силовым и герметичным слоями. У скафандра есть также специальные манжетки и съемные, состоящие из четырех слоев ткани перчатки, объединенный разъем коммуникаций и шлемофон.
Поверх скафандра надевается верхняя декоративная одежда – комбинезон из ярко-оранжевой капроновой ткани. Такой цвет выбран для того, чтобы легче обнаружить космонавта в случае его приземления в безлюдной местности или на море. К комбинезну крепится спасательный плавательный ворот с системой наполнения от углекислотного баллончика.
Кроме того, скафандр СК-1, весящий порядка 20 кг, был укомплектован аварийной радиостанцией и предметами первой необходимости. Это нож, пистолет, зеркало, выполняющее роль автомобильного зеркала заднего вида, сигнальное устройство, датчики измерения уровня радиации и т.д.
Ботинки (поначалу сапоги) у космонавтов были кожаными. Они надевались на силовую оболочку и имели специальные пряжки для крепления к силовым элементам оболочки. Так исключалась возможность соскакивания ботинок при спуске на парашюте.
У мужчин сапоги были черными, а вот для Валентины Терешковой сшили изящные серые ботиночки. И скафандр для нее также “подогнали” по фигуре. В демонстрационном зале “Звезды” есть и слегка потертые ботинки Виталия Севастьянова – после не совсем точного приземления космонавт двое суток провел в тайге.
После выхода на орбиту космонавт мог открыть шлем и снять перчатки. В таком положении можно было выполнять все работы, принимать пищу и т.п.
Выставлена в демонстрационном зале “Звезды” и модернизированная система космического туалета, похожего на обычный авиационный. По словам конструкторов, главное его отличие от зарубежных в том, что наш никогда не ломается. Японцы даже собираются запустить его в серию, так как экологически он не просто чистый, а стерильный.

Старый знакомый

Скафандр СК-1 был сделан за полгода, в предельно сжатые сроки, работы по его изготовлению шли практически параллельно с испытаниями. Уже в первом квартале 1961 года состоялись два успешных полета с манекеном. Назвали его, как и первого испытателя парашютов - “Иван Иванович”. Антропометрический манекен с регистрирующей аппаратурой, изготовленный с помощью Московского НИИ протезирования, имел подвижные руки и ноги. Металлическая голова “Ивана Ивановича”, обклеенная губчатой резиной, весьма удачно изображала жизнерадостное “лицо”. Внутри манекена размещалась контрольно-измерительная аппаратура для регистрации перегрузок, уровня космической радиации и т.п. Для проверки радиосвязи использовались записи русских песен.

Для опознания одетого в СК манекена на его лице уже на космодроме слелали надпись “Макет”. “Иван Иванович” имел двойника. Сегодня один их них вместе со скафандром СК-1 находится в музее РКК “Энергия”. Второй был продан на аукционе “Сотбис” и его нынешнее местонахождение неизвестно.

Семейство соколиных

Конструкция СК-1 постоянно усовершенствовалась. В основном это коснулось СОЖ скафандра. После полета корабля “Восток-2” с космонавтом Германом Титовым в конструкцию СК-1 был внесен ряд изменений, повысивших его надежность и удобство эксплуатации. Учли на “Звезде” и возможность приводнения космонавта, в том числе при сильном ветре и высоких волнах.
Как бы то ни было, но спасательный скафандр создавал ряд неудобств для постоянного ношения его космонавтом. Впоследствии спасательные скафандры – уже иных индексов и модификаций - стали использоваться лишь на отдельных, наиболее опасных участках полета.

Нынешние СК специалисты делят на несколько видов.
Помимо спасательных, это скафандры ВКД (для внекорабельной деятельности). Они предназначены для работы за пределами станции или транспортного корабля в условиях нулевой гравитации. Эти СК полностью или почти полностью автономны. Они рассчитаны на высокую подвижность космонавта под избыточным давлением и обеспечивают полную защиту человека в открытом космосе.
Их используют на российских кораблях: “Восход-2” (БЕРКУТ), “Союз” (ЯСТРЕБ и ОРЛАН). Скафандр БЕРКУТ – фактически универсален и может также использоваться как спасательный.
Существуют также лунные СК. Это автономные скафандры для внешнекорабельной деятельности в условиях Луны. К ним относятся КРЕЧЕТ и ОРЕЛ. Американцы работают сейчас над скафандром, предназначенным для работы на Марсе. Кстати, ботинки для марсианского СК они используют наши, российские. Лучшими в мире считаются российские, американские и так похожие на наши отечественные, китайские скафандры.
“Мы продолжаем работать над современным снаряжением космонавтов. Это скафандр для работы в открытом космосе с системой автоматического терморегулирования, - говорит генеральный директор “Звезды”, главный конструктор предприятия Сергей Поздняков. - И очень важно сделать так, чтобы скафандр не мешал, а способствовал космонавту выполнять работу на внешней поверхности станции”.

Юлия Горжалцан
9 марта 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
18 июня
вторник
2019

В этот день:

Подвиг Александра Матросова

18 июня 1943 года президиум Верховного Совета СССР присвоил звание Героя Советского Союза рядовому Александру Матвеевичу МАТРОСОВУ (посмертно).

Подвиг Александра Матросова

18 июня 1943 года президиум Верховного Совета СССР присвоил звание Героя Советского Союза рядовому Александру Матвеевичу МАТРОСОВУ (посмертно).


Родился 5 февраля 1924 года в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск - административный центр Днепропетровской области Украины). Русский. Член ВЛКСМ. Рано лишился родителей. 5 лет воспитывался в Ивановском детском доме (Ульяновская область).

В действующей армии с ноября 1942 года. Служил в составе 2-го отдельного стрелкового батальона 91-й отдельной Сибирсккой добровольческой бригады имени И.В. Сталина (позже 254-й гвардейский стрелковый полк 56-й гвардейской стрелковой дивизии, Калининский фронт). Некоторое время бригада находилась в резерве. Затем её перебросили под Псков в район Большого Ломоватого бора. Прямо с марша бригада вступила в бой.

27 февраля 1943 года 2-й батальон получил задачу атаковать опорный пункт в районе деревни Плетень, западнее деревни Чернушки, Локнянского района Псковской области. Как только наши солдаты прошли лес и вышли на опушку, они попали под сильный пулемётный огонь противника - три вражеских пулемёта в дзотах прикрывали подступы к деревне. Один пулемёт подавила штурмовая группа автоматчиков и бронебойщиков. Второй дзот уничтожила другая группа бронебойщиков. Но пулемёт из третьего дзота продолжал обстреливать всю лощину перед деревней. Попытки заставить его замолчать не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота пополз красноармеец Александр Матросов. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемёт замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, пулемёт снова ожил. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Ценою своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделением.

Подвиг Александра Матросова за годы войны повторили более 400 человек.

Подробно: http://rosgeroika.ru/podvigi-v-nasledstvo/2014/february/bessmertnyij-ryadovoj

 

 

Памяти Алексея Антонова

18 июня 1962 года умер Алексей Иннокентьевич АНТОНОВ (род. 28.9.1896), генерал армии.

Памяти Алексея Антонова

18 июня 1962 года умер Алексей Иннокентьевич АНТОНОВ (род. 28.9.1896), генерал армии.

В годы Великой Отечественной войны он был начальником Оперативного управления Генштаба, первым заместителем начальника Генштаба, в последний период начальником Генерального штаба Красной Армии. Был награжден многими советскими и иностранными орденами и медалями, включая высшую полководческую награду — орден «Победа».

Первая подводная лодка Российского флота

18 июня (5 июня ст.ст.) 1904 года вошла в строй первая боевая российская подводная лодка "Миноносец № 113", позже переименованная в «Дельфин».

Первая подводная лодка Российского флота

18 июня (5 июня ст.ст.) 1904 года вошла в строй первая боевая российская подводная лодка "Миноносец № 113", позже переименованная в «Дельфин».

Она была спроектирована выдающимся российским судостроителем И. Г. Бубновым. До этого были и другие проекты, но «Дельфин» - первая подводная лодка из официально зачисленных в списки кораблей Российского флота.
Лодка “Дельфин” по своим тактико-техническим характеристикам превосходила подводную лодку, построенную в это же время фирмой "Фултон" в США . “Дельфин” имел водоизмещение 113/135,5 т и мог погружаться на глубину 55 м, скорость надводного хода 9,0 узла и дальность плавания 243 мили. Скорость подводного хода (от электромотора) 4,5 узла при дальности плавания 28 миль. Из вооружения "Дельфин" имел два торпедных аппарата с двумя торпедами калибра 450 мм. Экипаж составляли два офицера и 20 матросов.

В США через Северный полюс

18 июня 1937 года начался первый в истории беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Ванкувер на советском самолете АНТ-25

В США через Северный полюс

18 июня 1937 года начался первый в истории беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Ванкувер на советском самолете АНТ-25

Он проходил в составе: командир экипажа — В. П. Чкалов, второй пилот — Г. Ф. Байдуков и штурман — А. В. Беляков.
Протяжённость перелёта составила 9130 км (8504 километра — по прямой), в том числе 5900 км — над океанами, длительность — 63 часа 16 минут.
Президент США Франклин Рузвельт принял и лично поздравил всех участников перелёта, поскольку для американцев такое было недостижимо.
В СССР за этот перелёт весь экипаж был награждён орденами Красного Знамени.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии