RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

К 100-летию Ивана Кожедуба
29 декабря 2018 г.

К 100-летию Ивана Кожедуба

Открытое письмо президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину от руководителей РОО «Бородино 2012-2045»
Бил и фашистов, и американцев
8 мая 2019 г.

Бил и фашистов, и американцев

74-й раз в своей богатой событиями жизни Сергей Макарович Крамаренко празднует День Победы.
Подвиг прокурора
21 апреля 2020 г.

Подвиг прокурора

75-дневная Вахта Памяти в честь 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. День пятьдесят пятый.
Подвиг Сталинграда
23 августа 2017 г.

Подвиг Сталинграда

23 августа 1942 года фашисты вышли к Волге, 600 немецких самолетов ринулись на массированную бомбежку кварталов, началась героическая оборона города имени вождя советского народа
Агентурный псевдоним «Дэн»
16 октября 2018 г.

Агентурный псевдоним «Дэн»

16 октября 1913 года родился Владимир Борисович Барковский, советский разведчик, Герой Российской Федерации.
Главная » Подвиги в наследство » Отец «Зверобоев»

Отец «Зверобоев»

3 марта 1906 года родился Лев Израилевич Горлицкий - знаменитый советский конструктор боевой техники.

Он создатель легендарных установок, бивших «Тигров», «Пантер» и других обитателей фашистского зоопарка.
Отец «Зверобоев»

Лев Израилевич родился в селе Степанцы, недалеко от города Канева (Украина). Вот что вспоминал сам Горлицкий: "В нашей семье было шестеро детей, отец работал механиком на сахарном заводе. С семи лет я учился сперва в начальной школе, потом в прогимназии города Богуслава. А потом началась война, революция, погромы, гражданская война. Пришли деникинцы, отец лежал в тифозной горячке, они застрелили его и ушли. Тогда мой старший брат Григорий ушел в Красную армию и вскоре погиб в перестрелке с петлюровцами. Сестра нашла работу в Киеве, потом и мама устроилась там уборщицей, а вскоре и все мы перебрались в Киев; это было в 1920 году. Я стал работать слесарем-сборщиком и учился в вечерней школе, а в 1927 году поступил в Киевский политехнический институт на мехфак. С третьего курса группу студентов перевели в Ленинградский военно-механический институт. Так я стал ленинградцем".
В 1932 Горлицкий окончил "Военмех" (первый выпуск инженеров) и был направлен в КБ-3 (артиллерийское) на Ленинградский завод им. С.М. Кирова (ЛКЗ, тогда еще "Красный Путиловец"). "Дипломная работа у меня была "Модернизация горной пушки". Я фактически сконструировал новую пушку. И на международных испытаниях в 1938 году она оказалась лучшей по всем показателям. Очень довольный Сталин подошел ко мне, обнял за плечи и сказал: "Самый маладой, а всех заграничных обскакал, маладэц!" Пушка эта пошла в производство и хорошо повоевала в свое время." В 1938 Горлицкий назначается главным конструктором завода N7 имени М.В. Фрунзе в Ленинграде (ныне завод "Арсенал").
В 1939 г. Горлицкого арестовали, объявив «вредителем». Обвинение строилось на том, что его горная пушка, использовавшаяся в «испанских событиях» отказывала при стрельбе. К счастью, в ходе следствия выяснилось, что безупречные пуш­ки Горлицкого портили уже на пути в Испанию. Виновные были наказаны, а освобожденный из под стражи Горлицкий в 1940 г. становится главным конструктором Кировского завода по артиллерийскому производству и на­чальником артиллерийского КБ.
В октябре 1941 в составе артиллерийского КБ эвакуируется в Свердловск на Уральский завод тяжелого машиностроения (УЗТМ или "Уралмашзавод"), где назначается заместителем главного конструктора артиллерийского вооружения Ф.Ф. Петрова. После выделения артиллерийского производства в самостоятельный завод N9 НКВ и образования ОКБ-9 под руководством Петрова, Л.И. Горлицкий остаётся на Уралмашзаводе начальником Специального конструкторского бюро (СКБ), организованного в соответствии с решением Государственного комитета обороны (ГКО) от 20 октября 1942 года, и возглавляет работу по созданию самоходных артиллерийских установок. Уже через месяц, 20 ноября 1942 года новая боевая машина под названием СУ-122 была принята на вооружение.
С лета 1943 Горлицкий - главный конструктор Уралмашзавода по самоходной артиллерии. В это время его конструкторская группа разрабатывает знаменитую СУ-85, применявшуюся для огневой поддержки танков. Следующим детищем конструкторов Уралмашзавода стала не менее прославленная СУ-100. Все эти машины были созданы на базе среднего танка Т-34. В качестве шасси для СУ использовались и тяжелые танки выдающегося танкостроителя Ж.Я. Котина: на базе КВ-1С была создана СУ-152, а на базе танка ИС - легендарные "зверобои" ИСУ-152 и ИСУ-122.
После войны в ОКБ-3 (бывшее СКБ) под руководством Л.И. Горлицкого было создано очень удачное оригинальное "нетанковое" шасси с передним расположением МТО. В нем все базовые узлы - трансмиссия, ходовая часть, моторные системы - были собственной конструкции. На базе этого шасси в ОКБ-3 были созданы самоходные пушки САУ-100П ("Объект 105") и СУ-152П ("Объект 116"), самоходная гаубица СУ-152Г ("Объект 108"). Ни одна из артсистем в серию не пошла, хотя они не только выдержали госиспытания, но и были рекомендованы для принятия на вооружение. Тем не менее, работа над "нетанковым" шасси не пропала даром - новую жизнь ему подарил уже преемник Горлицкого на посту главного конструктора ОКБ-3 - Г.С. Ефимов.
В 1953 Лев Израилевич вернулся в Ленинград, где до ухода на пенсию в 1976 работал ведущим конструктором на ЛКЗ. Всего Горлицким сконструировано 23 боевых единицы, одиннадцать из них пошло в серийное производство.
Инженер-полковник (1945). Дважды удостоен звания лауреата Сталинской премии I степени (1946) и II степени (1943) за разработку самоходных установок СУ-122, СУ-85 и СУ-100. Награждён: двумя орденами Отечественной войны I степени, Кутузова II степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом <Знак Почёта> и медалями.
Выдающийся конструктор артиллерийских систем Лев Израилевич Горлицкий ушел из жизни 2 ноября 2003 года в возрасте 97 лет."

Литература:

1. Горлицкий Лев Израйлевич // Военная история Урала.- Екатеринбург, 2008.- С.249-250.
2. Агеев, С. Выдающийся конструктор XX века / С. Агеев // Ритм.-2001.-27 февр.- С.2.
3. Волкович, А. Солдат отчизны / А. Волкович // Областная газета.-2006.- 3 марта.- С.4.

По материалам сайта: Муниципальное объединение библиотек г. Екатеринбурга. Библиотека им. М.Горького

Солдатский храм (https://vk.com/ruvoin)

.
3 марта 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
1 июня
понедельник
2020

В этот день:

Орден Александра Невского

1 июня 1725 года Екатериной I учрежден орден Александра Невского. Он стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины.

Орден Александра Невского

1 июня 1725 года Екатериной I учрежден орден Александра Невского. Он стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины.

Знак ордена представлял собой четырёхконечный прямой крест с расширяющимися концами и характерными двуглавыми орлами, помещёнными между концами креста. В центре креста располагался круглый медальон с изображением конной фигуры Александра Невского. Также к знакам ордена относилась серебряная восьмилучевая звезда с девизом ордена «ЗА ТРУДЫ И ОТЕЧЕСТВО»

Как государственная награда орден был упразднён в 1917 году. 29 июля 1942 года в СССР был учреждён новый орден Александра Невского для награждения командного состава Красной Армии. После распада Советского Союза орден был сохранён в системе государственных наград Российской Федерации постановлением Верховного Совета от 20 марта 1992 года, однако до 2010 года награждения им не производились. 7 сентября 2010 года указом Президента России учреждён новый статут и описание ордена. Знак ордена Александра Невского Российской Федерации воспроизводит дизайн дореволюционного ордена.

 

Один из отцов «Катюши»

1 июня 1894 года родился Анатолий Аркадьевич БЛАГОНРАВОВ (умер 04.02.1975), академик, генерал-лейтенант артиллерии, один из создателей знаменитой «Катюши».

Космонавт Георгий Добровольский

1 июня 1928 года родился Георгий Тимофеевич ДОБРОВОЛЬСКИЙ (погиб 30.06.1971), летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (посмертно).

Космонавт Георгий Добровольский

1 июня 1928 года родился Георгий Тимофеевич ДОБРОВОЛЬСКИЙ (погиб 30.06.1971), летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (посмертно).

Из рабочих. Рос без отца. В годы Великой Отечественной войны находился в Одессе, которая была оккупирована немецко-фашистскими войсками. Пятнадцатилетним подростком решил бороться с оккупантами. Достал оружие, но был схвачен полицией. За хранение револьвера «в пригодном для действия состоянии» фашистским военно-полевым судом 22 февраля 1944 года был приговорен к 25 годам каторжных работ. Бежал. Скрывался. После освобождения Одессы поступил в Одесскую специальную школу ВВС. Летал на самолетах различных типов: Яки, МиГи, Ла и другие. В служебной характеристике появилась редкая для казенного лексикона фраза: «Летает с упоением». С 1963 года в Центре подготовки космонавтов. Прошел полный курс подготовки к космическим полетам на кораблях типа Союз. Проходил подготовку по советской «лунной» программе. Входил в экипаж поддержки при полете космического корабля Союз-10 (апрель 1971 года). 6 - 29 июня 1971 года совершил космический полет в качестве командира космического корабля Союз-11 и орбитальной космической станции Салют-1. Полет продолжался 23 суток 18 часов 21 минуту 43 секунду. При возвращении на Землю из-за нарушения герметичности спускаемого аппарата экипаж космического корабля Союз-11 погиб.

День рождения Военно-транспортной авиации

1 июня 1931 года в Красном воздушном флоте был сформирован первый опытный отряд . транспортных самолетов, куда вошли 12 ТБ-3 и 10 машин Р-5. Эта дата считается Днем рождения ВТА.

День рождения Военно-транспортной авиации

1 июня 1931 года в Красном воздушном флоте был сформирован первый опытный отряд . транспортных самолетов, куда вошли 12 ТБ-3 и 10 машин Р-5. Эта дата считается Днем рождения ВТА.

Уже в 1932 году такие авиамотоотряды созданы в Московском, Ленинградском, Украинском и Белорусском военных округах. Военно-транспортная авиация сразу начала обретать навыки массовых десантов. В 1934 году на территории Белорусского военного округа ТБ-3 выбросили в тыл врага 900 вооруженных бойцов. Через год, уже на других учениях, число парашютистов возросло до двух тысяч, а потом и до шести тысяч бойцов.
За годы Великой Отечественной войны советская авиация совершила в зоне боевых действий 5,400,000 самолетовылетов. Из них 1,700,000 приходится на транспортные самолеты.
В ходе войны были созданы и запущены в серийное производство новые военно-транспортные самолеты Як-6 и Ще-2, предельно простые и технологичные, в максимальной степени отвечающие условиям производства военного времени. Продолжался и серийный выпуск самого массового отечественного ВТС 1940-х годов — Ля-2 (всего за годы Великой Отечественной войны ВВС было передано 1214 самолетов этого типа). Велась постройка и десантных планеров А-7, Г-11, КЦ-20 и БДП-2. Однако в годы войны планеры не нашли в советских вооруженных силах широкого применения.
Сегодня Военно-транспортная авиация (ВТА) является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических), оперативных и оперативно-тактических задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).
На вооружении соединений и частей ВТА состоят военно-транспортные самолеты Ил-76МД, Ан-26, Ан-22, Ан-124, Ан-12ПП, транспортные вертолеты Ми-8МТВ. Основными задачами соединений и частей ВТА являются: десантирование частей (подразделений) Воздушно-десантных войск из состава оперативных (оперативно-тактических) воздушных десантов; доставка вооружения, боеприпасов и материальных средств войскам, действующим в тылу противника; обеспечение маневра авиационных соединений и частей; перевозка войск, вооружения, боеприпасов и материальных средств; эвакуация раненых и больных, участие в миротворческих операциях.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии