RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Наш сайт удостоен высокой награды
25 октября 2015 г.

Наш сайт удостоен высокой награды

«Российский героический календарь» награжден памятной медалью имени духовного воеводы Руси преподобного Сергия Радонежского.
Истребитель снайперов Василий Зайцев
23 марта 2015 г.

Истребитель снайперов Василий Зайцев

100 лет назад 23 марта 1915 года родился Василий Григорьевич Зайцев, снайпер 62-й армии Сталинградского фронта, Герой Советского Союза.
 Первый космический извозчик
15 мая 2016 г.

Первый космический извозчик

15 мая 1957 года запущена первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета – легендарная Р-7.
Испытатель русского «Медведя»
14 января 2015 г.

Испытатель русского «Медведя»

14 января 1914 года родился будущий испытатель воздушного ракетоносца Ту-95, Герой Советского Союза Алексей Перелет.
Новые имена на карте
14 февраля 2017 г.

Новые имена на карте

Пять ранее безымянных островов Курильской гряды получили названия, связанные с государственными и военными деятелями России
Главная » Подвиги в наследство » Отец «Зверобоев»

Отец «Зверобоев»

3 марта 1906 года родился Лев Израилевич Горлицкий - знаменитый советский конструктор боевой техники.

Он создатель легендарных установок, бивших «Тигров», «Пантер» и других обитателей фашистского зоопарка.
Отец «Зверобоев»

Лев Израилевич родился в селе Степанцы, недалеко от города Канева (Украина). Вот что вспоминал сам Горлицкий: "В нашей семье было шестеро детей, отец работал механиком на сахарном заводе. С семи лет я учился сперва в начальной школе, потом в прогимназии города Богуслава. А потом началась война, революция, погромы, гражданская война. Пришли деникинцы, отец лежал в тифозной горячке, они застрелили его и ушли. Тогда мой старший брат Григорий ушел в Красную армию и вскоре погиб в перестрелке с петлюровцами. Сестра нашла работу в Киеве, потом и мама устроилась там уборщицей, а вскоре и все мы перебрались в Киев; это было в 1920 году. Я стал работать слесарем-сборщиком и учился в вечерней школе, а в 1927 году поступил в Киевский политехнический институт на мехфак. С третьего курса группу студентов перевели в Ленинградский военно-механический институт. Так я стал ленинградцем".
В 1932 Горлицкий окончил "Военмех" (первый выпуск инженеров) и был направлен в КБ-3 (артиллерийское) на Ленинградский завод им. С.М. Кирова (ЛКЗ, тогда еще "Красный Путиловец"). "Дипломная работа у меня была "Модернизация горной пушки". Я фактически сконструировал новую пушку. И на международных испытаниях в 1938 году она оказалась лучшей по всем показателям. Очень довольный Сталин подошел ко мне, обнял за плечи и сказал: "Самый маладой, а всех заграничных обскакал, маладэц!" Пушка эта пошла в производство и хорошо повоевала в свое время." В 1938 Горлицкий назначается главным конструктором завода N7 имени М.В. Фрунзе в Ленинграде (ныне завод "Арсенал").
В 1939 г. Горлицкого арестовали, объявив «вредителем». Обвинение строилось на том, что его горная пушка, использовавшаяся в «испанских событиях» отказывала при стрельбе. К счастью, в ходе следствия выяснилось, что безупречные пуш­ки Горлицкого портили уже на пути в Испанию. Виновные были наказаны, а освобожденный из под стражи Горлицкий в 1940 г. становится главным конструктором Кировского завода по артиллерийскому производству и на­чальником артиллерийского КБ.
В октябре 1941 в составе артиллерийского КБ эвакуируется в Свердловск на Уральский завод тяжелого машиностроения (УЗТМ или "Уралмашзавод"), где назначается заместителем главного конструктора артиллерийского вооружения Ф.Ф. Петрова. После выделения артиллерийского производства в самостоятельный завод N9 НКВ и образования ОКБ-9 под руководством Петрова, Л.И. Горлицкий остаётся на Уралмашзаводе начальником Специального конструкторского бюро (СКБ), организованного в соответствии с решением Государственного комитета обороны (ГКО) от 20 октября 1942 года, и возглавляет работу по созданию самоходных артиллерийских установок. Уже через месяц, 20 ноября 1942 года новая боевая машина под названием СУ-122 была принята на вооружение.
С лета 1943 Горлицкий - главный конструктор Уралмашзавода по самоходной артиллерии. В это время его конструкторская группа разрабатывает знаменитую СУ-85, применявшуюся для огневой поддержки танков. Следующим детищем конструкторов Уралмашзавода стала не менее прославленная СУ-100. Все эти машины были созданы на базе среднего танка Т-34. В качестве шасси для СУ использовались и тяжелые танки выдающегося танкостроителя Ж.Я. Котина: на базе КВ-1С была создана СУ-152, а на базе танка ИС - легендарные "зверобои" ИСУ-152 и ИСУ-122.
После войны в ОКБ-3 (бывшее СКБ) под руководством Л.И. Горлицкого было создано очень удачное оригинальное "нетанковое" шасси с передним расположением МТО. В нем все базовые узлы - трансмиссия, ходовая часть, моторные системы - были собственной конструкции. На базе этого шасси в ОКБ-3 были созданы самоходные пушки САУ-100П ("Объект 105") и СУ-152П ("Объект 116"), самоходная гаубица СУ-152Г ("Объект 108"). Ни одна из артсистем в серию не пошла, хотя они не только выдержали госиспытания, но и были рекомендованы для принятия на вооружение. Тем не менее, работа над "нетанковым" шасси не пропала даром - новую жизнь ему подарил уже преемник Горлицкого на посту главного конструктора ОКБ-3 - Г.С. Ефимов.
В 1953 Лев Израилевич вернулся в Ленинград, где до ухода на пенсию в 1976 работал ведущим конструктором на ЛКЗ. Всего Горлицким сконструировано 23 боевых единицы, одиннадцать из них пошло в серийное производство.
Инженер-полковник (1945). Дважды удостоен звания лауреата Сталинской премии I степени (1946) и II степени (1943) за разработку самоходных установок СУ-122, СУ-85 и СУ-100. Награждён: двумя орденами Отечественной войны I степени, Кутузова II степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом <Знак Почёта> и медалями.
Выдающийся конструктор артиллерийских систем Лев Израилевич Горлицкий ушел из жизни 2 ноября 2003 года в возрасте 97 лет."

Литература:

1. Горлицкий Лев Израйлевич // Военная история Урала.- Екатеринбург, 2008.- С.249-250.
2. Агеев, С. Выдающийся конструктор XX века / С. Агеев // Ритм.-2001.-27 февр.- С.2.
3. Волкович, А. Солдат отчизны / А. Волкович // Областная газета.-2006.- 3 марта.- С.4.

По материалам сайта: Муниципальное объединение библиотек г. Екатеринбурга. Библиотека им. М.Горького

Солдатский храм (https://vk.com/ruvoin)

.
3 марта 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 апреля
суббота
2018

В этот день:

Великий русский изобретатель-самоучка

21 апреля 1735 года родился Иван Петрович КУЛИБИН, великий русский изобретатель-самоучка из села Подновье Нижегородского уезда.

Великий русский изобретатель-самоучка

21 апреля 1735 года родился Иван Петрович КУЛИБИН, великий русский изобретатель-самоучка из села Подновье Нижегородского уезда.

Кулибин прославился на весь мир конструированием оргинальных инженерных сооружений от микроскопических до гигантских.
В 1767 году он сделал часы, в корпусе которых был механизм часового боя, музыкальный аппарат с несколькими мелодиями и маленький автоматический театр с движущимися фигурами.
В течение 30 лет, начиная с 1769 года, Кулибин был заведующим механической мастерской в Академии наук Петербурга, где возглавлял процессы производства различных станков и приборов для навигационных, астрономических и физических целей.
В 1772 году он провёл испытания модели 300-метрового одноарочного моста, предназначенного для установки на Неве.
Кулибин изобрел фонарь-прожектор, который имел отражатель из мелких зеркал, водоход для передвижения против течения, экипаж с педальным приводом и многое другое.

Овладение крепостью Наварин

21 апреля 1770 года десантный отряд русского флота (300 человек и осадная артиллерия) под командованием бригадира И. Ганнибала с эскадры (2 линейных корабля и фрегат) адмирала Г. А. Спиридова овладел турецкой крепостью Наварин.

Овладение крепостью Наварин

21 апреля 1770 года десантный отряд русского флота (300 человек и осадная артиллерия) под командованием бригадира И. Ганнибала с эскадры (2 линейных корабля и фрегат) адмирала Г. А. Спиридова овладел турецкой крепостью Наварин.

Русская эскадра под командованием Г. А. Спиридова была направлена в Средиземное море вскоре после начала войны с Турцией с задачей оттянуть на себя часть сил противника с Чёрного моря и Придунайского театра и оказать помощь грекам в их борьбе за независимость. Подойдя к Наварину, после шестидневной бомбардировки русский отряд взял крепость. Десант захватил 42 пушки, 3 мортиры, 800 пудов пороха и много оружия. Некоторое время Наварин, имевший удобную бухту, использовался как временная маневренная база русского флота.

Космонавт Залетин

21 апреля 1962 года родился Сергей Викторович ЗАЛЁТИН, летчик-космонавт, Герой России.

Космонавт Залетин

21 апреля 1962 года родился Сергей Викторович ЗАЛЁТИН, летчик-космонавт, Герой России.

Совершил два полёта в космос — командиром экипажа «Союз ТМ-30» и командиром «Союз ТМА-1», проведя в космосе в общём счёте 83 суток 16 часов 35 минут 25 секунд.
1 мая 2014 года переведён с должности инструктора-космонавта-испытателя на должность ведущего специалиста организационно-планового отделения отряда космонавтов ЦПК, выбыв из числа действующих космонавтов.

12, 5 тысяч миль под водой

21 апреля 1964 года начался поход атомной подводной лодки К-27 (проект 645) Северного флота (командир—капитан 1 ранга И. И. Гуляев) в экваториальные районы Атлантики. Это был первый в отечественной истории длительный непрерывный поход в подводном положении. За 1240 ходовых часов пройдено 12 425 миль. Руководитель похода вице-адмирал г. Н. Холостяков. Поход завершился 11 июля.

12, 5 тысяч миль под водой

21 апреля 1964 года начался поход атомной подводной лодки К-27 (проект 645) Северного флота (командир—капитан 1 ранга И. И. Гуляев) в экваториальные районы Атлантики. Это был первый в отечественной истории длительный непрерывный поход в подводном положении. За 1240 ходовых часов пройдено 12 425 миль. Руководитель похода вице-адмирал г. Н. Холостяков. Поход завершился 11 июля.

Задачей похода стало испытание лодки на предельных режимах для выявления возможностей лодки и проверке систем и механизмов корабля в условиях автономного плавания. Кроме того было необходимо выяснить оптимальные режимы работы энергетической установки. Были преодолены разные климатические зоны — поход проходил из Арктики в экваториальные воды Атлантического океана.
Для решения задач экипаж был усилен внештатными специалистами: в качестве руководителя похода был назначен председатель Правительственной комиссии вице-адмирал Г. Н. Холостяков, в походный штаб вошли контр-адмирал И. Д. Дорофеев и другие представители флота. Техническую часть возглавил главный конструктор лодки А. К. Назаров и ведущий конструктор СКБ-143 Г. Д. Морозкин, который отвечал за сдачу в эксплуатацию энергетической установки.
Во время похода произошла нештатная ситуация с реактором левого борта подводной лодки. Расплавленный металл попал в газовую систему первого контура и застыл там. В результате в системе произошло падение вакуума, единственным способом устранить неисправность стала работа непосредственно на месте аварии, вблизи активной зоны реактора. Работы выполнил командир дивизиона капитан 3-го ранга А. В. Шпаков, который разрезал дефектную трубку и вручную прошомполил её. (Он получил значительную дозу радиации.) После этого специалисты-сварщики заварили трубку, восстановив работоспособность реактора. Наиболее экстремальные условия были в экваториальных водах, когда температура воды составила +25…+27 °C. При работе в таких условиях системы охлаждения реактора работали на пределе своих возможностей, при этом температура в реакторном и турбогенераторных отсеках была около 60 °C, за счёт этого остальные отсеки лодки прогревались до температуры в 45 °C при влажности до 100 %.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии