RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Конники против танков
2 августа 2017 г.

Конники против танков

75 лет назад 2 августа 1942 года у станицы Кущёвской состоялся легендарный бой казачьих частей РККА и немецких войск
Ведь это наше небо!
19 марта 2016 г.

Ведь это наше небо!

19 марта 1913 года родился Александр Иванович ПОКРЫШКИН, первый в истории Отечества трижды Герой Советского Союза, Маршал авиации
Подвиг экипажа Гастелло
6 мая 2019 г.

Подвиг экипажа Гастелло

6 мая 1907 года родился Николай Францевич ГАСТЕЛЛО, командир 2-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка, Герой Советского Союза (посмертно).
Пинок европейским хапугам
17 февраля 2017 г.

Пинок европейским хапугам

435 лет назад 17 февраля 1582 года победой русского духа закончилась самая длительная в истории осадная баталия
 Первый космический извозчик
15 мая 2018 г.

Первый космический извозчик

15 мая 1957 года запущена первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета – легендарная Р-7.
Главная » Подвиги в наследство » Радиограмма № 1

Радиограмма № 1

Она была передана 12 марта 1896 года* с помощью изобретённого А. С. Поповым прибора в Петербургском университете

Осуществил передачу русский изобретатель, ученый-электротехник, преподаватель физики в Техническом училище Морского ведомства Александр Степанович Попов.
Радиограмма № 1

Устройство, созданное русским ученым, возникло из установки для учебной демонстрации опытов коллеги Александра Попова, немецкого физика Герца. Эту установку Попов сделал еще в 1889 году - с учебными целями ещё в 1889 году. Так называемый «вибратор Герца» служил Попову передатчиком. Кстати, пройдет совсем немного времени, и именно Герца многие будут считать изобретателем радио. Впрочем, претендентов на это изобретение в мире будет гораздо больше – итальянец Маркони, серб Тесла и даже наш соотечетсвенник, белорус Наркевич-Иодко. Справедливости ради, стоит сказать, что в науке и технике так часто бывает…
У Александра Степановича Попова была своя дорога к радио. В начале 1895 года он заинтересовался опытами англичанина Оливера Лоджа, который накануне, в 1894 году, создал радиоприемник и сумел получить радиосигнал с расстояния 40 м). Попов модифицировал приемник Лоджа и попытался воспроизвести опыт.
Главное отличие приёмника Лоджа от усовершенствованного приёмника Попова состояло в следующем. Первый представлял собой стеклянную трубку, наполненную металлическими опилками, которые могли резко — в несколько сот раз — менять свою проводимость под воздействием радиосигнала. Для приведения приемника в первоначальное состояние - для детектирования новой волны – его нужно было встряхнуть, чтобы нарушить контакт между опилками. Для этого у Лоджа к стеклянной трубке приставлялся автоматический ударник, который бил по ней постоянно.
Попов ввёл в схему автоматическую обратную связь: от радиосигнала срабатывало реле, которое включало звонок. Одновременно срабатывал ударник, бивший по опилкам в стеклянной трубке. В своих опытах Попов использовал заземлённую мачтовую антенну. Которую, кстати, изобрел Никола Тесла - еще в 1893 году.
Официально свое изобретение Александр Попов представил 25 апреля (7 мая по новому стилю) 1895 года на заседании Русского физико-химического общества в Петербургском университете. Физик и электротехник, Попов сделал это в процессе чтения своей лекеции на тему «Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям».
А вот с усовершенствованной системой телеграфии без проводов Александр Степанович выступил на заседании физического отделения Русского физико-химического общества. Произошло это именно 12 (24) марта 1896 г.
На этот раз Попов осуществил передачу и прием первой в мире радиограммы с текстом «Генрих Герц» на расстоянии радиосвязи 250 м. Телеграфная лента с этим текстом долго хранилась у участника заседания, профессора Владимира Константиновича Лебединского, в будущем – известного советского физика и радиотехника. Однако реликвии этой суждено было погибнуть - во время Первой мировой войны, в Риге, вместе со всей библиотекой ученого.
Конечно, спор о том, кто же изобрел радио, не закончен до сих пор. Во многих странах Запада первым считается Гульельмо Маркони. Хотя тот продемонстрировал передачу радиограмм лишь 2 сентября 1896 г. Многое в таких вопросах зависит от расторопности ученых и… от государства – в заинтересованности от результатов их труда. Увы, слишком часто Россия и ее новаторы в подобных ситуациях попадают в щекотливые ситуации…
Так или иначе, заявку на свое изобретение итальянец Маркони подал 2 июня 1896 года. Русский ученый Александр Попов продемонстрировал своё устройство еще 25 апреля (7 мая по новому стилю) 1895 года - на заседании физического отделения Русского физико-химического общества. В Советском Союзе 7 мая было объявлено Днем Радио. Это случилось еще в победном 1945 году. Интересно, что ЮНЕСКО провело в этот день в 1995 году торжественное заседание, посвящённое столетию изобретения радио.
Все это случится много лет спустя. В России же конца XIX века Александр Степанович Попов проводит опыты по радиотелеграфированию на кораблях Балтийского флота.
Летом 1899 года, когда изобретатель был в Швейцарии, его ассистенты при проведении работ между двумя кронштадтскими фортами случайно обнаружат, что когерер при уровне сигнала, недостаточном для его возбуждения, преобразует амплитудномодулированный высокочастотный сигнал в низкочастотный. Значит, делают выводы ученые, сигналы становится возможным принимать на слух. При известии об этом, Попов быстро модифицирует свой приёмник, поставив вместо чувствительного реле телефонные трубки. Летом 1901 года он получит «русскую привилегию» на новый тип «телеграфного приёмника депеш, посылаемых с помощью какого-либо источника электромагнитных волн по системе Морзе».
После этого будет налажен выпуск телефонных приёмников. Среди первых кораблей, оборудованных радиотелеграфом Попова, окажется «Ермак» - первый в мире ледокол арктического класса, появившийся в Русском флоте благодаря стараниям другого великого человека, адмирала Степана Осиповича Макарова. Еще при жизни адмирала называли «пионером ледокольного флота»…
Степан Осипович Макаров погибнет в апреле 1904 года, руководя русским флотом в войне против Японии. Изобретатель радио Александр Степанович Попов скоропостижно скончается полтора года спустя. Он умрет от инсульта. Его похоронят на Волковом кладбище. Современники смерть Александра Степановича назовут как «потерю для русской науки, для всей России, потерю в его лице, кроме ученого, еще человека редкой честности и доброго сердца». Проститься с Поповым, кроме родных, а также коллег – ученых, придут офицеры Императорского флота России…
Кстати!
В 1921 году СНК РСФСР постановил (по предложению, внесенному на первом Всероссийском Радиотехническом съезде в Нижнем Новгороде) обеспечить семью А. С. Попова пожизненным вспомоществованием.
А вот что опубликовала газета «Известия» 4 мая 1945 г.
Постановление СНК СССР
«Об ознаменовании 50-летия со дня изобретения радио А.С. Поповым »
2 мая 1945 г.
№ 939

В ознаменование 50-летия со дня изобретения радио русским ученым А.С. Поповым, исполняющегося 7 мая 1945 г., Совет Народных Комиссаров СССР постановил:
1. Установить памятник А.С. Попову в Ленинграде.
5. Соорудить обелиск на о-ве Гогланд, на месте, где впервые в мире была использована радиостанция системы А.С. Попова для спасения человеческих жизней.
6. В целях увековечения памяти изобретателя радио А.С. Попова учредить золотую медаль имени А.С. Попова , присуждаемую ежегодно в одном экземпляре советским и зарубежным ученым за выдающиеся научные работы и изобретения в области радио.
Присуждение медали возложить на Академию наук СССР, поручить Академии наук СССР разработать и предоставить на утверждение Совнаркома СССР проект Положения о медали имени А.С. Попова ...
...10. Назначить персональные пенсии дочерям А.С. Попова – Поповой Раисе Александровне и Кьяндской Екатерине Александровне по 500 рублей в месяц пожизненно; внучке А.С. Попова – Андреевой Марии Владимировне 500 рублей до окончания вуза».
* - дата дана по старому стилю.

"Солдатский храм" (https://vk.com/ruvoin)

 

.
12 марта 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
20 января
понедельник
2020

В этот день:

Маршал авиации Агальцев

20 января 1900 года родился Филипп Александрович Агальцев (ум. 29 июня 1980), Герой Советского Союза, маршал авиации, заместитель Главкома ВВС, бригадный генерал польской армии.

Маршал авиации Агальцев

20 января 1900 года родился Филипп Александрович Агальцев (ум. 29 июня 1980), Герой Советского Союза, маршал авиации, заместитель Главкома ВВС, бригадный генерал польской армии.

Родился в селе Солдатское ныне Ефремовского района Тульской области в семье крестьянина. Русский. В Красной Армии с 1919 года. Участник Гражданской войны. Окончил Военно-политическую академию в 1932 году и курсы лётчиков при Качинской военной авиашколе. Участник национально-революционной войны испанского народа 1936—1939 годов (с мая 1937 по ноябрь 1938). С декабря 1938 года — член Военного совета ВВС РККА, дивизионный комиссар. В августе 1940-го года понижен в звании до полковника и назначен командиром 50-го ближнебомбардировочного авиационного полка в Прибалтийский Особый военный округ.

В Великую Отечественную войну участвовал в боевых действиях на Северо-Западном фронте. В августе 1941-го отозван с фронта. В 1941—1943 годах — начальник Тамбовской школы младших авиаспециалистов, с марта 1943 года — командир 292-й штурмовой авиационной дивизии, С 28 мая 1943го — генерал-майор авиации. С декабря 1944 года — командир 1-го польского смешанного авиационного корпуса. За умелое руководство войсками, личное мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, большой вклад в подготовку и повышение боевой готовности войск в послевоенный период и в связи с 60-летием Советской Армии и ВМФ 21 февраля 1978 года присвоено звание Героя Советского Союза.

С декабря 1945-го — командующий 4-м штурмовым авиационным корпусом. С 1 марта 1946-го — генерал-лейтенант авиации. С февраля 1947 года — командующий 16-й воздушной армией. С июня 1949 года — 1-й заместитель, с апреля 1953 — заместитель главкома ВВС. Генерал-полковник авиации (8.08.1955) С мая 1956 — генерал-инспектор ВВС, с февраля 1958 заместитель главкома ВВС по боевой подготовке. С 1962 года маршал авиации. В 1962—1969 годы — командующий дальней авиацией ВВС, с 1971 года — в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Умер 29 июня 1980 года в Москве.

Освобождение Великого Новгорода

20 января 1944 года советские войска освободили от фашистских захватчиков Великий Новгород, водрузили Красное знамя на древней кремлевской стене. В Москве в честь освобождения Новгорода был дан салют. С освобождения Новгорода началась операция по окончательному снятию блокады Ленинграда.

Освобождение Великого Новгорода

20 января 1944 года советские войска освободили от фашистских захватчиков Великий Новгород, водрузили Красное знамя на древней кремлевской стене. В Москве в честь освобождения Новгорода был дан салют. С освобождения Новгорода началась операция по окончательному снятию блокады Ленинграда.

Операция по освобождению Новгорода от фашистов началась 14 января 1944 года. Она стала первым этапом стратегической операции из так называемых десяти «Сталинских ударов» 1944 года. Потери Волховского и Северо-Западного фронтов в результате обороны и освобождения Новгорода составили более 750 тысяч бойцов убитыми, умершими от ран и пропавшими без вести. За время оккупации Новгород был почти полностью разрушен. Некоторые уникальные достопримечательности города безвозвратно погибли. Разрушения были столь велики, что воспринимались как непоправимая утрата части национальной культуры. Постановлением от 1 ноября 1945 года Новгород был включён в число 15 древнейших городов, подлежащих первоочередному восстановлению. К настоящему времени новгородскими реставраторами исследовано, восстановлено или законсервировано более 200 памятников зодчества, составляющих богатейшее наследие региона. По решению ЮНЕСКО в 1992 году 37 памятников и ансамблей Великого Новгорода были включены в Список Всемирного культурного наследия. 29 октября 2008 года президент России подписал Указ о присвоении Великому Новгороду почетного звания «Город воинской славы».

 

 

 

История советского «Бизона»

20 января 1953 года осуществлён первый полёт стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (103М) конструктора Владимир Мясищева. М-4 (по кодификации НАТО:

История советского «Бизона»

20 января 1953 года осуществлён первый полёт стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (103М) конструктора Владимир Мясищева. М-4 (по кодификации НАТО:

Bison — «Бизон») создавался одновременно с Ту-95, отличаясь от него большей скоростью и бомбовой нагрузкой, но меньшим радиусом действия. Эту машину впервые поднял в воздух экипаж летчика-испытателя Ф. Ф. Опадчего (второй пилот А. Н. Грацианский, штурман А. И. Помазунов, радист И. И. Рыхлов, бортинженер Г. А. Нефедов, ведущие инженеры А. И. Никонов и И. Н. Квитко).

Из построенных серийно 32-х самолётов, три погибли вместе с экипажами, едва родившись. Одна катастрофа произошла при перегонке в строевую часть из-за попадания в грозу. Другая — во время приёмо-сдаточных испытаний из-за пожара, возникшего в результате разрушения ослабленного топливопровода, с которого в борьбе за уменьшение веса сняли «лишние» узлы крепления. Третья — случилась при облете самолёта заводским экипажем (командир — Илья Пронин, второй пилот — Валентин Коккинаки, младший брат знаменитых летчиков-испытателей) из-за аэродинамических особенностей М-4 при взлёте.

Технические характеристики:

Длина: 47,665 м (без штанги дозаправки)

Размах крыла: 50,526 м (по гондолам шасси)

Высота: 14,1 м

Площадь крыла: 326,35 м²

Масса пустого: 79 700 кг

Нормальная взлётная масса: 138 500 кг

Максимальная взлётная масса: 181 500 кг

Лётные характеристики

Максимальная скорость: 947 км/ч

Практическая дальность: 8 100 км

Практический потолок: 11 000 м

Длина разбега: 1 470 м

Длина пробега: 2 610 м

Вооружение

Стрелково-пушечное: 3 × 2×23 мм пушки АМ-23 в верхней, нижней и кормовой установках

Бомбовая нагрузка: нормальная: 5 000 кг, максимальная: 24 000 кг

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии