RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Подвиг казака Айдамира Ачмизова
2 декабря 2015 г.

Подвиг казака Айдамира Ачмизова

2 декабря 1942 года погиб смертью Героя заряжающий орудия отдельного конного артдивизиона 10-й гвардейской казачьей Кубанско-Слуцкой кавалерийской дивизии гвардии рядовой Айдамир Ачмизов
Равнение на подвиг победителей
22 февраля 2015 г.

Равнение на подвиг победителей

Речь верховного главнокомандующего Владимира Путина в Государственном Кремлёвском дворце на торжественном вечере, посвящённом Дню защитника Отечества
Письма с того света
21 ноября 2013 г.

Письма с того света

22 ноября 1918 года — день рождения героини полтавского антифашистского подполья Елены Константиновны Убийвовк
Песне поставили памятник
14 июня 2013 г.

Песне поставили памятник

14 июня 1983 года скончался поэт Алексей Сурков, написавший знаменитую "Землянку"
Король космоса
14 января 2016 г.

Король космоса

50 лет назад 14 января 1966 года в 59 лет от роду ушел из этой жизни Сергей Павлович КОРОЛЁВ, гениальный конструктор, создатель первых в мире космических ракет и ракетного щита советской державы, дважды Герой Социалистического Труда.
Главная » Подвиги в наследство » Радиограмма № 1

Радиограмма № 1

Она была передана 12 марта 1896 года* с помощью изобретённого А. С. Поповым прибора в Петербургском университете

Осуществил передачу русский изобретатель, ученый-электротехник, преподаватель физики в Техническом училище Морского ведомства Александр Степанович Попов.
Радиограмма № 1

Устройство, созданное русским ученым, возникло из установки для учебной демонстрации опытов коллеги Александра Попова, немецкого физика Герца. Эту установку Попов сделал еще в 1889 году - с учебными целями ещё в 1889 году. Так называемый «вибратор Герца» служил Попову передатчиком. Кстати, пройдет совсем немного времени, и именно Герца многие будут считать изобретателем радио. Впрочем, претендентов на это изобретение в мире будет гораздо больше – итальянец Маркони, серб Тесла и даже наш соотечетсвенник, белорус Наркевич-Иодко. Справедливости ради, стоит сказать, что в науке и технике так часто бывает…
У Александра Степановича Попова была своя дорога к радио. В начале 1895 года он заинтересовался опытами англичанина Оливера Лоджа, который накануне, в 1894 году, создал радиоприемник и сумел получить радиосигнал с расстояния 40 м). Попов модифицировал приемник Лоджа и попытался воспроизвести опыт.
Главное отличие приёмника Лоджа от усовершенствованного приёмника Попова состояло в следующем. Первый представлял собой стеклянную трубку, наполненную металлическими опилками, которые могли резко — в несколько сот раз — менять свою проводимость под воздействием радиосигнала. Для приведения приемника в первоначальное состояние - для детектирования новой волны – его нужно было встряхнуть, чтобы нарушить контакт между опилками. Для этого у Лоджа к стеклянной трубке приставлялся автоматический ударник, который бил по ней постоянно.
Попов ввёл в схему автоматическую обратную связь: от радиосигнала срабатывало реле, которое включало звонок. Одновременно срабатывал ударник, бивший по опилкам в стеклянной трубке. В своих опытах Попов использовал заземлённую мачтовую антенну. Которую, кстати, изобрел Никола Тесла - еще в 1893 году.
Официально свое изобретение Александр Попов представил 25 апреля (7 мая по новому стилю) 1895 года на заседании Русского физико-химического общества в Петербургском университете. Физик и электротехник, Попов сделал это в процессе чтения своей лекеции на тему «Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям».
А вот с усовершенствованной системой телеграфии без проводов Александр Степанович выступил на заседании физического отделения Русского физико-химического общества. Произошло это именно 12 (24) марта 1896 г.
На этот раз Попов осуществил передачу и прием первой в мире радиограммы с текстом «Генрих Герц» на расстоянии радиосвязи 250 м. Телеграфная лента с этим текстом долго хранилась у участника заседания, профессора Владимира Константиновича Лебединского, в будущем – известного советского физика и радиотехника. Однако реликвии этой суждено было погибнуть - во время Первой мировой войны, в Риге, вместе со всей библиотекой ученого.
Конечно, спор о том, кто же изобрел радио, не закончен до сих пор. Во многих странах Запада первым считается Гульельмо Маркони. Хотя тот продемонстрировал передачу радиограмм лишь 2 сентября 1896 г. Многое в таких вопросах зависит от расторопности ученых и… от государства – в заинтересованности от результатов их труда. Увы, слишком часто Россия и ее новаторы в подобных ситуациях попадают в щекотливые ситуации…
Так или иначе, заявку на свое изобретение итальянец Маркони подал 2 июня 1896 года. Русский ученый Александр Попов продемонстрировал своё устройство еще 25 апреля (7 мая по новому стилю) 1895 года - на заседании физического отделения Русского физико-химического общества. В Советском Союзе 7 мая было объявлено Днем Радио. Это случилось еще в победном 1945 году. Интересно, что ЮНЕСКО провело в этот день в 1995 году торжественное заседание, посвящённое столетию изобретения радио.
Все это случится много лет спустя. В России же конца XIX века Александр Степанович Попов проводит опыты по радиотелеграфированию на кораблях Балтийского флота.
Летом 1899 года, когда изобретатель был в Швейцарии, его ассистенты при проведении работ между двумя кронштадтскими фортами случайно обнаружат, что когерер при уровне сигнала, недостаточном для его возбуждения, преобразует амплитудномодулированный высокочастотный сигнал в низкочастотный. Значит, делают выводы ученые, сигналы становится возможным принимать на слух. При известии об этом, Попов быстро модифицирует свой приёмник, поставив вместо чувствительного реле телефонные трубки. Летом 1901 года он получит «русскую привилегию» на новый тип «телеграфного приёмника депеш, посылаемых с помощью какого-либо источника электромагнитных волн по системе Морзе».
После этого будет налажен выпуск телефонных приёмников. Среди первых кораблей, оборудованных радиотелеграфом Попова, окажется «Ермак» - первый в мире ледокол арктического класса, появившийся в Русском флоте благодаря стараниям другого великого человека, адмирала Степана Осиповича Макарова. Еще при жизни адмирала называли «пионером ледокольного флота»…
Степан Осипович Макаров погибнет в апреле 1904 года, руководя русским флотом в войне против Японии. Изобретатель радио Александр Степанович Попов скоропостижно скончается полтора года спустя. Он умрет от инсульта. Его похоронят на Волковом кладбище. Современники смерть Александра Степановича назовут как «потерю для русской науки, для всей России, потерю в его лице, кроме ученого, еще человека редкой честности и доброго сердца». Проститься с Поповым, кроме родных, а также коллег – ученых, придут офицеры Императорского флота России…
Кстати!
В 1921 году СНК РСФСР постановил (по предложению, внесенному на первом Всероссийском Радиотехническом съезде в Нижнем Новгороде) обеспечить семью А. С. Попова пожизненным вспомоществованием.
А вот что опубликовала газета «Известия» 4 мая 1945 г.
Постановление СНК СССР
«Об ознаменовании 50-летия со дня изобретения радио А.С. Поповым »
2 мая 1945 г.
№ 939

В ознаменование 50-летия со дня изобретения радио русским ученым А.С. Поповым, исполняющегося 7 мая 1945 г., Совет Народных Комиссаров СССР постановил:
1. Установить памятник А.С. Попову в Ленинграде.
5. Соорудить обелиск на о-ве Гогланд, на месте, где впервые в мире была использована радиостанция системы А.С. Попова для спасения человеческих жизней.
6. В целях увековечения памяти изобретателя радио А.С. Попова учредить золотую медаль имени А.С. Попова , присуждаемую ежегодно в одном экземпляре советским и зарубежным ученым за выдающиеся научные работы и изобретения в области радио.
Присуждение медали возложить на Академию наук СССР, поручить Академии наук СССР разработать и предоставить на утверждение Совнаркома СССР проект Положения о медали имени А.С. Попова ...
...10. Назначить персональные пенсии дочерям А.С. Попова – Поповой Раисе Александровне и Кьяндской Екатерине Александровне по 500 рублей в месяц пожизненно; внучке А.С. Попова – Андреевой Марии Владимировне 500 рублей до окончания вуза».
* - дата дана по старому стилю.

"Солдатский храм" (https://vk.com/ruvoin)

 

.
12 марта 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
26 сентебря
среда
2018

В этот день:

Взлет и падение воздушной академии

26 сентября 1920 года Реввоенсовет Республики издал приказ № 1946, в котором постановил реорганизовать Московский авиатехникум в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского.

Взлет и падение воздушной академии

Взлет и падение воздушной академии 26 сентября 1920 года Реввоенсовет Республики издал приказ № 1946, в котором постановил реорганизовать Московский авиатехникум в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского.

Положение об институте было утверждено Реввоенсоветом 23 ноября 1920 года. 9 сентября 1922 года был издан приказ Реввоенсовета о введении нового штата института с присвоением ему наименования Академия Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского. С небольшими изменениями названия академия осуществляла подготовку и переподготовку командиров и инженеров для Военно-воздушных сил Вооружённых Сил СССР и Российской Федерации до августа 2011 года, когда по ней прокатился каток сердюковских реформ. Все российские и советские лётчики-космонавты — выпускники этого вуза, которого теперь нет.
В первые годы существования в академии было два факультета: инженерный и службы Воздушного Флота (командный). В 30-е годы в дополнение к двум существовавшим факультетам прибавились ещё четыре: авиационного вооружения (1934), оперативный (1935; проработал 2 года и вновь открылся в 1939 году), заочного обучения (1937), штурманский (1938). Её выпускники командовали авиачастями и соединениями, руководили инженерно-авиационной службой, возглавляли конструкторские бюро, авиазаводы, научно-исследовательские учреждения.

В 1998 году при очередной реорганизации военного образования академия была переименована в Военный авиационный технический университет (ВАТУ). В 2008 году путем слияния ВАТУ и Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина было образовано федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина». Петровский дворец, в течение 75 лет бывший главным корпусом, сердцем и одним из символов академии, был передан в ведение мэрии Москвы, а то, что осталось от академии, изгнали в Монино. Московские власти решили превратить альма-матер космонавтов и летчиков в элитную гостиницу для толстосумов. В 2009 году набор слушателей не осуществлялся. В 2011 году академия перебазирована в Воронеж. При этом более 50 процентов профессорско-преподавательского состава было разогнано. Что тут скажешь? Об армию, которая не способна защитить свой народ, любой толстозадый урод может вытереть ноги.

Смерть «отца» танка Т-34

26 сентября 1940 года скончался Михаил Ильич КОШКИН, выдающийся советский конструктор бронетанковой техники, создатель лучшего танка Второй мировой войны — легендарной «тридцатьчетвёрки».

Смерть «отца» танка Т-34

Смерть «отца» танка Т-34 26 сентября 1940 года скончался Михаил Ильич КОШКИН, выдающийся советский конструктор бронетанковой техники, создатель лучшего танка Второй мировой войны — легендарной «тридцатьчетвёрки».

Умер, застудив легкие во время испытания Т-34.

Сегодня, наверное, многие знают, что конструктором лучшего танка XX века T-34 был советский инженер Михаил Ильич Кошкин. Создать такую машину — уже великий подвиг. Но Кошкин совершил еще и подвиг самопожертвования при внедрении этого танка в производство, о чем мало кто знает.

Михаи́л Ильи́ч Ко́шкин родился 3 декабря 1898 года в селе Брынчаги Угличского уезда Ярославской губернии (ныне Переславский район Ярославской области). Семья жила бедно, отец вынужден был заниматься отхожими промыслами. В 1905 году, работая на лесозаготовках, он надорвался и умер, оставив жену, вынужденную пойти батрачить, и троих малолетних детей. Михаил окончил церковно-приходскую школу. С 1909 по 1917 год работал на кондитерской фабрике в Москве.

С февраля 1917 года служил в армии рядовым. Весной в составе 58-го пехотного полка был отправлен на Западный фронт, в августе получил ранение. Лечился в Москве, в конце 1917 года был демобилизован. 15 апреля 1918 года поступил добровольцем в сформированный в Москве железнодорожный отряд Красной Армии. Участвовал в боях под Царицыном. В 1919 году переведён в Петроград в 3-й железнодорожный батальон, который участвовал в освобождении от английских интервентов Архангельска. По дороге на Польский фронт Михаил заболел тифом и был снят с эшелона. После выздоровления направлен в 3-ю железнодорожную бригаду, участвовал в боях против Врангеля на Южном фронте.

После окончания Гражданской войны с 1921 по 1924 год Кошкин учился в Коммунистическом университете имени Я. М. Свердлова. После его окончания получил назначение в Вятку, где с 1924 по 1925 год работал заведующим кондитерской фабрики, с 1925 по 1926 год — заведующим агитационно-пропагандистского отдела райкома ВКП(б), с 1926 по 1928 год — заведующим губсовпартшколой, в 1928 году — заместителем заведующего, с июля 1928 по август 1929 года — заведующий агитационно-пропагандистского отдела губкома ВКП(б).

В 1929 году по личному распоряжению С. М. Кирова как инициативный работник, в числе «парттысячников», зачислен в Ленинградский политехнический институт (кафедра «Автомобили и тракторы»). Производственную практику проходил на Горьковском автозаводе, а преддипломную — в опытно-конструкторском отделе одного из Ленинградских заводов.

После окончания вуза 2,5 года трудился в танковом КБ Ленинградского завода им. С. М. Кирова. С должности рядового конструктора быстро дошёл до заместителя начальника КБ. За участие в создании среднего танка с противоснарядным бронированием Т-46-5 (Т-111) получил орден Красной Звезды. Участвовал также в создании танка Т-29.

С декабря 1936 года Кошкин возглавляет Конструкторское бюро Танкового отдела «Т2», завода № 183, Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ). В это время в КБ сложилась критическая кадровая ситуация: предыдущий начальник КБ А. О. Фирсов арестован «за вредительство», конструкторов допрашивают, КБ разделено на два направления: с лета 1937 года одна часть сотрудников занимается опытно-конструкторскими работами (14 тем), другая обеспечивает текущее серийное производство.

Первый проект, созданный под руководством Кошкина, танк БТ-9, был отклонён осенью 1937 года по причине грубых конструктивных ошибок и несоответствия требованиям задания. 13 октября 1937 года Автобронетанковое управление РККА (АБТУ) выдало заводу № 183 (ХПЗ) тактико-технические требования на новый танк под индексом БТ-20.

По причине слабости КБ завода № 183, на предприятии для работ по новому танку было создано отдельное конструкторское бюро, независимое от КБ Кошкина. В состав КБ вошёл ряд инженеров КБ завода № 183 (в том числе А. А. Морозов), а также около сорока выпускников Военной академии механизации и моторизации (ВАММ). Руководство КБ было поручено адъюнкту ВАММ Адольфу Дику. Разработка идёт в сложных условиях: на заводе продолжаются аресты.

Кошкин в этом хаосе продолжает развивать своё направление — чертежи, над которыми работает костяк фирсовского конструкторского бюро (КБ-24), должны лечь в основу будущего танка.

Конструкторским бюро под руководством А. Дика был разработан технический проект танка БТ-20, но с опозданием на полтора месяца. Данная задержка повлекла за собой анонимный донос на руководителя КБ, в результате которого Дик был арестован, обвинён в срыве правительственного задания и осуждён на 20 лет лагерей. Вклад А. Дика, недолго занимавшегося в КБ вопросами подвижности танка, в создание будущего танка Т-34 заключался в важной для ходовой части идее установки на борт ещё одного опорного катка и наклонного расположения пружин подвески.

После ареста Дика конструкторское бюро было реорганизовано, его руководителем стал Кошкин. В марте 1938 года проект танка был утверждён. Однако к этому моменту у военного руководства страны возникли сомнения в правильности выбранного типа движителя для танка. 28 апреля 1938 года Кошкин в Москве на совещании Народного Комиссариата обороны (НКО) добивается разрешения изготовить и испытать два новых танка — колёсно-гусеничный (как и предполагалось изначальным заданием) и чисто гусеничный. В середине — конце лета 1939 года в Харькове новые образцы танков прошли испытание. Комиссия заключила, что «по прочности и надёжности опытные танки А-20 и А-32 выше всех выпускаемых ранее… выполнены хорошо и пригодны для эксплуатации в войсках», однако отдать предпочтение одному из них она не смогла. Большую тактическую подвижность в условиях пересечённой местности во время боёв Советско-финской войны 1939—1940 годов показал гусеничный танк А-32. В короткие сроки была проведена его доработка: утолщёна до 45 мм броня и установлена 76-миллиметровая пушка и другое — так появился Т-34.

Два опытных Т-34 были изготовлены и переданы на войсковые испытания 10 февраля 1940 года, подтвердившие их высокие технические и боевые качества. В начале марта 1940 года Кошкин отправляется с ними из Харькова в Москву «своим ходом». В условиях начавшейся весенней распутицы, при сильной изношенности танков предшествующими пробеговыми испытаниями (около 3000 км), начавшийся пробег несколько раз был на грани провала. 17 марта 1940 года на Ивановской площади Кремля танки были продемонстрированы представителям правительства. Испытания в Подмосковье и на Карельском перешейке завершились успешно. Т-34 был рекомендован для немедленной постановки на производство.

Кошкин дорого заплатил за этот демонстрационный успех — простуда и переутомление привели к заболеванию пневмонией, но Михаил Ильич продолжал активно руководить доработкой танка, пока не произошло обострение заболевания и не пришлось удалить одно лёгкое. Конструктор скончался 26 сентября 1940 года в санатории «Занки» под Харьковом, где проходил реабилитационный курс лечения. Похоронен в Харькове на городском кладбище, которое в 1941 году уничтожено лётчиками люфтваффе целенаправленной бомбардировкой с целью ликвидации могилы конструктора (Гитлер объявил Кошкина своим личным врагом уже после его смерти).

День милиции, которой нет

26 сентября 1962 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был установлен День советской милиции, который отмечался ежегодно 10 ноября в связи с тем, что в этот день в 1917 году было принято постановление НКВД РСФСР о создании рабочей милиции.

День милиции, которой нет

26 сентября 1962 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был установлен День советской милиции, который отмечался ежегодно 10 ноября в связи с тем, что в этот день в 1917 году было принято постановление НКВД РСФСР о создании рабочей милиции.

В 1991 году вместе с распадом страны Советов День советской милиции исчез. Ему на смену пришел День российской милиции, который праздновался вплоть до 2011 года. С 1 марта же 2011 года в силу вступил закон «О полиции» и само название праздника «День милиции» стало неуместным. Днем полиции праздник постыдились, видимо, назвать. В соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2011 года № 1348 День милиции официально назван Днем сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. И установлено его празднование также 10 ноября.

Предотвративший ядерную войну

26 сентября 1983 года подполковник Станислав Евграфович Петров предотвратил потенциальную ядерную войну

Предотвративший ядерную войну

Предотвративший ядерную войну 26 сентября 1983 года подполковник Станислав Евграфович Петров предотвратил потенциальную ядерную войну

В ночь на 26 сентября 1983 года подполковник Станислав Петров был оперативным дежурным командного пункта, откуда осуществлялось управление дежурными средствами Ракетных войск стратегического назначения. Вдруг компьютер сообщил о запуске ракет с американской базы. Проанализировав обстановку («запуски» были произведены лишь из одной точки и состояли всего из трех МБР, что совершенно недостаточно для первого удара), подполковник Петров понял, что это ложное срабатывание системы. И не стал действовать по инструкции, что привело бы к неминуемой ядерной войне.

Последующее расследование установило, что причиной послужила засветка датчиков спутника солнечным светом, отражённым от высотных облаков. Позднее в космическую систему были внесены изменения, позволяющие исключить такие ситуации.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии