RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Исповедь штрафника
18 января 2015 г.

Исповедь штрафника

Последнее интервью фронтового разведчика, военного писателя Героя Советского Союза Владимира Карпова
Письмо генералу армии Моисееву
24 ноября 2015 г.

Письмо генералу армии Моисееву

РОО «Бородино-2012-2045» обратилась в Российский союз ветеранов с просьбой возглавить подготовку к празднованию 100-летия со дня рождения нашего национального Героя летчика Алексея Маресьева
Подвиг ледокола «Александр Сибиряков»
25 августа 2018 г.

Подвиг ледокола «Александр Сибиряков»

25 августа 1942 года в неравном бою с немецким тяжелым крейсером геройски погиб советский ледокольный пароход
Казнь «друга императора»
29 декабря 2013 г.

Казнь «друга императора»

29 декабря 1916 года группа антирусских заговорщиков совершила ритуальное убийство Григория Ефимовича Распутина, имевшего влияние на Царскую семью в последние годы ее жизни
Советская цивилизация Будущего
7 ноября 2017 г.

Советская цивилизация Будущего

100 лет назад 7 ноября 1917 года в России началось построение первого в истории человечества социалистического общества
Главная » Подвиги в наследство » «Стерегущий». Легенда Российского флота

«Стерегущий». Легенда Российского флота

10 марта 1904 года этот героический эсминец вступил в бой с четырьмя японскими миноносцами и двумя крейсерами

Во время сражения осколками был перебит фал, на котором держался Андреевский флаг. Моряки прибили флаг гвоздями к мачте!
«Стерегущий». Легенда Российского флота

«…Все офицеры его пали замертво. Почти все матросы полегли, искалеченные огнем. Японцы окружили корабль, как волки добычу, они уже бегали по нашей палубе среди мертвецов, заводили буксирные концы, чтобы тащить добычу в свое логово Сасебо, но... Прекрасный памятник "Стерегущему" в Ленинграде до сей поры рассказывает всем нам, что было дальше. Вечно шумящая вода из открытых кингстонов будет вечно обмывать бронзовые тела двух безвестных героев...» (Валентин Саввич Пикуль, «Крейсера»).
Это случилось 10 марта 1904 года. Русско-японская война началась всего месяц назад. Командующим Тихоокеанским флотом был назначен вице-адмирал Степан Осипович Макаров – талантливейший военный моряк, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, совершивший к этому моменту кругосветное путешествие, сконструировавший первый отечественный ледокол «Ермак», автор теории непотопляемости кораблей. Он стремился в Порт-Артур задолго до начала войны с Японией, предсказывал эту войну. «Меня пошлют туда, когда дела наши станут там совсем плохи», - говорил Степан Осипович. Предсказания Макарова не замедлили сбыться.
Прибыв в Порт-Артур, Макаров тут же приказывает усилить разведку. «Мое правило: если вы встретите слабейшее судно - нападайте; если равное себе - нападайте; и, если сильнее себя - тоже нападайте», - стратегия нового командующего.
Этим утром эсминцы «Решительный» и «Стерегущий» возвращались из разведывательного похода к островам Эллиота. Поход не принес успеха – корабли были замечены неприятелем и были вынуждены скрываться в тени островов. Маневр занял больше времени, чем предполагалось, и было принято решение возвращаться в Порт-Артур.
Внезапно на горизонте показались четыре силуэта кораблей противника. Это были японские миноносцы-истребители «Акебоно», «Сазанами», «Синономе» и «Усугумо». Они пришли на рейд Порт-Артура прошлой ночью с целью атаковать находившиеся там русские корабли. Но рейд оказался пуст. Тогда японцы сбросили в воду светящиеся буйки. В темноте они должны были имитировать огни неприятельских кораблей, вводя в заблуждение русских артиллеристов, которые зачастую открывали по ним огонь. И в этот раз, осветив буйки, береговые батареи произвели несколько выстрелов. Считая задачу "вызвать напрасный расход неприятельских снарядов" выполненной, японские миноносцы около 6 ч утра направились на юг на соединение с главными силами адмирала Xейхатиро Того.
Старшим отряда русских миноносцев был капитан 2 ранга Фёдор Эмильевич Боссе, командир "Решительного". "Стерегущим" командовал лейтенант Александр Семенович Сергеев, принявший миноносец за неделю до получения задания. Старший, кавторанг Боссе, принял решение прорваться в Порт-Артур, сделав петлю и обойдя японские корабли – разведчикам было приказано «без особой нужды» с вражескими миноносцами в бой не вступать, «стараясь избегать столкновений в целях выполнения основного задания-разведки».
Но неприятель заметил наши корабли. Это случилось около 6 часов утра. Начался жаркий и короткий бой.
Головной «Акебоно» шел параллельным курсом. За ним - "Сазанами". «Решительный», имея преимущество в расположении, оказался немного впереди японских «истребителей», и это позволило ему оторваться от преследования. «Стерегущий» же оказался на траверзе сразу двух кораблей - «Акебоно» и «Сазанами», и с первых минут боя был засыпан градом неприятельских снарядов. Через несколько минут в бой вступили остальные неприятельские корабли. В угольную яму «Решительного» попал снаряд и повредил паропровод, корабль окутался паром. Но, к счастью, на скорости корабля это не отразилось, машинисты исправили повреждения, и «Решительный» продолжил движение к берегу. Он стремительно уходил!
Весь огонь японцы сосредоточили на «Стерегущем». Оставшись один на один с «истребителями», «Стерегущий» продолжал осыпать их снарядами. Один из снарядов попал в головной «Акебоно» в опасной близости к кормовому патронному погребу (всего после боя было насчитано 27 пробоин от ударов нашего эсминца!), но после краткой остановки тот продолжил обстрел нашего эсминца. «Стерегущий» не сдавался. Надежда прорваться в Порт-Артур еще оставалась! Однако в 6 часов 40 минут снаряд попал в угольную яму и повредил сразу оба котла. «Стерегущий» стал быстро терять ход.
Лейтенант Сергеев был тяжело ранен, но не покинул мостика. Истекая кровью, он продолжал командовать боем. «...Деритесь так, чтобы каждый выполнил свой долг перед Родиной до конца, не помышляя о позорной сдаче неприятелю родного корабля», - такими были последние слова умирающего лейтенанта. Но никто и не думал сдаваться. Они погибли почти все – из 49 человек команды в живых осталось четверо. Погибли на своих постах командир миноносца лейтенант Aлександр Cеменович Сергеев и вахтенный начальник мичман Константин Владимирович Кудревич, был убит минный офицер лейтенант Николай Семёнович Головизнин, распоряжавшийся спуском на воду вельбота, и судовой механик младший инженер-механик Владимир Спиридонович Анастасов. Во время боя осколками был перебит фал, на котором держался Андреевский флаг. Моряки прибили флаг гвоздями к мачте! Бой продолжался до последнего снаряда. В 7 часов 10 минут 10 марта 1904 года пушки «Стерегущего» замолчали навсегда.
"В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд - в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки - картина ужасная, в том числе один, видимо, офицер, на шее у него был надет бинокль. Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико, также, видимо, были попадания в сложенный между трубами брикет. Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного - только на самой корме лежал один труп. Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя... Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию" – это рапорт японского мичмана Ямадзаки, поднявшегося на корабль для осмотра. Да и кораблем то, что осталось от «Стерегущего», назвать было трудно – на воде качался лишь разрушенный остов миноносца, без мачт, труб, с развороченными бортами, залитый кровью.
Четверо оставшихся в живых матросов – выброшенные взрывом за борт кочегар Иван Хиринский и машинист 2-й статьи Василий Новиков, и поднятые из трюма кочегарный квартирмейстер Петр Хасанов и кочегар Алексей Осинин – были переправлены на палубу японского крейсера и отправлены в Сасебо, где их ждало письмо от имени японского морского министра адмирала Ямамото: «Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество и защищали его прекрасно. Вы исполнили свой тяжелый долг как моряки. Я искренне хвалю вас, вы — молодцы».
Тем временем, видя, что береговая артиллерия Порт-Артура молчит, японцы приняли решение отбуксировать «Стерегущий» в качестве трофея. Закрепив буксирные тросы с «Сазанами» на рыме «Стерегущего», японцы попробовали начать движение. Это удалось с трудом – полузатопленный корабль с перебитыми штуртросами плохо поддавался буксировке. Однако уже в 8 часов 10 минут «Сазанами», постепенно увеличивая скорость, потащил «Стерегущий» в море, навстречу японской эскадре. Три оставшихся «истребителя» составляли своеобразный почетный эскорт. Но буксировка не удалась, трос оборвался спустя 18 минут. Миноносцы вновь остановились.
Между тем, вице-адмирал С.О. Макаров получил известие о бое наших кораблей с сигнальной станции с Золотой горы и немедленно приказал крейсерам "Баян" и "Новик" готовиться к выходу в море. Прорвавшийся в Порт-Артур "Решительный" сообщил о бедственном положении "Стерегущего". Медлить было нельзя, и адмирал перенес свой флаг на "Новик".
Видя буксируемый японцами «Стерегущий», "Новик" и "Баян" с максимальной дистанции открыли огонь по неподвижно стоявшим японским миноносцам. Одновременно открыли огонь и молчавшие до сих пор береговые батареи. Флагман японцев отдал приказ - бросить захваченный миноносец и расстрелять его!
Добить израненный русский корабль начальник отряда поручил "Усугумо", который и направился к "Стерегущему". Однако, оценив обстановку, капитан 2 ранга М. Цуция отменил свой приказ и направил "Усугумо" к флагманскому броненосцу "Микаса", где и доложил адмиралу Xейхатиро Того о событиях этой ночи.
Спустя полчаса, в 9 часов 20 минут «Стерегущий» затонул. Волны Желтого моря сомкнулись над героическим кораблем и принесли долгожданный покой его израненному корпусу и вечную славу его экипажу.
В составленном Морским генеральным штабом в Токио "Описании военных действий японского флота на море в 37-38 гг. Мейдзи (в 1904-1905 гг.)" сказано, что затонул он в 7 милях на OSO от маяка Ляотешань.
Позже вдова лейтенанта А.Сергеева и отдельные публицисты корили капитана «Решительного» за то, что он, спасая свой экипаж, оставил «Стерегущего» на верную гибель. Однако вице-адмирал С.О.Макаров полностью поддержал действия капитана Фёдора Боссе, отметив в рапорте, что повернуть «Решительному» на выручку - «значило погубить вместо одного миноносца два». «В этих условиях выручить "Стерегущий" было невозможно», - констатировал Макаров. Фёдор Боссе был оправдан и «за прорыв сквозь неприятеля в свой порт» удостоен ордена Св. Георгия IV степени, а все моряки «Решительного» также были отмечены наградами.
Как родилась легенда о затоплении «Стерегущего» двумя неизвестными моряками – доподлинно неизвестно. Говорят, что слух об этом пошел с легкой руки корреспондента английской "Таймс" (он, в свою очередь, ссылался на слова "японского донесения"). Сообщалось, что когда японцы взяли на буксир русский миноносец, оставшиеся на "Стерегущем" два матроса заперлись в трюме и, несмотря на все уговоры японцев, не только "не сдались врагу, но вырвали у него добычу"; открыв кингстоны, они "наполнили родной миноносец водой и погребли себя вместе с ним в морских пучинах". Попав на газетные полосы, это сообщение обошло всю Россию.
В мае 1904 года в Петербурге была издана открытка в память о гибели "Стерегущего" и двух матросов-героев, на которой изображались миноносец, его командир, давалась краткая характеристика корабля и подвига, а также приводилось стихотворение неизвестного поэта:
"Два сына "Стерегущего" в пучине спят морской,
Их имена неведомы, сокрыты злой судьбой.
Но слава, память светлая пребудет навсегда
О тех, кому могилою - глубокая вода,
Герои безыменные, не нужно вам имён:
Вы гордость нашей Родины, краса её знамён".

Скульптор К. Изенберг создал модель памятника «Двум неизвестным морякам-героям» и в августе 1908 года она удостоилась «высочайшего одобрения» Николая II.
Было проведено тщательное расследование, в ходе которого выяснилось, что конструкция миноносца – а он принадлежал к серийным миноносцам типа «Сокол» – не предусматривала наличия кингстонов, и в целом слишком много разночтений в показаниях выживших. Следовательно, гибель двух неизвестных матросов, открывших кингстоны, «есть выдумка» и «как выдумка она не может быть увековечена в памятнике».
Морской генеральный штаб 2 апреля 1910 года обратился с докладом на "высочайшее имя", где спрашивал, "надлежит ли считать предполагавшийся к открытию памятник сооруженным в память геройского самопожертвования двух оставшихся неизвестными нижних чинов команды миноносца "Стерегущий", или же открыть этот монумент в память геройской гибели в бою миноносца "Стерегущий"?". "Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца "Стерегущий"", - такова была резолюция Николая II.
26 апреля 1911 года в торжественной обстановке памятник "Стерегущему" открыли на Каменноостровском проспекте в Петербурге. На торжествах присутствовал и Николай II. Четыре оставшихся в живых матроса "Стерегущего" получили награды. 10 мая 1913 года по "высочайшему повелению" памятник передали городу Петербургу "при описи и особом акте", а гипсовую модель памятника - Кронштадтскому порту. До настоящего времени этот великолепный памятник с лаконичной надписью "СТЕРЕГУЩИЙ" украшает один из красивейших проспектов города на Неве.
"Всякому, кто прочел бы и сопоставил все собранные по делу "Стерегущего" материалы и документы, было бы совершенно ясно, насколько велик был подвиг "Стерегущего" даже и без недосказанного мифа... Пусть легенда живет и живит будущих героев на новые беспримерные подвиги, но признайте же, что 26 ФЕВРАЛЯ 1904 ГОДА В БОРЬБЕ С СИЛЬНЕЙШИМ ВРАГОМ ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ "СТЕРЕГУЩИЙ", ПОТЕРЯВ КОМАНДИРА, ВСЕХ ОФИЦЕРОВ, 45 ИЗ 49 МАТРОСОВ, ПОСЛЕ ЧАСОВОГО, ДО ПОСЛЕДНЕГО СНАРЯДА БОЯ, ПОШЕЛ КО ДНУ, ИЗУМЛЯЯ ВРАГА ДОБЛЕСТЬЮ СВОЕГО ЭКИПАЖА!" (Капитан 2 ранга Е. Н. Квашнин-Самарин).
Мужество экипажа русского миноносца настолько потрясло врага. В Японии его команде был воздвигнут памятник — стела из чёрного гранита со словами: "Тем, кто больше жизни чтил Родину".
Впоследствии имя "Стерегущий" не раз присваивалось кораблям российского и советского флота. Так, 21 декабря 2001 года на стапеле Северной верфи был заложен, а 16 мая 2006 года спущен на воду головной корвет типа 20380 «Стерегущий», который в настоящее время несет службу в составе соединения надводных кораблей Балтийского флота.
Источники: РВИО, 100 великих полководцев. С.О. Макаров; «Крейсера», В.С. Пикуль, ВЕЧЕ-АСТ, Москва 2008; Интернет-портал «Чтобы помнили».

Светлана Ляхова, "Солдатский храм" (https://vk.com/ruvoin)

.
10 марта 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 апреля
понедельник
2019

В этот день:

Наука Родину защищать

22 апреля 1918 года в Советской России введено всеобщее военное обучение граждан (ВСЕВОБУЧ).

Наука Родину защищать

22 апреля 1918 года в Советской России введено всеобщее военное обучение граждан (ВСЕВОБУЧ).

При Всероссийском военном штабе было создано управление, а при военных комиссариатах — отделы и отделения, на которые возлагалось проведение ВСЕВОБУЧа по единой программе. Отряды рабочих и крестьян проходили короткий курс военного обучения, после чего вливались в ряды Красной Гвардии, а затем и Красной Армии. В 1923 году ВСЕВОБУЧ перестал существовать и был возрожден в сентябре 1941 года. Отголосками этой программы до последнего времени в СССР были военизированная пионерская игра «Зарница», военные кафедры при гражданских институтах, учения по гражданской обороне.

День рождения Сухова

22 апреля 1923 года родился Юрий Владимирович СУХОВ, заслуженный летчик-испытатель СССР, полковник, Герой Советского Союза, первым поднявший в воздух пассажирский Ту-154.

День рождения Сухова

22 апреля 1923 года родился Юрий Владимирович СУХОВ, заслуженный летчик-испытатель СССР, полковник, Герой Советского Союза, первым поднявший в воздух пассажирский Ту-154.

Сухов служил в Советской Армии с июля 1940. В 1941 году окончил Луганскую военную авиационную школу лётчиков, в 1942 году – Краснодарское объединённое военное авиационное училище. Был командиром звена 11-го запасного авиационного полка.

Участник Великой Отечественной войны: в апреле 1944 - мае 1945 – командир звена, заместитель командира авиаэскадрильи 452-го бомбардировочного авиационного полка. Воевал на 2-м Украинском фронте, участвовал в освобождении Правобережной Украины, Румынии, Венгрии, Австрии и Чехословакии. Совершил 59 боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2.

После войны продолжал службу в строевых частях ВВС. В 1948-1963 – на лётно-испытательной работе в Государственном Краснознамённом научно-испытательном институте ВВС. Провёл государственные испытания реактивных бомбардировщиков Ту-16, Ту-22, 3МЕ (в 1959 году), 3МД (в 1960 году). Участвовал в госиспытаниях стратегического бомбардировщика М-4. Проводил отработку дозаправки в воздухе Ту-22РД (1962). С декабря 1963 года – в запасе.

В 1963-1980 – лётчик-испытатель ОКБ А.Н.Туполева. 3 октября 1968 года поднял в небо и провёл испытания реактивного пассажирского самолёта Ту-154. Участвовал в испытаниях самолётов Ту-22, Ту-95, Ту-114, Ту-124, Ту-134 и их модификаций.

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, лётчику-испытателю Сухову Юрию Владимировичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 марта 1976 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№11414).

мер 6 мая 1994 года. Похоронен в селе Леониха Щёлковского района.

 

Обмен разведчиками

22 апреля 1964 года произведен обмен советского разведчика Конона МОЛОДОГО и английского агента Гревилла ВИННА

Обмен разведчиками

22 апреля 1964 года произведен обмен советского разведчика Конона МОЛОДОГО и английского агента Гревилла ВИННА

Ранее арестованный и приговоренный к 25 годам заключения советский разведчик Конон Трофимович МОЛОДЫЙ, действовавший на Западе как канадский бизнесмен Гордон ЛОНСДЕЙЛ,был обменен на британского агента Гревилла ВИННА, который проходил по делу ПЕНЬКОВСКОГО и получил 8 лет. Молодый стал прообразом главного героя в фильме «Мертвый сезон» режиссера Саввы КУЛИША.

Подвиг одесских артиллеристов

22 апреля 1854 года во время обороны Одессы в ходе Крымской войны батарея прапорщика Александра Петровича ЩЕГОЛЕВА приняла бой с англо-французской эскадрой в 28 вымпелов. Попытки противника высадить десант были отбиты огнем русской артиллерии.

Подвиг одесских артиллеристов

22 апреля 1854 года во время обороны Одессы в ходе Крымской войны батарея прапорщика Александра Петровича ЩЕГОЛЕВА приняла бой с англо-французской эскадрой в 28 вымпелов. Попытки противника высадить десант были отбиты огнем русской артиллерии.

Морская артиллерия Одессы к тому времени состояла из 20 старинных чугунных пушек на лафетах. В одесском гарнизоне числилось 1100 штыков и 375 сабель. Англо-французская эскадра, блокировавшая Одессу с моря имела более 350 орудий и более 5000 личного состава.

22 апреля 1854 года противник, определив самое слабое звено обороны города - Практическую гавань, двинул к ней свои корабли. Сначала шли три паровых фрегата, ведя залповый огонь по побережью. Затем подошли еще три английских фрегата и один французский. Карантинную гавань неприятель не обстреливал, так как в ней находились суда нейтральных государств. Всего подошло 28 боевых кораблей, в том числе 10 паровых крейсеров.

Практическую гавань защищала батарея № 6. У нее было только четыре орудия старого образца. Команда батареи состояла из 28 нижних чинов, из которых только четыре были кадровыми артиллеристами. Командиром батареи назначили 22-летнего прапорщика Александра Щеголева. Несмотря на то, что батарея была открыта со всех сторон огню противника, щеголевцы не дрогнули. Шесть часов неравного боя провели они, сражаясь сначала четырьмя, затем двумя орудиями.

В конце концов, эскадра ретировалась в открытое море, но оставила для патрулирования три корабля: английские "Тигр" и "Нигер", французский "Везув". 30 апреля 1854 года "Тигр", курсируя у берегов, в тумане наскочил на мель и был обстрелян береговой батареей. После того как несколько человек на корабле получили ранения, а капитан "Тигра" Джиффорд был тяжело ранен, команда, в составе офицеров и 201 нижнего чина, сдалась в плен. Так как английский "Нигер" и французский "Везув" не дали одесситам снять "Тигр" с мели, фрегат сожгли огнем береговых батарей.

За героизм Александр Петрович Щеголев, минуя чин подпоручика и поручика, был возведен в штабс-капитаны, награжден Георгиевским крестом и золотым почетным оружием.

Последний главком ВМФ СССР Владимир Чернавин

22 апреля 1928 года родился Владимир Николаевич Чернавин, адмирал флота, главнокомандующий Военно-морским флотом СССР с ноября 1985 года по февраль 1992 года.

Последний главком ВМФ СССР Владимир Чернавин

22 апреля 1928 года родился Владимир Николаевич Чернавин, адмирал флота, главнокомандующий Военно-морским флотом СССР с ноября 1985 года по февраль 1992 года.

Родился в городе Николаеве в семье рабочего, впоследствии военнослужащего, погибшего на фронте в 1944 году. Русский. В Военно-Морском Флоте СССР с 1947 года. В 1951 году окончил высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе (Ленинград). Начал службу на дизельных подводных лодках Северного флота. Затем был был в числе первопроходцев, осваивавших подводные атомоходы.С июля 1965 года - начальник штаба 3-й дивизии АПЛ Северного флота. Участник и командир походного штаба трансокеанского перехода двух атомоходов с Северного на Тихоокеанский флот в феврале-марте 1966 года. С февраля 1969 года - первый командир начавшей формирование 19-й дивизии подводных лодок Краснознамённого Северного флота с дислокацией в губе Сайда. С февраля 1972 года контр-адмирал Чернавин В.Н. – начальник штаба, а с августа 1973 года – по сентябрь 1974 года, уже в звании вице-адмирала, - командующий 3-й флотилией подводных лодок Краснознамённого Северного флота (город Гаджиево Мурманской области). В сентябре 1974 года В.Н. Чернавин назначен начальником штаба, 1-м заместителем командующего, а 1 июля 1977 года – командующим Краснознамённым Северным флотом.
За большой вклад в повышение боевой готовности сил флота и умелое руководство ими в сложных условиях Мирового океана, личное мужество, проявленное в сложных и ответственных океанских походах, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 февраля 1981 года адмиралу Чернавину Владимиру Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Во второй половине декабря 1981 года назначен начальником Главного штаба Военно-Морского Флота – первым заместителем главнокомандующего ВМФ СССР. 29 ноября 1985 года адмирал флота Чернавин В.Н. назначен Главнокомандующим Военно-Морским Флотом - заместителем Министра обороны СССР.

После разрушения врагами СССР адмирал флота Чернавин В.Н. с февраля 1992 года - Главнокомандующий ВМФ Объединённых Вооружённых Сил Содружества независимых государств (СНГ). С августа 1992 года - в распоряжении Министра обороны Российской Федерации. С февраля 1993 года - в отставке.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии