RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Восставший из ада
11 марта 2016 г.

Восставший из ада

10 марта 2016 года Президент России Владимир Путин наградил посмертно орденом Мужества капитана Советской армии Александра Печерского.
Орден Андрея Первозванного
20 марта 2013 г.

Орден Андрея Первозванного

До революции высшей наградой страны отмечали государственных и военных деятелей, сегодня — в большинстве случаев писателей, поэтов и артистов
Зеки — фронту
22 октября 2016 г.

Зеки — фронту

В октябре 1941 года началось досрочное освобождение и отправка на фронт узников Гулага, в котором на момент начала войны находилось около 2,3 миллиона человек.
Миллионы миль конструктора Миля
22 ноября 2014 г.

Миллионы миль конструктора Миля

22 ноября 2014 года - 105 лет создателю самого массового вертолета в мире
Сталинградская твердь
18 ноября 2017 г.

Сталинградская твердь

19 ноября 1942 года началось советское контрнаступление в великом сражении на Волге, которое в последнее время подвергается оболганию в статьях, «исследованиях» и проголливудских фильмах
Главная » Подвиги в наследство » Судьба истребителя

Судьба истребителя

23 марта 1996 года скончался Григорий Устинович ДОЛЬНИКОВ, Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации.

Считается, именно Григорий Устинович стал прототипом главного героя знаменитого рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека».
Судьба истребителя

Он родился 8 мая 1923 г. в деревне Сахаровка Могилевской области в семье крестьянина. По окончании ФЗУ работал слесарем на заводе в Минске, окончил местный аэроклуб. В 1943 г. окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов.
На фронтах Великой Отечественной войны Дольников находился с июля того же года. Был летчиком, командиром звена, а затем помощником командира 100-го Гвардейского истребительного авиаполка. В августе 1943 г. в упорнейших боях над Донбассом летчик Дольников совершил 35 боевых вылетов, провел 16 воздушных боев, сбил 3 вражеских самолета. 30 сентября 1943 г. в неравном воздушном бою Дольников сбил самолёт противника, а другой таранил. Раненый, он приземлился на парашюте на территории противника и попал в концлагерь.
«Четверг, 30 сентября 1943 года навсегда останется в памяти Григория Дольникова. Эта дата, словно водораздел, поделит его жизнь на две части — до и после. Покинув горящую «кобру», он оказался во власти ветра, который нес его на парашюте прямо на немецкие позиции. Как ни старался, удар о землю получился непривычно жестким и болезненным. Почему, понял позже: правая нога еще в самолете была посечена осколками немецкого снаряда, и рваные раны кровоточили. Быстро выбраться из–под купола парашюта и освободиться от опутавших руки и ноги строп не удалось. Едва поднялся — посыпались тумаки от набежавших немецких солдат. Крепкий деревенский парень, привычный к кулачному бою, пытался обороняться, да где там... Потом был допрос и ставшая благодаря писателю Михаилу Шолохову и артисту Сергею Бондарчуку настоящим символом несгибаемого мужества и стойкости советского солдата сцена маленькой, но невероятно значимой и понятной нам всем победы Андрея Соколова над гестаповцами. Силу эмоционального воздействия этой сцены на читателей и зрителей можно сравнить разве что с взвившимся над рейхстагом Красным знаменем».
(Из статьи Николая Качука «Судьба человека». Газета «Советская Белоруссия», 8 мая 2013 года).
Только с четвертой попытки ему удалось бежать и добраться до партизанского отряда «За Родину». Там он и воевал. После освобождения города Николаева в апреле 1944 г. вернулся в свой полк.
В конце мая 1944 г. в боях под Яссами группа из 12 самолетов под командованием Ивана Бабака успешно провела бой с пятью девятками Ju.87 и прикрывающими их истребителями. В этом бою Дольников сбил 2 вражеских самолета. А за неделю напряженных боев одержал 5 побед.
В начале 1945 года Ивана Бабака назначили командиром 16-го ГвИАП, и его самолет принял Дольников. 16 марта самолет Бабака был подбит зенитками, обгоревший летчик попал в плен. Был сбит и командир звена 100-го ГвИАП Герой Советского Союза Петр Гучек. В память о боевых друзьях Дольников сделал на самолете надписи: справа – «За Петю Гучка», слева – «За Ваню Бабака». На этой машине в мае 1945-го Григорий Дольников и встретил день Победы. Войну он закончил в Праге.
В общей сложности Григорий Дольников совершил 160 успешных боевых вылетов, провел 42 воздушных боя, сбил лично 15 и в паре 1 самолет противника.
После войны Григорий Устинович продолжил службу в ВВС. Но что за годы это были?

«Пять лет, с 1945 по 1950 год, его каждый месяц вызывали «куда следует» и упорно «шили дело». Допросы длились по двое, трое суток. Били, травили овчаркой: «Кем завербован? Кто с тобой работал в абвере? Кого из агентов знаешь? С кем поддерживаешь связь?» Один из следователей–особистов опустился до того, что стал угрожать: «Сообщу всем родственникам: Дольников — агент абвера, предатель!» Это о таких смершевцах ходил на фронте горький стишок: «Приволокли Героя в особенный отдел: что же ты, зараза, в самолете не сгорел?» Рука Григория не раз тянулась к пистолету: хотелось покончить со всем этим кошмаром раз и навсегда. От самоубийства спасала мысль о семье, о любимой жене Валентине, доченьке Танюшке. Что будет с ними? И он продолжал терпеть издевательства и продолжал летать. Все на той же «аэрокобре» — надежнее в полетах над морем самолета не было. Затем на Ла–11. На этом истребителе он едва не погиб. Во время взлета обрезало мотор. Надо садиться на вынужденную, но впереди сопки, море... Рискуя свалиться на крыло, он совершил невозможное — развернулся на предельно малой высоте и сел на полосу, с которой взлетел».
(Из статьи Николая Качука «Судьба человека». Газета «Советская Белоруссия», 10 мая 2013 года).

Дольников не сломался... Окончил Военно-Воздушную Академию в 1955 г. и Высшие академические курсы при Военной Академии Генштаба в 1968 г., занимал различные командные должности, защитил кандидатскую диссертацию.
В 1978 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Как это произошло?
«В ноябре 1977 года в Аддис–Абебу прибыла оперативная группа во главе с первым заместителем главкома сухопутных войск генералом Василием Петровым. Командовать действиями авиации и быть главным советником командующего ВВС Эфиопии полковника Фанты Беляйте доверили генерал–лейтенанту Дольникову. В рамках операции «Барракуда» советские военно–транспортные самолеты Ан–12, Ан–22, Ил–76 приступили к перевозке оружия и боевой техники. Куба направила в Эфиопию своих солдат и офицеров. На вооружение ВВС поступили 48 истребителей МиГ–21 бис, 2 МиГ–21Р, 10 вертолетов Ми–6, 18 Ми–8 и впервые шесть «дебютантов» — летающие боевые машины пехоты Ми–24. Кроме них, к бою с сомалийцами готовились истребители МиГ–17Ф и F–5. Большинство летчиков были кубинцами, на F–5 летали эфиопы и израильтяне. Аэродромно–техническое обеспечение возложили на советских специалистов. Основным аэродромом эфиопских ВВС стал Дыре–Дауа, где и разместился командный пункт генерала Дольникова. После тщательной воздушной (летали кубинцы на МиГ–21Р) и космической (использовался спутник–шпион «Космос») разведки Дольников лично разработал операцию, имевшую цель уничтожить сомалийскую авиацию на ее аэродромах. 8 января 1978 года эфиопская авиация нанесла первый ощутимый удар по врагу. 24 января, отразив очередную атаку сомалийцев, эфиопская армия перешла в решительное контрнаступление. В начале февраля агрессор, понесший огромные потери, начал отступать. В небе полностью господствовала авиация Эфиопии, которую Дольников применял умело и решительно. Чего стоит только один десант, неожиданно высаженный с вертолетов Ми–6 и Ми–8 в тылу у сомалийцев. Или удар из засады винтокрылых штурмовиков Ми–24. 21 февраля на командный пункт ВВС, где вместе с эфиопскими офицерами Дольников работал над картой боевых действий, прибыл генерал армии Петров и, прервав на полуслове пытавшегося доложить ему Григория Устиновича, торжественно произнес: «Указом Президиума Верховного Совета СССР за личное мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко–фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, высокие результаты в боевой подготовке войск, освоении сложной боевой техники генерал–лейтенанту Дольникову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Комок подкатил к горлу: высокая награда через 33 года, но все же нашла его. И где — на войне, в далекой Эфиопии».
(Из статьи Николая Качука «Судьба человека». Газета «Советская Белоруссия», 10 мая 2013 года).
С 1981 г. генерал-полковник авиации Г. У. Дольников был заместителем главнокомандующего ВВС по ВУЗам. Заслуженный военный летчик СССР Дольников написал книгу «Летит стальная эскадрилья». Был награжден Орденами Ленина (дважды), Октябрьской революции, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й Степени, Красной Звезды, «За службу Родине в ВС СССР» 3-й Степени, медалями и иностранными орденами.
Командуя звеном, эскадрильей, полком, дивизией, корпусом, воздушной армией, Григорий Устинович находился в строю 47 (!) лет — с апреля 1940 по июль 1987 года!
Похоронен генерал-полковник авиации Григорий Устинович Дольников в поселке Монино (Московская область) - на Военном мемориальном кладбище.

Подробнее о жизни и судьбе легендарного советского летчика Григория Дольникова можно прочитать на сайте газеты «Советская Белоруссия»: ttp://www.sb.by/obshchestvo/article/sudba-cheloveka-.

"Солдатский храм" (https://vk.com/ruvoin)

 

.
23 марта 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
18 декабря
понедельник
2017

В этот день:

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

 Правда, тогда он назывался «Молитва русского народа». А с 31 декабря 1833 года стал официальным гимном Российской Империи под новым названием «Боже, Царя храни!» и просуществовал до Февральской революции 1917 года.

История создания Гимна такова. В 1833 году по указанию императора Николая I состоялся своего рода закрытый конкурс на новый Гимн России. Из поэтов в нем участвовали Нестор Кукольник, Василий Жуковский и некоторые другие, из композиторов — Михаил Глинка, Алексей Львов и пр. В итоге царю понравилась работа Львова и Жуковского: во-первых, звучит как молитва, гимн так и назывался поначалу — «Молитва русского народа»; во-вторых, мелодия простая, легко запоминающаяся.

Напомним текст этого произведения.

Боже, Царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу нам,

Царствуй на страх врагам,

Царь православный.
Боже, Царя храни!

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!
Гордых смирителю,

Слабых хранителю,

Всех утешителю -

Всё ниспошли!
Перводержавную

Русь Православную

Боже, храни!
Царство ей стройное,

В силе спокойное, -

Все ж недостойное,

Прочь отжени!

О, провидение,

Благословение

Нам ниспошли!
К благу стремление,

В счастье смирение,

В скорби терпение

Дай на земли!

 

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

В декабре 1959 года, после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О создании новой скоростной подводной лодки, новых типов энергетических установок и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок», в ЦКБ-16 (ныне СПМБМ «Малахит») была начата работа по созданию скоростной подводной лодки нового поколения, с титановым корпусом, с усовершенствованной атомной энергетической установкой и с возможностью запуска крылатых ракет из подводного положения (для вооружения лодки в 1960 году было начато проектирование ПКР П-70 Аметист).

Подлодка предназначалась для нанесения ракетных и торпедных ударов по авианосным соединениям противника. Также планировалось изучение новых конструкционных материалов, в частности — титанового сплава для корпуса лодки. Первоначально главным конструктором был назначен Н. Н. Исанин, позже его сменил Н. Ф. Шульженко. При проектировании лодки решением руководства было запрещено использовать уже освоенные приборы, автоматику, оборудование. Это решение повлекло за собой значительное увеличение сроков разработки проекта и удорожание работ, а также обусловило уникальность получившегося корабля.

В 1961 году начался выпуск рабочих чертежей после утверждения технического проекта. А

28 декабря 1963 года в цехе №42 под заводским номером 501 была заложена экспериментальная крейсерская подводная лодка К-162. 21 декабря 1968 года лодку спустили на воду, а 31 декабря 1969 года был подписан приемный акт и корабль вступил в строй.

25 сентября — 4 декабря 1971 года К—162 овершила дальний поход на полную автономность в Атлантический океан (от Гренландского моря до Бразильской впадины), во время которого продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США «Саратога». Во время похода на борту находилось 129 человек (вместо 83 по штату). За два с половиной месяца лодка всплывала на поверхность всего один раз.

 

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

Является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь». Стоит на вооружении с 1987 года. В составе ВВС России на начало 2013 года находится 16 самолётов Ту-160.

 

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Юлий Борисович Харитон родился в Петербурге 14 февраля (27 февраля по новому стилю). В 1939—1941 годах Юлий Харитон и Яков Зельдович впервые осуществили расчет цепной реакции деления урана.

Участвовал в атомном проекте с 1945 года, распоряжением ГКО СССР от 20 августа 1945 года № 9887сс/ов был включён в состав Технического совета Специального комитета. Ему в составе группы учёных (А. И. Алиханов (председатель), Ландау, А. Б. Мигдал, С. А. Рейнберг, М. А. Садовский, С. С. Васильев и А. П. Закощиков) на заседании 30 ноября 1945 года было поручено проанализировать все имеющиеся материалы о последствиях применения атомных бомб в Хиросима и Нагасаки и определить эффективность фактора взрывной волны, фактора теплового и фактора радиоактивного излучения.

С 1946 года Харитон — главный конструктор и научный руководитель КБ-11 (Арзамас-16) в Сарове при Лаборатории № 2 АН СССР. К работе над реализацией ядерно-оружейной программы под его руководством были привлечены лучшие физики СССР. В обстановке строжайшей секретности в Сарове велись работы, завершившиеся испытанием советских атомной (1949) и водородной (1953) бомб. В последующие годы работал над сокращением веса ядерных зарядов, увеличением их мощности и повышением надёжности.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии