RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Возня
30 июня 2018 г.

Возня "пигмеев" вокруг Сталина

30 июня 1956 года в СМИ СССР опубликовано постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий».
Подвиг ледокола «Александр Сибиряков»
25 августа 2016 г.

Подвиг ледокола «Александр Сибиряков»

25 августа 1942 года в неравном бою с немецким тяжелым крейсером геройски погиб советский ледокольный пароход
Взятие Кёнигсберга
9 апреля 2016 г.

Взятие Кёнигсберга

9 апреля 1945 года сокрушительной победой Красной армии закончился штурм города-крепости, который фашисты считали неприступным
Донецкий шахтёр Маша Гришутина
23 июня 2015 г.

Донецкий шахтёр Маша Гришутина

В июне 1925 года родилась девочка, которая в 18 лет выдавала на-гора 11,5 мужских норм по добыче угля
100 лет ВЧК
20 декабря 2017 г.

100 лет ВЧК

20 декабря 1917 года Совет народных комиссаров РСФСР издал Декрет об образовании Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) для борьбы с контрреволюцией и саботажем.
Главная » Подвиги в наследство » Тайна смерти И.В.Сталина

Тайна смерти И.В.Сталина

5 марта 1953 года не стало выдающегося руководителя советского государства, Верховного главнокомандующего Вооруженными силами СССР генералиссимуса Победы Иосифа Виссарионовича Сталина.

Практически весь советский народ вмиг почувствовал себя осиротевшим. Реки слез лились по городам и весям
Тайна смерти И.В.Сталина

 Тогда мало кто сомневался в величайшей роли вождя во всех победах и свершениях нашего народа. Впрочем, и сегодня «сомневаются» лишь отпетые враги СССР, да и России тоже (болванов, не способных к самостоятельному аналитическому мышлению, в расчет брать не стоит). Даже такой яростный недруг СССР как английский премьер Черчилль был более объективен по отношению к своему коллеге-сопернику, чем проамериканские политологи нынешней России. Вот его оценки: «Это выдающаяся личность, подходящая для суровых времен. Человек неисчерпаемо смелый, властный, прямой в действиях и даже грубый в своих высказываниях…Сталин также произвел на меня впечатление своей хладнокровной мудростью, при полном отсутствии каких-либо иллюзий». (Из речи в британском парламенте по итогам визита в Москву в августе 1942 года). «Я лично не могу чувствовать ничего иного, помимо величайшего восхищения по отношению к этому подлинно великому человеку, отцу своей страны, правящему судьбой своей страны во времена мира и победоносному ее защитнику во время войны». (Из речи в палате общин в очередную годовщину Октябрьской революции).

В черные мартовские дни 1953 года в народе сразу же возникли подозрения в убийстве вождя трусливыми шакалами из его окружения. Впоследствии расследовалось немало версий на эту тему. Многие из них опубликованы в открытой печати. Мне же сегодня представляется уместным процитировать мнения заместителя коменданта Кунцевской дачи Сталина Петра Васильевича Лозгачева и его супруги Зинаиды Алексеевны, которая тоже много лет проработала рядом с вождем. В свое время их воспоминания я записал на диктофон. Вот выдержки из этой записи.

- В последний день февраля, как обычно, у Сталина вечером собрался народ, то есть члены политбюро, устроили застолье, - рассказал Лозгачёв. - Сталин был очень смелым человеком. Во время войны он несколько раз выезжал на фронты. И пулям не кланялся. А вот в 1953 году я стал замечать, что вождь чего-то явно опасается. Например, перестал пить «казенное» вино. Перешел на самодельное виноградное вино, обыкновенный взброженный сок. Его на даче сами давили, взбраживали, отстаивали и подавали. В тот вечер он тоже приказал выставить пару бутылок. Крепкого вина абсолютно в тот вечер не пили, лишь этот слегка перебродивший сок. Около четырех часов утра гости уехали. Прикрепленный к Сталину от госбезопасности Иван Васильевич Хрусталев проводил гостей, закрыл двери. "Хозяин" сказал:
- Ложитесь все спать. Мне ничего не нужно. Я тоже ложусь спать.

Мы обрадовались, поскольку многие не высыпались в те дни. Все легли.
На следующее утро в 10 часов произошла смена обслуживающего персонала. Я остался, поскольку почти все время проводил на даче, - служба обязывала. Проходит час, другой - никакого движения. Мы заволновались: что-то "хозяин" заспался. Прошло еще два часа. С улицы пост доложил, что в малой столовой, а Сталин часто спал там, зажегся свет. Мы приободрились, ждем, а вызова нет. "Хозяин" обычно, проснувшись, просил чай или легкий завтрак, а тут ничего. Мы со сменившимся прикрепленным Михаилом Гавриловичем Старостиным решили войти, но боялись без вызова. Тут приехала почта. А пакеты обычно я носил. Деваться некуда. Взял пакеты и пошел. Зашел в комнату, куда обычно клали пакеты. Дверь из нее в малую столовую была открыта. Глянул - батюшки мои, "хозяин" на полу лежит. Бросился к нему. Спрашиваю: "Что с вами?" Он пробормотал: "Дз-ы-ы". И всё. Вызываю Старостина. Перенесли "хозяина" на диван. Он начал похрапывать. Говорю Старостину: "Иди звони в политбюро. Мы же не можем сами вызвать врачей". Я остался у постели "хозяина". Может быть, очнется, что-то спросит. В третьем часу ночи заходят Берия и Маленков: "Что с "хозяином?" Отвечаю: "Очень плохо. По моим предположениям, он без сознания".
- В тот момент вы уже догадывались, что он умирает?
- Нет, думал, с ним какой-то приступ. Берия подошел, послушал, а "хозяин" похрапывает, как здоровый человек, будто спит. Берия на меня как закричит: "Что ты панику поднимаешь! "Хозяин" нормально спит, а ты нас беспокоишь". И уехали они с Маленковым.

Прошло время, мы перенесли Сталина в большую столовую. Я опять Старостину говорю: "Звони всем и ставь в известность, что дело очень плохо". Ведь шли вторые сутки, и было понятно, что Сталин так долго спать не может. Наконец, в седьмом часу утра вваливается Хрущев. Посмотрел на Сталина и сказал: "Сейчас привезут врачей". Где-то после семи часов приехали врачи, все трясутся. Пытаются давление смерить, никак рукава вождю на засучат. Я взял ножницы, разрезал Сталину рубашку. Смерили давление: 220 на 100! Это, видно, говорят, инсульт.
- А кто был из врачей?
- Незнакомые. Академик Виноградов, который до этого несколько лет наблюдал Сталина, к тому времени сидел в тюрьме.
Врачи начали ставить "хозяину" пиявки. А он лежит и не приходит в сознание. Честно говоря, я начал трусить. На каждый крик "Лозгачев!" вздрагивал, думал, что уже на "черном воронке" за мной приехали. Но Бог миловал.
- Расскажите о последних часах Сталина.
- Он умирал очень тяжело. Хрипел, задыхался. Лицо потемнело и изменилось до неузнаваемости. Губы почернели. Агония была долгой и мучительной. Лишь за 2-3 минуты до последнего вздоха "хозяин" затих, открыл глаза и обвел всех осмысленным взглядом, в котором, как мне показалось, был гнев. Он поднял левую руку (правая была парализована) и то ли указал вверх, то ли погрозил пальцем. Потом вдруг снова повторил: "Дз-ы-ы!"

Видно, о чем-то хотел попросить, а язык не слушался. Рука упала, Сталин вздохнул и затих. Лицо начало бледнеть и вскоре приняло знакомый облик, стало даже каким-то особенно торжественным и просветленным. Вокруг все забегали, члены политбюро стали разъезжаться...

-Как вы считаете, почему Сталину не была оказана своевременная помощь?
- Меня и тогда еще поразило: такой человек, а лечения, по сути дела, никакого. Одна суета. И ведь больше суток вообще лежал без помощи.
- Вас после этого не вызывали на допросы, не расследовали факт несвоевременного оказания помощи вождю?
- Нет. Умер и умер. Характерно, что он никогда ни на что не жаловался и к врачам, во всяком случае, в последние годы не обращался. Никаких лекарств не принимал. Возможно, будь ему оказана своевременная квалифицированная помощь, Сталин еще пожил бы.
Несколько странно то, что, как только "хозяина" отправили на вскрытие, все имущество дачи стали увозить куда-то. А обслугу в считанные дни разогнали по разным городам. Меня вызвали в отдел кадров и говорят: пакуй вещи, поедешь служить в Читу на китайскую границу. Я уехал, что меня и спасло, потому что после расстрела Берия кое-какие разборки были, и тех, кто слишком много знал «зачистили». Позже мне комендант Кунцевской дачи Иван Михайлович Орлов высказал страшную версию. По его мнению, Сталин был умервщлён в ночь на 1 марта, а дальнейший трагический спектакль был разыгран с двойником, которым подменили нашего вождя, когда весь обслуживающий персонал был отправлен спать. Двойник «сыграл» свою роль так убедительно, что не только давно не видевшая отца дочь Светлана, но даже и ухаживавшая за ним Валентина Истомина, не говоря уже о «случайных врачах», не обнаружили (или сделали вид, что не обнаружили?) подмену. Может быть, этим объясняется и тот факт, что срочно после смерти Сталина его ближайшая обслуга была отправлена либо подальше от Москвы, либо вообще на тот свет, как Иван Хрусталев, якобы последний человек, видевший Сталина здоровым. Именно смертью, а не болезнью может объясняться версия о том, что к якобы заболевшему Сталину долго не вызывались врачи. Трудно представить, что «соратники» рискнули бы так поступить, если бы Сталин был жив, но в тяжелом состоянии. Каждый осознавал: если вождь вылечится, за подобное промедление никому пощады не будет. Исключение возможно лишь в том случае, если имело место заблаговременное отравление.

Вот такая версия. В ней, как впрочем и в других, много непонятностей. Сегодня многие исследователи склоняются к тому, что 1 марта 1953 года у вождя случился банальный инсульт, ему вовремя не оказали помощь, в результате чего 5 марта Иосиф Виссарионович почил на Ближней даче в Волынском. Но и эту версию разбивают в пух и прах медицинские «исследования», о которых мы писали здесь: (http://rosgeroika.ru/podvigi-v-nasledstvo/2014/march/byil-li-u-stalina-insult)

 

Сергей Турченко
5 марта 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 августа
четверг
2018

В этот день:

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Простой крестьянский парень из донской станицы, он стал одним из лучших пилотов Страны Советов, а потом и самым главным летчиком СССР.

В августе 1935 года Павел по комсомольскому призыву поступил в Сталинградское военное училище летчиков. Начинал летать на самолете «У-2». В 1938 году в звании лейтенанта прибыл в полк под Ленинградом. Вскоре он стал командиром звена истребителей. Во время войны с Финляндией Кутахов совершил 131 боевой вылет. В одном из боев был сбит и спустился на парашюте в тылу противника, пешком вернулся в расположение советских войск.

Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Мурманска, Кандалакши и Кировской железной дороги. Сопровождал караваны транспортных судов ленд-лиза.

Был одним из известнейших летчиков-истребителей Карельского фронта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года Кутахову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего за годы войны П. С. Кутахов совершил 497 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, в которых сбил 14 самолетов лично и 28 с напарниками.

После войны подполковник Кутахов ещё несколько лет командовал полком в Заполярье, а потом был направлен на Высшие офицерские летно-тактические курсы в Липецк. В 1957 году закончил Военную академию Генерального Штаба. В 1966 году ему, командующему авиацией Одесского военного округа, генерал-лейтенанту авиации, в числе первых было присвоено звание «Заслуженный военный летчик СССР». В 1967 году генерал-полковник авиации П. С. Кутахов был назначен первым заместителем главнокомандующего Военно-Воздушными Силами СССР. В марте 1969 года Маршал авиации Кутахов стал главнокомандующим ВВС СССР. В 1972 году ему было присвоено звание Главного маршала авиации. Кутахов летал на современных истребителях до 60-летнего возраста.

В 1984 году ему во второй раз присвоено звание Героя Советского Союза.

Умер 3 декабря 1984 года от обширного инсульта. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Приказ Ставки № 270

16 августа 1941 года вышел приказ Ставки Верховного главнокомандования № 270 «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава».

Приказ Ставки № 270

16 августа 1941 года вышел приказ Ставки Верховного главнокомандования № 270 «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава».

Приказ объявлял командиров и политработников, «во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу», злостными дезертирами и обязал всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать их на месте.

Приказ Ставки Верховного главнокомандования от 16 августа 1941 г. имел весьма выразительный заголовок - «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава». Приказ объявлял командиров и политработников, «во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу», злостными дезертирами и обязал всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать их на месте.

Этот приказ был как бы прелюдией к приказу народного комиссара обороны СССР И.В. Сталина № 227, который более известен среди фронтовиков по неофициальному названию – «Ни шагу назад!». В соответствии с ним в Красной Армии впервые с времен Гражданской войны были введены штрафные части.

Исторические реваншисты, стремящиеся во что бы то ни стало переиграть итоги Великой Отечественной войны, пользуются слабой осведомленностью наших сограждан и доказывают, например, что советские полководцы были способны побеждать, лишь заваливая врага трупами, а бойцы шли в бой единственно из-за страха перед штрафными частями и заградительными отрядами.

Пишут, например, что в составе Брянского фронта К.К. Рокоссовского воевала целая бригада штрафников, которая и направлена была туда именно потому, что маршал – сам бывший заключенный. Объявлены штрафниками моряки-добровольцы штурмового отряда майора Ц.Л. Куникова, который в феврале 1943 г. захватил плацдарм на Мысхако в районе Новороссийска. Об Александре Матросове рассказывают, как о штрафнике, хотя он был воспитанником Уфимской трудовой колонии и попал на фронт по мобилизации. Не краснея, утверждают, что в штрафбаты направлялись «исключительно зеки ГУЛАГа». Пишут о том, что в Красной Армии были многие тысячи штрафных частей, в которых воевали несколько миллионов человек.

Недобрую службу сослужил вышедший несколько лет назад телесериал «Штрафбат» (автор сценария Э.Я. Володарский, режиссер Н.Н. Досталь), многое в нем оказалось поставленным с ног на голову. По воле авторов фильма в придуманной ими воинской части бок о бок воюют разжалованные офицеры и рядовые солдаты, освобожденные из лагеря политические заключенные и уголовники. По ходу фильма к штрафбату присоединяется православный священник отец Михаил. Командует воинской частью бывший капитан РККА штрафник Твердохлебов. Он же подбирает остальной командный состав – ротных, взводных.

С экрана предстают не воины Красной Армии, а какие-то оборванцы, живущие в атмосфере полупартизанской вольницы. Командиры, чтобы добиться выполнения боевой задачи, вместо отдания приказа уговаривают подчиненных. Политический состав, начиная с комиссара, в этом киношном штрафбате отсутствует напрочь, зато в расположении батальона безвылазно находится начальник особого отдела дивизии, как если бы у него не было иных забот. Сами же штрафники словно состоят не на довольствии в регулярной армии, а пребывают где-то в глубоком тылу врага и потому вынуждены всем необходимым, в том числе оружием, обеспечивать себя самостоятельно и за счет противника. Что касается статуса штрафника, то он по воле авторов фильма носит по сути пожизненный характер. Зрителя подводят к ложной мысли, что сколько штрафник ни воюй, сколько ни проявляй героизма и ни получай ранений, единственная возможность снять с себя «грехи» – погибнуть в бою. Иначе – смерть от пули особиста или заградотрядовца.

Вопреки широко распространенным заблуждениям, штрафные части, созданные по приказу наркома обороны № 227, не имели ничего общего с исправительными учреждениями, а представляли собой обычные стрелковые части.

Всего за неполные три года, минувшие ко дню окончания войны, в составе действующей армии, по данным Генерального штаба ВС СССР, насчитывалось 65 отдельных штрафных батальонов (ОШБ) и 1048 отдельных штрафных рот (ОШР), причем их количество не было постоянным и уже с 1943 г. стало снижаться. Новейшие подсчеты военного юриста и историка А.В. Мороза, позволившие исключить двойной учет одних и тех же формирований, дают еще меньшую цифру – 38 ОШБ и 516 ОШР.

В их составе, согласно архивным отчетно-статистическим документам Генерального штаба, воевали 427910 человек переменного состава. При примерной ежегодной численности армии и флота в 6–6,5 млн. человек доля штрафников ничтожна – от 2,7 процента в 1943 г. до 1,3 процента в 1945 г., что не позволяет говорить об их сколько-нибудь заметной роли в войне.

Принципиальная разница между штрафными и линейными частями состояла только в том, что личный состав штрафных батальонов и рот подразделялся на постоянный (командно-начальствующий состав) и переменный (собственно штрафники). Командиры назначались на должности в обычном порядке, получая, по сравнению с офицерами из линейных частей, льготы по исчислению общей выслуги лет, выслуги в воинском звании, а также повышенный оклад денежного содержания.

Кадровые военнослужащие были безоговорочно чисты перед законом (уже поэтому штрафник Твердохлебов не мог командовать батальоном). Более того, они подбирались, как потребовал нарком обороны, из числа волевых и наиболее отличившихся в боях командиров и политработников. Командир и комиссар ОШБ пользовались по отношению к штрафникам дисциплинарной властью командира и комиссара дивизии, командир и комиссар ОШР – властью командира и комиссара полка.

Переменники направлялись в штрафные части на срок от одного до трех месяцев либо приказом соответствующего командира (таким правом были наделены командиры дивизий и отдельных бригад и выше в отношении офицеров, командиры полков и выше – в отношении рядового и сержантского состава), либо военным трибуналом, если были осуждены с отсрочкой исполнения приговора до окончания военных действий. По ходу войны к ним присоединялись лица, освобожденные из исправительных колоний и лагерей, а до того осужденные, как правило, за нетяжкие преступления. По неполным данным, за годы войны ИТЛ и колонии НКВД досрочно освободили и передали в действующую армию около 1 млн. человек.

Правда, лишь некоторая часть из них была направлена в штрафные формирования, большинство пополнили обычные линейные части. Именно из такого контингента состояла стрелковая бригада, о которой в книге «Солдатский долг» писал маршал К.К. Рокоссовский и которую многие читатели принимают за штрафное формирование.

Провинившиеся офицеры (от младшего лейтенанта до полковника) направлялись в штрафные батальоны, рядовой и сержантский состав – в штрафные роты. Бывшие офицеры попадали в штрафроты только в том случае, если по приговору военного трибунала они были лишены воинского звания. Все военнослужащие переменного состава, независимо от того, какое воинское звание они носили до направления в штрафную часть, были разжалованы судом или нет, воевали на положении штрафных рядовых.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

А Здор Александр Викторович — штурман, Аббязов Асхат Минахметович — бортинженер,
Вшивцев Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов Сергей Борисович — ведущий инженер,
Рязанов Виктор Петрович — ведущий инженер награждены орденами Мужества. О их подвиге снят фильм «Кандагар».

3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД бортовой номер RA-76842, принадлежавший казанской компании «Аэростан», с семью членами экипажа на борту по заказу правительства в Кабуле, в рамках межправительственного соглашения с Албанией, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана — Кабул (Баграм) с грузом стрелковых боеприпасов. Фактическим получателем груза был «Северный альянс», авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага «Талибана» Ахмад Шах Масуда. Сходные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи, экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных. Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителями движения «Талибан» и был принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. Среди формально разрешённых к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещёнными к перевозке снарядами.

Более года (378 дней) члены экипажа самолёта находились в плену в очень тяжёлых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжёлым: они всерьёз опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана». С другой стороны, они долго не замечали никаких существенных усилий со стороны российских властей по вызволению их из плена. Талибы предлагали им перейти в ислам с обещаниями облегчить участь. Связь с Россией удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Попытка Акулова обменять пленников на запчасти к вертолётам не удалась. С другой стороны, удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега. Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолёт требует периодического технического обслуживания. За отсутствием собственных специалистов, экипажу было позволено, время от времени, под вооружённым конвоем, поддерживать самолёт в работоспособном состоянии.

И вот 16 августа 1996 года при очередном техобслуживании (в частности, поводом к нему послужило повреждённое колесо шасси) экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв. Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Самолёт-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс, и топливо слито не было. Для большей скрытности самолёт уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию), причём на предельно малых высотах. Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили самолёт в своё воздушное пространство, в дальнейшем самолёт беспрепятственно прилетел в ОАЭ, в Шарджу.

В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики благополучно вернулись в Казань. 22 августа того же года был подписан указ о награждении экипажа, командиру корабля и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества. Члены экипажа самолёта: Шарпатов, Владимир Ильич — командир воздушного судна, Хайруллин, Газинур Гарифзянович — второй пилот, Здор, Александр Викторович — штурман, Аббязов, Асхат Минахметович — бортинженер, Вшивцев, Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов, Сергей Борисович — ведущий инженер,

Рязанов, Виктор Петрович — ведущий инженер. (Википедия)

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии