RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Два забытых подвига
30 ноября 2014 г.

Два забытых подвига

30 ноября 1943 года советские воины Василий Карпешин и Степан Кочнев в боях за освобождение Украины одновременно, хотя и на разных участках фронта, закрыли своими телами амбразуры дзотов
Подвиг штабс-капитана Нестерова
8 сентября 2018 г.

Подвиг штабс-капитана Нестерова

8 сентября 1914 года, совершив первый воздушный таран, погиб выдающийся русский летчик Пётр Нестеров
Начало лунной гонки
12 сентября 2018 г.

Начало лунной гонки

12 сентября 1959 года состоялся запуск первой в мире советской межпланетной станции
Памятник Дальней авиации
13 ноября 2014 г.

Памятник Дальней авиации

12 ноября 2014 года в Москве в сквере Девичьего поля на территории района Хамовники открылся монумент летчикам, посвященный 100-летию Дальней авиации России.
Первый «Георгий» Первой мировой...
14 августа 2014 г.

Первый «Георгий» Первой мировой...

14 августа 1914 года в ходе Первой мировой войны было произведено первое награждение именным Георгиевским крестом
Главная » Подвиги в наследство » Женщины в танках

Женщины в танках

Поздравляя наших дорогих женщин с Днем 8 Марта, преклоняемся перед теми, кто и для мужчин являл образец стойкости и героизма

Желаем мира и чтобы эти качества не были востребованы никогда.
Женщины в танках

В годы войны в ряды Красной Армии было призвано более 980 000 женщин. Они участвовали в боевых действиях, служили в войсках ПВО, водили бомбардировщики, были снайперами, саперами и медсестрами. В подразделениях связи около 80 процентов составляли женщины, в дорожных войсках их было почти половина состава. Широкую известность получил женский авиационный полк («Ночные ведьмы»). На фронтах воевали женщины-снайперы, женщины-разведчицы, женщины-зенитчицы... Выпускницы Центральной женской школы снайперов за годы войны уничтожили двенадцать тысяч фашистов. Неоценим женский подвиг в тылу, в партизанском и подпольном движении. Об этом написано немало. Но не многие знают, что наши женщины служили даже в танковых частях.

 

Танкист оказался … девушкой

 

Александру Митрофановну Ращупкину на войну не брали — слишком молода — 17 лет. Тогда она коротко постриглась, оделась в мужскую одежду, подправила документы и в качестве Александра Ращупкина была призвана в армию. В Подмосковье Александра – Александр окончила курсы шоферов, а затем, уже под Сталинградом, двухмесячные курсы механиков-водителей танка. Воевала девушка в составе 62-й армии генерала Чуйкова В.И. Удивительно, но почти три года ни экипаж танка Т-34, на котором сражалась Ращупкина, ни остальные однополчане не подозревали, что под обликом «Сашки-сорванца» скрывается женщина.
Всё открылось в феврале 1945 года, когда танкисты вели бои уже на территории Польши. Во время одного из них танк Т-34 Ращупкиной наткнулся на засаду, был подбит, загорелся. Александра получила тяжелое ранение. На выручку бросился механик из соседнего танка, стал перевязывать. Он-то и распознал в Сашке девушку. Ращупкина A.M. за боевые заслуги была награждена орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, многими медалями.


Полковник Людмила

Калинина Людмила Ивановна
– одна из первых женщин, окончивших ещё до войны военную Академию механизации и моторизации им. И.Сталина. В июне 1941 года военный инженер 3-го ранга Калинина Л.И. была направлена на Южный фронт. Ей поручили возглавить отдел ремонта и эвакуации танков. Войска фронта вели тяжелые оборонительные бои. Инженер Калинина в короткие часы затишья успевала подогнать к переднему краю тягачи, краны, организовать эвакуацию подбитых танков в ближайший тыл. Незначительные повреждения и неисправности устраняли тут же у танка.

Людмила Ивановна находилась на фронте до осени 1944 года. Возглавляемая ей танкоремонтная служба, дала вторую жизнь трем тысячам танков. За ратный и трудовой подвиг полковник Калинина Л.И. удостоена ордена Красного Знамени, двух орденов Отечественной войны 2-й степени, двух орденов Красной Звезды, ордена «Знак Почета», 23 медалей, в том числе «За боевые заслуги».


Семейный экипаж

Когда началась война, Александра Леонтьевна Бойко со своим супругом Иваном Федоровичем жили и работали на Колыме, в Магадане – вдали от линии фронта. Но глубокие чувства беспокойства за судьбу Родины не позволили молодым супругам оставаться в глубоком тылу. Александра и Иван Бойко написали письмо Сталину И.В. о своем желании приобрести на личные сбережения танк, чтобы сражаться с врагом на этой машине Просьба патриотов в начале 1944 года была исполнена. Их зачислили в Челябинское танковое училище, откуда супруги Бойко вышли механиками-водителями тяжелых танков ИС-2. Им было присвоено звание младших техников-лейтенантов.

В начале июня 1944 года муж и жена Бойко прибыли в Тульский военный лагерь. Туда же с Кировского завода поступил и построенный на их средства танк ИС-2 майского выпуска. Александра Бойко была назначена командиром тяжелого танка, а ее муж – механиком-водителем этого танка. В составе 48-го гвардейского тяжелого танкового полка Александра Леонтьевна и Иван Федорович Бойко воевали сначала на 2-м Прибалтийском фронте, а с января 1945 года – на 1-м Белорусском фронте.

Девушка против «Тигров»

Геройски сражалась на Курской дуге командир танка Т-34 лейтенант Александра Самусенко. Однажды подразделение, где служила Александра, получило задание контратаковать колонну танков противника. Механик-водитель Т-34, командиром которого была Самусенко, встретив на своем пути три «тигра», растерялся. Лейтенант Самусенко спокойно, но решительно заявила: «Назад нам дороги нет». И механик-водитель танка овладел собой. Первым же выстрелом вражеский танк был подбит. Остальные продолжали идти на сближение. Ожесточенный бой продолжался несколько часов, но победу одержал экипаж танка Александры Самусенко.

Александра Григорьевна являлась одним из лучших офицеров танковой бригады. Она была трижды ранена, два раза горела в танке. После госпиталя опять возвращалась в родную часть. За образцовое выполнение заданий командования командир танкового взвода лейтенант Самусенко была награждена орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, Всю войну провоевала отважная девушка и уже под самым Берлином в одном из боев капитан Самусенко А.Г. была тяжело ранена и скончалась от ран.


«
Боевая подруга» Марии Октябрьской

Марии Васильевне Октябрьской
пришлось воевать за рычагами среднего танка Т-34. Родилась она (8 марта 1905 г.) и выросла в сельской местности в Крыму. Окончила школу, приехала в Симферополь. Там вышла замуж за офицера Илью Октябрьского. С началом войны муж ушёл на фронт, а она бала эвакуирована в один из сибирских городов, где стала работать на заводе. Через некоторое время получила скорбную весть о гибели родителей. А в начале 1943-го года узнала о геройской смерти мужа. Казалось, что горе затмило всё на свете, но она нашла в себе силы. Мария сама решила пойти на фронт – мстить врагу. Все сбережения, все вещи свои и мужа пожертвовала на постройку танка – внесла в Госбанк 50 тысяч рублей. Написала письмо в Москву, приложила квитанцию о взносе денег и попросила назвать танк «Боевая подруга», а ее назначить в экипаж механиком-водителем. Вскоре из Москвы был получен утвердительный ответ, и Мария Васильевна Октябрьская была направлена в танковую школу.

В сентябре 1943 года Мария Васильевна в составе маршевой танковой роты со своим танком «Боевая подруга» прибыла в 26-ю гвардейскую танковую бригаду 2-го гвардейского Тацинского танкового корпуса, действовавшего в то время на Смоленском направлении.
Экипаж Марии Октябрьской участвовал в бою при взятии Нового Села Витебской области и уничтожил ДЗОТ с пулеметом. В этот момент по «Боевой подруге» открыло огонь из засады штурмовое орудие немцев. Все видели, как механик-водитель умело сманеврировала в овраг, и танк устремился на врага. Но в район сбора машина не пришла.

Всю ночь боевые товарищи ничего не знали об экипаже, искали танкистов. Еще день прошел – танк словно сквозь землю провалился. Вдруг рано утром послышался грохот. Высыпали все на опушку – «Боевая подруга», целая и невредимая. Все в экипаже живы, лишь Мария прихрамывает – осколком задело ногу. Оказалось, в бою снарядом повредило гусеницу. Танкисты заменили траки, и, натянув гусеницу, затаились – ждали благоприятного момента. Ночью и выбрались оттуда – ведь танк был на нейтральной полосе.

...В одном из боев за деревню Шведы у станции Крынки, уже ставшая старшим сержантом Мария Октябрьская уверенно вывела грозный Т-34 за железнодорожную насыпь, где были основные позиции вражеской пехоты и артиллерии. На полной скорости ее танк раздавил пушку, пулеметное гнездо, проутюжил траншею с неприятелем и двинулся на выручку экипажу соседнего танка.
17 марта 1944 года Мария Октябрьская, получив ранение, скончалась в госпитале. Ей было присвоено звания Героя Советского Союза посмертно. Похоронили ее танкисты с воинскими почестями в Смоленске, на Покровском кладбище.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
26 сентебря
среда
2018

В этот день:

Взлет и падение воздушной академии

26 сентября 1920 года Реввоенсовет Республики издал приказ № 1946, в котором постановил реорганизовать Московский авиатехникум в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского.

Взлет и падение воздушной академии

Взлет и падение воздушной академии 26 сентября 1920 года Реввоенсовет Республики издал приказ № 1946, в котором постановил реорганизовать Московский авиатехникум в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского.

Положение об институте было утверждено Реввоенсоветом 23 ноября 1920 года. 9 сентября 1922 года был издан приказ Реввоенсовета о введении нового штата института с присвоением ему наименования Академия Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского. С небольшими изменениями названия академия осуществляла подготовку и переподготовку командиров и инженеров для Военно-воздушных сил Вооружённых Сил СССР и Российской Федерации до августа 2011 года, когда по ней прокатился каток сердюковских реформ. Все российские и советские лётчики-космонавты — выпускники этого вуза, которого теперь нет.
В первые годы существования в академии было два факультета: инженерный и службы Воздушного Флота (командный). В 30-е годы в дополнение к двум существовавшим факультетам прибавились ещё четыре: авиационного вооружения (1934), оперативный (1935; проработал 2 года и вновь открылся в 1939 году), заочного обучения (1937), штурманский (1938). Её выпускники командовали авиачастями и соединениями, руководили инженерно-авиационной службой, возглавляли конструкторские бюро, авиазаводы, научно-исследовательские учреждения.

В 1998 году при очередной реорганизации военного образования академия была переименована в Военный авиационный технический университет (ВАТУ). В 2008 году путем слияния ВАТУ и Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина было образовано федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина». Петровский дворец, в течение 75 лет бывший главным корпусом, сердцем и одним из символов академии, был передан в ведение мэрии Москвы, а то, что осталось от академии, изгнали в Монино. Московские власти решили превратить альма-матер космонавтов и летчиков в элитную гостиницу для толстосумов. В 2009 году набор слушателей не осуществлялся. В 2011 году академия перебазирована в Воронеж. При этом более 50 процентов профессорско-преподавательского состава было разогнано. Что тут скажешь? Об армию, которая не способна защитить свой народ, любой толстозадый урод может вытереть ноги.

Смерть «отца» танка Т-34

26 сентября 1940 года скончался Михаил Ильич КОШКИН, выдающийся советский конструктор бронетанковой техники, создатель лучшего танка Второй мировой войны — легендарной «тридцатьчетвёрки».

Смерть «отца» танка Т-34

Смерть «отца» танка Т-34 26 сентября 1940 года скончался Михаил Ильич КОШКИН, выдающийся советский конструктор бронетанковой техники, создатель лучшего танка Второй мировой войны — легендарной «тридцатьчетвёрки».

Умер, застудив легкие во время испытания Т-34.

Сегодня, наверное, многие знают, что конструктором лучшего танка XX века T-34 был советский инженер Михаил Ильич Кошкин. Создать такую машину — уже великий подвиг. Но Кошкин совершил еще и подвиг самопожертвования при внедрении этого танка в производство, о чем мало кто знает.

Михаи́л Ильи́ч Ко́шкин родился 3 декабря 1898 года в селе Брынчаги Угличского уезда Ярославской губернии (ныне Переславский район Ярославской области). Семья жила бедно, отец вынужден был заниматься отхожими промыслами. В 1905 году, работая на лесозаготовках, он надорвался и умер, оставив жену, вынужденную пойти батрачить, и троих малолетних детей. Михаил окончил церковно-приходскую школу. С 1909 по 1917 год работал на кондитерской фабрике в Москве.

С февраля 1917 года служил в армии рядовым. Весной в составе 58-го пехотного полка был отправлен на Западный фронт, в августе получил ранение. Лечился в Москве, в конце 1917 года был демобилизован. 15 апреля 1918 года поступил добровольцем в сформированный в Москве железнодорожный отряд Красной Армии. Участвовал в боях под Царицыном. В 1919 году переведён в Петроград в 3-й железнодорожный батальон, который участвовал в освобождении от английских интервентов Архангельска. По дороге на Польский фронт Михаил заболел тифом и был снят с эшелона. После выздоровления направлен в 3-ю железнодорожную бригаду, участвовал в боях против Врангеля на Южном фронте.

После окончания Гражданской войны с 1921 по 1924 год Кошкин учился в Коммунистическом университете имени Я. М. Свердлова. После его окончания получил назначение в Вятку, где с 1924 по 1925 год работал заведующим кондитерской фабрики, с 1925 по 1926 год — заведующим агитационно-пропагандистского отдела райкома ВКП(б), с 1926 по 1928 год — заведующим губсовпартшколой, в 1928 году — заместителем заведующего, с июля 1928 по август 1929 года — заведующий агитационно-пропагандистского отдела губкома ВКП(б).

В 1929 году по личному распоряжению С. М. Кирова как инициативный работник, в числе «парттысячников», зачислен в Ленинградский политехнический институт (кафедра «Автомобили и тракторы»). Производственную практику проходил на Горьковском автозаводе, а преддипломную — в опытно-конструкторском отделе одного из Ленинградских заводов.

После окончания вуза 2,5 года трудился в танковом КБ Ленинградского завода им. С. М. Кирова. С должности рядового конструктора быстро дошёл до заместителя начальника КБ. За участие в создании среднего танка с противоснарядным бронированием Т-46-5 (Т-111) получил орден Красной Звезды. Участвовал также в создании танка Т-29.

С декабря 1936 года Кошкин возглавляет Конструкторское бюро Танкового отдела «Т2», завода № 183, Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ). В это время в КБ сложилась критическая кадровая ситуация: предыдущий начальник КБ А. О. Фирсов арестован «за вредительство», конструкторов допрашивают, КБ разделено на два направления: с лета 1937 года одна часть сотрудников занимается опытно-конструкторскими работами (14 тем), другая обеспечивает текущее серийное производство.

Первый проект, созданный под руководством Кошкина, танк БТ-9, был отклонён осенью 1937 года по причине грубых конструктивных ошибок и несоответствия требованиям задания. 13 октября 1937 года Автобронетанковое управление РККА (АБТУ) выдало заводу № 183 (ХПЗ) тактико-технические требования на новый танк под индексом БТ-20.

По причине слабости КБ завода № 183, на предприятии для работ по новому танку было создано отдельное конструкторское бюро, независимое от КБ Кошкина. В состав КБ вошёл ряд инженеров КБ завода № 183 (в том числе А. А. Морозов), а также около сорока выпускников Военной академии механизации и моторизации (ВАММ). Руководство КБ было поручено адъюнкту ВАММ Адольфу Дику. Разработка идёт в сложных условиях: на заводе продолжаются аресты.

Кошкин в этом хаосе продолжает развивать своё направление — чертежи, над которыми работает костяк фирсовского конструкторского бюро (КБ-24), должны лечь в основу будущего танка.

Конструкторским бюро под руководством А. Дика был разработан технический проект танка БТ-20, но с опозданием на полтора месяца. Данная задержка повлекла за собой анонимный донос на руководителя КБ, в результате которого Дик был арестован, обвинён в срыве правительственного задания и осуждён на 20 лет лагерей. Вклад А. Дика, недолго занимавшегося в КБ вопросами подвижности танка, в создание будущего танка Т-34 заключался в важной для ходовой части идее установки на борт ещё одного опорного катка и наклонного расположения пружин подвески.

После ареста Дика конструкторское бюро было реорганизовано, его руководителем стал Кошкин. В марте 1938 года проект танка был утверждён. Однако к этому моменту у военного руководства страны возникли сомнения в правильности выбранного типа движителя для танка. 28 апреля 1938 года Кошкин в Москве на совещании Народного Комиссариата обороны (НКО) добивается разрешения изготовить и испытать два новых танка — колёсно-гусеничный (как и предполагалось изначальным заданием) и чисто гусеничный. В середине — конце лета 1939 года в Харькове новые образцы танков прошли испытание. Комиссия заключила, что «по прочности и надёжности опытные танки А-20 и А-32 выше всех выпускаемых ранее… выполнены хорошо и пригодны для эксплуатации в войсках», однако отдать предпочтение одному из них она не смогла. Большую тактическую подвижность в условиях пересечённой местности во время боёв Советско-финской войны 1939—1940 годов показал гусеничный танк А-32. В короткие сроки была проведена его доработка: утолщёна до 45 мм броня и установлена 76-миллиметровая пушка и другое — так появился Т-34.

Два опытных Т-34 были изготовлены и переданы на войсковые испытания 10 февраля 1940 года, подтвердившие их высокие технические и боевые качества. В начале марта 1940 года Кошкин отправляется с ними из Харькова в Москву «своим ходом». В условиях начавшейся весенней распутицы, при сильной изношенности танков предшествующими пробеговыми испытаниями (около 3000 км), начавшийся пробег несколько раз был на грани провала. 17 марта 1940 года на Ивановской площади Кремля танки были продемонстрированы представителям правительства. Испытания в Подмосковье и на Карельском перешейке завершились успешно. Т-34 был рекомендован для немедленной постановки на производство.

Кошкин дорого заплатил за этот демонстрационный успех — простуда и переутомление привели к заболеванию пневмонией, но Михаил Ильич продолжал активно руководить доработкой танка, пока не произошло обострение заболевания и не пришлось удалить одно лёгкое. Конструктор скончался 26 сентября 1940 года в санатории «Занки» под Харьковом, где проходил реабилитационный курс лечения. Похоронен в Харькове на городском кладбище, которое в 1941 году уничтожено лётчиками люфтваффе целенаправленной бомбардировкой с целью ликвидации могилы конструктора (Гитлер объявил Кошкина своим личным врагом уже после его смерти).

День милиции, которой нет

26 сентября 1962 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был установлен День советской милиции, который отмечался ежегодно 10 ноября в связи с тем, что в этот день в 1917 году было принято постановление НКВД РСФСР о создании рабочей милиции.

День милиции, которой нет

26 сентября 1962 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был установлен День советской милиции, который отмечался ежегодно 10 ноября в связи с тем, что в этот день в 1917 году было принято постановление НКВД РСФСР о создании рабочей милиции.

В 1991 году вместе с распадом страны Советов День советской милиции исчез. Ему на смену пришел День российской милиции, который праздновался вплоть до 2011 года. С 1 марта же 2011 года в силу вступил закон «О полиции» и само название праздника «День милиции» стало неуместным. Днем полиции праздник постыдились, видимо, назвать. В соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2011 года № 1348 День милиции официально назван Днем сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. И установлено его празднование также 10 ноября.

Предотвративший ядерную войну

26 сентября 1983 года подполковник Станислав Евграфович Петров предотвратил потенциальную ядерную войну

Предотвративший ядерную войну

Предотвративший ядерную войну 26 сентября 1983 года подполковник Станислав Евграфович Петров предотвратил потенциальную ядерную войну

В ночь на 26 сентября 1983 года подполковник Станислав Петров был оперативным дежурным командного пункта, откуда осуществлялось управление дежурными средствами Ракетных войск стратегического назначения. Вдруг компьютер сообщил о запуске ракет с американской базы. Проанализировав обстановку («запуски» были произведены лишь из одной точки и состояли всего из трех МБР, что совершенно недостаточно для первого удара), подполковник Петров понял, что это ложное срабатывание системы. И не стал действовать по инструкции, что привело бы к неминуемой ядерной войне.

Последующее расследование установило, что причиной послужила засветка датчиков спутника солнечным светом, отражённым от высотных облаков. Позднее в космическую систему были внесены изменения, позволяющие исключить такие ситуации.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии