RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Страна должна знать своих героев?
6 марта 2016 г.

Страна должна знать своих героев?

85 лет назад, 6 марта 1931 года, газета «Правда» под заголовком «Страна должна знать своих героев» опубликовала сообщение о награждении орденами 15 передовиков труда.
«Нью-Йорк Таймс» об освобождении Киева
5 ноября 2016 г.

«Нью-Йорк Таймс» об освобождении Киева

6 ноября 1943 года европейские фашисты были выбиты из « Матери городов русских»
Маршал Жуков
1 декабря 2013 г.

Маршал Жуков

1 декабря 1896 года родился великий полководец Земли русской
Молодежь не сдается!
30 сентября 2013 г.

Молодежь не сдается!

30 сентября 1942 года в оккупированном фашистами Краснодоне была создана подпольная комсомольская организация «Молодая гвардия»
Сталин и китайский император
27 августа 2019 г.

Сталин и китайский император

27 августа 1946 года министр внутренних дел СССР С. Круглов направил Верховному секретную депешу по поводу бывшего императора Маньчжоу Го Пу И
Главная » Подвиги в наследство » Женщины в танках

Женщины в танках

Поздравляя наших дорогих женщин с Днем 8 Марта, преклоняемся перед теми, кто и для мужчин являл образец стойкости и героизма

Желаем мира и чтобы эти качества не были востребованы никогда.
Женщины в танках

В годы войны в ряды Красной Армии было призвано более 980 000 женщин. Они участвовали в боевых действиях, служили в войсках ПВО, водили бомбардировщики, были снайперами, саперами и медсестрами. В подразделениях связи около 80 процентов составляли женщины, в дорожных войсках их было почти половина состава. Широкую известность получил женский авиационный полк («Ночные ведьмы»). На фронтах воевали женщины-снайперы, женщины-разведчицы, женщины-зенитчицы... Выпускницы Центральной женской школы снайперов за годы войны уничтожили двенадцать тысяч фашистов. Неоценим женский подвиг в тылу, в партизанском и подпольном движении. Об этом написано немало. Но не многие знают, что наши женщины служили даже в танковых частях.

 

Танкист оказался … девушкой

 

Александру Митрофановну Ращупкину на войну не брали — слишком молода — 17 лет. Тогда она коротко постриглась, оделась в мужскую одежду, подправила документы и в качестве Александра Ращупкина была призвана в армию. В Подмосковье Александра – Александр окончила курсы шоферов, а затем, уже под Сталинградом, двухмесячные курсы механиков-водителей танка. Воевала девушка в составе 62-й армии генерала Чуйкова В.И. Удивительно, но почти три года ни экипаж танка Т-34, на котором сражалась Ращупкина, ни остальные однополчане не подозревали, что под обликом «Сашки-сорванца» скрывается женщина.
Всё открылось в феврале 1945 года, когда танкисты вели бои уже на территории Польши. Во время одного из них танк Т-34 Ращупкиной наткнулся на засаду, был подбит, загорелся. Александра получила тяжелое ранение. На выручку бросился механик из соседнего танка, стал перевязывать. Он-то и распознал в Сашке девушку. Ращупкина A.M. за боевые заслуги была награждена орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, многими медалями.


Полковник Людмила

Калинина Людмила Ивановна
– одна из первых женщин, окончивших ещё до войны военную Академию механизации и моторизации им. И.Сталина. В июне 1941 года военный инженер 3-го ранга Калинина Л.И. была направлена на Южный фронт. Ей поручили возглавить отдел ремонта и эвакуации танков. Войска фронта вели тяжелые оборонительные бои. Инженер Калинина в короткие часы затишья успевала подогнать к переднему краю тягачи, краны, организовать эвакуацию подбитых танков в ближайший тыл. Незначительные повреждения и неисправности устраняли тут же у танка.

Людмила Ивановна находилась на фронте до осени 1944 года. Возглавляемая ей танкоремонтная служба, дала вторую жизнь трем тысячам танков. За ратный и трудовой подвиг полковник Калинина Л.И. удостоена ордена Красного Знамени, двух орденов Отечественной войны 2-й степени, двух орденов Красной Звезды, ордена «Знак Почета», 23 медалей, в том числе «За боевые заслуги».


Семейный экипаж

Когда началась война, Александра Леонтьевна Бойко со своим супругом Иваном Федоровичем жили и работали на Колыме, в Магадане – вдали от линии фронта. Но глубокие чувства беспокойства за судьбу Родины не позволили молодым супругам оставаться в глубоком тылу. Александра и Иван Бойко написали письмо Сталину И.В. о своем желании приобрести на личные сбережения танк, чтобы сражаться с врагом на этой машине Просьба патриотов в начале 1944 года была исполнена. Их зачислили в Челябинское танковое училище, откуда супруги Бойко вышли механиками-водителями тяжелых танков ИС-2. Им было присвоено звание младших техников-лейтенантов.

В начале июня 1944 года муж и жена Бойко прибыли в Тульский военный лагерь. Туда же с Кировского завода поступил и построенный на их средства танк ИС-2 майского выпуска. Александра Бойко была назначена командиром тяжелого танка, а ее муж – механиком-водителем этого танка. В составе 48-го гвардейского тяжелого танкового полка Александра Леонтьевна и Иван Федорович Бойко воевали сначала на 2-м Прибалтийском фронте, а с января 1945 года – на 1-м Белорусском фронте.

Девушка против «Тигров»

Геройски сражалась на Курской дуге командир танка Т-34 лейтенант Александра Самусенко. Однажды подразделение, где служила Александра, получило задание контратаковать колонну танков противника. Механик-водитель Т-34, командиром которого была Самусенко, встретив на своем пути три «тигра», растерялся. Лейтенант Самусенко спокойно, но решительно заявила: «Назад нам дороги нет». И механик-водитель танка овладел собой. Первым же выстрелом вражеский танк был подбит. Остальные продолжали идти на сближение. Ожесточенный бой продолжался несколько часов, но победу одержал экипаж танка Александры Самусенко.

Александра Григорьевна являлась одним из лучших офицеров танковой бригады. Она была трижды ранена, два раза горела в танке. После госпиталя опять возвращалась в родную часть. За образцовое выполнение заданий командования командир танкового взвода лейтенант Самусенко была награждена орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, Всю войну провоевала отважная девушка и уже под самым Берлином в одном из боев капитан Самусенко А.Г. была тяжело ранена и скончалась от ран.


«
Боевая подруга» Марии Октябрьской

Марии Васильевне Октябрьской
пришлось воевать за рычагами среднего танка Т-34. Родилась она (8 марта 1905 г.) и выросла в сельской местности в Крыму. Окончила школу, приехала в Симферополь. Там вышла замуж за офицера Илью Октябрьского. С началом войны муж ушёл на фронт, а она бала эвакуирована в один из сибирских городов, где стала работать на заводе. Через некоторое время получила скорбную весть о гибели родителей. А в начале 1943-го года узнала о геройской смерти мужа. Казалось, что горе затмило всё на свете, но она нашла в себе силы. Мария сама решила пойти на фронт – мстить врагу. Все сбережения, все вещи свои и мужа пожертвовала на постройку танка – внесла в Госбанк 50 тысяч рублей. Написала письмо в Москву, приложила квитанцию о взносе денег и попросила назвать танк «Боевая подруга», а ее назначить в экипаж механиком-водителем. Вскоре из Москвы был получен утвердительный ответ, и Мария Васильевна Октябрьская была направлена в танковую школу.

В сентябре 1943 года Мария Васильевна в составе маршевой танковой роты со своим танком «Боевая подруга» прибыла в 26-ю гвардейскую танковую бригаду 2-го гвардейского Тацинского танкового корпуса, действовавшего в то время на Смоленском направлении.
Экипаж Марии Октябрьской участвовал в бою при взятии Нового Села Витебской области и уничтожил ДЗОТ с пулеметом. В этот момент по «Боевой подруге» открыло огонь из засады штурмовое орудие немцев. Все видели, как механик-водитель умело сманеврировала в овраг, и танк устремился на врага. Но в район сбора машина не пришла.

Всю ночь боевые товарищи ничего не знали об экипаже, искали танкистов. Еще день прошел – танк словно сквозь землю провалился. Вдруг рано утром послышался грохот. Высыпали все на опушку – «Боевая подруга», целая и невредимая. Все в экипаже живы, лишь Мария прихрамывает – осколком задело ногу. Оказалось, в бою снарядом повредило гусеницу. Танкисты заменили траки, и, натянув гусеницу, затаились – ждали благоприятного момента. Ночью и выбрались оттуда – ведь танк был на нейтральной полосе.

...В одном из боев за деревню Шведы у станции Крынки, уже ставшая старшим сержантом Мария Октябрьская уверенно вывела грозный Т-34 за железнодорожную насыпь, где были основные позиции вражеской пехоты и артиллерии. На полной скорости ее танк раздавил пушку, пулеметное гнездо, проутюжил траншею с неприятелем и двинулся на выручку экипажу соседнего танка.
17 марта 1944 года Мария Октябрьская, получив ранение, скончалась в госпитале. Ей было присвоено звания Героя Советского Союза посмертно. Похоронили ее танкисты с воинскими почестями в Смоленске, на Покровском кладбище.

 

Танкистами воевали Герой Советского Союза Ирина Николаевна Левченко, Екатерина Алексеевна Петлюк. Честь им и слава!

 

.
8 марта 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
1 июня
понедельник
2020

В этот день:

Орден Александра Невского

1 июня 1725 года Екатериной I учрежден орден Александра Невского. Он стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины.

Орден Александра Невского

1 июня 1725 года Екатериной I учрежден орден Александра Невского. Он стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины.

Знак ордена представлял собой четырёхконечный прямой крест с расширяющимися концами и характерными двуглавыми орлами, помещёнными между концами креста. В центре креста располагался круглый медальон с изображением конной фигуры Александра Невского. Также к знакам ордена относилась серебряная восьмилучевая звезда с девизом ордена «ЗА ТРУДЫ И ОТЕЧЕСТВО»

Как государственная награда орден был упразднён в 1917 году. 29 июля 1942 года в СССР был учреждён новый орден Александра Невского для награждения командного состава Красной Армии. После распада Советского Союза орден был сохранён в системе государственных наград Российской Федерации постановлением Верховного Совета от 20 марта 1992 года, однако до 2010 года награждения им не производились. 7 сентября 2010 года указом Президента России учреждён новый статут и описание ордена. Знак ордена Александра Невского Российской Федерации воспроизводит дизайн дореволюционного ордена.

 

Один из отцов «Катюши»

1 июня 1894 года родился Анатолий Аркадьевич БЛАГОНРАВОВ (умер 04.02.1975), академик, генерал-лейтенант артиллерии, один из создателей знаменитой «Катюши».

Космонавт Георгий Добровольский

1 июня 1928 года родился Георгий Тимофеевич ДОБРОВОЛЬСКИЙ (погиб 30.06.1971), летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (посмертно).

Космонавт Георгий Добровольский

1 июня 1928 года родился Георгий Тимофеевич ДОБРОВОЛЬСКИЙ (погиб 30.06.1971), летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (посмертно).

Из рабочих. Рос без отца. В годы Великой Отечественной войны находился в Одессе, которая была оккупирована немецко-фашистскими войсками. Пятнадцатилетним подростком решил бороться с оккупантами. Достал оружие, но был схвачен полицией. За хранение револьвера «в пригодном для действия состоянии» фашистским военно-полевым судом 22 февраля 1944 года был приговорен к 25 годам каторжных работ. Бежал. Скрывался. После освобождения Одессы поступил в Одесскую специальную школу ВВС. Летал на самолетах различных типов: Яки, МиГи, Ла и другие. В служебной характеристике появилась редкая для казенного лексикона фраза: «Летает с упоением». С 1963 года в Центре подготовки космонавтов. Прошел полный курс подготовки к космическим полетам на кораблях типа Союз. Проходил подготовку по советской «лунной» программе. Входил в экипаж поддержки при полете космического корабля Союз-10 (апрель 1971 года). 6 - 29 июня 1971 года совершил космический полет в качестве командира космического корабля Союз-11 и орбитальной космической станции Салют-1. Полет продолжался 23 суток 18 часов 21 минуту 43 секунду. При возвращении на Землю из-за нарушения герметичности спускаемого аппарата экипаж космического корабля Союз-11 погиб.

День рождения Военно-транспортной авиации

1 июня 1931 года в Красном воздушном флоте был сформирован первый опытный отряд . транспортных самолетов, куда вошли 12 ТБ-3 и 10 машин Р-5. Эта дата считается Днем рождения ВТА.

День рождения Военно-транспортной авиации

1 июня 1931 года в Красном воздушном флоте был сформирован первый опытный отряд . транспортных самолетов, куда вошли 12 ТБ-3 и 10 машин Р-5. Эта дата считается Днем рождения ВТА.

Уже в 1932 году такие авиамотоотряды созданы в Московском, Ленинградском, Украинском и Белорусском военных округах. Военно-транспортная авиация сразу начала обретать навыки массовых десантов. В 1934 году на территории Белорусского военного округа ТБ-3 выбросили в тыл врага 900 вооруженных бойцов. Через год, уже на других учениях, число парашютистов возросло до двух тысяч, а потом и до шести тысяч бойцов.
За годы Великой Отечественной войны советская авиация совершила в зоне боевых действий 5,400,000 самолетовылетов. Из них 1,700,000 приходится на транспортные самолеты.
В ходе войны были созданы и запущены в серийное производство новые военно-транспортные самолеты Як-6 и Ще-2, предельно простые и технологичные, в максимальной степени отвечающие условиям производства военного времени. Продолжался и серийный выпуск самого массового отечественного ВТС 1940-х годов — Ля-2 (всего за годы Великой Отечественной войны ВВС было передано 1214 самолетов этого типа). Велась постройка и десантных планеров А-7, Г-11, КЦ-20 и БДП-2. Однако в годы войны планеры не нашли в советских вооруженных силах широкого применения.
Сегодня Военно-транспортная авиация (ВТА) является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических), оперативных и оперативно-тактических задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).
На вооружении соединений и частей ВТА состоят военно-транспортные самолеты Ил-76МД, Ан-26, Ан-22, Ан-124, Ан-12ПП, транспортные вертолеты Ми-8МТВ. Основными задачами соединений и частей ВТА являются: десантирование частей (подразделений) Воздушно-десантных войск из состава оперативных (оперативно-тактических) воздушных десантов; доставка вооружения, боеприпасов и материальных средств войскам, действующим в тылу противника; обеспечение маневра авиационных соединений и частей; перевозка войск, вооружения, боеприпасов и материальных средств; эвакуация раненых и больных, участие в миротворческих операциях.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии