RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Злободневные уроки генерала Драгомирова
20 ноября 2013 г.

Злободневные уроки генерала Драгомирова

20 ноября 1830 года родился Михаи́л Ива́нович Драгоми́ров (умер 28 октября 1905) — российский военный и государственный деятель, генерал от инфантерии
84 года -110 ролей
12 апреля 2014 г.

84 года -110 ролей

13 апреля 1994 года не стало народного артиста СССР Николая Афанасьевича Крючкова
Поминовение погибших
7 ноября 2015 г.

Поминовение погибших

7 ноября 2015 года отмечается Ди­мит­ри­ев­ская ро­ди­тель­ская суб­бо­та, установленная Дмитрием Донским по­сле бит­вы на Ку­ли­ко­вом по­ле.
Испытатель русского «Медведя»
14 января 2015 г.

Испытатель русского «Медведя»

14 января 1914 года родился будущий испытатель воздушного ракетоносца Ту-95, Герой Советского Союза Алексей Перелет.
Неоднозначный император
8 февраля 2014 г.

Неоднозначный император

8 февраля 1725 года скончался Пётр Первый. С тех пор не смолкают споры о его роли в истории России.
Главная » Подвиги в наследство » Южный флот Великого Отечества

Южный флот Великого Отечества

13 мая – ДЕНЬ КРАСНОЗНАМЕННОГО ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА ВМФ РОССИИ

«Для черноморца невозможного ничего нет...». Адмирал П. С. Нахимов
Южный флот Великого Отечества

Вот уже более 230 лет южные рубежи России овеяны Андреевским флагом Черноморского Флота. Войны, революции, смены режимов и границ – ничто не поколебало мощи и величия моряков-черноморцев. Их трагедия и Слава – в истории, в их жизни и смерти. Имена прославленных героев Севастополя вписаны золотом и кровью в страницы Памяти России. Адмиралы Нахимов и Ушаков, Корнилов и Касатонов, Клокачёв и Мордвинов – положили жизни свои на создание и сохранение Черноморского Флота.
Прав был Петр Великий, сказав когда- то: «Всякий патентат, коий едину армию имеет, — одну руку имеет, а коий и флот имеет, — обе руки имеет!»
А начиналось все после окончания Русско-турецкой войны 1768–1774 гг. Памятуя о том, что турки никогда «не ставили себе в стыд» отказываться от своих собственных слов и постановлений, трактуя их по своему усмотрению, русская императрица Екатерина II резонно рассудила, что «полезнее всегда было, когда говорили с ними сильным тоном», для чего следовало укреплять там военное присутствие, в том числе и на Чёрном море. Замечу, что подобная особенность политики Турции унаследована ею от своих предков в полной мере и нам как никогда необходимо помнить об уроках истории в этом регионе.
Итак, 11 (22) декабря 1775 г. был издан указ Екатерины II, в котором определялись основные направления строительства флота на Чёрном море. Предусматривалась постройка «двадцати больших военных кораблей с надобными для них малыми». С этой целью командующему Азовской флотилией вице-адмиралу А.Н. Сенявину предписывалось обследовать Днепровский лиман для отыскания удобного места под сооружение верфей. Первая верфь сооружена была в местечке Александр-шанц, в 30 верстах от устья Днепра. Позднее неподалеку был образован город Херсон. Указом императрицы от 31 марта (11 апреля) 1778 г. строительство флота на Чёрном море было отдано на попечение новороссийскому генерал-губернатору генерал-аншефу князю Григорию Александровичу Потёмкину.
26 мая (6 июня) 1779 г. там был заложен первый 60-пушечный линейный корабль «Св. Екатерина».

Однако без решения назревшего «крымского вопроса» безопасного строительства флота и дальнейшего развития причерноморского побережья России просто не могло быть. Турецкая угроза была слишком серьезной. Под его защитой крымское ханство тоже регулярно нарушало покой южных рубежей России. И вот, осенью 1782 года в Крым вступают российские войска. Взвесив все «за» и «против», Екатерина II начала интенсивную дипломатическую и военную подготовку к присоединению Крыма к Российской империи.

В результате напряженной дипломатической работы и всестороннего обоснования, подкрепленного решительными передвижениями российских войск, 8 (19) апреля 1783 г. Екатерина II издала Манифест о присоединении Крыма к Российской империи. Первым командующим - «для командования флотом, заводимым на Черном и Азовском морях», был назначен вице-адмирал Федот Алексеевич Клокачёв.
Именно под его предводительством 2 (13) мая 1783 г. авангардный отряд Азовской флотилии в составе четырех фрегатов, бомбардирского корабля, полаки, шхуны и бота вошёл в Ахтиарскую бухту. Эта дата считается датой основания Черноморского Флота России.

Клокачёв докладывал: «Подобной еще гавани не видал, и в Европе, действительно, такой хорошей нет; вход в сию гавань самый лучший, натура сама разделила бухту на разные гавани, т.е. военную и купеческую; довольная в каждом лимане глубина, положение ж берегового места хорошее и надежно к здоровью, словом сказать, лучшее нельзя найти к содержанию флота место».
В Ахтиарской бухте под руководством контр-адмирала Томаса (на русской службе — Фомы Фомича) Мекензи началось строительство новой базы для флота, где с нетерпением ждали прихода новых кораблей из Херсона.
А 21 февраля (10 февраля) 1784 года Екатерина II издает указ об устройстве на южных рубежах новых укреплений, среди которых должно было выстроить и «крепость большую Севастополь, где ныне Ахтияр и где должны быть Адмиралтейство, верфь для перваго ранга кораблей, порт и военное селение». (Солдатский храм писал об этом подробно здесь:http://vk.com/wall-98877741?q=Крым&w=wall-9887774..)

Таким образом, Севастополь официально стал основным местом пребывания строящегося Черноморского флота, торговым портом и крепостью. К переходу в Севастополь готовились корабли, сошедшие со стапелей Херсона.
Первым же документом, формально закрепившим образование Черноморского Флота, стал указ императрицы Екатерины II от 24 августа 1785 года о создании Черноморского адмиралтейского правления и утверждении штата флота в составе 12 линейных кораблей, 20 фрегатов, 5 судов и 8 транспортов, с общей численностью личного состава 13 504 человека. Первым главнокомандующим флотом стал наместник императрицы на юге России генерал-фельдмаршал князь Григорий Потемкин.
В честь основания флота была отлита медаль «Слава России».
Уже к маю 1787 г. новосозданный флот насчитывал в своем составе 46 вымпелов: 3 линейных корабля, 12 фрегатов, 3 бомбардирских корабля, 28 других военных судов.
Первые победы молодого Черноморского флота под предводительством адмирала Ф.Ф. Ушакова (http://vk.com/wall-98877741?q=ушаков&w=wall-98877..) поразили всё мировое сообщество и вынудили Турцию отказаться от притязаний на Крым навечно!
Одновременно с объявлением Севастополя в 1804 г. главным портом Черноморского флота, началось кораблестроение в Николаеве, новой корабельной верфи, заложенной в устье Ингула в июне 1788 года. В 1826 году в Севастополе был построен 18-ти пушечный бриг «Меркурий”, экипаж которого под командованием капитан-лейтенанта А.И. Казарского 14 мая 1829 г. одержал блестящую победу над двумя турецкими линейными кораблями, имевшими десятикратное превосходство в людях и вооружении. «Меркурий” первым из кораблей Черноморского флота был награжден кормовым Георгиевским флагом. В середине XIX века усилиями выдающихся адмиралов А.С. Грейга, М.П. Лазарева, П.С. Нахимова и В.А. Корнилова Черноморский флот стал одним из лучших парусных флотов Европы. «Из черноморцев выходят такие офицеры, что сделали бы честь всякому флоту в Европе...» - писал адмирал М. П. Лазарев.
На долю черноморцев уже в первые годы выпало немало сражений. Усилившаяся Россия неоднократно вызывала попытки соседей проверить молодой флот на прочность.

Во время Крымской войны (1853-1856 гг.) эскадра Черноморского флота под командованием вице-адмирала П.С. Нахимова 18 ноября 1853 г. одержала блестящую победу над турецким флотом в Синопской бухте. Из 16 кораблей противник потерял 15. Это было последнее крупное сражение эпохи парусного флота.
Главным событием Крымской войны явилась оборона Севастополя 1854-1855 гг. 349 дней длилась Севастопольская эпопея, во время которой доблестно сражались на бастионах Севастополя моряки-черноморцы под командованием адмиралов В.А. Корнилова, В.И. Истомина, П.С. Нахимова. «Имея Севастополь, мы будем иметь и флот, а без Севастополя нельзя иметь флота на Черном море» - писал П. С. Нахимов. Их подвиги и героическая гибель – трагические и славные страницы истории Черноморского флота (подробнее: http://vk.com/wall-98877741?q=нахимов&w=wall-9887..)

В результате поражения в Крымской войне по Парижскому мирному договору 1856 года Россия лишилась права иметь военный флот на Черном море. Эти ограничения были отменены Лондонской конвенцией 1871 года.
К началу ХХ века Черноморский флот превратился в серьезную боевую силу на юге России. В его составе было 7 эскадренных броненосцев, 2 «поповки” (артиллерийские плавучие батареи), 1 крейсер, 3 минных крейсера, 22 миноносца, 6 канонерских лодок, 9 миноносок, 2 парохода, 8 транспортов. К осени 1917 г. Черноморский флот насчитывал уже 177 боевых кораблей, имел транспортную флотилию. Наступили чёрные времена славного Черноморского флота.
В начале 1918 года революционные моряки Черноморского флота совместно с населением Крыма вели активную борьбу за установление новой власти, а затем, с весны, участвовали в борьбе с наступающими силами германских войск. Чтобы не допустить захвата кораблей флота немцами, часть из них была переведена в Новороссийск, где по приказу большевиков, они были затоплены. Но более 130 кораблей вместе с отступающими войсками Врангеля покинули Севастополь, и ушли в тунисский порт Бизерту и некоторые другие. После эвакуации Белый Черноморский флот был преобразован в Русскую эскадру и базировался в порту Бизерта в Тунисе до 1924 года, когда с последнего корабля был спущен Андреевский флаг. Официально корабли были переданы СССР, но в силу того, что их ремонт и восстановление были нецелесообразны, эти корабли так и остались навсегда в порту Бизерта…
Шансы на восстановление флота появились только после окончательного освобождения Севастополя 15 ноября 1920 г. В 1921 году было принято решение о восстановлении Черноморского флота.
Свое первое значительное плавание по Черному морю, в котором приняли участие свыше 20 кораблей, возрожденный флот совершил осенью 1923 г. В 1928 г. восстановление флота было в основном закончено, и началась его техническая реконструкция. За 1929 -1937 гг. Черноморский флот получил более 500 боевых кораблей различных классов, сотни боевых самолетов. Были созданы ВВС, береговая оборона и система ПВО флота. К началу Великой Отечественной войны в состав Черноморского флота входили: линейный корабль «Парижская коммуна» (позднее он был переименован в «Севастополь»), крейсеры «Красный Крым», «Ворошилов», «Молотов», 3 лидера, 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 15 тральщиков, 4 канонерские лодки, 2 сторожевых корабля, минный заградитель, 34 торпедных катера, 10 катеров-охотников, вспомогательные суда; ВВС флота насчитывали 625 самолетов. В полной боевой готовности встретил флот нападение фашистской Германии.

Корабли Черноморского флота уже в первые дни войны совершили дерзкие рейды на основные морские базы противника. Особое место в боевых действиях флота занимают оборона Одессы, Севастополя, Керченско-Феодосийская десантная операция, оборона Кавказа, освобождение Новороссийска. О некоторых событиях Великой Отечественной в Крыму Солдатский храм рассказывал (http://vk.com/wall-98877741?q=крым&w=wall-9887774..; http://vk.com/wall-98877741?q=крым&w=wall-9887774..)
За годы войны флот провел 24 десантные операции, было потоплено 835 кораблей и судов противника, 539 повреждено. 18 кораблям и частям присвоено звание гвардейских, 228 человек стали Героями Советского Союза, 54766 — награждены орденами и медалями.
Но на этом перипетии истории не закончились. В 1991 году, с развалом СССР, началась новая, странная эпоха в истории Черноморского флота. Он стал объединенным флотом России и Украины, для кораблей и судов которого был предусмотрен Военно-морской флаг Черноморского флота. Но такое положение не могло продолжаться долго, и 12 июня 1997 года на кораблях российского Черноморского флота был поднят исторический Андреевский флаг. Украинской стороне достались 67 кораблей и 90 боевых самолетов, а России – 338 кораблей и 106 самолетов и вертолетов. Кроме того, России на правах аренды перешли пункты базирования в Крыму. Соглашения были заключены до 2017 года, а потом в 2010 году продлены до 2042 года (ТАСС). Обновление и развитие Черноморского флота в этих условиях постоянно тормозилось «союзниками» России.
23 года продолжалось полулегальное существование российского Черноморского флота в Крыму. За это время моряки-черноморцы были вынуждены постоянно сталкиваться с трудностями на территории Крыма и Украины. По сути, им была объявлена молчаливая, можно сказать, «холодная война».
18 марта 2014 года основная база Черноморского флота РФ в Севастополе перешла под юрисдикцию России, а Харьковские соглашения, согласно которым флот базировался в Крыму, денонсированы Российской Федерацией.
После воссоединения Крыма с Россией только по итогам 2015 года флот получил более 200 единиц новых образцов вооружения и военной техники, около 40 различных кораблей и судов (по материалам ТАСС).
В 2015 году прошел испытания на Балтике фрегат "Адмирал Григорович" проекта 11356 (http://vk.com/wall-98877741?q=крым&w=wall-9887774..)
Всего по этому проекту планировалось построить шесть кораблей, из них в 2016 году Черноморский флот, кроме фрегата "Адмирал Григорович" получит еще два – фрегаты "Адмирал Эссен" и "Адмирал Макаров", из которых первый завершил государственные испытания на Балтике и готовится в Калининграде к передаче ВМФ в конце мая, а второй пройдет процедуру заводских ходовых и государственных испытаний до конца осени. Также в 2016 году на воду будут спущены и переданы флоту две завершающие серию дизель-электрические подлодки проекта 636.3 "Великий Новгород" и "Колпино" (ТАСС).

С началом Военной операции ВКС России в Сирии 30 сентября 2015 года, корабли Черноморского флота осуществляют прикрытие Авиационной группы ВКС России в Сирии, неся боевое дежурство у берегов Сирии.
Ныне Черноморский флот продолжает оставаться одной из основных группировок Вооруженных Сил Российской Федерации, и есть все основания верить в то, что у него есть будущее. Такое же славное, но, надеюсь, менее трагическое, нежели прошлое.
«Флот – это необходимая принадлежность всякой Великой державы, обладающей морем» (24 мая 1908; Гос. Дума; речь П.А. Столыпина в защиту воссоздания флота).
Приказом главнокомандующего Военно-морским флотом РФ от 15 июля 1996 г. "О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности" 13 мая был установлен как День Черноморского флота ВМФ России.
Солдатский храм и Российский героический календарь поздравляют моряков-черноморцев с Днем Черноморского флота! Слава! Слава! Слава!

Светлана Ляхова, "Солдатский храм" (https://vk.com/ruvoin)

.
13 мая 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 августа
вторник
2017

В этот день:

22 августа -День Государственного флага Российской Федерации.

Праздник был установлен в 1994 году указом президента Российской Федерации.

22 августа -День Государственного флага Российской Федерации.

Праздник был установлен в 1994 году указом президента Российской Федерации.

Госуда́рственный флаг Росси́йской Федера́ции как официальный государственный символ утверждён указом президента Российской Федерации № 2126 от 11 декабря 1993 года «О Государственном флаге Российской Федерации». Представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета.  Исторически «триколор» являлся торговым или коммерческим флагом Российской Империи.

В артикуле 6 утверждённого Петром Первым 13 января 1720 года Уставе морском было сказано: "Корабли торговые Российские повинны иметь флаг полосатой трех колеров: белый, синий, красной". В 1885 году бело-сине-красный флаг был подтвержден императором Александром III флагом коммерческих судов: "Флаг для коммерческих судов состоит из трёх горизонтальных полос, считая сверху: белой, синей и красной". В государственной символике Российской Империи преобладали другие цвета. Созданное в 1696 году гербовое знамя Петра I было красным с белой каймой. В 1742 году в связи с предстоящей коронацией Елизаветы Петровны было создано новое государственное знамя Российской империи (которое являлось одной из государственных регалий наряду с короной, скипетром, печатью и использовалось на торжественных церемониях, коронациях, погребениях императоров). Оно состояло из жёлтого полотнища с изображением на обеих его сторонах чёрного двуглавого орла в окружении овальных щитков с 31 гербом, символизирующих упомянутые в императорской титулатуре царства, княжества и земли. Как символ российской государственности использовался также флаг из государственных цветов чёрно-жёлто-белого сочетания. Ельцин и его окружение выбрали коммерческий триколор как символ современной России.

Одноногий адмирал Иван Исаков

22 августа 1894 года родился Иван Степанович ИСАКОВ (умер 11.10.1967), Адмирал флота Советского Союза, Герой Советского Союза. 20-летним юношей он начал военно-морскую службу. В годы Первой мировой войны служил мичманом на эсминце "Изяслав". После революции занимал ряд руководящих командных и штабных должностей на флотах, а также в центральном аппарате ВМФ, командовал Краснознаменным Балтийским флотом.

Одноногий адмирал Иван Исаков

22 августа 1894 года родился Иван Степанович ИСАКОВ (умер 11.10.1967), Адмирал флота Советского Союза, Герой Советского Союза. 20-летним юношей он начал военно-морскую службу. В годы Первой мировой войны служил мичманом на эсминце "Изяслав". После революции занимал ряд руководящих командных и штабных должностей на флотах, а также в центральном аппарате ВМФ, командовал Краснознаменным Балтийским флотом.

В 1938 г. был назначен заместителем Народного комиссара Военно-морского Флота. В 1939 г. он вступил в ряды Коммунистической партии.  Незаурядные способности адмирала Исакова как флотоводца и крупного военачальника особенно раскрылись в годы Великой Отечественной войны, которую он встретил на посту первого заместителя Народного комиссара Военно-Морского Флота. В июле 1941 г., когда создалось тяжелое положение для наших войск и флота в Прибалтике, И. С. Исакова назначили заместителем главнокомандующего Северо-Западного направления по морской части. С образованием Северо-Кавказского направления в апреле 1942 г. И. С. Исакова назначили заместителем главнокомандующего и членом Военного совета этого направления. Организаторский талант Ивана Степановича сыграл большую роль в объединении усилий войск, действовавших в Севастополе, на Керченском полуострове и на Кавказском побережье. Он много внимания уделял боевым действиям Азовской флотилии, Керченской военно-морской базы и других частей Черноморского флота. 4 октября 1942 г. при очередной поездке на передовые линии недалеко от Туапсе, в районе Гойтхского перевала, И. С. Исаков был тяжело ранен. Ему ампутировали ногу. Три месяца продолжалась борьба за его жизнь. Зимой Исаков , не покидая палаты, начал работать, а в мае 1943 г. вернулся в Москву. Став инвалидом, Иван Степанович не потерял самообладания и мужества. Он был назначен начальником Главного штаба ВМФ и заместителем главнокомандующего Военно-Морского Флота, впоследствии занимал ряд других ответственных должностей в центральном аппарате Министерства обороны. Он был удостоен звания Героя Советского Союза, награжден шестью орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Ушакова I степени, орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, многими медалями, а также орденами ряда иностранных государств. И. С. Исаков скончался в 1967 г. Он похоронен на Новодевичьем кладбище.

Возвращение Порт-Артура

22 августа 1945 года советские десантники освободили Порт-Артур и Дальний (Дайрен) от японских захватчиков.

Возвращение Порт-Артура

22 августа 1945 года советские десантники освободили Порт-Артур и Дальний (Дайрен) от японских захватчиков.

13 августа 1945 года - президент США Гарри Трумэн отдал приказ занять порт Дальний до того, как туда высадятся русские. Сделать это американцы собирались на кораблях. Советское командование решило опередить США: пока те доплывут до Ляодунского полуострова, высадить русский десант на гидросамолетах.

22 августа 1945 года 27 самолетов 117-го авиаполка Военно-Воздушных Сил Тихоокеанского Флота поднялись в воздух и взяли курс на порт Дальний. На борту каждого из них было по 36 человек. В бухте порта Дальний десант высадился и занял город. Затем совместно с частями

6-й Гвардейской танковой армии и частями 39-й армии освободили весь Ляодунский полуостров вместе с Порт-Артуром. Он снова вернулся в Россию. Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин так оценил этот факт: «Свою агрессию против нашей страны Япония начала еще в 1904 году во время русско-японской войны... Как известно, в войне с Японией Россия потерпела тогда поражение. Было ясно, что Япония ставит себе задачу отторгнуть от России весь ее Дальний Восток.... Но поражение русских войск в 1904 году в период русско-японской войны... легло на нашу страну черным пятном. Наш народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет разбита и пятно будет ликвидировано. Сорок лет ждали мы, люди старого поколения, этого дня».

 

Авиаконструктор Александр Яковлев

22 августа 1989 года скончался Александр Сергеевич Яковлев (р. 1906), авиаконструктор, лауреат шести Сталинских премий, Ленинской премии и Государственной премии СССР, создатель самолётов серии ЯК.

Авиаконструктор Александр Яковлев

22 августа 1989 года скончался Александр Сергеевич Яковлев (р. 1906), авиаконструктор, лауреат шести Сталинских премий, Ленинской премии и Государственной премии СССР, создатель самолётов серии ЯК.

Под руководством Яковлева ОКБ 115 выпустило свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. С 1932 года самолёты ОКБ непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации. Всего построено 70 000 самолётов «Як». Во время Великой Отечественной войны для фронта было построено 40 000 самолётов «Як». На самолётах КБ Яковлева установлено 74 мировых рекорда.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии