RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Курская битва
23 августа 2013 г.

Курская битва

23 августа 1943 года полным разгромом фашистской группировки были завершены советские наступательные операции «Кутузов» и «Румянцев»
Тайна маршала Говорова
22 февраля 2018 г.

Тайна маршала Говорова

22 февраля 2018 года выдающемуся полководцу, самому загадочному сталинскому маршалу исполнился 121 год
Последний бой летчика Якобсона
4 февраля 2015 г.

Последний бой летчика Якобсона

4 февраля 1943 года погиб в воздушном поединке над селом Никоновское Московской области лейтенант Арнольд Мартинович Якобсон
Солдат. Отец. Учитель.
24 ноября 2017 г.

Солдат. Отец. Учитель.

24 ноября, отцу моему Александру исполнилось бы 95 лет.
Герои автоинспекции
3 июля 2017 г.

Герои автоинспекции

3 июля в России отмечается День ГАИ
Главная » Подвиги в наследство » Южный флот Великого Отечества

Южный флот Великого Отечества

13 мая – ДЕНЬ КРАСНОЗНАМЕННОГО ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА ВМФ РОССИИ

«Для черноморца невозможного ничего нет...». Адмирал П. С. Нахимов
Южный флот Великого Отечества

Вот уже более 230 лет южные рубежи России овеяны Андреевским флагом Черноморского Флота. Войны, революции, смены режимов и границ – ничто не поколебало мощи и величия моряков-черноморцев. Их трагедия и Слава – в истории, в их жизни и смерти. Имена прославленных героев Севастополя вписаны золотом и кровью в страницы Памяти России. Адмиралы Нахимов и Ушаков, Корнилов и Касатонов, Клокачёв и Мордвинов – положили жизни свои на создание и сохранение Черноморского Флота.
Прав был Петр Великий, сказав когда- то: «Всякий патентат, коий едину армию имеет, — одну руку имеет, а коий и флот имеет, — обе руки имеет!»
А начиналось все после окончания Русско-турецкой войны 1768–1774 гг. Памятуя о том, что турки никогда «не ставили себе в стыд» отказываться от своих собственных слов и постановлений, трактуя их по своему усмотрению, русская императрица Екатерина II резонно рассудила, что «полезнее всегда было, когда говорили с ними сильным тоном», для чего следовало укреплять там военное присутствие, в том числе и на Чёрном море. Замечу, что подобная особенность политики Турции унаследована ею от своих предков в полной мере и нам как никогда необходимо помнить об уроках истории в этом регионе.
Итак, 11 (22) декабря 1775 г. был издан указ Екатерины II, в котором определялись основные направления строительства флота на Чёрном море. Предусматривалась постройка «двадцати больших военных кораблей с надобными для них малыми». С этой целью командующему Азовской флотилией вице-адмиралу А.Н. Сенявину предписывалось обследовать Днепровский лиман для отыскания удобного места под сооружение верфей. Первая верфь сооружена была в местечке Александр-шанц, в 30 верстах от устья Днепра. Позднее неподалеку был образован город Херсон. Указом императрицы от 31 марта (11 апреля) 1778 г. строительство флота на Чёрном море было отдано на попечение новороссийскому генерал-губернатору генерал-аншефу князю Григорию Александровичу Потёмкину.
26 мая (6 июня) 1779 г. там был заложен первый 60-пушечный линейный корабль «Св. Екатерина».

Однако без решения назревшего «крымского вопроса» безопасного строительства флота и дальнейшего развития причерноморского побережья России просто не могло быть. Турецкая угроза была слишком серьезной. Под его защитой крымское ханство тоже регулярно нарушало покой южных рубежей России. И вот, осенью 1782 года в Крым вступают российские войска. Взвесив все «за» и «против», Екатерина II начала интенсивную дипломатическую и военную подготовку к присоединению Крыма к Российской империи.

В результате напряженной дипломатической работы и всестороннего обоснования, подкрепленного решительными передвижениями российских войск, 8 (19) апреля 1783 г. Екатерина II издала Манифест о присоединении Крыма к Российской империи. Первым командующим - «для командования флотом, заводимым на Черном и Азовском морях», был назначен вице-адмирал Федот Алексеевич Клокачёв.
Именно под его предводительством 2 (13) мая 1783 г. авангардный отряд Азовской флотилии в составе четырех фрегатов, бомбардирского корабля, полаки, шхуны и бота вошёл в Ахтиарскую бухту. Эта дата считается датой основания Черноморского Флота России.

Клокачёв докладывал: «Подобной еще гавани не видал, и в Европе, действительно, такой хорошей нет; вход в сию гавань самый лучший, натура сама разделила бухту на разные гавани, т.е. военную и купеческую; довольная в каждом лимане глубина, положение ж берегового места хорошее и надежно к здоровью, словом сказать, лучшее нельзя найти к содержанию флота место».
В Ахтиарской бухте под руководством контр-адмирала Томаса (на русской службе — Фомы Фомича) Мекензи началось строительство новой базы для флота, где с нетерпением ждали прихода новых кораблей из Херсона.
А 21 февраля (10 февраля) 1784 года Екатерина II издает указ об устройстве на южных рубежах новых укреплений, среди которых должно было выстроить и «крепость большую Севастополь, где ныне Ахтияр и где должны быть Адмиралтейство, верфь для перваго ранга кораблей, порт и военное селение». (Солдатский храм писал об этом подробно здесь:http://vk.com/wall-98877741?q=Крым&w=wall-9887774..)

Таким образом, Севастополь официально стал основным местом пребывания строящегося Черноморского флота, торговым портом и крепостью. К переходу в Севастополь готовились корабли, сошедшие со стапелей Херсона.
Первым же документом, формально закрепившим образование Черноморского Флота, стал указ императрицы Екатерины II от 24 августа 1785 года о создании Черноморского адмиралтейского правления и утверждении штата флота в составе 12 линейных кораблей, 20 фрегатов, 5 судов и 8 транспортов, с общей численностью личного состава 13 504 человека. Первым главнокомандующим флотом стал наместник императрицы на юге России генерал-фельдмаршал князь Григорий Потемкин.
В честь основания флота была отлита медаль «Слава России».
Уже к маю 1787 г. новосозданный флот насчитывал в своем составе 46 вымпелов: 3 линейных корабля, 12 фрегатов, 3 бомбардирских корабля, 28 других военных судов.
Первые победы молодого Черноморского флота под предводительством адмирала Ф.Ф. Ушакова (http://vk.com/wall-98877741?q=ушаков&w=wall-98877..) поразили всё мировое сообщество и вынудили Турцию отказаться от притязаний на Крым навечно!
Одновременно с объявлением Севастополя в 1804 г. главным портом Черноморского флота, началось кораблестроение в Николаеве, новой корабельной верфи, заложенной в устье Ингула в июне 1788 года. В 1826 году в Севастополе был построен 18-ти пушечный бриг «Меркурий”, экипаж которого под командованием капитан-лейтенанта А.И. Казарского 14 мая 1829 г. одержал блестящую победу над двумя турецкими линейными кораблями, имевшими десятикратное превосходство в людях и вооружении. «Меркурий” первым из кораблей Черноморского флота был награжден кормовым Георгиевским флагом. В середине XIX века усилиями выдающихся адмиралов А.С. Грейга, М.П. Лазарева, П.С. Нахимова и В.А. Корнилова Черноморский флот стал одним из лучших парусных флотов Европы. «Из черноморцев выходят такие офицеры, что сделали бы честь всякому флоту в Европе...» - писал адмирал М. П. Лазарев.
На долю черноморцев уже в первые годы выпало немало сражений. Усилившаяся Россия неоднократно вызывала попытки соседей проверить молодой флот на прочность.

Во время Крымской войны (1853-1856 гг.) эскадра Черноморского флота под командованием вице-адмирала П.С. Нахимова 18 ноября 1853 г. одержала блестящую победу над турецким флотом в Синопской бухте. Из 16 кораблей противник потерял 15. Это было последнее крупное сражение эпохи парусного флота.
Главным событием Крымской войны явилась оборона Севастополя 1854-1855 гг. 349 дней длилась Севастопольская эпопея, во время которой доблестно сражались на бастионах Севастополя моряки-черноморцы под командованием адмиралов В.А. Корнилова, В.И. Истомина, П.С. Нахимова. «Имея Севастополь, мы будем иметь и флот, а без Севастополя нельзя иметь флота на Черном море» - писал П. С. Нахимов. Их подвиги и героическая гибель – трагические и славные страницы истории Черноморского флота (подробнее: http://vk.com/wall-98877741?q=нахимов&w=wall-9887..)

В результате поражения в Крымской войне по Парижскому мирному договору 1856 года Россия лишилась права иметь военный флот на Черном море. Эти ограничения были отменены Лондонской конвенцией 1871 года.
К началу ХХ века Черноморский флот превратился в серьезную боевую силу на юге России. В его составе было 7 эскадренных броненосцев, 2 «поповки” (артиллерийские плавучие батареи), 1 крейсер, 3 минных крейсера, 22 миноносца, 6 канонерских лодок, 9 миноносок, 2 парохода, 8 транспортов. К осени 1917 г. Черноморский флот насчитывал уже 177 боевых кораблей, имел транспортную флотилию. Наступили чёрные времена славного Черноморского флота.
В начале 1918 года революционные моряки Черноморского флота совместно с населением Крыма вели активную борьбу за установление новой власти, а затем, с весны, участвовали в борьбе с наступающими силами германских войск. Чтобы не допустить захвата кораблей флота немцами, часть из них была переведена в Новороссийск, где по приказу большевиков, они были затоплены. Но более 130 кораблей вместе с отступающими войсками Врангеля покинули Севастополь, и ушли в тунисский порт Бизерту и некоторые другие. После эвакуации Белый Черноморский флот был преобразован в Русскую эскадру и базировался в порту Бизерта в Тунисе до 1924 года, когда с последнего корабля был спущен Андреевский флаг. Официально корабли были переданы СССР, но в силу того, что их ремонт и восстановление были нецелесообразны, эти корабли так и остались навсегда в порту Бизерта…
Шансы на восстановление флота появились только после окончательного освобождения Севастополя 15 ноября 1920 г. В 1921 году было принято решение о восстановлении Черноморского флота.
Свое первое значительное плавание по Черному морю, в котором приняли участие свыше 20 кораблей, возрожденный флот совершил осенью 1923 г. В 1928 г. восстановление флота было в основном закончено, и началась его техническая реконструкция. За 1929 -1937 гг. Черноморский флот получил более 500 боевых кораблей различных классов, сотни боевых самолетов. Были созданы ВВС, береговая оборона и система ПВО флота. К началу Великой Отечественной войны в состав Черноморского флота входили: линейный корабль «Парижская коммуна» (позднее он был переименован в «Севастополь»), крейсеры «Красный Крым», «Ворошилов», «Молотов», 3 лидера, 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 15 тральщиков, 4 канонерские лодки, 2 сторожевых корабля, минный заградитель, 34 торпедных катера, 10 катеров-охотников, вспомогательные суда; ВВС флота насчитывали 625 самолетов. В полной боевой готовности встретил флот нападение фашистской Германии.

Корабли Черноморского флота уже в первые дни войны совершили дерзкие рейды на основные морские базы противника. Особое место в боевых действиях флота занимают оборона Одессы, Севастополя, Керченско-Феодосийская десантная операция, оборона Кавказа, освобождение Новороссийска. О некоторых событиях Великой Отечественной в Крыму Солдатский храм рассказывал (http://vk.com/wall-98877741?q=крым&w=wall-9887774..; http://vk.com/wall-98877741?q=крым&w=wall-9887774..)
За годы войны флот провел 24 десантные операции, было потоплено 835 кораблей и судов противника, 539 повреждено. 18 кораблям и частям присвоено звание гвардейских, 228 человек стали Героями Советского Союза, 54766 — награждены орденами и медалями.
Но на этом перипетии истории не закончились. В 1991 году, с развалом СССР, началась новая, странная эпоха в истории Черноморского флота. Он стал объединенным флотом России и Украины, для кораблей и судов которого был предусмотрен Военно-морской флаг Черноморского флота. Но такое положение не могло продолжаться долго, и 12 июня 1997 года на кораблях российского Черноморского флота был поднят исторический Андреевский флаг. Украинской стороне достались 67 кораблей и 90 боевых самолетов, а России – 338 кораблей и 106 самолетов и вертолетов. Кроме того, России на правах аренды перешли пункты базирования в Крыму. Соглашения были заключены до 2017 года, а потом в 2010 году продлены до 2042 года (ТАСС). Обновление и развитие Черноморского флота в этих условиях постоянно тормозилось «союзниками» России.
23 года продолжалось полулегальное существование российского Черноморского флота в Крыму. За это время моряки-черноморцы были вынуждены постоянно сталкиваться с трудностями на территории Крыма и Украины. По сути, им была объявлена молчаливая, можно сказать, «холодная война».
18 марта 2014 года основная база Черноморского флота РФ в Севастополе перешла под юрисдикцию России, а Харьковские соглашения, согласно которым флот базировался в Крыму, денонсированы Российской Федерацией.
После воссоединения Крыма с Россией только по итогам 2015 года флот получил более 200 единиц новых образцов вооружения и военной техники, около 40 различных кораблей и судов (по материалам ТАСС).
В 2015 году прошел испытания на Балтике фрегат "Адмирал Григорович" проекта 11356 (http://vk.com/wall-98877741?q=крым&w=wall-9887774..)
Всего по этому проекту планировалось построить шесть кораблей, из них в 2016 году Черноморский флот, кроме фрегата "Адмирал Григорович" получит еще два – фрегаты "Адмирал Эссен" и "Адмирал Макаров", из которых первый завершил государственные испытания на Балтике и готовится в Калининграде к передаче ВМФ в конце мая, а второй пройдет процедуру заводских ходовых и государственных испытаний до конца осени. Также в 2016 году на воду будут спущены и переданы флоту две завершающие серию дизель-электрические подлодки проекта 636.3 "Великий Новгород" и "Колпино" (ТАСС).

С началом Военной операции ВКС России в Сирии 30 сентября 2015 года, корабли Черноморского флота осуществляют прикрытие Авиационной группы ВКС России в Сирии, неся боевое дежурство у берегов Сирии.
Ныне Черноморский флот продолжает оставаться одной из основных группировок Вооруженных Сил Российской Федерации, и есть все основания верить в то, что у него есть будущее. Такое же славное, но, надеюсь, менее трагическое, нежели прошлое.
«Флот – это необходимая принадлежность всякой Великой державы, обладающей морем» (24 мая 1908; Гос. Дума; речь П.А. Столыпина в защиту воссоздания флота).
Приказом главнокомандующего Военно-морским флотом РФ от 15 июля 1996 г. "О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности" 13 мая был установлен как День Черноморского флота ВМФ России.
Солдатский храм и Российский героический календарь поздравляют моряков-черноморцев с Днем Черноморского флота! Слава! Слава! Слава!

Светлана Ляхова, "Солдатский храм" (https://vk.com/ruvoin)

.
13 мая 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
24 мая
четверг
2018

В этот день:

Подлый вояж крымского хана

24 мая 1571 года крымский хан Девлет-Гирей захватил и спалил Москву. В 1570 году на Русь обрушилась чума. Только в Москве от нее умирало в день 600 - 1000 человек. По свидетельству англичанина Дженкинсона, "моровая язва" в России "похитила тогда около 300 тыс. человек". Воспользовавшись этой бедой русских, крымский хан Довлет-Гирей в апреле 1571 года двинулся на Москву с огромной армией (по разным данным, в его войске было от 40 до 200 тыс. головорезов).

Подлый вояж крымского хана

24 мая 1571 года крымский хан Девлет-Гирей захватил и спалил Москву. В 1570 году на Русь обрушилась чума. Только в Москве от нее умирало в день 600 - 1000 человек. По свидетельству англичанина Дженкинсона, "моровая язва" в России "похитила тогда около 300 тыс. человек". Воспользовавшись этой бедой русских, крымский хан Довлет-Гирей в апреле 1571 года двинулся на Москву с огромной армией (по разным данным, в его войске было от 40 до 200 тыс. головорезов).

Истощенная чумой Россия смогла послать на охрану своих южных границ всего 6 тыс. Ратников. Тем не менее, отступающие русские войска укрептлись в Кремле и Китай-городе. Ханские войска принялись грабить посады, а потом подожгли их. Сильно пострадала и центральная часть города, так как "от пожарного зною" взорвались пороховые погреба. Спалив город, ордынцы покинули его, угнав с собой много пленных и увезя награбленное. За этот страшный день пребывания диких орд Девлет-Гирея в Москве население города уменьшилось в 6 раз, ибо много жителей было "задавлено, сгорело, пало от мечей неприятельских или попало в плен".

Девлет-Гирей решил пограбить Москву и на следующий год. Но русские сумели собрать 20-тысячное войско, которое под командование талантливых русских полководцев М. Воротынского, Д. Хворостинина, И. Шуйского, а также казацкого атамана М. Черкашенина разгромили 80-тысячную армаду Девлет-Гирея. Подлый хан еле ноги унес.

 

 

Последний путь Александра Суворова

24 мая 1800 года в Петербурге прошли похороны А. В. СУВОРОВА. Он заболел во время возвращения из своего блистательного Швейцарского похода и 18 мая скончался в Петербурге.

Последний путь Александра Суворова

24 мая 1800 года в Петербурге прошли похороны А. В. СУВОРОВА. Он заболел во время возвращения из своего блистательного Швейцарского похода и 18 мая скончался в Петербурге.

После смерти генералиссимуса пять суток огромные толпы народа осаждали дом на Крюковом канале, в котором он скончался. В последний путь полководца провожали десятки тысяч простых людей, стоявших на всем пути траурной процессии по Садовой улице и Невскому проспекту к Александро-Невской лавре.

Император Павел I встретил кортеж на Невском, снял шапку, перекрестился и заплакал. Под залпы тожественного салюта прах Суворова был опущен в могилу в Благовещенской церкви лавры. На могилу возложили белую мраморную плиту, на которой была высечена краткая надпись: "Здесь лежит Суворов".

Крейсер «Аврора»

24 мая 1900 года на воду был спущен крейсер «Аврора», который вступил в строй в 1903году. Крейсер принимал участие в нескольких войнах XX века и является одним из символов Октябрьской революции. Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося в годы Крымской войны.

Крейсер «Аврора»

24 мая 1900 года на воду был спущен крейсер «Аврора», который вступил в строй в 1903году. Крейсер принимал участие в нескольких войнах XX века и является одним из символов Октябрьской революции. Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося в годы Крымской войны.

В настоящее время находится на вечной стоянке у Петроградской набережной в Санкт-Петербурге и является объектом культурного наследия Российской Федерации

 

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии