RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Первая встреча с Венерой
19 мая 2016 г.

Первая встреча с Венерой

55 лет назад 19 мая 1961 года советская автоматическая межпланетная станция «Венера-1» достигла окрестностей Венеры.
Подвиг «Молодой Гвардии»
15 января 2019 г.

Подвиг «Молодой Гвардии»

Как европейские подонки истязали молодогвардейцев
«Нью-Йорк Таймс» об освобождении Киева
5 ноября 2016 г.

«Нью-Йорк Таймс» об освобождении Киева

6 ноября 1943 года европейские фашисты были выбиты из « Матери городов русских»
Сталин возвращается
9 июля 2015 г.

Сталин возвращается

В поселке Хорошево Ржевского района Тверской области воздвигнут памятник Иосифу Виссарионовичу Сталину
23 августа 2018 г.

"Пакт" Молотова-Риббентропа

Заключенный 23 августа 1939 года Договор о ненападении между Германией и СССР нашей стране до сих пор ставят в вину
Главная » Подвиги в наследство » День народного единства

День народного единства

В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России выступил с инициативой объявить 4 ноября общенациональным праздником, объединяющим все народы России.

Именно в этот день в 1612 году всероссийское земское ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от польских оккупантов
День народного единства

Религиозные лидеры предложили сделать этот день выходным. В Государственную думу России был внесен законопроект, по которому взамен праздника 7 ноября ("День согласия и примирения") предложено ввести "День народного единства", и отмечать его 4 ноября. Мотивация: в этот день в 1612 году всероссийское земское ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от польских оккупантов, имея с собой в обозе список иконы Казанской Божией матери, благодаря которому и удалось одержать победу. Это было заключительным аккордом в преодолении Великой Смуты, которая терзала Россию с конца 16 столетия.

Как известно, после смерти царя Федора Ивановича был созван Земский собор, на котором 17 февраля 1598 года на царство избрали Бориса Федоровича Годунова. Однако это избрание сразу же вызывало сомнения в правах Годунова на царский престол — его называли "незаконным" царем. Так аукнулась таинственная смерть царевича Дмитрия Ивановича - младшего сына Ивана Грозного. До сих пор так и неизвестно: то ли царевич случайно убил себя, играя в ножички, то ли он погиб по злой воле Бориса Годунова 15 мая 1591 года. Но в 1604 году в русские земли из-за польского рубежа началось вторжение армии авантюриста и самозванца, объявившего себя законным наследником московского престола царевичем Дмитрием Ивановичем (якобы выжившим) и вошедшего в историю под именем Лжедмитрия I. Потом был Лжедмитрий II, захват поляками Кремля, создание «второй столицы» в Тушино.

Тушинский мыс, ограниченный Москвой-рекой и Сходней, имел в те годы стратегическое значение. Здесь был организован так называемый Тушинский мыт, где собирались налоги с торговцев (летом — с судов, зимой — с санных обозов). Не зря Лжедмитрий II пострил здесь целый город с «царским двором», кремлем, со своей боярской думой, патиархатом. Поначалу здесь витала идея альтернативной Москвы. Но вскоре обманутые Лжедмитрием II русские бояре и военные начали прозревать. В стане самопровозглашенного царя назрел раскол, и тот бежал в Калугу. Но был настигнут Петром Урусовым, который, по свидетельству летописи, «рассек царя саблей, а младший брат его отсек царю руку». Теперь предстояло освободить от иноземцев Москву.

Именно в это время во всей мощи проявился государственный инстинкт русского народа и народов, связавших с ним свою судьбу и сохранивших верность общему историческому прошлому. Государство практически не существовало, боярская верхушка предала собственное Отечество, иноземцы вошли в Кремль. На дорогах царили разбойники, сообщение между населенными пунктами было практически невозможно. "Мужие, братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде все государство ныне находится", - обратился к соотечественникам купец Минин и призвал их "утвердиться на единении", чтобы "помочь Московскому государству" и "постоять за чистую и непорочную Христову веру": "Не пожалеем животов наших, да не токмо животов... дворы свои продадим, жен и детей заложим..." В ополчении Минина и Пожарского участвовали многие народы, и татарские старейшины, еще помнившие покорение Иваном Грозным Казани, не отвернулись от Москвы, а собрали деньги и людей и послали на помощь ополчению. Еще по пути в Москву ополчение восстанавливало управляемость территорией, то есть государственную власть «от народа». А освободив Москву, именно Собором выбрал народ для Руси правящую династию – замечу: не наоборот, не династия подчиняла себе страну, а народ выбрал себе правителя!

Несмотря на то, что День народного единства отмечается в десятый раз, в обществе нет полного единогласия в восприятии этого праздника. Главные аргументы оппонентов этой даты заключаются в следующем.

По сегодняшним официальным сведениям, 4 ноября 1612 года польско-литовские интервенты были изгнаны из Москвы, что и ознаменовало собой конец Смутного времени. Однако летописи свидетельствуют, что на самом же деле Москву освобождали в три этапа, и началось это еще в 1611 году, когда поляки, занявшие город и опасавшиеся народных волнений, решили укрепить китайгородские башни тяжелыми пушками. Извозчики, нанятые поляками, заломили такую цену, что пошла ругань, и немецкие наемники, подумавшие, что начался бунт, устроили москвичам резню и гнали их до самой Лубянки. Но там, в районе нынешнего «Седьмого континента», стоял лагерем князь Пожарский, который остановил немцев и так крепко им вломил, что остатки наемников бежали и скрылись в Китай-городе. Под шумок воины Пожарского произвели зачистку Москвы, перебив и разогнав поляков, литовцев и казаков. Первый этап удался, но поляки еще держались в Кремле и Китай-городе.

Второй этап начался 29 сентября (15 сентября по старому стилю), когда Пожарский, минуя польского главнокомандующего полковника Николая Струся, отправил хорунжему Иосифу Будзиле и полковнику Эразму Стравинскому письмо с предложением о сдаче. Те ответили весьма нагло, заявив, что у русских ничего не получится, поскольку они «мужеством подобны ослу и омерзели перед Богом». Но войска от польского короля, на помощь которых надеялись наглецы, были разбиты Мининым и Пожарским. В Китай-городе и Кремле начался страшный голод, поляки убивали и пожирали друг друга. По воспоминаниям Иосифа Будзило, нападали с целью пожирания даже на полковника Струся. Именно тогда, 1 ноября (22 октября по старому стилю), он согласился на переговоры о капитуляции. В разгар переговоров часть воинов Пожарского без приказа в результате оскорбительной перебранки с поляками устремилась в Китай-город. Никто этого не ожидал. Поляки, побросав оружие, бежали в Кремль, а переговоры были сорваны. Зачистки Китай-города от поляков и «уничтожение их запасов вареного и квашеного человеческого мяса» продолжались до 4 ноября — праздника иконы Казанской Божьей Матери. Пожарский в тот день принес обет построить в Китай-городе Казанский собор.

Окончательная сдача поляков, подписание ими капитуляции и сброс польских знамен в кремлевскую грязь состоялись 7 ноября. Но поскольку эта дата ассоциируется с победой Октябрьской революции в 1917 году, нынешняя буржуазная элита России решила сместить события.

Прокомментировать разногласия в этом вопросе я попросил доктора исторических наук Юрия Рубцова:

- Смута на рубеже XVI–XVII веков - страшная и одновременно удивительная пора в истории нашей страны. Она принесла неисчислимые бедствия народу и разорение государству – голод и мор, сдачу Москвы полякам и невиданные по жестокости притеснения со стороны иноземцев. Но одновременно Смута явилась и важным политическим уроком для Московской Руси, моментом, когда до редких высот всколыхнулся народный дух, народ обрел государственное самосознание, волю к единению. Важно и то, что время невиданных испытаний стало и временем торжества личностного начала: на смену трафаретным и бесцветным фигурам на историческую арену выступили крупные характеры и ярко выраженные индивидуальности. Вслед за могучей фигурой Бориса Годунова появляется плеяда отчаянных авантюристов-самозванцев и – в противовес им – патриоты, подвижники Михаил Скопин-Шуйский, Прокофий Ляпунов, Дмитрий Пожарский, Козьма Минин. Они возглавили освободительное движение, изгнавшее из Москвы поляков и восстановившее в стране общественное согласие.

Вывод очевиден: на любой крутой поворот истории Россия отвечала всплеском народного духа, дремавшего в ее толще в обычные времена, и выводила на историческую арену Личности с большой буквы. В этом, на мой взгляд, суть праздника, в этом его идея, в этом его стимулирующее начало и небывалая актуальность. А по поводу конкретных дат споры будут всегда. Всем не угодишь.

Сергей Турченко
4 ноября 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
24 мая
пятница
2019

В этот день:

Подлый вояж крымского хана

24 мая 1571 года крымский хан Девлет-Гирей захватил и спалил Москву. В 1570 году на Русь обрушилась чума. Только в Москве от нее умирало в день 600 - 1000 человек. По свидетельству англичанина Дженкинсона, "моровая язва" в России "похитила тогда около 300 тыс. человек". Воспользовавшись этой бедой русских, крымский хан Довлет-Гирей в апреле 1571 года двинулся на Москву с огромной армией (по разным данным, в его войске было от 40 до 200 тыс. головорезов).

Подлый вояж крымского хана

24 мая 1571 года крымский хан Девлет-Гирей захватил и спалил Москву. В 1570 году на Русь обрушилась чума. Только в Москве от нее умирало в день 600 - 1000 человек. По свидетельству англичанина Дженкинсона, "моровая язва" в России "похитила тогда около 300 тыс. человек". Воспользовавшись этой бедой русских, крымский хан Довлет-Гирей в апреле 1571 года двинулся на Москву с огромной армией (по разным данным, в его войске было от 40 до 200 тыс. головорезов).

Истощенная чумой Россия смогла послать на охрану своих южных границ всего 6 тыс. Ратников. Тем не менее, отступающие русские войска укрептлись в Кремле и Китай-городе. Ханские войска принялись грабить посады, а потом подожгли их. Сильно пострадала и центральная часть города, так как "от пожарного зною" взорвались пороховые погреба. Спалив город, ордынцы покинули его, угнав с собой много пленных и увезя награбленное. За этот страшный день пребывания диких орд Девлет-Гирея в Москве население города уменьшилось в 6 раз, ибо много жителей было "задавлено, сгорело, пало от мечей неприятельских или попало в плен".

Девлет-Гирей решил пограбить Москву и на следующий год. Но русские сумели собрать 20-тысячное войско, которое под командование талантливых русских полководцев М. Воротынского, Д. Хворостинина, И. Шуйского, а также казацкого атамана М. Черкашенина разгромили 80-тысячную армаду Девлет-Гирея. Подлый хан еле ноги унес.

 

 

Последний путь Александра Суворова

24 мая 1800 года в Петербурге прошли похороны А. В. СУВОРОВА. Он заболел во время возвращения из своего блистательного Швейцарского похода и 18 мая скончался в Петербурге.

Последний путь Александра Суворова

24 мая 1800 года в Петербурге прошли похороны А. В. СУВОРОВА. Он заболел во время возвращения из своего блистательного Швейцарского похода и 18 мая скончался в Петербурге.

После смерти генералиссимуса пять суток огромные толпы народа осаждали дом на Крюковом канале, в котором он скончался. В последний путь полководца провожали десятки тысяч простых людей, стоявших на всем пути траурной процессии по Садовой улице и Невскому проспекту к Александро-Невской лавре.

Император Павел I встретил кортеж на Невском, снял шапку, перекрестился и заплакал. Под залпы тожественного салюта прах Суворова был опущен в могилу в Благовещенской церкви лавры. На могилу возложили белую мраморную плиту, на которой была высечена краткая надпись: "Здесь лежит Суворов".

Крейсер «Аврора»

24 мая 1900 года на воду был спущен крейсер «Аврора», который вступил в строй в 1903году. Крейсер принимал участие в нескольких войнах XX века и является одним из символов Октябрьской революции. Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося в годы Крымской войны.

Крейсер «Аврора»

24 мая 1900 года на воду был спущен крейсер «Аврора», который вступил в строй в 1903году. Крейсер принимал участие в нескольких войнах XX века и является одним из символов Октябрьской революции. Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося в годы Крымской войны.

В настоящее время находится на вечной стоянке у Петроградской набережной в Санкт-Петербурге и является объектом культурного наследия Российской Федерации

 

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии