RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Американский синдром недержания
7 мая 2016 г.

Американский синдром недержания

7 мая 1945 года, когда советские войска еще вели кровопролитную Берлинскую операцию, а до завершения боев в Чехословакии оставалась почти неделя, в французском городе Реймсе "союзники" втайне от СССР попытались принять капитуляцию Германии.
Контрудар под Ельней
8 сентября 2016 г.

Контрудар под Ельней

8 сентября 1941 года советские войска в ходе Смоленского сражения остановили наступление фашистов
День полярника
20 мая 2016 г.

День полярника

21 мая 1937 года осуществлена первая в мире посадка самолета в районе Северного полюса, которую совершил флагман арктической воздушной экспедиции самолет АНТ-6.
Звезда из 45-го
28 марта 2016 г.

Звезда из 45-го

25 марта 1920 года родился Герой Российской Федерации АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ДОРОФЕЕВ
Памятник «десантному Бате»
16 июня 2015 г.

Памятник «десантному Бате»

12 июня 2015 года в Ярославле открыт монумент легендарному командующему ВДВ, Герою Советского Союза, генералу армии Маргелову Василию Филипповичу
Главная » Подвиги в наследство » Подвиг Лизы Чайкиной

Подвиг Лизы Чайкиной

75 лет назад 23 ноября 1941 года европейские фашисты расстреляли эту юную русскую патриотку

Ее последние слова сегодня звучат особенно актуально: «Наши придут. Победа будет за нами!»
Подвиг Лизы Чайкиной

Елизавета Ивановна Чайкина родилась 28 августа 1918 года в поселке Руно Тверской области. 15-ти лет она стала заведующей в поселковой избе-читальне, чуть позже - счетоводом в колхозе. А в 19 лет девушка уже работала журналистом в районной газете «Ленинский ударник». В 21 год Лиза вступила в ряды Коммунистической партии, её избрали секретарем Пеновского райкомитета комсомола и депутатом райсовета. Перед началом Великой Отечественной войны Чайкина окончила спецкурсы для комсомольских и партийных работников в Калинине (ныне — Тверь).

Когда фашисты оккупировали Калининскую область, обком комсомола поставил перед Лизой задачу организовать партизанский отряд в своем районе. Чайкина привела в лес 70 надежных ребят. Они прошли стрелковую подготовку и влились в партизанскую бригаду. Лиза Чайкина стала командиром разведгруппы, участвовала в боях, диверсионных операциях.

22 ноября 1941 года Лиза Чайкина направилась в районный центр, чтобы выяснить численность и дислокацию гитлеровского гарнизона. Она остановилась у своей подруги Маруси Купоровой (на хуторе Красное Покатище). Местный конюх со своим сыном увидели незнакомую гостью и донесли об этом в гестапо. Немцы ворвались ночью в дом Маруси, расстреляли всю ее семью, а Лизу арестовали.

Юная партизанка стойко перенесла жестокие пытки европейских цивилизаторов, но не выдала ни малейшей информации не только о своих товарищах и явочных квартирах, но даже своего имени. Её предала одна из жительниц хутора (кстати, она и конюх с сыном после освобождения области были преданы суду военного трибунала и расстреляны).

Лизу Чайкину фашисты расстреляли 23 ноября 1941 года. Причем ее последними словами стали: «Наши придут. Победа будет за нами!»

Сразу же после освобождения области Лизе посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронили её в братской могиле поселка Пено.

Весть о подвиге пеновской девушки облетела всю страну, все фронты. Воины и партизаны клялись отомстить за смерть Лизы. На территории Калининской области была создана партизанская бригада имени Героя Советского Союза Е. И. Чайкиной. Командовал ею молодой храбрый офицер С. М. Максименко. Комбриг был лишь на четыре года старше Лизы. Его бригада, состоявшая преимущественно из молодых партизан, нанесла большой урон врагу. На калининской же земле появилась эскадрилья самолетов-истребителей имени Лизы Чайкиной. Этой высокой чести удостоились летчики из 630-го истребительного авиационного полка. Командовал эскадрильей Герой Советского Союза Виктор Комаров. На кабинах машин лучшей в полку эскадрильи было написано: "За Лизу Чайкину". Убитая, похороненная в Пено, она продолжала жить и сражаться.

Десятилетия прошли со дня гибели пламенной Чайки. В Пено на месте казни и на центральной площади воздвигнуты ей памятники. Ее бессмертному подвигу были посвящены поэма М.И. Комиссаровой «Лиза Чайкина» и роман Н.З. Бирюкова «Чайка», биографию и подвиг девушки в былые времена знал почти каждый советский школьник. К сожалению, сегодня уже нет совхоза, носившего её имя, приватизирован и разграблен завод, одна из комсомольско-молодежных бригад которого называлась именем Чайкиной. Осталось лишь в музее письмо комсомольцев: "Наша бригада зачислила в состав своего коллектива Героя Советского Союза Е. И. Чайкину. В бригаде 24 человека: выполняем и 25-ю норму за Лизу, причем на 130—140 процентов. Своим ударным трудом бригада завоевала право носить имя Чайкиной".

В экспонатах музея цитируется и высказывание первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой: "У каждого в юности бывает свой любимый герой, с которым мы ходим в походы, сидим у костра, думаем и мечтаем, радуемся и огорчаемся, боремся и побеждаем. С ним мы проходим через всю жизнь, следуя и подражая ему во всем. Когда перед полетом в космос моим позывным стало слово "Чайка", рядом с собой я почувствовала свою старшую подругу. Она имела полное право на этот полет: еще в те суровые годы в жестокой борьбе с фашистскими захватчиками Чайка помогла нам проложить дорогу в космос".

Остается надеяться, что и нынешнему поколению Лиза поможет преодолеть либерально-воровское нашествие тех, кто ориентируется на «западные ценности».

.
23 ноября 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
18 декабря
понедельник
2017

В этот день:

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

 Правда, тогда он назывался «Молитва русского народа». А с 31 декабря 1833 года стал официальным гимном Российской Империи под новым названием «Боже, Царя храни!» и просуществовал до Февральской революции 1917 года.

История создания Гимна такова. В 1833 году по указанию императора Николая I состоялся своего рода закрытый конкурс на новый Гимн России. Из поэтов в нем участвовали Нестор Кукольник, Василий Жуковский и некоторые другие, из композиторов — Михаил Глинка, Алексей Львов и пр. В итоге царю понравилась работа Львова и Жуковского: во-первых, звучит как молитва, гимн так и назывался поначалу — «Молитва русского народа»; во-вторых, мелодия простая, легко запоминающаяся.

Напомним текст этого произведения.

Боже, Царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу нам,

Царствуй на страх врагам,

Царь православный.
Боже, Царя храни!

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!
Гордых смирителю,

Слабых хранителю,

Всех утешителю -

Всё ниспошли!
Перводержавную

Русь Православную

Боже, храни!
Царство ей стройное,

В силе спокойное, -

Все ж недостойное,

Прочь отжени!

О, провидение,

Благословение

Нам ниспошли!
К благу стремление,

В счастье смирение,

В скорби терпение

Дай на земли!

 

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

В декабре 1959 года, после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О создании новой скоростной подводной лодки, новых типов энергетических установок и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок», в ЦКБ-16 (ныне СПМБМ «Малахит») была начата работа по созданию скоростной подводной лодки нового поколения, с титановым корпусом, с усовершенствованной атомной энергетической установкой и с возможностью запуска крылатых ракет из подводного положения (для вооружения лодки в 1960 году было начато проектирование ПКР П-70 Аметист).

Подлодка предназначалась для нанесения ракетных и торпедных ударов по авианосным соединениям противника. Также планировалось изучение новых конструкционных материалов, в частности — титанового сплава для корпуса лодки. Первоначально главным конструктором был назначен Н. Н. Исанин, позже его сменил Н. Ф. Шульженко. При проектировании лодки решением руководства было запрещено использовать уже освоенные приборы, автоматику, оборудование. Это решение повлекло за собой значительное увеличение сроков разработки проекта и удорожание работ, а также обусловило уникальность получившегося корабля.

В 1961 году начался выпуск рабочих чертежей после утверждения технического проекта. А

28 декабря 1963 года в цехе №42 под заводским номером 501 была заложена экспериментальная крейсерская подводная лодка К-162. 21 декабря 1968 года лодку спустили на воду, а 31 декабря 1969 года был подписан приемный акт и корабль вступил в строй.

25 сентября — 4 декабря 1971 года К—162 овершила дальний поход на полную автономность в Атлантический океан (от Гренландского моря до Бразильской впадины), во время которого продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США «Саратога». Во время похода на борту находилось 129 человек (вместо 83 по штату). За два с половиной месяца лодка всплывала на поверхность всего один раз.

 

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

Является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь». Стоит на вооружении с 1987 года. В составе ВВС России на начало 2013 года находится 16 самолётов Ту-160.

 

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Юлий Борисович Харитон родился в Петербурге 14 февраля (27 февраля по новому стилю). В 1939—1941 годах Юлий Харитон и Яков Зельдович впервые осуществили расчет цепной реакции деления урана.

Участвовал в атомном проекте с 1945 года, распоряжением ГКО СССР от 20 августа 1945 года № 9887сс/ов был включён в состав Технического совета Специального комитета. Ему в составе группы учёных (А. И. Алиханов (председатель), Ландау, А. Б. Мигдал, С. А. Рейнберг, М. А. Садовский, С. С. Васильев и А. П. Закощиков) на заседании 30 ноября 1945 года было поручено проанализировать все имеющиеся материалы о последствиях применения атомных бомб в Хиросима и Нагасаки и определить эффективность фактора взрывной волны, фактора теплового и фактора радиоактивного излучения.

С 1946 года Харитон — главный конструктор и научный руководитель КБ-11 (Арзамас-16) в Сарове при Лаборатории № 2 АН СССР. К работе над реализацией ядерно-оружейной программы под его руководством были привлечены лучшие физики СССР. В обстановке строжайшей секретности в Сарове велись работы, завершившиеся испытанием советских атомной (1949) и водородной (1953) бомб. В последующие годы работал над сокращением веса ядерных зарядов, увеличением их мощности и повышением надёжности.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии