Дважды расстрелянный генерал
12 октября 1921 года родился Герой Советского Союза Иван Иванович Арендаренко
.jpg&w=180)
Мы познакомились с генералом незадолго до его ухода из жизни. Был он в свои без малого 90 бодр, энергичен, любил шутку, подначку. О себе рассказывал скудно и не без юморока.
20-летним парнишкой он начал в Подмосковье свою фронтовую биографию - после артиллерийских курсов попал на Западный фронт защищать Москву в качестве наводчика орудийного расчета. Потом участвовал в Сталинградской битве, в сражении на Курской дуге, в освобождении Белоруссии (операция «Багратион»), Прибалтики, дослужился до командира батареи.
В подмосковном Раменском в 1944 году Арендаренко восстанавливал силы в Центральном артиллерийском доме отдыха и познакомился со своей будущей женой Любовью Петровной. Тогда же и поженились.
После войны Иван Арендаренко окончил Высшую офицерскую артиллерийскую школу в Ленинграде, потом Военно-артиллерийскую командную академию. Служил на различных должностях в 29-й гвардейской Латышской стрелковой бригаде, в Киевском военном округе, был преподавателем в Пензенском Высшем артиллерийском инженерном училище, в Военной академии имени М.В. Фрунзе. Разработанные с его авторским участием учебные пособия по артиллерии и тактике боя эффективно используются в учебном процессе до сих пор.
Первые награды
Во время битвы за Москву Иван Арендаренко получил свою первую награду - самую престижную солдатскую медаль «За отвагу».
- Морозным утром 12 января 1942 года по Минскому шоссе прорвалась большая группа фашистов, наступающих под прикрытием трех вездеходов, - рассказал мне Иван Иванович. - Командир батареи приказал выкатить орудие на дорогу. Я тогда был наводчиком. Начал бить по фашистам прямой наводкой. Машины врага, сначала одна, потом другая, загорелись. Пехота была рассеяна, на снегу остались десятки трупов. Вражеская атака захлебнулась. В горячке боя я забыл про сильный мороз. Вспомнил о нем, когда колесо орудия при откате наехало на ступню. От боли чуть не потерял сознание. Медбрат снял сапог, а пальцы ног оказались обмороженными. Вылечили санитары, у которых нашелся гусиный жир. Это был единственный случай во время войны, когда я обращался к медицине. Ни пули, ни осколки, ни простуда в последствии меня не брали.
Интересно, что следующей наградой для Ивана Арендаренко стал тоже очень престижный офицерский орден Красной Звезды.
- После первых боев, - вспоминал Иван Иванович, - командование направило меня на двухмесячные курсы младших лейтенантов. По их окончании был назначен командиром взвода управления артбатареи 817-го артполка 76-й стрелковой дивизии 21-й армии, которая тогда вела оборонительные бои в районе Сталинграда.
В ноябре 1942 года погода была нелетная, и авиация действовала мало, многочисленные огневые точки врага в основном подавлялись артиллерией. В тот день я находился на передовой вместе с пехотой, держал связь с батареей, корректировал огонь. По окончании артподготовки находившаяся на исходном положении рота пошла в атаку. Командир роты успел только крикнуть «Вперед!» и был сражен снайперской пулей. Старшим по званию оказался я. Пришлось возглавить атаку роты. Бойцы ворвались в первую траншею обороны противника, смяли его, захватили рубеж. И еще неделю до назначения ротного командира пришлось покомандовать пехотой. За это и наградили.
Расстрелять перед строем!
В совете ветеранов 21-й армии мне рассказали, что Ивана Арендаренко на первом году службы не только награждали, но и … расстреливали перед строем. Как-то, улучив момент, я попросил Ивана Ивановича рассказать об этой по меньшей мере необычной странице его биографии.
- Было дело на первых порах службы, - рассмеялся он. - У нас командир полка Герой Советского Союза Угловский Михаил Николаевич был отважный, грамотный, решительный офицер. Он на Курской дуге сам стал за 76-миллиметровое орудие и лично подбил 8 танков, из них 3 «Тигра». Дисциплину держал в полку железную. Он-то меня и расстреливал. Такое право было у командира полка. Если в бою кто-то не так как нужно себя вёл, для поддержания дисциплины и наступательного духа он мог расстрелять на месте. Помню, я не доложил Угловскому, когда он спал, о прорыве танков. Он показательно расстрелял меня перед строем. Но не попал. Потом был аналогичный случай по другому поводу. Только после войны мы узнали, что у комполка было два пистолета: один для фашистов, другой – для своих с холостыми патронами. Таким вот образом Михаил Николаевич убивал двух зайцев. Во-первых, наводил страху на подчиненных, чтобы не распускались. Во-вторых, спасал провинившихся от трибунала. Ведь если бы особист занялся моим проступком, меня отдали бы под трибунал. А оттуда путь, в лучшем случае, в штрафбат. В данном случае командир наказывал меня сам – расстреливал, но «не попадал». А дважды за один проступок, по закону, не расстреливают (промазал так промазал – живи!). Вот такой премудрый командир был, честь ему и слава!
За подвиг – Звезда и Любовь
22 июня 1944 года во время прорыва сильно укрепленной обороны противника в районе деревни Сиротино (Шумилинский район Витебской области) батарея, которой командовал Арендаренко, уничтожила 13 пулеметов, зенитное орудие и 2 бронетранспортера. При форсировании реки Западная Двина 27 июня она первой в полку на подручных средствах переправилась на левый берег в районе деревни Балбечье (Бешенковичский район Витебской области), поддержав своим огнем стрелковые подразделения в бою за удержание плацдарма. После этих боёв Ивана Арендаенко к званию Героя Советского Союза. В Указе президиума Верховного Совета СССР сформулировано так: «За подвиги, проявленные при выполнении боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками».
- Но не только Золотую Звезду Героя получил я тогда, но и Любовь в награду, - шутил Иван Иванович. - В 1944 году меня направили в наш артиллерийский дом отдыха в подмосковном Раменском, чтобы был поближе к Кремлю, где намечалось вручение наград группе офицеров, в том числе и мне. Уезжая, я поспрашивал в полку, есть ли у кого-нибудь родственники или знакомые в Москве, чтобы показали столицу. Один из офицеров Владимир Рубцов дал адрес своей двоюродной сестры Любаши. Из Раменского я съездил в Москву, нашел Любашу. Она показала мне столицу. А когда меня вызвали в Кремль для вручения Звезды Героя Советского Союза, Любаша проводила меня до Красной площади. Потом мы расписались, а через два дня я убыл на фронт. Свадьбы не было. Этот пробел мы с Любушкой компенсировали впоследствии – справили и серебряную, и золотую свадьбы. После войны Любушка всегда следовала за мной, куда бы ни бросала армейская судьба. Всегда мне была и остается главной помощницей в жизни. Недавно мы отметили своеобразный юбилей – 65 лет совместной жизни. Не поверите – ни разу за это время не поссорились.
К сожалению, нет сегодня с нами дорогого ветерана. Но он в наших сердцах. Слава тебе, Иван Иванович!
Комментарии:
Сегодня
18 января
понедельник
2021
В этот день:
Десант под Вязьмой
Десант под Вязьмой
Было принято решение высадить юго-западнее Вязьмы воздушный десант в составе двух батальное 201-й воздушно-десантной бригады и 250-го стрелкового полка. Районом десантирования выбрали деревню Желанья в 35-40 км за линией фронта.
Высадка проведена в несколько этапов: выброска парашютистов для захвата и удержания посадочной площадки; высадка стартовой команды и приём посадочного десанта. Операцию обеспечивал 21 транспортный самолёт ПС-84 и несколько бомбардировщиков ТБ-3, выделенные из состава 23-й авиадивизии для перевозки 45-мм пушек. В ночь на 18 января в район деревни Желанья было выброшено 452 десантника. Вечером того же дня высадились 65 человек стартовой команды, а в ночь на 19 января — ещё 200 парашютистов. Они обеспечили успешное продвижение наших войск.
Операция «Искра»
Операция «Искра»
Согласно первоначальному плану советские войска продолжили наступление с целью разгрома мгинско-синявинской группировки противника и обеспечения надежной железнодорожной связи Ленинграда со страной, но в ожесточенных боях в феврале—марте развить достигнутый в январе успех не удалось. Полностью блокада была ликвидирована позже.
Герой спецслужбы Александр Тихонов
Герой спецслужбы Александр Тихонов
Александр Тихонов родился 17 августа 1952 года в городе Прокопьевск Кемеровской области. Русский. После окончания средней школы поступил в Высшую школу КГБ.
В 1974 году поступил на службу в Комитет государственной безопасности Таджикской ССР. Активно участвовал в локализации межнациональных конфликтов конца 1980-х – начала 1990-х годов. В 1991 году был переведён в центральный аппарат Комитета государственной безопасности СССР (с 1992 – Министерство безопасности РФ, с 1993 – Федеральная служба контрразведки РФ, с 1995 – Федеральная служба безопасности РФ). В 1996 году был назначен первым заместителем начальника Управления «А» («Альфа») Антитеррористического центра ФСБ России.
22 октября 1998 года генерал-лейтенант Александр Тихонов (ныне генерал-полковник) был назначен начальником только что созданного Центра специального назначения (ЦСН) ФСБ России. ЦСН был сформирован на базе двух боевых управлений – «А» («Альфа») и «В» («Вымпел»). Данный центр под руководством А.Е.Тихонова проводит различные операции по уничтожению боевиков в Чеченской Республике и за её пределами.
В сентябре 2000 года была проведена успешная спецоперация в посёлке Лазаревское Краснодарского края, где вооружённые бандиты захватили в заложники строителей частной гостиницы. Они забросали гранатами двор перед зданием, требовали большую сумму денег и самолёт. Ситуацию удалось разрешить без применения силы благодаря мастерству переговорщиков ЦСН. В результате террористы освободили заложников и сдались. Операцией руководил лично начальник ЦСН А.Е.Тихонов.
В октябре 2002 года входил в оперативный штаб от ФСБ России по проведению контртеррористической операции во время освобождения заложников в театральном центре на Дубровке в Москве. Этот варварский захват заложников не имел аналогов в мире. Тогда 40 вооружённых террористов захватили в заложники свыше 900 зрителей и артистов мюзикла «Норд-Ост» и удерживали их трое суток. Бойцами ЦСН был проведён штурм здания театрального центра с использованием специального газа, все 40 террористов были уничтожены, а заложники были освобождены. Однако непосредственно в период операции и после неё скончалось 129 человек из числа заложников.
Несомненно, что бойцы спецподразделений в кратчайший срок подготовили и провели уникальную боевую операцию. Проявив профессионализм и высочайшее мужество, они не дали террористам произвести взрыв здания с заложниками, к которому всё было подготовлено, а также не дали им возможности оказать организованное вооружённое сопротивление. Отдельные террористы, оказавшиеся в местах, где действие газа было не столь сильным, произвели несколько выстрелов, не нанеся потерь штурмующим. На 28 террористах в момент штурма были «пояса шахидов», ни один из которых они не успели привести в действие.
Однако оперативный штаб не принял мер по оказанию действенной медицинской помощи освобождённым заложникам и недостаточно грамотно организовал их эвакуацию в больницы Москвы. В результате на истощённых трёхдневным голоданием и бывших столько же дней в состоянии сильнейшего стресса людей газ оказал воздействие, значительно превышающее степень его обычного влияния на организм. Не подготовленные к данной ситуации медики не смогли оказать многим из заложников оперативную помощь, что привело к большому числу жертв.
Вина за данные недостатки целиком легла на руководство оперативного штаба. Тем не менее, А.Е.Тихонов был удостоен высшей награды государства, что вызвало вполне закономерную негативную реакцию не только в обществе, но и в самих органах государственной безопасности.
Указом Президента Российской Федерации («закрытым») от 18 января 2003 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания (по некоторым данным – за операцию по освобождению заложников в Театральном центре на Дубровке), генерал-полковнику Тихонову Александру Евгеньевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда».
За пятнадцать лет (1998-2013) сотрудниками ЦСН было проведено свыше 3000 боевых мероприятий по освобождению заложников, нейтрализации главарей бандитских формирований, пресечению каналов незаконного сбыта оружия и наркотиков, охране руководства страны. На счету ЦСН нейтрализация таких знаковых фигур мирового терроризма, как Салман Радуев (2000), Арби Бараев (2001), Абу Умар (2001), Аслан Масхадов (2005), Абу Хавс (2006) и Шамиль Басаев (2006).
Фронтовой разведчик Владимир Карпов
Фронтовой разведчик Владимир Карпов
Владимир Васильевич Карпов родился 28 июля 1922 г. в Оренбурге. В 1939 г. поступил в Ташкентское военное училище, но в апреле 1941 г. по доносу был репрессирован, реабилитирован в 1956 г. В.В.Карпов - участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. С октября 1942 г. воевал в штрафной роте на Калининском фронте, а затем - рядовой, сержант, лейтенант взвода разведки, участвовал в захвате 79 «языков». В 1944 г. удостоен звания Герой Советского Союза. В 1947 г. окончил Военную академию им. М.В.Фрунзе, и в 1954 г. Литературный институт. С 1981 по 1986 гг. В.В.Карпов был главным редактором журнала «Новый мир». В 1986 г. был избран первым секретарем Союза писателей СССР, который возглавлял до 1991 г. Главные произведения В.В.Карпова - документальная повесть «Полководец» (1982-84), удостоенная Государственной премии СССР; трилогия «Маршал Жуков: Его соратники и противники в дни войны и мира» (1989-99), «Генералиссимус» (2000, Т. 1-2).
В.В.Карпов скончался в 2010 г. в Москве, похоронен на Троекуровском кладбище.
Подробно см. http://rosgeroika.ru/library/2014/january/poslednij-rubezh