RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Курская битва
23 августа 2018 г.

Курская битва

23 августа 1943 года полным разгромом фашистской группировки были завершены советские наступательные операции «Кутузов» и «Румянцев»
Капитуляция Берлинского гарнизона
2 мая 2015 г.

Капитуляция Берлинского гарнизона

2 мая 1945 года последний командующий обороной Берлина генерал артиллерии Вейдлинг сдался в плен советским войскам
Беззвездный Герой
29 июля 2014 г.

Беззвездный Герой

29 июля 1922 года родился Михаил Петрович Минин, который первым водрузил Красное Знамя над поверженным рейхстагом
«Русский синдром» американского адмирала
22 мая 2013 г.

«Русский синдром» американского адмирала

22 мая 1949 года с воплем «Русские идут!» покончил с собой, выпрыгнув с 16 этажа, первый министр обороны США Джеймс Форрестол.
Освободить Белград!
18 октября 2014 г.

Освободить Белград!

Визит Владимира Путина в Сербию перепугал европейских шестёрок США
Главная » Подвиги в наследство » Морской авиации посвящается

Морской авиации посвящается

27 октября 2016 года в Московском Культурном центре-Библиотеке им. А. де Сент-Экзюпери состоялся торжественный вечер, посвященный празднованию столетия авиации Военно-морского Флота России

.
Морской авиации посвящается

Многочисленные зрители, заполнившие зал библиотеки «Романтика неба», тепло встретили сразу нескольких военачальников, в разные годы занимавшие руководящие посты в этой славной боевой структуре Минобороны СССР и РФ. Есть смысл назвать их поименно. Это генерал - полковники авиации Москвителев Н.И., председатель Клуба заслуженных военных лётчиков, лётчиков-испытателей и штурманов (ученик трижды Героя Советского Союза Покрышкина А.И.) (командующий авиацией ПВО России), Дейнека В.Г. (командующий авиацией ВМФ 1994-2000 г.г.), Потапов В.П.(командующий авиацией ВМФ СССР и России в 1988-1994 г.г.), генерал-майор авиации Жуков Ю.Я (начальник ЦКП авиации ВМФ в 1994-2000г.г.), генерал - лейтенант авиации Бохонко И.И. ( командующий ВВС Тихоокеанского флота в 2002-2005 г.г.), Герой России, ныне действующий генерал-майор авиации Сердюк А.И – начальник ЦБПи П л\с авиации ВМФ.

Открывая вечер, руководитель Центра им. А. де Сент-Экзюпери летчик-испытатель и журналист Мстислав Листов раскрыл малоизвестные, героические страницы истории морской авиации  России. Назвал имена конструкторов, авиаторов и промышленников, тех, кто создавал авиацию флота.
От имени пилотов-военачальников выступил заслуженный военный лётчик России, генерал–полковник авиации В.Г. Дейнека. Он подробно проинформировал собравшихся о внесших уникальный вклад в дело развития военно-морской авиации своих боевых коллег, встреченных дружными аплодисментами. Каждый из них был представлен как мастер своего дела, ответственного, сложного  и рискованного, которому посвящена жизнь. В зале присутствовали и женщины-лётчицы, Герои Советского Союза и России, представители Зиновьевского клуба, писатели, журналисты, юристы, фотохудожники, представители разных профессий.

Программу торжественного вечера дополнили фрагменты фильмов «Летать завещали России» (представленный автором сценария и постановщиком воздушных съемок  в фильме М. Листовым) и «Форсаж» (режиссер Н.Гугуевой) - о лётчиках военно-морской авиации СССР. Состоялась и стихийная пресс-конференция – присутствующих в зале живо интересовал вопрос, в каком состоянии сейчас находится военно-морская авиация. Ветераны отвечали на вопросы откровенно и весьма подробно.

 

Достойным завершением вечера стали выступление лауреатов российских и международных конкурсов И.Красниковой, Д.Кузнецова, Г.Голицина, А.Соколова, коллективный осмотр оригинальной музейной экспозиции, посвящённой истории авиации и русско-французскому сотрудничеству и выставки фотографий, живописных работ и иллюстраций легендарного русского лётчика-художника К.Арцеулова.

Историческая справка

Первая победа русских летчиков в воздушном бою над морем была одержана 17 июля 1916 года. Сто лет назад, в ходе Первой мировой войны, четверка М-9 превзошла в мастерстве немецкие самолеты над Балтийским морем. Эту дату принято считать днем основания морской авиации ВМФ России.
На самом деле гидроавиация в России появилась еще в 1911 году — и поначалу гидросамолеты закупались за рубежом. Однако затем знаменитые российские конструкторы Владимир Лебедев и Дмитрий Григорович разработали несколько прототипов летающих лодок. Первый отечественный гидроплан был спущен на воду 6 августа 1912 года на Васильевском острове в Санкт-Петербурге.
Идея авианосца впервые была высказана российским инженером, капитаном корпуса инженеров флота Львом Мациевичем. Еще в 1909 году Мациевич написал докладную записку в Главный морской штаб, в которой предлагал разработать конструкцию авианесущего корабля, гидроплана и специальной катапульты, позволяющей прямо с палубы запускать военные самолеты.
В знаменательном сражении 17 июля 1916 года участвовали четыре самолета М-9 конструкции Григоровича. Эти самолеты базировались на первом российском авианесущем корабле «Орлица» (фактически это был грузопассажирский пароход, в 1915 году переоборудованный в авианосец). Гидросамолеты «Орлицы» вели разведку, а также могли открывать пулеметный огонь и сбрасывать бомбы.
17 июля 1916 года четыре М-9 приняли бой с немецкими самолетами, стремившимися нанести удар по российской военно-морской базе на острове Сааремаа. В ходе напряженного боя нашим летчикам удалось сбить два вражеских аэроплана; два оставшихся немецких летчика повернули назад. Наши самолеты вернулись на «Орлицу» в полном составе. Это была первая победа, одержанная над морем русскими летчиками на гидропланах российского производства.
В дальнейшем российская морская авиация становится одной из основных сил флота. С приходом к власти Владимир Ленин лично приказал учредить должность комиссара при управлении морской авиации и воздухоплавания. Первым комиссаром стал Андрей Павлович Онуфриев, который впоследствии был назначен заместителем начальника Главного управления Военно-воздушного флота.
На развитие авиации ВМФ советское правительство выделяло колоссальные средства — так, в 1922 году руководители государства выделили 35 млн рублей на восстановление и создание авиационных заводов и конструкторских бюро. Перед авиаконструкторами и инженерами стояла непростая задача — «создать большой океанский флот, достойный великой Советской державы».
Триумфом морских летчиков в Советском Союзе стала операция по спасению челюскинцев в 1934 году. Когда пароход затонул, на льду оказались 104 человека — в том числе женщины и маленькие дети. В столице тут же была создана специальная комиссия по спасению челюскинцев — ее возглавил один из ближайших сподвижников и советников по вопросам экономики Иосифа Сталина Валериан Куйбышев. И спустя полтора месяца советские летчики сняли со льдины всех потерпевших кораблекрушение (в том числе начальника экспедиции, знаменитого географа и исследователя Севера Отто Юльевича Шмидта). Особенно отличился летчик Анатолий Ляпидевский — в ненастную погоду он совершил 29 поисковых полетов, прежде чем обнаружил лагерь выживших. В конце апреля 1934 года Ляпидевскому было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

В Великую Отечественную войну морская авиация первой нанесла удар по Берлину еще в ночь на 8 августа 1941 года. Авиаторы 1-го минно-торпедного авиаполка Краснознаменного Балтийского флота осуществили сброс бомб на хорошо освещенную столицу Третьего рейха— а не ожидавшие удара немцы в течение целых 40 секунд не могли включить светомаскировку. «В результате бомбежки возникли пожары и наблюдались взрывы. Все наши самолеты вернулись на свои базы без потерь», — оповестило тогда советское Информбюро.
Всего за время войны звания Героя Советского Союза были удостоены 260 морских летчиков, а пятеро из них — дважды.
Официальным праздником морских летчиков день 17 июля стал в соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ Российской Федерации Феликса Громова №253 от 15 июля 1996 года.

.
30 октября 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
24 марта
воскресенье
2019

В этот день:

Первая в мире передача радиосигнала

24 марта 1896 года А. С. Попов осуществил в Русском физико-химическом обществе первую в мире передачу радиосигнала.

Адмирал Анатолий Сорокин

24 марта 1921 года родился Анатолий Иванович СОРОКИН, адмирал флота, Герой Советского Союза.

Адмирал Анатолий Сорокин

24 марта 1921 года родился Анатолий Иванович СОРОКИН, адмирал флота, Герой Советского Союза.

 В 1966 году он руководил первым в истории советского флота трансокеанским переходом атомных подводных лодок Северного флота к берегам Камчатки вокруг Южной Америки проливом Дрейка.
Анатолий Иванович Сорокин родился в Калуге. Закончил школу, на флоте с 1939 года, он был призван по комсомольскому набору. В 1941 году окончил Черноморское военно-морское училище в Севастополе. И сразу же после выпуска он ушел на войну.

С ноября 1941 года по май 1943-го он командир взвода отдельной роты автоматчиков 82-й отдельной морской стрелковой бригады Северного флота, а с мая по сентябрь 1943 года — командир отдельной роты автоматчиков 510-го стрелкового полка Западного фронта. Участвовал в боях за освобождение городов Ельня и Дорогобуж, был дважды ранен. По окончании войны фронтовик продолжил службу на кораблях, в частях и соединениях ВМФ СССР.

С 1959 года по июль 1961 года капитан 1-го ранга Анатолий Сорокин командовал различными соединениями подлодок Северного флота. В 1964 году, уже став контр-адмиралом, Сорокин окончил Военную академию Генерального штаба, был назначен командующим флотилией. Ну, а в 1966 году Сорокин возглавил то самое плавание, ставшее уникальным, никем не повторенным до сих пор. На "К-133" в течение всей кругосветки североморцы вели рукописный журнал "Летопись похода, или 25000 миль под водой". В него вошли стихи, очерки, рисунки подводников — словом, все лучшее, созданное корабельными поэтами, художниками и писателями за время плавания. По сей день этот журнал хранится в Центральном военно-морском музее.

Героическое кругосветное плавание наших подлодок, которым руководил адмирал Сорокин, никто больше не повторил. Как пишет историк флота Сергей Васильев, уже после развала Союза российские подводники несколько раз выходили "наверх" с инициативой выполнить еще одно кругосветное плавание. В 1992 году с таким почином выступил экипаж АПЛ "Пантера". Несколько позднее совершить "орбитальный" поход в честь 300-летия Российского флота готовился гвардейский атомный подводный ракетный крейсер "Воронеж". Однако североморцев вышестоящее командование не поддержало. Так что уникальная "сорокинская" кругосветка и поныне остается легендарной.

В 1985 году вице-адмирал Анатолий Иванович ушел в отставку. Но долго пробыть без моря и без флотской службы так и не сумел. Он ушел из жизни 30 декабря 1988 года. Похоронен адмирал в Москве на Кунцевском кладбище. Почетная похоронная процессия, участники которой несли на бархатных подушечках награды адмирала, растянулась, по свидетельствам очевидцев, более чем на сотню метров.

 

Смерть командира «Альфы»

24 марта 2003 года скоропостижно скончался Виктор Федорович КАРПУХИН, председатель правления Ассоциации ветеранов войны в Афганистане, в прошлом - командир группы антитеррора КГБ СССР «Альфа», Герой Советского Союза.

Смерть командира «Альфы»

24 марта 2003 года скоропостижно скончался Виктор Федорович КАРПУХИН, председатель правления Ассоциации ветеранов войны в Афганистане, в прошлом - командир группы антитеррора КГБ СССР «Альфа», Герой Советского Союза.

Виктор Федорович Карпухин родился 27 октября 1947 г. в семье военнослужащего в г. Луцк. В 1969 г. закончил Ташкентское высшее военное танковое командное училище. До 1974 г. служил в Пограничных войсках. С 1974 г. обучал первый состав только что созданного спецподразделения КГБ (Группа «А») вождению боевых машин и стрельбе из вооружения, установленного на бронетехнике. В сентябре 1979 г. Карпухин пришел в Группу «А» («Альфа») 7-го Управления КГБ СССР, где прошёл путь от заместителя командира отделения до руководителя «Альфы». За этот период Виктор Федорович неоднократно руководил и лично участвовал в различных оперативно-боевых мероприятиях и специальных операциях, в том числе в штурме дворца Амина «Тадж-Бек» в столице Республики Афганистан г. Кабул 27 декабря 1979 г. В день штурма этой хорошо охраняемой цитадели, БМП Карпухина, преодолев крутой серпантин дороги вокруг холма, на котором был выстроен дворец Амина, первой прорвалась к «Тадж-Беку». Карпухин и его подчинённые открыли прицельный огонь по дворцу, дав возможность остальным бойцам своей подгруппы десантироваться. Результатом таких стремительных и грамотных действий стало то, что штурм, считавшегося неприступным, «Тадж-Бека», имевшего стены 2-метровой толщины и располагавшего 2,5-тысячной охраной, длился 40 минут. Спецназовцы КГБ потеряли убитыми 5 человек. Во время этого жестокого боя, когда почти все бойцы «Грома» и «Зенита» были ранены, Карпухин не получил ни одной царапины. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1980 года «за мужество и отвагу, проявленные в специальных боевых операциях» капитану Карпухину Виктору Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда». По окончании Высшей школы КГБ СССР с 1984 г. Карпухин заместитель начальника Группы «А». Вместе с «Альфой» он прошёл все «горячие точки» на территории СССР. В 1988-1991 гг. встал во главе Группы «Альфа». В августе 1990 г. «альфовцы» Карпухина вместе с бойцами Группы «Витязь» освободили заложников из сухумского следственного изолятора. Эта специальная операция, как и штурм дворца Амина, золотыми буквами вписана в историю легендарного подразделения антитеррора. После событий в Москве 19-21 августа 1991 г. генерал-майор В.Ф. Карпухин в запасе. С 1991 по 1992 гг. Виктор Федорович руководил Службой безопасности Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Затем с 1993 г. работал в сфере частного детективного бизнеса, и с этого же времени стал председателем правления Ассоциации ветеранов войны в Афганистане. Карпухин был членом Комитета Торгово-промышленной Палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности, возглавлял крупную некоммерческую структуру «Росфонд». Он известен своей активной общественной деятельностью, направленной на оказание помощи ветеранам боевых действий в Афганистане и Чеченской Республике. В.Ф.Карпухин скончался в 2003 г. в поезде «Минск-Москва». Похоронен в Москве на Николо-Архангельском кладбище.

Царский посох Михаила Романова

24 марта 1613 года 16-летний Михаил РОМАНОВ, ранее избранный на царство, дал согласие принять царство и был наречен государем. Архиепископ Казанский и Муромский Феодорит вручил ему царский посох.

Памяти генерала-«оборонщика»

24 марта 2010 года ушел из жизни военный ученый, Герой Социалистического труда, доктор технических наук, профессор, генерал-лейтенант в отставке О.К.Рогозин.

Памяти генерала-«оборонщика»

24 марта 2010 года ушел из жизни военный ученый, Герой Социалистического труда, доктор технических наук, профессор, генерал-лейтенант в отставке О.К.Рогозин.

Олег Константинович Рогозин, отец известного российского политика и государственного деятеля Д.О.Рогозина, родился 31 октября 1929 г. в Москве. В годы Великой Отечественной войны юнгой Днепровской флотилии принимал участие в освобождении г. Смоленска. Вернувшись с фронта, с 1943 по 1946 гг., еще подростком, работал слесарем-механиком завода 339 НКАП (г. Москва). После войны окончил Оренбургское военно-воздушное училище, а затем, в 1959 году - Военно-воздушную инженерную академию.
Всю свою сознательную жизнь Олег Константинович Рогозин посвятил военной науке, более 40 лет прослужив в Вооруженных силах СССР. Он стоял у истоков создания и был одним из руководителей развития оборонной промышленности СССР в послевоенный период. Работал в центральном аппарате Министерства обороны СССР. Занимал должности начальника управления перспективных систем вооружений и первого заместителя начальника службы вооружений до отставки в 1989 г. О.К.Рогозин после отставки и до последнего времени продолжал трудиться над научными исследованиями в области обороны. Работая ведущим научным сотрудником РАН, он посвятил свои научные разработки теории вооружения, проблемам развития вооружений, военной безопасности. За выдающийся вклад в науку и развитие отечественной оборонной промышленности профессору О.К.Рогозину были присвоены звания Лауреата Государственной премии СССР (1981) и Героя Социалистического Труда (1984). О.К.Рогозин награжден орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, девятнадцатью медалями СССР, тремя орденами и восемью медалями стран-участниц Варшавского договора. В 2004 г. ему было присвоено звание Лауреата Золотой медали имени генерального конструктора ракетно-космической техники академика В.Ф.Уткина в номинации «За вклад в развитие экономики и укрепление обороноспособности страны». О.К.Рогозин – автор многочисленных книг по военной стратегии, посвященных развитию вооружения и военной техники, включая фундаментальный научный труд «Стратегия сдерживания - основа глобальной безопасности XXI века» (1994), глоссарий «Война и мир в терминах и определениях» (2004) - руководитель авторского коллектива, воспоминания «Незабываемые имена и свершения» (2004) об организации и развитии оборонной промышленности СССР в послевоенный период, книгу «Отечественный военно-промышленный комплекс и его историческое развитие» (2005).
Вся жизнь Олега Константиновича была образцом служения долгу. Талант ученого и организатора, эрудицию, глубочайшую компетентность - все это он сполна посвятил Отчизне. Генерал-лейтенант О.К.Рогозин скончался в 2010 г. Отпевание покойного проходило в Москве в Храме Святого Митрофания Воронежского.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии