RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Тайна субмарины «Акула»
5 июля 2014 г.

Тайна субмарины «Акула»

Малоизвестные страницы Первой мировой войны: гибель капитана второго ранга Николая Гудима и его экипажа
Расправа над Героем
1 марта 2018 г.

Расправа над Героем

1 марта 1971 года скоропостижно скончался главный маршал артиллерии (разжалованный до генерал-майора), Герой Советского Союза (незаконно лишенный этого звания) Сергей Сергеевич Варенцов.
Севастополь сдан без боя?
8 июля 2013 г.

Севастополь сдан без боя?

9 июля 1993 года Верховный Совет России утвердил постановление о российском статусе города русской морской славы
«Русский синдром» американского адмирала
22 мая 2019 г.

«Русский синдром» американского адмирала

22 мая 1949 года с воплем «Русские идут!» покончил с собой, выпрыгнув с 16 этажа, первый министр обороны США Джеймс Форрестол.
Финал операции «Утка»
8 июня 2017 г.

Финал операции «Утка»

8 июня 1960 года советскому разведчику Рамону МЕРКАДЕРУ была вручена в Кремле Звезда Героя Советского Союза.
Главная » Подвиги в наследство » Морской авиации посвящается

Морской авиации посвящается

27 октября 2016 года в Московском Культурном центре-Библиотеке им. А. де Сент-Экзюпери состоялся торжественный вечер, посвященный празднованию столетия авиации Военно-морского Флота России

.
Морской авиации посвящается

Многочисленные зрители, заполнившие зал библиотеки «Романтика неба», тепло встретили сразу нескольких военачальников, в разные годы занимавшие руководящие посты в этой славной боевой структуре Минобороны СССР и РФ. Есть смысл назвать их поименно. Это генерал - полковники авиации Москвителев Н.И., председатель Клуба заслуженных военных лётчиков, лётчиков-испытателей и штурманов (ученик трижды Героя Советского Союза Покрышкина А.И.) (командующий авиацией ПВО России), Дейнека В.Г. (командующий авиацией ВМФ 1994-2000 г.г.), Потапов В.П.(командующий авиацией ВМФ СССР и России в 1988-1994 г.г.), генерал-майор авиации Жуков Ю.Я (начальник ЦКП авиации ВМФ в 1994-2000г.г.), генерал - лейтенант авиации Бохонко И.И. ( командующий ВВС Тихоокеанского флота в 2002-2005 г.г.), Герой России, ныне действующий генерал-майор авиации Сердюк А.И – начальник ЦБПи П л\с авиации ВМФ.

Открывая вечер, руководитель Центра им. А. де Сент-Экзюпери летчик-испытатель и журналист Мстислав Листов раскрыл малоизвестные, героические страницы истории морской авиации  России. Назвал имена конструкторов, авиаторов и промышленников, тех, кто создавал авиацию флота.
От имени пилотов-военачальников выступил заслуженный военный лётчик России, генерал–полковник авиации В.Г. Дейнека. Он подробно проинформировал собравшихся о внесших уникальный вклад в дело развития военно-морской авиации своих боевых коллег, встреченных дружными аплодисментами. Каждый из них был представлен как мастер своего дела, ответственного, сложного  и рискованного, которому посвящена жизнь. В зале присутствовали и женщины-лётчицы, Герои Советского Союза и России, представители Зиновьевского клуба, писатели, журналисты, юристы, фотохудожники, представители разных профессий.

Программу торжественного вечера дополнили фрагменты фильмов «Летать завещали России» (представленный автором сценария и постановщиком воздушных съемок  в фильме М. Листовым) и «Форсаж» (режиссер Н.Гугуевой) - о лётчиках военно-морской авиации СССР. Состоялась и стихийная пресс-конференция – присутствующих в зале живо интересовал вопрос, в каком состоянии сейчас находится военно-морская авиация. Ветераны отвечали на вопросы откровенно и весьма подробно.

 

Достойным завершением вечера стали выступление лауреатов российских и международных конкурсов И.Красниковой, Д.Кузнецова, Г.Голицина, А.Соколова, коллективный осмотр оригинальной музейной экспозиции, посвящённой истории авиации и русско-французскому сотрудничеству и выставки фотографий, живописных работ и иллюстраций легендарного русского лётчика-художника К.Арцеулова.

Историческая справка

Первая победа русских летчиков в воздушном бою над морем была одержана 17 июля 1916 года. Сто лет назад, в ходе Первой мировой войны, четверка М-9 превзошла в мастерстве немецкие самолеты над Балтийским морем. Эту дату принято считать днем основания морской авиации ВМФ России.
На самом деле гидроавиация в России появилась еще в 1911 году — и поначалу гидросамолеты закупались за рубежом. Однако затем знаменитые российские конструкторы Владимир Лебедев и Дмитрий Григорович разработали несколько прототипов летающих лодок. Первый отечественный гидроплан был спущен на воду 6 августа 1912 года на Васильевском острове в Санкт-Петербурге.
Идея авианосца впервые была высказана российским инженером, капитаном корпуса инженеров флота Львом Мациевичем. Еще в 1909 году Мациевич написал докладную записку в Главный морской штаб, в которой предлагал разработать конструкцию авианесущего корабля, гидроплана и специальной катапульты, позволяющей прямо с палубы запускать военные самолеты.
В знаменательном сражении 17 июля 1916 года участвовали четыре самолета М-9 конструкции Григоровича. Эти самолеты базировались на первом российском авианесущем корабле «Орлица» (фактически это был грузопассажирский пароход, в 1915 году переоборудованный в авианосец). Гидросамолеты «Орлицы» вели разведку, а также могли открывать пулеметный огонь и сбрасывать бомбы.
17 июля 1916 года четыре М-9 приняли бой с немецкими самолетами, стремившимися нанести удар по российской военно-морской базе на острове Сааремаа. В ходе напряженного боя нашим летчикам удалось сбить два вражеских аэроплана; два оставшихся немецких летчика повернули назад. Наши самолеты вернулись на «Орлицу» в полном составе. Это была первая победа, одержанная над морем русскими летчиками на гидропланах российского производства.
В дальнейшем российская морская авиация становится одной из основных сил флота. С приходом к власти Владимир Ленин лично приказал учредить должность комиссара при управлении морской авиации и воздухоплавания. Первым комиссаром стал Андрей Павлович Онуфриев, который впоследствии был назначен заместителем начальника Главного управления Военно-воздушного флота.
На развитие авиации ВМФ советское правительство выделяло колоссальные средства — так, в 1922 году руководители государства выделили 35 млн рублей на восстановление и создание авиационных заводов и конструкторских бюро. Перед авиаконструкторами и инженерами стояла непростая задача — «создать большой океанский флот, достойный великой Советской державы».
Триумфом морских летчиков в Советском Союзе стала операция по спасению челюскинцев в 1934 году. Когда пароход затонул, на льду оказались 104 человека — в том числе женщины и маленькие дети. В столице тут же была создана специальная комиссия по спасению челюскинцев — ее возглавил один из ближайших сподвижников и советников по вопросам экономики Иосифа Сталина Валериан Куйбышев. И спустя полтора месяца советские летчики сняли со льдины всех потерпевших кораблекрушение (в том числе начальника экспедиции, знаменитого географа и исследователя Севера Отто Юльевича Шмидта). Особенно отличился летчик Анатолий Ляпидевский — в ненастную погоду он совершил 29 поисковых полетов, прежде чем обнаружил лагерь выживших. В конце апреля 1934 года Ляпидевскому было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

В Великую Отечественную войну морская авиация первой нанесла удар по Берлину еще в ночь на 8 августа 1941 года. Авиаторы 1-го минно-торпедного авиаполка Краснознаменного Балтийского флота осуществили сброс бомб на хорошо освещенную столицу Третьего рейха— а не ожидавшие удара немцы в течение целых 40 секунд не могли включить светомаскировку. «В результате бомбежки возникли пожары и наблюдались взрывы. Все наши самолеты вернулись на свои базы без потерь», — оповестило тогда советское Информбюро.
Всего за время войны звания Героя Советского Союза были удостоены 260 морских летчиков, а пятеро из них — дважды.
Официальным праздником морских летчиков день 17 июля стал в соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ Российской Федерации Феликса Громова №253 от 15 июля 1996 года.

.
30 октября 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
13 ноября
среда
2019

В этот день:

День войск химзащиты

13 ноября в России и Белоруссии отмечается День войск радиационной, химической и биологической защиты

День войск химзащиты

13 ноября в России и Белоруссии отмечается День войск радиационной, химической и биологической защиты

Химические войска впервые появились во время 1-й мировой войны, когда были применены отравляющие вещества и огнемёты. Они осуществляли газобаллонные атаки, газомётные обстрелы и огнеметания. В Российской Красной армии химические войска стали складываться в конце 1918 года. 13 ноября 1918 года приказом Реввоенсовета Республики № 220 была создана Химическая служба РККА. К концу 1920-х годов химические подразделения имелись во всех стрелковых и кавалерийских дивизиях и бригадах.

В 1924—1925 годах в ходе военной реформы были заложены основы современных войск и химслужбы, сделан важный шаг к созданию централизованного руководства ими, положено начало плановой военно-химической подготовке в частях.

В Великую Отечественную войну советские химические войска поддерживали готовность противохимической защиты частей и соединений армии на случай применения противником химического оружия, уничтожали врага с помощью огнемётов и осуществляли дымовую маскировку войск.

С появлением ядерного и биологического оружия объём задач химических войск резко возрос и стал включать также защиту от радиоактивных и бактериальных средств. В 1992 году химические войска в вооруженных силах Российской Федерации переименованы в войска РХБ защиты (радиационной, химической и биологической защиты).

Кавалер ордена Иуды

13 ноября 1708 года в ходе Северной войны русские войска во главе с Александром Меншиковым штурмом взяли резиденцию Ивана Мазепы город Батурин.

Кавалер ордена Иуды

13 ноября 1708 года в ходе Северной войны русские войска во главе с Александром Меншиковым штурмом взяли резиденцию Ивана Мазепы город Батурин.

 Длительное время Мазепа был одним из ближайших сподвижников Петра I и много сделал для экономического подъёма Левобережной Украины. Но в1708 году перешёл на сторону противника Российского государства в Северной войне — шведского короля Карла XII. За измену присяге предан (заочно) гражданской казни с лишением титулов и наград, которые он получил от царя. В 1709 году Петр I приказал изготовить в единственном экземпляре орден Иуды, которым наградили (заочно) Мазепу за предательство. Русская Православная церковь предала Ивана Мазепу анафеме. После поражения Карла XII под Полтавой (1709) Мазепа бежал в Османскую империю и умер в городе Бендеры.

 

Кузница ВДВ

13 ноября 1918 года начались занятия на Рязанских пехотных курсах командного состава РККА, на базе которых впоследствии было создано Рязанское высшее Воздушно-десантное командное училище

Кузница ВДВ

13 ноября 1918 года начались занятия на Рязанских пехотных курсах командного состава РККА, на базе которых впоследствии было создано Рязанское высшее Воздушно-десантное командное училище

 Ныне это Рязанское высшее Воздушно-десантное командное дважды Краснознамённое училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова.

В ноябре 1921 года Рязанская пехотная школа за мужество и отвагу личного состава была награждена Революционным Красным Знаменем ВЦИК.

В 1941 (году 2 августа) в Куйбышеве (ныне Самара) на базе пехотного училища было создано засекреченное военно-парашютное училище для подготовки военных кадров ВДВ, которое тщательно скрывалось за номером войсковой части № 75021.

4 апреля 1964 года все военные учебные заведения, имеющие отношение к подготовке десантников были объединены в Рязанское высшее воздушно-десантное командное Краснознаменное училище.

13 ноября 1995 года на территории училища был открыт памятник родоначальнику десантной службы генералу армии Василию Маргелову. 12 ноября 1996 года, учитывая многочисленные просьбы личного состава и ветеранов десантной службы, Президент России присвоил училищу новое почётное наименование, в результате которого оно стало называться «Рязанское высшее воздушно-десантное командное дважды Краснознамённое училище имени генерала армии Маргелова В. Ф.».

29 августа 1998 года в связи с реорганизацией военных учебных заведений и в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № 417 от 16 сентября 1998 года Рязанское высшее воздушно-десантное училище имени генерала армии Маргелова В. Ф. было переименовано в «Рязанский институт Воздушно-десантных войск». 11 ноября 2002 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 807 институту было возвращено наименование «имени генерала армии Маргелова В. Ф.».

9 июля 2004 года по многочисленным просьбам личного состава и ветеранов училища оно снова переименовано в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В. Ф. Маргелова.

Сегодня это учебное заведение в своём составе имеет учебный центр, расположенный в 60 км от Рязани, авиационную военно-транспортную эскадрилью и Центральный парашютный клуб ВДВ. На территории училища имеются общежития казарменного типа для размещения курсантов, учебные корпуса и лаборатории для проведения занятий (в том числе огневой и технический комплексы), стрелковый тир, комплекс воздушно-десантной подготовки, спортивный и тренажерные залы для занятий различными видами единоборств, стадион со спортивным городком, столовая, курсантское кафе, клуб, почта, медицинский пункт, комбинат бытового обслуживания.

На территории РВВДКУ находится музей истории Воздушно-десантных войск.

В послужном списке училища 53 Героя Советского Союза, 74 Героя Российской Федерации, тысячи кавалеров боевых орденов, более 60 рекордсменов Вооружённых Сил Советского Союза, России и мира по парашютному спорту и т. д.

 

Памяти Покрышкина

13 ноября 1985 года скончался Александр Иванович Покрышкин (род. 19 марта 1913 года), прославленный советский лётчик-ас, трижды Герой Советского Союза.

Памяти Покрышкина

13 ноября 1985 года скончался Александр Иванович Покрышкин (род. 19 марта 1913 года), прославленный советский лётчик-ас, трижды Герой Советского Союза.

Он первым в истории сбил 50 самолетов противника, а потом и больше.
Всего за годы войны этой цифры достигли лишь семь летчиков, трое из которых - Г.А. Речкалов, Д.Б.Глинка, А.Ф. Клубов - были учениками Покрышкина. Александр Покрышкин - единственный человек, кто в годы войны стал трижды Героем. Даже Георгий Жуков, Иван Кожедуб взяли эту высоту уже после Победы. Кстати сказать, Александр Иванович был удостоен высших военных наград девятнадцати стран Европы и Америки, Азии и Африки.

 

Гибель С-34

13 ноября 1941 года геройски закончила свой последний боевой поход советская подводная лодка под командованием капитана третьего ранга Якова Хмельницкого

Гибель С-34

13 ноября 1941 года геройски закончила свой последний боевой поход советская подводная лодка под командованием капитана третьего ранга Якова Хмельницкого

70 с лишним лет её судьба была неизвестна.
Недавно на дне Черного моря в болгарских водах на 35-метровой глубине дайверы обнаружили подводную лодку времен Второй мировой войны. Вскоре специалистам удалось выяснить: это советская подводная лодка С-34, которая долгие десятилетия считалась пропавшей без вести.
Об этой субмарине достоверно известно следующее. Она была заложена 29 ноября 1937 года на заводе №198 (имени Марти) в Николаеве. 30 сентября 1939 года спущена на воду. Вступила в строй 29 марта 1941 года и 21 апреля 1941 года вошла в состав Черноморского флота. 22 июня 1941 года С-34 находилась под командованием капитана третьего ранга Хмельницкого Якова Моисеевича в составе 2-го дивизиона 1- й бригады пордводных лодок Черноморского флота в Севастополе. Не завершив курса боевой подготовки, она приступила к несению дозора юго - западнее мыса Тарханкут. В сенябре С-34 вышла на боевое задание в район мыса Шаблер. Утром 7 сентября она обнаружила группу румынских боевых кораблей в составе эсминцев «Реджеле Фердинанд» и «Марашти», миноносцев «Налука» и «Сборул», а так же канонерской лодки «Гикулеску» и вооруженного буксира «Бессарабия». С-34 выпустила торпеду по «Гикулеску», но промахнулась. В ответ миноносцы сбросили на субмарину 6 глубинных бомб, не причинив подводной лодке каких-либо серьезных повреждений. Некоторые глубинные бомбы не взорвались. Вероятно, румыны в суматохе с них не сняли предохранители. 21 сентября подводная лодка благополучно вернулась на базу.

В свой последний поход в район мыса Эмине С-34 вышла 8 ноября 1941 года. На базу она не вернулась, предположительно, подорвалась на мине.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии