RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Начало ядерной гонки
11 февраля 2016 г.

Начало ядерной гонки

11 февраля 1943 года Сталин подписал решение ГКО о начале в СССР работ по созданию атомной бомбы
Эрзерумское сражение
16 февраля 2016 г.

Эрзерумское сражение

100 лет назад 16 февраля 1916 года Кавказская армия генерала Николая Юденича разгромила 3-ю турецкую армию
Слава Советской Пионерии!
19 мая 2018 г.

Слава Советской Пионерии!

19 мая 1922 года образована пионерская организация Страны Советов, главной задачей которой было патриотическое воспитание юных граждан.
Полтава — город русской славы
10 июля 2019 г.

Полтава — город русской славы

10 июля - День воинской славы России в память победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении
Гигант космического масштаба
14 января 2016 г.

Гигант космического масштаба

Еще одно поминальное слово о Сергее Павловиче Королёве
Главная » Подвиги в наследство » Подвиг подольских курсантов

Подвиг подольских курсантов

5 октября 1941 года советская воздушная разведка обнаружила 25-километровую немецкую моторизированную колонну, которая полным ходом двигалась по Варшавскому шоссе в направлении Юхнова.

До Москвы им оставалось 198 километров.
Подвиг подольских курсантов

 

200 танков, 20 тысяч пехоты на автомашинах в сопровождении авиации и артиллерии представляли смертельную угрозу для Москвы. Советских войск на этом пути не было. Лишь в Подольске имелось два военных училища: пехотное – ППУ (начальник училища генерал-майор Василий Смирнов, численность - 2000 курсантов) и артиллерийское – ПАУ (начальник училища полковник Иван Стрельбицкий, численность - 1500 курсантов). С началом войны в училища были посланы студенты-комсомольцы разных вузов. Программа 3-х лет обучения была переформирована в шестимесячную. Многие из курсантов успели проучиться только сентябрь.

Начальник артиллерийского училища Стрельбицкий. в своих воспоминаниях позже писал: «Было среди них немало таких, кто ещё ни разу не брился, не работал, никуда не ездил без папы и мамы». Но это был последний резерв Ставки на данном направлении, и ей ничего не оставалось, как заткнуть мальчишками гигантскую брешь, образовавшуюся в обороне Москвы.

5 октября около 2000 курсантов артиллерийского и 1500 курсантов пехотного училищ были сняты с занятий, подняты по тревоге и направлены на оборону Малоярославца.

- Спешно сформированному сводному отряду из курсантов, снятых с занятий по боевой тревоге, была поставлена задача: занять Ильинский боевой участок Можайской линии обороны Москвы на Малоярославецком направлении и преградить путь противнику на 5-7 дней, пока не подойдут резервы Ставки из глубины страны, - вспоминает председатель Совета ветеранов Подольских военных училищ Николай Меркулов. - Чтобы не дать возможности врагу первому занять Ильинский оборонительный участок, был сформирован передовой отряд из двух рот. Он выдвинулся навстречу врагу. На переходе курсанты встретили группу наших авиадесантников во главе с капитаном Сторчаком. Они были заброшены с самолета для организации работы партизанских отрядов в тылу у немцев. Понимая, насколько важно хотя бы на несколько часов задержать фашистов, Сторчак приказал своим десантникам объединиться с курсантами и занять оборону. В течение пяти суток они сдерживали наступление превосходящих сил противника. За это время было подбито 20 танков, 10 бронемашин и уничтожено около тысячи солдат и офицеров противника. Но и потери нашей стороны были огромны. В курсантских ротах передового отряда к моменту выхода в район села Ильинское  оставалось всего лишь по 30-40 бойцов.


На Ильинском рубеже в это время были развёрнуты основные курсантские силы. Они установили свои учебные арторудия в заранее подготовленных дотах и заняли оборону на фронте в десять километров, всего лишь по триста человек на километр. А ведь это были не вымуштрованные спецназовцы, не самураи, которых с детства воспитывают в суровом воинском духе, это были обычные мальчишки, которые только что закончили школу.

С утра 11 октября позиции курсантов подверглись массированной бомбёжке и артобстрелу. После этого к мосту на большей скорости стала двигаться колонна немецких танков и бронетранспортеров с пехотой. Но атака гитлеровцев была отбита. Немцы, несравнимо превосходящие курсантов по боевой мощи и численности, терпели поражение. Ни смириться, ни понять того, что происходит, они не могли.


Во второй половине дня 13-го октября танковой колонне гитлеровцев удалось обойти 3-й батальон, выйти на Варшавское шоссе и атаковать курсантские позиции с тыла. Немцы пошли на хитрость, на танках были закреплены красные флаги, однако курсанты раскрыли обман. Свои орудия они повернули назад. В ожесточённом бою танки были уничтожены.

Немецкое командование было взбешено, фашисты не могли понять, как отборные эсэсовские войска сдерживают каких-то два училища, почему их прославленные солдаты, вооруженные до зубов, не могут прорвать оборону этих мальчишек. Они всеми способами пытались сломить дух курсантов. Разбрасывали над позициями листовки следующего содержания: «Доблестные красные юнкера, вы мужественно сражались, но теперь ваше сопротивление потеряло смысл, Варшавское шоссе наше почти до самой Москвы, через день-два мы войдем в неё. Вы настоящие солдаты, мы уважаем ваш героизм, переходите на нашу сторону, у нас вы получите дружеский прием, вкусную еду и тёплую одежду. Эти листовки будут служить вам пропуском».


Ни один мальчишка не сдался! Израненные, измождённые, голодные, воюющие уже с трофейным оружием, добытым в бою, они не теряли присутствия духа.

Обстановка на Ильинском боевом участке неуклонно ухудшалась – немцы обрушили на наши позиции шквал артиллерийского и миномётного огня. Авиация наносила один удар за другим. Силы защитников быстро таяли, не хватало снарядов, патронов и гранат. К 16-му октября у оставшихся в живых курсантов было лишь пять орудий и то с неполными орудийными расчётами.


Утром 16-го октября противник нанёс новый мощный огневой удар на всём фронте Ильинского боевого участка. Огнём прямой наводки танков и пушек  были расстреляны курсантские гарнизоны в оставшихся дотах и дзотах. Противник медленно продвигался вперёд, но на его пути оказался замаскированный дот на шоссе у деревни Сергеевка, которым командовал командир 4-й батареи ПАУ лейтенант А.И. Алешкин. Расчёт 45-миллиметровой учебной пушки курсанта Беляева открыл огонь и подбил несколько боевых машин. Силы были неравны, и это понимали все. Не имея возможности штурмом взять дот с фронта, гитлеровцы к вечеру атаковали его с тыла и через амбразуру забросали гранатами. Геройский гарнизон погиб почти полностью.


В ночь на 17-ое октября командный пункт подольских училищ переместился в расположение 5-й роты ППУ в деревню Лукьяново. 18-го октября курсанты подверглись новым атакам противника и к исходу дня командный пункт и 5-я рота были отрезаны от основных сил, обороняющих Кудиново. Командир сводного отряда генерал Смирнов собрал остатки 5-й и 8-й курсантских рот и организовал оборону Лукьяново. К вечеру 19-го октября был получен приказ на отход. Но лишь 20-го октября ночью курсанты начали уходить с Ильинского рубежа на соединение с частями армии, занимавшими оборону на реке Наре. А оттуда 25 октября оставшиеся в живых отправились походным маршем в г. Иваново, куда временно перевели Подольские училища.


В боях на Ильинском боевом участке подольские курсанты уничтожили до 5 тысяч немецких солдат и офицеров и подбили до 100 танков. Они выполнили свою задачу - задержали врага ценой своих жизней.

Поразительно, однако за этот подвиг не был награждён ни один подольский курсант!

- Наград тогда не давали, не до нас было, - скромно вспоминает Николай Меркулов. – Правда, позже мы узнали, что военный совет Московского военного округа (он тогда был одновременно штабом Можайской линии обороны) своим приказом № 0226 от 3 ноября 1941 года объявил оставшимся в живых благодарность.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
29 января
среда
2020

В этот день:

Первый аэроклуб

29 января 1908 года в Петербурге был открыт первый в России аэроклуб.

Первый аэроклуб

29 января 1908 года в Петербурге был открыт первый в России аэроклуб.

 Автором этой идеи был коллежский асессор Василий Васильевич Корн, впоследствии секретарь аэроклуба. В январском номере журнала «Воздухоплаватель» за 1908 год он опубликовал статью, в которой призвал создать специальную организацию для пропаганды воздухоплавания среди населения. А уже 29 января 1908 года в Санкт-Петербурге собрались на свое первое собрание учредители российского аэроклуба. В 1909 году царь Николай II взял под свое покровительство эту летную организацию и к названию добавилось определение «Императорский». Вскоре «Императорский всероссийский аэроклуб» вступил в Международную авиационную федерацию.

Расстрел великого князя

29 января 1919 года в Петропавловской крепости был расстрелян великий князь Николай Михайлович, историк, которого называли «самым культурным и самым умным из всей царской фамилии».

Расстрел великого князя

29 января 1919 года в Петропавловской крепости был расстрелян великий князь Николай Михайлович, историк, которого называли «самым культурным и самым умным из всей царской фамилии».

Он был председателем Императорского исторического общества, автором справочных трудов «Московский некрополь», «Петербургский некрополь», «Русские портреты XVIII и XIX веков». За Николая Михайловича ходатайствовали Максим Горький и Академия наук, но ему было отказано в помиловании. По воспоминаниям очевидцев, перед смертью великий князь снял сапоги и бросил их солдатам со словами: «Носите, ребята, все-таки царские...»

Подвиг и трагедия пилота Яшина

29 января 1922 года родился Виктор Николаевич Яшин (покончил жизнь самоубийством 28 октября 1952 года), Герой Советского Союза.

Подвиг и трагедия пилота Яшина

29 января 1922 года родился Виктор Николаевич Яшин (покончил жизнь самоубийством 28 октября 1952 года), Герой Советского Союза.

Яшин уроженец Хабаровска. С 1936 года жил в посёлке Лосиноостровский (ныне — в черте Москвы). Окончил 7 классов школы и в 1938 году — ФЗУ. Работал токарем на Мытищинском вагоностроительном заводе. В 1938 году окончил Мытищинский аэроклуб.

В армии с ноября 1938 года. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков, и до февраля 1942 года был в ней лётчиком-инструктором.

Участник Великой Отечественной войны: в феврале-сентябре 1942 — командир звена 163-го истребительного авиационного полка; в сентябре 1942-октябре 1944 — лётчик, командир звена, командир авиаэскадрильи 157-го истребительного авиационного полка; в октябре 1944-январе 1945 — командир авиаэскадрильи 133-го истребительного авиационного полка; в январе-мае 1945 — командир авиаэскадрильи 233-го истребительного авиационного полка.

Сражался на Калининском, Центральном и 1-м Белорусском фронтах. За время войны совершил 246 боевых вылетов на истребителях ЛаГГ-3, Як-1, Як-7, Як-9 и Як-3, провёл 56 воздушных боёв, в которых сбил лично 26 и в составе группы 1 самолёт противника.

7 сентября 1943 года три советских летчика Яшин, Русецкий, Трофимов в воздушном бою в районе Смоленска уничтожили 16 истребителей противника, дав возможность другой группе однополчан успешно атаковать вражеские бомбардировщики. В конце дня они в том же составе сбили 4 хейнкеля, 2 фокке-вульфа.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года капитану Яшину Виктору Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны Яшин продолжал службу в ВВС (Группа советских войск в Германии). В 1946 году окончил Липецкую высшую офицерскую лётно-тактическую школу ВВС. С мая 1949 года майор В. Н. Яшин — в запасе. Он перешел на летно-испытательную работу. Испытывал

МиГ-15, Ил-28, МиГ-15УТИ.
В последние годы жил в городе Улан-Удэ. Покончил жизнь самоубийством 28 октября 1952 года. На сайте «Уголок неба» об этом написано так: «К сожалению, герой войны, не раз встречавший смерть в лицо, ушел из жизни совсем молодым. В неполных тридцать лет. В конце его биографии скупая запись - 28 октября 1952 года покончил жизнь самоубийством. Что послужило причиной столь неожиданного поступка, сейчас достоверно неизвестно. Ветераны вспоминают о нем неохотно, кто-то говорит, что поводом стал конфликт с руководством авиазавода, перешедший в ссору».

 

Истребитель пятого поколения

29 февраля 2010 года состоялся первый полёт российского истребителя пятого поколения (Т-50).

Истребитель пятого поколения

29 февраля 2010 года состоялся первый полёт российского истребителя пятого поколения (Т-50).

Т-50 российский многоцелевой истребитель пятого поколения разрабатывается в ОКБ Сухого. Серийные машины данного типа будут собираться на КнААЗе, где на данный момент происходит сборка опытных образцов. Серийное производство самолёта должно начаться в 2015 году.

Самолёт разрабатывается для замены Су-27 в российских ВВС. Для экспортных поставок на базе ПАК ФА совместно с Индией создаётся экспортная модификация самолёта, получившая обозначение FGFA (что переводится как истребитель пятого поколения).

27 августа 2013 года на авиасалоне МАКС-2013 впервые для широкой публики продемонстрирован полет тройки самолетов Т-50 (ПАК ФА). После окончания групповой программы фигуры высшего пилотажа были выполнены соло пилотом Сергеем Богданом.

По состоянию на 28 октября 2013 года совершено более 450 испытательных и демонстрационных полетов.

 

Граф-дипломат Николай Игнатьев

29 января 1832 года родился Николай Павлович ИГНАТЬЕВ.

Граф-дипломат Николай Игнатьев

29 января 1832 года родился Николай Павлович ИГНАТЬЕВ.

Игнатьев после окончания Академии Генштаба начал свою дипломатическую карьеру с поста военного атташе в Лондоне, потом служил на Востоке. В 1858 году Игнатьевым был заключен торговый договор с Бухарой, а на следующий год граф был послан в Пекин для заключения договора о восточной русско-китайской границе, которая предварительно была определена Айгунским договором 1858 года. Использовав военное вторжение англичан и французов в Китай, Игнатьев сумел убедить китайцев в дружеском отношении России и заключить в 1860 году в Пекине договор, по которому за нашей страной признавались все земли на левом берегу Амура, а также территория между Уссури и Тихим океаном. Это позволило России основать Владивосток и стать влиятельной силой в данном регионе Тихоокеанского бассейна. Другим крупнейшим достижением Игнатьева как дипломата стало заключение Сан-Стефанского договора с Турцией в 1878 году, которым признавалась независимость Румынии, Черногории и Сербии, создавалось государство Великая Болгария и в целом укреплялись позиции России на Балканах.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии