RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Т-60 против двух «Тигров»
16 января 2014 г.

Т-60 против двух «Тигров»

16 января 1943 года советский легкий танк с помощью артиллерии завалил два фашистских тяжелых танка
Три славы актёра
8 мая 2014 г.

Три славы актёра

35 лет назад не стало Алексея Смирнова
Почему Европа за Гитлера и против Сталина?
23 июня 2018 г.

Почему Европа за Гитлера и против Сталина?

Да потому что она вместе с Бесноватым ответственна за десятки миллионов убитых и сотни миллионов искалеченных в той войне
Зеки — фронту
22 октября 2016 г.

Зеки — фронту

В октябре 1941 года началось досрочное освобождение и отправка на фронт узников Гулага, в котором на момент начала войны находилось около 2,3 миллиона человек.
Подвиг первосвятителя Иова
19 июня 2018 г.

Подвиг первосвятителя Иова

Памяти первого Патриарха России, почившего 19 июня 1607 года
Главная » Подвиги в наследство » Штопор Арцеулова

Штопор Арцеулова

Сто лет назад 7 октября 1916 года внук художника Айвазовского впервые в истории авиации вывел самолет из смертельного вращения

До того дня штопор был проклятием для военной авиации.
Штопор Арцеулова

Сегодня авиационный мир отмечает столетие события, которое справедливо считают началом новой эпохи покорения человеком неба. 7 октября 1916 года Константин Арцеулов, русский военный летчик и инструктор авиашколы под Севастополем, поднялся на двухкилометровую высоту и сознательно ввел самолет в штопор. Курсанты и публика с замиранием сердца следили, как, вращаясь, стремительно приближается к земле машина. И когда уже казалось, что катастрофы не избежать, пилот взял управление на себя и хладнокровно вывел самолет из падения. Это был поистине смертельный номер!

 

До того дня штопор был проклятием для военной авиации. Стоило пилоту слегка ошибиться, сбросить скорость или резко отклонить руль, как самолет моментально валился на крыло и начинал вращаться, ввинчиваться в воздух по вертикали вниз, будто штопор в пробку. Немногие из счастливчиков, оставшихся в живых после крушения, в один голос уверяли, что управлять вращающейся машиной совершенно невозможно. Штопор — это приговор к высшей мере.

 

Поначалу, когда самолеты летали совсем низко и медленно, пилоты имели шанс отделаться травмами. Но с появлением аэропланов Ньюпора, Фармана и Морана, развивавших невиданную по тем временам скорость до 90 километров в час, эти шансы устремились к нулю. Так, только в Гатчинской военно-авиационной школе в 1913 году погибли, не сумев вывести самолет из штопора, капитан Дмитриев и поручик Серов, годом позже — пилоты Стояновский, Синельников и Артемьев...

 

Но вот в севастопольскую авиашколу был определен ротмистр Константин Арцеулов. Боевой летчик после ранения возглавил отделение подготовки пилотов-истребителей. Сын моряка и внук знаменитого художника-мариниста Ивана Айвазовского прежде служил на авиационном заводе Щетинина в Петербурге, одновременно обучался в летной школе и занимался планеризмом. Однако войну он начал командиром кавалерийского взвода и только в 1915 году стал военным летчиком. За два года геройский офицер был отмечен пятью орденами, имел на счету 18 побед в воздушных боях над немецкими асами. Но в Севастополе Арцеулова ждала головная боль. В первые же недели при учебных полетах разбились шесть пилотов, свалившись в штопор на самолетах «Фарман-40».

 

«Эти случаи вызвали среди инструкторов Севастопольской школы горячие споры, — вспоминал Арцеулов. — Как начальник отделения летчиков высшей квалификации — истребителей я считал своим долгом сделать все возможное для выяснения сущности явления, чтобы найти средства выхода из него».

 

И у него это получилось. Как рассказал «Труду» бывший летчик-испытатель Мстислав Листов, Арцеулов понял главное: не надо пытаться сразу же выравнивать штопорящий самолет! При падении встречный поток обтекает крылья под большими углами, что и приводит к неуправляемому вращению. Для восстановления контроля над машиной Арцеулов решил устранить боковое скольжение, а рулем высоты опустить нос, чтобы самолет набрал скорость для маневра. Это представлялось пилотам того времени совершенно противоестественным. Опускание носа во всех инструкциях описывалось как смертельно опасный маневр, неизбежно ведущий к катастрофе.

 

И вот солнечным октябрьским утром Арцеулов поднял в воздух «Ньюпор», чтобы проверить свои выводы на практике. Сам он так рассказывал о том полете: «Сделал вираж, чтобы еще раз вспомнить приемы, которые, как я предполагал, выведут самолет из штопора. Потом сбавил газ, задрал самолет, выключил мотор. И достаточно было немножко тронуть педаль, как самолет свалился на левое крыло — и завертелся в штопоре. Конечно, впечатление было не особенно приятное. Поэтому сейчас же применил свои приемы, чтобы вывести самолет: ручку отдал от себя и сильно дал ногу, обратную вращению штопора. И вскоре почувствовал, что на рулях появилось давление воздуха. Самолет я остановил!»

 

Константин Константинович еще не раз повторил свой рискованный маневр, прежде чем подготовил докладную записку со своими наработками. На заседании ученого совета Качинской авиашколы Арцеулов зачитал свой доклад столь убедительно, что командование постановило: «Ввести прохождение штопора в программу обучения учеников истребительного отделения школы». Цена этого решения — тысячи сохраненных пилотских жизней.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
26 марта
вторник
2019

В этот день:

Памятник Ивану Сусанину

26 марта 1851 года в Костроме был открыт памятник в честь подвига Ивана СУСАНИНА.

Памятник Ивану Сусанину

26 марта 1851 года в Костроме был открыт памятник в честь подвига Ивана СУСАНИНА.

Памятник представлял собой гранитный постамент, над которым возвышалась круглая колонна из розового гранита, увенчанная бюстом царя МИХАИЛА ФЁДОРОВИЧА (скульптор В. И. ДЕМУТ-МАЛИНОВСКИЙ). У подножия колонны была изваяна скульптура коленопреклоненного молящегося Сусанина. На вершине монумента красовались двуглавый орел и герб Костромы. Надптсь на постаменте гласила: «Ивану Сусанину, за царя, спасителя веры и царства, живот свой положившему, благодарное потомство». В 1918 году памятник разрушили по приказу большевиков.

Памяти Маршала Бориса Шапошникова

26 марта 1945 года умер Борис Михайлович ШАПОШНИКОВ, Маршал Советского Союза.

Памяти Маршала Бориса Шапошникова

26 марта 1945 года умер Борис Михайлович ШАПОШНИКОВ, Маршал Советского Союза.

Шапошников еще до революции дослужился до полковника. В Красной армии в 1940 году стал Маршалом Соаветского Союза. В самый тяжелый начальный период Великой Отечественной войны, в дни Смоленского сражения, борьбы за Киев и великой битвы под Москвой он он занимал пост начальника Генштаба.

Работал на износ, часто без сна и отдыха и в 60 лет окончательно подорвал свое здоровье. Умер Шапошников на посту начальника Военной академии Генерального штаба в 1945 году, не дожив 44 дня до Победы над фашистской Германией. По приказу Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина в час погребения урны с прахом маршала Б. М. Шапошникова у Кремлевской стены был дан салют в 24 залпа из 124 орудий.

 

50 суток под водой

26 марта 1966 года закончился переход атомной ракетной подводной лодки К-116 и атомной торпедной подводной лодки К-133 с Западной Лицы (база Северного флота) на Камчатку. Более чем за 50 суток атомоходы прошли под водой более 20 000 морских миль по маршруту вокруг Южной Америки через пролив Дрейка.

50 суток под водой

26 марта 1966 года закончился переход атомной ракетной подводной лодки К-116 и атомной торпедной подводной лодки К-133 с Западной Лицы (база Северного флота) на Камчатку. Более чем за 50 суток атомоходы прошли под водой более 20 000 морских миль по маршруту вокруг Южной Америки через пролив Дрейка.

 

Успешное завершение беспрецедентного группового подводного похода советских атомоходов высоко оценило руководство страны. Решением министра обороны СССР впервые после Великой Отечественной войны подводным лодкам присвоили гвардейское звание. К-116 приняла флаг североморской ПЛ К-22, а К-133 - балтийской ПЛ Щ-303. Всех членов экипажей атомных подлодок наградили орденами и медалями. Шесть человек, в том числе руководитель перехода контр-адмирал Сорокин, капитан 2 ранга Виноградов, капитан 2 ранга Столяров, капитан 2 ранга Морозов и капитан 3 ранга Самсонов, были удостоены звания Героя Советского Союза.

Наш резидент в Нью-Йорке

26 марта 1993 года умер Анатолий Антонович ЯЦКОВ, полковник Службы внешней разведки, Герой России. Яцков много лет работал в нью-йоркской резидентуре, добывая секретную информацию по созданию атомного оружия.

Наш резидент в Нью-Йорке

26 марта 1993 года умер Анатолий Антонович ЯЦКОВ, полковник Службы внешней разведки, Герой России. Яцков много лет работал в нью-йоркской резидентуре, добывая секретную информацию по созданию атомного оружия.

В немалой степени благодаря ему советская разведка получила ключевые расчеты, схемы и чертежи в рамках так называемого Манхэттенского проекта, что значительно ускорило работы советских ученых и инженеров по созданию атомного щита.
 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии