RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Леонид Хрущев: оболганный за отца
11 марта 2019 г.

Леонид Хрущев: оболганный за отца

11 марта 1943 года не вернулся с боевого задания летчик-истребитель гвардии старший лейтенант Леонид Хрущёв
Побег из ада на
8 февраля 2015 г.

Побег из ада на "Хенкеле"

8 февраля 1945 года группа советских военнопленных во главе с летчиком-истребителем Михаилом Девятаевым совершила побег из немецкого концлагеря Пенемюнде
Равнение на подвиг победителей
22 февраля 2015 г.

Равнение на подвиг победителей

Речь верховного главнокомандующего Владимира Путина в Государственном Кремлёвском дворце на торжественном вечере, посвящённом Дню защитника Отечества
День рождения Севастополя
14 июня 2019 г.

День рождения Севастополя

14 июня 1783 года была основана главная база Российского флота на Черном море
Александр Невский продолжает битву
25 сентября 2014 г.

Александр Невский продолжает битву

Началась подготовка к празднованию 800-летия со дня рождения великого защитника земли русской
Главная » Подвиги в наследство » Штопор Арцеулова

Штопор Арцеулова

7 октября 1916 года внук художника Айвазовского впервые в истории авиации вывел самолет из смертельного вращения

До того дня штопор был проклятием для военной авиации.
Штопор Арцеулова

7 октября 1916 года Константин Арцеулов, русский военный летчик и инструктор авиашколы под Севастополем, поднялся на двухкилометровую высоту и сознательно ввел самолет в штопор. Курсанты и публика с замиранием сердца следили, как, вращаясь, стремительно приближается к земле машина. И когда уже казалось, что катастрофы не избежать, пилот взял управление на себя и хладнокровно вывел самолет из падения. Это был поистине смертельный номер!

 

До того дня штопор был проклятием для военной авиации. Стоило пилоту слегка ошибиться, сбросить скорость или резко отклонить руль, как самолет моментально валился на крыло и начинал вращаться, ввинчиваться в воздух по вертикали вниз, будто штопор в пробку. Немногие из счастливчиков, оставшихся в живых после крушения, в один голос уверяли, что управлять вращающейся машиной совершенно невозможно. Штопор — это приговор к высшей мере.

 

Поначалу, когда самолеты летали совсем низко и медленно, пилоты имели шанс отделаться травмами. Но с появлением аэропланов Ньюпора, Фармана и Морана, развивавших невиданную по тем временам скорость до 90 километров в час, эти шансы устремились к нулю. Так, только в Гатчинской военно-авиационной школе в 1913 году погибли, не сумев вывести самолет из штопора, капитан Дмитриев и поручик Серов, годом позже — пилоты Стояновский, Синельников и Артемьев...

 

Но вот в севастопольскую авиашколу был определен ротмистр Константин Арцеулов. Боевой летчик после ранения возглавил отделение подготовки пилотов-истребителей. Сын моряка и внук знаменитого художника-мариниста Ивана Айвазовского прежде служил на авиационном заводе Щетинина в Петербурге, одновременно обучался в летной школе и занимался планеризмом. Однако войну он начал командиром кавалерийского взвода и только в 1915 году стал военным летчиком. За два года геройский офицер был отмечен пятью орденами, имел на счету 18 побед в воздушных боях над немецкими асами. Но в Севастополе Арцеулова ждала головная боль. В первые же недели при учебных полетах разбились шесть пилотов, свалившись в штопор на самолетах «Фарман-40».

 

«Эти случаи вызвали среди инструкторов Севастопольской школы горячие споры, — вспоминал Арцеулов. — Как начальник отделения летчиков высшей квалификации — истребителей я считал своим долгом сделать все возможное для выяснения сущности явления, чтобы найти средства выхода из него».

 

И у него это получилось. Как рассказал «Труду» бывший летчик-испытатель Мстислав Листов, Арцеулов понял главное: не надо пытаться сразу же выравнивать штопорящий самолет! При падении встречный поток обтекает крылья под большими углами, что и приводит к неуправляемому вращению. Для восстановления контроля над машиной Арцеулов решил устранить боковое скольжение, а рулем высоты опустить нос, чтобы самолет набрал скорость для маневра. Это представлялось пилотам того времени совершенно противоестественным. Опускание носа во всех инструкциях описывалось как смертельно опасный маневр, неизбежно ведущий к катастрофе.

 

И вот солнечным октябрьским утром Арцеулов поднял в воздух «Ньюпор», чтобы проверить свои выводы на практике. Сам он так рассказывал о том полете: «Сделал вираж, чтобы еще раз вспомнить приемы, которые, как я предполагал, выведут самолет из штопора. Потом сбавил газ, задрал самолет, выключил мотор. И достаточно было немножко тронуть педаль, как самолет свалился на левое крыло — и завертелся в штопоре. Конечно, впечатление было не особенно приятное. Поэтому сейчас же применил свои приемы, чтобы вывести самолет: ручку отдал от себя и сильно дал ногу, обратную вращению штопора. И вскоре почувствовал, что на рулях появилось давление воздуха. Самолет я остановил!»

 

Константин Константинович еще не раз повторил свой рискованный маневр, прежде чем подготовил докладную записку со своими наработками. На заседании ученого совета Качинской авиашколы Арцеулов зачитал свой доклад столь убедительно, что командование постановило: «Ввести прохождение штопора в программу обучения учеников истребительного отделения школы». Цена этого решения — тысячи сохраненных пилотских жизней.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
26 января
воскресенье
2020

В этот день:

Белоруссия плюс Россия

26 января 2000 года, после ратификации парламентами двух стран, вступил в силу Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии.

Белоруссия плюс Россия

26 января 2000 года, после ратификации парламентами двух стран, вступил в силу Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии.

В московском Кремле на заседании Высшего Государственного Совета России и Белоруссии Председателем Высшего Государственного Совета России и Белоруссии избран Александр Лукашенко. Во время заседания исполняющий обязанности ( в то время) президента России Владимир Путин и президент Республики Беларусь Александр Лукашенко обменялись ратификационными грамотами о создании Союзного государства России и Белоруссии.

В соответствии с Договором о создании Союзного государства сформированы и функционируют Высший Государственный Совет, Совет Министров и Постоянный Комитет Союзного государства. Функции Парламента Союзного государства выполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. В рамках Союзного государства образованы и работают Пограничный и Таможенный комитеты, Комиссия Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, Комиссия по тарифному и нетарифному регулированию при Совете Министров Союзного государства, Телерадиовещательная организация Союзного государства. Эти органы состоят из представителей республиканских и федеральных органов государственного управления Беларуси и России и периодически собираются на своих заседаниях, где рассматриваются и решаются вопросы союзного строительства в соответствующей сфере.

 

Подвиг Жантаса Жолдинова

26 января 1998 года Жантасу Бахитжановичу Жолдинову (стрелку сводного полка Сибирского округа внутренних войск МВД России, рядовому) за мужество и героязм проявленные в бою на первой чеченской войне присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Подвиг Жантаса Жолдинова

26 января 1998 года Жантасу Бахитжановичу Жолдинову (стрелку сводного полка Сибирского округа внутренних войск МВД России, рядовому) за мужество и героязм проявленные в бою на первой чеченской войне присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Жантас родился 29 июня 1976 года в посёлке Красночабанский Домбаровского района Оренбургской области в семье военного. Казах. После окончания школы работал разнорабочим в совхозе «Красный чабан», потом трудился на комбайне.

В декабре 1994 года был призван на воинскую службу, которую проходил во внутренних войсках в Сибирском округе внутренних войск МВД России. В составе сводного полка участвовал в Первой чеченской войне.

11 августа 1996 года группа прикрытия, в которую входил рядовой Жолдинов, прикрывала коридор для эвакуации из города мирных жителей. Внезапно группа оказалась атакована превосходящими силами боевиков. В ходе перестрелки Жолдинов лично уничтожил пять бандитов, корректировал огонь товарищей. Двое военнослужащих отряда получили ранения, а затем и Жолдинову перебило обе ноги. Однако он продолжал вести огонь. Над отрядом нависла угроза окружения, и Жантас Жолдинов добровольно вызвался прикрывать отход товарищей. Истекая кровью, он вёл огонь по противнику пока не кончились боеприпасы, затем отбивался штык-ножом. Боевики расстреляли Жантаса в упор.

 

Подвиг Владимира Трубанова

26 января 1998 года Владимиру Евгеньевичу Трубанову (наводчику боевой разведывательной дозорной машины) за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Подвиг Владимира Трубанова

26 января 1998 года Владимиру Евгеньевичу Трубанову (наводчику боевой разведывательной дозорной машины) за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

В конце июля 1996 года сводный полк Сибирского округа внутренних войск, где служил Володя, выехал на Северный Кавказ, а уже утром 6 августа подразделения полка были подняты по тревоге. Боевики напали на город Грозный, сковали действия военнослужащих. Сибиряки в казарме оказались практически в полной осаде. Любой вид транспорта, подъезжавший или отъезжавший от казармы, попадал под шквальный огонь. Через 2 недели положение стало критическим: кончились продукты, отключили воду, свет, нельзя было вывезти раненых. Отправили солдат за водой под прикрытием БРДМ, в которой находился Трубанов. У бронемашины прострелили колеса, но она некоторое время продолжала движение. Несмотря на ранение в ногу, рядовой Трубанов вел огонь из пулемета БРДМ.

Полчаса шел неравный бой на глазах своей роты. Ребята плакали от бессилия, что ничем помочь Володе не могли. Боевикам удалось подбить БРДМ, и она загорелась. В машине погиб Владимир Трубанов.

Володя родом из Башкирии. Он окончил 8 классов средней школы N15 (1991) и СПТУ-19 (1994) в Салавате. Занимался картингом под руководством тренера Александра Лапшина и наставника Сергея Затылкина. Став чемпионом Башкирии по данному виду спорта, пошел служить в ВС РФ. С марта 1995 года - на военной службе, которую проходил в Сибирском округе ВВ МВД РФ. Дважды выезжал в служебные командировки в Чечню, где и погиб смертью Героя.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии