RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Переяславская Рада
21 января 2018 г.

Переяславская Рада

21 января 1654 года Войско Запорожское перешло в подданство Русскому Царю
Сестрам милосердия
27 апреля 2014 г.

Сестрам милосердия

Памятная надгробная плита с таким названием будет открыта 6 мая 2014 года на территории Московского военного Братского кладбища Героев Первой мировой войны
Морские силы Дальнего Востока
21 мая 2016 г.

Морские силы Дальнего Востока

21 мая 1731 года - дата создания Русского флота на Тихом океане
Слава юным защитникам Отечества!
21 августа 2013 г.

Слава юным защитникам Отечества!

21 августа 1943 года в СССР были созданы суворовские и нахимовские училища
Первый ночной таран
28 октября 2013 г.

Первый ночной таран

Впервые в мире ночной воздушный таран был совершен советским летчиком-истребителем старшим лейтенантом Евгением Степановым 28 октября 1938 года небе Испании
Главная » Подвиги в наследство » Зеки — фронту

Зеки — фронту

В октябре 1941 года началось досрочное освобождение и отправка на фронт узников Гулага, в котором на момент начала войны находилось около 2,3 миллиона человек.

Всего за время войны Рабоче-крестьянская Красная армия и флот пополнились 420 тысячами вчерашних заключенных.
Зеки — фронту

В лагерях и тюрьмах резко изменилось положение заключенных с началом войны. Они тоже включились в общенародное движение «Всё для фронта, всё для Победы!»
В Государственном архиве Российской Федерации рассекречен ряд документов ГУЛАГа, в том числе материалы управления исправительно-трудовыми лагерями и колониями Молотовской (ныне – Пермской) области. В них имеются ранее закрытые сведения о том, как заключенные Урала ковали оружие Победы в годы Великой Отечественной войны.

К началу войны в Молотовской области отбывали сроки около 45 тысяч заключенных (всего по стране – 2,3 миллиона человек). Они занимались металлообработкой, деревообработкой, лесозаготовками, швейным делом, производством обуви, мебели, музыкальных инструментов.
6 августа 1941 года было подписано правительственное постановление о перепрофилировании ИТК на производство боеприпасов и других изделий сугубо для нужд фронта. Главная сложность в решении этой задачи заключалась в отсутствии необходимого промышленного оборудования. Заключенные проявляли техническую смекалку и чудеса изобретательности. Например, в ИТК № 1 г. Молотова запустили конвейер по изготовлению 50-миллиметровых мин на базе имевшегося оборудования … для производства гвоздей. К февралю 1942 года здесь выпускалось до 350 мин в сутки.

Еще сложнее было переходить на мины в тех колониях, где кроме швейных машинок не имелось никакой другой техники. И все-таки заключенные как-то изворачивались, находили пути решения проблем. Уже в третьем квартале 1942 года почти все ИТК Молотова и Кунгура начали выпускать более сложную 82-миллиметровую мину, а также ручные гранаты РГД-33.
Кроме мин уральские заключенные развернули производство чехлов для артиллерийских систем, вьюков и лотков к минометам, ящиков для снарядов. В г. Кунгуре на базе ИТК № 5 было организовано предприятие-дублер Московского завода по производству кожтехизделий для танков.

Немалая часть заключенных была прикомандирована к уральским авиационным заводам № 19 и 33, пушечному заводу № 172, заводу боеприпасов № 260 и ряду металлургических комбинатов, а также направлена на строительство Березниковского химического, калийного, азотного-тукового, фенольного заводов. Лесной Усольлаг заготавливал в годы войны авиасосну, палубную и понтонную древесину, авиафанеру, производил ружейную и лыжную болванку, тару для боеприпасов, а главное – баланс (основной компонент целлюлозы, из которого вырабатывался порох).

Заключенные проявляли небывалый трудовой героизм. В спецотчете начальника управления ИТК Молотовской области, например, констатируется, что Усольлаг на 234 процента выполнил план 1941 года и «впервые за свое существование дал экономию государству до 1 миллиона 500 тысяч рублей, значительно повысил производительность труда и добился снижения себестоимости продукции». В другом документе отмечается, что производительность труда заключенных в 1943 году по сравнению с 1941 годом повысилась на 80 процентов, при этом себестоимость военной продукции снизилась до 50 процентов.

Однако за этими цифрами стоит не только патриотический порыв заключенных, но и их безжалостная эксплуатация. Как свидетельствуют рассекреченные отчеты «специалистов» ГУЛАГа, с 1941 по 1943 годы норма выработки на лагерных производствах поднялась почти в полтора раза, зато калорийность питания заключенных была снижена на 30 процентов. При этом, официально сокращенная в связи с войной норма, на местах самовольно уменьшалась местными лагерными властями или заменялась малокалорийными продуктами. Вот выдержки из отчетов медработников. Лагерное отделение № 2 г. Березники: «Мы имеем заболевания, которые развиваются в результате однообразного питания – хлеб, мука». Лагерное отделение № 3 станция Баская: «Основным продуктом питания является мука. Все остальные продукты обязательного рациона заменяются исключительно мукой и водой».

Разворовывание и без того мизерной «зековской пайки» дошло до того, что руководство ГУЛАГа было вынуждено разослать специальный циркуляр № 69 от 20 ноября 1942 года «О запрещении начальникам лагерей и строек самовольно уменьшать нормы питания заключенных». Но это отнюдь не улучшило положение последних.

В рассекреченных документах зафиксирована, мягко говоря, недоброжелательная атмосфера отношения к заключенным со стороны лагерного персонала. Она достаточно четко выражена, к примеру, в выступлении на партийном собрании сотрудника ОИТК УНКВД по Молотовской области Вяткина: « Я не согласен с выступлением Михайлова, который предлагает накормить, напоить и одеть з/к, чтобы они работали еще лучше. Нет, я считаю, что мы должны заставить их работать лучше и отдать все, что они могут отдать».
В результате такого отношения к заключенным, снижение себестоимости военной продукции сопровождалось невиданным, страшным скачком их смертности. Вот характерный пример.

В 1942 году постановлением ГКО в г. Губахе было создано Лагерное отделение № 4 для строительства азотно-тукового комбината. Никаких подготовительных работ на местности не велось. Никаких средств на устройство быта заключенных выделено не было. Их зимой выбросили в поле и приказали выдалбливать себе землянки в замерзшем грунте. Уже на следующий день заключенных начали отправлять на строительные работы. При этом было организовано лишь двухразовое, да и то очень скудное питание. Такие нечеловеческие условия привели к тому, что за 24 дня декабря 1942 года умерло 210 человек из 730 прибывших.

В рассекреченных документах есть официальные отчеты о смертности в уральских лагерях. Читать их невыносимо больно и даже страшно. Например, в стационарном и вполне обжитом Усольлаге с июня по декабрь 1941 года смертность увеличилась на 1429 процентов (с 72 до 1105 человек в месяц). А в Соликамбумстрое – на 2712 процентов! То есть новые военные производства на Урале и боевая техника строились в самом прямом смысле на костях. Да и не только на Урале. В рассекреченных документах есть зловещая цифра: в лагерях и колониях ГУЛАГа из-за нечеловеческих бытовых условий и жестокой эксплуатации с июля 1941 по декабрь 1944 года умерло 822418 человек. Немалая часть из них – наши уральские «зеки».

Между тем, об их вкладе в производство оружия Победы до недавнего времени даже не упоминалось. А он, несомненно, немал. Достаточно сказать, что каждая десятая мина, произведенная в стране в годы войны, сделана «зеками» Урала (более 3 миллионов штук). В рассекреченных документах я прочитал лишь одно доброе слово, сказанное в адрес уральских заключенных. Произнес его 9 мая 1945 года заместитель начальника управления Усольлага по производству (к сожалению, фамилия его в стенограмме митинга не названа): «Произведенные вами винтовочные приклады сломали голову не одному фашисту, добытый вами баланс, дающий порох, взорвал не один вражеский поезд, склад, огневые точки. Родина не забудет ваш труд!»

Сергей Турченко
22 октября 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 августа
четверг
2018

В этот день:

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Простой крестьянский парень из донской станицы, он стал одним из лучших пилотов Страны Советов, а потом и самым главным летчиком СССР.

В августе 1935 года Павел по комсомольскому призыву поступил в Сталинградское военное училище летчиков. Начинал летать на самолете «У-2». В 1938 году в звании лейтенанта прибыл в полк под Ленинградом. Вскоре он стал командиром звена истребителей. Во время войны с Финляндией Кутахов совершил 131 боевой вылет. В одном из боев был сбит и спустился на парашюте в тылу противника, пешком вернулся в расположение советских войск.

Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Мурманска, Кандалакши и Кировской железной дороги. Сопровождал караваны транспортных судов ленд-лиза.

Был одним из известнейших летчиков-истребителей Карельского фронта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года Кутахову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего за годы войны П. С. Кутахов совершил 497 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, в которых сбил 14 самолетов лично и 28 с напарниками.

После войны подполковник Кутахов ещё несколько лет командовал полком в Заполярье, а потом был направлен на Высшие офицерские летно-тактические курсы в Липецк. В 1957 году закончил Военную академию Генерального Штаба. В 1966 году ему, командующему авиацией Одесского военного округа, генерал-лейтенанту авиации, в числе первых было присвоено звание «Заслуженный военный летчик СССР». В 1967 году генерал-полковник авиации П. С. Кутахов был назначен первым заместителем главнокомандующего Военно-Воздушными Силами СССР. В марте 1969 года Маршал авиации Кутахов стал главнокомандующим ВВС СССР. В 1972 году ему было присвоено звание Главного маршала авиации. Кутахов летал на современных истребителях до 60-летнего возраста.

В 1984 году ему во второй раз присвоено звание Героя Советского Союза.

Умер 3 декабря 1984 года от обширного инсульта. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

А Здор Александр Викторович — штурман, Аббязов Асхат Минахметович — бортинженер,
Вшивцев Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов Сергей Борисович — ведущий инженер,
Рязанов Виктор Петрович — ведущий инженер награждены орденами Мужества. О их подвиге снят фильм «Кандагар».

3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД бортовой номер RA-76842, принадлежавший казанской компании «Аэростан», с семью членами экипажа на борту по заказу правительства в Кабуле, в рамках межправительственного соглашения с Албанией, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана — Кабул (Баграм) с грузом стрелковых боеприпасов. Фактическим получателем груза был «Северный альянс», авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага «Талибана» Ахмад Шах Масуда. Сходные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи, экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных. Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителями движения «Талибан» и был принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. Среди формально разрешённых к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещёнными к перевозке снарядами.

Более года (378 дней) члены экипажа самолёта находились в плену в очень тяжёлых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжёлым: они всерьёз опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана». С другой стороны, они долго не замечали никаких существенных усилий со стороны российских властей по вызволению их из плена. Талибы предлагали им перейти в ислам с обещаниями облегчить участь. Связь с Россией удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Попытка Акулова обменять пленников на запчасти к вертолётам не удалась. С другой стороны, удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега. Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолёт требует периодического технического обслуживания. За отсутствием собственных специалистов, экипажу было позволено, время от времени, под вооружённым конвоем, поддерживать самолёт в работоспособном состоянии.

И вот 16 августа 1996 года при очередном техобслуживании (в частности, поводом к нему послужило повреждённое колесо шасси) экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв. Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Самолёт-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс, и топливо слито не было. Для большей скрытности самолёт уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию), причём на предельно малых высотах. Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили самолёт в своё воздушное пространство, в дальнейшем самолёт беспрепятственно прилетел в ОАЭ, в Шарджу.

В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики благополучно вернулись в Казань. 22 августа того же года был подписан указ о награждении экипажа, командиру корабля и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества. Члены экипажа самолёта: Шарпатов, Владимир Ильич — командир воздушного судна, Хайруллин, Газинур Гарифзянович — второй пилот, Здор, Александр Викторович — штурман, Аббязов, Асхат Минахметович — бортинженер, Вшивцев, Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов, Сергей Борисович — ведущий инженер,

Рязанов, Виктор Петрович — ведущий инженер. (Википедия)

Диакон Вячеслав Луканин

16 августа Русская Православная Церковь воздает память священномученику Вячеславу (Луканину), погибшему в этот день в 1918 году.

Диакон Вячеслав Луканин

16 августа Русская Православная Церковь воздает память священномученику Вячеславу (Луканину), погибшему в этот день в 1918 году.

Вячеслáв Геóргиевич Лукáнин относится к роду потомственных русских священников, до революции был диаконом Пермской и Екатеринбургской епархий РПЦ. Прославлен как священномученик и причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских 17 июля 2002 года. Память священномученика Вячеслава совершается в день его кончины — 3 / 16 августа. Он был убит богоборцами прямо в храме во время молитвы выстрелом в спину.

 

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии