RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Не прозевать начало войны
9 июля 2017 г.

Не прозевать начало войны

На сайте Министерства обороны РФ опубликована большая подборка воспоминаний советских военачальников о начале Великой Отечественной войны
Кто расчленил Германию?
5 июня 2020 г.

Кто расчленил Германию?

5 июня 1945 года военачальники союзных держав Георгий Жуков, Эйзенхауэр, Монтгомери и Тассиньи подписали в Берлине Декларацию о поражении Германии
Крылатый Фарт Ивана Кожедуба
8 июня 2020 г.

Крылатый Фарт Ивана Кожедуба

8 июня 2020 года- 100 лет самому результативному воздушному асу Великой Отечественной войны
Назначение - дерзкий прорыв
10 марта 2016 г.

Назначение - дерзкий прорыв

В Российскую армию возвращаются штурмовые саперные роты
Витязь русского неба
20 июня 2014 г.

Витязь русского неба

20 июня 1917 года погиб Евграф Николаевич КРУТЕНЬ, русский военный летчик, капитан, сбил более 15 самолетов противника.
Главная » Подвиги в наследство » Легендарный Ан-2

Легендарный Ан-2

31 августа 1947 года летчик-испытатель из ГосНИИ гражданской авиации Павел Володин впервые поднял в воздух самолет Ан-2

«Аннушка» стала легендой Страны Советов.
Легендарный Ан-2

 

Соратники главного конструктора машины Олега Антонова вспоминали, что перед поднятием машины в воздух пилот в обязательном порядке должен был совершить три так называемых подлета — отрываться на пару метров от полосы и приземляться через несколько секунд. Разрешение на взлет после этого должен был дать как раз главный конструктор. Но вышло иначе: пилот взлетел, выполнив лишь пару подлетов. После приземления Володин виновато оправдывался: «Самолет стал проситься в воздух, и я не посмел ему отказать. Он прекрасно пилотируется, летать на нем — одно удовольствие». Теперь новую машину ожидали государственные летные испытания в НИИ ВВС под Москвой. Ан-2, преодолев своим ходом около четырех тысяч км, успешно сдал экзамен. Но… Высокая военная комиссия, по сути, зарубила «аннушку»— НИИ не выдал никакого заключения, хотя обязан был это сделать. Расстроенные создатели рассудили: Ан-2 просто не вписался ни в одну из целей, поставленных партией и правительством перед советской авиацией еще в тридцатые годы — летать выше, дальше и быстрее.

И не парить бы легенде в небесах, если бы не вмешался тогдашний руководитель Украины Никита Хрущев. Именно он, горячий энтузиаст сельского хозяйства, разглядел достоинства «Аннушки», когда ему показали, что для взлета и посадки ей достаточно любой ровной площадки длиной меньше футбольного поля, и как она с воздуха вносит в увлажненную после зимы почву удобрения. Что было не под силу тракторам, утопавшим в весенней в грязи. И именно Хрущеву сегодня мы обязаны и тем, что КБ Антонова перебазировалось в Киев, где на местном авиазаводе началось его серийное производство. О чем приходится сегодня сильно жалеть.

По разным оценкам, за время производства было создано более 18 тысяч этих самолетов. На сегодня в мире эксплуатируется около 6000 самолётов Ан-2, в РФ числятся около 2100 из них, в эксплуатации более 470, в Европе и Америке их более 2000. Самолеты используются для перевозки пассажиров, грузов, для сельхозработ, в ДОСААФ, есть несколько Ан-2 и на вооружении Минобороны РФ. Модификаций машины за 70 лет было создано огромное количество – от пассажирских и противопожарных до самолета-перехватчика разведывательных аэростатов, а в Северной Корее на «кукурузник» установили неуправляемые ракеты и превратили его в штурмовик. Ан-2 даже попал в Книгу рекордов Гиннесса как единственный самолет, находящийся в производстве более 60 лет. Но назвать его сегодняшнюю судьбу счастливой, язык не повернется.

Известный авиационный эксперт, многие годы, в том числе, будучи ответственным секретарем экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации РФ, боровшийся за восстановление и модернизацию Ан-2, Владимир Скоропупов в беседе с журналистом «Труда» отметил, что этой машины остро не хватает на просторах страны. Особенно, учитывая ее масштабы и климатические условия. В РФ свыше 28 тысяч населенных пунктов, большая часть из которых расположена в районах Крайнего Севера, потерявших круглогодичный доступ к транспортным коммуникациям. От этого в определяющей степени, считает он, страдает жизнедеятельность проживающего в них населения. А между тем, не имеющий в мире аналогов самолет создавался и выполнял свою многолетнюю полезную роль как универсальная машина для работы буквально во фронтовых условиях. Взлеты и посадки на любые площадки, запуск и обслуживание двигателя при любых температурах, надежность и простота в полете. Причем, 30-40% всех местных авиаперевозок в стране и до 45% социально значимых перевозок на местных линиях выполняется в Арктике. Но низкая нынче интенсивность полетов, высокие цены на авиатопливо, рост стоимости ремонта техники и затрат на аэронавигационные и портовые сборы, делают стоимость авиаперевозок на внутрирегиональных маршрутах в 3-4 раза выше, чем на магистральных линиях. К тому же, протяженность некоторых авиамаршрутов в Арктической зоне составляет до 1800 км и сопоставима с межрегиональными маршрутами. Однако, ограниченность средств бюджетов "арктических" субъектов страны не позволяет осуществлять субсидирование в достаточном объеме авиатарифов на внутрирегиональных линиях. Это и вынуждает авиапредприятия ежегодно повышать тарифы на перевозку пассажиров.

Где же выход? Он, считает Скоропупов, в модернизации Ан-2, которым вплотную занялись в Сибирском научно–исследовательском институте авиации имени С.А. Чаплыгина. Модернизировать «аннушку», кстати, пытались еще в советские времена, но отсутствие экономичного турбовинтового двигателя поставило на этом крест. Для нынешней экономики бензиновый двигатель уже не рентабелен, нужны также большие скорости и грузоподъемность. Теперь сибиряки взялись за дело с энтузиазмом, проблема – в дефиците внимания к их работе. В мае прошлого года на встрече, посвященной 85-летию Полярной авиации страны, ветераны полярной авиации поднимали вопрос о восстановлении эксплуатации Ан-2 в модернизированном варианте – с поршневым двигателем АШ-62ИР, оборудованным непосредственным впрыском топлива, способным работать на автомобильном бензине. А еще об оказании содействия сибирякам в увеличении числа выпускаемых ими самолетов – аналогов Ан-2 , имеющих уже аттестат годности к эксплуатации. И конечно, о необходимости создания системы авиализинга и господдержки эксплуатации самолетов, используемых для работы в Заполярье. Похоже, наверху их услышали.

И вот цельнокомпозитный биплан ТВС-2ДТС, созданный специалистами СибНИИА. впервые совершил первый полет за неделю до МАКС-2017 – 10 июля нынешнего года. Пилотировал его сам гендиректор института Владимир Барсук. Конечно, машина ТВС-2ДТС – это уже не та легендарная «Аннушка», но на 25-30%, по оценкам ее создателей, она более экономична. Может перевезти грузов на 20% больше по массе, и с большей скоростью. Дальность полета у многоцелевого ТВС-2ДТС приблизительно в четыре раза выше, чем у ветерана Ан-2. С полной нагрузкой (3,5 т) она составляет 1,2 тыс. км. Крейсерская скорость полета – 350 км/ч.

Пока машина войдет в серию, считает эксперт, в течение ближайших 5-7 лет все стоит вернуться к поддержанию летной годности, модернизации и ремонторизации имеющегося самолетного парка Ан-2 (около 500 единиц), а также комплектующих и запасных частей.

 

Понятно, что легенда отечественного авиапрома еще может принести пользу стране. А ее аналог, пусть и в модернизированном виде, просто обязан в родных пенатах, откуда она когда-то впервые поднялась в небо, вписать новые, не менее впечатляющие страницы ее славной истории.

Отзывы:

Замечательно!!! Я отлетал на Ан-2 семь лет в Норильске, где условия, мягко говоря, не тепличные, и сейчас, летая на Boeing-747, могу с уверенностью сказать, что Ан-2 был и будет моим самым любимым самолетом, сохранившим жизнь, научившим летать думая и оценивая все параметры среды, техники и человека. Я тогда не понимал, что летал на шедевре, и когда один из преподавателей Академии сказал что Ан-2 это самолет 21го века, подумал, что он немного преувеличивает. Оказывается, мудрый учитель просто видел дальше, чем многие из власть предержащих в авиапроме…

 

Олег, капитан с 39ти летним стажем.

…Разлетаясь утром с базового аэродрома, мы, что пчелы, собирали пыльцу со всех сельских северных аэродромов и везли в город взяток. Наш неуклюжий и внешне похожий на деревенский валенок кукурузник, поднявшийся из прошлой, казалось бы, другой, доисторической, жизни, тащил нас вперед, в другие миры. Но уже тогда было ясно, что малую авиацию добивают, она подверглась такому разорению, после которого на восстановление понадобятся годы; все посадочные площадки и аэродромы зарастали кустарником и травой, а самолеты были пущены на слом.

 

Валерий Хайрюзов, писатель, бывший пилот Иркутского авиаотряда (Из повести «Капитан летающего сарая).

 

Анатолий ЖУРИН
31 августа 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
9 июля
четверг
2020

В этот день:

Взятие Казани полком Даниила Холмского

9 июля 1487 года русский воевода Даниил Холмский взял Казань.

Взятие Казани полком Даниила Холмского

9 июля 1487 года русский воевода Даниил Холмский взял Казань.

В 1487 году Холмский принял участие в походе московских войск на Казань, и именно благодаря ему, Казань была взята. Результатом этой победы стало свержение неугодного Ивану III хана и воцарение на казанском престоле московского ставленника Мухаммеда-Эмина.

Воцарение Екатерины II

9 июля 1762 года на русский престол взошла императрица Екатерина II.

Воцарение Екатерины II

9 июля 1762 года на русский престол взошла императрица Екатерина II.

   Это произошло в результате дворцового переворота, организованного гвардейскими офицерами, не одобрявшими преклонения Петра III перед Пруссией и вообще всем западным. В этом, кстати, с ними были единодушн представители Русской Православной Церкви и большая часть армии. В то же утро все войска присягнули Екатерине, народ ликовал. Петр III вынужден был подписать манифест о своем отречении. В сопровождении караула гвардейцев он был отправлен в Ропшу в 30 верстах от Петербурга, где и погиб при невыясненных дол сих пор обстоятельствах. По официальной версии, причиной смерти императора был приступ геморроя, усилившийся от продолжительного употребления алкоголя. По другой версии, Петр был то ли намеренно, то ли случайно (во время завязавшейся драки) убит охранявшими его гвардейцами. Существует также предположение, что он умер от инсульта, вызванного шоком. Между тем, Екатерина II начала свое царствование, которое было счастливым и славным для России.

 

Казаки Левобережной Украины присягнули России

9 июля 1783 года левобережные полки украинских казаков преобразованы в регулярные части Русской армии.

Казаки Левобережной Украины присягнули России

9 июля 1783 года левобережные полки украинских казаков преобразованы в регулярные части Русской армии.

Из-за раскола украинского казачества во время русско-польской войны 1654—1667 годов на каждом из берегов Днепра был избран свой гетман. На Левобережной Украине им стал Иван Брюховецкий, на Правобережной Украине — Павел Тетеря. В 1667 году Левобережная Украина плюс Киев (большей частью находящийся на правом берегу Днепра), сохранив автономию, официально вошли в состав Русского царства. Этот статус был отменён Екатериной II в 1781 году. Левобережная Украина была разделена на Черниговское, Новгород-Северское и Киевское наместничества. Казацкие полки были преобразованы в регулярные части русской армии. В 1796 году этот регион стал Малороссийской губернией.

Севастополь — город русский

9 июля 1993 года парламент России провозгласил Севастополь русским городом. К несчастью, чрез три месяца Ельцин со своим охвостьем расстрелял из танков законодательную власть России и решение тогда реализовано не было.

Севастополь — город русский

9 июля 1993 года парламент России провозгласил Севастополь русским городом. К несчастью, чрез три месяца Ельцин со своим охвостьем расстрелял из танков законодательную власть России и решение тогда реализовано не было.

Оно звучало так. Верховный Совет Российской Федерации, рассмотрев по поручению седьмого Съезда народных депутатов Российской Федерации вопрос о статусе города Севастополя, постановляет: Подтвердить российский федеральный статус города Севастополя в административно-территориальных границах городского округа по состоянию на декабрь 1991 года. Совету Министров — Правительству Российской Федерации в кратчайший срок разработать государственную программу обеспечения статуса города Севастополя, дав соответствующие поручения министерствам и ведомствам; провести переговоры с правительством Украины о городе Севастополе как главной базе единого Черноморского флота. В состав российской делегации на переговорах включить от Верховного Совета Российской Федерации народных депутатов России Воронина Ю.М., Амбарцумова Е.А., Пудовкина Е.К., Саенко Г.В., Селиванова А.Г., Чеботаревского Р.З., Югина В.А. Центральному банку России предусмотреть финансирование соответствующих статей бюджета города Севастополя через свои отделения. Комитету Верховного Совета Российской Федерации по конституционному законодательству подготовить проект закона Российской Федерации о закреплении в Конституции Российской Федерации Севастополя федерального статуса города Севастополя. В целях недопущения политической напряженности просить Правительство Украины отозвать передислоцированные в район города Севастополя подразделения спецчастей.

Но справедливость рано или поздно всегда торжествует. Через 23 года Севастополь и Крым стали вновь русскими, каковыми и являются по сути.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии