RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Подвигу Челюскина — 275 лет
20 мая 2017 г.

Подвигу Челюскина — 275 лет

20 мая 1742 года великий русский полярный исследователь Семен Иванович ЧЕЛЮСКИН достиг самой северной точки материака Евразия.
Забытая война
28 июля 2019 г.

Забытая война

28 июля 1914 года началась Первая мировая война
Начало ядерной гонки
11 февраля 2016 г.

Начало ядерной гонки

11 февраля 1943 года Сталин подписал решение ГКО о начале в СССР работ по созданию атомной бомбы
Забытая медаль
2 ноября 2019 г.

Забытая медаль

2 ноября 1950 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении медали «За отличную службу по охране общественного порядка».
Подвиг Саши Ковалева
8 мая 2019 г.

Подвиг Саши Ковалева

8 мая 1944 года юнга-моторист ТК-209 закрыл своим телом пробитый осколком коллектор двигателя и спас катер, получив сильнейшие ожоги
Главная » Подвиги в наследство » Легендарный Ан-2

Легендарный Ан-2

31 августа 1947 года летчик-испытатель из ГосНИИ гражданской авиации Павел Володин впервые поднял в воздух самолет Ан-2

«Аннушка» стала легендой Страны Советов.
Легендарный Ан-2

 

Соратники главного конструктора машины Олега Антонова вспоминали, что перед поднятием машины в воздух пилот в обязательном порядке должен был совершить три так называемых подлета — отрываться на пару метров от полосы и приземляться через несколько секунд. Разрешение на взлет после этого должен был дать как раз главный конструктор. Но вышло иначе: пилот взлетел, выполнив лишь пару подлетов. После приземления Володин виновато оправдывался: «Самолет стал проситься в воздух, и я не посмел ему отказать. Он прекрасно пилотируется, летать на нем — одно удовольствие». Теперь новую машину ожидали государственные летные испытания в НИИ ВВС под Москвой. Ан-2, преодолев своим ходом около четырех тысяч км, успешно сдал экзамен. Но… Высокая военная комиссия, по сути, зарубила «аннушку»— НИИ не выдал никакого заключения, хотя обязан был это сделать. Расстроенные создатели рассудили: Ан-2 просто не вписался ни в одну из целей, поставленных партией и правительством перед советской авиацией еще в тридцатые годы — летать выше, дальше и быстрее.

И не парить бы легенде в небесах, если бы не вмешался тогдашний руководитель Украины Никита Хрущев. Именно он, горячий энтузиаст сельского хозяйства, разглядел достоинства «Аннушки», когда ему показали, что для взлета и посадки ей достаточно любой ровной площадки длиной меньше футбольного поля, и как она с воздуха вносит в увлажненную после зимы почву удобрения. Что было не под силу тракторам, утопавшим в весенней в грязи. И именно Хрущеву сегодня мы обязаны и тем, что КБ Антонова перебазировалось в Киев, где на местном авиазаводе началось его серийное производство. О чем приходится сегодня сильно жалеть.

По разным оценкам, за время производства было создано более 18 тысяч этих самолетов. На сегодня в мире эксплуатируется около 6000 самолётов Ан-2, в РФ числятся около 2100 из них, в эксплуатации более 470, в Европе и Америке их более 2000. Самолеты используются для перевозки пассажиров, грузов, для сельхозработ, в ДОСААФ, есть несколько Ан-2 и на вооружении Минобороны РФ. Модификаций машины за 70 лет было создано огромное количество – от пассажирских и противопожарных до самолета-перехватчика разведывательных аэростатов, а в Северной Корее на «кукурузник» установили неуправляемые ракеты и превратили его в штурмовик. Ан-2 даже попал в Книгу рекордов Гиннесса как единственный самолет, находящийся в производстве более 60 лет. Но назвать его сегодняшнюю судьбу счастливой, язык не повернется.

Известный авиационный эксперт, многие годы, в том числе, будучи ответственным секретарем экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации РФ, боровшийся за восстановление и модернизацию Ан-2, Владимир Скоропупов в беседе с журналистом «Труда» отметил, что этой машины остро не хватает на просторах страны. Особенно, учитывая ее масштабы и климатические условия. В РФ свыше 28 тысяч населенных пунктов, большая часть из которых расположена в районах Крайнего Севера, потерявших круглогодичный доступ к транспортным коммуникациям. От этого в определяющей степени, считает он, страдает жизнедеятельность проживающего в них населения. А между тем, не имеющий в мире аналогов самолет создавался и выполнял свою многолетнюю полезную роль как универсальная машина для работы буквально во фронтовых условиях. Взлеты и посадки на любые площадки, запуск и обслуживание двигателя при любых температурах, надежность и простота в полете. Причем, 30-40% всех местных авиаперевозок в стране и до 45% социально значимых перевозок на местных линиях выполняется в Арктике. Но низкая нынче интенсивность полетов, высокие цены на авиатопливо, рост стоимости ремонта техники и затрат на аэронавигационные и портовые сборы, делают стоимость авиаперевозок на внутрирегиональных маршрутах в 3-4 раза выше, чем на магистральных линиях. К тому же, протяженность некоторых авиамаршрутов в Арктической зоне составляет до 1800 км и сопоставима с межрегиональными маршрутами. Однако, ограниченность средств бюджетов "арктических" субъектов страны не позволяет осуществлять субсидирование в достаточном объеме авиатарифов на внутрирегиональных линиях. Это и вынуждает авиапредприятия ежегодно повышать тарифы на перевозку пассажиров.

Где же выход? Он, считает Скоропупов, в модернизации Ан-2, которым вплотную занялись в Сибирском научно–исследовательском институте авиации имени С.А. Чаплыгина. Модернизировать «аннушку», кстати, пытались еще в советские времена, но отсутствие экономичного турбовинтового двигателя поставило на этом крест. Для нынешней экономики бензиновый двигатель уже не рентабелен, нужны также большие скорости и грузоподъемность. Теперь сибиряки взялись за дело с энтузиазмом, проблема – в дефиците внимания к их работе. В мае прошлого года на встрече, посвященной 85-летию Полярной авиации страны, ветераны полярной авиации поднимали вопрос о восстановлении эксплуатации Ан-2 в модернизированном варианте – с поршневым двигателем АШ-62ИР, оборудованным непосредственным впрыском топлива, способным работать на автомобильном бензине. А еще об оказании содействия сибирякам в увеличении числа выпускаемых ими самолетов – аналогов Ан-2 , имеющих уже аттестат годности к эксплуатации. И конечно, о необходимости создания системы авиализинга и господдержки эксплуатации самолетов, используемых для работы в Заполярье. Похоже, наверху их услышали.

И вот цельнокомпозитный биплан ТВС-2ДТС, созданный специалистами СибНИИА. впервые совершил первый полет за неделю до МАКС-2017 – 10 июля нынешнего года. Пилотировал его сам гендиректор института Владимир Барсук. Конечно, машина ТВС-2ДТС – это уже не та легендарная «Аннушка», но на 25-30%, по оценкам ее создателей, она более экономична. Может перевезти грузов на 20% больше по массе, и с большей скоростью. Дальность полета у многоцелевого ТВС-2ДТС приблизительно в четыре раза выше, чем у ветерана Ан-2. С полной нагрузкой (3,5 т) она составляет 1,2 тыс. км. Крейсерская скорость полета – 350 км/ч.

Пока машина войдет в серию, считает эксперт, в течение ближайших 5-7 лет все стоит вернуться к поддержанию летной годности, модернизации и ремонторизации имеющегося самолетного парка Ан-2 (около 500 единиц), а также комплектующих и запасных частей.

 

Понятно, что легенда отечественного авиапрома еще может принести пользу стране. А ее аналог, пусть и в модернизированном виде, просто обязан в родных пенатах, откуда она когда-то впервые поднялась в небо, вписать новые, не менее впечатляющие страницы ее славной истории.

Отзывы:

Замечательно!!! Я отлетал на Ан-2 семь лет в Норильске, где условия, мягко говоря, не тепличные, и сейчас, летая на Boeing-747, могу с уверенностью сказать, что Ан-2 был и будет моим самым любимым самолетом, сохранившим жизнь, научившим летать думая и оценивая все параметры среды, техники и человека. Я тогда не понимал, что летал на шедевре, и когда один из преподавателей Академии сказал что Ан-2 это самолет 21го века, подумал, что он немного преувеличивает. Оказывается, мудрый учитель просто видел дальше, чем многие из власть предержащих в авиапроме…

 

Олег, капитан с 39ти летним стажем.

…Разлетаясь утром с базового аэродрома, мы, что пчелы, собирали пыльцу со всех сельских северных аэродромов и везли в город взяток. Наш неуклюжий и внешне похожий на деревенский валенок кукурузник, поднявшийся из прошлой, казалось бы, другой, доисторической, жизни, тащил нас вперед, в другие миры. Но уже тогда было ясно, что малую авиацию добивают, она подверглась такому разорению, после которого на восстановление понадобятся годы; все посадочные площадки и аэродромы зарастали кустарником и травой, а самолеты были пущены на слом.

 

Валерий Хайрюзов, писатель, бывший пилот Иркутского авиаотряда (Из повести «Капитан летающего сарая).

 

Анатолий ЖУРИН
31 августа 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
20 ноября
среда
2019

В этот день:

Воздушные авианосцы ТБ-3

20 ноября 1935 года лётчик-испытатель А.И. Залевский в рамках проекта «Звено», впервые в мире поднял в небо воздушный авианосец - тяжёлый бомбардировщик ТБ-3 с пятью закреплёнными на нём истребителями.

Воздушные авианосцы ТБ-3

20 ноября 1935 года лётчик-испытатель А.И. Залевский в рамках проекта «Звено», впервые в мире поднял в небо воздушный авианосец - тяжёлый бомбардировщик ТБ-3 с пятью закреплёнными на нём истребителями.

Проект «Звено» разрабатывался в 1930-е — начале 1940-х годов инженером В. С. Вахмистровым на основе использования самолёта-носителя, несущего от одного до пяти истребителей для увеличения их радиуса действия. Созданный по этому проекту комплекс «Звено-СПБ» (составной пикирующий бомбардировщик) принял участие в первом периоде Великой Отечественной войны. В качестве носителей применялись сначала ТБ-1, а потом ТБ-3. К ним подвешивались И-4, И-5, И-Z и И-16.

Боевое крещение «Звена-СПБ» состоялось 26 июля 1941 года, когда оно разбомбило нефтехранилище в Констанце. 10 августа 1941 года был совершён авианалёт на Мост Карла I на Дунае, через который помимо войск проходил также и нефтяной трубопровод Плоешти-Констанца. Истребители-бомбардировщики совершили успешную атаку в пике с высоты 1800 м и вернулись на аэродром без потерь. Повторный авиарейд состоялся через два дня — 13 августа 1941 года. , в этот раз поломки носителей не было и истребители-бомбардировщики смогли существенно повредить мост. Истребители, нанеся на обратном пути удар по румынской пехоте возле Сулина, вернулись назад без потерь.

16 августа 1941 года адмирал Кузнецов попросил Сталина о новой партии носителей. В просьбе было отказано в связи с тем, что большая часть ВВС СССР была уничтожена в первые дни войны, а ТБ-3 не производились с 1937 года. На следующий день после просьбы адмирала Кузнецова (17 августа 1941 года) эскадрилья, которая теперь насчитывала 5 носителей в строю, разбомбила сухой док в Констанце. 29 августа 1941, во время очередного авианалёта на мост через Днепр, четыре И-16 были перехвачены истребителями Messerschmitt Bf 109. Воздушный бой завершился двумя сбитыми «мессерами». В 1942 «Звено-СПБ» совершили не менее 30 вылетов. С 1943 года они не применялись из-за выработки моторесурса и полного дряхления.

Начало Нюрнбергского процесса

20 ноября 1945 года начался Нюрнбергский процесс над военными преступниками третьего рейха.

Начало Нюрнбергского процесса

20 ноября 1945 года начался Нюрнбергский процесс над военными преступниками третьего рейха.

Он проходил с 10 часов утра 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года в Международном военном трибунале в Нюрнберге (Германия), располагавшемся в «Зале 600» здания суда присяжных в Нюрнберге. Соглашение о создании Международного военного трибунала и его устава были выработаны СССР, США, Великобританией и Францией в ходе лондонской конференции, проходившей с 26 июня по 8 августа 1945 года. Принципы устава утверждены Генеральной Ассамблеей ООН как общепризнанные в борьбе с преступлениями против человечества. 29 августа был опубликован первый список главных военных преступников, состоящий из 24 нацистских политиков, военных, идеологов фашизма: Г. Геринг – рейхсмаршал, главнокомандующий германской авиацией; Р. Гесс – до 1940 г. заместитель Гитлера по НСДАП, член совета министров по обороне империи; И. Риббентроп – министр иностранных дел, уполномоченный фашистской партии по вопросам внешней политики; Р. Лей – руководитель трудового фронта, один из лидеров НСДАП; В. Кейтель – фельдмаршал, начальник штаба верховного главнокомандования вооруженными силами; Э. Кальтенбруннер – обергруппенфюрер СС, начальник имперского управления безопасности и полиции безопасности; А. Розенберг – заместитель Гитлера по вопросам идеологической подготовки членов НСДАП, имперский министр по делам восточных оккупированных территорий; Г. Франк – рейхслейтер фашистской партии, генерал-губернатор оккупированных польских территорий; В. Фрик – министр внутренних дел; Ю. Штрейхер – гаулейтер Франконии, идеолог расизма и антисемитизма; В. Функ – министр экономики, президент рейхсбанка, член совета министров по обороне империи; Г. Шахт – организатор перевооружения вермахта; Г. Крупп – глава крупнейшего военно-промышленного концерна, принимавшего активное участие в подготовке и осуществлении агрессивных планов германского милитаризма; К. Денниц – гросс-адмирал, командующий военно-морскими силами, преемник Гитлера в качестве главы государства; Э. Редер – гросс-адмирал, до 1943 г., главнокомандующий ВМС; Б. Ширах – организатор и руководитель фашистских молодежных организаций Германии; Ф. Заукель – обергруппенфюрер СС, генеральный уполномоченный по использованию рабочей силы; А.Йодль – генерал-полковник, начальника штаба оперативного руководства верховного командования вооруженных сил; Ф. Папен – один из организаторов захвата власти в Германии фашистами; А. Зейсс-Инкварт – руководитель фашистской партии Австрии, заместитель генерал-губернатора Польши; А. Шпеер – имперский министр вооружений и боеприпасов; К. Нейрат – бывший министр иностранных дел, протектор Богемии и Моравии; Г. Фриче – начальник отдела в министерстве пропаганды и руководитель отдела радиовещания; М. Борман – с 1941 г. заместитель Гитлера по НСДАП, руководитель партийной канцелярии.

На скамье подсудимых оказалась почти вся правящая верхушка нацистской Германии, за исключением главы государства А. Гитлера, руководителя управления имперской безопасности рейхсфюрера СС Г. Гиммлера и министра пропаганды Й. Геббельса, покончивших жизнь самоубийством. Борман был привлечен к суду заочно, место его пребывания так и не было установлено. Дело разбитого параличом Круппа было выделено в отдельное производство и приостановлено. Лей избежал скамьи подсудимых, повесившись в тюремной камере до начала процесса.

Родился Патриарх Кирилл

20 ноября 1946 года родился Владимир Михайлович Гундяев, с 1 февраля 2009 года — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Родился Патриарх Кирилл

20 ноября 1946 года родился Владимир Михайлович Гундяев, с 1 февраля 2009 года — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В 1965 Владимир поступил в Ленинградскую Духовную Семинарию, затем — в Ленинградскую Духовную Академию. 3 апреля 1969 пострижен в монашество. В 1970 окончил Ленинградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. С 1971 — представитель Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве. С декабря 1975 — член Центрального комитета и исполкома Всемирного Совета Церквей. В 1989 году был назначен Председателем Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, постоянным членом Священного Синода по должности. 25 февраля 1991года возведён в сан митрополита. С 1995 года — заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора.

Светские СМИ прозвали Кирилла «самым скандальным митрополитом», видимо, потому, что в конце 1990-х — начале 2000-х годов он был фигурантом многочисленных публикаций в российских СМИ, обвиняющих его в использовании предоставлявшихся в начале 1990-х правительством Российской Федерации налоговых льгот на импорт алкогольной и табачной продукции для личного обогащения. Митрополит Кирилл назвал публикации «совершенно конкретным политическим заказом».

Внутри Церкви в 1990-е подвергается критике со стороны консервативного крыла Русской Православной Церкви за церковный модернизм и экуменизм (движение за сотрудничество и взаимодействие всех христианских конфессий). Митрополит Кирилл - поборник модернизации России и в общественно-экономической сфере. Вот его характерное высказывание: «Существует ли у России на нынешнем этапе ее исторического развития альтернатива модернизации? Ответ представляется однозначным: «Нет!» Только модернизация страны может решить скопившиеся социальные и экономические проблемы общества. Потребность в ней вырастает из самой народной среды. Ожидание лучшей жизни, можно сказать, накалено до предела. Кажется, что, если не произойдет заметных сдвигов в этом направлении, то в обозримом будущем случится какой-то надрыв в народной воле. По данным минувшего года, ниже официального прожиточного уровня жили около 20 процентов россиян. Это значит, что у значительной части нашего общества нет материального достатка, позволяющего достойно питаться, одеваться, обзаводиться жильем, растить детей, иметь доступ к высококачественному образованию, здравоохранению, отдыху, культуре, средствам коммуникации. В России по-прежнему нет среднего класса, который бы охватывал большинство граждан. Сохраняется серьезный разрыв по уровню доходов между городом и деревней. В результате происходит отток остатков сельскохозяйственного населения в города и еще большее запустение российской деревни. К низкому уровню жизни добавляются периодические сбои коммунальных систем, плохое качество дорог, проблемы с общественным транспортом, плохое состояние общественных зданий, ухудшение окружающей среды». С другой стороны митрополита Кирилла отличает позиция просвещённого патриота и поборника традиционных ценностей. В светской прессе его именуют «лидером российской неоконсервативной мысли», реставратором идеи Москва — Третий Рим. В наши дни, в немалой степени благодаря Патриарху Кириллу, Церковь зачастую остается единственным сдерживающим фактором в жестком противостоянии интересов различных слоев расколовшегося общества.

 

Расстрел православного священника

20 ноября 2009 года скончался от ран, расстрелянный прямо в храме иерей Даниил Сысоев (род. 12 января 1974 года) — священник Русской православной церкви, настоятель московского храма святого апостола Фомы на Кантемировской, известный православный миссионер.

Расстрел православного священника

20 ноября 2009 года скончался от ран, расстрелянный прямо в храме иерей Даниил Сысоев (род. 12 января 1974 года) — священник Русской православной церкви, настоятель московского храма святого апостола Фомы на Кантемировской, известный православный миссионер.

По собственным словам Сысоева, он был «наполовину русский, наполовину татарин». Прадед по материнской линии служил мусульманским муллой.

Еще с ранней молодости, учась в Московской духовной семинарии, он проникся горячим убеждением, что только Православие содержит спасительную истину. В 2003 году организовал самостоятельную приходскую общину в районе метро Кантемировская, и получив в ноябре 2003 года, благословение Святейшего Патриарха Алексия II, приступил к строительству нового храма на территории Южного административного округа города Москвы. В ноябре 2006 года был возведён временный деревянный храм, престол которого освящён в честь апостола Фомы. При храме апостола Фомы, где он настоятельствовал, развивалось миссионерское движение, включавшее в себя курсы подготовки православных «уличных миссионеров», задачей которых стало привлечение людей к православному вероучению посредством обращения к прохожим на улице.

С 2007 по 2009 годы возглавлял несколько поездок миссионерской группы по селениям Киргизии, Татарстана, Македонии, во время которых, в частности, занимался проповедью православия мусульманам.
19 ноября 2009 года батюшка был смертельно ранен в храме апостола Фомы двумя выстрелами из пистолета (по другим данным, выстрелов было четыре). Убийца ("нерусский", как отмечено очевидцами по "характерному акценту"), скрыл лицо медицинской маской. Даниил Сысоев скончался на операционном столе в 0:15 20 ноября.

16 марта 2010 года представитель СКП РФ Владимир Маркин сообщил, что 1 декабря 2009 года сотрудники правоохранительных органов застрелили при задержании в Махачкале оказавшего вооруженное сопротивление уроженца Киргизии Бексултана Карыбекова и изъяли у него пистолет, из которого, согласно заявлению СКП, в ноябре 2009 года был убит Даниил Сысоев. В тот же день глава пресс-службы Патриархии Владимир Вигилянский заявил: «Мы, конечно, испытываем удовлетворение относительного того, что есть некая ясность, связанная с этим громким преступлением. Однако у меня есть некоторые сомнения относительно того, что полностью раскрыто убийство отца Даниила». На следующий день сообщалось, со ссылкой на слова матери Карыбекова, мнение журналистов Киргизии, что убитый 1 декабря 2009 года на посту в Махачкале мог не быть Бексултаном Карыбековым. По мнению главы компании «Ваш финансовый попечитель» Василия Бойко, который установил вознаграждение, «на данный момент нет никаких доказательств — ни документальных, ни каких-либо ещё — о том, что найден убийца Сысоева».

 

Генерал Михаил Драгомиров

20 ноября 1830 года родился Михаил Иванович Драгомиров, генерал от инфантерии, кавалер Ордена святого апостола Андрея Первозванного.

Генерал Михаил Драгомиров

20 ноября 1830 года родился Михаил Иванович Драгомиров, генерал от инфантерии, кавалер Ордена святого апостола Андрея Первозванного.

Вошел в историю как мудрый мыслитель не только военного, но и общегражданского значения

Драгомиров в 19 лет начал службу в лейб-гвардии Семеновском полку прапорщиком. В 1856 окончил с золотой медалью Академию Генерального штаба. Во время австро-итало-французской войны 1859 года и австро-прусской войны 1866 года находился на театре боевых действий в качестве военного наблюдателя. В 1863-1869 занимал должность профессора тактики Академии Генерального штаба, читал курс военных наук великим князьям и наследнику престола. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов командовал дивизией, отличился при форсировании Дуная и при обороне Шипки, где был тяжело ранен. С 1888 года был начальником Академии Генерального штаба, в 1889-1903 годах командовал войсками Киевского военного округа. С 1857 активно стал публиковаться по вопросам военной и военно-исторической проблематики, приобрел огромный авторитет как неординарный военный теоретик, предлагавший оригинальную систему воспитания войск. Драгомиров как последователь суворовских принципов придавал решающее значение моральному фактору и считал, что главенствующая роль на войне принадлежит человеку, его воле и боевым качествам, называемым им "нравственной упругостью".

В повседневной жизни он был весел и остроумен. Известна история, приведенная генералом А.А. Игнатьевым в мемуарах, о телеграмме, посланной Драгомировым Александру III. Запамятовав день 30 августа (именины царя), генерал спохватился лишь 3 сентября и, чтобы выйти из положения, сочинил такой текст: «Третий день пьем здоровье вашего величества. Драгомиров». На что Александр III, сам, как известно, любивший выпить, ответил в том же духе: «Пора и кончить. Александр».

Общеизвестно и наставление Драгомирова офицерам, которое сегодня особо актуально: «Служить следует делу, а не вышестоящему начальнику».

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии