RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Первый ночной таран
28 октября 2013 г.

Первый ночной таран

Впервые в мире ночной воздушный таран был совершен советским летчиком-истребителем старшим лейтенантом Евгением Степановым 28 октября 1938 года небе Испании
Те, кто не предали...
15 марта 2016 г.

Те, кто не предали...

15 марта 1917 года император Николай II был отстранен от Престола (некоторые утверждают, что отрёкся, но это не доказано)
Великая княгиня Ольга
24 июля 2013 г.

Великая княгиня Ольга

24 июля 969 года скончалась Великая княгиня Киевской Руси Ольга. В этот день Русская православная церковь празднует ее память.
Сталин возвращается
9 июля 2015 г.

Сталин возвращается

В поселке Хорошево Ржевского района Тверской области воздвигнут памятник Иосифу Виссарионовичу Сталину
Детей добивали кольями
23 января 2019 г.

Детей добивали кольями

22 января 1942 года советские войска, освободив последний населенный пункт Подмосковья Уваровку, пришли в ужас от следов зверств западных цивилизаторов
Главная » Подвиги в наследство » Легендарный Ан-2

Легендарный Ан-2

31 августа 1947 года летчик-испытатель из ГосНИИ гражданской авиации Павел Володин впервые поднял в воздух самолет Ан-2

«Аннушка» стала легендой Страны Советов.
Легендарный Ан-2

 

Соратники главного конструктора машины Олега Антонова вспоминали, что перед поднятием машины в воздух пилот в обязательном порядке должен был совершить три так называемых подлета — отрываться на пару метров от полосы и приземляться через несколько секунд. Разрешение на взлет после этого должен был дать как раз главный конструктор. Но вышло иначе: пилот взлетел, выполнив лишь пару подлетов. После приземления Володин виновато оправдывался: «Самолет стал проситься в воздух, и я не посмел ему отказать. Он прекрасно пилотируется, летать на нем — одно удовольствие». Теперь новую машину ожидали государственные летные испытания в НИИ ВВС под Москвой. Ан-2, преодолев своим ходом около четырех тысяч км, успешно сдал экзамен. Но… Высокая военная комиссия, по сути, зарубила «аннушку»— НИИ не выдал никакого заключения, хотя обязан был это сделать. Расстроенные создатели рассудили: Ан-2 просто не вписался ни в одну из целей, поставленных партией и правительством перед советской авиацией еще в тридцатые годы — летать выше, дальше и быстрее.

И не парить бы легенде в небесах, если бы не вмешался тогдашний руководитель Украины Никита Хрущев. Именно он, горячий энтузиаст сельского хозяйства, разглядел достоинства «Аннушки», когда ему показали, что для взлета и посадки ей достаточно любой ровной площадки длиной меньше футбольного поля, и как она с воздуха вносит в увлажненную после зимы почву удобрения. Что было не под силу тракторам, утопавшим в весенней в грязи. И именно Хрущеву сегодня мы обязаны и тем, что КБ Антонова перебазировалось в Киев, где на местном авиазаводе началось его серийное производство. О чем приходится сегодня сильно жалеть.

По разным оценкам, за время производства было создано более 18 тысяч этих самолетов. На сегодня в мире эксплуатируется около 6000 самолётов Ан-2, в РФ числятся около 2100 из них, в эксплуатации более 470, в Европе и Америке их более 2000. Самолеты используются для перевозки пассажиров, грузов, для сельхозработ, в ДОСААФ, есть несколько Ан-2 и на вооружении Минобороны РФ. Модификаций машины за 70 лет было создано огромное количество – от пассажирских и противопожарных до самолета-перехватчика разведывательных аэростатов, а в Северной Корее на «кукурузник» установили неуправляемые ракеты и превратили его в штурмовик. Ан-2 даже попал в Книгу рекордов Гиннесса как единственный самолет, находящийся в производстве более 60 лет. Но назвать его сегодняшнюю судьбу счастливой, язык не повернется.

Известный авиационный эксперт, многие годы, в том числе, будучи ответственным секретарем экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации РФ, боровшийся за восстановление и модернизацию Ан-2, Владимир Скоропупов в беседе с журналистом «Труда» отметил, что этой машины остро не хватает на просторах страны. Особенно, учитывая ее масштабы и климатические условия. В РФ свыше 28 тысяч населенных пунктов, большая часть из которых расположена в районах Крайнего Севера, потерявших круглогодичный доступ к транспортным коммуникациям. От этого в определяющей степени, считает он, страдает жизнедеятельность проживающего в них населения. А между тем, не имеющий в мире аналогов самолет создавался и выполнял свою многолетнюю полезную роль как универсальная машина для работы буквально во фронтовых условиях. Взлеты и посадки на любые площадки, запуск и обслуживание двигателя при любых температурах, надежность и простота в полете. Причем, 30-40% всех местных авиаперевозок в стране и до 45% социально значимых перевозок на местных линиях выполняется в Арктике. Но низкая нынче интенсивность полетов, высокие цены на авиатопливо, рост стоимости ремонта техники и затрат на аэронавигационные и портовые сборы, делают стоимость авиаперевозок на внутрирегиональных маршрутах в 3-4 раза выше, чем на магистральных линиях. К тому же, протяженность некоторых авиамаршрутов в Арктической зоне составляет до 1800 км и сопоставима с межрегиональными маршрутами. Однако, ограниченность средств бюджетов "арктических" субъектов страны не позволяет осуществлять субсидирование в достаточном объеме авиатарифов на внутрирегиональных линиях. Это и вынуждает авиапредприятия ежегодно повышать тарифы на перевозку пассажиров.

Где же выход? Он, считает Скоропупов, в модернизации Ан-2, которым вплотную занялись в Сибирском научно–исследовательском институте авиации имени С.А. Чаплыгина. Модернизировать «аннушку», кстати, пытались еще в советские времена, но отсутствие экономичного турбовинтового двигателя поставило на этом крест. Для нынешней экономики бензиновый двигатель уже не рентабелен, нужны также большие скорости и грузоподъемность. Теперь сибиряки взялись за дело с энтузиазмом, проблема – в дефиците внимания к их работе. В мае прошлого года на встрече, посвященной 85-летию Полярной авиации страны, ветераны полярной авиации поднимали вопрос о восстановлении эксплуатации Ан-2 в модернизированном варианте – с поршневым двигателем АШ-62ИР, оборудованным непосредственным впрыском топлива, способным работать на автомобильном бензине. А еще об оказании содействия сибирякам в увеличении числа выпускаемых ими самолетов – аналогов Ан-2 , имеющих уже аттестат годности к эксплуатации. И конечно, о необходимости создания системы авиализинга и господдержки эксплуатации самолетов, используемых для работы в Заполярье. Похоже, наверху их услышали.

И вот цельнокомпозитный биплан ТВС-2ДТС, созданный специалистами СибНИИА. впервые совершил первый полет за неделю до МАКС-2017 – 10 июля нынешнего года. Пилотировал его сам гендиректор института Владимир Барсук. Конечно, машина ТВС-2ДТС – это уже не та легендарная «Аннушка», но на 25-30%, по оценкам ее создателей, она более экономична. Может перевезти грузов на 20% больше по массе, и с большей скоростью. Дальность полета у многоцелевого ТВС-2ДТС приблизительно в четыре раза выше, чем у ветерана Ан-2. С полной нагрузкой (3,5 т) она составляет 1,2 тыс. км. Крейсерская скорость полета – 350 км/ч.

Пока машина войдет в серию, считает эксперт, в течение ближайших 5-7 лет все стоит вернуться к поддержанию летной годности, модернизации и ремонторизации имеющегося самолетного парка Ан-2 (около 500 единиц), а также комплектующих и запасных частей.

 

Понятно, что легенда отечественного авиапрома еще может принести пользу стране. А ее аналог, пусть и в модернизированном виде, просто обязан в родных пенатах, откуда она когда-то впервые поднялась в небо, вписать новые, не менее впечатляющие страницы ее славной истории.

Отзывы:

Замечательно!!! Я отлетал на Ан-2 семь лет в Норильске, где условия, мягко говоря, не тепличные, и сейчас, летая на Boeing-747, могу с уверенностью сказать, что Ан-2 был и будет моим самым любимым самолетом, сохранившим жизнь, научившим летать думая и оценивая все параметры среды, техники и человека. Я тогда не понимал, что летал на шедевре, и когда один из преподавателей Академии сказал что Ан-2 это самолет 21го века, подумал, что он немного преувеличивает. Оказывается, мудрый учитель просто видел дальше, чем многие из власть предержащих в авиапроме…

 

Олег, капитан с 39ти летним стажем.

…Разлетаясь утром с базового аэродрома, мы, что пчелы, собирали пыльцу со всех сельских северных аэродромов и везли в город взяток. Наш неуклюжий и внешне похожий на деревенский валенок кукурузник, поднявшийся из прошлой, казалось бы, другой, доисторической, жизни, тащил нас вперед, в другие миры. Но уже тогда было ясно, что малую авиацию добивают, она подверглась такому разорению, после которого на восстановление понадобятся годы; все посадочные площадки и аэродромы зарастали кустарником и травой, а самолеты были пущены на слом.

 

Валерий Хайрюзов, писатель, бывший пилот Иркутского авиаотряда (Из повести «Капитан летающего сарая).

 

Анатолий ЖУРИН
31 августа 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 сентебря
четверг
2019

В этот день:

Память Архистратига Михаила

19 сентября Православный мир вспоминает Архангела Михаила, которого называют Архистратигом, что означает, глава святого воинства Ангелов и Архангелов.

Память Архистратига Михаила

19 сентября Православный мир вспоминает Архангела Михаила, которого называют Архистратигом, что означает, глава святого воинства Ангелов и Архангелов.

Святой Архангел Михаил — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых в таких религиях как Христианство, Иудаизм и Ислам. В Православии архангел Михаил именуется Архистратиг (греч. αρχιστρατηγός — главнокомандующий) и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона.

В Великих четьях-минеях митрополит Макарий пишет: «Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила Архистратига против силы дьявола». В этом образе Михаил почитается как покровитель и соратник «воинствующей Церкви», то есть всех верных Богу, выступающих против сил зла.

Праздник создателей русского оружия

19 сентября отмечается День оружейника России - новый профессиональный праздник, который появился в 2010 году, благодаря самому известному оружейнику современности — Михаилу Тимофеевичу Калашникову, создателю легендарного автомата АК-47.

Праздник создателей русского оружия

19 сентября отмечается День оружейника России - новый профессиональный праздник, который появился в 2010 году, благодаря самому известному оружейнику современности — Михаилу Тимофеевичу Калашникову, создателю легендарного автомата АК-47.

История праздника такова. 25 мая 2010 года Владимир Путин (в то время председатель российского правительства) посетил Ижевск, где совершил экскурсию по оборонному предприятию «Ижмаш». Премьер-министр осмотрел цеха, которые на протяжении десятилетий производят оружие, а около стенда с различными модификациями знаменитого автомата пообщался с конструктором Михаилом Калашниковым. Именно во время той беседы Калашников попросил Путина учредить День российского оружейника. «Мы стремимся делать все, чтобы Россия занимала достойное место на рынке вооружений, — сказал конструктор. — Просим вас сделать день, чтобы раз в году мы могли собираться и подводить итоги. Такой своеобразный день оружейников». Премьер-министр обещал, что такой день появится в календаре, тем более, что с подобной просьбой выступил также Союз российских оружейников. В качестве даты праздника выбрали 19 сентября — день, когда православная церковь чтит Архангела Михаила, покровителя небесного воинства. В пользу этого послужило и то, что имя главного небесного воина совпадает с именем главного российского оружейника — Михаила Калашникова. В тот же год был установлен новый профессиональный праздник «в целях признания выдающегося вклада создателей оружия в обеспечение защиты и независимости государства».

 

Дом-музей Циолковского

19 сентября 1935 года умер Константин Эдуардович Циолковский, великой русский учёный, основоположник теоретической космонавтики.

Дом-музей Циолковского

19 сентября 1935 года умер Константин Эдуардович Циолковский, великой русский учёный, основоположник теоретической космонавтики.

Спустя год, 19 сентября 1936 года в доме, где он жил, был открыт музей.

Он находится на въезде в город Калугу недалеко от реки Оки. С этим домом связано 29 лет жизни учёного. Здесь им были написаны десятки важнейших работ по воздухоплаванию, авиации, реактивному движению, космонавтике и другим проблемам.

К. Э. Циолковский приобрёл этот дом весной 1904 года. Тогда дом был одноэтажным и имел одну жилую комнату. Весной 1908 года вследствие сильного наводнения дом серьёзно пострадал. Пришлось делать ремонт. Одновременно был пристроен второй этаж, где разместился рабочий кабинет учёного, и веранда, где была устроена его мастерская.

Работа музея прервалась осенью 1941 года, когда Калуга была оккупирована фашистами. В доме поселились немецкие солдаты. Несмотря на то, что часть наиболее ценных экспонатов сотрудникам музея и родным учёного удалось спасти, огромной утратой было уничтожение многих мемориальных предметов, книг, фотографий. Сразу после освобождения Калуги в музее были начаты ремонтно-восстановительные работы и вскоре посетители снова переступили его порог.

Важным этапом в работе Дома-музея К. Э. Циолковского стал 1957 год. Страна отметила 100-летие со дня рождения учёного. К этому времени научно-технический раздел музея получил от Академии Наук СССР новую экспозицию, подготовленную по инициативе С. П. Королёва. Появились уникальные экспонаты, рассказывающие о претворении в жизнь идей Циолковского.

В 1967 году в Калуге был открыт Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского. Дом-музей стал его мемориальным отделом. Интерьеры дома, надворные постройки, двор и сад были воссозданы такими, какими они были при жизни семьи Циолковских в этом доме.

Юрий Алексеевич Гагарин, посетивший Калугу вскоре после возвращения из полёта в космос, записал в Книге почётных посетителей Дома-музея следующее: «С большим…. удовлетворением и волнением побывал в доме, где жил и творил Константин Эдуардович, счастлив, что мне первому удалось осуществить мечту Циолковского, завершить труд многих тысяч людей, готовивших первый полёт человека в космос».

 

Трижды Герой Алеександр Покрышкин

19 сентября 1944 года советскому воздушному асу Александру Ивановичу Покрышкину в Кремле была вручена третья Золотая Звезда Героя Советского Союза.

Трижды Герой Алеександр Покрышкин

19 сентября 1944 года советскому воздушному асу Александру Ивановичу Покрышкину в Кремле была вручена третья Золотая Звезда Героя Советского Союза.

 Он единственный человек, кто в годы войны стал трижды Героем. Жуков, Кожедуб и другие получили по третьей Звезде  уже после Победы.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии