RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Четыре воздушных тарана Бориса Ковзана
30 августа 2019 г.

Четыре воздушных тарана Бориса Ковзана

31 августа — день памяти Героя Советского Союза, лётчика-истребителя поковника Бориса Ивановича Ковзана
Магомет — отец Муслима
29 апреля 2020 г.

Магомет — отец Муслима

75-дневная Вахта Памяти в честь 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. День шестьдесят третий.
Голос эпохи
2 октября 2018 г.

Голос эпохи

2 октября 1914 года родился Юрий Левитан
По беде и Победа
8 мая 2020 г.

По беде и Победа

Бывший эксперт отдела по обороне и безопасности при президенте СССР, ветеран афганской войны, член Союза писателей России генерал-майор в отставке Леонид Петухов размышляет о драматизме нынешнего Великого Праздника
Монархист Тимофей Локоть
25 июля 2019 г.

Монархист Тимофей Локоть

25 июля — день памяти одного из идеологов русского национализма профессора Тимофея Васильевича Локотя
Главная » Подвиги в наследство » Легендарный Ан-2

Легендарный Ан-2

31 августа 1947 года летчик-испытатель из ГосНИИ гражданской авиации Павел Володин впервые поднял в воздух самолет Ан-2

«Аннушка» стала легендой Страны Советов.
Легендарный Ан-2

 

Соратники главного конструктора машины Олега Антонова вспоминали, что перед поднятием машины в воздух пилот в обязательном порядке должен был совершить три так называемых подлета — отрываться на пару метров от полосы и приземляться через несколько секунд. Разрешение на взлет после этого должен был дать как раз главный конструктор. Но вышло иначе: пилот взлетел, выполнив лишь пару подлетов. После приземления Володин виновато оправдывался: «Самолет стал проситься в воздух, и я не посмел ему отказать. Он прекрасно пилотируется, летать на нем — одно удовольствие». Теперь новую машину ожидали государственные летные испытания в НИИ ВВС под Москвой. Ан-2, преодолев своим ходом около четырех тысяч км, успешно сдал экзамен. Но… Высокая военная комиссия, по сути, зарубила «аннушку»— НИИ не выдал никакого заключения, хотя обязан был это сделать. Расстроенные создатели рассудили: Ан-2 просто не вписался ни в одну из целей, поставленных партией и правительством перед советской авиацией еще в тридцатые годы — летать выше, дальше и быстрее.

И не парить бы легенде в небесах, если бы не вмешался тогдашний руководитель Украины Никита Хрущев. Именно он, горячий энтузиаст сельского хозяйства, разглядел достоинства «Аннушки», когда ему показали, что для взлета и посадки ей достаточно любой ровной площадки длиной меньше футбольного поля, и как она с воздуха вносит в увлажненную после зимы почву удобрения. Что было не под силу тракторам, утопавшим в весенней в грязи. И именно Хрущеву сегодня мы обязаны и тем, что КБ Антонова перебазировалось в Киев, где на местном авиазаводе началось его серийное производство. О чем приходится сегодня сильно жалеть.

По разным оценкам, за время производства было создано более 18 тысяч этих самолетов. На сегодня в мире эксплуатируется около 6000 самолётов Ан-2, в РФ числятся около 2100 из них, в эксплуатации более 470, в Европе и Америке их более 2000. Самолеты используются для перевозки пассажиров, грузов, для сельхозработ, в ДОСААФ, есть несколько Ан-2 и на вооружении Минобороны РФ. Модификаций машины за 70 лет было создано огромное количество – от пассажирских и противопожарных до самолета-перехватчика разведывательных аэростатов, а в Северной Корее на «кукурузник» установили неуправляемые ракеты и превратили его в штурмовик. Ан-2 даже попал в Книгу рекордов Гиннесса как единственный самолет, находящийся в производстве более 60 лет. Но назвать его сегодняшнюю судьбу счастливой, язык не повернется.

Известный авиационный эксперт, многие годы, в том числе, будучи ответственным секретарем экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации РФ, боровшийся за восстановление и модернизацию Ан-2, Владимир Скоропупов в беседе с журналистом «Труда» отметил, что этой машины остро не хватает на просторах страны. Особенно, учитывая ее масштабы и климатические условия. В РФ свыше 28 тысяч населенных пунктов, большая часть из которых расположена в районах Крайнего Севера, потерявших круглогодичный доступ к транспортным коммуникациям. От этого в определяющей степени, считает он, страдает жизнедеятельность проживающего в них населения. А между тем, не имеющий в мире аналогов самолет создавался и выполнял свою многолетнюю полезную роль как универсальная машина для работы буквально во фронтовых условиях. Взлеты и посадки на любые площадки, запуск и обслуживание двигателя при любых температурах, надежность и простота в полете. Причем, 30-40% всех местных авиаперевозок в стране и до 45% социально значимых перевозок на местных линиях выполняется в Арктике. Но низкая нынче интенсивность полетов, высокие цены на авиатопливо, рост стоимости ремонта техники и затрат на аэронавигационные и портовые сборы, делают стоимость авиаперевозок на внутрирегиональных маршрутах в 3-4 раза выше, чем на магистральных линиях. К тому же, протяженность некоторых авиамаршрутов в Арктической зоне составляет до 1800 км и сопоставима с межрегиональными маршрутами. Однако, ограниченность средств бюджетов "арктических" субъектов страны не позволяет осуществлять субсидирование в достаточном объеме авиатарифов на внутрирегиональных линиях. Это и вынуждает авиапредприятия ежегодно повышать тарифы на перевозку пассажиров.

Где же выход? Он, считает Скоропупов, в модернизации Ан-2, которым вплотную занялись в Сибирском научно–исследовательском институте авиации имени С.А. Чаплыгина. Модернизировать «аннушку», кстати, пытались еще в советские времена, но отсутствие экономичного турбовинтового двигателя поставило на этом крест. Для нынешней экономики бензиновый двигатель уже не рентабелен, нужны также большие скорости и грузоподъемность. Теперь сибиряки взялись за дело с энтузиазмом, проблема – в дефиците внимания к их работе. В мае прошлого года на встрече, посвященной 85-летию Полярной авиации страны, ветераны полярной авиации поднимали вопрос о восстановлении эксплуатации Ан-2 в модернизированном варианте – с поршневым двигателем АШ-62ИР, оборудованным непосредственным впрыском топлива, способным работать на автомобильном бензине. А еще об оказании содействия сибирякам в увеличении числа выпускаемых ими самолетов – аналогов Ан-2 , имеющих уже аттестат годности к эксплуатации. И конечно, о необходимости создания системы авиализинга и господдержки эксплуатации самолетов, используемых для работы в Заполярье. Похоже, наверху их услышали.

И вот цельнокомпозитный биплан ТВС-2ДТС, созданный специалистами СибНИИА. впервые совершил первый полет за неделю до МАКС-2017 – 10 июля нынешнего года. Пилотировал его сам гендиректор института Владимир Барсук. Конечно, машина ТВС-2ДТС – это уже не та легендарная «Аннушка», но на 25-30%, по оценкам ее создателей, она более экономична. Может перевезти грузов на 20% больше по массе, и с большей скоростью. Дальность полета у многоцелевого ТВС-2ДТС приблизительно в четыре раза выше, чем у ветерана Ан-2. С полной нагрузкой (3,5 т) она составляет 1,2 тыс. км. Крейсерская скорость полета – 350 км/ч.

Пока машина войдет в серию, считает эксперт, в течение ближайших 5-7 лет все стоит вернуться к поддержанию летной годности, модернизации и ремонторизации имеющегося самолетного парка Ан-2 (около 500 единиц), а также комплектующих и запасных частей.

 

Понятно, что легенда отечественного авиапрома еще может принести пользу стране. А ее аналог, пусть и в модернизированном виде, просто обязан в родных пенатах, откуда она когда-то впервые поднялась в небо, вписать новые, не менее впечатляющие страницы ее славной истории.

Отзывы:

Замечательно!!! Я отлетал на Ан-2 семь лет в Норильске, где условия, мягко говоря, не тепличные, и сейчас, летая на Boeing-747, могу с уверенностью сказать, что Ан-2 был и будет моим самым любимым самолетом, сохранившим жизнь, научившим летать думая и оценивая все параметры среды, техники и человека. Я тогда не понимал, что летал на шедевре, и когда один из преподавателей Академии сказал что Ан-2 это самолет 21го века, подумал, что он немного преувеличивает. Оказывается, мудрый учитель просто видел дальше, чем многие из власть предержащих в авиапроме…

 

Олег, капитан с 39ти летним стажем.

…Разлетаясь утром с базового аэродрома, мы, что пчелы, собирали пыльцу со всех сельских северных аэродромов и везли в город взяток. Наш неуклюжий и внешне похожий на деревенский валенок кукурузник, поднявшийся из прошлой, казалось бы, другой, доисторической, жизни, тащил нас вперед, в другие миры. Но уже тогда было ясно, что малую авиацию добивают, она подверглась такому разорению, после которого на восстановление понадобятся годы; все посадочные площадки и аэродромы зарастали кустарником и травой, а самолеты были пущены на слом.

 

Валерий Хайрюзов, писатель, бывший пилот Иркутского авиаотряда (Из повести «Капитан летающего сарая).

 

Анатолий ЖУРИН
31 августа 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 января
вторник
2021

В этот день:

Уничтожение «дворца Дудаева»

19 января 1995 года в ходе первой чеченской войны российские морские пехотинцы захватили президентский дворец в Грозном. Военно-морской флаг и Российский флаг были водружены над президентским дворцом 19 января к 18:00 заместителем командира батальона морской пехоты гв. майором Плющаковым. 15 февраля 1996 г. федеральные силы снесли здание с лица земли при помощи мощного взрыва.

Уничтожение «дворца Дудаева»

19 января 1995 года в ходе первой чеченской войны российские морские пехотинцы захватили президентский дворец в Грозном. Военно-морской флаг и Российский флаг были водружены над президентским дворцом 19 января к 18:00 заместителем командира батальона морской пехоты гв. майором Плющаковым. 15 февраля 1996 г. федеральные силы снесли здание с лица земли при помощи мощного взрыва.

 

Командующий группировкой «Север» генерал-лейтенант Л.Я. Рохлин вспоминал: «Командование предлагало нанести по нему авиационный удар. Я ответил, что авиация уже помогла… Хватит. Тогда предложили разбить дворец танками. Я спросил, как они это представляют: танки бьют со всех сторон и попадают друг в друга? Меня спросили: «Что предлагаешь?» Отвечаю: «Отдайте мне, я возьму по-своему».

К утру НШ 61 обрмп подполковник А.В. Чернов сформировал группу добровольцев из 4 человек: он сам, 2 пулемётчика и стрелок. Совместно с ними действовала группа разведчиков 276 мсп, в составе которой были командир рр 276 мсп Андрей Юрченко, командир отделения старший сержант Игорь Смирнов и рядовой Д. Князев.

Из описания боя: «Около 7 утра группа начала движение. Каких-нибудь восемьсот метров преодолевали почти час. Обстрел не прекращался ни на минуту. Причём огонь вёлся со всех направлений и нашими, и боевиками. Схлопотать пулю можно было в любой момент. Где ползком между грудами битого кирпича, где короткими перебежками от одной подбитой машины к другой, то скрываясь за броней сгоревшей БМП, то прижимаясь к окоченевшим припорошенным пеплом и снегом трупам людей, пробиралась горстка храбрецов к зданию, именуемому «целью операции».

«В 8 часов они вошли в здание. Но осмотреться им не дали. Как из-под земли появилась группа боевиков. Морпехов спасла лишь реакция. Одного завалили с ходу, двое других боевиков исчезли. Пытались их преследовать, но те как в воду канули.

«В 8:40 огневая подготовка прекратилась и сразу же возобновилась связь. «Волшебник» доложил командующему группировкой «Север» о результатах вылазки, о том, что группа внутри здания. Однако группа всё же находилась под перекрёстным обстрелом, который не прекращался ни на минуту, и Чернов принял решение, пока они не стали лакомой добычей для боевиков, отойти назад».

«Командир [рр 276 мсп] решил не оставлять выгодной позиции до подхода основных сил. Доложить обстановку они не могли из-за отсутствия радиосвязи, вот и сидели там ожидая рассвета». А морпехи «вернулись на исходный рубеж. К тому времени парашютно-десантная рота сменила позицию, и на её месте оказалась 3-я десантно-штурмовая рота, которой командовал старший лейтенант Евгений Чубриков. Немного отдышавшись, подполковник Чернов принял решение ещё раз войти в здание и более детально его обследовать. Насколько это возможно. И вот группа 3-й дшр во главе с Черновым по уже дважды пройденному им пути вошла во дворец… Кому в голову пришла мысль вывесить над входом в здание тельняшку, сказать сложно. По словам Александра Васильевича, это был какой-то порыв. Идея пришла как будто из воздуха, под внутреннее ликование. «Мы внутри! Мы победили!» Все происходило в считанные секунды. Пока бойцы искали «древко», взводный лейтенант Игорь Борисевич буквально срывал с себя снаряжение и экипировку… И вот Знамя победы готово — кусок арматуры и тельняшка морпеха-североморца. Закрепить его постарались повыше, насколько это возможно под огнём, хотя и не шквальным, но в любом случае разящим».

А затем наступила очередь и для водружения настоящего Знамени. Командир рг 173 ооСпН капитан Дмитрий Кислицин: «Для охраны знамени пришлось выделить часть группы. Старший лейтенант Рахин и три бойца выехали с соответствующими начальниками для его водружения».

«К 15 часам в этом районе собралось достаточное количество офицеров из состава командования группировки. Привезли российский флаг. Чернова подозвал к себе генерал-майор А. Отраковский. «Саша, решено тебе поручить водрузить флаг над дворцом. Ты уже дважды входил в здание. Да и вообще ты был первым…» Здание дворца, каждое окно, каждый этаж методически обрабатывали из всех средств огневого поражения. По приказанию генерала Отраковского со всех подразделений СФ к гостинице «Кавказ» собрали гранатомётчиков. Набралось человек двадцать. Их задача — провести своеобразную подготовку действий «знаменной группы». В течение довольно продолжительного времени гранаты морпехов рвались в здании, обеспечивая выполнение миссии, порученной очередной группе подполковника Чернова».

«В 15 часов 19 января 1995 года флаг удалось закрепить на фасаде здания. Естественно, «духам» это не нравилось. И огневое воздействие на морпехов возросло до такой степени, что им пришлось искать укрытие».

В 15:35 командир разведроты лейтенант Андрей Юрченко и разведгруппа в составе: ст.сержант Игорь Смирнов, мл.сержант Д. Иванов, рядовые Д. Князев и Д. Шмаков прошли в здание, Смирнов нёс флаг РФ. Рядовой Князев вспоминал: «Страшно было, когда в само здание проникли. Ведь там столько помещений, всяких закоулков. Где ждёт опасность — не знаешь. А ещё битый камень под ногами предательски скрипит. Каждый шаг таким эхом отдавался. Но приказ мы выполнили…».

Командир 879 одшб гв. подполковник Александр Васильевич Даркович: «Военно-морской флаг и Российский флаг были водружены над президентским дворцом 19 января к 18:00 заместителем командира батальона гв. майором Плющаковым».

Из описания дальнейших действий: «В этот же день морпехи совместно с сапёрами 276-го мотострелкового полка произвели частичную, поверхностную зачистку и разминирование части помещений первых этажей здания, в которых находилось множество брошенного и складированного боевиками оружия и боеприпасов… На стенах взятого дворца стали появляться надписи, сделанные бойцами частей и подразделений, штурмовавших Грозный в эти страшные дни".. Подробности: http://stalingrad-info.ru/

 

 

 

Посольство украинских казаков

19 января 1652 года посольство украинских казаков отправилось из Чигирина в Москву для заключения союза с Русским царством.

Посольство украинских казаков

19 января 1652 года посольство украинских казаков отправилось из Чигирина в Москву для заключения союза с Русским царством.

 

 

Автор легендарной песни «Катюша»

19 января 1900 года родился Михаил Исаковский, российский и советский поэт, автор легендарной боевой песни «Катюша», которая помогала побеждать (ум. 1973).

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии