RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Подвиги первых боев
22 июня 2019 г.

Подвиги первых боев

Начало Великой Отечественной войны в документах советского военного командования
Красные дипкурьеры
5 февраля 2019 г.

Красные дипкурьеры

5 февраля - Всероссийский день памяти дипкурьеров, погибших при исполнении служебных обязанностей
Испытатель русского «Медведя»
14 января 2015 г.

Испытатель русского «Медведя»

14 января 1914 года родился будущий испытатель воздушного ракетоносца Ту-95, Герой Советского Союза Алексей Перелет.
Лицемерие англосаксов
15 декабря 2016 г.

Лицемерие англосаксов

15 декабря 1941 года министр иностранных дел Великобритании Антони Иден побывал в освобожденном от фашистов Клину
Линия Сталина
4 марта 2018 г.

Линия Сталина

5 марта — день памяти генералиссимуса Великой Отечественной войны, Верховного главнокомандующего страны, победившей европейский фашизм
Главная » Подвиги в наследство » "Спецкомандировка" длиною в 40 лет

"Спецкомандировка" длиною в 40 лет

Уже давно я собираю материал о советских лётчиках - участниках Корейской войны 1950 - 1953 годов

К этому подтолкнули меня воспоминания военного лётчика Якова Николаевича Журина о боевых делах пилотов 676-го Варшавского истребительного авиаполка.

 

Для начала введу читателей и ту обстановку. что сложилась летом - осенью 1952 года. Это была "странная война". Наши лётчики сражались в небе Кореи нелегально. Отсюда и сверхсекретность, эхо которой дошло и до наших времён. Прибывали они в Северо - Восточный Китай. Здесь, в городе Мукден, их переодевали в форму китайских народных добровольцев, которые официально сражались в Корее. Вместе с форменной одеждой советские пилоты приобретали псевдокитайские имена и фамилии. В город выходить было запрещено, а если всё - таки там появлялись, то группами и под охраной - боялись диверсионных актов и шпионов, которые наводнили Северо - Восточный Китай. Учили китайский язык ( в общих чертах ), собирали прибывшую технику, облётывали её и проводили учебные занятия. Длилось это обычно недолго - от 2-х недель до месяца затем в бой.

Вначале наше командование распорядилось, чтобы лётчики в бою общались по-китайски. Противник не должен был знать, кто против него воюет. Затея оказалась фантастической. Набор терминов на китайском ограничен. Разве успеешь вспомнить команду, когда товарищу угрожает в бою опасность и счёт идёт на секунды. Вот тогда а корейском небе и зазвучала "отборная" русская речь.
Кстати, поначалу били и другие ограничения, которые давали определённые преимущества противнику. Tак, советским лётчикам нельзя было пересекать линию Пхеньян - Вонсан, то есть приближаться к 38-й параллели. Нельзя было и выходить в Корейский залив - там господствовал флот США и их союзников. Меры предосторожности понятны: подбитый на 38-й параллели или над морем лётчик мог попасть в плен к американцам и дать повод ООН обвинить СССР в участии в войне. В результате истребители имели ограниченные возможности, что быстро раскусил противник. Если бой складывался для него неудачно, он мог тут же ретироваться невредимым в запретные для наших лётчиков зоны.

Между прочим, у американцев тоже был запрет на пересечение границы с КНР и полёт над китайскими аэродромами, где базировались наши полки и дивизии. Но истребители ВВС США его игнорировали, и ООН закрывала на это глаза. Поэтому часто аэродромы блокировались с воздуха истребителями противника. На взлёте и посадке они обстреливали советские самолёты, не давая им вылетать на перехват авиации США.
Как раз в 1952 году в бой вступили новые американские истребители F-86 "Сейбр". Лишь по вооружению МиГ-15 был впереди "Сейбров". У наших - пушки, у "Сейбров" - пулемёты калибра 12,7-мм. Словом успех боя зависел от подготовки лётчиков обеих сторон. Увы, и здесь противник выглядел гораздо лучше. Пилоты имели по 200 часов налёта на реактивной технике. Неопытных берегли и поначалу в активные бои не пускали. После 100 боевых вылетов лётчики отправляли на родину ( если, конечно, он добровольно не оставался на второй срок ).

У нас всё было иначе. Средний налёт на реактивной технике у многих составлял 50 - 70 часов. Почти 90 процентов лётного состава не имели опыта полётов ночью и в сложных метеоусловиях. Не говоря уже о боевом опыте. По сути дивизия была брошена и бой беэ подготовки - личный состав не ведал особенностей этой войны, боевых и технических приёмов своих соперников и многого другого.
Но вот характерная деталь: в этот период в небе Кореи встречались в основном истребители. Уже к 1952 году наши лётчики заставили командование ВВС США из-за больших потерь перевести соединения бомбардировщиком типа В-26 и В-29 на ночную работу. Исчезли поршневые штурмовики "Мустанг" и "Скайрейдер", да и реактивные истребители - бомбардировщики тоже.

В 1952 году в небе Кореи в основном действовали истребители F-86 "Сейбр. Бои с ними давались нелегко, потери были немалые. Именно в эту обстановку были брошены лётчики 216-й авиадивизии - отсюда и потери в первых боях, во многом неоправданные.

Что же в свою очередь представлял собой 676-й ИАП, в составе которого сражались Яков Журин и его боевые товарищи. Это был истинно боевой полк со своей фронтовой историей. Почётное название "Варшавский" получил в годы Великой Отечественной войны. Тогда он именовался 127-м авиаполком. Начал войну в 1941 году на Украине, в 1942 - 1943 годах сражался под Ленинградом - охранял "Дорогу Жизни". В составе 6-й Воздушной армии освобождал Польшу. В 1944 году за активное участие в освобождении её столицы, полк получил почётное название "Варшавский". Его самолёты наводили страх на противника в небе Германии, дрались над Берлином, где полк в мае 1945 года и закончил войну.
В конце 1940-х годов 127-й ИАП был переименован в 676-й, и в составе 215-й авиадивизии долгое время входил в состав Бакинских частей ПВО. Именно отсюда в июне 1952 года дивизия под командованием Героя Советского Союза полковника А. Ерёмина убыла, как тогда говорили, "в правительственную командировку в Китай". А уже в июле 676-й полк во главе с подполковником В. Гольцевым прибыл на прифронтовой аэродром Аньдун. Здесь в течение 2-х недель лётчики осваивали район боевых действий.

Надо скаэать, что руководящий состав полка имел достаточный боевой опыт. Так, заместителем командира был фронтовик, Герой Советского Союза подполковник Иван Михайлович Горбунов. Командирами двух из трёх эскадрилий также были опытные лётчики с боевым стажем. Скажем 1-й эскадрильей командовал наиболее опытный в полку, хотя и достаточно молодой, Герой Советского Союза Иван Гнездилов. Командиром 2-й эскадрильи был майор Михаил Коротун, тоже фронтовик. Чего не скажешь о рядовом лётном составе полка. Он был молод, не слишком опытен, к тому же имел малый налёт на МиГ-15.
1 августа полк принял боевое крещение. А уже 4 августа он чуть не понёс первую потерю - лётчики из другого соединения по ошибке атаковали самолёт 1-й эскадрильи, обстреляв "МиГ" Михаила Жбанова. Получив 140 пробоин самолёт всё же дотянул до своего аэродрома. Как оказалось, коллеги из другого соединения плохо знали силуэты самолётов противника и приняли группу Гнездилова за "Сейбры" - бывало и такое в небе Кореи.

Горячая пора наступила в октябре. Лётчики полка почти ежедневно вступали в бой с противником. Вот где сказалось отсутствие опыта и особенности боёв на реактивной технике. Уже к октябрю 1952 года полк понёс чувствительные потери. Особенно не повезло 3-й эскадрилье, которую возглавлял молодой Мищенко. Были сбиты двое лётчиков звена Я. Журина: Пивоваренко и Соколов. К счастью, оба они катапультировались. Вскоре, в тяжёлом бою погибает командир звена капитан Фёдор Бодня, подбивают самолёт замполита эскадрильи капитана Николая Кизима. Чуть ли не в следующем бою был сбит сам Мищенко, но ему удалось катапультироваться.
Пришлось Мищенко менять на нового командира. Им стал Михаил Фёдорович Юдин. Ещё до своего нового назначения он отличился - сбил в августе и сентябре 1952 года 2 "Сейбра". Всего же капитан М. Ф. Юдин сбил в воздушных боях 5 "Сейбров", за что был награждён двумя орденами. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 4 личные победы лётчика в небе Кореи и ещё 2 личные в период Великой Отечественной войны. ]
В сентябре отличились и другие лётчики. Кстати, первым в полку был командир звена Юрий Ворков, сбивший первого в истории полка "Сейбра". В этот день группа F-86 пыталась блокировать аэродром Дапу, но из этого ничего не вышло. Один из "охотникоя" сам превратился и добычу капитана Воркова.
Ворков стал одним из самых результативных лётчиков в 1-й эскадрилье, он сбил в небе Кореи 4 "Сейбра", ещё 2-х подбил, за что был награждён орденами Ленина и Красной Заезды. Кстати, лётчики этой эскадрильи наиболее удачно сражались и небе Кореи. Они сбили 17 F-86, больше всех в полку. Потерь в эскадрилье было всего 2, да и то оба лётчика катапультировались.

В сентябрьских боях кроме Воркова отличились Григорий Пивоваренко, Михаил Жбанов, Василий Белоусов, сбившие по "Сейбру".
16 сентября замполит 1-й эскадрильи капитан Пивоваренко вместе с ведомым Николаем Сапегиным выручили своего раненого коллегу, выходящего из боя. Его преследовали 2 "Сейбра", пытавшиеся добить неуправляемый самолёт. Это им не удалось. "Сейбр" ведущий был сбит, а ведомый, подбитый Сапегиным, ушёл в залив.
Удачный бой провела 1-я эскадрилья и в конце сентября. В этом бою сошлись 8 "МиГов" и 12 "Сейбров". Несмотря на преимущество американцев, лётчики, ведомые комэском Гнездиловым, оттеснили их в залив, сбив 2 F-86. У нас потерь не было.

Постепенно лётный состав втягивался в боевую обстановку, приобрёл некоторый опыт, изучил повадки и тактику противника. Потери в полку резко снизились - до июля 1953 года и боях погибли только двое. Пострадала снова 2-я эскадрилья. Лейтенант Николай Ефимов пал в бою, а вот второй - Николай Кислухин - погиб нелепо: на взлёте оторвавшийся подвесной бак ударил по xвостовому оперению, повредив упрапление самолёта. МиГ-15 перевернулся на спину и врезался в землю.

В декабре в тяжёлом и неравном бою ( 8 против 16 ) был сбит и получил ранение капитин Пивоваренко. Долгое время он лежал и госпитале, но в конце войны снова вернулся и строй.
Хватало в полку и случаев катапультирования: 11 из подбитых машин в полку за всю войну. Почти все они завершились благополучно, кроме последнего.
29 июня 1953 года на боевое задание 8 "МиГов" повёл заместитель командира полка Герой Советского Союза Иван Михайлович Горбунов. В районе города Аньдун её сверху и неожиданно атаковала группа "Сейбров" ( наши РЛС прозевали их и не предупредили группу Горбунова ), у "МиГов" к тому же ещё были под крыльями подвесные баки. Почти все наши лётчики успели уйти из-под удара, а вот один молодой замешкался. Его тут же зажали "Сейбры". На помощь бросился Горбунов и весь залп огня "Сейбров" пришёлся на него. Машина загорелась. Горбунов катапультировался. И тогда отважного лётчика атаковала попарно четвёрка "Сейбров". Американцы по-бандитски расстреляли Героя в воздухе. О том, как закончил жизнь этот выдающийся лётчик и командир, нигде не сообщалось - просто погиб "при исполнении служебных обязанностей", как раньше принято было сообщать. Это была 4-я и последняя потеря полка в небе Кореи.
Свой заключительный боевой вылет лётчики произвели 27 июля 1953 года в день перемирия.

Лётчики 676-го ИАП достойно представляли наши ВВС и небе Кореи, приумножив боевые традиции полка. Они, как верно указал в "Воздушном транспорте" Журин, сбили в небе Кореи 32 самолёта США, потеряв 14 самолётом и 4-х лётчиков. Соотношение побед и потерь, как видно, не и пользу противника.

Я уже рассказал о капитане Юрии Воркове, который сбил и небе Кореи 4 самолёта. Одним из самых результативных лётчиков полка стал заместитель командира 2-й эскадрильи капитан Василий Иванович Белоусов, он сбил 4 F-86 в этой войне, за что и награждён орденами Ленина и Красного Знамени. Орденом Ленина наградили и старшего лейтенанта Николая Сапегина, который сбил 4 F-86 и ещё 1 подбил.
В августе 1953 года полк снова вернулся под Баку, охранять южные воздушные границы. К сожалению, как и многие другие полки наших ВВС, имеющие Гвардейские звания, почётные наименования и славные боевые традиции, он был расформирован в конце 1950-х годов. Это вновь свидетельствует, насколько не ценим мы заслуг своих воинов. А то, что просто - напросто вычеркнули из истории подвиги в небе Кореи, и вообще грустно. Уже ушли из жизни многие участники этой войны: Гнездилов, Гольцев, Болотин, Ворков, Белоусов, Журин, Руднов, Калинкин, Коротун, другие лётчики 676-го ИАП. Что мы знаем о них, их боевых делах ?

Этим рассказом о боевых делах лётчиков 676-го ИАП я хочу отдать долг памяти мужественным людям. Положив историю их судеб под гриф "секретно", власть имущие вот уже 40 лет так и не соберутся к ним возвратиться. Этот в общем-то нередкий в нашей стране "рекорд" забвения, конечно, не красит нас перед мировым сообществом.

 

Пришло время рассказать всю правду о неизвестной войне в Корее. Хотя бы ради тех участников, кто ещё остался жив. Ради их детей, внуков. Они должны точно знать, за что их отцы и деды проливали кровь в чужом небе.
Я прошу помочь мне в установлении истинных событий ещё здравствующих участников этой войны, и не только бывших лётчиков, техников, штабных работников 676-го ИАП, но и других ветеранов 216-й ИАД. Слишком много "белых пятен" в этой войне, ещё не о всех её героях рассказано. Это наш долг, долг всех сыновей и внуков, чьи отцы и деды погибли в годы "холодной войны" в многочисленных "горячих" конфликтных точках. Я жду помощи не только от участников этой войны, но и от их родственников.

 

И. А. Сейдов
24 декабря 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
12 декабря
четверг
2019

В этот день:

Граф Иван Делянов

12 декабря 1818 года родился Иван Давыдович ДЕЛЯНОВ (умер 10.1.1898), член Государственного совета, граф.

Граф Иван Делянов

12 декабря 1818 года родился Иван Давыдович ДЕЛЯНОВ (умер 10.1.1898), член Государственного совета, граф.

 Был управляющим делами Секретного комитета о раскольниках и отступниках от православия. В 1882—1897 годах занимал пост министра народного просвещения. При нем была  введена процентная норма приема евреев в учебные заведения и обязательное преподавание русского языка в Прибалтике.

Полет Леонида Быкова

12 декабря1928 года родился Леонид Фёдорович Быков (ум. 1979), советский актёр театра и кино, режиссер, создатель выдающегося военного фильма «В бой идут одни старики», заслуженный артист РСФСР, народный артист Украинской ССР.

Полет Леонида Быкова

12 декабря1928 года родился Леонид Фёдорович Быков (ум. 1979), советский актёр театра и кино, режиссер, создатель выдающегося военного фильма «В бой идут одни старики», заслуженный артист РСФСР, народный артист Украинской ССР.

Леонид Быков в молодости мечтал стать лётчиком, но из-за приписанного возраста и маленького роста (на тот момент — 163 см) не был принят в лётное училище. После того как в начале 70-х Быков перебрался из Ленинграда в Киев, он решил свой первый фильм на новом месте снять именно о военных лётчиках. В соавторстве с Евгением Оноприенко и Александром Сацким им был написан сценарий, основанный на подлинных событиях времён Великой Отечественной войны. Во время работы Быков проконсультировался с большим количеством ветеранов, в результате чего многие персонажи получили реальные прообразы. Например, прототипом командира эскадрильи гвардии капитана Титаренко стали сразу несколько человек: дважды Герой Советского Союза Виталий Попков, Герой Советского Союза Иван Лавейкин, а фамилия и "позывной" «Маэстро» — были взяты Быковым, после того как он узнал о Дмитрии Титоренко — ведомом трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, эпизоды из биографии которого были включены в фильм. Также появился в сценарии и Вано — в память о фронтовом друге Кожедуба, отважном грузинском лётчике Вано Габуния, погибшем при таране немецкого истребителя. Прототипом «Смуглянки» стал Виктор Щедронов, друг детства Леонида Быкова, с которым они вместе поступали в лётное училище, и который погиб в апреле 1945 года при освобождении Чехословакии. Прообразом Зои стала Герой Советского Союза Надежда Попова, заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков. Сцена знакомства с девушками, когда лётчики с удивлением обнаруживают, что у гостей больше орденов и медалей, чем у них, действительно имела место. В отличие от своей героини, Надежда Попова прошла всю войну и позже вышла замуж за Героя Советского Союза Семёна Харламова, который выступил главным консультантом фильма.

Помимо Титаренко, Виталий Попков стал прообразом лейтенанта Александрова («Кузнечик»). Будущего дважды Героя Советского Союза командир однажды отстранил от полётов на три месяца: лётчик выписывал чрезмерно низкие виражи над аэродромом с целью покрасоваться перед девушками. Для образа Кузнечика также были заимствованы эпизоды из мемуаров дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского «Небо остаётся чистым»: «от полётов отстранить, сто грамм не давать, назначить дежурным, вечным дежурным» и сбитый вражеский самолёт во время внезапного налёта немцев. Использовались в сценарии и воспоминания дважды Героя Советского Союза Арсения Ворожейкина, дважды Героя Советского Союза Владимира Лавриненкова и заслуженного лётчика СССР Анатолия Иванова. Нотный стан на истребителе Титаренко был выполнен по аналогии со штурмовиком Героя Советского Союза — Василия Борисовича Емельяненко.

Быков писал сценарий, стараясь не слишком отходить от действительных событий. Так, «поющая» эскадрилья действительно существовала в 5-м гвардейском истребительном авиационном полку, и именно там служил Попков. «Поющей» эскадрилья была названа, потому что в ней имелся собственный хор, а два самолёта были подарены фронту оркестром Леонида Утёсова. Кроме того, что за мужество и героизм в боях 11 из 14 лётчиков эскадрильи были удостоены звания Героя Советского Союза, большое внимание уделялось и культурной жизни. На освобождённых территориях хор давал пользовавшиеся огромной популярностью концерты, а в 1944 году, в Краматорске, на один из таких попал, будучи подростком, Леонид Быков. В тот день местные подростки отблагодарили ветеранов собственным концертом, и Быков был в составе хора, ведущим вокалом которого был будущий знаменитый певец — Иосиф Кобзон.

Имели место и трагическая история любви узбекского лётчика (настоящая фамилия — Марисаев) и русской девушки (в отличие от своей героини, она не была лётчицей и погибла при бомбёжке столовой), привычка механика крестить перед вылетом самолеты, попадание Маэстро в плен к своим и фраза «Я бы, товарищ командир, ещё больше фрицев сбил, да вы своим нижним бельем всех фрицев распугали». Ветераны особого отдельного 434-го истребительного полка утверждали, что эпизод из фильма, когда Титаренко возвращается в полк после боя не на самолёте, а на лошади («махнул не глядя!») — взят из реальной жизни: под Сталинградом был сбит и вернулся ночью на коне летчик из их полка Александр Александров. Точно так же ветераны 1-й гвардейской авиадивизии поведали, что когда в фильме показывают, как Титаренко обнаруживает замаскированные под копнами сена немецкие танки, то имеется в виду их боевой товарищ и командир — Герой Советского Союза гвардии майор Степан Прутков. Название фильму дала традиция лётчиков не пускать сразу в воздушный бой вновь прибывшее пополнение, давая им «налетать» опыт. Например, сам Виталий Попков, прибыв на фронт в 1941 году, начал совершать боевые вылеты только в 1942 году.

Законченный сценарий был отвергнут чиновниками Госкино Украины, так как был признан «негероическим». Тогда Быков стал зачитывать отдельные куски сценария во время гастролей в разных городах Советского Союза. Это неизменно вызывало у зрителей восторг, что убедило Быкова в своей правоте. Постепенно за сценарий стали вступаться участники Великой Отечественной. В частности, 14 ноября 1972 года на киностудию Довженко прислал письмо начальник штаба войсковой части № 55127 полковник Лезжов, который охарактеризовал сценарий как «честный рассказ о войне и о людях, которые добыли в ней победу».

Сам Леонид Быков так писал о фильме: «Почему героями мы выбрали именно летчиков? Трудно сказать. Может быть, потому что сам я учился в авиационном училище, мечтал о полетах и до сих пор восхищаюсь представителями этой героической профессии. Разговаривая с летчиками, участниками боев, мы поняли одну очень важную для нас вещь. В жестоком горниле войны, в беспощадном ее пламени старшие опытные товарищи стремились, где это было возможно, сберечь молодых и неопытных соколят. В этом была высшая мудрость — забота о будущем, извечное право и долг сильных охранять, растить и воспитывать — себе смену. Так родилась тема «В бой идут одни „старики“». И другая — не менее дорогая нам. Известная мудрость гласит: «Когда говорят пушки, музы молчат». Мы же хотели доказать, что в годы испытаний побеждают те, кто остается людьми в самых жестоких условиях, кто берет с собой в бой все светлое, человечное, за что и ведет битву с врагом. А что может быть прекраснее музыки? Недаром герои «второй, поющей эскадрильи» любят повторять: «Войны преходящи, музыка вечна!». Злобе, человеконенавистничеству фашизма наши герои противопоставили высокий гуманизм, творческое созидательное начало, заложенное в человеке. Нам хотелось создать этот фильм в память о тех, кто не вернулся с войны, и в благодарность живым, выстоявшим эту жестокую битву. Поэтому с особой трепетностью и волнением показываем мы свою картину ветеранам войны. И лучшая награда для нас, когда они говорят: «Да, это было так».

Сообщение о провале «Тайфуна»

12 декабря 1941 года Совинформбюро впервые передало сообщение «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы». В нем шла речь о крахе фашистского плана «Тайфун» и массированном наступлении Красной армии.

Сообщение о провале «Тайфуна»

12 декабря 1941 года Совинформбюро впервые передало сообщение «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы». В нем шла речь о крахе фашистского плана «Тайфун» и массированном наступлении Красной армии.

В нем говорилось:«С 16 ноября 1941 года германские войска, развернув против Западного фронта 13 танковых, 33 пехотных и 5 мотопехотных дивизий, начали второе генеральное наступление на Москву... До 6 декабря наши войска вели ожесточенные оборонительные бои... 6 декабря 1941 г. войска нашего Западного фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его ударных фланговых группировок. В результате начатого наступления обе эти группировки были разбиты и поспешно отходят, бросая технику, вооружение и неся огромные потери. После перехода в наступление с 6 по 10 декабря, частями наших войск занято и освобождено от немцев свыше 400 населенных пунктов. В итоге за время с 16 ноября по 10 декабря сего года захвачено и уничтожено, без учета действий авиации: танков - 1.434, автомашин - 5.416, орудий - 575, минометов - 339, пулеметов - 870. Потери немцев за это время составляют свыше 85.000 убитыми».

Так начинался Афган

12 декабря 1979 года политбюро ЦК КПСС приняло решение о вводе войск в Афганистан.

Так начинался Афган

12 декабря 1979 года политбюро ЦК КПСС приняло решение о вводе войск в Афганистан.

В документе, в частности, написано: "К положению в «А». Одобрить соображения и мероприятия, изложенные т.т. Андроповым Ю. В., Устиновым Д. Ф., Громыко А. А. Разрешить им в ходе осуществления этих мероприятий вносить коррективы непринципиального характера. Вопросы, требующие решения ЦК, своевременно вносить в Политбюро. Осуществление всех этих мероприятий возложить на т.т. Андропова Ю. В., Устинова Д. Ф., Громыко А. А. Поручить т.т. Андропову Ю. В., Устинову Д. Ф., Громыко А. А. информировать Политбюро ЦК о ходе выполнения намеченных мероприятий".

По свидетельству генерала армии В. И. Варенникова, в 1979 году единственным членом политбюро, не поддержавшим решение об отправке советских войск в Афганистан, был А. Н. Косыгин.

13 декабря 1979 года была сформирована Оперативная группа Министерства обороны по Афганистану во главе с первым заместителем начальника Генерального штаба генералом армии С. Ф. Ахромеевым, приступившая к работе в Туркестанском военном округе с 14 декабря. 14 декабря 1979 года в городе Баграм был направлен батальон 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка, для усиления батальона 111-го гвардейского парашютно-десантного полка 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, который с 7 июля 1979 года охранял в Баграме советские военно-транспортные самолёты и вертолёты.

20 декабря 1979 года из Баграма в Кабул был переброшен «мусульманский батальон», который вошёл в бригаду охраны дворца Амина, что существенно облегчило подготовку к запланированному штурму этого дворца. Для этой операции в середине декабря в Афганистан прибыли также 2 спецгруппы КГБ СССР.

До 25 декабря 1979 года в Туркестанском военном округе были подготовлены к вводу в Афганистан полевое управление 40-й общевойсковой армии, 2 мотострелковые дивизии, армейская артиллерийская бригада, зенитно-ракетная бригада, десантно-штурмовая бригада, части боевого и тылового обеспечения, а в Среднеазиатском военном округе — 2 мотострелковых полка, управление смешанного авиакорпуса, 2 авиаполка истребителей-бомбардировщиков, 1 истребительный авиаполк, 2 вертолётных полка, части авиационно-технического и аэродромного обеспечения. В качестве резерва в обоих округах были отмобилизованы ещё три дивизии. На доукомплектование частей было призвано из запаса более 50 тысяч человек из среднеазиатских республик и Казахстана, и передано из народного хозяйства около 8 тыс. автомобилей и другой техники. Это было крупнейшее мобилизационное развертывание Советской Армии с 1945 года. Кроме того, к переброске в Афганистан также была подготовлена 103-я гвардейская воздушно-десантная дивизия из Белоруссии, которая уже 14 декабря была переброшена на аэродромы в Туркестанском военном округе.

К вечеру 23 декабря 1979 года было доложено о готовности войск к вводу в Афганистан. 24 декабря Д. Ф. Устинов подписал директиву № 312/12/001, в которой говорилось: «Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, дислоцированных в южных районах нашей страны, на территорию ДРА в целях оказания помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств».

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии