RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Испытатель истребителей Григорий Бахчиванджи
20 февраля 2019 г.

Испытатель истребителей Григорий Бахчиванджи

20 февраля 2019 года исполнилось бы 110 лет выдающемуся советскому летчику-испытателю, Герою Советского Союза Григорию Яковлевичу Бахчиванджи
Наша партизанская традиция смертельна для врага
30 мая 2019 г.

Наша партизанская традиция смертельна для врага

30 мая 1942 года был создан Центральный штаб партизанского движения в СССР, но народные мстители уже около года вовсю колошматили фрицев
«За» Путина или «против Стрелкова»?
4 ноября 2014 г.

«За» Путина или «против Стрелкова»?

4 ноября в День национального единства даже «Русский марш» разделился на два, а то и на три рукава
Ложь об Иоанне Грозном
16 января 2015 г.

Ложь об Иоанне Грозном

16 января 1547 года Великий князь Московский ИВАН IV был венчан на царство и принял новый титул "царя и великого князя веся Руси"
Возвращение Андреевского флага
29 октября 2017 г.

Возвращение Андреевского флага

29 октября 1924 года в тунисском городе Бизерта на кораблях Русской эскадры, эмигрировавшей из Советской России, произошло трагическое событие
Главная » Подвиги в наследство » "Спецкомандировка" длиною в 40 лет

"Спецкомандировка" длиною в 40 лет

Уже давно я собираю материал о советских лётчиках - участниках Корейской войны 1950 - 1953 годов

К этому подтолкнули меня воспоминания военного лётчика Якова Николаевича Журина о боевых делах пилотов 676-го Варшавского истребительного авиаполка.

 

Для начала введу читателей и ту обстановку. что сложилась летом - осенью 1952 года. Это была "странная война". Наши лётчики сражались в небе Кореи нелегально. Отсюда и сверхсекретность, эхо которой дошло и до наших времён. Прибывали они в Северо - Восточный Китай. Здесь, в городе Мукден, их переодевали в форму китайских народных добровольцев, которые официально сражались в Корее. Вместе с форменной одеждой советские пилоты приобретали псевдокитайские имена и фамилии. В город выходить было запрещено, а если всё - таки там появлялись, то группами и под охраной - боялись диверсионных актов и шпионов, которые наводнили Северо - Восточный Китай. Учили китайский язык ( в общих чертах ), собирали прибывшую технику, облётывали её и проводили учебные занятия. Длилось это обычно недолго - от 2-х недель до месяца затем в бой.

Вначале наше командование распорядилось, чтобы лётчики в бою общались по-китайски. Противник не должен был знать, кто против него воюет. Затея оказалась фантастической. Набор терминов на китайском ограничен. Разве успеешь вспомнить команду, когда товарищу угрожает в бою опасность и счёт идёт на секунды. Вот тогда а корейском небе и зазвучала "отборная" русская речь.
Кстати, поначалу били и другие ограничения, которые давали определённые преимущества противнику. Tак, советским лётчикам нельзя было пересекать линию Пхеньян - Вонсан, то есть приближаться к 38-й параллели. Нельзя было и выходить в Корейский залив - там господствовал флот США и их союзников. Меры предосторожности понятны: подбитый на 38-й параллели или над морем лётчик мог попасть в плен к американцам и дать повод ООН обвинить СССР в участии в войне. В результате истребители имели ограниченные возможности, что быстро раскусил противник. Если бой складывался для него неудачно, он мог тут же ретироваться невредимым в запретные для наших лётчиков зоны.

Между прочим, у американцев тоже был запрет на пересечение границы с КНР и полёт над китайскими аэродромами, где базировались наши полки и дивизии. Но истребители ВВС США его игнорировали, и ООН закрывала на это глаза. Поэтому часто аэродромы блокировались с воздуха истребителями противника. На взлёте и посадке они обстреливали советские самолёты, не давая им вылетать на перехват авиации США.
Как раз в 1952 году в бой вступили новые американские истребители F-86 "Сейбр". Лишь по вооружению МиГ-15 был впереди "Сейбров". У наших - пушки, у "Сейбров" - пулемёты калибра 12,7-мм. Словом успех боя зависел от подготовки лётчиков обеих сторон. Увы, и здесь противник выглядел гораздо лучше. Пилоты имели по 200 часов налёта на реактивной технике. Неопытных берегли и поначалу в активные бои не пускали. После 100 боевых вылетов лётчики отправляли на родину ( если, конечно, он добровольно не оставался на второй срок ).

У нас всё было иначе. Средний налёт на реактивной технике у многих составлял 50 - 70 часов. Почти 90 процентов лётного состава не имели опыта полётов ночью и в сложных метеоусловиях. Не говоря уже о боевом опыте. По сути дивизия была брошена и бой беэ подготовки - личный состав не ведал особенностей этой войны, боевых и технических приёмов своих соперников и многого другого.
Но вот характерная деталь: в этот период в небе Кореи встречались в основном истребители. Уже к 1952 году наши лётчики заставили командование ВВС США из-за больших потерь перевести соединения бомбардировщиком типа В-26 и В-29 на ночную работу. Исчезли поршневые штурмовики "Мустанг" и "Скайрейдер", да и реактивные истребители - бомбардировщики тоже.

В 1952 году в небе Кореи в основном действовали истребители F-86 "Сейбр. Бои с ними давались нелегко, потери были немалые. Именно в эту обстановку были брошены лётчики 216-й авиадивизии - отсюда и потери в первых боях, во многом неоправданные.

Что же в свою очередь представлял собой 676-й ИАП, в составе которого сражались Яков Журин и его боевые товарищи. Это был истинно боевой полк со своей фронтовой историей. Почётное название "Варшавский" получил в годы Великой Отечественной войны. Тогда он именовался 127-м авиаполком. Начал войну в 1941 году на Украине, в 1942 - 1943 годах сражался под Ленинградом - охранял "Дорогу Жизни". В составе 6-й Воздушной армии освобождал Польшу. В 1944 году за активное участие в освобождении её столицы, полк получил почётное название "Варшавский". Его самолёты наводили страх на противника в небе Германии, дрались над Берлином, где полк в мае 1945 года и закончил войну.
В конце 1940-х годов 127-й ИАП был переименован в 676-й, и в составе 215-й авиадивизии долгое время входил в состав Бакинских частей ПВО. Именно отсюда в июне 1952 года дивизия под командованием Героя Советского Союза полковника А. Ерёмина убыла, как тогда говорили, "в правительственную командировку в Китай". А уже в июле 676-й полк во главе с подполковником В. Гольцевым прибыл на прифронтовой аэродром Аньдун. Здесь в течение 2-х недель лётчики осваивали район боевых действий.

Надо скаэать, что руководящий состав полка имел достаточный боевой опыт. Так, заместителем командира был фронтовик, Герой Советского Союза подполковник Иван Михайлович Горбунов. Командирами двух из трёх эскадрилий также были опытные лётчики с боевым стажем. Скажем 1-й эскадрильей командовал наиболее опытный в полку, хотя и достаточно молодой, Герой Советского Союза Иван Гнездилов. Командиром 2-й эскадрильи был майор Михаил Коротун, тоже фронтовик. Чего не скажешь о рядовом лётном составе полка. Он был молод, не слишком опытен, к тому же имел малый налёт на МиГ-15.
1 августа полк принял боевое крещение. А уже 4 августа он чуть не понёс первую потерю - лётчики из другого соединения по ошибке атаковали самолёт 1-й эскадрильи, обстреляв "МиГ" Михаила Жбанова. Получив 140 пробоин самолёт всё же дотянул до своего аэродрома. Как оказалось, коллеги из другого соединения плохо знали силуэты самолётов противника и приняли группу Гнездилова за "Сейбры" - бывало и такое в небе Кореи.

Горячая пора наступила в октябре. Лётчики полка почти ежедневно вступали в бой с противником. Вот где сказалось отсутствие опыта и особенности боёв на реактивной технике. Уже к октябрю 1952 года полк понёс чувствительные потери. Особенно не повезло 3-й эскадрилье, которую возглавлял молодой Мищенко. Были сбиты двое лётчиков звена Я. Журина: Пивоваренко и Соколов. К счастью, оба они катапультировались. Вскоре, в тяжёлом бою погибает командир звена капитан Фёдор Бодня, подбивают самолёт замполита эскадрильи капитана Николая Кизима. Чуть ли не в следующем бою был сбит сам Мищенко, но ему удалось катапультироваться.
Пришлось Мищенко менять на нового командира. Им стал Михаил Фёдорович Юдин. Ещё до своего нового назначения он отличился - сбил в августе и сентябре 1952 года 2 "Сейбра". Всего же капитан М. Ф. Юдин сбил в воздушных боях 5 "Сейбров", за что был награждён двумя орденами. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 4 личные победы лётчика в небе Кореи и ещё 2 личные в период Великой Отечественной войны. ]
В сентябре отличились и другие лётчики. Кстати, первым в полку был командир звена Юрий Ворков, сбивший первого в истории полка "Сейбра". В этот день группа F-86 пыталась блокировать аэродром Дапу, но из этого ничего не вышло. Один из "охотникоя" сам превратился и добычу капитана Воркова.
Ворков стал одним из самых результативных лётчиков в 1-й эскадрилье, он сбил в небе Кореи 4 "Сейбра", ещё 2-х подбил, за что был награждён орденами Ленина и Красной Заезды. Кстати, лётчики этой эскадрильи наиболее удачно сражались и небе Кореи. Они сбили 17 F-86, больше всех в полку. Потерь в эскадрилье было всего 2, да и то оба лётчика катапультировались.

В сентябрьских боях кроме Воркова отличились Григорий Пивоваренко, Михаил Жбанов, Василий Белоусов, сбившие по "Сейбру".
16 сентября замполит 1-й эскадрильи капитан Пивоваренко вместе с ведомым Николаем Сапегиным выручили своего раненого коллегу, выходящего из боя. Его преследовали 2 "Сейбра", пытавшиеся добить неуправляемый самолёт. Это им не удалось. "Сейбр" ведущий был сбит, а ведомый, подбитый Сапегиным, ушёл в залив.
Удачный бой провела 1-я эскадрилья и в конце сентября. В этом бою сошлись 8 "МиГов" и 12 "Сейбров". Несмотря на преимущество американцев, лётчики, ведомые комэском Гнездиловым, оттеснили их в залив, сбив 2 F-86. У нас потерь не было.

Постепенно лётный состав втягивался в боевую обстановку, приобрёл некоторый опыт, изучил повадки и тактику противника. Потери в полку резко снизились - до июля 1953 года и боях погибли только двое. Пострадала снова 2-я эскадрилья. Лейтенант Николай Ефимов пал в бою, а вот второй - Николай Кислухин - погиб нелепо: на взлёте оторвавшийся подвесной бак ударил по xвостовому оперению, повредив упрапление самолёта. МиГ-15 перевернулся на спину и врезался в землю.

В декабре в тяжёлом и неравном бою ( 8 против 16 ) был сбит и получил ранение капитин Пивоваренко. Долгое время он лежал и госпитале, но в конце войны снова вернулся и строй.
Хватало в полку и случаев катапультирования: 11 из подбитых машин в полку за всю войну. Почти все они завершились благополучно, кроме последнего.
29 июня 1953 года на боевое задание 8 "МиГов" повёл заместитель командира полка Герой Советского Союза Иван Михайлович Горбунов. В районе города Аньдун её сверху и неожиданно атаковала группа "Сейбров" ( наши РЛС прозевали их и не предупредили группу Горбунова ), у "МиГов" к тому же ещё были под крыльями подвесные баки. Почти все наши лётчики успели уйти из-под удара, а вот один молодой замешкался. Его тут же зажали "Сейбры". На помощь бросился Горбунов и весь залп огня "Сейбров" пришёлся на него. Машина загорелась. Горбунов катапультировался. И тогда отважного лётчика атаковала попарно четвёрка "Сейбров". Американцы по-бандитски расстреляли Героя в воздухе. О том, как закончил жизнь этот выдающийся лётчик и командир, нигде не сообщалось - просто погиб "при исполнении служебных обязанностей", как раньше принято было сообщать. Это была 4-я и последняя потеря полка в небе Кореи.
Свой заключительный боевой вылет лётчики произвели 27 июля 1953 года в день перемирия.

Лётчики 676-го ИАП достойно представляли наши ВВС и небе Кореи, приумножив боевые традиции полка. Они, как верно указал в "Воздушном транспорте" Журин, сбили в небе Кореи 32 самолёта США, потеряв 14 самолётом и 4-х лётчиков. Соотношение побед и потерь, как видно, не и пользу противника.

Я уже рассказал о капитане Юрии Воркове, который сбил и небе Кореи 4 самолёта. Одним из самых результативных лётчиков полка стал заместитель командира 2-й эскадрильи капитан Василий Иванович Белоусов, он сбил 4 F-86 в этой войне, за что и награждён орденами Ленина и Красного Знамени. Орденом Ленина наградили и старшего лейтенанта Николая Сапегина, который сбил 4 F-86 и ещё 1 подбил.
В августе 1953 года полк снова вернулся под Баку, охранять южные воздушные границы. К сожалению, как и многие другие полки наших ВВС, имеющие Гвардейские звания, почётные наименования и славные боевые традиции, он был расформирован в конце 1950-х годов. Это вновь свидетельствует, насколько не ценим мы заслуг своих воинов. А то, что просто - напросто вычеркнули из истории подвиги в небе Кореи, и вообще грустно. Уже ушли из жизни многие участники этой войны: Гнездилов, Гольцев, Болотин, Ворков, Белоусов, Журин, Руднов, Калинкин, Коротун, другие лётчики 676-го ИАП. Что мы знаем о них, их боевых делах ?

Этим рассказом о боевых делах лётчиков 676-го ИАП я хочу отдать долг памяти мужественным людям. Положив историю их судеб под гриф "секретно", власть имущие вот уже 40 лет так и не соберутся к ним возвратиться. Этот в общем-то нередкий в нашей стране "рекорд" забвения, конечно, не красит нас перед мировым сообществом.

 

Пришло время рассказать всю правду о неизвестной войне в Корее. Хотя бы ради тех участников, кто ещё остался жив. Ради их детей, внуков. Они должны точно знать, за что их отцы и деды проливали кровь в чужом небе.
Я прошу помочь мне в установлении истинных событий ещё здравствующих участников этой войны, и не только бывших лётчиков, техников, штабных работников 676-го ИАП, но и других ветеранов 216-й ИАД. Слишком много "белых пятен" в этой войне, ещё не о всех её героях рассказано. Это наш долг, долг всех сыновей и внуков, чьи отцы и деды погибли в годы "холодной войны" в многочисленных "горячих" конфликтных точках. Я жду помощи не только от участников этой войны, но и от их родственников.

 

И. А. Сейдов
24 декабря 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
20 января
понедельник
2020

В этот день:

Маршал авиации Агальцев

20 января 1900 года родился Филипп Александрович Агальцев (ум. 29 июня 1980), Герой Советского Союза, маршал авиации, заместитель Главкома ВВС, бригадный генерал польской армии.

Маршал авиации Агальцев

20 января 1900 года родился Филипп Александрович Агальцев (ум. 29 июня 1980), Герой Советского Союза, маршал авиации, заместитель Главкома ВВС, бригадный генерал польской армии.

Родился в селе Солдатское ныне Ефремовского района Тульской области в семье крестьянина. Русский. В Красной Армии с 1919 года. Участник Гражданской войны. Окончил Военно-политическую академию в 1932 году и курсы лётчиков при Качинской военной авиашколе. Участник национально-революционной войны испанского народа 1936—1939 годов (с мая 1937 по ноябрь 1938). С декабря 1938 года — член Военного совета ВВС РККА, дивизионный комиссар. В августе 1940-го года понижен в звании до полковника и назначен командиром 50-го ближнебомбардировочного авиационного полка в Прибалтийский Особый военный округ.

В Великую Отечественную войну участвовал в боевых действиях на Северо-Западном фронте. В августе 1941-го отозван с фронта. В 1941—1943 годах — начальник Тамбовской школы младших авиаспециалистов, с марта 1943 года — командир 292-й штурмовой авиационной дивизии, С 28 мая 1943го — генерал-майор авиации. С декабря 1944 года — командир 1-го польского смешанного авиационного корпуса. За умелое руководство войсками, личное мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, большой вклад в подготовку и повышение боевой готовности войск в послевоенный период и в связи с 60-летием Советской Армии и ВМФ 21 февраля 1978 года присвоено звание Героя Советского Союза.

С декабря 1945-го — командующий 4-м штурмовым авиационным корпусом. С 1 марта 1946-го — генерал-лейтенант авиации. С февраля 1947 года — командующий 16-й воздушной армией. С июня 1949 года — 1-й заместитель, с апреля 1953 — заместитель главкома ВВС. Генерал-полковник авиации (8.08.1955) С мая 1956 — генерал-инспектор ВВС, с февраля 1958 заместитель главкома ВВС по боевой подготовке. С 1962 года маршал авиации. В 1962—1969 годы — командующий дальней авиацией ВВС, с 1971 года — в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Умер 29 июня 1980 года в Москве.

Освобождение Великого Новгорода

20 января 1944 года советские войска освободили от фашистских захватчиков Великий Новгород, водрузили Красное знамя на древней кремлевской стене. В Москве в честь освобождения Новгорода был дан салют. С освобождения Новгорода началась операция по окончательному снятию блокады Ленинграда.

Освобождение Великого Новгорода

20 января 1944 года советские войска освободили от фашистских захватчиков Великий Новгород, водрузили Красное знамя на древней кремлевской стене. В Москве в честь освобождения Новгорода был дан салют. С освобождения Новгорода началась операция по окончательному снятию блокады Ленинграда.

Операция по освобождению Новгорода от фашистов началась 14 января 1944 года. Она стала первым этапом стратегической операции из так называемых десяти «Сталинских ударов» 1944 года. Потери Волховского и Северо-Западного фронтов в результате обороны и освобождения Новгорода составили более 750 тысяч бойцов убитыми, умершими от ран и пропавшими без вести. За время оккупации Новгород был почти полностью разрушен. Некоторые уникальные достопримечательности города безвозвратно погибли. Разрушения были столь велики, что воспринимались как непоправимая утрата части национальной культуры. Постановлением от 1 ноября 1945 года Новгород был включён в число 15 древнейших городов, подлежащих первоочередному восстановлению. К настоящему времени новгородскими реставраторами исследовано, восстановлено или законсервировано более 200 памятников зодчества, составляющих богатейшее наследие региона. По решению ЮНЕСКО в 1992 году 37 памятников и ансамблей Великого Новгорода были включены в Список Всемирного культурного наследия. 29 октября 2008 года президент России подписал Указ о присвоении Великому Новгороду почетного звания «Город воинской славы».

 

 

 

История советского «Бизона»

20 января 1953 года осуществлён первый полёт стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (103М) конструктора Владимир Мясищева. М-4 (по кодификации НАТО:

История советского «Бизона»

20 января 1953 года осуществлён первый полёт стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (103М) конструктора Владимир Мясищева. М-4 (по кодификации НАТО:

Bison — «Бизон») создавался одновременно с Ту-95, отличаясь от него большей скоростью и бомбовой нагрузкой, но меньшим радиусом действия. Эту машину впервые поднял в воздух экипаж летчика-испытателя Ф. Ф. Опадчего (второй пилот А. Н. Грацианский, штурман А. И. Помазунов, радист И. И. Рыхлов, бортинженер Г. А. Нефедов, ведущие инженеры А. И. Никонов и И. Н. Квитко).

Из построенных серийно 32-х самолётов, три погибли вместе с экипажами, едва родившись. Одна катастрофа произошла при перегонке в строевую часть из-за попадания в грозу. Другая — во время приёмо-сдаточных испытаний из-за пожара, возникшего в результате разрушения ослабленного топливопровода, с которого в борьбе за уменьшение веса сняли «лишние» узлы крепления. Третья — случилась при облете самолёта заводским экипажем (командир — Илья Пронин, второй пилот — Валентин Коккинаки, младший брат знаменитых летчиков-испытателей) из-за аэродинамических особенностей М-4 при взлёте.

Технические характеристики:

Длина: 47,665 м (без штанги дозаправки)

Размах крыла: 50,526 м (по гондолам шасси)

Высота: 14,1 м

Площадь крыла: 326,35 м²

Масса пустого: 79 700 кг

Нормальная взлётная масса: 138 500 кг

Максимальная взлётная масса: 181 500 кг

Лётные характеристики

Максимальная скорость: 947 км/ч

Практическая дальность: 8 100 км

Практический потолок: 11 000 м

Длина разбега: 1 470 м

Длина пробега: 2 610 м

Вооружение

Стрелково-пушечное: 3 × 2×23 мм пушки АМ-23 в верхней, нижней и кормовой установках

Бомбовая нагрузка: нормальная: 5 000 кг, максимальная: 24 000 кг

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии