RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Подвиги первых боев
22 июня 2019 г.

Подвиги первых боев

Начало Великой Отечественной войны в документах советского военного командования
Век русского парашюта
30 января 2017 г.

Век русского парашюта

145 лет назад 30 января 1872 года родился Глеб Евгеньевич Котельников, создатель авиационного ранцевого парашюта
День рождения Севастополя
14 июня 2019 г.

День рождения Севастополя

14 июня 1783 года была основана главная база Российского флота на Черном море
Степан Здоровцев под водой и в небе
29 июня 2019 г.

Степан Здоровцев под водой и в небе

29 июня 1941 года командир звена 158-го истребительного авиационного полка младший лейтенант Степан Здоровцев совершил воздушный таран вражеского бомбардировщика
Русские герои-2014
13 сентября 2014 г.

Русские герои-2014

В Санкт-Петербурге прошла юбилейная - X церемония награждения лауреатов Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский».
Главная » Подвиги в наследство » "Спецкомандировка" длиною в 40 лет

"Спецкомандировка" длиною в 40 лет

Уже давно я собираю материал о советских лётчиках - участниках Корейской войны 1950 - 1953 годов

К этому подтолкнули меня воспоминания военного лётчика Якова Николаевича Журина о боевых делах пилотов 676-го Варшавского истребительного авиаполка.

 

Для начала введу читателей и ту обстановку. что сложилась летом - осенью 1952 года. Это была "странная война". Наши лётчики сражались в небе Кореи нелегально. Отсюда и сверхсекретность, эхо которой дошло и до наших времён. Прибывали они в Северо - Восточный Китай. Здесь, в городе Мукден, их переодевали в форму китайских народных добровольцев, которые официально сражались в Корее. Вместе с форменной одеждой советские пилоты приобретали псевдокитайские имена и фамилии. В город выходить было запрещено, а если всё - таки там появлялись, то группами и под охраной - боялись диверсионных актов и шпионов, которые наводнили Северо - Восточный Китай. Учили китайский язык ( в общих чертах ), собирали прибывшую технику, облётывали её и проводили учебные занятия. Длилось это обычно недолго - от 2-х недель до месяца затем в бой.

Вначале наше командование распорядилось, чтобы лётчики в бою общались по-китайски. Противник не должен был знать, кто против него воюет. Затея оказалась фантастической. Набор терминов на китайском ограничен. Разве успеешь вспомнить команду, когда товарищу угрожает в бою опасность и счёт идёт на секунды. Вот тогда а корейском небе и зазвучала "отборная" русская речь.
Кстати, поначалу били и другие ограничения, которые давали определённые преимущества противнику. Tак, советским лётчикам нельзя было пересекать линию Пхеньян - Вонсан, то есть приближаться к 38-й параллели. Нельзя было и выходить в Корейский залив - там господствовал флот США и их союзников. Меры предосторожности понятны: подбитый на 38-й параллели или над морем лётчик мог попасть в плен к американцам и дать повод ООН обвинить СССР в участии в войне. В результате истребители имели ограниченные возможности, что быстро раскусил противник. Если бой складывался для него неудачно, он мог тут же ретироваться невредимым в запретные для наших лётчиков зоны.

Между прочим, у американцев тоже был запрет на пересечение границы с КНР и полёт над китайскими аэродромами, где базировались наши полки и дивизии. Но истребители ВВС США его игнорировали, и ООН закрывала на это глаза. Поэтому часто аэродромы блокировались с воздуха истребителями противника. На взлёте и посадке они обстреливали советские самолёты, не давая им вылетать на перехват авиации США.
Как раз в 1952 году в бой вступили новые американские истребители F-86 "Сейбр". Лишь по вооружению МиГ-15 был впереди "Сейбров". У наших - пушки, у "Сейбров" - пулемёты калибра 12,7-мм. Словом успех боя зависел от подготовки лётчиков обеих сторон. Увы, и здесь противник выглядел гораздо лучше. Пилоты имели по 200 часов налёта на реактивной технике. Неопытных берегли и поначалу в активные бои не пускали. После 100 боевых вылетов лётчики отправляли на родину ( если, конечно, он добровольно не оставался на второй срок ).

У нас всё было иначе. Средний налёт на реактивной технике у многих составлял 50 - 70 часов. Почти 90 процентов лётного состава не имели опыта полётов ночью и в сложных метеоусловиях. Не говоря уже о боевом опыте. По сути дивизия была брошена и бой беэ подготовки - личный состав не ведал особенностей этой войны, боевых и технических приёмов своих соперников и многого другого.
Но вот характерная деталь: в этот период в небе Кореи встречались в основном истребители. Уже к 1952 году наши лётчики заставили командование ВВС США из-за больших потерь перевести соединения бомбардировщиком типа В-26 и В-29 на ночную работу. Исчезли поршневые штурмовики "Мустанг" и "Скайрейдер", да и реактивные истребители - бомбардировщики тоже.

В 1952 году в небе Кореи в основном действовали истребители F-86 "Сейбр. Бои с ними давались нелегко, потери были немалые. Именно в эту обстановку были брошены лётчики 216-й авиадивизии - отсюда и потери в первых боях, во многом неоправданные.

Что же в свою очередь представлял собой 676-й ИАП, в составе которого сражались Яков Журин и его боевые товарищи. Это был истинно боевой полк со своей фронтовой историей. Почётное название "Варшавский" получил в годы Великой Отечественной войны. Тогда он именовался 127-м авиаполком. Начал войну в 1941 году на Украине, в 1942 - 1943 годах сражался под Ленинградом - охранял "Дорогу Жизни". В составе 6-й Воздушной армии освобождал Польшу. В 1944 году за активное участие в освобождении её столицы, полк получил почётное название "Варшавский". Его самолёты наводили страх на противника в небе Германии, дрались над Берлином, где полк в мае 1945 года и закончил войну.
В конце 1940-х годов 127-й ИАП был переименован в 676-й, и в составе 215-й авиадивизии долгое время входил в состав Бакинских частей ПВО. Именно отсюда в июне 1952 года дивизия под командованием Героя Советского Союза полковника А. Ерёмина убыла, как тогда говорили, "в правительственную командировку в Китай". А уже в июле 676-й полк во главе с подполковником В. Гольцевым прибыл на прифронтовой аэродром Аньдун. Здесь в течение 2-х недель лётчики осваивали район боевых действий.

Надо скаэать, что руководящий состав полка имел достаточный боевой опыт. Так, заместителем командира был фронтовик, Герой Советского Союза подполковник Иван Михайлович Горбунов. Командирами двух из трёх эскадрилий также были опытные лётчики с боевым стажем. Скажем 1-й эскадрильей командовал наиболее опытный в полку, хотя и достаточно молодой, Герой Советского Союза Иван Гнездилов. Командиром 2-й эскадрильи был майор Михаил Коротун, тоже фронтовик. Чего не скажешь о рядовом лётном составе полка. Он был молод, не слишком опытен, к тому же имел малый налёт на МиГ-15.
1 августа полк принял боевое крещение. А уже 4 августа он чуть не понёс первую потерю - лётчики из другого соединения по ошибке атаковали самолёт 1-й эскадрильи, обстреляв "МиГ" Михаила Жбанова. Получив 140 пробоин самолёт всё же дотянул до своего аэродрома. Как оказалось, коллеги из другого соединения плохо знали силуэты самолётов противника и приняли группу Гнездилова за "Сейбры" - бывало и такое в небе Кореи.

Горячая пора наступила в октябре. Лётчики полка почти ежедневно вступали в бой с противником. Вот где сказалось отсутствие опыта и особенности боёв на реактивной технике. Уже к октябрю 1952 года полк понёс чувствительные потери. Особенно не повезло 3-й эскадрилье, которую возглавлял молодой Мищенко. Были сбиты двое лётчиков звена Я. Журина: Пивоваренко и Соколов. К счастью, оба они катапультировались. Вскоре, в тяжёлом бою погибает командир звена капитан Фёдор Бодня, подбивают самолёт замполита эскадрильи капитана Николая Кизима. Чуть ли не в следующем бою был сбит сам Мищенко, но ему удалось катапультироваться.
Пришлось Мищенко менять на нового командира. Им стал Михаил Фёдорович Юдин. Ещё до своего нового назначения он отличился - сбил в августе и сентябре 1952 года 2 "Сейбра". Всего же капитан М. Ф. Юдин сбил в воздушных боях 5 "Сейбров", за что был награждён двумя орденами. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 4 личные победы лётчика в небе Кореи и ещё 2 личные в период Великой Отечественной войны. ]
В сентябре отличились и другие лётчики. Кстати, первым в полку был командир звена Юрий Ворков, сбивший первого в истории полка "Сейбра". В этот день группа F-86 пыталась блокировать аэродром Дапу, но из этого ничего не вышло. Один из "охотникоя" сам превратился и добычу капитана Воркова.
Ворков стал одним из самых результативных лётчиков в 1-й эскадрилье, он сбил в небе Кореи 4 "Сейбра", ещё 2-х подбил, за что был награждён орденами Ленина и Красной Заезды. Кстати, лётчики этой эскадрильи наиболее удачно сражались и небе Кореи. Они сбили 17 F-86, больше всех в полку. Потерь в эскадрилье было всего 2, да и то оба лётчика катапультировались.

В сентябрьских боях кроме Воркова отличились Григорий Пивоваренко, Михаил Жбанов, Василий Белоусов, сбившие по "Сейбру".
16 сентября замполит 1-й эскадрильи капитан Пивоваренко вместе с ведомым Николаем Сапегиным выручили своего раненого коллегу, выходящего из боя. Его преследовали 2 "Сейбра", пытавшиеся добить неуправляемый самолёт. Это им не удалось. "Сейбр" ведущий был сбит, а ведомый, подбитый Сапегиным, ушёл в залив.
Удачный бой провела 1-я эскадрилья и в конце сентября. В этом бою сошлись 8 "МиГов" и 12 "Сейбров". Несмотря на преимущество американцев, лётчики, ведомые комэском Гнездиловым, оттеснили их в залив, сбив 2 F-86. У нас потерь не было.

Постепенно лётный состав втягивался в боевую обстановку, приобрёл некоторый опыт, изучил повадки и тактику противника. Потери в полку резко снизились - до июля 1953 года и боях погибли только двое. Пострадала снова 2-я эскадрилья. Лейтенант Николай Ефимов пал в бою, а вот второй - Николай Кислухин - погиб нелепо: на взлёте оторвавшийся подвесной бак ударил по xвостовому оперению, повредив упрапление самолёта. МиГ-15 перевернулся на спину и врезался в землю.

В декабре в тяжёлом и неравном бою ( 8 против 16 ) был сбит и получил ранение капитин Пивоваренко. Долгое время он лежал и госпитале, но в конце войны снова вернулся и строй.
Хватало в полку и случаев катапультирования: 11 из подбитых машин в полку за всю войну. Почти все они завершились благополучно, кроме последнего.
29 июня 1953 года на боевое задание 8 "МиГов" повёл заместитель командира полка Герой Советского Союза Иван Михайлович Горбунов. В районе города Аньдун её сверху и неожиданно атаковала группа "Сейбров" ( наши РЛС прозевали их и не предупредили группу Горбунова ), у "МиГов" к тому же ещё были под крыльями подвесные баки. Почти все наши лётчики успели уйти из-под удара, а вот один молодой замешкался. Его тут же зажали "Сейбры". На помощь бросился Горбунов и весь залп огня "Сейбров" пришёлся на него. Машина загорелась. Горбунов катапультировался. И тогда отважного лётчика атаковала попарно четвёрка "Сейбров". Американцы по-бандитски расстреляли Героя в воздухе. О том, как закончил жизнь этот выдающийся лётчик и командир, нигде не сообщалось - просто погиб "при исполнении служебных обязанностей", как раньше принято было сообщать. Это была 4-я и последняя потеря полка в небе Кореи.
Свой заключительный боевой вылет лётчики произвели 27 июля 1953 года в день перемирия.

Лётчики 676-го ИАП достойно представляли наши ВВС и небе Кореи, приумножив боевые традиции полка. Они, как верно указал в "Воздушном транспорте" Журин, сбили в небе Кореи 32 самолёта США, потеряв 14 самолётом и 4-х лётчиков. Соотношение побед и потерь, как видно, не и пользу противника.

Я уже рассказал о капитане Юрии Воркове, который сбил и небе Кореи 4 самолёта. Одним из самых результативных лётчиков полка стал заместитель командира 2-й эскадрильи капитан Василий Иванович Белоусов, он сбил 4 F-86 в этой войне, за что и награждён орденами Ленина и Красного Знамени. Орденом Ленина наградили и старшего лейтенанта Николая Сапегина, который сбил 4 F-86 и ещё 1 подбил.
В августе 1953 года полк снова вернулся под Баку, охранять южные воздушные границы. К сожалению, как и многие другие полки наших ВВС, имеющие Гвардейские звания, почётные наименования и славные боевые традиции, он был расформирован в конце 1950-х годов. Это вновь свидетельствует, насколько не ценим мы заслуг своих воинов. А то, что просто - напросто вычеркнули из истории подвиги в небе Кореи, и вообще грустно. Уже ушли из жизни многие участники этой войны: Гнездилов, Гольцев, Болотин, Ворков, Белоусов, Журин, Руднов, Калинкин, Коротун, другие лётчики 676-го ИАП. Что мы знаем о них, их боевых делах ?

Этим рассказом о боевых делах лётчиков 676-го ИАП я хочу отдать долг памяти мужественным людям. Положив историю их судеб под гриф "секретно", власть имущие вот уже 40 лет так и не соберутся к ним возвратиться. Этот в общем-то нередкий в нашей стране "рекорд" забвения, конечно, не красит нас перед мировым сообществом.

 

Пришло время рассказать всю правду о неизвестной войне в Корее. Хотя бы ради тех участников, кто ещё остался жив. Ради их детей, внуков. Они должны точно знать, за что их отцы и деды проливали кровь в чужом небе.
Я прошу помочь мне в установлении истинных событий ещё здравствующих участников этой войны, и не только бывших лётчиков, техников, штабных работников 676-го ИАП, но и других ветеранов 216-й ИАД. Слишком много "белых пятен" в этой войне, ещё не о всех её героях рассказано. Это наш долг, долг всех сыновей и внуков, чьи отцы и деды погибли в годы "холодной войны" в многочисленных "горячих" конфликтных точках. Я жду помощи не только от участников этой войны, но и от их родственников.

 

И. А. Сейдов
24 декабря 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 октября
суббота
2019

В этот день:

Последнее плавание фрегата «Паллада»

19 октября 1852 года из Кронштадта отправился в плавание фрегат «Паллада» под командованием капитана И. С. Унковского с миссией вице-адмирала Е. В. Путятина в Японию.

Последнее плавание фрегата «Паллада»

19 октября 1852 года из Кронштадта отправился в плавание фрегат «Паллада» под командованием капитана И. С. Унковского с миссией вице-адмирала Е. В. Путятина в Японию.

 Секретарем адмирала согласился стать писатель Иван Александрович Гончаров, который вел общий журнал, занимался словесностью с гардемаринами по просьбе адмирала. А впоследствии написал путевые заметки.

Фрегат «Паллада» был заложен в Санкт-Петербурге 2 ноября 1831 года, спущен на воду 1 сентября 1832 года. Длина фрегата — 52,8 м, ширина — 13,6 м, вооружение — 52 орудия. Первым командиром фрегата был капитан-лейтенант П. С. Нахимов.

В 1852—1855 годах под командованием капитана И. С. Унковского совершил с дипломатической миссией вице-адмирала Е. В. Путятина плавание из Кронштадта через Атлантический, Индийский, Тихий океаны к берегам Японии. После окончания переговоров в Нагасаки фрегат направился к российским берегам, где, из опасений захвата англичанами в связи с началом Крымской войны, был затоплен в бухте Постовая Императорской (ныне Советской) гавани, где и находится на дне по сегодняшний день.

 

Авиаконструктор Михаил Симонов

19 октября 1929 года родился Михаил Петрович Симонов, генеральный конструктор ОКБ им. Сухого, лауреат Ленинской премии(1976), Герой России.

Авиаконструктор Михаил Симонов

19 октября 1929 года родился Михаил Петрович Симонов, генеральный конструктор ОКБ им. Сухого, лауреат Ленинской премии(1976), Герой России.

Он принимал участие в создании бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25, руководил постройкой спортивных самолётов марки «Су», но более всего известен как один из главных конструкторов истребителя Су-27 и некоторых его модификаций.

Интересный факт из биографии. В 1992 году на международном авиакосмическом салоне Фарнборо близ Лондона состоялась, пресс-конференция российской официальной делегации с участием двух генеральных конструкторов — Белякова («МиГ») и Симонова («ОКБ Сухого»). Ближе к концу конференции поднялся американский журналист и сообщил, что в России из-за либеризации розничных цен царит страшная инфляция, в магазинах ничего нет, «а у вас целых два блестящих истребительных конструкторских бюро — „МиГ“ и „Сухой“, вот если вы объедините их, то столько денег для вашего народа сэкономите…». В ответ на это Симонов заявил следующее: «Приятно и весьма интересно, что американская пресса интересуется жизненно важными для нас вопросами. Однако вынужден сделать одно небольшое замечание. Американцы считают, что мы сделали в свое время Су-24, конкурируя с „Дженерал Дайнэмикс“ и их бомбардировщиком F-111. Они также убеждены в том, что штурмовик Су-25 мы построили в противовес вашему A-10. А в случае с Су-27 тут и вообще деваться некуда — конкурировали с вашим F-15 „Игл“… Все это — чепуха! Названные самолеты созданы в „ОКБ Сухого“ с одной единственной целью — победить в конкуренции… генерального конструктора Белякова!…»

Маршал Бирюзов

19 октября 1964 года погиб в авиационной катастрофе Сергей Бирюзов (р. 1904), Маршал Советского Союза, командующий ракетными войсками СССР (1955—1963 гг.), Герой Советского Союза (1958), начальник Генштаба Вооружённых сил СССР (1963—1964).

Маршал Бирюзов

19 октября 1964 года погиб в авиационной катастрофе Сергей Бирюзов (р. 1904), Маршал Советского Союза, командующий ракетными войсками СССР (1955—1963 гг.), Герой Советского Союза (1958), начальник Генштаба Вооружённых сил СССР (1963—1964).

В РККА вступил добровольно 15 сентября 1922 г.: командир взвода (сентябрь 1926 г. — декабрь 1929 г.), командир роты (по июнь 1930 г.), начальник штаба учебного батальона (по апрель 1932 г.), командир батальона (по июнь 1934 г.), начальник штаба стрелковой дивизии (октябрь 1937 г. — апрель 1938 г.), начальник отдела в штабе Харьковского военного округа (по август 1939 г.). С августа 1939 комбриг Бирюзов — командир 132-й стрелковой дивизии.

Во время Великой Отечественной войны командир стрелковой дивизии (с августа 1939 г. по апрель 1942 г.), начальник штаба армии на Брянском фронте (по ноябрь 1942 г.). В течение первого года войны получил 5 ранений, в том числе два тяжёлых. С ноября 1942 г. по апрель 1943 г. — начальник штаба 2-й гвардейской армии Сталинградского (впоследствии Южного) фронта, с апреля 1943 г. — начальник штаба Южного (впоследствии 4-го Украинского) фронта, которым командовал Ф. И. Толбухин. Основные сражения Бирюзова: Донбасская операция, освобождение Крыма, Ясско-Кишинёвская операция, взятие Белграда. С октября 1944 г. — командующий 37-й армией (по май 1946 г.) и главный военный советник Болгарской армии, почётный гражданин Софии.

После мая 1946 г. генерал-полковник С. С. Бирюзов занимал посты: заместитель Главнокомандующего Сухопутными войсками по боевой подготовке (кратковременно, лишь по июнь 1946 г.), заместитель Главнокомандующего Южной группой войск и командующий 10-й механизированной армией (по июнь 1947 г.), командующий войсками Приморского военного округа (по май 1953 г.). Главнокомандующий Центральной группой войск (Австрия и Венгрия, 1953—1954), первый заместитель Главнокомандующего войсками ПВО (1954—1955). Затем маршал Бирюзов возглавил ПВО как Главком, одновременно являясь замминистра обороны СССР (1955—1962). В апреле 1962 переведён на пост главкома РВСН — ракетных войск стратегического назначения. В марте 1963 Бирюзов получил назначение на должность начальника Генерального штаба Вооружённых сил СССР и был повышен до первого заместителя министра обороны СССР.

19 октября 1964 года начальник Генштаба маршал Бирюзов погиб в авиационной катастрофе вблизи Белграда, на горе Авала. Иосип Броз Тито присвоил Бирюзову (участвовавшему в освобождении Югославии, а потом там погибшему) звание Народного героя Югославии посмертно. Его прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

 

Космонавт Рукавишников

19 октября 2002 года скончался Николай Николаевич Рукавишников, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Космонавт Рукавишников

19 октября 2002 года скончался Николай Николаевич Рукавишников, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

 Инженер-физик по образованию, Николай Рукавишников стал первым гражданским командиром космического корабля.
Также впервые в истории космонавтики он вручную совершил посадку в аварийном режиме — в апреле 1979 при полёте на корабле Союз-33.

Родился в семье железнодорожников. Учился в средней школе № 8 в Томске. В 1951 году поступил в Московский инженерно-физический институт (МИФИ). В 1957 закончил факультет электронных вычислительных устройств и средств автоматики МИФИ и получил квалификацию инженера-физика по специальности «Диэлектрики и полупроводники». После окончания института работал в научно-исследовательском институте, в ОКБ-1 (КБ С. П. Королёва). В 1967 зачислен в отряд советских космонавтов (1967 Группа гражданских специалистов № 2 (дополнительный набор). Прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа «Союз» и орбитальных станциях типа «Салют». В 1965—1969 годах Рукавишников входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1/«Зонд» и посадке на неё Л3. Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был предварительно назначен на 8 декабря 1968 года. По предварительным назначениям, Рукавишников входил в состав главного экипажа. Но полёт был отменён, несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить немедленно лететь к Луне для обеспечения приоритета СССР (американцы планировали аналогичный пилотируемый полёт на 21—27 декабря 1968 года). Дело в том, что предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд» (Л1) были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и ракеты-носителя «Протон».

23 — 25 апреля 1971 года совершил свой первый космический полёт в качестве инженера-испытателя космического корабля Союз-10. (Н. Н. Рукавишников стал первым космическим инженером-испытателем). Программа полёта предусматривала трёхнедельную работу на борту орбитальной космической станции Салют-1. Однако из-за технических неисправностей работа на станции была отменена и полёт был прерван. После завершения полёта впервые была осуществлена ночная посадка космического корабля. Полёт продолжался 1 сутки 23 часа 45 минут 54 секунды.

2 — 8 декабря 1974 года совершил второй космический полёт в качестве бортинженера космического корабля Союз-16. В полёте были проведены испытания стыковочного узла, созданного по программе ЭПАС. Полёт продолжался 5 суток 22 часа 23 минуты 35 секунд.

10 — 12 апреля 1979 совершил свой третий космический полёт в качестве командира космического корабля Союз-33. Полёт проходил в рамках советско-болгарского проекта и предусматривал работу на борту орбитальной станции Салют-6. Из-за аварии двигателя корабля стыковка не состоялась и корабль совершил преждевременную посадку. Полёт продолжался 1 сутки 23 часа 1 минуту 6 секунд.

После ухода из отряда космонавтов работал заместителем начальника отделения НПО «Энергия». Председатель Федерации космонавтики СССР (1981—1991). Президент Федерации космонавтики России (1991—1999), a c 1999 года — её почётный президент.

Умер 19 октября 2002 от инфаркта. Похоронен в Москве на Останкинском кладбище.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии