RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Адъютант Рокоссовского рассказывает...
21 декабря 2013 г.

Адъютант Рокоссовского рассказывает...

21 декабря 1894 года родился Маршал Советского Союза Константин Рокоссовский
«Солдатская мама»
27 октября 2018 г.

«Солдатская мама»

27 октября 1900 года родилась Лидия Андреевна Русланова (ум. 1973), великая советская певица, заслуженная артистка РСФСР (1942).
Построим Храм Победы!
20 ноября 2015 г.

Построим Храм Победы!

635 лет назад на Руси был воздвигнут первый православный храм-памятник воинской славы.
«Кент» - резидент в Брюсселе
2 января 2014 г.

«Кент» - резидент в Брюсселе

5 лет назад скончался советский военный разведчик Анатолий Маркович Гуревич, который был одним из руководителей «Красной капеллы»
Т-60 против двух «Тигров»
16 января 2014 г.

Т-60 против двух «Тигров»

16 января 1943 года советский легкий танк с помощью артиллерии завалил два фашистских тяжелых танка
Главная » Подвиги в наследство » 10 воздушных побед Ивана Лойко

10 воздушных побед Ивана Лойко

125 лет назад 6 февраля 1892 года родился Иван Александрович Лойко, несправедливо забытый командир 9-го истребительного авиаотряда Русской армии

В 1917 году в его подразделении служили три летчика, имевшие более 5 воздушных побед, сам командир сбил 10 германских самолетов.
 10 воздушных побед Ивана Лойко

Его славное имя на долгие десятилетия оказалось забытым в СССР, поскольку в Гражданскую войну он участвовал в Белом движении, за что впоследствии был осуждён в Советской России на десять лет и из отечественных анналов истории удалён. Лишь недавно судьба полковника Русской армии Ивана Александровича Лойко стала более или менее известной в нашей стране.
Родился будущий воздушный ас
в деревне Рубилки под Минском. Отец был крестьянином. Но решил дать сыну образование. После окончания церковно-приходской школы Ваня отправился в Минское реальное училище, где стал учиться по специальности механика. Здесь он и «заболел» авиацией после того, как случайно попал на демонстрационные полёты известного аса Сергея Уточкина.
После «реалки» он поступил в Алексеевское военное училище, где готовили военных летчиков. Проучился всего 13 месяцев по сокращенному курсу и в октябре 1914 года был отправлен на фронт. Оттуда в ноябре его откомандировали в
Качинскую авиашколу. А потом — Юго-Западный фронт, 30-й авиаотряд, в котором ни один самолёт не был вооружен пулеметами: личный карабин и мастерское пилотирование — только и могли противопоставить наши пилоты пулеметному огню противника. Летали на разведку и бомбометание. За два месяца Лойко совершил 30 боевых вылетов, успешно применял новый для того времени тактический прием — бомбометание с пикирования. За что был награждён первым боевым орденом - св. Анны 4-й степени с надписью "За храбрость".

В декабре 1915 года подпоручик Лойко вылетел в разведку. Снизившись над немецкими батареями, он вызвал огонь на себя и не только засек расположения орудий, но успешно сбросил не батарею бомбы. Было пробито крыло и поврежден мотор, но Лойко довел машину до своего аэродрома. За этот подвиг он был награждён орденом св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом.
Весной 1916 года Лойко участвовал в авиаобеспечении "Брусиловского прорыва", за что был награждён орденом св. Анны 3-й степени с мечами и бантом. А вскоре началось формирование первых истребительных отрядов. Командиром 9-го истребительного авиаотряда назначили подпоручика Лойко. У него было несколько воздушных боев, во время которых сбитые самолеты падали на территорию противника, и эти победы не имели подтверждения. И только 26 октября Лойко открыл счёт своим подтверждённым воздушным победам. На аэроплане "Ньюпор-11" над станцией Мамалыга он перехватил и почти в упор расстрелял вражеский аэроплан. Самолёт перевернулся и врезался в землю перед русскими окопами. А еще через месяц Иван Лойко вылетел на перехват аэроплана противника типа "Бранденбург". Вот выдержка из его отчета: "На высоте 3500 метров я догнал его южнее населённого пункта Окна. Подлетев к нему со стороны Пояна - Серес, я открыл огонь из пулемёта. В ответ противник тоже открыл огонь, но затем снизился и улетел на свою территорию. Совершив разворот над Окна, я заметил другой такой же вражеский самолёт, летящий от Окна в сторону Онешти. Я догнал его и открыл огонь из пулемёта с расстояния около 50 метров. Очень быстро снижаясь, он попытался улететь к югу от Онешти, но, видя бесполезность своего маневра, повернул навстречу мне. Я открыл огонь из пулемёта, который после 15 выстрелов заело. Мне оставалось только пугать врага своим маневрированием, вынуждая его летать вокруг меня".
В другой раз Лойко оказался более удачливым. Из отчета: "Я быстро сблизился с вражеским аэропланом спереди и произвёл по нему около 150 выстрелов. После этого он начал очень быстро снижаться и вскоре исчез около наших позиций". Впоследствии выяснилось, что это был "Бранденбург C.I", который разбился около Онешти. Его пилот Джембор и наблюдатель Хайндл из 13-й авиароты были взяты в плен русскими солдатами, и победа Ивана Лойко была гарантировано подтверждена.
За 3 фронтовых года Иван Лойко совершил около 500 боевых вылетов, провёл более 100 воздушных боёв, в которых сбил 10 самолётов противника, из них 6 побед были документально подтверждены.
Во время Гражданской войны Лойко принял сторону Белого Движения и служил в авиации Добровольческой армии, затем в Русской армии. В 1920 году в звании полковника был эвакуирован из Крыма в Константинополь, затем перебрался в Сербию, где работал инструктором в летной школе.
В 1923 году после объявления советским правительством всеобщей амнистии Лойко похитил сербский самолёт и перелетел на территорию Украины. В Советской России он 6 лет прослужил в РККА. В 1929 году его по ложному доносу арестовали, осудили на 10 лет. Два года он просидел в Бутырке, а потом работал в экспедиции особого назначения на острове Вайгач. В 1934 году досрочно вышел на свободу и устроился инженером в транспортный отдел Вайгачского Горно-рудного треста. Погиб в сентябре 1936 года при исполнении служебных обязанностей (подробности не известны).

 

.
6 февраля 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 июля
пятница
2019

В этот день:

Сражение на Шипке

19 июля 1877 года во время русско-турецкой войны передовой отряд русских войск под командованием генерала И.В. Гурко занял Шипку – стратегический перевал на Центральных Балканах.

Сражение на Шипке

19 июля 1877 года во время русско-турецкой войны передовой отряд русских войск под командованием генерала И.В. Гурко занял Шипку – стратегический перевал на Центральных Балканах.

 Вскоре турки начали наступление. Героическая оборона перевала русскими отрядами и болгарскими дружинами продолжалась до января следующего года, когда русские войска перешли в общее наступление.

Сталин стал наркомом обороны

19 июля 1941 года указом Президиума Верховного Совета СССР наркомом обороны был назначен И. В. СТАЛИН. До этого наркомат возглавлял Семен Тимошенко. Война потребовала сосредоточения власти в одном центре. В этот период вся полнота власти в СССР принадлежала Государственному комитету обороны СССР (ГКО СССР) под руководством И.В. Сталина, который совмещал должность председателя ГКО СССР с должностями председателя Совнаркома СССР и наркома обороны.

Сталин стал наркомом обороны

19 июля 1941 года указом Президиума Верховного Совета СССР наркомом обороны был назначен И. В. СТАЛИН. До этого наркомат возглавлял Семен Тимошенко. Война потребовала сосредоточения власти в одном центре. В этот период вся полнота власти в СССР принадлежала Государственному комитету обороны СССР (ГКО СССР) под руководством И.В. Сталина, который совмещал должность председателя ГКО СССР с должностями председателя Совнаркома СССР и наркома обороны.

 На время войны деятельность народных комиссариатов СССР была подчинена ГКО СССР, который не имел своего аппарата и полагался на административные ресурсы наркоматов.
 По указу Государственного комитета обороны 15 октября 1941 года Совнарком СССР, вместе с другими органами государственной власти и управления, был эвакуирован в г. Куйбышев, однако И.В. Сталин, будучи председателем ГКО СССР и Ставки Верховного Главнокомандования, остался в Москве. Являясь председателем Совета Народных Комиссаров СССР, Сталин руководил работами по организации военного производства, партизанского движения, восстановления хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации, а также занимался другими вопросами, входящими в сферу полномочий правительства СССР.

Послевоенный подвиг генерала Хрюкина

19 июля 1953 года умер Тимофей Тимофеевич ХРЮКИН (род. 21.06.1910), генерал-полковник авиации, командующий воздушной армией, дважды Герой Советского Союза.

Послевоенный подвиг генерала Хрюкина

19 июля 1953 года умер Тимофей Тимофеевич ХРЮКИН (род. 21.06.1910), генерал-полковник авиации, командующий воздушной армией, дважды Герой Советского Союза.

Войну он начал в должности командующего ВВС 12-й армии. В августе 1941 года назначен командующим ВВС вновь созданного Карельского фронта. В его задачу входила организация прикрытия с воздуха Кировской железной дороги. В июне 1942 года генерал-лейтенанта Хрюкина назначают командующим ВВС Юго-Западного фронта, позже преобразованных в 8-ю воздушную армию. Под его руководством лётчики сражались под Харьковом, Сталинградом, Ростовом-на-Дону, на рубеже Миус-фронта, в Крыму. По инициативе Хрюкина под Сталинградом был создан полк асов — 9-й гвардейский истребительный авиаполк. Хрюкин внедрял разработанную в армии тактику действий штурмовой авиации со средних высот. Он разрабатывал планы крупных операций воздушных сил (первая — во время контрнаступления под Сталинградом). В июле 1944 года возглавил 1-ю воздушную армию 3-го Белорусского фронта. Участвовал в освобождении Белоруссии и Прибалтики, в операциях в Восточной Пруссии. В 1944 году по инициативе и при деятельном участии Хрюкина в Крыму началось восстановление разрушенного фашистами Всесоюзного пионерского лагеря «Артек». С августа 1946 года — заместитель Главнокомандующего ВВС по боевой подготовке. С июля 1947 года — командующий 7-й воздушной армией. С апреля 1949 года — командующий войсками Бакинского района ПВО. В сентябре 1950 года после окончания Военной академии Генерального штаба назначен заместителем Главкома ВВС по вузам.

Во время учений Хрюкин ехал на автомобиле в штаб. Неожиданно на дороге оказалась группа женщин. Шофёр затормозить не успел. Тогда Хрюкин выхватил руль и направил машину в кювет. Врачи спасли ему жизнь, но авария сильно подорвала его здоровье. 19 июля 1953 года он умер от полученных увечий. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии