RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Десантный
21 мая 2015 г.

Десантный "батя" Константин Ольшанский

21 мая 1915 года родился Константин Федорович Ольшанский, будущий командир роты морских пехотинцев, Герой Советского Союза
Удар по логову фашизма
7 августа 2016 г.

Удар по логову фашизма

75 лет назад советские летчики морской авиации Балтийского флота впервые в Великой Отечественной войне отбомбились по Берлину
Возвращение Новороссии
21 июля 2014 г.

Возвращение Новороссии

240 лет назад 21 июля 1774 года Османская империя подписала с Россией Кючук-Кайнарджийский договор
Бессмертный рядовой
5 февраля 2016 г.

Бессмертный рядовой

5 февраля 1924 года в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск) родился Александр Матросов
Рассекреченное письмо
29 декабря 2013 г.

Рассекреченное письмо

45 лет назад 30 декабря 1968 года умер Маршал Советского Союза Кирилл Мерецков
Главная » Подвиги в наследство » Дети на войне

Дети на войне

8 февраля отмечается День памяти юных героев-антифашистов

История Великой Отечественной войны наполнена множеством прекрасных подвигов комсомольцев, пионеров и школьников. Расскажем лишь о некоторых.
Дети на войне

 

Уже в 1941 году в боях под Москвой широкое распространение получило участие в борьбе с врагами юных патриотов. Тогда даже вошло в лексикон словосочетание «Подмосковные мальчиши».


Во время боя в Яхроме Дмитровского района за здание горсовета 15-летний Коля Васильев пробрался на чердак здания и гранатами уничтожил пулемет врага. Дело было так.

Группе советских бойцов удалось прорваться к центру города. Но здесь их прижал к земле пулемет с чердака ближайшего здания горсовета. Командиру подразделения предложил свою помощь яхромский школьник Коля Васильев: "Дайте мне гранаты, я уничтожу фашистов". И пояснил, что путь ему хорошо знаком, живёт рядом. Командир поверил и дал 2 гранаты, объяснив как ими пользоваться.

Коля ползком, где перебежками стал продвигаться к зданию исполкома. Он забрался на чердак и гранатами забросал врага. Пулемёт замолчал. Прикрывающий перенька огнем наш боец вслед за Колей поднялся на чердак, осмотрел пулемёт и, развернув его в сторону врага, открыл огонь.Наше наступление возобновилось.
После освобождения Яхромы Коля Васильев был награжден медалью "За боевые заслуги".

В селе Новопетровское Истринского района есть необычный памятник. Он увековечил подвиг семьи Кузнецовых.

17 декабря 1941 года в ходе контрнаступления танкисты 1-й гвардейской танковой бригады строили здесь мост через реку Маглушу. Нехватало подручных средств. Мать и сын Кузнецовы отдали танкистам свой бревенчатый дом для строительства моста, а сами остались жить в маленьком сарайчике. Кроме того, одиннадцатилетний Петя Кузнецов, который до этого видел, где фашисты ставили мины, провёл наши танки через минное поле, при этом получил сильную контузию.
После освобождения Подмосковья мать и сын Кузнецовы были награждены орденами Отечественной войны. Сельсовет им построил новый дом. Сегодня на нём — мемориальная доска.

Защищая мост через реку Городёнку, смертью героя погиб ученик волоколамской средней школы № 2 Борис Кузнецов. В конце декабря 1941 года фронтовая газета «За родину» писала: «Девятнадцатого декабря танки Домаскина ворвались в Волоколамск. Они остановились у реки, высадили десант и открыли огонь по фашистам, подготавливающим взрыв моста. Первые выстрелы, от которых упали фашисты, сделал появившийся невесть откуда мальчик с красным галстуком на груди». Этим мальчиком был ученик 7-го класса Волоколамской средней школы № 2 Борис Кузнецов. В схватке с фашистами он был тяжело ранен. 18 марта 1942 года Борис Кузнецов умер в госпитале.

Во время оккупации села Рогачёво Дмитровского района школьники Сережа Агеев, Юра и Коля Репнины прятали и лечили четверых раненых красноармейцев.

В этом же селе другая группа юных патриотов - Астахов Алеша, Блохин Миша, Воинов Саша, Глоба Саша, Кожинов Саша, Негин Борис - подожгла фашистский склад с медикаментами. Все они были схвачены и расстреляны.

В селе Петровское (Клинский р-н) 14-летние школьницы Катя Дудукина и Нюра Чесалина помогли бежать из немецкого лагеря для военнопленных 93-м советским воинам. Потаёнными лесными тропами они вывели их к линии фронта в том месте, где практически не было фашистов. Бойцы благополучно ушли в расположение советских войск.

Мужественно воевал в одном из партизанских отрядов под Волоколамском Толя Шумов. Юный партизан ловко и бесстрашно пробирался в населенные пункты, захваченные врагом, собирал ценные сведения о переброске войск противника, распространял среди населения листовки. Вместе с Анатолием в партизанский отряд пришёл его школьный друг Володя Колядов. 30 ноября 1941 года во время выполнения задания в Осташеве Толю опознал и выдал фашистам предатель. Не добившись от паренька никаких сведений, фашисты расстреляли юного героя. Анатолий Шумов посмертно был награжден орденом Ленина. Вместе со своим сыном помогала парттизанам и мать Анатолия — Елена Шумова, посмертно награжденная медалью «За боевые заслуги». Погиб в бою и Володя Колядов. Он посмертно награждён орденом Боевого Красного Знамени.

Партизанский отряд Волоколамского района получал важные сведения от воспитанников Теряевского детского дома — Володи Овсянникова и Шуры Крыльцова. Такими же разведчиками были у можайских партизан Валя и Шура Кузьмичевы, которые жили со своей матерью-колхозницей в деревне Товарково Можайского района.
В декабре 1941 года немцы внезапно покинули село Стеблево, оставив много винтовок и патронов к ним. Местные ребята разобрали оружие и в течение двух дней до подхода наших частей отбивали попытки немцев вернуться в село.

2 ноября 1941 года в деревне Межутино Можайского района фашисты расстреляли 14-летнего Лёню Засыпкина, который руководил подпольным пионерским отрядом. По заданию партизана Анатолия Мосягина, они выкрали у квартировавшего в Межутино фашистского офицера карту местности, которая очень нужна была партизанам. В другой раз засыпали соль в бочки с бензином, которым фашисты заправили колонну автомашин, предназначенных к отправке на фронт. Они надолго застряли в Межутино, пока немцы «не выяснили», что автомобили не заводятся по причине «некачественного топлива».

В конце октября Анатолий Мосягин погиб. Он вместе со своим другом Колей Дёминым вывели к партизанам группу попавших в окружение красноармейцев, а на обратном пути нарвались на фашистский патруль. В подкладке ватника у Мосягина обнаружили комсомольский билет. При попытке к бегству оба были убиты.
О последней странице жизни Лёни Засыпкина написал в своих воспоминаниях, сохранившихся в школьном музее поселка Уваровка, местный учитель Абрам Куртиков: «Лёня поклялся отомстить за Мосягина и Дёмина. Ночью был похищен ящик с гранатами. Потом у немцев пропало несколько винтовок, автомат. Гитлеровцы согнали всех жителей Межутино на ток. Фашистский офицер заявил: «Если не будет возвращено оружие, если не будут выданы те, кто его взял, всех жителей деревни расстреляем». Что же делать? И Лёня решился. Он добровольно пришел в фашистский штаб и заявил, что оружие украл он. Паренька подвергли страшным пыткам. «Где партизаны? Кто был вместе с тобой?», - кричал переводчик. Лёня не выдал никого. Наступила последняя для него ночь. О чем он думал тогда? Кто знает? На клочке бумаги сумел написать: «Мама и папа и друзья мои. Не огорчайтесь. Не я первый умираю за Родину. Жалко мал срок и мало сделал. Прощайте!»

Утром Лёню вывели из штаба, солдат сунул ему в руки лопату. Он должен был сам вырыть себе могилу. Юный герой и два фашистских конвоира скрылись в лесу. Вскоре оттуда послышалась автоматная очередь. Так мужественно и просто отдал свою жизнь за Родину Лёня Засыпкин. Ему было всего четырнадцать лет. Немногие в этом возрасте сделали больше, чем он».
Поэт Александр Артёмов написал о Лене поэму «Русский Гаврош». Помянем сегодня юных героев отрывком из нее:
А подвигу забвенья нет.
Есть память – чистая, как слёзы.
Четырнадцать мальчишьих лет –
И над могилою – берёзы.
А был и галстук на груди,
И сердце песенное было.
И землю эту, и дожди
Душа открытая любила.
Вот говорят теперь: «Увы,
Он мог поэтом стать по праву».
Но мы не отдали Москвы,
И в том его есть доля славы.
Но мы спасли российский край
От своры Гитлера, и в этом
Его заслуга есть, считай.
Хотя он и не стал поэтом.

 

.
8 февраля 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 августа
четверг
2018

В этот день:

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Простой крестьянский парень из донской станицы, он стал одним из лучших пилотов Страны Советов, а потом и самым главным летчиком СССР.

В августе 1935 года Павел по комсомольскому призыву поступил в Сталинградское военное училище летчиков. Начинал летать на самолете «У-2». В 1938 году в звании лейтенанта прибыл в полк под Ленинградом. Вскоре он стал командиром звена истребителей. Во время войны с Финляндией Кутахов совершил 131 боевой вылет. В одном из боев был сбит и спустился на парашюте в тылу противника, пешком вернулся в расположение советских войск.

Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Мурманска, Кандалакши и Кировской железной дороги. Сопровождал караваны транспортных судов ленд-лиза.

Был одним из известнейших летчиков-истребителей Карельского фронта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года Кутахову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего за годы войны П. С. Кутахов совершил 497 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, в которых сбил 14 самолетов лично и 28 с напарниками.

После войны подполковник Кутахов ещё несколько лет командовал полком в Заполярье, а потом был направлен на Высшие офицерские летно-тактические курсы в Липецк. В 1957 году закончил Военную академию Генерального Штаба. В 1966 году ему, командующему авиацией Одесского военного округа, генерал-лейтенанту авиации, в числе первых было присвоено звание «Заслуженный военный летчик СССР». В 1967 году генерал-полковник авиации П. С. Кутахов был назначен первым заместителем главнокомандующего Военно-Воздушными Силами СССР. В марте 1969 года Маршал авиации Кутахов стал главнокомандующим ВВС СССР. В 1972 году ему было присвоено звание Главного маршала авиации. Кутахов летал на современных истребителях до 60-летнего возраста.

В 1984 году ему во второй раз присвоено звание Героя Советского Союза.

Умер 3 декабря 1984 года от обширного инсульта. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Приказ Ставки № 270

16 августа 1941 года вышел приказ Ставки Верховного главнокомандования № 270 «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава».

Приказ Ставки № 270

16 августа 1941 года вышел приказ Ставки Верховного главнокомандования № 270 «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава».

Приказ объявлял командиров и политработников, «во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу», злостными дезертирами и обязал всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать их на месте.

Приказ Ставки Верховного главнокомандования от 16 августа 1941 г. имел весьма выразительный заголовок - «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава». Приказ объявлял командиров и политработников, «во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу», злостными дезертирами и обязал всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать их на месте.

Этот приказ был как бы прелюдией к приказу народного комиссара обороны СССР И.В. Сталина № 227, который более известен среди фронтовиков по неофициальному названию – «Ни шагу назад!». В соответствии с ним в Красной Армии впервые с времен Гражданской войны были введены штрафные части.

Исторические реваншисты, стремящиеся во что бы то ни стало переиграть итоги Великой Отечественной войны, пользуются слабой осведомленностью наших сограждан и доказывают, например, что советские полководцы были способны побеждать, лишь заваливая врага трупами, а бойцы шли в бой единственно из-за страха перед штрафными частями и заградительными отрядами.

Пишут, например, что в составе Брянского фронта К.К. Рокоссовского воевала целая бригада штрафников, которая и направлена была туда именно потому, что маршал – сам бывший заключенный. Объявлены штрафниками моряки-добровольцы штурмового отряда майора Ц.Л. Куникова, который в феврале 1943 г. захватил плацдарм на Мысхако в районе Новороссийска. Об Александре Матросове рассказывают, как о штрафнике, хотя он был воспитанником Уфимской трудовой колонии и попал на фронт по мобилизации. Не краснея, утверждают, что в штрафбаты направлялись «исключительно зеки ГУЛАГа». Пишут о том, что в Красной Армии были многие тысячи штрафных частей, в которых воевали несколько миллионов человек.

Недобрую службу сослужил вышедший несколько лет назад телесериал «Штрафбат» (автор сценария Э.Я. Володарский, режиссер Н.Н. Досталь), многое в нем оказалось поставленным с ног на голову. По воле авторов фильма в придуманной ими воинской части бок о бок воюют разжалованные офицеры и рядовые солдаты, освобожденные из лагеря политические заключенные и уголовники. По ходу фильма к штрафбату присоединяется православный священник отец Михаил. Командует воинской частью бывший капитан РККА штрафник Твердохлебов. Он же подбирает остальной командный состав – ротных, взводных.

С экрана предстают не воины Красной Армии, а какие-то оборванцы, живущие в атмосфере полупартизанской вольницы. Командиры, чтобы добиться выполнения боевой задачи, вместо отдания приказа уговаривают подчиненных. Политический состав, начиная с комиссара, в этом киношном штрафбате отсутствует напрочь, зато в расположении батальона безвылазно находится начальник особого отдела дивизии, как если бы у него не было иных забот. Сами же штрафники словно состоят не на довольствии в регулярной армии, а пребывают где-то в глубоком тылу врага и потому вынуждены всем необходимым, в том числе оружием, обеспечивать себя самостоятельно и за счет противника. Что касается статуса штрафника, то он по воле авторов фильма носит по сути пожизненный характер. Зрителя подводят к ложной мысли, что сколько штрафник ни воюй, сколько ни проявляй героизма и ни получай ранений, единственная возможность снять с себя «грехи» – погибнуть в бою. Иначе – смерть от пули особиста или заградотрядовца.

Вопреки широко распространенным заблуждениям, штрафные части, созданные по приказу наркома обороны № 227, не имели ничего общего с исправительными учреждениями, а представляли собой обычные стрелковые части.

Всего за неполные три года, минувшие ко дню окончания войны, в составе действующей армии, по данным Генерального штаба ВС СССР, насчитывалось 65 отдельных штрафных батальонов (ОШБ) и 1048 отдельных штрафных рот (ОШР), причем их количество не было постоянным и уже с 1943 г. стало снижаться. Новейшие подсчеты военного юриста и историка А.В. Мороза, позволившие исключить двойной учет одних и тех же формирований, дают еще меньшую цифру – 38 ОШБ и 516 ОШР.

В их составе, согласно архивным отчетно-статистическим документам Генерального штаба, воевали 427910 человек переменного состава. При примерной ежегодной численности армии и флота в 6–6,5 млн. человек доля штрафников ничтожна – от 2,7 процента в 1943 г. до 1,3 процента в 1945 г., что не позволяет говорить об их сколько-нибудь заметной роли в войне.

Принципиальная разница между штрафными и линейными частями состояла только в том, что личный состав штрафных батальонов и рот подразделялся на постоянный (командно-начальствующий состав) и переменный (собственно штрафники). Командиры назначались на должности в обычном порядке, получая, по сравнению с офицерами из линейных частей, льготы по исчислению общей выслуги лет, выслуги в воинском звании, а также повышенный оклад денежного содержания.

Кадровые военнослужащие были безоговорочно чисты перед законом (уже поэтому штрафник Твердохлебов не мог командовать батальоном). Более того, они подбирались, как потребовал нарком обороны, из числа волевых и наиболее отличившихся в боях командиров и политработников. Командир и комиссар ОШБ пользовались по отношению к штрафникам дисциплинарной властью командира и комиссара дивизии, командир и комиссар ОШР – властью командира и комиссара полка.

Переменники направлялись в штрафные части на срок от одного до трех месяцев либо приказом соответствующего командира (таким правом были наделены командиры дивизий и отдельных бригад и выше в отношении офицеров, командиры полков и выше – в отношении рядового и сержантского состава), либо военным трибуналом, если были осуждены с отсрочкой исполнения приговора до окончания военных действий. По ходу войны к ним присоединялись лица, освобожденные из исправительных колоний и лагерей, а до того осужденные, как правило, за нетяжкие преступления. По неполным данным, за годы войны ИТЛ и колонии НКВД досрочно освободили и передали в действующую армию около 1 млн. человек.

Правда, лишь некоторая часть из них была направлена в штрафные формирования, большинство пополнили обычные линейные части. Именно из такого контингента состояла стрелковая бригада, о которой в книге «Солдатский долг» писал маршал К.К. Рокоссовский и которую многие читатели принимают за штрафное формирование.

Провинившиеся офицеры (от младшего лейтенанта до полковника) направлялись в штрафные батальоны, рядовой и сержантский состав – в штрафные роты. Бывшие офицеры попадали в штрафроты только в том случае, если по приговору военного трибунала они были лишены воинского звания. Все военнослужащие переменного состава, независимо от того, какое воинское звание они носили до направления в штрафную часть, были разжалованы судом или нет, воевали на положении штрафных рядовых.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

А Здор Александр Викторович — штурман, Аббязов Асхат Минахметович — бортинженер,
Вшивцев Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов Сергей Борисович — ведущий инженер,
Рязанов Виктор Петрович — ведущий инженер награждены орденами Мужества. О их подвиге снят фильм «Кандагар».

3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД бортовой номер RA-76842, принадлежавший казанской компании «Аэростан», с семью членами экипажа на борту по заказу правительства в Кабуле, в рамках межправительственного соглашения с Албанией, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана — Кабул (Баграм) с грузом стрелковых боеприпасов. Фактическим получателем груза был «Северный альянс», авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага «Талибана» Ахмад Шах Масуда. Сходные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи, экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных. Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителями движения «Талибан» и был принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. Среди формально разрешённых к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещёнными к перевозке снарядами.

Более года (378 дней) члены экипажа самолёта находились в плену в очень тяжёлых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжёлым: они всерьёз опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана». С другой стороны, они долго не замечали никаких существенных усилий со стороны российских властей по вызволению их из плена. Талибы предлагали им перейти в ислам с обещаниями облегчить участь. Связь с Россией удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Попытка Акулова обменять пленников на запчасти к вертолётам не удалась. С другой стороны, удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега. Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолёт требует периодического технического обслуживания. За отсутствием собственных специалистов, экипажу было позволено, время от времени, под вооружённым конвоем, поддерживать самолёт в работоспособном состоянии.

И вот 16 августа 1996 года при очередном техобслуживании (в частности, поводом к нему послужило повреждённое колесо шасси) экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв. Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Самолёт-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс, и топливо слито не было. Для большей скрытности самолёт уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию), причём на предельно малых высотах. Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили самолёт в своё воздушное пространство, в дальнейшем самолёт беспрепятственно прилетел в ОАЭ, в Шарджу.

В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики благополучно вернулись в Казань. 22 августа того же года был подписан указ о награждении экипажа, командиру корабля и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества. Члены экипажа самолёта: Шарпатов, Владимир Ильич — командир воздушного судна, Хайруллин, Газинур Гарифзянович — второй пилот, Здор, Александр Викторович — штурман, Аббязов, Асхат Минахметович — бортинженер, Вшивцев, Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов, Сергей Борисович — ведущий инженер,

Рязанов, Виктор Петрович — ведущий инженер. (Википедия)

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии