RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Герои Отечества
9 декабря 2016 г.

Герои Отечества

9 декабря — праздник тех, кто проявляет образцы самоотверженности в бою и труде
Триумф первой пятилетки
18 апреля 2017 г.

Триумф первой пятилетки

18 апреля 1927 года в СССР принято решение о разработке первого глобального плана развития народного хозяйства
Путь адмирала
26 февраля 2016 г.

Путь адмирала

26 февраля 1745 года родился адмирал Русского Флота, святой праведный воин ФЕОДОР УШАКОВ
Завет адмирала Корнилова
12 февраля 2014 г.

Завет адмирала Корнилова

«Отстаивайте же Севастополь!» - это были последние слова прославленного флотоводца, сраженного пушечным ядром с английского фрегата
Героика Южного полюса
18 февраля 2017 г.

Героика Южного полюса

18 февраля 1961 года, в оазисе Ширмахера начала действовать советская антарктическая станция — Новолазаревская.
Главная » Подвиги в наследство » "Король истребителей" Николай Поликарпов

"Король истребителей" Николай Поликарпов

125 лет назад 8 июля 1892 года родился Поликарпов Николай Николаевич, советский авиаконструктор, глава ОКБ-51

Прежде чем стать Героем Социалистического труда он был приговорен к расстрелу «за вредительство».

 

Поликарпова называли «королем истребителей», но его лучшая машина не пошла в серию из-за происков конкурентов.

Поликарпов Николай Николаевич родился в селе Георгиевском (ныне Калинино) Ливенского уезда Орловской губернии, в семье сельского священника. Закончив Ливенское духовное училище, учился в Орловской семинарии, которую, однако, не заканчил: сдав экстерном экзамены за курс гимназии, он в 1911 году поступил на механическое отделение Петербургского политехнического института, а с 1914 года, увлекшись авиацией, стал заниматься на воздухоплавательных курсах при кораблестроительном отделении института.

Николай Николаевич Поликарпов до революции успел поработать под началом Игоря Сикорского, участвуя в создании легендарного гиганта «Илья Муромец». В советский период он, напротив, конструировал исключительно легкие машины, обладающие высокой маневренностью. За двадцать с небольшим лет «из-под пера» Поликарпова вышли почти полсотни самолетов, преимущественно истребителей. Хотя был среди них и тяжелый бомбардировщик ТБ-2, и торпедоносец Р-5Т, и пикирующий бомбардировщик СПБ.

Поликарпова можно по праву считать новатором в авиаконструировании. В 1923 году он создал первый советский истребитель И-1 и первый разведчик Р-1, который находился на вооружении 12 лет. Но, пожалуй, первым шедевром Поликарпова стал учебный самолет У-2 (По-2), появившийся в 1928 году. Произведенный в количестве около 35 тыс. экземпляров, он стал одним из самых массовых самолетов мира. На У-2 было подготовлено более 100 тыс. военных пилотов. Во время войны самолет активно использовался в ВВС в качестве и ночного-бомбардировщика, и штурмовика, и санитарного самолета. Ко всему прочему У-2 зарекомендовал себя прекрасным «актером», снявшись в десятке фильмов. Наиболее популярные из них — «Небесный тихоход» и в «Бой идут одни старики».

У-2, действительно, скоростными качествами не отличался — из него можно было выжать лишь 150 км/ч. Но устойчивость у него была феноменальная. Однажды Валерий Чкалов у земли развернул самолет по крену почти на 90 градусов, чтобы пролететь между двумя березами, расстояние между которыми было меньше размаха крыльев. У-2 с трудом входил в штопор и с легкостью выходил из него. Об этом легком (660 кг) и дешевом в производстве биплане говорили, что он состоит из палочек и дырочек. Палочки используются для усиления, дырочки — для облегчения. В У-2 был установлен 100-сильный двигатель с воздушным охлаждением. Практический потолок самолета равнялся 3800 м, а дальность полета — 430 км. Экипаж состоял из двоих человек. В боевых модификациях устанавливался 7,62-мм пулемет. Имелась возможность подвески от 250 до 500 кг бомб. В 1944 году после смерти конструктора от онкологического заболевания У-2 переименовали в По-2.

Вскоре после создания У-2 Поликарпова обвинили во «вредительстве» и приговорили к смертной казни. После двух месяцев ожидания расстрела, в декабре 1929 года, его перевели в организованное в Бутырской тюрьме ЦКБ-39 ОГПУ. Приговор не отменили, но позволили трудиться на благо родины вместе целым рядом «коллег-вредителей». В тюрьме Поликарпов совместно с Дмитрием Григоровичем сконструировали истребитель И-5, который до 1936 года был основным истребителем ВВС Красной армии. Но использовался он и впоследствии, вплоть до 1943 года.

В июне 1931 года на Центральном аэродроме состоялся смотр авиации, на котором присутствовали Сталин и Орджоникидзе. И-5 пилотировал Чкалов. Сталин пришел в восторг от нового истребителя. И Поликарпову немедленно заменили расстрел на 10 лет лагерей. А через месяц его и вовсе освободили, но приговор не отменили.

И-5 стал первым крупносерийным советским истребителем. Всего было выпущено около 850 его экземпляров.

В ноябре 1939 года Поликарпов в составе советской делегации выехал в Германию для ознакомления с немецким авиапромом. Вернулся в конце декабря. В столь короткий срок в его ОКБ произошли радикальные изменения. Конструкторы Артем Микоян и Михаил Гуревич выделились в самостоятельное КБ, прихватив у Поликарпова не только значительные производственные мощности и часть персонала, но и начатый Николаем Николаевичем проект истребителя И-200. И впоследствии реализовали его, выпустив истребитель МиГ-1.

О разгроме КБ Поликарпова впоследствии вспоминали: «Перевели около 80 лучших конструкторов. Переводили кого кнутом, кого пряником. Сомневающимся говорили: «Поликарпов — конченный человек, он же поп, крест носит, его все равно скоро расстреляют. Кто вас тогда защитит? А у Микояна брат наверху…».

Однако сломить Поликарпова было невозможно. В январе 1941 года в небо поднялся, как небезосновательно считали и пилоты, и авиационные специалисты, лучший на тот момент истребитель — И-185. Советские серийные истребители И-185 превосходил практически по всем параметрам.

Испытания И-185 показали, что он был самым скоростным, самым энерговооруженным, самым скороподъемным, самым устойчивым в полете, самым маневренным, самым вооруженным, самым высотным… Машину отличала и высокая технологичность, что предполагало простоту его серийного производства. Также истребитель отличался прекрасной ремонтопригодностью.

Столь впечатляющий результат был получен благодаря тому, что Поликарпов в этой разработке действовал с большим упреждением. То есть и Яковлев, и Лавочкин, и другие конструкторы при создании новых машин ориентировались уже на существующие иностранные истребители. А Поликарпов решил сделать самолет с такими параметрами, которые будут достигнуты мировыми авиационными производителями минимум через три года.

Однако самолет в серию не пошел.
Яковлев комментировал ситуацию в своих мемуарах в спортивных терминах: немолодой уже Поликарпов проиграл на беговой дорожке спортсменам следующего поколения. Однако справедливости ради следует добавить, что Поликарпова при этом придерживали за майку. А то и вовсе ставили подножки.
Чтобы И-185 продемонстрировал расчетные параметры, необходим был мощный мотор с воздушным охлаждением М-82 или М-71. В результате бюрократических подковерных игр Поликарпов дожидался мотора почти год.
Приемочные испытания И-185, в которых принимали участие два истребителя с разными двигателями, прошли лишь в 1942 году. То есть через 2 года после первого полета!
Летчик-испытатель П. Логинов так оценил машину: «Огромная для истребителя грузоподъемность (500 кг бомб, 8 РС, 3 пушки ШВАК с колоссальным запасом снарядов). Прекрасные взлетно-посадочные свойства самолета. Большие скорости над землей и по высотам, очень хорошая скороподъемность — дают мне право сделать заключение, что самолет И-185 М-71 является одним из лучших истребителей мира».
Ему вторит ведущий инженер НИИ ВВС Лазарев: «Самолет И-185 М-71 по своим летным характеристикам стоит выше всех существующих отечественных серийных и иностранных самолетов. По технике пилотирования и взлетно-посадочным свойствам самолет прост и доступен летчикам средней и ниже средней квалификации».
Казалось бы, судьба истребителя была решена. Однако от ОКБ потребовали провести еще два испытания. И они также продемонстрировали превосходство И-185.
Но судьбу истребителя в апреле 1943 года (!) пришлось решать Сталину. Его проинформировали таким образом, что истребитель, может быть, и хорош, но вот дальность полета у него, вероятно, невысокая. Поскольку на дальность его не проверяли. К тому же недавно во время очередных испытаний из-за отказа двигателя погиб пилот…
В результате самым серийным истребителем стал Як-9. А в качестве «утешительного приза» Поликарпов в 1943 году получил свою вторую Сталинскую премию. За И-185.

Владимир Тучков https://svpressa.ru

 

 

.
8 июля 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
13 декабря
среда
2017

В этот день:

Первый русский солдат

13 декабря 1659 года родился Сергей Леонтьевич Бухвостов (умер в 1728) , майор артиллерии русской армии; известен как "первый русский солдат", зачисленный Петром I в 1683 году из "стряпчих конюхов" в Преображенский полк.

Первый русский солдат

13 декабря 1659 года родился Сергей Леонтьевич Бухвостов (умер в 1728) , майор артиллерии русской армии; известен как "первый русский солдат", зачисленный Петром I в 1683 году из "стряпчих конюхов" в Преображенский полк.

Дворянский род Бухвостовых был известен уже в XV веке. В ноябре 1683 года Сергей записался первым в потешные к одиннадцатилетнему Царю Петру I, за что и был прозван им «первым русским солдатом». Он участвовал в кожуховском походе, в обеих азовских кампаниях и к началу Северной войны дослужился до капрала. В последующих сражениях со шведами (вплоть до Полтавы) он был повышен в капитаны артиллерии. Во время Померанской кампании в сражении под Штетином Бухвостов был тяжело ранен. Признательный его заслугам Царь Петр произвел Бухвостова в майоры с зачислением в петербургский гарнизон, где он и пробыл до конца своей жизни. После заключения Ништадского мира Царь Петр I велел скульптуру Растрелли сделать бронзовый бюст С.Л.Бухвостова, который при Императрице Анне Иоанновне был передан на хранение в Академию наук.

 

Высылка евреев

13 декабря 1742 года в царствование Елизаветы Петровны был издан указ, предписывающий немедленно выслать евреев за границу и впредь их ни под каким предлогом в Россию не впускать, «разве кто из них захочет быть в христианской вере греческого исповедания».

Финансовая разведка

13 декабря 2000 года президент России Владимир Путин поддержал предложение по созданию финансовой разведки для контроля за отмыванием "грязных денег" и оттока их за рубеж. Чего же эта разведка достигла за прошедшие годы? «Финансовая разведка России сегодня входит в пятерку лучших разведок мира», - заявил как-то её руководитель Юрий Чиханчин. Звучит громко и гордо. А если в цифрах, то всё выглядит очень печально.

Финансовая разведка

13 декабря 2000 года президент России Владимир Путин поддержал предложение по созданию финансовой разведки для контроля за отмыванием "грязных денег" и оттока их за рубеж. Чего же эта разведка достигла за прошедшие годы? «Финансовая разведка России сегодня входит в пятерку лучших разведок мира», - заявил как-то её руководитель Юрий Чиханчин. Звучит громко и гордо. А если в цифрах, то всё выглядит очень печально.

По оценкам различных экспертов, отток капиталов из России в 90-тые  годы составлял от 15 до 25 млрд. долларов в год. Дальше - больше. В выступлении депутата Госдумы Н.В. Арефьева 27 апреля 2012 г. было заявлено, что только за первый квартал 2012 года из России убежало более 35 миллиардов долларов, а в марте - 12,5. Таким образом, отток капитала из страны прогрессирует. На сегодняшний день вывоз капитала оценивается как 100 миллиардов долларов в год. Конечно, никакая финансовая разведка не поможет, если разграбление страны является государственной политикой.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии