RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Расправа над Героем
1 марта 2018 г.

Расправа над Героем

1 марта 1971 года скоропостижно скончался главный маршал артиллерии (разжалованный до генерал-майора), Герой Советского Союза (незаконно лишенный этого звания) Сергей Сергеевич Варенцов.
Памятник великому Маресьеву
19 ноября 2015 г.

Памятник великому Маресьеву

Региональная общественная организация «Бородино-2012-2045» начала формирование комитета по празднованию 100-летнего юбилея легендарного лётчика
В гостях у генерала Белобородова
8 декабря 2013 г.

В гостях у генерала Белобородова

Прославленный военачальник, один из тех, кто в 1941 году спас Москву, в повседневной жизни был добродушным и хлебосольным стариком
Парад 7 ноября
7 ноября 2019 г.

Парад 7 ноября

В этот день в 1941 году на Красной площади в Москве произошло событие такого величайшего духовного накала, какого, вероятно, история еще не знала.
Советские партизаны
23 апреля 2020 г.

Советские партизаны

75-дневная Вахта Памяти в честь 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. День пятьдесят седьмой.
Главная » Подвиги в наследство » "Король истребителей" Николай Поликарпов

"Король истребителей" Николай Поликарпов

125 лет назад 8 июля 1892 года родился Поликарпов Николай Николаевич, советский авиаконструктор, глава ОКБ-51

Прежде чем стать Героем Социалистического труда он был приговорен к расстрелу «за вредительство».

 

Поликарпова называли «королем истребителей», но его лучшая машина не пошла в серию из-за происков конкурентов.

Поликарпов Николай Николаевич родился в селе Георгиевском (ныне Калинино) Ливенского уезда Орловской губернии, в семье сельского священника. Закончив Ливенское духовное училище, учился в Орловской семинарии, которую, однако, не заканчил: сдав экстерном экзамены за курс гимназии, он в 1911 году поступил на механическое отделение Петербургского политехнического института, а с 1914 года, увлекшись авиацией, стал заниматься на воздухоплавательных курсах при кораблестроительном отделении института.

Николай Николаевич Поликарпов до революции успел поработать под началом Игоря Сикорского, участвуя в создании легендарного гиганта «Илья Муромец». В советский период он, напротив, конструировал исключительно легкие машины, обладающие высокой маневренностью. За двадцать с небольшим лет «из-под пера» Поликарпова вышли почти полсотни самолетов, преимущественно истребителей. Хотя был среди них и тяжелый бомбардировщик ТБ-2, и торпедоносец Р-5Т, и пикирующий бомбардировщик СПБ.

Поликарпова можно по праву считать новатором в авиаконструировании. В 1923 году он создал первый советский истребитель И-1 и первый разведчик Р-1, который находился на вооружении 12 лет. Но, пожалуй, первым шедевром Поликарпова стал учебный самолет У-2 (По-2), появившийся в 1928 году. Произведенный в количестве около 35 тыс. экземпляров, он стал одним из самых массовых самолетов мира. На У-2 было подготовлено более 100 тыс. военных пилотов. Во время войны самолет активно использовался в ВВС в качестве и ночного-бомбардировщика, и штурмовика, и санитарного самолета. Ко всему прочему У-2 зарекомендовал себя прекрасным «актером», снявшись в десятке фильмов. Наиболее популярные из них — «Небесный тихоход» и в «Бой идут одни старики».

У-2, действительно, скоростными качествами не отличался — из него можно было выжать лишь 150 км/ч. Но устойчивость у него была феноменальная. Однажды Валерий Чкалов у земли развернул самолет по крену почти на 90 градусов, чтобы пролететь между двумя березами, расстояние между которыми было меньше размаха крыльев. У-2 с трудом входил в штопор и с легкостью выходил из него. Об этом легком (660 кг) и дешевом в производстве биплане говорили, что он состоит из палочек и дырочек. Палочки используются для усиления, дырочки — для облегчения. В У-2 был установлен 100-сильный двигатель с воздушным охлаждением. Практический потолок самолета равнялся 3800 м, а дальность полета — 430 км. Экипаж состоял из двоих человек. В боевых модификациях устанавливался 7,62-мм пулемет. Имелась возможность подвески от 250 до 500 кг бомб. В 1944 году после смерти конструктора от онкологического заболевания У-2 переименовали в По-2.

Вскоре после создания У-2 Поликарпова обвинили во «вредительстве» и приговорили к смертной казни. После двух месяцев ожидания расстрела, в декабре 1929 года, его перевели в организованное в Бутырской тюрьме ЦКБ-39 ОГПУ. Приговор не отменили, но позволили трудиться на благо родины вместе целым рядом «коллег-вредителей». В тюрьме Поликарпов совместно с Дмитрием Григоровичем сконструировали истребитель И-5, который до 1936 года был основным истребителем ВВС Красной армии. Но использовался он и впоследствии, вплоть до 1943 года.

В июне 1931 года на Центральном аэродроме состоялся смотр авиации, на котором присутствовали Сталин и Орджоникидзе. И-5 пилотировал Чкалов. Сталин пришел в восторг от нового истребителя. И Поликарпову немедленно заменили расстрел на 10 лет лагерей. А через месяц его и вовсе освободили, но приговор не отменили.

И-5 стал первым крупносерийным советским истребителем. Всего было выпущено около 850 его экземпляров.

В ноябре 1939 года Поликарпов в составе советской делегации выехал в Германию для ознакомления с немецким авиапромом. Вернулся в конце декабря. В столь короткий срок в его ОКБ произошли радикальные изменения. Конструкторы Артем Микоян и Михаил Гуревич выделились в самостоятельное КБ, прихватив у Поликарпова не только значительные производственные мощности и часть персонала, но и начатый Николаем Николаевичем проект истребителя И-200. И впоследствии реализовали его, выпустив истребитель МиГ-1.

О разгроме КБ Поликарпова впоследствии вспоминали: «Перевели около 80 лучших конструкторов. Переводили кого кнутом, кого пряником. Сомневающимся говорили: «Поликарпов — конченный человек, он же поп, крест носит, его все равно скоро расстреляют. Кто вас тогда защитит? А у Микояна брат наверху…».

Однако сломить Поликарпова было невозможно. В январе 1941 года в небо поднялся, как небезосновательно считали и пилоты, и авиационные специалисты, лучший на тот момент истребитель — И-185. Советские серийные истребители И-185 превосходил практически по всем параметрам.

Испытания И-185 показали, что он был самым скоростным, самым энерговооруженным, самым скороподъемным, самым устойчивым в полете, самым маневренным, самым вооруженным, самым высотным… Машину отличала и высокая технологичность, что предполагало простоту его серийного производства. Также истребитель отличался прекрасной ремонтопригодностью.

Столь впечатляющий результат был получен благодаря тому, что Поликарпов в этой разработке действовал с большим упреждением. То есть и Яковлев, и Лавочкин, и другие конструкторы при создании новых машин ориентировались уже на существующие иностранные истребители. А Поликарпов решил сделать самолет с такими параметрами, которые будут достигнуты мировыми авиационными производителями минимум через три года.

Однако самолет в серию не пошел.
Яковлев комментировал ситуацию в своих мемуарах в спортивных терминах: немолодой уже Поликарпов проиграл на беговой дорожке спортсменам следующего поколения. Однако справедливости ради следует добавить, что Поликарпова при этом придерживали за майку. А то и вовсе ставили подножки.
Чтобы И-185 продемонстрировал расчетные параметры, необходим был мощный мотор с воздушным охлаждением М-82 или М-71. В результате бюрократических подковерных игр Поликарпов дожидался мотора почти год.
Приемочные испытания И-185, в которых принимали участие два истребителя с разными двигателями, прошли лишь в 1942 году. То есть через 2 года после первого полета!
Летчик-испытатель П. Логинов так оценил машину: «Огромная для истребителя грузоподъемность (500 кг бомб, 8 РС, 3 пушки ШВАК с колоссальным запасом снарядов). Прекрасные взлетно-посадочные свойства самолета. Большие скорости над землей и по высотам, очень хорошая скороподъемность — дают мне право сделать заключение, что самолет И-185 М-71 является одним из лучших истребителей мира».
Ему вторит ведущий инженер НИИ ВВС Лазарев: «Самолет И-185 М-71 по своим летным характеристикам стоит выше всех существующих отечественных серийных и иностранных самолетов. По технике пилотирования и взлетно-посадочным свойствам самолет прост и доступен летчикам средней и ниже средней квалификации».
Казалось бы, судьба истребителя была решена. Однако от ОКБ потребовали провести еще два испытания. И они также продемонстрировали превосходство И-185.
Но судьбу истребителя в апреле 1943 года (!) пришлось решать Сталину. Его проинформировали таким образом, что истребитель, может быть, и хорош, но вот дальность полета у него, вероятно, невысокая. Поскольку на дальность его не проверяли. К тому же недавно во время очередных испытаний из-за отказа двигателя погиб пилот…
В результате самым серийным истребителем стал Як-9. А в качестве «утешительного приза» Поликарпов в 1943 году получил свою вторую Сталинскую премию. За И-185.

Владимир Тучков https://svpressa.ru

 

 

.
8 июля 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 января
пятница
2021

В этот день:

Великий князь Иван III

22 января (нов. ст.) 1440 года родился Иван III Васильевич, великий князь Московский, при котором Русь окончательно освободилась от монголо-татарского ига.

Великий князь Иван III

22 января (нов. ст.) 1440 года родился Иван III Васильевич, великий князь Московский, при котором Русь окончательно освободилась от монголо-татарского ига.

В ходе правления Ивана Васильевича произошло объединение значительной части русских земель вокруг Москвы и её превращение в центр общерусского государства.

В состав России вошли: Новгородская земля, долгое время бывшее соперником Московского княжества Тверское княжество, а также Ярославское, Ростовское, и частично Рязанское княжества. Остались независимы лишь Псковское и Рязанское княжества, однако и они не были полностью самостоятельны. После успешных войн с Великим княжеством Литовским в состав Московского государства вошли Новгород-Северский, Чернигов, Брянск и ещё ряд городов (составлявших до войны около трети территории Великого княжества Литовского). Иван III передал своему преемнику в несколько раз бо́льшие земли, чем принял сам. Кроме того, именно при великом князе Иване III Российское государство становится полностью независимым: в результате знаменитого «стояния на Угре» власть ордынского хана над Русью, длившаяся с 1243 года, полностью прекращается.

От рядового до комбата

22 января (нов. ст.) 1913 года родился Степан Елизарович АРТЁМЕНКО (умер 05.05.1977), полковник, дважды Герой Советского Союза.

От рядового до комбата

22 января (нов. ст.) 1913 года родился Степан Елизарович АРТЁМЕНКО (умер 05.05.1977), полковник, дважды Герой Советского Союза.

Войну начал рядовым, защищал Сталинград, сражался на Курской дуге, в Западной Украине, Польше, а завершил в Берлине, где командир батальона стрелкового полка майор Артеменко в третий раз был ранен. Свои две Звезды  Героя он получил за прорыв вражеской обороны южнее Варшавы и бои за Берлин.

Бой в бандитском тылу

22 января 1997 года гвардии майору РОМАНОВУ Алексею Викторовичу было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Бой в бандитском тылу

22 января 1997 года гвардии майору РОМАНОВУ Алексею Викторовичу было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Свой подвиг он совершил в июне 1995 года во время первой чеченской войны, когда батальон майора Романова десантировался с вертолётов в тыл боевиков и занял все господствующие высоты на путях отхода бандформирований.

Сам майор с группой из 40 десантников занял с боем село Шатой, обороняемое силами до полутора сот боевиков, большинство из которых принудил к сдаче. Действия батальона майора Романова способствовали главным силам российских войск успешно завершить намеченную операцию.

Алексей Викторович Романов родился 19 декабря 1962 года в городе Кургане в семье рабочего. После окончания в 1980 году средней школы № 36 работал на Курганском машиностроительном заводе. Сдал нормативы на звание кандидата в мастера спорта по дзюдо и биатлону. В мае 1981 года призван в ряды Вооружённых Сил СССР. После прохождения шестимесячной подготовки в учебном отряде Воздушно-десантных войск служил санинструктором парашютно-десантного взвода 317-го полка 103 гвардейской (Витебской) воздушно-десантной дивизии. В составе полка принимал участие в военных действиях в Демократической Республике Афганистан. В ходе одной из боевых операций был тяжело ранен. За мужество и героизм, проявленные при исполнении интернационального долга, награждён орденом Красной Звезды.

Затем учился в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище, по окончании которого в звании гвардии лейтенанта продолжил службу в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане заместителем командира разведывательной роты. После вывода советских войск из Афганистана продолжил службу в 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии на должностях командира роты, начальника противовоздушной обороны полка, исполняющего обязанности начальника штаба полка. Побывал во многих горячих точках Кавказа (ирано-азербайджанская граница, Нагорный Карабах, Баку).

В 1994 году в звании гвардии майора назначен командиром парашютно-десантного батальона. С апреля 1995 года принимал участие в боевых действиях при наведении конституционного порядка на территории Чеченской Республики.

После окончания в 1998 году Военной академии имени М. В. Фрунзе назначен начальником штаба 45-го отдельного разведывательного полка ВДВ.

С ноября 1999 года в составе сводного разведывательный отряд полка принимал участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе. В начале марта 2000 года руководил операцией по преследованию и разгрому остатков бандформирований, пытавшихся рассеяться после боя с 6-й ротой псковских десантников на высоте 776. В ходе операции были захвачены в плен 70 боевиков и свыше 200 — уничтожены.

Продолжил службу в должности заместителя начальника Управления «В» Центра специального назначения ФСБ России. С января 2012 года занимает должность начальника департамента региональной политики Управления по внутренней политике Администрации Президента Российской Федерации. Заместитель председателя межрегиональной общественной организации «Союз десантников».

Присоединение Кенигсберга к России

22 января 1758 года русской армией взят Кенигсберг. Манифестом Елизаветы Петровны Восточная Пруссия присоединена к России.

День авиации ПВО

Дата 22 января приказом Главнокомандующего Войсками ПВО № 300 от 25.10.1996 года объявлена годовым праздником авиации ПВО.

День авиации ПВО

Дата 22 января приказом Главнокомандующего Войсками ПВО № 300 от 25.10.1996 года объявлена годовым праздником авиации ПВО.

Именно в этот день в 1942 году авиации ПВО была выделена в род войск противовоздушной обороны. Приказом НКО СССР № 056 от 22.01.1942 г. корпуса, дивизии, полки истребительной авиации, выделенные для противовоздушной обороны территории страны, а также 56 батальонов аэродромного обслуживания переданы в полное подчинение командующему Войсками ПВО территории страны. За годы войны истребительная авиация стала одним из основных родов войск противовоздушной обороны и основным средством борьбы с самолетами противника на дальних подступах к объектам прикрытия. Она совершила около 170 тысяч самолето-вылетов и уничтожила в воздушных боях и на аэродромах 4170 вражеских самолетов.
После войны советские летчики ПВО успешно били американцев в Корее и во Вьетнаме, а сегодня надежно защищают небо России.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии