RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Подвиг фронтовиков— молодежи в наследство
6 декабря 2016 г.

Подвиг фронтовиков— молодежи в наследство

13 декабря 2016 года в Московском доме национальностей состоится научно-практическая конференция «Наше дело правое. Враг разбит. Победа за нами!», посвящённая 75-й годовщине Битвы за Москву.
Изгнание англо-американцев с Русского Севера
27 сентября 2015 г.

Изгнание англо-американцев с Русского Севера

27 сентября 1919 года последние транспорты с английскими интервентами дали дёру из Архангельска.
Не прозевать начало войны
9 июля 2017 г.

Не прозевать начало войны

На сайте Министерства обороны РФ опубликована большая подборка воспоминаний советских военачальников о начале Великой Отечественной войны
Тайна убийства Берии
31 июля 2013 г.

Тайна убийства Берии

Еще одна версия смерти «великого» и «ужасного» Лаврентия Павловича
Женское плечо
8 марта 2017 г.

Женское плечо

Мы преклоняемся перед представительницами прекрасного пола, особенно перед теми, которые служат Родине рядом с мужчинами
Главная » Подвиги в наследство » Константин Арцеулов: самолёты падать не должны!

Константин Арцеулов: самолёты падать не должны!

18 марта — день памяти выдающегося русского летчика Константина Арцеулова, скончавшегося в 1980 году.

Он первым в истории авиации сумел вывести самолет из штопора и внедрил эту технологию в широкую практику.
Константин Арцеулов: самолёты падать не должны!

 

Константин Арцеулов родился 17 мая 1891 г. в Ялте, был сыном моряка Константина Арцеулова и Жанны Арцеуловой, дочери Ивана Айвазовского. С 1906 по 1908 гг. учился в Морском кадетском корпусе, затем работал на авиационном заводе С. Щетинина в Петербурге, одновременно учился в лётной школе и занимался планеризмом. Получив в 1911 г. диплом пилота-авиатора, стал инструктором в Севастопольском аэроклубе. В начале Первой мировой войны Арцеулов служил в кавалерии, командовал взводом. В 1915 г. сдал экзамен на военного лётчика и служил в 18-м корпусном авиационном отряде, совершил около 200 разведывательных полётов. С 1916 г. служил в 8-м истребительном авиационном отряде, успешно провёл 18 воздушных боёв. В том же году был назначен начальником отделения по подготовке лётчиков-истребителей в Севастопольской школе авиации. Здесь осенью 1916 г. Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно ввёл самолёт в штопор и вывел его из штопора.

Это произошло 7 октября 1916 года. Арцеулов поднялся на двухкилометровую высоту и сознательно ввел самолет в штопор. Курсанты и публика с замиранием сердца следили, как, вращаясь, стремительно приближается к земле машина. И когда уже казалось, что катастрофы не избежать, пилот взял управление на себя и хладнокровно вывел самолет из падения. Это был поистине смертельный номер!

До того дня штопор был проклятием для военной авиации. Стоило пилоту слегка ошибиться, сбросить скорость или резко отклонить руль, как самолет моментально валился на крыло и начинал вращаться, ввинчиваться в воздух по вертикали вниз, будто штопор в пробку. Немногие из счастливчиков, оставшихся в живых после крушения, в один голос уверяли, что управлять вращающейся машиной совершенно невозможно. Штопор — это приговор к высшей мере.

 

Поначалу, когда самолеты летали совсем низко и медленно, пилоты имели шанс отделаться травмами. Но с появлением аэропланов Ньюпора, Фармана и Морана, развивавших невиданную по тем временам скорость до 90 километров в час, эти шансы устремились к нулю. Так, только в Гатчинской военно-авиационной школе в 1913 году погибли, не сумев вывести самолет из штопора, капитан Дмитриев и поручик Серов, годом позже — пилоты Стояновский, Синельников и Артемьев...

«Эти случаи вызвали среди инструкторов Севастопольской школы горячие споры, — вспоминал Арцеулов. — Как начальник отделения летчиков высшей квалификации — истребителей я считал своим долгом сделать все возможное для выяснения сущности явления, чтобы найти средства выхода из него».

 

И у него это получилось. Арцеулов понял главное: не надо пытаться сразу же выравнивать штопорящий самолет! При падении встречный поток обтекает крылья под большими углами, что и приводит к неуправляемому вращению. Для восстановления контроля над машиной Арцеулов решил устранить боковое скольжение, а рулем высоты опустить нос, чтобы самолет набрал скорость для маневра. Это представлялось пилотам того времени совершенно противоестественным. Опускание носа во всех инструкциях описывалось как смертельно опасный маневр, неизбежно ведущий к катастрофе.

Константин Константинович еще не раз повторил свой рискованный маневр, прежде чем подготовил докладную записку со своими наработками. На заседании ученого совета Качинской авиашколы Арцеулов зачитал свой доклад столь убедительно, что командование постановило: «Ввести прохождение штопора в программу обучения учеников истребительного отделения школы». Цена этого решения — тысячи сохраненных пилотских жизней. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило манёвренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации. Константин Константинович был награжден орденами Св.Владимира 4 степени с мечами, Св.Анны 4 степени и другими.

В советское время был инструктором авиашколы, летчиком-испытателем, занимался аэрофотосъемкой. В 1923 г. Арцеулов испытывал первый советский истребитель И-1 конструкции Н.Н.Поликарпова. Был пионером советского планеризма, в 1923 г. получил диплом пилота-парителя №1, разработал и построил 5 планёров собственной конструкции. В 1927г. Арцеулова перевели в гражданскую авиацию, где он провёл аэрофотосъёмку многих удалённых районов страны, участвовал в определении трассы будущего Турксиба.

 

В 1933 г. Арцеулов был репрессирован по доносу и осуждён к высылке в Архангельск, где работал мотористом на катере. В 1937 г. он был реабилитирован. По причине большого перерыва в лётном стаже Константин Константинович в авиацию не вернулся. В последующие годы работал художником-оформителем, оформил более 50 книг, а также журналы «Техника – молодёжи», «Крылья Родины», «Юный техник» и другие. Арцеулов создал панно в главном зале Центрального дома авиации и космонавтики имени М.В.Фрунзе. Скончался в Москве 18 марта 1980 года.

 

Анатолий Журин
18 марта 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
2 июля
четверг
2020

В этот день:

Астрахань стала русской

2 июля 1556 года в царствование Ивана Грозного ликвидировано Астраханское ханство и Астрахань присоединена к русскому государству

Победа адмирала Сенявина при Афоне

2 июля 1807 года русская эскадра одержала победу над турецким флотом при Афонской горе. В ходе сражения русская эскадра вице-адмирала Д. Н. Сенявина (10 линейных кораблей, 754 орудия) атаковала и разбила турецкую эскадру капудан-паши Сейит-Али (10 линейных кораблей, 5 фрегатов, 3 шлюпа и 2 брига, 1196 орудий). Турецкие потери: 3 линейных корабля, 4 фрегата и 1 шлюп.

Готландский бой

2 июля 1915 года в районе острова Готланд произошел бой между между русской бригадой крейсеров (5 крейсеров, 9 эсминцев) под командованием контр-адмирала М.К. Бахирева и отрядом германских кораблей (3 крейсера, 7 эсминцев и 1 минный заградитель).

Готландский бой

2 июля 1915 года в районе острова Готланд произошел бой между между русской бригадой крейсеров (5 крейсеров, 9 эсминцев) под командованием контр-адмирала М.К. Бахирева и отрядом германских кораблей (3 крейсера, 7 эсминцев и 1 минный заградитель).

Он носил характер артиллерийской дуэли. В ходе перестрелки немцы потеряли минный заградитель «Альбатрос». Он получил сильные повреждения и, объятый пламенем, выбросился на шведский берег. Поединок продолжили немецкие крейсера «Роон» и «Любек» против наших крейсеров «Баян» и «Олег». Получив повреждения, немецкие корабли прекратили огонь и вышли из боя.
Своей победы балтийские моряки достигли благодаря исключительно меткой стрельбе и перехвату вражеской радиограммы, в результате эта встреча для противника оказалась неожиданной.

Основан Владивосток

2 июля (по новому стилю) 1860 года — дата основания города Владивосток.

Основан Владивосток

2 июля (по новому стилю) 1860 года — дата основания города Владивосток.

В этот день транспорт Сибирской военной флотилии «Манджур» под командованием капитан-лейтенанта Алексея Карловича Шефнера доставил в бухту Золотой Рог воинское подразделение для основания военного поста. Позже он официально получил название Владивосток, стал военным и гражданским морским поротом, на сегодняшний день крупнейшим на Дальнем Востоке.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии