RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Кто посеет «Тайфун», тот пожнет капут
19 апреля 2017 г.

Кто посеет «Тайфун», тот пожнет капут

20 апреля 1942 года закончилась победой советского оружия одна из самых кровопролитных битв Великой Отечественной войны — Московская.
Судьба истребителя
23 марта 2016 г.

Судьба истребителя

23 марта 1996 года скончался Григорий Устинович ДОЛЬНИКОВ, Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации.
Герой Советского Союза Михаил Булатов
19 апреля 2016 г.

Герой Советского Союза Михаил Булатов

19 апреля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за героизм в боях в Восточной Пруссии старшему сержанту Булатову Михаилу Алексеевичу было присвоено звание Героя Советского Союза
Речь вождя перед красными командирами
2 мая 2016 г.

Речь вождя перед красными командирами

2 мая 1934 года И.В. Сталина выступил с речью перед выпускниками военных академий, со стенограммой которой, хранящейся в Российском Государственном архиве социально-политической истории, предлагаем познакомиться нашим читателям
СССР — США: бои в небе Вьетнама
4 июня 2016 г.

СССР — США: бои в небе Вьетнама

4 июня 1965 года северо-вьетнамские летчики на МиГ-17 под руководством советских асов сбили первый штатовский самолет F-4B
Главная » Подвиги в наследство » Константин Арцеулов: самолёты падать не должны!

Константин Арцеулов: самолёты падать не должны!

18 марта — день памяти выдающегося русского летчика Константина Арцеулова, скончавшегося в 1980 году.

Он первым в истории авиации сумел вывести самолет из штопора и внедрил эту технологию в широкую практику.
Константин Арцеулов: самолёты падать не должны!

 

Константин Арцеулов родился 17 мая 1891 г. в Ялте, был сыном моряка Константина Арцеулова и Жанны Арцеуловой, дочери Ивана Айвазовского. С 1906 по 1908 гг. учился в Морском кадетском корпусе, затем работал на авиационном заводе С. Щетинина в Петербурге, одновременно учился в лётной школе и занимался планеризмом. Получив в 1911 г. диплом пилота-авиатора, стал инструктором в Севастопольском аэроклубе. В начале Первой мировой войны Арцеулов служил в кавалерии, командовал взводом. В 1915 г. сдал экзамен на военного лётчика и служил в 18-м корпусном авиационном отряде, совершил около 200 разведывательных полётов. С 1916 г. служил в 8-м истребительном авиационном отряде, успешно провёл 18 воздушных боёв. В том же году был назначен начальником отделения по подготовке лётчиков-истребителей в Севастопольской школе авиации. Здесь осенью 1916 г. Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно ввёл самолёт в штопор и вывел его из штопора.

Это произошло 7 октября 1916 года. Арцеулов поднялся на двухкилометровую высоту и сознательно ввел самолет в штопор. Курсанты и публика с замиранием сердца следили, как, вращаясь, стремительно приближается к земле машина. И когда уже казалось, что катастрофы не избежать, пилот взял управление на себя и хладнокровно вывел самолет из падения. Это был поистине смертельный номер!

До того дня штопор был проклятием для военной авиации. Стоило пилоту слегка ошибиться, сбросить скорость или резко отклонить руль, как самолет моментально валился на крыло и начинал вращаться, ввинчиваться в воздух по вертикали вниз, будто штопор в пробку. Немногие из счастливчиков, оставшихся в живых после крушения, в один голос уверяли, что управлять вращающейся машиной совершенно невозможно. Штопор — это приговор к высшей мере.

 

Поначалу, когда самолеты летали совсем низко и медленно, пилоты имели шанс отделаться травмами. Но с появлением аэропланов Ньюпора, Фармана и Морана, развивавших невиданную по тем временам скорость до 90 километров в час, эти шансы устремились к нулю. Так, только в Гатчинской военно-авиационной школе в 1913 году погибли, не сумев вывести самолет из штопора, капитан Дмитриев и поручик Серов, годом позже — пилоты Стояновский, Синельников и Артемьев...

«Эти случаи вызвали среди инструкторов Севастопольской школы горячие споры, — вспоминал Арцеулов. — Как начальник отделения летчиков высшей квалификации — истребителей я считал своим долгом сделать все возможное для выяснения сущности явления, чтобы найти средства выхода из него».

 

И у него это получилось. Арцеулов понял главное: не надо пытаться сразу же выравнивать штопорящий самолет! При падении встречный поток обтекает крылья под большими углами, что и приводит к неуправляемому вращению. Для восстановления контроля над машиной Арцеулов решил устранить боковое скольжение, а рулем высоты опустить нос, чтобы самолет набрал скорость для маневра. Это представлялось пилотам того времени совершенно противоестественным. Опускание носа во всех инструкциях описывалось как смертельно опасный маневр, неизбежно ведущий к катастрофе.

Константин Константинович еще не раз повторил свой рискованный маневр, прежде чем подготовил докладную записку со своими наработками. На заседании ученого совета Качинской авиашколы Арцеулов зачитал свой доклад столь убедительно, что командование постановило: «Ввести прохождение штопора в программу обучения учеников истребительного отделения школы». Цена этого решения — тысячи сохраненных пилотских жизней. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило манёвренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации. Константин Константинович был награжден орденами Св.Владимира 4 степени с мечами, Св.Анны 4 степени и другими.

В советское время был инструктором авиашколы, летчиком-испытателем, занимался аэрофотосъемкой. В 1923 г. Арцеулов испытывал первый советский истребитель И-1 конструкции Н.Н.Поликарпова. Был пионером советского планеризма, в 1923 г. получил диплом пилота-парителя №1, разработал и построил 5 планёров собственной конструкции. В 1927г. Арцеулова перевели в гражданскую авиацию, где он провёл аэрофотосъёмку многих удалённых районов страны, участвовал в определении трассы будущего Турксиба.

 

В 1933 г. Арцеулов был репрессирован по доносу и осуждён к высылке в Архангельск, где работал мотористом на катере. В 1937 г. он был реабилитирован. По причине большого перерыва в лётном стаже Константин Константинович в авиацию не вернулся. В последующие годы работал художником-оформителем, оформил более 50 книг, а также журналы «Техника – молодёжи», «Крылья Родины», «Юный техник» и другие. Арцеулов создал панно в главном зале Центрального дома авиации и космонавтики имени М.В.Фрунзе. Скончался в Москве 18 марта 1980 года.

 

Анатолий Журин
18 марта 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
29 июня
четверг
2017

В этот день:

День партизан и подпольщиков

29 июня памятная дата в России, которая отмечается с 2010 года.

День партизан и подпольщиков

29 июня памятная дата в России, которая отмечается с 2010 года.

 Установлен Государственной думой России в марте 2009 года по инициативе Брянской областной Думы «в знак памяти самоотверженной борьбы в тылу врага партизан и подпольщиков, внесших значительный вклад в победу советского народа над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов».

Основанием для установления памятной даты явился выход 29 июня 1941 года Директивы Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) партийным, советским, профсоюзным и комсомольским организациям создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с немецкими войсками.

 

Храм Василия Блаженного

29 июня 1561 года было завершено строительство Покровского собора — храма Василия Блаженного, творения гениальных русских зодчих БАРМЫ и ПОСТНИКА. Храм был сооружен в ознаменование взятия Казани, столицы Казанского ханства, в 1552 году.

Генерал армии Иван Черняховский

29 июня 1906 года родился Иван Данилович ЧЕРНЯХОВСКИЙ (погиб 18.02.1945), военачальник, генерал армии, дважды Герой Советского Союза.

Генерал армии Иван Черняховский

29 июня 1906 года родился Иван Данилович ЧЕРНЯХОВСКИЙ (погиб 18.02.1945), военачальник, генерал армии, дважды Герой Советского Союза.

Самый молодой командующий фронтом (37 лет) в годы войны.

Родился в семье железнодорожника. Трудовую деятельность начал пастухом. В 1924 ушел добровольцем в Красную Армию. До войны прошел путь от курсанта до командира 28-й танковой дивизии 12-го механизированного корпуса в Прибалтике. С июля 1942 года - командующий 60-й армией, которая приняла участие в Воронежско-Касторненской операции, Курской битве, форсировании рек Десна и Днепр. С апреля 1944 года Черняховский командовал войсками 3-го Белорусского фронта. Из всех командующих советскими фронтами он был самым молодым по возрасту (37 лет). Фронт под его командованием успешно участвовал в Белорусской, Вильнюсской, Каунасской, Мемельской, Гумбиннен-Гольдапской и Восточно-Прусской операциях. 18 февраля 1945 года генерал армии Черняховский И. Д. был тяжело ранен осколками артиллерийского снаряда на окраине города Мельзак в Восточной Пруссии (ныне Пененжно, Польша) и в тот же день скончался. Был похоронен в Вильнюсе на одной из центральных площадей. После «демократизации» литовские власти демонтировали памятник Черняховскому. Он был перевезен в Воронеж, который в январе 1943-го освобождала 60-я армия под командованием И. Д. Черняховского. На памятнике была сделана надпись: «И. Д. Черняховскому от воронежцев». А прах дважды Героя Советского Союза Черняховского в 1992 году был перезахоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

 

Подвиг лейтенанта Андрея Кижеватова

29 июня 1941 года погиб Андрей Митрофанович КИЖЕВАТОВ (род. 20.07.1907), лейтенант, начальник 9-й пограничной заставы, герой обороны Брестской крепости. В 1965 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Подвиг лейтенанта Андрея Кижеватова

29 июня 1941 года погиб Андрей Митрофанович КИЖЕВАТОВ (род. 20.07.1907), лейтенант, начальник 9-й пограничной заставы, герой обороны Брестской крепости. В 1965 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

17 июля 1940 года был назначен начальником 9-й погранзаставы 17-го Брестского погранотряда, располагавшейся в Брестской крепости. 22 июня он возглавил оборону заставы и был первый раз ранен, 23 июня перешёл в Брестскую крепость.Организовал оборону казарм 333-го стрелкового полка и Тереспольских ворот. Через неделю обороны на партийном собрании было принято решение прорываться из окружения. 17 раненых бойцов во главе с уже тяжелораненым лейтенантом Кижеватовым остались для прикрытия в крепости. Погиб 29 июня 1941 года.
Осенью 1942 года семья Кижеватова была расстреляна фашистами: его мать, жена и дети — 15-летняя Нюра, 11-летний Ваня и 2-летняя Галя.

Освобождение Систово

29 июня 1877 года русские войска освободили от турок болгарский город Систово.

Освобождение Систово

29 июня 1877 года русские войска освободили от турок болгарский город Систово.

Благодарные жители болгарского города устроили торжественную встречу Императору России Александру II. (Прислал Игорь Чернозатонский)

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии