RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Гений Ломоносова
19 ноября 2017 г.

Гений Ломоносова

19 ноября 1711 года родился Михаил Васильевич Ломоносов
Снижение цен в СССР и повышение в РФ
1 апреля 2016 г.

Снижение цен в СССР и повышение в РФ

1 апреля 1952 года в СССР объявлено о новом, самом крупном за послевоенный период, снижении цен на многие продукты и почти на все потребительские товары.
Кто «завалил» Мюллера
19 апреля 2016 г.

Кто «завалил» Мюллера

19 апреля 1943 года североморские летчики сбили самолет хваленого фашистского аса
Высота Андрухаева
13 января 2016 г.

Высота Андрухаева

13 января - День российской печати
Юный партизан Лёня Голиков
24 января 2018 г.

Юный партизан Лёня Голиков

75 лет назад 24 января 1943 года в неравном бою с фашистскими карателями погиб Леонид Александрович Голиков
Главная » Подвиги в наследство » Константин Арцеулов: самолёты падать не должны!

Константин Арцеулов: самолёты падать не должны!

18 марта — день памяти выдающегося русского летчика Константина Арцеулова, скончавшегося в 1980 году.

Он первым в истории авиации сумел вывести самолет из штопора и внедрил эту технологию в широкую практику.
Константин Арцеулов: самолёты падать не должны!

 

Константин Арцеулов родился 17 мая 1891 г. в Ялте, был сыном моряка Константина Арцеулова и Жанны Арцеуловой, дочери Ивана Айвазовского. С 1906 по 1908 гг. учился в Морском кадетском корпусе, затем работал на авиационном заводе С. Щетинина в Петербурге, одновременно учился в лётной школе и занимался планеризмом. Получив в 1911 г. диплом пилота-авиатора, стал инструктором в Севастопольском аэроклубе. В начале Первой мировой войны Арцеулов служил в кавалерии, командовал взводом. В 1915 г. сдал экзамен на военного лётчика и служил в 18-м корпусном авиационном отряде, совершил около 200 разведывательных полётов. С 1916 г. служил в 8-м истребительном авиационном отряде, успешно провёл 18 воздушных боёв. В том же году был назначен начальником отделения по подготовке лётчиков-истребителей в Севастопольской школе авиации. Здесь осенью 1916 г. Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно ввёл самолёт в штопор и вывел его из штопора.

Это произошло 7 октября 1916 года. Арцеулов поднялся на двухкилометровую высоту и сознательно ввел самолет в штопор. Курсанты и публика с замиранием сердца следили, как, вращаясь, стремительно приближается к земле машина. И когда уже казалось, что катастрофы не избежать, пилот взял управление на себя и хладнокровно вывел самолет из падения. Это был поистине смертельный номер!

До того дня штопор был проклятием для военной авиации. Стоило пилоту слегка ошибиться, сбросить скорость или резко отклонить руль, как самолет моментально валился на крыло и начинал вращаться, ввинчиваться в воздух по вертикали вниз, будто штопор в пробку. Немногие из счастливчиков, оставшихся в живых после крушения, в один голос уверяли, что управлять вращающейся машиной совершенно невозможно. Штопор — это приговор к высшей мере.

 

Поначалу, когда самолеты летали совсем низко и медленно, пилоты имели шанс отделаться травмами. Но с появлением аэропланов Ньюпора, Фармана и Морана, развивавших невиданную по тем временам скорость до 90 километров в час, эти шансы устремились к нулю. Так, только в Гатчинской военно-авиационной школе в 1913 году погибли, не сумев вывести самолет из штопора, капитан Дмитриев и поручик Серов, годом позже — пилоты Стояновский, Синельников и Артемьев...

«Эти случаи вызвали среди инструкторов Севастопольской школы горячие споры, — вспоминал Арцеулов. — Как начальник отделения летчиков высшей квалификации — истребителей я считал своим долгом сделать все возможное для выяснения сущности явления, чтобы найти средства выхода из него».

 

И у него это получилось. Арцеулов понял главное: не надо пытаться сразу же выравнивать штопорящий самолет! При падении встречный поток обтекает крылья под большими углами, что и приводит к неуправляемому вращению. Для восстановления контроля над машиной Арцеулов решил устранить боковое скольжение, а рулем высоты опустить нос, чтобы самолет набрал скорость для маневра. Это представлялось пилотам того времени совершенно противоестественным. Опускание носа во всех инструкциях описывалось как смертельно опасный маневр, неизбежно ведущий к катастрофе.

Константин Константинович еще не раз повторил свой рискованный маневр, прежде чем подготовил докладную записку со своими наработками. На заседании ученого совета Качинской авиашколы Арцеулов зачитал свой доклад столь убедительно, что командование постановило: «Ввести прохождение штопора в программу обучения учеников истребительного отделения школы». Цена этого решения — тысячи сохраненных пилотских жизней. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило манёвренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации. Константин Константинович был награжден орденами Св.Владимира 4 степени с мечами, Св.Анны 4 степени и другими.

В советское время был инструктором авиашколы, летчиком-испытателем, занимался аэрофотосъемкой. В 1923 г. Арцеулов испытывал первый советский истребитель И-1 конструкции Н.Н.Поликарпова. Был пионером советского планеризма, в 1923 г. получил диплом пилота-парителя №1, разработал и построил 5 планёров собственной конструкции. В 1927г. Арцеулова перевели в гражданскую авиацию, где он провёл аэрофотосъёмку многих удалённых районов страны, участвовал в определении трассы будущего Турксиба.

 

В 1933 г. Арцеулов был репрессирован по доносу и осуждён к высылке в Архангельск, где работал мотористом на катере. В 1937 г. он был реабилитирован. По причине большого перерыва в лётном стаже Константин Константинович в авиацию не вернулся. В последующие годы работал художником-оформителем, оформил более 50 книг, а также журналы «Техника – молодёжи», «Крылья Родины», «Юный техник» и другие. Арцеулов создал панно в главном зале Центрального дома авиации и космонавтики имени М.В.Фрунзе. Скончался в Москве 18 марта 1980 года.

 

Анатолий Журин
18 марта 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 марта
четверг
2019

В этот день:

Шведам дали пинка

21 марта 1557 года Московское государство принудило Швецию к заключению мирного договора сроком на 40 лет.

Шведам дали пинка

21 марта 1557 года Московское государство принудило Швецию к заключению мирного договора сроком на 40 лет.

 Это явилось итогом войны, которую начал шведский король Густав I Ваза в надежде захватить часть русских территорий. Агрессия была отбита. По мирному договору, русско-шведская граница восстанавливалась по ореховскому рубежу, определенному еще в 1323 году. Шведы вернули русских пленных, а шведские пленные, по договору, подлежали освобождению за выкуп.

Изобретатель самолета Александр Можайский

21 марта 1825 года родился Алекса́ндр Фёдорович МОЖАЙСКИЙ, контр-адмирал, изобретатель первого русского самолета.

Изобретатель самолета Александр Можайский

21 марта 1825 года родился Алекса́ндр Фёдорович МОЖАЙСКИЙ, контр-адмирал, изобретатель первого русского самолета.

Самолет был построен на собственные средства А. Ф. Можайского и испытан 20 июля 1882 года. После разбега самолёт оторвался от земли, но потерял скорость и рухнул на крыло, получив повреждения. Можайский пытался отремонтировать свое детище и продолжить испытания, но средства у него закончились. Самолёт простоял много лет под открытым небом, потом был разобран.

 

Первый в России полет самолета

21 марта 1910 года в Одессе состоялся первый публичный полет самолета над территорией России

Первый в России полет самолета

21 марта 1910 года в Одессе состоялся первый публичный полет самолета над территорией России

 Его осуществил авиатор Михаил Ефимов в присутствии 100 тысяч наблюдателей и зевак. В тот день Ефимов поднимался в воздух пять раз, выполнив три круга на высоте 50 метров и два полёта с пассажирамии — банкирами бароном И. Ксидиасом и председателем Одесского «Аэроклуба» Артуром Анатрой. Полёты были осуществлены на аэроплане «Фарман-IV».

 

Столкновение «К-314» с «Китти Хок»

21 марта 1984 года в Японском море столкнулись советская атомная подводная лодка «К-314» и американский авианосец «Китти Хок»

Столкновение «К-314» с «Китти Хок»

21 марта 1984 года в Японском море столкнулись советская атомная подводная лодка «К-314» и американский авианосец «Китти Хок»

В ходе слежения за маневрами ударной группы ВМС США во время американо-корейских учений "Tim Spirit" советская субмарина пропорола кормой днище авианосца на участке длиной около 40 метров. Американцам пришлось свернуть маневры, а «Китти Хок» (с 85 самолетами и несколькими десятками ядерных боеприпасов на борту) едва дотянул до дока на Филиппинах, где стал в ремонт. Наша лодка получила повреждения легкого корпуса, ограждения рубки, правого стабилизатора и правого гребного вала и, потеряв ход, была вынуждена всплыть на поверхность, после чего была взята на буксир советским кораблем и доставлена на Дальневосточный завод "Звезда" для восстановительного ремонта. Это происшествие вызвало переполох в американских военно-морских кругах. Янки никак не ожидали, что подводные лодки потенциального противника могут оставаться незамеченными непосредственно под килем американского корабля.

 

 

Памяти генерала Василия Петренко

21 марта 2003 года умер Василий Яковлевич ПЕТРЕНКО, генерал-лейтенант, Герой Советского Союза.

Памяти генерала Василия Петренко

21 марта 2003 года умер Василий Яковлевич ПЕТРЕНКО, генерал-лейтенант, Герой Советского Союза.

В битве за Днепр личный состав соединения, которым командовал  Петренко, проявил большое мужество и отвагу. Благодаря этому 26 сентября 1943 г. первые подразделения дивизии, используя плоты из бочек и досок, под огнём противника переправились на правый берег у села Толокунская Рудня Вышгородского района Киевской области. Гитлеровцы намеревались восстановить оборону и бросили в контратаку значительные силы. Но наши воины решительно отразили натиск врага. Они расширили плацдарм и удерживали его до подхода подкрепления. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1943 г. за мужество и героизм, проявленные при форсировании Днепра и удержании плацдарма на его правом берегу полковнику Василию Яковлевичу Петренко присвоено звание Героя Советского Союза.

В дальнейшем Петренко - командир 107-й стрелковой дивизии, которая участвовала в Висло-Одерской операции. 27 января 1945 года его солдаты освобождили узников Освенцима.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии