RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Снижение цен в СССР и повышение в РФ
1 апреля 2016 г.

Снижение цен в СССР и повышение в РФ

1 апреля 1952 года в СССР объявлено о новом, самом крупном за послевоенный период, снижении цен на многие продукты и почти на все потребительские товары.
Реквием Герою войны и труда
9 декабря 2015 г.

Реквием Герою войны и труда

В День Героев Отечества публикуем рассказ о Человеке с большой буквы, который с юных лет и до последнего дыхания совершал Великий Подвиг самоотверженного служения Родине
Герой Советского Союза Михаил Булатов
19 апреля 2016 г.

Герой Советского Союза Михаил Булатов

19 апреля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за героизм в боях в Восточной Пруссии старшему сержанту Булатову Михаилу Алексеевичу было присвоено звание Героя Советского Союза
Шабаш на детских могилах
3 августа 2013 г.

Шабаш на детских могилах

Истязание пионера Павлика Морозова и его младшего брата Феди продолжается до сих пор
Подвиг экипажа Гастелло
6 мая 2016 г.

Подвиг экипажа Гастелло

6 мая 1907 года (в день святого великомученика Георгия Победоносца) в Москве, в рабочем районе Пресня родился Николай Францевич ГАСТЕЛЛО, советский военный лётчик, участник трёх войн, командир 2-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного по
Главная » Подвиги в наследство » Купающийся в небесах

Купающийся в небесах

31 марта 2017 года исполнилось 90 лет со дня рождения заслуженного летчика-испытателя СССР Владимира Ильюшина.

Он 6420 раз поднимал в небо новейшую технику, всего провел в воздухе 4152 часа 25 минут.
Купающийся в небесах

Послужной список легендарного авиатора, сына выдающегося отечественного авиаконструктора, разработчика самого массового боевого самолёта в истории — штурмовика Ил-2 и линейки гражданских самолетов от Ил-12 до Ил-62, впечатляет. Летчик- испытатель Владимир Ильюшин 6420 раз поднимал в небо новейшую технику, и только однажды вынужден был покинуть летательный аппарат, приземлившись на парашюте. Тогда он катапультировался, исчерпав все возможности спасти "десятку" - Су-27. А всего в воздухе он провел в общей сложности 4152 часа 25 минут. Особая гордость у Владимира Сергеевича была за испытания ракетоносца Т-4 - «сотки».

Из истории ОКБ Сухого известно, что результаты десяти полетов на «Сотке» выполненные Ильюшиным привели авиаспециалистов в восторг. Самолет, не имеющий тогда аналогов в мире, был рассчитан на крейсерскую скорость свыше трех тысяч километров в час, рабочую высоту полетов в 25-30 километров и на дальность не менее 7000 километров. Ильюшин вышел на скорость 2000 километров в час. Но в декабре 1975 года ЦК КПСС и Совет министров СССР прекращают все работы по Т-4… Причины остановки этого перспективнейшего проекта никто, как и в случае с легендарным «Бураном», объяснять не стал.

О том, как складывалась судьба ушедшего из жизни семь лет назад летчика-испытателя, написаны целые тома очерков, интервью. В них - и обретение профессии на фирме «Сухой», и страшная трагедия в 1960 году, когда его Волга была буквально раздавлена «Победой», набитой перепившейся компанией, после чего он долго и трудно восстанавливался, едва не простившись с мечтой, и многое другое.

Вспоминает дочь летчика-испытателя Марина Владимировна Ильюшина:
- Сейчас, когда папы нет, и я читаю про летные испытания его друзей, думаю: наверное, все вместе помогало уйти от авиакатастрофы: и блестящее инженерное образование, и огромная летная практика, и, конечно, личные данные – реакция, интуиция, умение управлять не только самолетом, но и собой. Вспоминаю его слова: «Если в полете ничего не происходит, то это настораживает. Уж лучше пусть произойдет». Часто люблю повторять ещё одно папино выражение: «Всё будет так, как должно быть, даже если будет иначе". Он очень многое умел: занимался художественной фотографией, снимал любительские фильмы, писал очерки, совершенствовал английский, писал картины маслом, собирал телевизоры. Хорошо читал стихи и пел красивым тенором. А как он, уже будучи в очень серьезном возрасте, вспахивал на купленном тракторе дачный огород!
После жуткого ДТП он очень трудно восстанавливался. Сам он потом шутил в одном из своих рассказов (литературой он увлекался серьезно): «говоря языком авиационным, это был период «капитального ремонта моего шасси», что в переводе означает лечение переломов ног». Казалось, о продолжении летной профессии не могло быть и речи. После операции одна нога у него стала короче, колени не сгибались. Хирург рекомендовал ему, еженедельно увеличивая нагрузки на ноги, ходить по лестнице по три часа в день. Папа ходил по пять. Работники метро «Белорусская» все удивлялись, как чуть прихрамывающий подполковник спускался по ступенькам остановившегося эскалатора, вместо того, чтобы воспользоваться действующим. И ведь все получилось. Он говорил: научился ходить со слезами на глазах. Наверх-на лифте, вниз пешком. Потому что вниз спускаться сложнее…
Когда ему задавали вопрос, какой из поднятых в небо им из 12 типов самолетов от Су-9 до Су-27 для него самый любимый, он отвечал: «В общем, они все любимые… Потому что это часть жизни, сердца, ума. Даже не часть, а это вся жизнь».
Могу признаться: я не встречала в жизни людей его энергетики. Он не входил в дом, а влетал. Ключи кидал на шкафчик справа от входной двери, заполнял собою весь дом. Мама говорила, что один из друзей называл его «стихийное бедствие», имея в виду, вероятно, ту самую энергию, которая сбивала с ног, не давая опомниться. Автомобиль вел, казалось, чуть летя над шоссе. Скорость при этом была всегда не больше 70-80 км в час. Мне говорил часто: «Не суетись! Не дергайся. Сядем тихо, спокойно. Все обдумаем, обсудим». Мне помогают эти слова теперь, когда я остаюсь в его автомобиле один на один с дорогой… А вот его воздушные рекорды. Скорости, конечно, дикие – от двух тысяч км в час. Но! Рекорд высоты, рекорд постоянной скорости на одной высоте – опять выдержка, а не гонка. Энергия у него была и в глазах необыкновенного цвета, зелено-голубая морская волна, бездонных - может быть, он всегда мысленно немножко парил в небе…. Он же рассказывал, как, выполнив раньше времени задание, оставался наверху и «немного купался в небесах». Он мне часто последнее время признавался, что ему снится небо…
Конечно, не всем он был удобен. Никогда не подлаживался, не подстраивался. Герой титулованный и знаменитый, он был очень НЕ ВАЖНЫМ человеком. Кстати, в одном из интервью он так и сказал: "О человеке говорят его дела, а не медлительная важность походки».

Самолеты Су, поднятые в небо легендарным летчиком-испытателем Владимиром Ильюшиным, и сегодня верно служат, наводя шорох среди тех, кто хотел бы видеть нашу страну на задворках мировой политики. Так, один из них Су-27 - советский/российский многоцелевой всепогодный высокоманевренный истребитель четвёртого поколения, предназначенный для завоевания превосходства в воздухе, и его различные модификации находятся на вооружении Воздушно-космических сил и морской авиации РФ, продолжая выполнять боевые задачи в Сирии. Су-27, кстати, признан одним из лучших самолетов XX века по итогам интернет-голосования, проведенного на сайте журнала «Flight International».. И в этом главная заслуга Владимира Сергеевича Ильюшина и многих его коллег и поныне решающих задачи укрепления боевого могущества Родины.

 

Из записок Владимира Ильюшина: "Летчик - не просто профессия, это склад души и ума. Летчик, переставший летать, все равно не становится "бывшим". Просто он становится по тем или иным причинам не летающим сегодня. У нашей профессии нет прошедшего времени. Считаю ее вечной..."

Хроника восхождения Владимира Сергеевича Ильюшина:
Г
ерой Советского Союза (1960)
Заслуженный мастер спорта СССР (1961)
Заслуженный летчик-испытатель (1966)
Генерал-майор авиации (1973)
Лауреат Ленинской премии (1976)
Лауреат Государственной премии РФ(1997)
Лауреат премии им. П.О. Сухого(2003)

 

Анатолий Журин
30 марта 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 октября
четверг
2017

В этот день:

Последнее плавание фрегата «Паллада»

19 октября 1852 года из Кронштадта отправился в плавание фрегат «Паллада» под командованием капитана И. С. Унковского с миссией вице-адмирала Е. В. Путятина в Японию.

Последнее плавание фрегата «Паллада»

19 октября 1852 года из Кронштадта отправился в плавание фрегат «Паллада» под командованием капитана И. С. Унковского с миссией вице-адмирала Е. В. Путятина в Японию.

 Секретарем адмирала согласился стать писатель Иван Александрович Гончаров, который вел общий журнал, занимался словесностью с гардемаринами по просьбе адмирала. А впоследствии написал путевые заметки.

Фрегат «Паллада» был заложен в Санкт-Петербурге 2 ноября 1831 года, спущен на воду 1 сентября 1832 года. Длина фрегата — 52,8 м, ширина — 13,6 м, вооружение — 52 орудия. Первым командиром фрегата был капитан-лейтенант П. С. Нахимов.

В 1852—1855 годах под командованием капитана И. С. Унковского совершил с дипломатической миссией вице-адмирала Е. В. Путятина плавание из Кронштадта через Атлантический, Индийский, Тихий океаны к берегам Японии. После окончания переговоров в Нагасаки фрегат направился к российским берегам, где, из опасений захвата англичанами в связи с началом Крымской войны, был затоплен в бухте Постовая Императорской (ныне Советской) гавани, где и находится на дне по сегодняшний день.

 

Авиаконструктор Михаил Симонов

19 октября 1929 года родился Михаил Петрович Симонов, генеральный конструктор ОКБ им. Сухого, лауреат Ленинской премии(1976), Герой России.

Авиаконструктор Михаил Симонов

19 октября 1929 года родился Михаил Петрович Симонов, генеральный конструктор ОКБ им. Сухого, лауреат Ленинской премии(1976), Герой России.

Он принимал участие в создании бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25, руководил постройкой спортивных самолётов марки «Су», но более всего известен как один из главных конструкторов истребителя Су-27 и некоторых его модификаций.

Интересный факт из биографии. В 1992 году на международном авиакосмическом салоне Фарнборо близ Лондона состоялась, пресс-конференция российской официальной делегации с участием двух генеральных конструкторов — Белякова («МиГ») и Симонова («ОКБ Сухого»). Ближе к концу конференции поднялся американский журналист и сообщил, что в России из-за либеризации розничных цен царит страшная инфляция, в магазинах ничего нет, «а у вас целых два блестящих истребительных конструкторских бюро — „МиГ“ и „Сухой“, вот если вы объедините их, то столько денег для вашего народа сэкономите…». В ответ на это Симонов заявил следующее: «Приятно и весьма интересно, что американская пресса интересуется жизненно важными для нас вопросами. Однако вынужден сделать одно небольшое замечание. Американцы считают, что мы сделали в свое время Су-24, конкурируя с „Дженерал Дайнэмикс“ и их бомбардировщиком F-111. Они также убеждены в том, что штурмовик Су-25 мы построили в противовес вашему A-10. А в случае с Су-27 тут и вообще деваться некуда — конкурировали с вашим F-15 „Игл“… Все это — чепуха! Названные самолеты созданы в „ОКБ Сухого“ с одной единственной целью — победить в конкуренции… генерального конструктора Белякова!…»

Маршал Бирюзов

19 октября 1964 года погиб в авиационной катастрофе Сергей Бирюзов (р. 1904), Маршал Советского Союза, командующий ракетными войсками СССР (1955—1963 гг.), Герой Советского Союза (1958), начальник Генштаба Вооружённых сил СССР (1963—1964).

Маршал Бирюзов

19 октября 1964 года погиб в авиационной катастрофе Сергей Бирюзов (р. 1904), Маршал Советского Союза, командующий ракетными войсками СССР (1955—1963 гг.), Герой Советского Союза (1958), начальник Генштаба Вооружённых сил СССР (1963—1964).

В РККА вступил добровольно 15 сентября 1922 г.: командир взвода (сентябрь 1926 г. — декабрь 1929 г.), командир роты (по июнь 1930 г.), начальник штаба учебного батальона (по апрель 1932 г.), командир батальона (по июнь 1934 г.), начальник штаба стрелковой дивизии (октябрь 1937 г. — апрель 1938 г.), начальник отдела в штабе Харьковского военного округа (по август 1939 г.). С августа 1939 комбриг Бирюзов — командир 132-й стрелковой дивизии.

Во время Великой Отечественной войны командир стрелковой дивизии (с августа 1939 г. по апрель 1942 г.), начальник штаба армии на Брянском фронте (по ноябрь 1942 г.). В течение первого года войны получил 5 ранений, в том числе два тяжёлых. С ноября 1942 г. по апрель 1943 г. — начальник штаба 2-й гвардейской армии Сталинградского (впоследствии Южного) фронта, с апреля 1943 г. — начальник штаба Южного (впоследствии 4-го Украинского) фронта, которым командовал Ф. И. Толбухин. Основные сражения Бирюзова: Донбасская операция, освобождение Крыма, Ясско-Кишинёвская операция, взятие Белграда. С октября 1944 г. — командующий 37-й армией (по май 1946 г.) и главный военный советник Болгарской армии, почётный гражданин Софии.

После мая 1946 г. генерал-полковник С. С. Бирюзов занимал посты: заместитель Главнокомандующего Сухопутными войсками по боевой подготовке (кратковременно, лишь по июнь 1946 г.), заместитель Главнокомандующего Южной группой войск и командующий 10-й механизированной армией (по июнь 1947 г.), командующий войсками Приморского военного округа (по май 1953 г.). Главнокомандующий Центральной группой войск (Австрия и Венгрия, 1953—1954), первый заместитель Главнокомандующего войсками ПВО (1954—1955). Затем маршал Бирюзов возглавил ПВО как Главком, одновременно являясь замминистра обороны СССР (1955—1962). В апреле 1962 переведён на пост главкома РВСН — ракетных войск стратегического назначения. В марте 1963 Бирюзов получил назначение на должность начальника Генерального штаба Вооружённых сил СССР и был повышен до первого заместителя министра обороны СССР.

19 октября 1964 года начальник Генштаба маршал Бирюзов погиб в авиационной катастрофе вблизи Белграда, на горе Авала. Иосип Броз Тито присвоил Бирюзову (участвовавшему в освобождении Югославии, а потом там погибшему) звание Народного героя Югославии посмертно. Его прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

 

Космонавт Рукавишников

19 октября 2002 года скончался Николай Николаевич Рукавишников, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза. Инженер-физик по образованию, Николай Рукавишников стал первым гражданским командиром космического корабля.

Космонавт Рукавишников

19 октября 2002 года скончался Николай Николаевич Рукавишников, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза. Инженер-физик по образованию, Николай Рукавишников стал первым гражданским командиром космического корабля.

Также впервые в истории космонавтики он вручную совершил посадку в аварийном режиме — в апреле 1979 при полёте на корабле Союз-33.

Родился в семье железнодорожников. Учился в средней школе № 8 в Томске. В 1951 году поступил в Московский инженерно-физический институт (МИФИ). В 1957 закончил факультет электронных вычислительных устройств и средств автоматики МИФИ и получил квалификацию инженера-физика по специальности «Диэлектрики и полупроводники». После окончания института работал в научно-исследовательском институте, в ОКБ-1 (КБ С. П. Королёва). В 1967 зачислен в отряд советских космонавтов (1967 Группа гражданских специалистов № 2 (дополнительный набор). Прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа «Союз» и орбитальных станциях типа «Салют». В 1965—1969 годах Рукавишников входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1/«Зонд» и посадке на неё Л3. Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был предварительно назначен на 8 декабря 1968 года. По предварительным назначениям, Рукавишников входил в состав главного экипажа. Но полёт был отменён, несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить немедленно лететь к Луне для обеспечения приоритета СССР (американцы планировали аналогичный пилотируемый полёт на 21—27 декабря 1968 года). Дело в том, что предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд» (Л1) были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и ракеты-носителя «Протон».

23 — 25 апреля 1971 года совершил свой первый космический полёт в качестве инженера-испытателя космического корабля Союз-10. (Н. Н. Рукавишников стал первым космическим инженером-испытателем). Программа полёта предусматривала трёхнедельную работу на борту орбитальной космической станции Салют-1. Однако из-за технических неисправностей работа на станции была отменена и полёт был прерван. После завершения полёта впервые была осуществлена ночная посадка космического корабля. Полёт продолжался 1 сутки 23 часа 45 минут 54 секунды.

2 — 8 декабря 1974 года совершил второй космический полёт в качестве бортинженера космического корабля Союз-16. В полёте были проведены испытания стыковочного узла, созданного по программе ЭПАС. Полёт продолжался 5 суток 22 часа 23 минуты 35 секунд.

10 — 12 апреля 1979 совершил свой третий космический полёт в качестве командира космического корабля Союз-33. Полёт проходил в рамках советско-болгарского проекта и предусматривал работу на борту орбитальной станции Салют-6. Из-за аварии двигателя корабля стыковка не состоялась и корабль совершил преждевременную посадку. Полёт продолжался 1 сутки 23 часа 1 минуту 6 секунд.

После ухода из отряда космонавтов работал заместителем начальника отделения НПО «Энергия». Председатель Федерации космонавтики СССР (1981—1991). Президент Федерации космонавтики России (1991—1999), a c 1999 года — её почётный президент.

Умер 19 октября 2002 от инфаркта. Похоронен в Москве на Останкинском кладбище.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии