RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Степан Здоровцев под водой и в небе
29 июня 2016 г.

Степан Здоровцев под водой и в небе

29 июня 1941 года командир звена 158-го истребительного авиационного полка младший лейтенант Степан Здоровцев совершил воздушный таран вражеского бомбардировщика
Донецкий шахтёр Маша Гришутина
23 июня 2015 г.

Донецкий шахтёр Маша Гришутина

В июне 1925 года родилась девочка, которая в 18 лет выдавала на-гора 11,5 мужских норм по добыче угля
Русские, объединяйтесь!
21 ноября 2013 г.

Русские, объединяйтесь!

21 ноября 1905 года в Петербурге учреждён Союз русского народа, который существует и сегодня
Великая Победа всегда достигается великой ценой
9 мая 2015 г.

Великая Победа всегда достигается великой ценой

9 мая 1945 года советский народ победоносно завершил в Берлине Великую Отечественную войну против фашистской Германии и её европейских пособников, продолжавшуяся 1418 дней и ночей
Девушка в тельняшке
28 мая 2016 г.

Девушка в тельняшке

28 мая 2014 года родилась единственная женщина - командир взвода морской пехоты в годы Великой Отечественной войны гвардии полковник Евдокия Завалий
Главная » Подвиги в наследство » Купающийся в небесах

Купающийся в небесах

31 марта 2017 года исполнилось 90 лет со дня рождения заслуженного летчика-испытателя СССР Владимира Ильюшина.

Он 6420 раз поднимал в небо новейшую технику, всего провел в воздухе 4152 часа 25 минут.
Купающийся в небесах

Послужной список легендарного авиатора, сына выдающегося отечественного авиаконструктора, разработчика самого массового боевого самолёта в истории — штурмовика Ил-2 и линейки гражданских самолетов от Ил-12 до Ил-62, впечатляет. Летчик- испытатель Владимир Ильюшин 6420 раз поднимал в небо новейшую технику, и только однажды вынужден был покинуть летательный аппарат, приземлившись на парашюте. Тогда он катапультировался, исчерпав все возможности спасти "десятку" - Су-27. А всего в воздухе он провел в общей сложности 4152 часа 25 минут. Особая гордость у Владимира Сергеевича была за испытания ракетоносца Т-4 - «сотки».

Из истории ОКБ Сухого известно, что результаты десяти полетов на «Сотке» выполненные Ильюшиным привели авиаспециалистов в восторг. Самолет, не имеющий тогда аналогов в мире, был рассчитан на крейсерскую скорость свыше трех тысяч километров в час, рабочую высоту полетов в 25-30 километров и на дальность не менее 7000 километров. Ильюшин вышел на скорость 2000 километров в час. Но в декабре 1975 года ЦК КПСС и Совет министров СССР прекращают все работы по Т-4… Причины остановки этого перспективнейшего проекта никто, как и в случае с легендарным «Бураном», объяснять не стал.

О том, как складывалась судьба ушедшего из жизни семь лет назад летчика-испытателя, написаны целые тома очерков, интервью. В них - и обретение профессии на фирме «Сухой», и страшная трагедия в 1960 году, когда его Волга была буквально раздавлена «Победой», набитой перепившейся компанией, после чего он долго и трудно восстанавливался, едва не простившись с мечтой, и многое другое.

Вспоминает дочь летчика-испытателя Марина Владимировна Ильюшина:
- Сейчас, когда папы нет, и я читаю про летные испытания его друзей, думаю: наверное, все вместе помогало уйти от авиакатастрофы: и блестящее инженерное образование, и огромная летная практика, и, конечно, личные данные – реакция, интуиция, умение управлять не только самолетом, но и собой. Вспоминаю его слова: «Если в полете ничего не происходит, то это настораживает. Уж лучше пусть произойдет». Часто люблю повторять ещё одно папино выражение: «Всё будет так, как должно быть, даже если будет иначе". Он очень многое умел: занимался художественной фотографией, снимал любительские фильмы, писал очерки, совершенствовал английский, писал картины маслом, собирал телевизоры. Хорошо читал стихи и пел красивым тенором. А как он, уже будучи в очень серьезном возрасте, вспахивал на купленном тракторе дачный огород!
После жуткого ДТП он очень трудно восстанавливался. Сам он потом шутил в одном из своих рассказов (литературой он увлекался серьезно): «говоря языком авиационным, это был период «капитального ремонта моего шасси», что в переводе означает лечение переломов ног». Казалось, о продолжении летной профессии не могло быть и речи. После операции одна нога у него стала короче, колени не сгибались. Хирург рекомендовал ему, еженедельно увеличивая нагрузки на ноги, ходить по лестнице по три часа в день. Папа ходил по пять. Работники метро «Белорусская» все удивлялись, как чуть прихрамывающий подполковник спускался по ступенькам остановившегося эскалатора, вместо того, чтобы воспользоваться действующим. И ведь все получилось. Он говорил: научился ходить со слезами на глазах. Наверх-на лифте, вниз пешком. Потому что вниз спускаться сложнее…
Когда ему задавали вопрос, какой из поднятых в небо им из 12 типов самолетов от Су-9 до Су-27 для него самый любимый, он отвечал: «В общем, они все любимые… Потому что это часть жизни, сердца, ума. Даже не часть, а это вся жизнь».
Могу признаться: я не встречала в жизни людей его энергетики. Он не входил в дом, а влетал. Ключи кидал на шкафчик справа от входной двери, заполнял собою весь дом. Мама говорила, что один из друзей называл его «стихийное бедствие», имея в виду, вероятно, ту самую энергию, которая сбивала с ног, не давая опомниться. Автомобиль вел, казалось, чуть летя над шоссе. Скорость при этом была всегда не больше 70-80 км в час. Мне говорил часто: «Не суетись! Не дергайся. Сядем тихо, спокойно. Все обдумаем, обсудим». Мне помогают эти слова теперь, когда я остаюсь в его автомобиле один на один с дорогой… А вот его воздушные рекорды. Скорости, конечно, дикие – от двух тысяч км в час. Но! Рекорд высоты, рекорд постоянной скорости на одной высоте – опять выдержка, а не гонка. Энергия у него была и в глазах необыкновенного цвета, зелено-голубая морская волна, бездонных - может быть, он всегда мысленно немножко парил в небе…. Он же рассказывал, как, выполнив раньше времени задание, оставался наверху и «немного купался в небесах». Он мне часто последнее время признавался, что ему снится небо…
Конечно, не всем он был удобен. Никогда не подлаживался, не подстраивался. Герой титулованный и знаменитый, он был очень НЕ ВАЖНЫМ человеком. Кстати, в одном из интервью он так и сказал: "О человеке говорят его дела, а не медлительная важность походки».

Самолеты Су, поднятые в небо легендарным летчиком-испытателем Владимиром Ильюшиным, и сегодня верно служат, наводя шорох среди тех, кто хотел бы видеть нашу страну на задворках мировой политики. Так, один из них Су-27 - советский/российский многоцелевой всепогодный высокоманевренный истребитель четвёртого поколения, предназначенный для завоевания превосходства в воздухе, и его различные модификации находятся на вооружении Воздушно-космических сил и морской авиации РФ, продолжая выполнять боевые задачи в Сирии. Су-27, кстати, признан одним из лучших самолетов XX века по итогам интернет-голосования, проведенного на сайте журнала «Flight International».. И в этом главная заслуга Владимира Сергеевича Ильюшина и многих его коллег и поныне решающих задачи укрепления боевого могущества Родины.

 

Из записок Владимира Ильюшина: "Летчик - не просто профессия, это склад души и ума. Летчик, переставший летать, все равно не становится "бывшим". Просто он становится по тем или иным причинам не летающим сегодня. У нашей профессии нет прошедшего времени. Считаю ее вечной..."

Хроника восхождения Владимира Сергеевича Ильюшина:
Г
ерой Советского Союза (1960)
Заслуженный мастер спорта СССР (1961)
Заслуженный летчик-испытатель (1966)
Генерал-майор авиации (1973)
Лауреат Ленинской премии (1976)
Лауреат Государственной премии РФ(1997)
Лауреат премии им. П.О. Сухого(2003)

 

Анатолий Журин
30 марта 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
14 декабря
четверг
2017

В этот день:

Конструктор танка Т-80

14 декабря 1931 года родился Николай Сергеевич Попов, создатель танка Т-80.

Конструктор танка Т-80

14 декабря 1931 года родился Николай Сергеевич Попов, создатель танка Т-80.

Николай Сергеевич Попов родился в станице Усть-Лабинская Краснодарского края. Окончил семилетнюю школу, учился в Краснодаре в спецшколе ВВС. В 1950 году поступил в Харьковский политехнический институт и окончил его с отличием в 1955 году. С 1955 года Николай Попов работал в танковом конструкторском бюро Кировского завода в Ленинграде.

В 1968 году он был назначен начальником и главным конструктором КБ, а с 1972 года - генеральным конструктором СКБ «Трансмаш» производственного объединения «Кировский завод». В 1976 году под его руководством был создан танк Т-80, первый в мире серийный танк с газотурбинным двигателем.

Покорение «полюса недоступности»

14 декабря 1958 года третья советская антарктическая экспедиция на санно-гусеничном ходу впервые достигла полюса недоступности Антарктиды

Покорение «полюса недоступности»

14 декабря 1958 года третья советская антарктическая экспедиция на санно-гусеничном ходу впервые достигла полюса недоступности Антарктиды

На станции (дом площадью 24 м²) находились четыре человека, радиостанция и электростанция. Станция использовалась для метеорологических, гляциологических, геомагнитных и актинометрических наблюдений. Была пробурена скважина глубиной 60 метров для измерения температуры снежного покрова, подготовлена взлётно-посадочная полоса, на которую 17 декабря 1958 года сел самолёт Ли-2. На станции также было проведено сейсмозондирование ледникового покрова. Закрыта 26 декабря 1958.

 

Чествование ликвидаторов

14 декабря на Украине -День чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС

Чествование ликвидаторов

14 декабря на Украине -День чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 1986 года в Советском Союзе на Чернобыльской атомной электростанции расположенной на территории Украинской ССР произошла самая крупная в истории человечества техногенная катастрофа - Чернобыльская авария. Благодаря самоотверженности ликвидаторов последствий катастрофы, многие из которых заплатили за это жизнями и здоровьем, авария была локализована. 30 ноября 1986 года было закончено строительство саркофага над разрушенным энергоблоком, а спустя две недели, 14 декабря, главная газета КПСС «Правда» и другие центральные издания СССР опубликовали Извещение ЦК КПСС и Совета министров о том, что государственной комиссией был принят в эксплуатацию комплекс защитных сооружений четвёртого энергоблока ЧАЭС. Именно дата публикации этого сообщения, по прочтении которого страна смогла вздохнуть спокойно, и стала «Днём чествования участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС».

По самым скромным оценкам, в ликвидации катастрофы приняли участие не менее 90.000 человек практически всех национальностей СССР. После развала СССР в республиках чествуют ликвидаторов в разные дни.

 

Памяти космического академика

14 декабря 2011 года скончался Борис Евсеевич Черток, советский учёный-конструктор, один из ближайших соратников С. П. Королёва.

Памяти космического академика

14 декабря 2011 года скончался Борис Евсеевич Черток, советский учёный-конструктор, один из ближайших соратников С. П. Королёва.

Он -Герой Социалистического Труда, академик РАН, доктор технических наук, создатель космической техники.

Трудовую деятельность начал электромонтером на авиазаводе. В 1934 году Черток поступил на вечернее отделение в Московский энергетический институт, который окончил в 1940 году. С 1940 по 1945 год Б. Е. Черток работал в ОКБ главного конструктора В. Ф. Болховитинова на заводе № 84, затем на заводе № 293 и в НИИ-1 НКАП СССР под руководством генерал-лейтенанта авиации Я. Л. Бибикова.

В апреле 1945 года в составе специальной комиссии он был командирован в Германию, где до января 1947 года руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. 2 мая 1945 года в звании майора расписался на рейхстаге, что считал счастливейшим достижением в своей жизни. В том же году вместе с А. М. Исаевым он организовал в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) совместный советско-германский ракетный институт «Рабе», который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На базе института в 1946 году был создан новый институт — «Нордхаузен», главным инженером которого был назначен С. П. Королёв. С этого времени Борис Евсеевич работал в тесном сотрудничестве с Сергеем Павловичем.

Вся научно-инженерная деятельность Б. Е. Чертока с 1946 года связана с разработкой и созданием систем управления ракетами и космическими аппаратами. Им создана школа, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полётов.

Нашествие хана Едигея на Москву

14 декабря 1408 года ордынский хан Едигей вторгся с войском на Русскую землю.

Нашествие хана Едигея на Москву

14 декабря 1408 года ордынский хан Едигей вторгся с войском на Русскую землю.

Нашествие Едигея на Москву явилось для Московского князя Василия Дмитриевича полной неожиданностью, так как между ними был заключен мирный договор. Когда же несметные полчища Едигея заполонили Русскую землю и, казалось, спасения уже не было, Едигей вынужден был поспешно снять осаду Москвы из-за начавшейся в Орде очередной усобицы. Как писал летописец, Москва была спасена от вражеского нашествия Божьим промыслом и помощью находящейся в ней иконы Владимирской Богоматери, перед которой усердно полились жители столицы. «И милосердный Человеколюбец, еще не совсем разгневавшийся, увидев печаль людей своих и слезы их покаяния, утешает их вскоре, памятуя о милости к стаду своему. Величавого и гордого агарянина Едигея устрашил, навел на измаилтянина трепет перед своей всевышней и карающей десницей. И агарянин, который похвалялся пробыть в православной земле долгое время и обещал зазимовать, вдруг, забеспокоившись, внезапно снялся с места и, не желая медлить ни единого дня, сказал дружине: "Или царство наше захватит другой, или Василий соберется на нас", - такая мысль смутила агарянина. Быстро посылает он к городу, сам прося мира: и как захотели горожане, так и замирился с ними окаянный Едигей и отошел».

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии