RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Ложь об Иоанне Грозном
16 января 2015 г.

Ложь об Иоанне Грозном

16 января 1547 года Великий князь Московский ИВАН IV был венчан на царство и принял новый титул "царя и великого князя веся Руси"
Европа против СССР
22 июня 2013 г.

Европа против СССР

Некоторые факты и мнения по поводу начального периода Великой Отечественной войны
Рассекреченное письмо
29 декабря 2013 г.

Рассекреченное письмо

45 лет назад 30 декабря 1968 года умер Маршал Советского Союза Кирилл Мерецков
   Как был блокирован
26 сентября 2014 г.

Как был блокирован "Дропшот"

26 сентября 1956 года советские летчики и самолетостроители сорвали американский план превентивного ядерного удара по основным административным и промышленным центрам СССР
Вспомним всех поименно...
6 апреля 2016 г.

Вспомним всех поименно...

6 апреля 1945 года начался штурм Кёнигсберга
Главная » Подвиги в наследство » Купающийся в небесах

Купающийся в небесах

31 марта 2017 года исполнилось 90 лет со дня рождения заслуженного летчика-испытателя СССР Владимира Ильюшина.

Он 6420 раз поднимал в небо новейшую технику, всего провел в воздухе 4152 часа 25 минут.
Купающийся в небесах

Послужной список легендарного авиатора, сына выдающегося отечественного авиаконструктора, разработчика самого массового боевого самолёта в истории — штурмовика Ил-2 и линейки гражданских самолетов от Ил-12 до Ил-62, впечатляет. Летчик- испытатель Владимир Ильюшин 6420 раз поднимал в небо новейшую технику, и только однажды вынужден был покинуть летательный аппарат, приземлившись на парашюте. Тогда он катапультировался, исчерпав все возможности спасти "десятку" - Су-27. А всего в воздухе он провел в общей сложности 4152 часа 25 минут. Особая гордость у Владимира Сергеевича была за испытания ракетоносца Т-4 - «сотки».

Из истории ОКБ Сухого известно, что результаты десяти полетов на «Сотке» выполненные Ильюшиным привели авиаспециалистов в восторг. Самолет, не имеющий тогда аналогов в мире, был рассчитан на крейсерскую скорость свыше трех тысяч километров в час, рабочую высоту полетов в 25-30 километров и на дальность не менее 7000 километров. Ильюшин вышел на скорость 2000 километров в час. Но в декабре 1975 года ЦК КПСС и Совет министров СССР прекращают все работы по Т-4… Причины остановки этого перспективнейшего проекта никто, как и в случае с легендарным «Бураном», объяснять не стал.

О том, как складывалась судьба ушедшего из жизни семь лет назад летчика-испытателя, написаны целые тома очерков, интервью. В них - и обретение профессии на фирме «Сухой», и страшная трагедия в 1960 году, когда его Волга была буквально раздавлена «Победой», набитой перепившейся компанией, после чего он долго и трудно восстанавливался, едва не простившись с мечтой, и многое другое.

Вспоминает дочь летчика-испытателя Марина Владимировна Ильюшина:
- Сейчас, когда папы нет, и я читаю про летные испытания его друзей, думаю: наверное, все вместе помогало уйти от авиакатастрофы: и блестящее инженерное образование, и огромная летная практика, и, конечно, личные данные – реакция, интуиция, умение управлять не только самолетом, но и собой. Вспоминаю его слова: «Если в полете ничего не происходит, то это настораживает. Уж лучше пусть произойдет». Часто люблю повторять ещё одно папино выражение: «Всё будет так, как должно быть, даже если будет иначе". Он очень многое умел: занимался художественной фотографией, снимал любительские фильмы, писал очерки, совершенствовал английский, писал картины маслом, собирал телевизоры. Хорошо читал стихи и пел красивым тенором. А как он, уже будучи в очень серьезном возрасте, вспахивал на купленном тракторе дачный огород!
После жуткого ДТП он очень трудно восстанавливался. Сам он потом шутил в одном из своих рассказов (литературой он увлекался серьезно): «говоря языком авиационным, это был период «капитального ремонта моего шасси», что в переводе означает лечение переломов ног». Казалось, о продолжении летной профессии не могло быть и речи. После операции одна нога у него стала короче, колени не сгибались. Хирург рекомендовал ему, еженедельно увеличивая нагрузки на ноги, ходить по лестнице по три часа в день. Папа ходил по пять. Работники метро «Белорусская» все удивлялись, как чуть прихрамывающий подполковник спускался по ступенькам остановившегося эскалатора, вместо того, чтобы воспользоваться действующим. И ведь все получилось. Он говорил: научился ходить со слезами на глазах. Наверх-на лифте, вниз пешком. Потому что вниз спускаться сложнее…
Когда ему задавали вопрос, какой из поднятых в небо им из 12 типов самолетов от Су-9 до Су-27 для него самый любимый, он отвечал: «В общем, они все любимые… Потому что это часть жизни, сердца, ума. Даже не часть, а это вся жизнь».
Могу признаться: я не встречала в жизни людей его энергетики. Он не входил в дом, а влетал. Ключи кидал на шкафчик справа от входной двери, заполнял собою весь дом. Мама говорила, что один из друзей называл его «стихийное бедствие», имея в виду, вероятно, ту самую энергию, которая сбивала с ног, не давая опомниться. Автомобиль вел, казалось, чуть летя над шоссе. Скорость при этом была всегда не больше 70-80 км в час. Мне говорил часто: «Не суетись! Не дергайся. Сядем тихо, спокойно. Все обдумаем, обсудим». Мне помогают эти слова теперь, когда я остаюсь в его автомобиле один на один с дорогой… А вот его воздушные рекорды. Скорости, конечно, дикие – от двух тысяч км в час. Но! Рекорд высоты, рекорд постоянной скорости на одной высоте – опять выдержка, а не гонка. Энергия у него была и в глазах необыкновенного цвета, зелено-голубая морская волна, бездонных - может быть, он всегда мысленно немножко парил в небе…. Он же рассказывал, как, выполнив раньше времени задание, оставался наверху и «немного купался в небесах». Он мне часто последнее время признавался, что ему снится небо…
Конечно, не всем он был удобен. Никогда не подлаживался, не подстраивался. Герой титулованный и знаменитый, он был очень НЕ ВАЖНЫМ человеком. Кстати, в одном из интервью он так и сказал: "О человеке говорят его дела, а не медлительная важность походки».

Самолеты Су, поднятые в небо легендарным летчиком-испытателем Владимиром Ильюшиным, и сегодня верно служат, наводя шорох среди тех, кто хотел бы видеть нашу страну на задворках мировой политики. Так, один из них Су-27 - советский/российский многоцелевой всепогодный высокоманевренный истребитель четвёртого поколения, предназначенный для завоевания превосходства в воздухе, и его различные модификации находятся на вооружении Воздушно-космических сил и морской авиации РФ, продолжая выполнять боевые задачи в Сирии. Су-27, кстати, признан одним из лучших самолетов XX века по итогам интернет-голосования, проведенного на сайте журнала «Flight International».. И в этом главная заслуга Владимира Сергеевича Ильюшина и многих его коллег и поныне решающих задачи укрепления боевого могущества Родины.

 

Из записок Владимира Ильюшина: "Летчик - не просто профессия, это склад души и ума. Летчик, переставший летать, все равно не становится "бывшим". Просто он становится по тем или иным причинам не летающим сегодня. У нашей профессии нет прошедшего времени. Считаю ее вечной..."

Хроника восхождения Владимира Сергеевича Ильюшина:
Г
ерой Советского Союза (1960)
Заслуженный мастер спорта СССР (1961)
Заслуженный летчик-испытатель (1966)
Генерал-майор авиации (1973)
Лауреат Ленинской премии (1976)
Лауреат Государственной премии РФ(1997)
Лауреат премии им. П.О. Сухого(2003)

 

Анатолий Журин
30 марта 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
26 мая
пятница
2017

В этот день:

Барклай-де-Толли – русский полководец

26 мая 1818 года скончался Михаил Богданович БАРКЛАЙ-ДЕ-ТОЛЛИ, русский полководец, герой Отечественной войны 1812 года.

Барклай-де-Толли – русский полководец

26 мая 1818 года скончался Михаил Богданович БАРКЛАЙ-ДЕ-ТОЛЛИ, русский полководец, герой Отечественной войны 1812 года.

По крови он был шотландцем, по духу — русским потомственным воином, дед которого служил бургомистром в Риге, а отец - при Екатерине II в войсках. С 15 лет Барклай тоже оказался на военной службе, которой посвятил всю жизнь.

Отечественную войну 1812 года он встретил командующим армией. Отличался стратегическим талантом, сочетавшимся с выдержкой и разумной храбростью. После Бородинской битвы, во время которой явил редкий пример самоотвержения, на совете в Филях Барклай первым подал голос в пользу отступления без боя: «Горестно оставить столицу, но если мы не лишимся мужества и будем деятельны, то овладение Москвою приготовит гибель Наполеону».

После победы в Отечественной войне Барклай-де-Толли вновь проявил свой талант полководца во время Заграничного похода в битвах при Кульме и Лейпциге, взятии Парижа. Он стал полным Георгиевским кавалером, генерал-фельдмаршалом, возведен в княжеское достоинство, отмечен высшими наградами европейских государств. Его любили в войсках за справедливость, беспристрастие, ласковое и кроткое обращение. Но старые раны дали о себе знать, и в возрасте 56 лет он скончался, не оставляя службы.

 

Подвиг брига «Меркурий»

26 мая 1829 года 18-пушечный русский бриг «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта А. И. КАЗАРСКОГО был настигнут в море двумя турецкими линейными кораблями, имевшими на борту 184 орудия.

Подвиг брига «Меркурий»

26 мая 1829 года 18-пушечный русский бриг «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта А. И. КАЗАРСКОГО был настигнут в море двумя турецкими линейными кораблями, имевшими на борту 184 орудия.

Экипаж принял решение в плен не сдаваться, а вступить в бой. Отчаянная храбрость победила. Турки были посрамлены.

 

Во время крейсерства русских кораблей (Русско-турецкая война (1828-1829 гг.) — фрегата «Штандарт», бригов «Орфей» и «Меркурий» — на траверзе Пендераклии на горизонте появилась турецкая эскадра, значительно превосходящая по силам наш отряд. Никакой необходимости принимать неравный бой не было, поэтому командир «Штандарта» капитан-лейтенант Павел Яковлевич Сахновский дал сигнал «Взять курс, при котором судно имеет наилучший ход». Выполняя эту команду, «Меркурий» несколько отстал, поскольку обладал худшими ходовыми качествами, чем «Штандарт» и «Орфей». Впоследствии ему не удалось уйти от погони: наш бриг настигли турецкие линейные корабли - 110-пушечный «Селимие» и 74-пушечный «Реал-бей». На одном из них находился адмирал (капудан-паша) турецкого флота, а другой шёл под вымпелом контр-адмирала.

Собрав офицеров, командир «Меркурия», по давней флотской традиции, сначала обратился к самому младшему по званию (чтобы не давить авторитетом) с вопросом о дальнейших действиях: принять бой означало наверняка погибнуть, сдаться в плен — потерять честь. Штурманский поручик Иван Петрович Прокофьев предложил вступить в сражение с врагом, а когда будет сбит рангоут, откроется сильная течь или бриг будет лишён возможности сопротивляться, взорвать «Меркурий», сцепившись с одним из неприятельских кораблей. Старшие офицеры единодушно приняли это предложение. Капитан-лейтенант Казарский положил заряженный пистолет на шпиль перед входом в пороховой склад (чтобы при необоходимости выстрелом взорвать погреб). Кормовой флаг, чтобы тот ни при каких обстоятельствах не спустился, прибили к гафелю.

Приблизившись на расстояние выстрела, турки открыли ураганный, но мало прицельный огонь. Казарский в свою очередь запретил артиллеристам стрелять, что вызвало замешательство команды. Командир брига крикнул: «Не будем, ребята, зря тратить снаряды. А турки - пускай пугают - они везут нам Георгия…»

В конце концов, когда пришла пора действовать, Казарский приказал открыть огонь из ретирадных пушек (кормовые орудия, стрелявшие из порта в корме при уходе от противника). И сам стал к орудию, чтобы не отвлекать матрсов от весел.

Тем не менее вскоре бриг оказался зажатым между двумя вражескими линкорами. С «Селимие» закричали по-русски: «Сдавайся, убирай паруса!». В ответ на бриге раздалось дружное «ура». Русские моряки открыли огонь из всех орудий и ружей. В результате уже готовые к штурму абордажные команды посыпались с марсов и реев. Помимо ядер в бриг летели книппели (спецснаряды для разрыва парусов) и брандскугели (зажигательные ядра).

На бриге трижды возникали пожары, которые были ликвидированы.

Ответным огнем канонира Ивана Лисенко удалось повредить такелаж «Селимие», из-за чего линкор отстал для ремонта. Вскоре было нанесено серьёзное повреждение и «Реал-бею», в результате которого тот лишился возможности маневрировать.

В результате боя «Меркурий» потерял убитыми 4 человека, ранеными 6, сам Казарский получил контузию головы.

Победа маленького брига в бою с двумя огромными линкорами была настолько невообразимой, что далеко не все были способны в нее поверить. Например, английский историк Ф. Джейн писал: «Совершенно невозможно допустить, чтобы такое маленькое судно, как „Меркурий“, вывело из строя два линейных корабля».

Орднако факт остается фактом. И это подтверждают сами враги. Например, штурман «Реал-бея» так описал бой: "Во вторник с рассветом, приближаясь к Босфору, мы приметили три русских судна. Мы погнались за ними, но догнать могли только один бриг. Корабль капудан-паши и наш открыли тогда сильный огонь… Неслыханное дело! Мы не могли заставить его сдаться. Он дрался, отступая и маневрируя по всем правилам морской науки так искусно, что стыдно сказать: мы прекратили сражение, а он со славою продолжал свой путь... Ежели в великих деяниях древних и наших времён находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все оные помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми литерами на храме Славы: он называется капитан-лейтенант Казарский, а бриг — «Меркурий».

За этот подвиг бриг «Меркурий» был награждён кормовым Георгиевским флагом и вымпелом. Капитан-лейтенант Казарский и штурманский поручик Прокофьев удостоились ордена Святого Георгия IV класса, остальные офицеры — ордена Святого Владимира IV степени с бантом, нижние чины — знаки отличия военного ордена. Все офицеры были произведены в следующие чины и получили право добавить на свои фамильные гербы изображение тульского пистолета, выстрелом которого предполагалось взорвать порох в погребе в том случае, если бриг потеряет возможность сопротивляться.

 

Коронация Николая-II

26 мая 1896 года в Москве был коронован последний русский император НИКОЛАЙ II.

Родился летчик Байдуков

26 мая 1907 года родился Георгий Филиппович БАЙДУКОВ (умер 28.12.1994), летчик, Герой Советского Союза, член экипажа В. П. ЧКАЛОВА, совершившего беспосадочный перелет Москва — Северный полюс — США.

Гибель генерала Костенко

26 мая 1942 года погиб в бою Федор Яковлевич КОСТЕНКО, советский военачальник, генерал-лейтенант, командующий 26-й армией, заместитель командующего Юго-Западным фронтом.

Гибель генерала Костенко

26 мая 1942 года погиб в бою Федор Яковлевич КОСТЕНКО, советский военачальник, генерал-лейтенант, командующий 26-й армией, заместитель командующего Юго-Западным фронтом.

Он встретил Великую Отечественную войну в должности командующего 26-й армии Киевского Особого военного округа. Летом 1941 года армия вела тяжелые оборонительные бои, а в сентябре Костенко стал заместителем командующего Юго-Западным фронтом. Отличился во время контрнаступления под Москвой, освобождал Ливны, Елец. Погиб в окружении, когда неудачей закончилась Харьковская операция советских войск. Г.К. Жуков о нем вспоминал: «Великая Отечественная война застала Ф. Я. Костенко в должности командующего 26-й армией, защищавшей наши государственные границы на Украине. Под его командованием части и соединения этой армии дрались столь упорно, что, неся колоссальные потери, фашистские войска так и не смогли в первые дни прорваться в глубь Украины. К большому сожалению, Федору Яковлевичу Костенко не посчастливилось дожить до наших дней. Он пал смертью героя в ожесточенном сражении на харьковском направлении, будучи заместителем командующего Юго-Западным фронтом. Вместе с ним погиб его любимый старший сын Петр. Петра Костенко нельзя было не любить. Помнится, еще совсем мальчиком Петр изучал военное дело, особенно нравились ему верховая езда и рубка. Федор Яковлевич гордился сыном, надеялся, что из Петра выйдет достойный командир-кавалерист, и не ошибся".

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии