RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

День полярника
20 мая 2016 г.

День полярника

21 мая 1937 года осуществлена первая в мире посадка самолета в районе Северного полюса, которую совершил флагман арктической воздушной экспедиции самолет АНТ-6.
Победа Фёдора Ушакова над Гасан-пашой
11 сентября 2014 г.

Победа Фёдора Ушакова над Гасан-пашой

11 сентября - День воинской славы России: в честь победы русской эскадры над турецкой у мыса Тендра в1790 году
Донецкий шахтёр Маша Гришутина
23 июня 2015 г.

Донецкий шахтёр Маша Гришутина

В июне 1925 года родилась девочка, которая в 18 лет выдавала на-гора 11,5 мужских норм по добыче угля
Что может защитить реформированная ПВО
31 июля 2013 г.

Что может защитить реформированная ПВО

65 лет назад войска ПВО страны были выделены в самостоятельный вид Вооруженных Сил СССР.
Дневник блокадного бухгалтера
27 января 2014 г.

Дневник блокадного бухгалтера

Простой ленинградец Николай Павлович Горшков скрупулезно описал каждый день того ада, который устроили в городе на Неве западные цивилизаторы
Главная » Подвиги в наследство » Магистраль из прошлого в будущее

Магистраль из прошлого в будущее

30 марта 1891 года издан императорский указ о закладке Великого Сибирского Пути

А уже 5 октября 1916 года Транссибирская железная дорога была открыта для движения.
Магистраль из прошлого в будущее

Напомним: Транссибирская железнодорожная магистраль (Трансси́б), Великий Сибирский Путь (историческое название) — железная дорога через Евразию, соединяющая Москву с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами России. Длина магистрали 9288,2 км, это самая длинная железная дорога в мире.
Этим общенародным достоянием сегодня пользуются, как своим, нынешние «хозяева жизни», приватизировавшие его.

История Транссиба – готовая тема для романа-эпопеи

От новой железной дороги, которой предстояло соединить европейскую часть страны с Сибирью, зависело будущее всей России. Без неё эффективно использовать богатства этого уникального края было просто невозможно.
В постановлении, подписанном Александром III, говорилось, что "Сибирская железная дорога, это великое народное дело, должна осуществляться русскими людьми и из русских материалов".

Закладку первого участка Великого Сибирского пути император поручил наследнику престола Николаю, возвращавшемуся в Россию из путешествия по странам Восточной Азии.

Цесаревич выполнил волю отца. Уже 19 мая 1891 года в 10 часов утра в двух с половиной верстах от Владивостока, в роскошном павильоне был совершен молебен по случаю закладки дороги.
Строилась «чугунка» на средства государства при участии частного капитала. Кстати, от финансовой помощи, предложенной США, решительно отказались. Россия не хотела усиления позиций американцев на Дальнем Востоке.

Транссиб, разделенный на несколько «дорог», строился, как бы сейчас сказали - ударными темпами. Мало того, инженеры и проектировщики делали всё возможное, чтобы «при соблюдении высокого качества» сократить расходы на строительство дороги.
Одним их таких примеров – возведение Южно-Уссурийской дороги. Благодаря талантливому инженеру О.П.Вяземскому, которого коллеги называли «бог изысканий», длину пути удалось «спрямить» на 17 км, а расходы на сооружение уменьшить «более чем на два миллиона рублей». А ведь новая трасса шла по долинам речек и горным ущельям, строилась в таежной, болотистой и безлюдной местности, при полном бездорожье.

Малая заселенность местности затрудняла набор рабочей силы. К строительству сразу же начали привлекать воинские команды, каторжных и ссыльных поселенцев, в том числе политических. Общее число «мобилизоапнных» достигало 1500 человек. На стройке трудились также до 15 тысяч китайцев и японцев.
За справедливое и гуманное отношение к китайским и японским рабочим Вяземский получил ордена от императоров обеих стран.

Сооружение Транссиба вошло в учебники строительных и архитектурных отраслевых ВУЗов.

Так, украшением Средне-Сибирской дороги стал мост в шесть пролетов через Енисей у Красноярска. Строился он по проекту выдающегося мостовика, профессора Л.Д.Проскурякова. Мост имел полную длину около 950 метров! Его пролеты отличались не только оригинальной архитектурой, но и были на 20% легче аналогичных сооружений.

При его возведении впервые в отечественной практике применили метод продольной надвижки пролетных строений.

Постройка Забайкальской дороги шла ускоренными темпами, однако наводнение 1897 года в Забайкалье замедлило строительство. Пострадали уже построенные участки дороги: так в долинах рек Ингода и Шилка вода повредила около 380 км полотна, снесла 15 деревянных мостов. Наводнением снесло несколько поселков и город Дородинск, основанный еще при Екатерине II. Восстанавливать разрушения стали сразу же после спада наводнения. К началу 1898 года все повреждения были исправлены, дополнительно уложены 115 км пути.

В следующем году в Забайкалье случилась сильная засуха с неурожаем. Чтобы рабочие не уходили в другие места, им повысили заработную плату на на 30%.

Много осложнений и неожиданностей принесла людям вечная мерзлота: реки зимой разливались, затопляя берега, как в весеннее половодье. В зиму 1900-1901 года читинские железнодорожные мастерские, построенные четыре года тому назад, вдруг стали деформироваться: появились трещины, изгибы стен, просадки - пришлось всё перестраивать.

Но и здесь строители нашли выход: пример тому - здание на вечной мерзлоте, сооруженное в 1907 году на станции Мозгон. Эта постройка, приподнятая над землей, опирающаяся на каменные столбы – стоит здесь до сих пор. Летом пространство между землей и полом закрывают, препятствуя доступу тепла, а на зиму открывают. Новый метод строительства зданий на вечной мерзлоте переняли позже все северные страны.

Поначалу между двумя берегами Байкала, через который пролегал Великий Северный Путь, была наведена паромная переправа, соединившая станции Байкал и Мысовая. Сначала на ней ходил паром-ледокол «Байкал», грузоподъемностью 4200 тонн. Он имел скорость движения 22 км/ч и перевозил за рейс 200 пассажиров и 25 груженых вагонов. Затем появился второй паром - пассажирский ледокол «Ангара». На берегах озера построили паромные пристани и подъездные пути к ним. Зимой по льду прокладывали железнодорожные пути. Однако паромная переправа оказалась малонадежной, а плавание в зимнее время опасным. Поэтому позднее переправу заменила Кругобайкальская железная дорога с целым рядом небольших тоннелей. Трасса её была крайне сложной - путь проходил по полкам, вырубленным в скальных берегах; и на подпорных стенках, сооруженных над самым озером; в тоннелях, по арочным виадукам.


Строительство сложнейшего 16-километрового участка дороги между мысами Асламовым и Шаражалгаем возглавил инженер путей сообщения А.В.Ливеровский. Длина этого участка составляла всего 1/18 общей длины дороги, но на его сооружение потребовалось четвертая часть всех затрат. На участке Ливеровского, впервые в практике отечественного железнодорожного строительства, было использовано электричество для освещения бараков строителей, а также на буровых и других работах. Он также впервые применил взрывы различного назначения: для рыхления, на выброс и т.п. Всего при сооружении Кругобайкальской дороги было построено 39 тоннелей, 50 противообвальных галерей, 14 км подпорных стен. Ввели дорогу в постоянную эксплуатацию на год раньше намеченного срока.

В июле 1903 года была запущена проходящая через Маньчжурию, и соединявшая Читу с Владивостоком и Порт-Артуром, Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) - южная ветка Транссибирской магистрали. Строительство дороги было шагом по укреплению влияния Российской империи на Дальнем Востоке, что вызывало недовольство китайской стороны. Только охрана дороги обходилась русской казне до 12 млн рублей в год, а ежегодная дотация на покрытие убытков превышала 7 млн рублей.

Летом 1900 года китайцы атаковали строителей, начали крушить железнодорожное полотно, жечь станционные постройки. Из 1300 верст железной дороги было разрушено около 900! Особенно пострадал Западный участок КВЖД. Не обошлось и без жертв. Строители, уходившие из Мукдена под командованием поручика Валевского и молодого инженера Верховского, по пути почти все погибли в неравных боях с китайцами. Захваченный в плен Верховский был обезглавлен в Ляояне, а его голова - выставлена напоказ на городской площади. К сожалению, это был не последний военный конфликт на КВЖД.

Наряду с постройкой Транссиба важное значение имело и сооружение подходов к нему из европейской части России. Таким выходом с Северо-Запада стали линии Петербург - Вологда и Вологда -Вятка, построенные в 1906 году. В 1911 году вошла в строй дорога Пермь - Екатеринбург. Создание этого северо-западного хода от Петербурга до Челябинска длиной 2342 км в сочетании с ранее построенной линией Москва - Вологда создало единую систему связи европейской части страны с Дальним Востоком.

Сооружение Транссиба способствовало развитию районов Сибири и Дальнего Востока. Для постройки и эксплуатации магистрали из центральных районов страны сюда переселились тысячи специалистов. В годы столыпинской земельной реформы многие тысячи переселенцев ехали по ней в Сибирь.

При сооружении Транссиба проявились мастерство, мужество и энергия многих его участников. Имена их увековечены на карте железных дорог России. Ряд станций назван в честь строителей: Адриановка, Краевский, Вяземская, Гедике, Дормидонтово, Кругликово, Дроздов, Межениновка, Прохаско, Свиягино и многие другие. Современники писали: "История не отмечала события более выдающегося и более богатого прямыми и косвенными последствиями, чем постройка Сибирской железной дороги".

Сегодня Транссибирская магистраль - мощная двухпутная электрифицированная железнодорожная линия, протяженностью 9288,2 километра, оборудованная современными средствами информатизации и связи. Её технические возможности позволяют перевозить до 100 млн тонн грузов в год.

 

Юлия Горжалцан
30 марта 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
27 апреля
четверг
2017

В этот день:

Космический долгожитель

27 апреля 1942 года родился Валерий Владимирович ПОЛЯКОВ, космонавт-исследователь, врач, рекордсмен по длительности полетов. Валерий Поляков совершил два полета в космос, первый в 1988—89 гг. (241 день), второй — в 1994—95 (почти 438 дней). Всего провел в космосе 678 суток 16 часов 33 минуты и 18 секунд.

Пионеры БАМа

27 апреля 1974 года из Москвы на строительство БАМа отправился первый Всесоюзный ударный комсомольский отряд имени XVII съезда ВЛКСМ. В отряде были комсомольцы Москвы, Ленинграда, всех союзных республик. Командиром отряда был утвержден делегат XVII съезда комсомола Герой социалистического Труда Виктор Лакомов.

Пионеры БАМа

27 апреля 1974 года из Москвы на строительство БАМа отправился первый Всесоюзный ударный комсомольский отряд имени XVII съезда ВЛКСМ. В отряде были комсомольцы Москвы, Ленинграда, всех союзных республик. Командиром отряда был утвержден делегат XVII съезда комсомола Герой социалистического Труда Виктор Лакомов.

Всего десять лет понадобилось стране, чтобы построить основную часть БАМа. 29 сентября 1984 года состоялась укладка последнего знаменитого "Золотого звена" Байкало-Амурской магистрали, и первые поезда пошли по новой железной дороге от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре. А 1 ноября 1989 года весь новый трёхтысячекилометровый участок магистрали был сдан в постоянную эксплуатацию.

Спецчасти Внутренних войск

27 апреля отмечается День образования воинских частей Внутренних войск МВД РФ по охране мест проведения специальных работ, важных государственных объектов и сопровождения специальных грузов.

Спецчасти Внутренних войск

27 апреля отмечается День образования воинских частей Внутренних войск МВД РФ по охране мест проведения специальных работ, важных государственных объектов и сопровождения специальных грузов.

Именно в этот день в 1946 году вышло соответствующее постановление Совета министров СССР и был подписан приказ министра внутренних дел о создании спецвойск. Предыстория такова.

В послевоенный период руководство нашей страны предпринимало колоссальные усилия, чтобы обеспечить безопасность государства в условиях появления у США ядерного оружия. Перед советскими учеными стояла задача в кратчайшие сроки создать аналогичное оружие и средства его доставки. Эти работы проводились в условиях строжайшей секретности. Практически одновременно появилась необходимость в охране этого грандиозного проекта.

Для этого и были созданы такие войска. В дальнейшем они стали выполнять и функцию сопровождения специальных грузов.

В 1957 году суровое испытание выдержал личный состав Озерского соединения внутренних войск. 29 сентября произошла авария на химическом комбинате «Маяк». В этих экстремальных условиях, а затем при ликвидации последствий аварии личный состав дивизии проявил высокое самообладание, мужество и самоотверженность. При аварии подверглись облучению 1007 военнослужащих соединения, но было сделано все возможное для ликвидации ее последствий.

В апреле-мае 1986 года специальные части принимали активное участие в мероприятиях по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 декабря 1986 года 22 военнослужащих специальных частей внутренних войск награждены государственными наградами за проявленное мужество и отвагу при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

По словам заместителя начальника главного штаба внут-ренних войск МВД России – начальника управления по охране важных государственных объектов и специальных грузов генерал-лейтенанта Вячеслава Болахнина, «сегодня под охраной войск находятся объекты ядерного оружейного комплекса, атомные электростанции, места базиро-вания атомного ледокольного флота, научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, особо режимные объекты, объекты оборонной промышленности, производства и хранения боеприпасов, взрывчатых веществ, государственных ценностей, базы хранения ресурсов МВД России, 7 закрытых административных территориальных образований. Всего под охраной внут-ренних войск находятся около 100 важных государствен-ных объектов».

По словам генерал-лейтенанта Вячеслава Болахнина, только в минувшем году караулами и войсковыми нарядами внутренних войск пресечено свыше 290 попыток проникновения на объекты и к охраняемым транспортам со специальными грузами. Предотвращено свыше 20 аварийных ситуаций и пожаров, экономический эффект боевой службы составил свыше 370 миллионов рублей.

Победа Суворова над французами

27 апреля1799 года форсирование русскими войсками под командованием А. В. Суворова реки Адда (левый приток реки По).

Победа Суворова над французами

27 апреля1799 года форсирование русскими войсками под командованием А. В. Суворова реки Адда (левый приток реки По).

Здесь во время Итальянского похода 1799 года произошло сражение между французскими войсками и русско-австрийскими войсками. Суворов одержал победу благодаря скрытному форсированию р. Адда и умелому сочетанию действий главных сил на решающем направлении с действиями отрядов на второстепенных участках.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии