RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Герой семьи: «Катюша» моего дедушки
8 июля 2013 г.

Герой семьи: «Катюша» моего дедушки

Я хочу рассказать о моём дедушке – Знамеровском Иване Акимовиче.
Голос эпохи
2 октября 2018 г.

Голос эпохи

2 октября 1914 года родился Юрий Левитан
Десант Константина Ольшанского
26 марта 2019 г.

Десант Константина Ольшанского

26 марта 1944 года в Николаевском порту с рыбачьих лодок высадились 55 морских пехотинцев, 10 сапёров, 2 связиста и проводник
Легенда кино
11 июля 2014 г.

Легенда кино

12 июля 2014 года – 100 лет со дня рождения П.М.Алейникова
Погиб, освобождая Чехословакию
6 января 2020 г.

Погиб, освобождая Чехословакию

6 января 1945 года командир взвода 677-го стрелкового полка младший лейтенант Алексей Лебедев в бою за село Бела (36 км юго-восточнее чехословацкого города Нове-Замки) закрыл своим телом амбразуру пулемётного дзота гитлеровцев
Главная » Подвиги в наследство » Магистраль из прошлого в будущее

Магистраль из прошлого в будущее

30 марта 1891 года издан императорский указ о закладке Великого Сибирского Пути

А уже 5 октября 1916 года Транссибирская железная дорога была открыта для движения.
Магистраль из прошлого в будущее

 Напомним: Транссибирская железнодорожная магистраль (Трансси́б), Великий Сибирский Путь (историческое название) — железная дорога через Евразию, соединяющая Москву с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами России. Длина магистрали 9288,2 км, это самая длинная железная дорога в мире.
Этим общенародным достоянием сегодня пользуются, как своим, нынешние «хозяева жизни», приватизировавшие его.

История Транссиба – готовая тема для романа-эпопеи

От новой железной дороги, которой предстояло соединить европейскую часть страны с Сибирью, зависело будущее всей России. Без неё эффективно использовать богатства этого уникального края было просто невозможно.
В постановлении, подписанном Александром III, говорилось, что "Сибирская железная дорога, это великое народное дело, должна осуществляться русскими людьми и из русских материалов".

Закладку первого участка Великого Сибирского пути император поручил наследнику престола Николаю, возвращавшемуся в Россию из путешествия по странам Восточной Азии.

Цесаревич выполнил волю отца. Уже 19 мая 1891 года в 10 часов утра в двух с половиной верстах от Владивостока, в роскошном павильоне был совершен молебен по случаю закладки дороги.
Строилась «чугунка» на средства государства при участии частного капитала. Кстати, от финансовой помощи, предложенной США, решительно отказались. Россия не хотела усиления позиций американцев на Дальнем Востоке.

Транссиб, разделенный на несколько «дорог», строился, как бы сейчас сказали - ударными темпами. Мало того, инженеры и проектировщики делали всё возможное, чтобы «при соблюдении высокого качества» сократить расходы на строительство дороги.
Одним их таких примеров – возведение Южно-Уссурийской дороги. Благодаря талантливому инженеру О.П.Вяземскому, которого коллеги называли «бог изысканий», длину пути удалось «спрямить» на 17 км, а расходы на сооружение уменьшить «более чем на два миллиона рублей». А ведь новая трасса шла по долинам речек и горным ущельям, строилась в таежной, болотистой и безлюдной местности, при полном бездорожье.

Малая заселенность местности затрудняла набор рабочей силы. К строительству сразу же начали привлекать воинские команды, каторжных и ссыльных поселенцев, в том числе политических. Общее число «мобилизоапнных» достигало 1500 человек. На стройке трудились также до 15 тысяч китайцев и японцев.
За справедливое и гуманное отношение к китайским и японским рабочим Вяземский получил ордена от императоров обеих стран.

Сооружение Транссиба вошло в учебники строительных и архитектурных отраслевых ВУЗов.

Так, украшением Средне-Сибирской дороги стал мост в шесть пролетов через Енисей у Красноярска. Строился он по проекту выдающегося мостовика, профессора Л.Д.Проскурякова. Мост имел полную длину около 950 метров! Его пролеты отличались не только оригинальной архитектурой, но и были на 20% легче аналогичных сооружений.

При его возведении впервые в отечественной практике применили метод продольной надвижки пролетных строений.

Постройка Забайкальской дороги шла ускоренными темпами, однако наводнение 1897 года в Забайкалье замедлило строительство. Пострадали уже построенные участки дороги: так в долинах рек Ингода и Шилка вода повредила около 380 км полотна, снесла 15 деревянных мостов. Наводнением снесло несколько поселков и город Дородинск, основанный еще при Екатерине II. Восстанавливать разрушения стали сразу же после спада наводнения. К началу 1898 года все повреждения были исправлены, дополнительно уложены 115 км пути.

В следующем году в Забайкалье случилась сильная засуха с неурожаем. Чтобы рабочие не уходили в другие места, им повысили заработную плату на на 30%.

Много осложнений и неожиданностей принесла людям вечная мерзлота: реки зимой разливались, затопляя берега, как в весеннее половодье. В зиму 1900-1901 года читинские железнодорожные мастерские, построенные четыре года тому назад, вдруг стали деформироваться: появились трещины, изгибы стен, просадки - пришлось всё перестраивать.

Но и здесь строители нашли выход: пример тому - здание на вечной мерзлоте, сооруженное в 1907 году на станции Мозгон. Эта постройка, приподнятая над землей, опирающаяся на каменные столбы – стоит здесь до сих пор. Летом пространство между землей и полом закрывают, препятствуя доступу тепла, а на зиму открывают. Новый метод строительства зданий на вечной мерзлоте переняли позже все северные страны.

Поначалу между двумя берегами Байкала, через который пролегал Великий Северный Путь, была наведена паромная переправа, соединившая станции Байкал и Мысовая. Сначала на ней ходил паром-ледокол «Байкал», грузоподъемностью 4200 тонн. Он имел скорость движения 22 км/ч и перевозил за рейс 200 пассажиров и 25 груженых вагонов. Затем появился второй паром - пассажирский ледокол «Ангара». На берегах озера построили паромные пристани и подъездные пути к ним. Зимой по льду прокладывали железнодорожные пути. Однако паромная переправа оказалась малонадежной, а плавание в зимнее время опасным. Поэтому позднее переправу заменила Кругобайкальская железная дорога с целым рядом небольших тоннелей. Трасса её была крайне сложной - путь проходил по полкам, вырубленным в скальных берегах; и на подпорных стенках, сооруженных над самым озером; в тоннелях, по арочным виадукам.


Строительство сложнейшего 16-километрового участка дороги между мысами Асламовым и Шаражалгаем возглавил инженер путей сообщения А.В.Ливеровский. Длина этого участка составляла всего 1/18 общей длины дороги, но на его сооружение потребовалось четвертая часть всех затрат. На участке Ливеровского, впервые в практике отечественного железнодорожного строительства, было использовано электричество для освещения бараков строителей, а также на буровых и других работах. Он также впервые применил взрывы различного назначения: для рыхления, на выброс и т.п. Всего при сооружении Кругобайкальской дороги было построено 39 тоннелей, 50 противообвальных галерей, 14 км подпорных стен. Ввели дорогу в постоянную эксплуатацию на год раньше намеченного срока.

В июле 1903 года была запущена проходящая через Маньчжурию, и соединявшая Читу с Владивостоком и Порт-Артуром, Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) - южная ветка Транссибирской магистрали. Строительство дороги было шагом по укреплению влияния Российской империи на Дальнем Востоке, что вызывало недовольство китайской стороны. Только охрана дороги обходилась русской казне до 12 млн рублей в год, а ежегодная дотация на покрытие убытков превышала 7 млн рублей.

Летом 1900 года китайцы атаковали строителей, начали крушить железнодорожное полотно, жечь станционные постройки. Из 1300 верст железной дороги было разрушено около 900! Особенно пострадал Западный участок КВЖД. Не обошлось и без жертв. Строители, уходившие из Мукдена под командованием поручика Валевского и молодого инженера Верховского, по пути почти все погибли в неравных боях с китайцами. Захваченный в плен Верховский был обезглавлен в Ляояне, а его голова - выставлена напоказ на городской площади. К сожалению, это был не последний военный конфликт на КВЖД.

Наряду с постройкой Транссиба важное значение имело и сооружение подходов к нему из европейской части России. Таким выходом с Северо-Запада стали линии Петербург - Вологда и Вологда -Вятка, построенные в 1906 году. В 1911 году вошла в строй дорога Пермь - Екатеринбург. Создание этого северо-западного хода от Петербурга до Челябинска длиной 2342 км в сочетании с ранее построенной линией Москва - Вологда создало единую систему связи европейской части страны с Дальним Востоком.

Сооружение Транссиба способствовало развитию районов Сибири и Дальнего Востока. Для постройки и эксплуатации магистрали из центральных районов страны сюда переселились тысячи специалистов. В годы столыпинской земельной реформы многие тысячи переселенцев ехали по ней в Сибирь.

При сооружении Транссиба проявились мастерство, мужество и энергия многих его участников. Имена их увековечены на карте железных дорог России. Ряд станций назван в честь строителей: Адриановка, Краевский, Вяземская, Гедике, Дормидонтово, Кругликово, Дроздов, Межениновка, Прохаско, Свиягино и многие другие. Современники писали: "История не отмечала события более выдающегося и более богатого прямыми и косвенными последствиями, чем постройка Сибирской железной дороги".

Сегодня Транссибирская магистраль - мощная двухпутная электрифицированная железнодорожная линия, протяженностью 9288,2 километра, оборудованная современными средствами информатизации и связи. Её технические возможности позволяют перевозить до 100 млн тонн грузов в год.

 

Юлия Горжалцан
30 марта 2020 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
9 апреля
четверг
2020

В этот день:

Первое соединение ПЛ

9 апреля 1906 года в Либаве (ныне Лиепая) был создан учебный отряд подводного плавания.

Первое соединение ПЛ

9 апреля 1906 года в Либаве (ныне Лиепая) был создан учебный отряд подводного плавания.

Отряд сформирован в составе: учебного судна «Хабаровск» и подводных лодок «Пескарь», «Стерлядь», «Белуга», «Лосось», «Сиг», «Макрель», «Окунь», «Почтовый». На отряд помимо подготовки кадров возлагались задачи научных исследований и освоение вновь построенных лодок. До 1914 г. новые подводные лодки поступали в состав отряда, осваивались, укомплектовывались личным составом и после учебно-боевой подготовки направлялись, на флоты.

Капитуляция Кенигсберга

9 апреля 1945 года - взятие советскими войсками города-крепости Кёнигсберг.

Капитуляция Кенигсберга

9 апреля 1945 года - взятие советскими войсками города-крепости Кёнигсберг.

Комендант Отто Ляш подписал акт о капитуляции гарнизона.

Ядерный центр

9 апреля 1946 года принято постановление Совмина СССР о создании конструкторского бюро КБ-11.

Ядерный центр

9 апреля 1946 года принято постановление Совмина СССР о создании конструкторского бюро КБ-11.

Это центр по разработке советского ядерного оружия, более известный под именем Арзамас-16 и носящий сегодня название Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский Научно-исследовательский институт экспериментальной физики (РФЯЦ — ВНИИЭФ).

Гибель Евгении Рудневой

9 апреля 1944 года погибла Евгения Максимовна РУДНЕВА, Герой Советского Союза.

Гибель Евгении Рудневой

9 апреля 1944 года погибла Евгения Максимовна РУДНЕВА, Герой Советского Союза.

Она была штурманом 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта. Гвардии старший лейтенант Руднева погибла севернее Керчи вместе с пилотом Панной ПРОКОПЬЕВОЙ во время своего 645-го боевого ночного вылета.

Родился главразведчик

9 апреля 1948 года родился Сергей Николаевич ЛЕБЕДЕВ, директор Службы внешней разведки Российской Федерации (2000—2007)

Герой России Алексей Махотин

9 апреля 1961 года родился Махотин Алексей Николаевич, командир спецназа "Тайфун".

Герой России Алексей Махотин

9 апреля 1961 года родился Махотин Алексей Николаевич, командир спецназа "Тайфун".

В борьбе с бандформированиями на Северном Кавказе отряд под его руководством провел девять спецопераций, уничтожил три базы боевиков, несколько десятков терриристов

Алексей Махотин родился в Воронежской области в семье рабочих. Русский. Трудовую деятельность начал в 15 лет помощником комбайнера в совхозе. Учился на вечернем отделении института и работал сборщиком на Воронежском шинном заводе.

В 1981-1983 годах проходил срочную службу в Советской Армии, в частях Ракетных войск стратегического назначения. После демобилизации пошел работать в органы внутренних дел города Лениграда (Санкт-Петербурга).

В 1983-1988 годах - милиционер роты оперативного реагирования Оперативного полка милиции Главного управления внутренних дел Леноблгорисполкомов; в 1988-1989 годах - милиционер Отряда милиции особого назначения Главного управления внутренних дел. С 1999 года служил в Главном управлении исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации в должности заместителя командира отряда специального назначения по боевой и служебной подготовке "Тайфун", начальника оперативного отдела Управления собственной безопасности. В августе-сентябре 1999 года во главе отряда "Тайфун" воевал в Дагестане против банд Басаева и Хаттаба. В феврале 2000 года прибыл в Чеченскую республику во вторую командировку на вторую чеченскую войну. В период с 11 по 28 февраля 2000 года отряд "Тайфун" действовал в Аргунском ущелье в районе границы с Грузией. Силами отряда уничтожены три базы боевиков, проведено девять спецопераций, уничтожено свыше сорока боевиков, при этом не имея собственных потерь.В одном из боёв, когда отряд "Тайфун" выручал попавшее в засаду мотострелковое подразделение, отважный офицер подполз под огнём к позициям противника и уничтожил гранатами пулемётную точку. В том бою вся засада - двадцать боевиков - была полностью уничтожена.

В марте 2000 года отряд "Тайфун" был направлен в село Комсомольское, где была заблокирована банда Гелаева (свыше одной тысячи боевиков). В бою 6 марта 2000 года Махотин лично уничтожил три огневые точки и пять боевиков; во главе группы из десяти бойцов прикрывал эвакуацию раненых, лично вынес из-под огня тяжелораненого солдата.

В бою 7 марта Алексей Махотин прорвался с группой в село, но был окружен. Он организовал круговую оборону, а затем прорыв к главным силам, при прорыве лично уничтожил двух снайперов врага и подавил одну огневую точку, вынес на себе раненого спецназовца.

В бою 10 марта с группой из 4 бойцов с использованием установки "Змей Горыныч" уничтожил несколько огневых точек боевиков в укреплённых зданиях. Когда осколками был перебит детонирующий шнур - под огнем заложил тротиловые шашки и взорвал ими боезаряд, уничтожив укреплённое здание с двадцатью боевиками. В тот же день во главе группы спецназа Махотин А.Н. обеспечил выход из окружения группы военнослужащих внутренних войск во главе с генерал-майором Фоменко и эвакуацию двух раненых бойцов. В боях за село Комсомольское был контужен, но остался в строю.

Указом Президента Российской Федерации в 2001 году за проявленное мужество в боях и умелое руководство подразделением в борьбе с террористическими формированиями на Северном Кавказе полковнику внутренней службы Махотину Алексею Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали "Золотая Звезда".

http://www.warheroes.ru

 

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии