RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Песне поставили памятник
14 июня 2020 г.

Песне поставили памятник

14 июня 1983 года скончался поэт Алексей Сурков, написавший знаменитую "Землянку"
Палач с ледорубом
7 февраля 2020 г.

Палач с ледорубом

7 февраля 1913 года родился Рамоон Меркадер (умер18 октября 1978), советский разведчик, исполнивший смертный приговор Льву Троцкому
Неоднозначный император
8 февраля 2014 г.

Неоднозначный император

8 февраля 1725 года скончался Пётр Первый. С тех пор не смолкают споры о его роли в истории России.
Подвиг Александра Матросова
30 апреля 2020 г.

Подвиг Александра Матросова

75-дневная Вахта Памяти в честь 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. День шестьдесят четвертый.
Герой в 83 года
14 февраля 2020 г.

Герой в 83 года

14 февраля 1942 года погиб, повторив подвиг Ивана Сусанина, Матвей Кузьмич Кузьмин.
Главная » Подвиги в наследство » Штурмана военной авиации

Штурмана военной авиации

24 марта в России отмечается День штурманской службы Военно-воздушных сил.

Появился этот праздник в военном календаре страны недавно – в 2000-м году, когда Главнокомандующий ВВС РФ подписал соответствующий приказ.
Штурмана военной авиации

 

Приказ появился в связи с многочисленными обращениями в главное оборонное ведомство страны представителей штурманской службы ВВС, сообщавших о том, что государство могло бы отметить нелёгкий штурманский труд отдельной датой в праздничном календаре Российской Федерации. 2 августа 2000 года тогдашний Главком ВВС Анатолий Корнуков решил удовлетворить просьбу. День штурманской службы ВВС с 2001 года в России отмечается официально.

Почему именно 24 марта стало датой празднования дня авиационного военного штурмана? Дело в том, что именно в этот день в далёком 1916 году подписан приказ о формировании в России Центральной аэронавигационной станции. Ход Первой мировой войны говорил о существенном военном преимуществе тех государств, которые обладали развитым военно-воздушным флотом, основывающимся на стратегически важной информации, в свою очередь получаемой в ходе аэронавигационных наблюдений. Аэронавигационная служба позволяла определять эффективные варианты использования средств военной авиации в тех или иных условиях. Однако в ходе Первой мировой службе так и не суждено было развиться в полноценный сегмент военно-воздушного флота, так как и сам российский воздушный флот не имел полноценной господдержки, да и развитие событий не столько на фронтах, сколько внутри самой России не позволяли уделять должное внимание такому развитию.

К моменту революции 1917 года, в результате которой к власти пришли большевики, от имевшегося в российской армии отряда осталась лишь его треть, причём уровень подготовки тех, кто поддержал революционный раскол, оставлял желать лучшего. Ещё хуже дела обстояли со штурманами, который в те годы именовались аэронавигаторами. К 1920 году на всю страну таких специалистов было около 46 человек. К 1923 году ситуация стала выправляться, так как в начавшем формироваться Советском Союзе появились первые лётные школы, а также на самом высоком уровне было принято решение о выделении в эскадрильях должностей аэронавигаторов. Эти специалисты готовились по программе так называемых лётчиков наблюдателей, которые накапливали опыт по пилотированию самолётов, придерживаясь наиболее значимых ориентиров на земной поверхности. По понятным причинам, речи о наличии каких-либо "продвинутых" штурманских приборов, которые могли бы в автоматическом режиме помогать лётчику вести самолёт, не шло. Вся навигационная работа велась при помощи инструментов, которые сейчас можно увидеть в музеях военной авиации. Уже через несколько месяцев было принято решение о том, что специальность аэронавигатора должна быть приравнена к лётному составу.

Огромный вклад в развитие штурманской службы ВВС на начальном этапе её становления в Советской России внёс Борис Стерлигов. Его по праву можно назвать отцом-основателем штурманской службы в том виде, в котором она начала своё полноценное развитие в структуре отечественной военной авиации. Борис Васильевич известен своим авиаперелётом по маршруту Москва-Нью-Йорк в 1929 году, совершённом с командиром экипажа С.А.Шестаковым. В начале 1930-х он становится Главным штурманом Военно-воздушных сил. В воздушный флот страны Борис Стерлигов пришёл в 1923 году – после обучения в Петроградской технической артиллерийской школе, боёв на фронтах Гражданской войны, окончания Высшей военно-педагогической школы Москвы и преподавательской деятельности на пехотно-пулемётных курсах в Баку. После того, как Борис Васильевич оказался Главвоздухфлоте Советской России, его назначили на должность заместителя начальника Центральной аэронавигационной станции. Через два с небольшим года Борис Стерлигов с командиром экипажа В.О.Писаренко осуществил перелёт Москва-Севастополь-Киев общей протяжённостью 3000 км. Борис Васильевич прокладывал маршрут, не имея в своём распоряжении ни радиотехнических средств, ни карты, а используя лишь компасный курс и наземные ориентиры.

Борис Стерлигов руководил главной штурманской службой страны до второй половины 40-х годов. За это время он успел разработать собственную методику самолётовождения по компасу (как в дневное, так и в ночное время суток), которая стала единой для лётного состава и штурманов ВВС. Под его руководством были разработаны специальные барометрические измерители высоты и определители скорости самолёта, солнечный курсоуказатель, навигационный визир.

Сегодня значимость штурманской службы для ВВС РФ и безопасности страны в целом сложно переоценить. Челябинский филиал Военно-воздушной академии им.проф.Жуковского Н.Е. и Гагарина Ю.А. выпустил 29 штурманов, четверо из них отправились для несения службы на Крымский полуостров.

 

Главный штурман ВВС РФ Михаил Звягин сказал для СМИ:
-
На военном штурмане лежит основная нагрузка по применению оружия, средств разведки, десантированию, применению радиоэлектронных средств борьбы. Поэтому роль штурмана непременно будет повышаться. Те, кто расформировывали училища, или укрупняли образовательный статус подготовки лётных кадров, убирая из этого процесса штурманский вуз, наверное, в этом плане ошибались, считая, что эпоха штурмана заканчивается. К счастью, это не так. Я как руководитель штурманской службы глубоко уверен, что специальность эта будет очень востребована и в настоящем, и в будущем.

.
24 марта 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
4 июля
суббота
2020

В этот день:

Подвиг Степана Супруна

4 июля 1941 года погиб Степан Павлович СУПРУН (род. 02.08.1907), летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза. Впервые звание Героя было присвоено ему в 1940 году за бои в небе Китая, вторично — 22 июля 1941 года, посмертно. Как только началась Великая Отечественная война, Супрун выступил с инициативой создать авиаполки из летчиков-испытателей и стал командиром одного из них. В первых же боях он сбил несколько самолетов противника.

Подвиг Степана Супруна

4 июля 1941 года погиб Степан Павлович СУПРУН (род. 02.08.1907), летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза. Впервые звание Героя было присвоено ему в 1940 году за бои в небе Китая, вторично — 22 июля 1941 года, посмертно. Как только началась Великая Отечественная война, Супрун выступил с инициативой создать авиаполки из летчиков-испытателей и стал командиром одного из них. В первых же боях он сбил несколько самолетов противника.

  4 июля Супрун вступил один в схватку с шестью  самолетами противника. Его самолет был подбит. Летчику удалось совершить посадку у белорусской деревни Монастыри, но выбраться из горевшего самолета он не успел.

Подводный атомоход "Ленинский комсомол"

4 июля 1958 года был поднят Военно-морской флаг на первой советской атомной подводной лодке «К-3» (Ленинский комсомол»).

Подводный атомоход "Ленинский комсомол"

4 июля 1958 года был поднят Военно-морской флаг на первой советской атомной подводной лодке «К-3» (Ленинский комсомол»).

Еще она знаменита тем, что17 июля 1962 года первой в СССР достигла Северного полюса.  Это было неожиданностью даже для ЦРУ. Тогда мало кто верил в существование у разрушенного войной СССР атомного подводного флота. Тогдашний директор ЦРУ Ален Даллес лишился своего поста за то, что прохлопал создание «Ленинского комсомола» и достижение им Северного полюса.

Легендарный Ил-18

4 июля 1957 года состоялся первый полёт советского пассажирского самолёта Ил-18 для авиалиний дальней протяжённости, выполненного по схеме четырёхмоторного турбовинтового низкоплана с однокилевым оперением (один из первых советских турбовинтовых лайнеров).

Легендарный Ил-18

4 июля 1957 года состоялся первый полёт советского пассажирского самолёта Ил-18 для авиалиний дальней протяжённости, выполненного по схеме четырёхмоторного турбовинтового низкоплана с однокилевым оперением (один из первых советских турбовинтовых лайнеров).

Выпускался серийно с 1958 по 1978 год на заводе № 30 («Знамя труда»), расположенном вблизи Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве. Всего было построено болee 850 самолётов, в том числе 564 пассажирских, остальные — специальные (например, ледовой разведки или метеорологические лаборатории) и военные (в том числе Ил-38).

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии