RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Плацдарм для освобождения Крыма
16 декабря 2018 г.

Плацдарм для освобождения Крыма

К годовщине Керченско-Эльтигенской десантной операции (октябрь-декабрь 1943 года)
29 сентября 2020 г.

"Повесить на рояльной струне"

Такой приговор вынес 29 сентября 1943 года японский суд советскому разведчику Рихарду Зорге («Рамзай»)
«9 мая 1945 г. Сталинградцы в Берлине!!!»
8 мая 2018 г.

«9 мая 1945 г. Сталинградцы в Берлине!!!»

Мы склоняем свои головы перед подвигом наших родных и близких, дедов и отцов, бабушек и матерей, которые ценой своей жизни и самоотверженного труда защитили нашу Родину и победили фашизм.
Памяти адмирала Макарова
13 апреля 2019 г.

Памяти адмирала Макарова

13 апреля 1904 года Россия потеряла великого русского флотоводца вице-адмирала Степана Осиповича МАКАРОВА.
 Непокорённые: ДОТ № 112
28 февраля 2020 г.

Непокорённые: ДОТ № 112

Вахта Памяти-75: день третий
Главная » Подвиги в наследство » Подвиг Одессы

Подвиг Одессы

5 августа 1941 года Ставка ВГК выпустила в свет директиву: «Одессу не сдавать и оборонять до последней возможности»

С этого дня и пошел отсчёт героической, до 16 октября, обороны города и военно-морской базы.
Подвиг  Одессы

 Одесса в числе первых советских городов ощутила на себе 22 июня удар германских агрессоров. И здесь с самого начала обороны сказался особый характер защитников Южной Пальмиры – переплетение спокойного мужества со стойким, неистребимым юмором.
…Строй вражеских бомбардировщиков, шедших на рассвете 22 июня 1941-го на город, ещё на дальних подступах встретили летчики 67-го истребительного авиаполка Одесского военного округа. Встретили и отбили. Их умелые, самоотверженные действия лучше всего иллюстрирует подвиг заместителя командира эскадрильи старшего лейтенанта Александра Мокляка. Метким огнем своего «ишачка» – И-16 он сбил два вражеских бомбардировщика, а когда закончились боеприпасы, пошёл на таран и уничтожил третью вражескую машину. Свою выдающуюся победу он одержал ценой жизни…
А вот ещё один и тоже очень характерный пример того, как действовали в бою за свой город одесситы. Его привёл в своих воспоминаниях контр-адмирал К.И. Деревянко, бывший в те дни начальником штаба Одесской военно-морской базы. Он вёл переговоры по телефону с находившейся на передовой батарее капитана Кузнецова, когда услышал в трубке треск, шум и гвалт. Адмирал решил, что фашисты ворвались на КП батареи, стал кричать в трубку, звать телефониста, но ответом было молчание. И вдруг через некоторое время телефонист заговорил. «Извините, – говорит, – отлучился в рукопашную...»
К слову, артиллеристы тогда так и не выполнили приказ Деревянко взорвать батарею и отходить к берегу, где их должен был подобрать катер. Они гранатами отбились от ворвавшихся врагов и на какое-то время удержали свою батарею. А когда под натиском превосходящего противника им всё-таки пришлось покинуть боевую позицию, моряки не стали эвакуироваться, а остались в сухопутных подразделениях и били противника на земле.
Бои за Одессу развернулись жестокие. Овладение городом у моря позволяло немцам лишить Черноморский флот его важнейшей базы, утвердиться в северо-западной части акватории Чёрного моря, облегчив захват Крыма и главной базы ЧФ Севастополя и открыв себе путь на Кавказ. Гитлер обещал передать Одессу румынам. В августе глава профашистского режима Антонеску обратился к своим войскам, наступавшим на город: «Наступайте! За два дня вы овладеете самым большим портом на Чёрном море. Это будет наивысшая слава для вас и для страны. Весь мир смотрит на вас, чтобы увидеть вас в Одессе. Будьте на высоте вашей судьбы!» А на 23 августа уже был спланирован парад румынского воинства на площади Красной армии (румыны называли её по-старому – Соборной).
Советскому Верховному командованию была совершенно ясна стратегическая значимость Одессы. 5 августа Ставка ВГК отдала командованию Южного фронта директиву: «Одессу не сдавать и оборонять до последней возможности, привлекая к делу Черноморский флот». С этого дня и пошел отсчёт героической, до 16 октября, обороны города и военно-морской базы.
8 августа в городе было объявлено осадное положение. На строительство оборонительных рубежей вышли более 100 тыс. одесситов. За короткий срок было построено три крупных оборонительных рубежа. Все предприятия города работали на нужды обороны. За дни вражеской осады они дали фронту пять бронепоездов, 69 танков, почти две тысячи миномётов, сотни тысяч мин, ручных гранат, бутылок с зажигательной смесью.
Непосредственные оборонительные бои вели войска Приморской армии (командующий генерал-лейтенант Г.П. Софронов). Только в течение 11 и 12 августа было отбито девять крупных атак противника, выведено из строя 14 вражеских танков, уничтожено около четырёх тысяч вражеских солдат и офицеров. С 13 августа Одесса была полностью блокирована с суши. Фронт представлял собой дугу длиной примерно в 80 километров, которая упиралась своими основаниями в берег моря. Единственным средством надёжной связи с Большой землёй оставались морские коммуникации.
Бои не прекращались ни на один день, протяжённость дуги постепенно уменьшалась. Однако одесситы и тогда не забывали о шутках. На одном из заводов было организовано производство танков, как определили заводские весельчаки, «типа НИ», что значило «на испуг». Эти «танки» делали из тракторов, на которые навешивали стальную обшивку, придавая им внешне форму танков. Участвуя в контратаках наших войск, своим грохотом, рёвом моторов, лязгом плит и пластин эти машины действовали на противника психологически устрашающе. Недаром в одном из приказов Антонеску жестоко упрекал своё воинство: «Вы боитесь танков (каковыми были те самые «НИ». – Ю.Р.). Целые наши полки, как, например, 15-й пехотный, бежали по 4–5 километров назад только от появления 3-4 танков противника... Позор такой армии…»
Как-то по окончании очередного боя (эту историю сохранил для потомков известный писатель Герой Советского Союза Владимир Карпов) пехотинцы, рассматривая броню танка, искорёженную вмятинами от пуль и осколков, заглядывая внутрь через зиявшую в борту огромную пробоину, спросили у командира отчаянного экипажа: «Как же вы отважились на таком драндулете идти в атаку?»
Лейтенант-одессит остался верен себе: «Ах, товарищи дорогие! Это же чудесная боевая машина! В другом танке снаряд внутри разорвется и тарараму там наделает боже ж ты мой! А этот фургон он так интеллигентно пронзает насквозь, что даже взрыватель не срабатывает. Меня может убить только прямым попаданием. А по теории вероятности фашисту для этого надо израсходовать больше половины своих боеприпасов, на два же таких танка у него и снарядов не хватит!»
У врага было пятикратное превосходство над защитниками Одессы в артиллерии и более чем шестикратное в личном составе. Полукольцо вокруг города постепенно сужалось. Тем не менее об оставлении Одессы никто не помышлял. 19 августа приказом Ставки ВГК был создан Одесский оборонительный район (ООР) во главе с командиром Одесской военно-морской базы контр-адмиралом Г.В. Жуковым, командующим Приморской армией стал его заместителем по сухопутным войскам. В одном строю, бок о бок отстаивали родной город пехотинцы и моряки.
На помощь ООР по решению Ставки морем были доставлены части 157-й стрелковой дивизии и дивизион реактивных миномётов, в ночь на 22 сентября в тыл противника был высажен морской десант. Его действия были скоординированы с контрударом войск, оборонявших город. Враг был отброшен на значительное по меркам тех дней расстояние и даже утратил возможность обстрела одесского порта.
Повторимся: возможности обороны были далеко не исчерпаны. Однако в конце сентября резко осложнилась ситуация в районе Крымского перешейка. Части 51-й армии не смогли сдержать войска 11-й немецкой армии и оставили Перекопские позиции, позволив противнику ворваться в Крым. Уже в ночь на 1 октября руководство ООР получила директиву Ставки ВГК, в которой приказывалось «в связи с угрозой потери Крымского полуострова… в кратчайший срок эвакуироваться войскам Одесского района на Крымский полуостров». За двенадцать дней, с 5 по 16 октября, новый командующий Приморской армией генерал-майор И.Е. Петров вместе с контр-адмиралом Жуковым осуществил неожиданный для противника манёвр: постепенный вывоз техники, вооружения, материальных ценностей и затем внезапный, незаметный для врага отход всех сил армии и посадку на суда. Так что румыны своевременно эвакуацию советских войск не обнаружили. Через непродолжительное время Приморская армия стала непреодолимым заслоном для гитлеровцев, пытавшихся с ходу взять Севастополь.
Повторимся: враг не взял Одессу штурмом. Если он и считал это своей победой, то её впору назвать пирровой. Приморская армия ушла в полном составе со знамёнами, оружием и техникой, принуждённая к тому не противником, а общей обстановкой на южном крыле советско-германского фронта. Около 40 тысяч жителей Одессы и воинов, по разным причинам отставших от своих частей, ушли в катакомбы и продолжали сопротивление вплоть до освобождения города войсками 3-го Украинского фронта генерала Р.Я. Малиновского 10 апреля 1944 г.
…На днях группа украинских депутатов направила обращение секретарю СНБО Александру Турчинову с истеричным всхлипом: «Пророссийские силы системно захватывают Одессу». И если, мол, не принять безотлагательных мер, Одесса может выйти из-под контроля Киева – как Крым и Донбасс.
Что сказать по этому поводу? Молдаванка и Пересыпь в годы Великой Отечественной крепко надавали по зубам немцам и румынам – придёт время разделаются и с украинскими нацистами.

Полковник Юрий Рубцов, доктор исторических наук, профессор Военного университета Министерства обороны РФ

https://www.fondsk.ru

 

 

.
4 августа 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
30 октября
пятница
2020

В этот день:

Самый молодой нарком СССР

30 октября 1908 года родился Дмитрий Федорович Устинов (ум. 1984), советский политический и военный деятель, самый молодой сталинский нарком вооружения (в 32 года от роду), Маршал Советского Союза (1976).

Самый молодой нарком СССР

30 октября 1908 года родился Дмитрий Федорович Устинов (ум. 1984), советский политический и военный деятель, самый молодой сталинский нарком вооружения (в 32 года от роду), Маршал Советского Союза (1976).

 Дважды Герой Социалистического Труда (1942, 1961), Герой Советского Союза (1978), министр обороны СССР (1976—1984).

Родом из Самары из рабочей семьи. В 22 года вступил добровольцем в Красную армию, уаствовал в боевых действиях с басмачами. Осенью 1929 года стал студентом механического факультета Иваново-Вознесенского политехнического института. Работал секретарём комсомольской организации, являлся членом партийного бюро института. Затем перешел в

Ленинградский военно-механический институт, который закончил в 1934 году. C 1934 года — инженер, начальник бюро эксплуатации и опытных работ в Ленинградском артиллерийском научно-исследовательском морском институте. С 1937 года — инженер-конструктор, заместитель главного конструктора, директор Ленинградского завода «Большевик». С 9 июня 1941 года по 14 декабря 1957 года — нарком вооружения СССР, министр вооружения СССР, министр оборонной промышленности СССР. 14 декабря 1957 года — 13 марта 1963 года — заместитель Председателя Совета Министров СССР, председатель Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам. За подготовку первого полёта человека в космос (Ю. А. Гагарин, 12 апреля 1961 года) удостоен звания Героя Социалистического Труда. 13 марта 1963 года — 26 марта 1965 года — первый заместитель председателя Совета министров СССР, председатель Высшего Совета народного хозяйства СССР. 26 марта 1965 года — 26 октября 1976 года — секретарь ЦК КПСС по оборонным вопросам. 29 апреля 1976 года — 20 декабря 1984 года — министр обороны СССР. Среди членов Политбюро 1970—1980-х гг. отличался тем, что спал по 4—4,5 часа. Был исключительно энергичен, предприимчив, очень быстро решал задачи управления и руководства предприятиями.

Д. Ф. Устинов, простудившись во время учений новой боевой техники, умер 20 декабря 1984 года от скоротечного тяжёлого воспаления лёгких. Генерал-лейтенант Иван Устинов (однофамилец) вспоминал: "На последнем учении, после которого его на самолете отправили больным, мы сидели в его резиденции с 9 до 3 утра. Он всем интересовался - и делами, и в персональном плане... В конце концов я ему напомнил: "Дмитрий Федорович, пора и отдохнуть, ведь по плану в 9 часов утра начало учения". - "Иван Лаврентьевич, не беспокойтесь я сталинской закалки". Да вот видите..."

Похоронен на Красной площади (кремирован, урна с прахом замурована в Кремлёвскую стену).

Первая оборона Севастополя 1941 года

30 октября 1941 года начался первый штурм Севастополя фашистскими полчищами.

Первая оборона Севастополя 1941 года

30 октября 1941 года начался первый штурм Севастополя фашистскими полчищами.

Крым имел стратегическое значение, как один из путей к нефтеносным районам Кавказа (через Керченский пролив и Тамань). Кроме того, Крым был важен как база для авиации. С потерей Крыма советская авиация лишилась бы возможности налётов на нефтепромыслы Румынии, а немцы смогли бы наносить удары по целям на Кавказе.

Севастопольский оборонительный район (СОР) к началу Великой Отечественной войны был одним из самых укреплённых мест в мире. Сооружения СОР включали десятки укреплённых орудийных позиций, минные поля и др. В систему обороны входили также две так называемые «бронебашенные батареи» (ББ), или форты, вооружённые артиллерией крупного калибра. Форты ББ-30 (командир — Г. А. Александер) и ББ-35 (командир — А. Я. Лещенко) были вооружены орудиями калибра 305 мм.

В советской историографии первым штурмом Севастополя принято считать попытки немецких войск с ходу захватить город в течение 30 октября — 21 ноября 1941 года. С 30 октября по 11 ноября велись бои на дальних подступах к Севастополю, со 2 ноября начались атаки внешнего рубежа обороны крепости. Сухопутных частей в городе не оставалось, защита осуществлялась силами морской пехоты Черноморского флота, береговыми батареями, отдельными (учебными, артиллерийскими, зенитными) подразделениями при огневой поддержке кораблей. Советская группировка насчитывала вначале около 20 тысяч человек.

В конце октября Ставка ВГК решила усилить гарнизон Севастополя силами Приморской армии (командующий — генерал-майор И. Е. Петров), до тех пор защищавшей Одессу. 16 октября оборона Одессы была прекращена и Приморская армия была морем переброшена в Севастополь. Силы подкрепления составили до 36 тысяч человек, около 500 орудий, 20 тысяч тонн боеприпасов, танки и другие виды вооружений и материалов. Таким образом, к середине ноября гарнизон Севастополя насчитывал, — по советским данным, — около 50-55 тысяч человек. 9—10 ноября вермахту удалось полностью окружить крепость с суши, однако в течение ноября к своим пробивались силы арьергарда, в частности, части 184-й стрелковой дивизии НКВД, прикрывавшей отход 51-й армии.

11 ноября с подходом основной группировки 11-й армии вермахта завязались бои по всему периметру . В течение 10 дней наступавшим удалось незначительно вклиниться в передовую полосу обороны после чего в сражении наступила пауза.

Советская «Царь-бомба»

30 октября 1961 года СССР произвёл взрыв самой мощной бомбы в мировой истории: 58-мегатонная водородная бомба («Царь-бомба») была испытана на полигоне на острове Новая Земля.

Советская «Царь-бомба»

30 октября 1961 года СССР произвёл взрыв самой мощной бомбы в мировой истории: 58-мегатонная водородная бомба («Царь-бомба») была испытана на полигоне на острове Новая Земля.

Она была разработана в 1954—1961 годах группой физиков-ядерщиков под руководством академика Игоря Курчатова.

Бомбардировщик Ту-95В с "Царь- бомбой" на борту, пилотируемый экипажем в составе: командир корабля А. Е. Дурновцев, штурман И. Н. Клещ, бортинженер В. Я. Бруй, вылетел с аэродрома Оленья и взял курс на Новую Землю. В испытаниях участвовал также самолёт-лаборатория Ту-16А. Через 2 часа после вылета бомба была сброшена с высоты 10 500 метров на парашютной системе по условной цели в пределах ядерного полигона «Сухой Нос». Подрыв бомбы был осуществлён барометрически через 188 секунд после сброса на высоте 4200 м над уровнем моря (4000 м над целью). Самолёт-носитель успел улететь на расстояние 39 километров, а самолёт-лаборатория — на 53,5 километра. Огненный шар взрыва достиг радиуса примерно 4,6 километра. Теоретически он мог бы вырасти до поверхности земли, однако этому воспрепятствовала отражённая ударная волна, подмявшая и отбросившая шар от земли. Световое излучение потенциально могло вызывать ожоги третьей степени на расстоянии до 100 километров. Ионизация атмосферы стала причиной помех радиосвязи даже в сотнях километров от полигона в течение около 40 минут. Ощутимая сейсмическая волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар. Свидетели почувствовали удар и смогли описать взрыв на расстоянии тысячи километров от его центра. Ядерный гриб взрыва поднялся на высоту 67 километров; диаметр его двухъярусной «шляпки» достиг (у верхнего яруса) 95 километров. Звуковая волна, порождённая взрывом, докатилась до острова Диксон на расстоянии около 800 километров. Однако о каких-либо разрушениях или повреждениях сооружений даже в расположенных гораздо ближе (280 км) к полигону посёлке городского типа Амдерма и посёлке Белушья Губа не сообщалось.

Основной целью, которая ставилась и достигнута этим испытанием, была демонстрация владения Советским Союзом неограниченным по мощности оружием массового поражения — тротиловый эквивалент наиболее мощной термоядерной бомбы из числа испытанных к тому моменту в США был почти вчетверо меньше, чем у АН602. Крайне важным научным результатом стала экспериментальная проверка принципов расчёта и конструирования термоядерных зарядов многоступенчатого типа. Было экспериментально доказано, что максимальная мощность термоядерного заряда, в принципе, не ограничена ничем.

Интересно, что тогда еще любивший советскую власть академик А. Д. Сахаров (впоследствии проамериканский диссидент) предложил проект по тайному размещению нескольких десятков сверхмощных ядерных боеголовок мощностью от 200 или даже 500 мегатонн вдоль американских морских границ, что, по мнению учёного, позволило бы отрезвить неоконсервативные круги политической элиты США, не втягиваясь в разорительную гонку вооружений. В случае нападения США на СССР можно было затопить береговые города Америки — с помощью искусственного цунами. Гигантская волна высотой более 300 м приходит со стороны Атлантики и обрушивается на Нью-Йорк, Филадельфию, Вашингтон, Аннаполис. Волна достигает крыш небоскребов. Друга волна накрывает западное побережье в районе Чарльстона. Еще две волны обрушиваются на Сан-Франциско и Лос-Анджелес. Всего одной волны хватает, чтобы на побережье Мексиканского залива смыло низко расположенный Хьюстон, Новый Орлеан, Пенсаколу.

К сожалению, Хрущев отклонил этот проект. Подобную идею сегодня вынашивает академик Игорь Острецов: уничтожение США с помощью направленного взрыва, вызывающего гигантскую волну в заданном направлении.

Первая космическая стыковка кораблей

30 октября 1967 года впервые в истории человечества в космосе была произведена автоматическая стыковка космических кораблей. Это были аппараты серии «Космос» — «Космос-186» и «Космос-188», являвшиеся прототипами космического корабля «Союз».

Первая космическая стыковка кораблей

30 октября 1967 года впервые в истории человечества в космосе была произведена автоматическая стыковка космических кораблей. Это были аппараты серии «Космос» — «Космос-186» и «Космос-188», являвшиеся прототипами космического корабля «Союз».

 

Первым был запущен «Космос-186». Он являлся «активным» кораблём , то есть он должен был найти с помощью радиолокационной антенны «пассивный» корабль «Космос-188», сблизиться и пристыковаться.

30 октября 1967 года во время пролёта корабля «Космос-186» над космодромом был запущен «Космос-188» в той же плоскости орбиты, но с опережением на 24 км. Для осуществления стыковки необходима высокая точность вывода на орбиту, так как автоматическая система стыковки может работать только до определённой величины расстояния между кораблями. Расстояние в 24 км не превышало этого предела. Командой из центра управления были активированы системы ориентации, системы автоматического управления и счётно-решающие устройства. После обнаружения «пассивного» корабля «Космос-186» стал корректировать свою орбиту в вертикальной и горизонтальной плоскостях, приближаясь к «Космосу-188» на скорости 90 км/ч. Когда расстояние между кораблями составило 300 м, отключился главный двигатель, и начали свою работу двигатели малой тяги. Последний этап стыковки называется причаливанием. Во время причаливания скорость сближения кораблей составила 0,5—1 м/с. Затем произошла сама стыковка: штанга стыковочного узла «Космоса-186» попала в конусообразный захват «Космоса-188». Состыкованными корабли летали 3,5 часа, совершив около 2 витков вокруг Земли. Затем по команде с Земли они расстыковались и последовательно приземлились: сначала «Космос-186», потом «Космос-188».

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии