RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Крест резидента
16 февраля 2016 г.

Крест резидента

16 февраля 1898 года родился протоиерей Викторин Зарецкий, который в годы Великой Отечественной был руководителем разведгруппы антифашистского подполья
Тайна гибели подводной лодки «Щ-216»
1 октября 2013 г.

Тайна гибели подводной лодки «Щ-216»

1 октября 2013 года спасательное судно Черноморского флота «Эпрон» возвратилось в родную базу, завершив водолазное обследование советской подводной лодки «Щ-216», погибшей в годы Великой Отечественной войны у мыса Тарханкут (Крым).
Первая встреча с Венерой
19 мая 2016 г.

Первая встреча с Венерой

55 лет назад 19 мая 1961 года советская автоматическая межпланетная станция «Венера-1» достигла окрестностей Венеры.
Советский вождь
21 декабря 2016 г.

Советский вождь

21 декабря 1879 года официальная дата рождения Иосифа Виссарионовича Сталина (хотя на самом деле он родился на год раньше)
Вираж Александра Покрышкина: с гауптвахты — в Герои
19 сентября 2013 г.

Вираж Александра Покрышкина: с гауптвахты — в Герои

В 1942 году на лучшего воздушного аса Второй мировой войны готовились материалы для трибунала "за нарушение инструкций и наставлений в бою"
Главная » Подвиги в наследство » Подвиг Одессы

Подвиг Одессы

5 августа 1941 года Ставка ВГК выпустила в свет директиву: «Одессу не сдавать и оборонять до последней возможности»

С этого дня и пошел отсчёт героической, до 16 октября, обороны города и военно-морской базы.
Подвиг  Одессы

 Одесса в числе первых советских городов ощутила на себе 22 июня удар германских агрессоров. И здесь с самого начала обороны сказался особый характер защитников Южной Пальмиры – переплетение спокойного мужества со стойким, неистребимым юмором.
…Строй вражеских бомбардировщиков, шедших на рассвете 22 июня 1941-го на город, ещё на дальних подступах встретили летчики 67-го истребительного авиаполка Одесского военного округа. Встретили и отбили. Их умелые, самоотверженные действия лучше всего иллюстрирует подвиг заместителя командира эскадрильи старшего лейтенанта Александра Мокляка. Метким огнем своего «ишачка» – И-16 он сбил два вражеских бомбардировщика, а когда закончились боеприпасы, пошёл на таран и уничтожил третью вражескую машину. Свою выдающуюся победу он одержал ценой жизни…
А вот ещё один и тоже очень характерный пример того, как действовали в бою за свой город одесситы. Его привёл в своих воспоминаниях контр-адмирал К.И. Деревянко, бывший в те дни начальником штаба Одесской военно-морской базы. Он вёл переговоры по телефону с находившейся на передовой батарее капитана Кузнецова, когда услышал в трубке треск, шум и гвалт. Адмирал решил, что фашисты ворвались на КП батареи, стал кричать в трубку, звать телефониста, но ответом было молчание. И вдруг через некоторое время телефонист заговорил. «Извините, – говорит, – отлучился в рукопашную...»
К слову, артиллеристы тогда так и не выполнили приказ Деревянко взорвать батарею и отходить к берегу, где их должен был подобрать катер. Они гранатами отбились от ворвавшихся врагов и на какое-то время удержали свою батарею. А когда под натиском превосходящего противника им всё-таки пришлось покинуть боевую позицию, моряки не стали эвакуироваться, а остались в сухопутных подразделениях и били противника на земле.
Бои за Одессу развернулись жестокие. Овладение городом у моря позволяло немцам лишить Черноморский флот его важнейшей базы, утвердиться в северо-западной части акватории Чёрного моря, облегчив захват Крыма и главной базы ЧФ Севастополя и открыв себе путь на Кавказ. Гитлер обещал передать Одессу румынам. В августе глава профашистского режима Антонеску обратился к своим войскам, наступавшим на город: «Наступайте! За два дня вы овладеете самым большим портом на Чёрном море. Это будет наивысшая слава для вас и для страны. Весь мир смотрит на вас, чтобы увидеть вас в Одессе. Будьте на высоте вашей судьбы!» А на 23 августа уже был спланирован парад румынского воинства на площади Красной армии (румыны называли её по-старому – Соборной).
Советскому Верховному командованию была совершенно ясна стратегическая значимость Одессы. 5 августа Ставка ВГК отдала командованию Южного фронта директиву: «Одессу не сдавать и оборонять до последней возможности, привлекая к делу Черноморский флот». С этого дня и пошел отсчёт героической, до 16 октября, обороны города и военно-морской базы.
8 августа в городе было объявлено осадное положение. На строительство оборонительных рубежей вышли более 100 тыс. одесситов. За короткий срок было построено три крупных оборонительных рубежа. Все предприятия города работали на нужды обороны. За дни вражеской осады они дали фронту пять бронепоездов, 69 танков, почти две тысячи миномётов, сотни тысяч мин, ручных гранат, бутылок с зажигательной смесью.
Непосредственные оборонительные бои вели войска Приморской армии (командующий генерал-лейтенант Г.П. Софронов). Только в течение 11 и 12 августа было отбито девять крупных атак противника, выведено из строя 14 вражеских танков, уничтожено около четырёх тысяч вражеских солдат и офицеров. С 13 августа Одесса была полностью блокирована с суши. Фронт представлял собой дугу длиной примерно в 80 километров, которая упиралась своими основаниями в берег моря. Единственным средством надёжной связи с Большой землёй оставались морские коммуникации.
Бои не прекращались ни на один день, протяжённость дуги постепенно уменьшалась. Однако одесситы и тогда не забывали о шутках. На одном из заводов было организовано производство танков, как определили заводские весельчаки, «типа НИ», что значило «на испуг». Эти «танки» делали из тракторов, на которые навешивали стальную обшивку, придавая им внешне форму танков. Участвуя в контратаках наших войск, своим грохотом, рёвом моторов, лязгом плит и пластин эти машины действовали на противника психологически устрашающе. Недаром в одном из приказов Антонеску жестоко упрекал своё воинство: «Вы боитесь танков (каковыми были те самые «НИ». – Ю.Р.). Целые наши полки, как, например, 15-й пехотный, бежали по 4–5 километров назад только от появления 3-4 танков противника... Позор такой армии…»
Как-то по окончании очередного боя (эту историю сохранил для потомков известный писатель Герой Советского Союза Владимир Карпов) пехотинцы, рассматривая броню танка, искорёженную вмятинами от пуль и осколков, заглядывая внутрь через зиявшую в борту огромную пробоину, спросили у командира отчаянного экипажа: «Как же вы отважились на таком драндулете идти в атаку?»
Лейтенант-одессит остался верен себе: «Ах, товарищи дорогие! Это же чудесная боевая машина! В другом танке снаряд внутри разорвется и тарараму там наделает боже ж ты мой! А этот фургон он так интеллигентно пронзает насквозь, что даже взрыватель не срабатывает. Меня может убить только прямым попаданием. А по теории вероятности фашисту для этого надо израсходовать больше половины своих боеприпасов, на два же таких танка у него и снарядов не хватит!»
У врага было пятикратное превосходство над защитниками Одессы в артиллерии и более чем шестикратное в личном составе. Полукольцо вокруг города постепенно сужалось. Тем не менее об оставлении Одессы никто не помышлял. 19 августа приказом Ставки ВГК был создан Одесский оборонительный район (ООР) во главе с командиром Одесской военно-морской базы контр-адмиралом Г.В. Жуковым, командующим Приморской армией стал его заместителем по сухопутным войскам. В одном строю, бок о бок отстаивали родной город пехотинцы и моряки.
На помощь ООР по решению Ставки морем были доставлены части 157-й стрелковой дивизии и дивизион реактивных миномётов, в ночь на 22 сентября в тыл противника был высажен морской десант. Его действия были скоординированы с контрударом войск, оборонявших город. Враг был отброшен на значительное по меркам тех дней расстояние и даже утратил возможность обстрела одесского порта.
Повторимся: возможности обороны были далеко не исчерпаны. Однако в конце сентября резко осложнилась ситуация в районе Крымского перешейка. Части 51-й армии не смогли сдержать войска 11-й немецкой армии и оставили Перекопские позиции, позволив противнику ворваться в Крым. Уже в ночь на 1 октября руководство ООР получила директиву Ставки ВГК, в которой приказывалось «в связи с угрозой потери Крымского полуострова… в кратчайший срок эвакуироваться войскам Одесского района на Крымский полуостров». За двенадцать дней, с 5 по 16 октября, новый командующий Приморской армией генерал-майор И.Е. Петров вместе с контр-адмиралом Жуковым осуществил неожиданный для противника манёвр: постепенный вывоз техники, вооружения, материальных ценностей и затем внезапный, незаметный для врага отход всех сил армии и посадку на суда. Так что румыны своевременно эвакуацию советских войск не обнаружили. Через непродолжительное время Приморская армия стала непреодолимым заслоном для гитлеровцев, пытавшихся с ходу взять Севастополь.
Повторимся: враг не взял Одессу штурмом. Если он и считал это своей победой, то её впору назвать пирровой. Приморская армия ушла в полном составе со знамёнами, оружием и техникой, принуждённая к тому не противником, а общей обстановкой на южном крыле советско-германского фронта. Около 40 тысяч жителей Одессы и воинов, по разным причинам отставших от своих частей, ушли в катакомбы и продолжали сопротивление вплоть до освобождения города войсками 3-го Украинского фронта генерала Р.Я. Малиновского 10 апреля 1944 г.
…На днях группа украинских депутатов направила обращение секретарю СНБО Александру Турчинову с истеричным всхлипом: «Пророссийские силы системно захватывают Одессу». И если, мол, не принять безотлагательных мер, Одесса может выйти из-под контроля Киева – как Крым и Донбасс.
Что сказать по этому поводу? Молдаванка и Пересыпь в годы Великой Отечественной крепко надавали по зубам немцам и румынам – придёт время разделаются и с украинскими нацистами.

Полковник Юрий Рубцов, доктор исторических наук, профессор Военного университета Министерства обороны РФ

https://www.fondsk.ru

 

 

.
4 августа 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
23 октября
вторник
2018

В этот день:

Генерал армии Дмитрий Павлов

23 октября 1897 года родился Дмитрий Григорьевич Павлов (расстрелян 1941), советский военачальник, генерал армии (22 февраля 1941), Герой Советского Союза (21 июня 1937).

Генерал армии Дмитрий Павлов

23 октября 1897 года родился Дмитрий Григорьевич Павлов (расстрелян 1941), советский военачальник, генерал армии (22 февраля 1941), Герой Советского Союза (21 июня 1937).

Родился в семье крестьянина. В Первую мировую войну добровольцем ушёл на фронт, дослужился до старшего унтер-офицера. Был ранен в 1916 году и взят в немецкий плен. Освобождён после окончания войны. С 1919 года в Красной армии, в Гражданскую войну с 1918 по 1920 год был командиром взвода, эскадрона, помощником командира полка. Вступил в ВКП (б) в 1919 году. Окончил 24-ю Омскую пехотную школу имени Коминтерна (1922), Военную академию им. М. В. Фрунзе (октябрь 1925 по июнь 1928) и академические курсы при Военно-технической академии (1931).

С 21 июня 1941 года — командующий войсками Западного фронта. После разгрома значительной части войск фронта в Белостокско-Минском «котле» 30 июня 1941 года отстранён от командования и 4 июля арестован. 22 июля 1941 года, решением военного трибунала "за трусость, самовольное оставление стратегических пунктов без разрешения высшего командования, развал управления войсками, бездействие власти", был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян. Похоронен на подмосковном полигоне НКВД. В 1957 году посмертно реабилитирован и восстановлен в звании.

Маршал авиации Владимир Судец

23 октября 1904 года родился Владимир Александрович Судец (ум. 1981), маршал авиации, командующий Дальней авиацией (1955—1962), главнокомандующий войсками ПВО (1962—1966), Герой Советского Союза, Народный герой Югославии, Герой МНР.

Арктическая Одиссея «Георгия Седова»

23 октября 1937 года начался 812-дневный арктический рейд советского ледокола «Георгий Седов».

Арктическая Одиссея «Георгия Седова»

23 октября 1937 года начался 812-дневный арктический рейд советского ледокола «Георгий Седов».

В 1937 году научная экспедиция на «Георгии Седове» занималась исследовательскими работами в Карском море и в море Лаптевых в районе Ново-Сибирских островов. Программа исследований была почти закончена, когда «Георгий Седов» послали на помощь судам каравана, застрявшим в тяжёлых льдах юго-западной части моря Лаптевых.

Здесь собралось несколько ледокольных пароходов, но их усилия были тщетны: наступала ранняя зима, и пробитые ледоколами каналы быстро затягивались молодым льдом.

«Георгий Седов», «Садко» и «Малыгин» не смогли выйти изо льдов. 30 октября пришёл приказ начальника Главсевморпути о переходе на зимовочное положение. Опыта зимовки ни у кого из 217 человек не было.

10 ноября была выведена из эксплуатации машина, погасили топки, перешли на отопление с помощью камельков (буржуйка), освещение — керосинка (летучая мышь) и свечи. 3 апреля 1938 года из Тикси вылетели самолёты звена Героя Советского Союза Алексеева — «Н-170», «Н-171», «Н-172» (летчики Г. К. Орлов, П. Г. Головин). Не пробыв и двух часов после посадки на льдах, отправились обратно (эвакуировав 22 человека). От Тикси их отделяло 1100 км. Для второго рейса была создана промежуточная база (замёрзшая лагуна острова Котельного). 18 апреля «Н-170» и «Н-172» Алексеев и Головин вывезли 83 пассажира. 26 апреля в последний свой рейс — 79 человек. После этого на кораблях осталось по 11 человек. (33 во всём караване).

24 июня после осмотра водолазом Николаевым руля «Георгия Седова» было установлено, что тот повреждён одним из сжатий: судно потеряло возможность самостоятельно управляться. 28 августа 1938 года к каравану подошёл ледокол «Ермак» (капитан М. Я. Сорокин). После нескольких неудачных попыток буксировать «Георгия Седова», он отправился в ледовою разведку, но вскоре потерял один из винтов (лопнул вал и вместе с движителем ушёл на дно). Руководством было принято решение «Ермаку» возвращаться вместе с «Садко» и «Малыгиным», оставив «Георгия Седова» на вторую зимовку. 30 августа корабли ушли.

13 сентября в Главсевморпути приняли решение послать к «Седову» новый ледокол «Иосиф Сталин», а 17 сентября — и «Литке». Подойдя 23 сентября к «Седову» на 60 миль из-за тяжёлой ледовой обстановки (крупнобитый лёд 7 баллов, туман) ледоколы остановись. 24 сентября их отозвали обратно.

С 26 на 27 сентября в результате подвижек льда «Седову получил крен 18° на правый борт, под водой оказалось сливное отверстие холодильника. Забортная вода стала поступать внутрь судна. Несмотря на принятые меры, поступление воды прекратить не удалось и к полночи крен достиг 30°. В таком состоянии ледокол продолжал дрейф. Только в январе 1940 года уже в Гренландсом море (Северо-Западнее Шпицбергена) к дрейфующему пароходу

подошёл ледокол «Иосиф Сталин» и вывел его на чистую воду.

Дрейф продолжался 812 дней. Пройденный путь 3307 миль. 21 января суда добрались до Баренцбурга на Шпицбергене.

3 февраля 1940 года ледокол «Георгий Седов» награждён орденом Ленина. В тот же день был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР: "1. За проведение героического дрейфа, выполнение обширной программы научных исследований в труднейших условиях Арктики и проявленные при этом мужество и настойчивость присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»:

1. Бадигину Константину Сергеевичу — капитану ледокольного парохода «Георгий Седов».

2. Трофимову Дмитрию Григорьевичу — помполиту ледокольного парохода «Георгий Седов».

3. Ефремову Андрею Георгиевичу — старшему помощнику капитана.

4. Буйницкому Виктору Харлампиевичу — гидрографу.

5. Токареву Сергею Дмитриевичу — второму механику.

6. Алферову Всеволоду Степановичу — третьему механику.

7. Полянскому Александру Александровичу — радисту.

8. Бекасову Николаю Михайловичу — радисту.

9. Буторину Дмитрию Прокопьевичу — боцману.

10. Недзвецкому Иосифу Марковичу — машинисту.

11. Шарыпову Николаю Сергеевичу — машинисту.

12. Соболевскому Александру Петровичу — врачу.

13. Гаманкову Ефрему Ивановичу — матросу.

14. Гетману Ивану Ивановичу — кочегару.

15. Мегеру Павлу Власовичу — повару.

2. Выдать единовременную денежную награду Бадигину К. С., Трофимову Д. Г., Ефремову А. Г., Буйницкому В. Х., Токареву С. Д., Алферову В. С., Полянскому А. А., Бекасову Н. М., Буторину Д. П., Недзвецкому И. М., Шарыпову Н. С., Соболевскому А. П., Гаманкову Е. И., Гетману И. И. и Мегеру П. В. по 25.000 рублей каждому".

 

Кровавый «Норд-Ост»

23 октября 2002 года почти в самом центре Москвы вооруженные до зубов чеченские террористы захватили Театральный центр на Дубровке. В этот момент там шел мюзикл «Норд-Ост». В здании находилось более 900 человек, среди которых 100 детей. Во время штурма погибли более 130 заложников.

Кровавый «Норд-Ост»

23 октября 2002 года почти в самом центре Москвы вооруженные до зубов чеченские террористы захватили Театральный центр на Дубровке. В этот момент там шел мюзикл «Норд-Ост». В здании находилось более 900 человек, среди которых 100 детей. Во время штурма погибли более 130 заложников.

Подробно:

http://rosgeroika.ru/geroi-nashego-vremeni/2013/october/podlost-i-geroizm-na-dubrovke

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии