Плацдарм для освобождения Крыма
К годовщине Керченско-Эльтигенской десантной операции (октябрь-декабрь 1943 года)

Керчь, Еникале, коса Чушка, остров Тузла… Сегодня здесь пролёг Керченский мост, из этих мест берёт начало будущая трасса «Таврида» До недавней провокации, устроенной киевским режимом в Керченском проливе, здесь 75 лет не слышали звуков выстрелов.
…Глубокой ночью 1 ноября 1943 г. после семнадцатимесячного перерыва нога советского воина ступила на землю Керченского полуострова. Началась Керченско-Эльтигенская десантная операция Северо-Кавказского фронта (с 20 ноября – Отдельная Приморская армия, командующий – генерал-полковник И.Е. Петров), Черноморского флота (вице-адмирал Л.А. Владимирский) и Азовской военной флотилии (контр-адмирал С.Г. Горшков). Целью операции было приступить к изгнанию немецких оккупантов из Крыма.
План операции предусматривал одновременную высадку трёх дивизий 56-й армии (генерал-лейтенант К.С. Мельник) в районе к северо-востоку от Керчи (главное направление) и одной дивизии 18-й армии (генерал-лейтенант К.Н. Леселидзе) юго-западнее Керчи в районе поселка Эльтиген (вспомогательное направление). После высадки десант должен был нанести удары по сходящимся направлениям и овладеть портами Керчь и Камыш-Бурун. Черноморский флот и Азовская флотилия, высадив десантников, должны были обеспечивать их пополнением, вооружением, боеприпасами до конца операции. Ориентировочно на высадку десантов и переброску войск 56-й армии отводилось 15 суток, а 18-й армии – 30.
Гитлеровское командование понимало, что после изгнания его войск с территории Тамани Красная армия будет стремиться в Крым по кратчайшему пути через Керченский пролив, и потому усиленно укрепляло побережье и Керченский полуостров в целом. На море немцы сосредоточили значительное количество быстроходных десантных барж, хорошо бронированных и имевших сильную артиллерию, а также торпедных и сторожевых катеров. Эти силы препятствовали движению наших кораблей вдоль Таманского полуострова, ставили мины и несли дозор на подходах к Феодосии и в Керченском проливе. Командование же Черноморским флотом не могло использовать в узком и мелководном Керченском проливе крупные корабли. Остро недоставало высадочных средств, пришлось использовать совсем не приспособленные для таких операций гражданские суда вплоть до гребных шлюпок. Действия войск и сил флота серьезно осложняла погода: поздняя осень здесь – время свирепых штормов.
Однако выигрыш от операции затмевал все трудности. Появлялся шанс сделать первый шаг к освобождению с восточного направления всего Крымского полуострова. В район операции Ставка ВГК направила своего представителя маршала С.К. Тимошенко, а контролировать подготовку кораблей и частей к высадке было приказано лично наркому ВМФ адмиралу Н.Г. Кузнецову.
Высадку десанта предполагалось произвести в ночь на 28 октября, но из-за резкого ухудшения погоды её перенесли на 1 ноября. Однако и на этот раз одновременная высадка десантов не получилась: разыгравшийся 6-балльный шторм заставил в последний момент отменить переброску группы, которая должна была высадиться севернее Керчи. А вот группу, нацеленную на Эльтиген, приказ на отмену десантирования на берегу уже не застал.
«Когда штурмовые отряды десанта вышли в открытое море, суда сразу почувствовали на себе сильные удары волн. Штормовой норд-ост пронизывал море. Водяные валы швыряли мотоботы во все стороны, угрожая каждую секунду перевернуть их… А при такой погоде и вперед идти опасно, и возвращать суда не так просто», – вспоминал генерал И.А. Ласкин, бывший начальник штаба Северо-Кавказского фронта.
Через какое-то время канонада, донесшаяся с противоположного берега, дала понять командованию, что передовые отряды всё-таки сумели преодолеть бушующую водную стихию и зацепиться за плацдарм. Для их огневой поддержки с берега Тамани открыли огонь тяжелые артиллерийские батареи. К ним добавился гул самолётов – это через пролив к Крыму устремился ночной лёгкобомбардировочный авиационный полк подполковника Е.Д. Бершанской.
Сильный шторм и жестокий вражеский огонь ещё на воде привели к немалым потерям десантников, но тем яростнее стал наступательный порыв живых. К исходу 3 ноября (каждую ночь с наступлением темноты шла высадка последующих эшелонов) в районе Эльтигена сражались почти 9,5 тыс. человек. Захваченный плацдарм составлял около двух километров в глубину и четыре-пять километров по фронту.
Поскольку высадка войск 56-й армии в первую ночь не состоялась, ответный удар врага сосредоточился на эльтигенском десанте. Только за один день 2 ноября десантники отразили около 20 контратак.
В ночь на 3 ноября советскому командованию наконец удалось высадить группу десанта из состава 56-й армии на основном направлении восточнее Керчи. На какое-то время положение эльтигенского десанта облегчилось, но затем контратаки против него возобновились с нарастающей силой. До 1 декабря десантники удерживали занятые рубежи, а затем получили приказ эвакуироваться с плацдарма. Однако корабли не смогли подойти к пунктам высадки. Тогда десант прорвал вражеский заслон и по суше попытался соединиться с частями 56-й армии. Удалось закрепиться в районе Керчи.
Переправа на Керченский полуостров всего десанта 56-й армии закончилась только к 20 ноября, а его пополнение шло и позднее. «Наращивание сил на керченском плацдарме происходило в исключительно сложной обстановке, – писал адмирал Н.Г. Кузнецов. – Причалы и пути через пролив находились под неослабевающими ударами противника. Нам постоянно мешала погода: стояла глубокая осень, и пролив мог вот-вот замерзнуть. К тому же у нас не было достаточно плавсредств для перевозки танков, артиллерии, автомашин. И все же под руководством командующего флотилией С.Г. Горшкова к 4 декабря на Еникальский полуостров было перевезено восемь эшелонов войск».
Всего Азовская военная флотилия переправила более 75 тыс. человек, больше 450 орудий разного калибра, 128 танков, 764 автомашины, из них 58 с установками PC – «Катюшами», 7,2 тыс. тонн боеприпасов, 2,8 тыс. тонн продовольствия и большое количество других грузов. Советские войска расширили плацдарм до 25 километров по фронту и до 10-12 километров в глубину.
Вновь организованная Приморская армия, перейдя к обороне, отражала вражеские удары и готовилась к наступлению. Генерал И.Е. Петров не забыл и об эльтигенском десанте, сражавшемся теперь в Керчи. Преодолев ожесточённое сопротивление врага, моряки переправили туда на подмогу 83-ю бригаду морской пехоты. Однако и тогда десант не смог соединиться с главными силами; по приказу командующего Отдельной Приморской армией он был переправлен на Тамань.
Десанты нанесли врагу большой урон. В боях с 31 октября по 11 декабря 1943 г. частям 5-го армейского корпуса 17-й немецкой армии, оборонявшего Керченский полуостров, был нанесён значительный ущерб – тысячи солдат, более 100 самолётов, до 50 танков, 45 артиллерийских батарей. С перекопского направления были оттянуты значительные силы врага, что облегчило вступление советских войск в Крым с севера.
И была достигнута основная цель: Красная армия получила важнейший плацдарм, с которого в 1944 г. началось освобождение Крыма. Немцы на полуострове оказались под ударами сразу с двух направлений – с севера и востока.
* * *
…А что касается киевской «партии войны», то её попытки превратить район Керчи–Тамани в новую «горячую точку» будут сорваны так же быстро, как сделали это российские пограничники при пресечении вторжения украинских судов в российские территориальные воды.
Источник: https://www.fondsk.ru
Комментарии:
Сегодня
16 января
суббота
2021
В этот день:
Царь Иоанн IV
Царь Иоанн IV
Государь принял новый титул «царя и великого князя всея Руси», укрепляя тем самым самодержавную власть московских государей и международное значение Русского государства.
Во время царствования Иоанна IV Грозного Россия преобразилась: проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы). Были покорены Казанское и Астраханское ханства, присоединены Западная Сибирь, Область войска Донского, Башкирия, земли Ногайской Орды. При Иване IV прирост территории Руси составил почти 100 %, с 2,8 млн км² до 5,4 млн км², к завершению царствования Русское Государство стало размером больше всей остальной Европы.
Оценивая итоги расцвета Русского государства, историк Р. Г. Скрынников называет прекращение феодальной усобицы, объединение земель, реформы Ивана Грозного, укрепившие систему государственного управления и вооруженные силы. Это позволило сокрушить последние осколки Золотой Орды на Волге — Казанское и Астраханское царства. Царствование Иоанна Грозного, по мнению историка И. К. Кондратьева, было "одним из замечательных царствований, наложивших на Москву, а с нею и на всю Россию печать особенного величия“. Действительно, в эти годы в Москве состоялся первый Земский собор, был создан Стоглав, начата торговля с англичанами (1553) (а также с Персией и Средней Азией), открыта первая типография, построены Архангельск, Кунгур и Уфа, башкиры приняты в русское подданство, учредилось Донское казачество, воздвигнут знаменитый храм Покрова в память завоевания Казанского царства, более известный под именем Василия Блаженного».
Тем не менее с момента смерти Иоанна Грозного и по сей день этот великий государственный строитель Земли Русской постоянно шельмуется, преподносится как самодур, деспот и пр. При этом на его память льется беспардонное вранье. Причина скорее всего в том, что при Иване Грозном был запрещён въезд на территорию России еврейских купцов. Когда же в 1550 году польский король Сигизмунд-Август потребовал, чтоб им был дозволен свободный въезд в Россию, Иоанн отказал в таких словах: «в свои государства Жидом никак ездити не велети, занеже в своих государствах лиха никакого видети не хотим, а хотим того, чтобы Бог дал в моих государствах люди мои были в тишине безо всякого смущенья. И ты бы, брат наш, вперёд о Жидех к нам не писал», поскольку они русских людей «от христианства отводили, и отравные зелья в наши земли привозили и пакости многие людям нашим делали».
Казачья стража
Казачья стража
В соответствии с ним в целях обеспечения надежной охраны передовых рубежей государственной границы на каждые 150 верст западной границы назначалось по одному казачьему полку.
Первая космическая станция - наша
Первая космическая станция - наша
Это Союз-4 с космонавтами Б.В. ВОЛЫНОВЫМ, Е.В. ХРУНОВЫМ и А.С. ЕЛИСЕЕВЫМ и Союз-5 с космонавтом В.А. ШАТАЛОВЫМ. Произошел первый переход космонавтов из одного космического корабля в другой через открытый космос. В течение 4 часов два космических корабля совершали полет как один объект, образуя первую экспериментальную космическую станцию.
Испытатели Анатолий Андронов и Владимир Шушунов
Испытатели Анатолий Андронов и Владимир Шушунов
Анатолий Андронов родился 13 марта 1951 года в городе Щёлково Московской области. Окончил среднюю школу. В 1968 году Андронов был призван на службу в Советскую Армию. В 1972 году он окончил Балашовское военное авиационное училище, после чего служил в авиаполку обеспечения Центра подготовки лётчиков-испытателей в Ахтубинске. В 1980 году Андронов окончил этот центр, в 1981 году — заочно Московский авиационный институт.
С 1980 года был лётчиком-испытателем ГК НИИ ВВС, затем служил в лётно-испытательном управлении Военно-воздушных сил, дослужился до должности начальника этого управления. Испытывал большое количество тяжёлой авиатехники, в том числе военно-транспортных самолётов («Руслан», «Мрия», «Скальпель»). За время своей лётно-испытательской деятельности Андронов совершил 1478 полётов, освоил более чем 40 разновидностей вертолётов и самолётов. Установил 7 мировых и 10 всесоюзных авиационных рекордов на «Руслане». Испытывал авиатехнику во время боёв в Афганистане, участвовал в Антарктических экспедициях.
Владимир Шушунов родился 3 марта 1948 года в Ленинграде. В 1967 году окончил Радиополитехникум в Ленинграде. В 1967—1971 годах учился в Качинском высшем военном авиационном училище лётчиков, по окончании которого (с отличием) служил там же лётчиком-инструктором. В 1979 году окончил Центр подготовки лётчиков-испытателей в 8 ГНИИ ВВС им. Чкалова (Ахтубинск). С 1981 года — на лётно-испытательной работе в 8 ГНИИ ВВС им. Чкалова (Ахтубинск). Освоил и участвовал в испытаниях и доводке более 50 типов и модификаций самолётов, в том числе МиГ-29РБ, МиГ-31Б, МиГ-29СМ, Су-24М, Су-27. Выполнил 108 испытаний различных единиц техники, вооружения, систем управления, среди них: дозаправка самолётов истребительной и фронтовой авиации; дозаправка в воздухе в ночное время и в условиях экстремальных погодных условий.