RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Памятник Иоанну Грозному
15 октября 2016 г.

Памятник Иоанну Грозному

14 октября 2016 года в Орле состоялась торжественная церемония открытия монумента первому русскому царю
Ледовый поход: морская честь России
19 февраля 2016 г.

Ледовый поход: морская честь России

19 февраля 1918 года началась операция по спасению кораблей Балтийского флота от их захвата германскими и финскими войсками в портах Ревеля (ныне – Таллин) и Гельсингфорса (сегодня этот город называется Хельсинки).
Кузница флотских кадров
10 февраля 2016 г.

Кузница флотских кадров

10 февраля Военно-морская академия имени Адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова празднует день своего рождения
Главный госпиталь России
2 декабря 2017 г.

Главный госпиталь России

310 лет назад, 2 декабря 1707 года, «Военный Гошпиталь» в Москве принял своих первых посетителей.
29 сентября 2017 г.

"Повесить на рояльной струне"

Такой приговор вынес 29 сентября 1943 года японский суд советскому разведчику Рихарду Зорге («Рамзай»)
Главная » Подвиги в наследство » «С-12»: через 75 лет после гибели

«С-12»: через 75 лет после гибели

29 июня 2018 года экипаж морского тральщика “Александр Обухов” обнаружил на дне Балтийского моря советскую подводную лодку времён Великой Отечественной войны

Это произошло при обследовании акватории в районе острова Большой Тютерс.
«С-12»: через 75 лет после гибели

 

Субмарина лежит на глубине 70 метров. Дополнительный осмотр и сравнение полученных данных с тактико-техническими характеристиками советских подводных лодок дают основание с большой степенью вероятности предположить, что это советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка «С-12», которая погибла в этом районе летом 1943 года.

 

Об этой боевой субмарине известно следующее. Она заложена 20 октября 1937 года на заводе № 112 в Горьком под стапельным номером 246. Спущена на воду 20 апреля 1938 года, официально вступила в строй 30 июля 1941 года под командованием капитан-лейтенанта В. А. Тураева. Летом 1941 года в походах не участвовала. В сентябре — октябре она находилась в Кронштадте, а затем перешла в Ленинград, где провела первую военную зиму. 19 сентября 1942 года лодка вышла в боевой поход с еще, как говорится, не нюхавшим пороха, неопытным экипажем. Вечером следующего дня, не удержавшись на заданной глубине, С-12 всплыла до 5 метров и была атакована финским самолетом. Взрывы глубинных бомб нанесли лодке некоторые повреждения. Во время ночной зарядки батарей из-за вылившегося электролита начался пожар, заставивший отключить всю носовую группу аккумуляторов. Через день движение было возобновлено, но вскоре «С-12» наскочила на противолодочную сигнальную сеть и была обнаружена финнами. Несколько часов её преследовали финские катера. Спасли субмарину грамотные действия командира. Тураев по карте заметил небольшую впадину на дне моря с глубиной 60 метров при преимущественных глубинах около 40. Туда и залегла «С-12», затаившись. Финны обрушили на неё более 30 глубинных бомб. Но они не знали о впадине и устанавливали взрыватели на глубину около 40 метров. Бомбы взрывались значительно выше лодки, которая содрогалась от гидродинамических ударов, но в целом осталась невредимой. После ухода катеров в ночь на 26 сентября «С-12» вышла из залива и спустя два дня прибыла на боевую позицию между Виндавой и Мемелем.
В ночь на 5 октября «эска» обнаружила вражеский транспорт, с которым ей удалось незаметно сблизиться на дистанцию 2 — 3 кбт (370 - 555 м), но из-за ошибки торпедиста вражеское судно осталось невредимым. На следующую ночь удалось обнаружить еще один небольшой одиночно идущий транспорт. Но и эта атака оказалась безрезультатной.
Д
альнейшая «охота» дала результат лишь 21 октября: был обнаружен охраняемый конвой в составе трех крупных пароходов. Прицельно выпустив две торпеды, Тураев добился попадания в войсковой транспорт «Сабине Ховальд» (5956 брт). Судно получило тяжелые повреждения, но осталось на плаву. С аналогичным результатом закончилась атака 27 октября: торпеда попала в транспорт «Мальгаш» (6903 брт), который через пять часов буксировки сел на грунт у входа в аванпорт Либавы. С-12 подверглась ожесточенному (44 бомбы), но безрезультатному преследованию.
9 ноября на «С-12» закончились запасы продовольствия, лодка легла на обратный курс. При форсировании Финского залива с интервалом в один час «эска» подорвалась на двух минах. К счастью, она задела не за сами мины, а лишь за нижние части 25-метровых противотральных трубок КА, и взрывы прогремели в 20 с лишним метрах над кораблем. Появилась течь в прочном корпусе, вышел из строя гирокомпас, но лодке удалось добраться до базы. 19 ноября она прибыла в Кронштадт.
Этот 62-дневный поход «С-12» стал самым продолжительным боевым плаванием советской субмарины за всю Великую Отечественную войну. За 1190 ходовых часов лодка прошла 4960 миль, в том числе 1774 под водой. Позже выяснилось, что за 11 суток прохода через Финский залив пересекла линии минных заграждений ровно 70 раз!
Вновь «С-12» вышла в море вместе с «С-9» 26 июля 1943 года. Буквально за пять дней до этого Тураев был переведен на Северный флот. Новым командиром стал капитан 3 ранга А. А. Бащенко.
Утром 1 августа командир доложил на базу о ночной зарядке батарей у острова Кэри. Далее путь «С-12» лежал к глубоководному проходу у Найссара, который немцы перекрыли линией донных мин. Больше ни от лодки, ни от 46 членов ее экипажа известий не поступало.

И вот только через 75 лет была найдена «братская могила» экипажа «С-12».
Слава Героям-подводникам!

 

Сергей Турченко
1 июля 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 июля
четверг
2018

В этот день:

Сражение на Шипке

19 июля 1877 года во время русско-турецкой войны передовой отряд русских войск под командованием генерала И.В. Гурко занял Шипку – стратегический перевал на Центральных Балканах.

Сражение на Шипке

19 июля 1877 года во время русско-турецкой войны передовой отряд русских войск под командованием генерала И.В. Гурко занял Шипку – стратегический перевал на Центральных Балканах.

 Вскоре турки начали наступление. Героическая оборона перевала русскими отрядами и болгарскими дружинами продолжалась до января следующего года, когда русские войска перешли в общее наступление.

Сталин стал наркомом обороны

19 июля 1941 года указом Президиума Верховного Совета СССР наркомом обороны был назначен И. В. СТАЛИН. До этого наркомат возглавлял Семен Тимошенко. Война потребовала сосредоточения власти в одном центре. В этот период вся полнота власти в СССР принадлежала Государственному комитету обороны СССР (ГКО СССР) под руководством И.В. Сталина, который совмещал должность председателя ГКО СССР с должностями председателя Совнаркома СССР и наркома обороны.

Сталин стал наркомом обороны

19 июля 1941 года указом Президиума Верховного Совета СССР наркомом обороны был назначен И. В. СТАЛИН. До этого наркомат возглавлял Семен Тимошенко. Война потребовала сосредоточения власти в одном центре. В этот период вся полнота власти в СССР принадлежала Государственному комитету обороны СССР (ГКО СССР) под руководством И.В. Сталина, который совмещал должность председателя ГКО СССР с должностями председателя Совнаркома СССР и наркома обороны.

 На время войны деятельность народных комиссариатов СССР была подчинена ГКО СССР, который не имел своего аппарата и полагался на административные ресурсы наркоматов.
 По указу Государственного комитета обороны 15 октября 1941 года Совнарком СССР, вместе с другими органами государственной власти и управления, был эвакуирован в г. Куйбышев, однако И.В. Сталин, будучи председателем ГКО СССР и Ставки Верховного Главнокомандования, остался в Москве. Являясь председателем Совета Народных Комиссаров СССР, Сталин руководил работами по организации военного производства, партизанского движения, восстановления хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации, а также занимался другими вопросами, входящими в сферу полномочий правительства СССР.

Послевоенный подвиг генерала Хрюкина

19 июля 1953 года умер Тимофей Тимофеевич ХРЮКИН (род. 21.06.1910), генерал-полковник авиации, командующий воздушной армией, дважды Герой Советского Союза.

Послевоенный подвиг генерала Хрюкина

19 июля 1953 года умер Тимофей Тимофеевич ХРЮКИН (род. 21.06.1910), генерал-полковник авиации, командующий воздушной армией, дважды Герой Советского Союза.

Войну он начал в должности командующего ВВС 12-й армии. В августе 1941 года назначен командующим ВВС вновь созданного Карельского фронта. В его задачу входила организация прикрытия с воздуха Кировской железной дороги. В июне 1942 года генерал-лейтенанта Хрюкина назначают командующим ВВС Юго-Западного фронта, позже преобразованных в 8-ю воздушную армию. Под его руководством лётчики сражались под Харьковом, Сталинградом, Ростовом-на-Дону, на рубеже Миус-фронта, в Крыму. По инициативе Хрюкина под Сталинградом был создан полк асов — 9-й гвардейский истребительный авиаполк. Хрюкин внедрял разработанную в армии тактику действий штурмовой авиации со средних высот. Он разрабатывал планы крупных операций воздушных сил (первая — во время контрнаступления под Сталинградом). В июле 1944 года возглавил 1-ю воздушную армию 3-го Белорусского фронта. Участвовал в освобождении Белоруссии и Прибалтики, в операциях в Восточной Пруссии. В 1944 году по инициативе и при деятельном участии Хрюкина в Крыму началось восстановление разрушенного фашистами Всесоюзного пионерского лагеря «Артек». С августа 1946 года — заместитель Главнокомандующего ВВС по боевой подготовке. С июля 1947 года — командующий 7-й воздушной армией. С апреля 1949 года — командующий войсками Бакинского района ПВО. В сентябре 1950 года после окончания Военной академии Генерального штаба назначен заместителем Главкома ВВС по вузам.

Во время учений Хрюкин ехал на автомобиле в штаб. Неожиданно на дороге оказалась группа женщин. Шофёр затормозить не успел. Тогда Хрюкин выхватил руль и направил машину в кювет. Врачи спасли ему жизнь, но авария сильно подорвала его здоровье. 19 июля 1953 года он умер от полученных увечий. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии