RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Назначение - дерзкий прорыв
10 марта 2016 г.

Назначение - дерзкий прорыв

В Российскую армию возвращаются штурмовые саперные роты
Поклон «королю застоя»
19 декабря 2018 г.

Поклон «королю застоя»

19 декабря 1906 года родился Леонид Ильич Брежнев
Освобождение Рудольфа Абеля
10 февраля 2016 г.

Освобождение Рудольфа Абеля

10 февраля 1962 года на мосту Глиникер-Брюкке, соединяющем Берлин и Потсдам, произошел обмен великого советского разведчика на американского шпиона
Забытая медаль
2 ноября 2018 г.

Забытая медаль

2 ноября 1950 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении медали «За отличную службу по охране общественного порядка».
«Гордость русского народа»
19 октября 2017 г.

«Гордость русского народа»

170 лет назад, 19 октября 1847 года, родился выдающийся инженер-электротехник и изобретатель Александр Николаевич Лодыгин.
Главная » Подвиги в наследство » «С-12»: через 75 лет после гибели

«С-12»: через 75 лет после гибели

29 июня 2018 года экипаж морского тральщика “Александр Обухов” обнаружил на дне Балтийского моря советскую подводную лодку времён Великой Отечественной войны

Это произошло при обследовании акватории в районе острова Большой Тютерс.
«С-12»: через 75 лет после гибели

 

Субмарина лежит на глубине 70 метров. Дополнительный осмотр и сравнение полученных данных с тактико-техническими характеристиками советских подводных лодок дают основание с большой степенью вероятности предположить, что это советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка «С-12», которая погибла в этом районе летом 1943 года.

 

Об этой боевой субмарине известно следующее. Она заложена 20 октября 1937 года на заводе № 112 в Горьком под стапельным номером 246. Спущена на воду 20 апреля 1938 года, официально вступила в строй 30 июля 1941 года под командованием капитан-лейтенанта В. А. Тураева. Летом 1941 года в походах не участвовала. В сентябре — октябре она находилась в Кронштадте, а затем перешла в Ленинград, где провела первую военную зиму. 19 сентября 1942 года лодка вышла в боевой поход с еще, как говорится, не нюхавшим пороха, неопытным экипажем. Вечером следующего дня, не удержавшись на заданной глубине, С-12 всплыла до 5 метров и была атакована финским самолетом. Взрывы глубинных бомб нанесли лодке некоторые повреждения. Во время ночной зарядки батарей из-за вылившегося электролита начался пожар, заставивший отключить всю носовую группу аккумуляторов. Через день движение было возобновлено, но вскоре «С-12» наскочила на противолодочную сигнальную сеть и была обнаружена финнами. Несколько часов её преследовали финские катера. Спасли субмарину грамотные действия командира. Тураев по карте заметил небольшую впадину на дне моря с глубиной 60 метров при преимущественных глубинах около 40. Туда и залегла «С-12», затаившись. Финны обрушили на неё более 30 глубинных бомб. Но они не знали о впадине и устанавливали взрыватели на глубину около 40 метров. Бомбы взрывались значительно выше лодки, которая содрогалась от гидродинамических ударов, но в целом осталась невредимой. После ухода катеров в ночь на 26 сентября «С-12» вышла из залива и спустя два дня прибыла на боевую позицию между Виндавой и Мемелем.
В ночь на 5 октября «эска» обнаружила вражеский транспорт, с которым ей удалось незаметно сблизиться на дистанцию 2 — 3 кбт (370 - 555 м), но из-за ошибки торпедиста вражеское судно осталось невредимым. На следующую ночь удалось обнаружить еще один небольшой одиночно идущий транспорт. Но и эта атака оказалась безрезультатной.
Д
альнейшая «охота» дала результат лишь 21 октября: был обнаружен охраняемый конвой в составе трех крупных пароходов. Прицельно выпустив две торпеды, Тураев добился попадания в войсковой транспорт «Сабине Ховальд» (5956 брт). Судно получило тяжелые повреждения, но осталось на плаву. С аналогичным результатом закончилась атака 27 октября: торпеда попала в транспорт «Мальгаш» (6903 брт), который через пять часов буксировки сел на грунт у входа в аванпорт Либавы. С-12 подверглась ожесточенному (44 бомбы), но безрезультатному преследованию.
9 ноября на «С-12» закончились запасы продовольствия, лодка легла на обратный курс. При форсировании Финского залива с интервалом в один час «эска» подорвалась на двух минах. К счастью, она задела не за сами мины, а лишь за нижние части 25-метровых противотральных трубок КА, и взрывы прогремели в 20 с лишним метрах над кораблем. Появилась течь в прочном корпусе, вышел из строя гирокомпас, но лодке удалось добраться до базы. 19 ноября она прибыла в Кронштадт.
Этот 62-дневный поход «С-12» стал самым продолжительным боевым плаванием советской субмарины за всю Великую Отечественную войну. За 1190 ходовых часов лодка прошла 4960 миль, в том числе 1774 под водой. Позже выяснилось, что за 11 суток прохода через Финский залив пересекла линии минных заграждений ровно 70 раз!
Вновь «С-12» вышла в море вместе с «С-9» 26 июля 1943 года. Буквально за пять дней до этого Тураев был переведен на Северный флот. Новым командиром стал капитан 3 ранга А. А. Бащенко.
Утром 1 августа командир доложил на базу о ночной зарядке батарей у острова Кэри. Далее путь «С-12» лежал к глубоководному проходу у Найссара, который немцы перекрыли линией донных мин. Больше ни от лодки, ни от 46 членов ее экипажа известий не поступало.

И вот только через 75 лет была найдена «братская могила» экипажа «С-12».
Слава Героям-подводникам!

 

Сергей Турченко
1 июля 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 июня
среда
2019

В этот день:

Афонское сражение

19 июня 1807 года состоялось Афонское сражение между русской Средиземноморской эскадрой под командованием вице-адмирала Д. Н. Сенявина и турецким флотом в районе полуострова Афон в Эгейском море.

Афонское сражение

19 июня 1807 года состоялось Афонское сражение между русской Средиземноморской эскадрой под командованием вице-адмирала Д. Н. Сенявина и турецким флотом в районе полуострова Афон в Эгейском море.

У русской эскадры Д.Н. Сенявина имелось10 линейных кораблей, у турецкой эскадры под командованием капудан-паши Сейит-Али - 9 линейных кораблей, 5 фрегатов и 5 других судов. В Афонском сражении турецкий флот потерял 3 линейных корабля и 4 фрегата. Хотя полного уничтожения турецкого флота достичь не удалось, он надолго перестал существовать как серьезная боевая сила. Русская эскадра потерь в судах не имела. Победа русского флота в Афонском сражении заставила Турцию ускорить подписание перемирия с Россией.

Женские «батальоны смерти»

19 июня 1917 года по предложению унтер-офицера Марии БОЧКАРЕВОЙ в Российской армии был сформирован первый женский «батальон смерти». В обращении Московского женского союза говорилось: «Женская рать будет тою живою водой, которая заставит очнуться русского богатыря».

Женские «батальоны смерти»

19 июня 1917 года по предложению унтер-офицера Марии БОЧКАРЕВОЙ в Российской армии был сформирован первый женский «батальон смерти». В обращении Московского женского союза говорилось: «Женская рать будет тою живою водой, которая заставит очнуться русского богатыря».

Всего было сформировано два женских пехотных «батальона смерти» и несколько команд. В них вошли более трех тысяч женщин. Один из этих батальонов оказался в числе последних защитников Временного правительства в дни Октябрьского переворота в Петрограде. В январе 1918 года женские батальоны формально распустили, но многие их участницы продолжили службу в частях белогвардейских армий.

Космонавт-астроном Виктор Пацаев

19 июня 1933 года родился Виктор Иванович ПАЦАЕВ (погиб 1971), советский космонавт, Герой Советского Союза, первый астроном в мире, работавший за пределами земной атмосферы.

Космонавт-астроном Виктор Пацаев

19 июня 1933 года родился Виктор Иванович ПАЦАЕВ (погиб 1971), советский космонавт, Герой Советского Союза, первый астроном в мире, работавший за пределами земной атмосферы.

В 1971 году совершил полет в качестве инженера-исследователя космического корабля «Союз-11» и орбитальной космической станции «Салют-1». Полет продолжался 23 суток 18 часов 21 минуту 43 секунды. При спуске произошла разгерметизация спускаемого аппарата «Союза-11», экипаж, в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева погиб.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии