RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Радиограмма № 1
12 марта 2016 г.

Радиограмма № 1

Она была передана 12 марта 1896 года* с помощью изобретённого А. С. Поповым прибора в Петербургском университете
Покушение на жизнь Сталина
5 сентября 2018 г.

Покушение на жизнь Сталина

5 сентября 1944 года в 6 часов утра в поселке Карманово Смоленской области были задержаны два парашютиста, которые оказались диверсантами, засланными на советскую территорию для организации убийства вождя советского народа
Брусилов о прорыве своего имени
4 июня 2018 г.

Брусилов о прорыве своего имени

4 июня 1916 года начало наступательной операции Юго-Западного фронта Русской армии под командованием генерала А. А. Брусилова
Оболганный адмирал
14 января 2019 г.

Оболганный адмирал

14 января – день памяти русского флотоводца, героя Русско-японской войны, вице-адмирала Зиновия Петро́вича Рожественского.
По стопам Преподобного
24 февраля 2014 г.

По стопам Преподобного

22 февраля состоялась паломническая поездка в Троице-Сергиеву Лавру
Главная » Подвиги в наследство » Из «штопора» - вышел!

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович Арцеулов, один из первых пилотов России.

Сто с лишним лет назад он впервые в истории авиации выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».
Из «штопора» - вышел!

7 октября 1916 года Константин Арцеулов, русский военный летчик и инструктор авиашколы под Севастополем, поднялся на двухкилометровую высоту и сознательно ввел самолет в штопор. Курсанты и публика с замиранием сердца следили, как, вращаясь, стремительно приближается к земле машина. И когда уже казалось, что катастрофы не избежать, пилот взял управление на себя и хладнокровно вывел самолет из падения. Это был поистине смертельный номер!

 

До того дня штопор был проклятием для военной авиации. Стоило пилоту слегка ошибиться, сбросить скорость или резко отклонить руль, как самолет моментально валился на крыло и начинал вращаться, ввинчиваться в воздух по вертикали вниз, будто штопор в пробку. Немногие из счастливчиков, оставшихся в живых после крушения, в один голос уверяли, что управлять вращающейся машиной совершенно невозможно. Штопор — это приговор к высшей мере.

 

Поначалу, когда самолеты летали совсем низко и медленно, пилоты имели шанс отделаться травмами. Но с появлением аэропланов Ньюпора, Фармана и Морана, развивавших невиданную по тем временам скорость до 90 километров в час, эти шансы устремились к нулю. Так, только в Гатчинской военно-авиационной школе в 1913 году погибли, не сумев вывести самолет из штопора, капитан Дмитриев и поручик Серов, годом позже — пилоты Стояновский, Синельников и Артемьев...

 

Но вот в севастопольскую авиашколу был определен ротмистр Константин Арцеулов. Боевой летчик после ранения возглавил отделение подготовки пилотов-истребителей. Сын моряка и внук знаменитого художника-мариниста Ивана Айвазовского прежде служил на авиационном заводе Щетинина в Петербурге, одновременно обучался в летной школе и занимался планеризмом. Однако войну он начал командиром кавалерийского взвода и только в 1915 году стал военным летчиком. За два года геройский офицер был отмечен пятью орденами, имел на счету 18 побед в воздушных боях над немецкими асами. Но в Севастополе Арцеулова ждала головная боль. В первые же недели при учебных полетах разбились шесть пилотов, свалившись в штопор на самолетах «Фарман-40».

 

«Эти случаи вызвали среди инструкторов Севастопольской школы горячие споры, — вспоминал Арцеулов. — Как начальник отделения летчиков высшей квалификации — истребителей я считал своим долгом сделать все возможное для выяснения сущности явления, чтобы найти средства выхода из него».

 

И у него это получилось. Как рассказал «Труду» бывший летчик-испытатель Мстислав Листов, Арцеулов понял главное: не надо пытаться сразу же выравнивать штопорящий самолет! При падении встречный поток обтекает крылья под большими углами, что и приводит к неуправляемому вращению. Для восстановления контроля над машиной Арцеулов решил устранить боковое скольжение, а рулем высоты опустить нос, чтобы самолет набрал скорость для маневра. Это представлялось пилотам того времени совершенно противоестественным. Опускание носа во всех инструкциях описывалось как смертельно опасный маневр, неизбежно ведущий к катастрофе.

 

И вот солнечным октябрьским утром Арцеулов поднял в воздух «Ньюпор», чтобы проверить свои выводы на практике. Сам он так рассказывал о том полете: «Сделал вираж, чтобы еще раз вспомнить приемы, которые, как я предполагал, выведут самолет из штопора. Потом сбавил газ, задрал самолет, выключил мотор. И достаточно было немножко тронуть педаль, как самолет свалился на левое крыло — и завертелся в штопоре. Конечно, впечатление было не особенно приятное. Поэтому сейчас же применил свои приемы, чтобы вывести самолет: ручку отдал от себя и сильно дал ногу, обратную вращению штопора. И вскоре почувствовал, что на рулях появилось давление воздуха. Самолет я остановил!»

 

Константин Константинович еще не раз повторил свой рискованный маневр, прежде чем подготовил докладную записку со своими наработками. На заседании ученого совета Качинской авиашколы Арцеулов зачитал свой доклад столь убедительно, что командование постановило: «Ввести прохождение штопора в программу обучения учеников истребительного отделения школы». Цена этого решения — тысячи сохраненных пилотских жизней.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
15 декабря
воскресенье
2019

В этот день:

Гибель Рязани

15 декабря 1237 года начало осады Рязани ханом Батыем. Пять дней героически сражались защитники Рязани, обрушивали на головы монголов стрелы и камни, лили смолу и кипяток, рубились в рукопашных схватках.

Гибель Рязани

15 декабря 1237 года начало осады Рязани ханом Батыем. Пять дней героически сражались защитники Рязани, обрушивали на головы монголов стрелы и камни, лили смолу и кипяток, рубились в рукопашных схватках.

Первые приступы рязанцы отбили, но их ряды стремительно редели, а к монголам подходили все новые и новые отряды, вернувшиеся из-под Пронска, взятого 16—17 декабря 1237 года, Ижеславля и других городов. Но после сосредоточения монгольского войска и появления стенобитных машин Рязань была взята в три дня. В ночь с 20-го на 21-е декабря, под светом факелов и с помощью катапульт и таранов монголы устремились в последний штурм. После упорного боя монгольские воины проломили стены города, ворвались в него и устроили резню. Князь Юрий Игоревич погиб.

Укрепления города были разрушены, Рязань более не восстанавливалась, и культурного слоя после 1237 года не обнаружено. Рязанский князь сделал своей столицей город Переяславль Рязанский, который с середины XIV века стал именоваться Рязанью.

 

Юлианский календарь

15 декабря 1699 года указом Петра I в России был введен юлианский календарь. Ранее летоисчисление велось «от Сотворения мира». Новый год стал праздноваться не 1 сентября, а 1 января.

Смерть Чкалова

15 декабря 1938 года погиб Валерий Павлович Чкалов, советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза. (род. 1904).

Смерть Чкалова

15 декабря 1938 года погиб Валерий Павлович Чкалов, советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза. (род. 1904).

 Трагедия произошла при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме. Уже при заходе самолёта на посадку двигатель остановился. Чкалов, как отмечено было в акте комиссии по расследованию причин аварии, «до последнего момента управлял самолётом и пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами».

Но при посадке самолёт зацепился за провода и столб, а лётчик ударился головой об оказавшуюся на месте падения металлическую арматуру. Через два часа он скончался в Боткинской больнице от полученной травмы.

После гибели Чкалова был арестован ряд руководителей авиационного завода, причастных к организации этого полёта, они были приговорены к длительным срокам лишения свободы за выпуск в полёт самолёта с многочисленными неисправностями, повлёкшими гибель лётчика.

 

Здравствуй, Венера!

15 декабря 1970 года советская межпланетная станция Венера-7 успешно приземлилась на Венере. Это было первое в истории человечества успешное приземление на другой планете космического аппарата, посланного с Земли.

Здравствуй, Венера!

15 декабря 1970 года советская межпланетная станция Венера-7 успешно приземлилась на Венере. Это было первое в истории человечества успешное приземление на другой планете космического аппарата, посланного с Земли.

«Венера-7», запущенная 17 августа 1970 года, спустя 120 суток после старта, достигла планеты. В общей сложности она передавала на Землю информацию в течение 53 минут, в том числе около 20 минут непосредственно с поверхности Венеры. Измеренная температура у поверхности составила 475°±20°С; она соответствовала давлению 90±15 атмосфер.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии