RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Звезда из 45-го
28 марта 2016 г.

Звезда из 45-го

25 марта 1920 года родился Герой Российской Федерации АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ДОРОФЕЕВ
Урок мужества в музее Николая Островского
22 мая 2018 г.

Урок мужества в музее Николая Островского

Комитет по сохранению памяти о героях подвига самопожертвования приглашает на встречу с испытателем космической техники Сергеем Нефедовым
Командиру крейсера «Варяг» - 160
31 августа 2015 г.

Командиру крейсера «Варяг» - 160

31 августа (19 августа по ст. ст.) 1855 года родился Всеволод Федорович Руднев, герой русско-японской войны, контр-адмирал Российского Императорского Флота
Герой, оседлавший звук
20 февраля 2016 г.

Герой, оседлавший звук

20 февраля 1909 года родился Григорий Яковлевич Бахчиванджи, выдающийся советский летчик-испытатель, Герой Советского Союза
Слон и Моська
10 февраля 2014 г.

Слон и Моська

90 лет назад началась русско-японская война
Главная » Подвиги в наследство » Днепровский прорыв

Днепровский прорыв

75 лет назад советские войска форсировали Днепр с ходу, взламывая так называемый Восточный вал фашиствующих европейских орд

Сентябрь 1943 года был ознаменован нашим наступлением по всей Левобережной Украине.
Днепровский прорыв

Фашисты начали отводить свои войска за Днепр. Наступающую Красную армию командование вермахта рассчитывало сковать упорной обороной на стратегическом рубеже, получившем название Восточный вал. Он пролегал в основном по Днепру, удобство которого для обороны заключалось ещё и в господстве высокого правого берега над левым, низким и пологим, откуда двигались наступающие.
Враг создал здесь хорошо развитую в инженерном отношении, насыщенную противотанковыми и противопехотными средствами оборону. Особо мощные укрепления были в районах Кременчуга, Запорожья и Никополя, где, по мнению немецкого командования, советские соединения могли в первую очередь решиться на переправу.
Немцы цеплялись за Восточный вал не случайно. Крушение позиций по Днепру лишало Германию украинского хлеба, железной руды Криворожья, марганца и цветных металлов Запорожья и Никополя. Гитлер называл Днепр «неприступной природной крепостью».

Ставка Верховного главнокомандования стремилась не допустить здесь сколько-нибудь длительной задержки. Войска получили категорическое указание форсировать Днепр с ходу. 9 сентября 1943 г. Ставка отдала директиву, в соответствии с которой командиры, чьи части и соединения первыми форсировали Днепр и закрепились на плацдармах, представлялись к званию Героя Советского Союза. Так же высоко оценивались и подвиги наиболее отличившихся бойцов.

Вести преследование противника приходилось в очень сложных условиях. «Для тщательной подготовки наступления к Днепру у нас не было возможности, – вспоминал маршал Г.К. Жуков. – В войсках… чувствовалась большая усталость от непрерывных сражений. Ощущались некоторые перебои в материально-техническом обеспечении. Но все мы, от солдата до маршала, горели желанием скорее выбросить врага с нашей земли».
«Все мы» – это войска пяти фронтов: Центрального, Воронежского, Степного, Юго-Западного и Южного общей численностью в 2,6 млн. человек, это партизаны Черниговщины, Полтавщины, Днепропетровщины, Донбасса, поддерживавшие действующую армию.

Советское наступление развернулось на более чем 700-километровом фронте. Войскам пришлось преодолеть множество рек, укреплённых врагом для обороны, – Сейм, Сожу, Северский Донец, Ворсклу, Миус, Десну… Однако Днепр – не Миус и даже не Десна. И всё же войска всех пяти фронтов на участке от Лоева до Запорожья сумели с ходу форсировать крупнейшую после Волги водную преграду и захватить 23 плацдарма на правом берегу.
Первыми 21 сентября преодолели Днепр войска 13-й армии Центрального фронта генерала Н.П. Пухова. Вспоминая о тех днях, бывший командующий Центральным фронтом маршал К.К. Рокоссовский писал: «…используя все захваченные на берегу лодки, плоты, бочки, солдаты… приступили к преодолению водной преграды на широком фронте… Передовые подразделения пехоты, быстро переправившись на противоположный берег, зацепились за него, отражая атаки противника, пытавшегося сбросить их в реку. Вместе с пехотинцами переплыли Днепр и артиллерийские офицеры. Теперь они с плацдарма корректировали огонь батарей… Накапливание наших войск на плацдарме шло быстро. Застигнутый врасплох противник не успевал перебрасывать сюда силы, достаточные для противодействия переправе».
Воинам помогали партизаны. К моменту подхода частей Красной армии они захватили несколько переправ, которыми воспользовались бойцы генерала Пухова. К исходу следующего дня они прочно удерживали плацдарм в 25 км по фронту и до 10 км в глубину, который и использовался для дальнейшего наступления.
В ночь на 22 сентября юго-восточнее Киева, в районе села Великий Букрин форсировали Днепр передовые части 3-й гвардейской танковой армии (командующий генерал П.С. Рыбалко) Воронежского фронта. Успех был во многом обеспечен отрядом И.К. Примака, партизаны которого заранее приготовили для красноармейцев рыбачьи лодки и другие средства переправы. Одновременно с танкистами в районе Букринской излучины форсировали Днепр войска 40-й армии (генерал К.С. Москаленко).

Немцы стремились во что бы то ни стало сбросить немногочисленные силы, переправившиеся на правый берег, обратно в реку. Каждый сражавшийся здесь воин был, без прикрас, героем. Но героем из героев проявил себя заместитель командира 1850-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка 40-й армии капитан В.С. Петров. Его подчинённые одними из первых переправились на другой берег. Офицер, заменяя выбывших номеров расчёта, сам стал к орудию. Получил тяжёлое ранение в обе руки, но остался на поле боя. В госпиталь попал поздно, когда руки уже было не спасти. Однако и после их ампутации Герой Советского Союза капитан Петров остался в строю, продолжая воевать. В 1945-м он стал дважды Героем.

В эти же дни севернее Киева в районе Лютежа войсками 38-й армии (генерал Н.Е. Чибисов) был отвоёван ещё один плацдарм. Позднее оба плацдарма – Букринский и Лютежский – сыграли большую роль в операции по освобождению Киева.

Из состава Степного фронта первыми форсировали Днепр у села Домоткань к северо-западу от Верхнеднепровска войска 7-й гвардейской армии героя Сталинградской обороны генерала М.С. Шумилова. По соседству в районе Мишурина Рога за пятачок земли на правом берегу боролась 37-я армия генерала М.Н. Шарохина. До 11 октября на плацдармах 37-й и 7-й гвардейской армий кипели жаркие бои. Превосходство в танках и авиации было на стороне противника, но советские войска не только отразили врага, пытавшегося сбросить их с захваченных позиций, но и расширили занятый плацдарм до масштабов оперативного значения.
Решительной атакой и обходным манёвром взяв Полтаву, превращённую немцами в мощный опорный пункт обороны на пути к Днепру, к реке устремились войска 5-й гвардейской (генерал А.С. Жадов) и 53-й (генерал И.М. Манагаров) армий. Командующий фронтом генерал И.С. Конев поставил перед ними задачу ликвидировать вражеский плацдарм на левом берегу в районе Кременчуга и захватить здесь переправы, по которым гитлеровцы отводили войска за Днепр. «Напутствуя командармов А.С. Жадова и И.М. Манагарова, – вспоминал И.С. Конев, – я указывал, что, форсируя Днепр на отдельных участках у Кременчуга, ни в коем случае нельзя оставлять вражеский плацдарм на левом берегу Днепра».

К концу сентября поставленная перед армиями задача была выполнена. Под мощными ударами войск Красной армии рухнул предмостный опорный пункт на Днепре. А к двадцатым числам октября юго-западнее Кременчуга был завоеван большой стратегический плацдарм, с которого войска Степного (к этому времени – 2-го Украинского) фронта приступили к освобождению Правобережной Украины.
Войска правого крыла Юго-Западного фронта форсировали Днепр 25 сентября южнее Днепропетровска. Действиям Юго-Западного и соседнего Южного фронтов мешала сильная группировка войск, которую противник сосредоточил на своём запорожском плацдарме. Опираясь на него и на хорошо оборудованный рубеж на реке Молочной, гитлеровцы упорно обороняли участок фронта от Запорожья до Азовского моря. Оценив сложившуюся обстановку, Ставка ВГК в директиве от 28 сентября поставила командующим Центральным, Воронежским, Степным, Юго-Западным и Южным фронтами задачу, не затягивая, ликвидировать все плацдармы на левом берегу Днепра, особенно запорожский.

Было бы ошибкой представлять форсирование Днепра сплошным успехом Красной армии. Об огромных трудностях наступления и его ошибках, не скрывая, писали советские полководцы. Маршал И.С. Конев вспоминал: «…за войсками в период подхода к Днепру не успевали двигаться тылы… Нехватка горючего повлекла за собой большое отставание переправочных средств... Недостаточная обеспеченность боеприпасами не позволила осуществить в полной мере надежную артиллерийскую поддержку войск при форсировании Днепра в первый период. Поэтому многие дивизии и даже армии форсировали Днепр преимущественно ночью без артиллерийской подготовки. Войска широко использовали подручные средства, что для гитлеровцев было полнейшей неожиданностью. Использование подручных средств при форсировании реки с ходу – разумное решение, но это не лучший способ форсирования. У нас в Красной армии было достаточно переправочных средств, в том числе тяжелых мостовых переправ. Но в связи с их отставанием и трудностями их доставки к реке создавалась задержка форсирования, главным образом танков и артиллерии. Кроме того, выйдя к реке, нельзя было медлить. Промедление давало время противнику на организацию обороны противоположного берега. Решение переправляться на плечах отходящего противника, переправляться с ходу в тех условиях было смелым и вполне оправданным сложившейся обстановкой. Вся тяжесть его выполнения выпала на наши испытанные и доблестные стрелковые войска. Они проявили чудеса героизма, доблести и храбрости. Однако полный успех форсирования Днепра, расширение плацдармов, отражение массированных танковых атак противника был достигнут объединёнными усилиями всех родов войск: пехоты, танков, артиллерии, авиации, инженерных войск, связи, органов тыла».

При всех трудностях и просчётах форсирование Днепра на почти 750-километровом фронте – от Лоева до Запорожья – стало выдающимся примером преодоления крупнейшей водной преграды с ходу. Взлом советскими войсками Восточного вала создал предпосылки для изгнания оккупантов из пределов Правобережной Украины.

Источник: https://www.fondsk.ru

 

Юрий Рубцов, доктор исторических наук, профессор Военного университета министерства обороны РФ
19 сентября 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
14 декабря
пятница
2018

В этот день:

Конструктор танка Т-80

14 декабря 1931 года родился Николай Сергеевич Попов, создатель танка Т-80.

Конструктор танка Т-80

14 декабря 1931 года родился Николай Сергеевич Попов, создатель танка Т-80.

Николай Сергеевич Попов родился в станице Усть-Лабинская Краснодарского края. Окончил семилетнюю школу, учился в Краснодаре в спецшколе ВВС. В 1950 году поступил в Харьковский политехнический институт и окончил его с отличием в 1955 году. С 1955 года Николай Попов работал в танковом конструкторском бюро Кировского завода в Ленинграде.

В 1968 году он был назначен начальником и главным конструктором КБ, а с 1972 года - генеральным конструктором СКБ «Трансмаш» производственного объединения «Кировский завод». В 1976 году под его руководством был создан танк Т-80, первый в мире серийный танк с газотурбинным двигателем.

Покорение «полюса недоступности»

14 декабря 1958 года третья советская антарктическая экспедиция на санно-гусеничном ходу впервые достигла полюса недоступности Антарктиды

Покорение «полюса недоступности»

14 декабря 1958 года третья советская антарктическая экспедиция на санно-гусеничном ходу впервые достигла полюса недоступности Антарктиды

На станции (дом площадью 24 м²) находились четыре человека, радиостанция и электростанция. Станция использовалась для метеорологических, гляциологических, геомагнитных и актинометрических наблюдений. Была пробурена скважина глубиной 60 метров для измерения температуры снежного покрова, подготовлена взлётно-посадочная полоса, на которую 17 декабря 1958 года сел самолёт Ли-2. На станции также было проведено сейсмозондирование ледникового покрова. Закрыта 26 декабря 1958.

 

Чествование ликвидаторов

14 декабря на Украине -День чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС

Чествование ликвидаторов

14 декабря на Украине -День чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 1986 года в Советском Союзе на Чернобыльской атомной электростанции расположенной на территории Украинской ССР произошла самая крупная в истории человечества техногенная катастрофа - Чернобыльская авария. Благодаря самоотверженности ликвидаторов последствий катастрофы, многие из которых заплатили за это жизнями и здоровьем, авария была локализована. 30 ноября 1986 года было закончено строительство саркофага над разрушенным энергоблоком, а спустя две недели, 14 декабря, главная газета КПСС «Правда» и другие центральные издания СССР опубликовали Извещение ЦК КПСС и Совета министров о том, что государственной комиссией был принят в эксплуатацию комплекс защитных сооружений четвёртого энергоблока ЧАЭС. Именно дата публикации этого сообщения, по прочтении которого страна смогла вздохнуть спокойно, и стала «Днём чествования участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС».

По самым скромным оценкам, в ликвидации катастрофы приняли участие не менее 90.000 человек практически всех национальностей СССР. После развала СССР в республиках чествуют ликвидаторов в разные дни.

 

Памяти космического академика

14 декабря 2011 года скончался Борис Евсеевич Черток, советский учёный-конструктор, один из ближайших соратников С. П. Королёва.

Памяти космического академика

14 декабря 2011 года скончался Борис Евсеевич Черток, советский учёный-конструктор, один из ближайших соратников С. П. Королёва.

Он -Герой Социалистического Труда, академик РАН, доктор технических наук, создатель космической техники.

Трудовую деятельность начал электромонтером на авиазаводе. В 1934 году Черток поступил на вечернее отделение в Московский энергетический институт, который окончил в 1940 году. С 1940 по 1945 год Б. Е. Черток работал в ОКБ главного конструктора В. Ф. Болховитинова на заводе № 84, затем на заводе № 293 и в НИИ-1 НКАП СССР под руководством генерал-лейтенанта авиации Я. Л. Бибикова.

В апреле 1945 года в составе специальной комиссии он был командирован в Германию, где до января 1947 года руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. 2 мая 1945 года в звании майора расписался на рейхстаге, что считал счастливейшим достижением в своей жизни. В том же году вместе с А. М. Исаевым он организовал в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) совместный советско-германский ракетный институт «Рабе», который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На базе института в 1946 году был создан новый институт — «Нордхаузен», главным инженером которого был назначен С. П. Королёв. С этого времени Борис Евсеевич работал в тесном сотрудничестве с Сергеем Павловичем.

Вся научно-инженерная деятельность Б. Е. Чертока с 1946 года связана с разработкой и созданием систем управления ракетами и космическими аппаратами. Им создана школа, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полётов.

Нашествие хана Едигея на Москву

14 декабря 1408 года ордынский хан Едигей вторгся с войском на Русскую землю.

Нашествие хана Едигея на Москву

14 декабря 1408 года ордынский хан Едигей вторгся с войском на Русскую землю.

Нашествие Едигея на Москву явилось для Московского князя Василия Дмитриевича полной неожиданностью, так как между ними был заключен мирный договор. Когда же несметные полчища Едигея заполонили Русскую землю и, казалось, спасения уже не было, Едигей вынужден был поспешно снять осаду Москвы из-за начавшейся в Орде очередной усобицы. Как писал летописец, Москва была спасена от вражеского нашествия Божьим промыслом и помощью находящейся в ней иконы Владимирской Богоматери, перед которой усердно полились жители столицы. «И милосердный Человеколюбец, еще не совсем разгневавшийся, увидев печаль людей своих и слезы их покаяния, утешает их вскоре, памятуя о милости к стаду своему. Величавого и гордого агарянина Едигея устрашил, навел на измаилтянина трепет перед своей всевышней и карающей десницей. И агарянин, который похвалялся пробыть в православной земле долгое время и обещал зазимовать, вдруг, забеспокоившись, внезапно снялся с места и, не желая медлить ни единого дня, сказал дружине: "Или царство наше захватит другой, или Василий соберется на нас", - такая мысль смутила агарянина. Быстро посылает он к городу, сам прося мира: и как захотели горожане, так и замирился с ними окаянный Едигей и отошел».

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии