RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Великое Вознесение
29 мая 2014 г.

Великое Вознесение

На сороковой день после Воскресения Господь вознесся к Своему Отцу
Уроки советско-финской войны
29 ноября 2017 г.

Уроки советско-финской войны

30 ноября 1939 года на Карельском перешейке начались боевые действия, которые сегодня имеют неоднозначные оценки в обществе
Тайны маршала Мерецкова
7 июня 2017 г.

Тайны маршала Мерецкова

Он - восьмой и последний Маршал Советского Союза, удостоенный высшего воинского звания в годы Великой Отечественной войны.
Первая встреча с Венерой
19 мая 2016 г.

Первая встреча с Венерой

55 лет назад 19 мая 1961 года советская автоматическая межпланетная станция «Венера-1» достигла окрестностей Венеры.
Что может защитить реформированная ПВО
31 июля 2013 г.

Что может защитить реформированная ПВО

65 лет назад войска ПВО страны были выделены в самостоятельный вид Вооруженных Сил СССР.
Главная » Подвиги в наследство » Днепровский прорыв

Днепровский прорыв

75 лет назад советские войска форсировали Днепр с ходу, взламывая так называемый Восточный вал фашиствующих европейских орд

Сентябрь 1943 года был ознаменован нашим наступлением по всей Левобережной Украине.
Днепровский прорыв

Фашисты начали отводить свои войска за Днепр. Наступающую Красную армию командование вермахта рассчитывало сковать упорной обороной на стратегическом рубеже, получившем название Восточный вал. Он пролегал в основном по Днепру, удобство которого для обороны заключалось ещё и в господстве высокого правого берега над левым, низким и пологим, откуда двигались наступающие.
Враг создал здесь хорошо развитую в инженерном отношении, насыщенную противотанковыми и противопехотными средствами оборону. Особо мощные укрепления были в районах Кременчуга, Запорожья и Никополя, где, по мнению немецкого командования, советские соединения могли в первую очередь решиться на переправу.
Немцы цеплялись за Восточный вал не случайно. Крушение позиций по Днепру лишало Германию украинского хлеба, железной руды Криворожья, марганца и цветных металлов Запорожья и Никополя. Гитлер называл Днепр «неприступной природной крепостью».

Ставка Верховного главнокомандования стремилась не допустить здесь сколько-нибудь длительной задержки. Войска получили категорическое указание форсировать Днепр с ходу. 9 сентября 1943 г. Ставка отдала директиву, в соответствии с которой командиры, чьи части и соединения первыми форсировали Днепр и закрепились на плацдармах, представлялись к званию Героя Советского Союза. Так же высоко оценивались и подвиги наиболее отличившихся бойцов.

Вести преследование противника приходилось в очень сложных условиях. «Для тщательной подготовки наступления к Днепру у нас не было возможности, – вспоминал маршал Г.К. Жуков. – В войсках… чувствовалась большая усталость от непрерывных сражений. Ощущались некоторые перебои в материально-техническом обеспечении. Но все мы, от солдата до маршала, горели желанием скорее выбросить врага с нашей земли».
«Все мы» – это войска пяти фронтов: Центрального, Воронежского, Степного, Юго-Западного и Южного общей численностью в 2,6 млн. человек, это партизаны Черниговщины, Полтавщины, Днепропетровщины, Донбасса, поддерживавшие действующую армию.

Советское наступление развернулось на более чем 700-километровом фронте. Войскам пришлось преодолеть множество рек, укреплённых врагом для обороны, – Сейм, Сожу, Северский Донец, Ворсклу, Миус, Десну… Однако Днепр – не Миус и даже не Десна. И всё же войска всех пяти фронтов на участке от Лоева до Запорожья сумели с ходу форсировать крупнейшую после Волги водную преграду и захватить 23 плацдарма на правом берегу.
Первыми 21 сентября преодолели Днепр войска 13-й армии Центрального фронта генерала Н.П. Пухова. Вспоминая о тех днях, бывший командующий Центральным фронтом маршал К.К. Рокоссовский писал: «…используя все захваченные на берегу лодки, плоты, бочки, солдаты… приступили к преодолению водной преграды на широком фронте… Передовые подразделения пехоты, быстро переправившись на противоположный берег, зацепились за него, отражая атаки противника, пытавшегося сбросить их в реку. Вместе с пехотинцами переплыли Днепр и артиллерийские офицеры. Теперь они с плацдарма корректировали огонь батарей… Накапливание наших войск на плацдарме шло быстро. Застигнутый врасплох противник не успевал перебрасывать сюда силы, достаточные для противодействия переправе».
Воинам помогали партизаны. К моменту подхода частей Красной армии они захватили несколько переправ, которыми воспользовались бойцы генерала Пухова. К исходу следующего дня они прочно удерживали плацдарм в 25 км по фронту и до 10 км в глубину, который и использовался для дальнейшего наступления.
В ночь на 22 сентября юго-восточнее Киева, в районе села Великий Букрин форсировали Днепр передовые части 3-й гвардейской танковой армии (командующий генерал П.С. Рыбалко) Воронежского фронта. Успех был во многом обеспечен отрядом И.К. Примака, партизаны которого заранее приготовили для красноармейцев рыбачьи лодки и другие средства переправы. Одновременно с танкистами в районе Букринской излучины форсировали Днепр войска 40-й армии (генерал К.С. Москаленко).

Немцы стремились во что бы то ни стало сбросить немногочисленные силы, переправившиеся на правый берег, обратно в реку. Каждый сражавшийся здесь воин был, без прикрас, героем. Но героем из героев проявил себя заместитель командира 1850-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка 40-й армии капитан В.С. Петров. Его подчинённые одними из первых переправились на другой берег. Офицер, заменяя выбывших номеров расчёта, сам стал к орудию. Получил тяжёлое ранение в обе руки, но остался на поле боя. В госпиталь попал поздно, когда руки уже было не спасти. Однако и после их ампутации Герой Советского Союза капитан Петров остался в строю, продолжая воевать. В 1945-м он стал дважды Героем.

В эти же дни севернее Киева в районе Лютежа войсками 38-й армии (генерал Н.Е. Чибисов) был отвоёван ещё один плацдарм. Позднее оба плацдарма – Букринский и Лютежский – сыграли большую роль в операции по освобождению Киева.

Из состава Степного фронта первыми форсировали Днепр у села Домоткань к северо-западу от Верхнеднепровска войска 7-й гвардейской армии героя Сталинградской обороны генерала М.С. Шумилова. По соседству в районе Мишурина Рога за пятачок земли на правом берегу боролась 37-я армия генерала М.Н. Шарохина. До 11 октября на плацдармах 37-й и 7-й гвардейской армий кипели жаркие бои. Превосходство в танках и авиации было на стороне противника, но советские войска не только отразили врага, пытавшегося сбросить их с захваченных позиций, но и расширили занятый плацдарм до масштабов оперативного значения.
Решительной атакой и обходным манёвром взяв Полтаву, превращённую немцами в мощный опорный пункт обороны на пути к Днепру, к реке устремились войска 5-й гвардейской (генерал А.С. Жадов) и 53-й (генерал И.М. Манагаров) армий. Командующий фронтом генерал И.С. Конев поставил перед ними задачу ликвидировать вражеский плацдарм на левом берегу в районе Кременчуга и захватить здесь переправы, по которым гитлеровцы отводили войска за Днепр. «Напутствуя командармов А.С. Жадова и И.М. Манагарова, – вспоминал И.С. Конев, – я указывал, что, форсируя Днепр на отдельных участках у Кременчуга, ни в коем случае нельзя оставлять вражеский плацдарм на левом берегу Днепра».

К концу сентября поставленная перед армиями задача была выполнена. Под мощными ударами войск Красной армии рухнул предмостный опорный пункт на Днепре. А к двадцатым числам октября юго-западнее Кременчуга был завоеван большой стратегический плацдарм, с которого войска Степного (к этому времени – 2-го Украинского) фронта приступили к освобождению Правобережной Украины.
Войска правого крыла Юго-Западного фронта форсировали Днепр 25 сентября южнее Днепропетровска. Действиям Юго-Западного и соседнего Южного фронтов мешала сильная группировка войск, которую противник сосредоточил на своём запорожском плацдарме. Опираясь на него и на хорошо оборудованный рубеж на реке Молочной, гитлеровцы упорно обороняли участок фронта от Запорожья до Азовского моря. Оценив сложившуюся обстановку, Ставка ВГК в директиве от 28 сентября поставила командующим Центральным, Воронежским, Степным, Юго-Западным и Южным фронтами задачу, не затягивая, ликвидировать все плацдармы на левом берегу Днепра, особенно запорожский.

Было бы ошибкой представлять форсирование Днепра сплошным успехом Красной армии. Об огромных трудностях наступления и его ошибках, не скрывая, писали советские полководцы. Маршал И.С. Конев вспоминал: «…за войсками в период подхода к Днепру не успевали двигаться тылы… Нехватка горючего повлекла за собой большое отставание переправочных средств... Недостаточная обеспеченность боеприпасами не позволила осуществить в полной мере надежную артиллерийскую поддержку войск при форсировании Днепра в первый период. Поэтому многие дивизии и даже армии форсировали Днепр преимущественно ночью без артиллерийской подготовки. Войска широко использовали подручные средства, что для гитлеровцев было полнейшей неожиданностью. Использование подручных средств при форсировании реки с ходу – разумное решение, но это не лучший способ форсирования. У нас в Красной армии было достаточно переправочных средств, в том числе тяжелых мостовых переправ. Но в связи с их отставанием и трудностями их доставки к реке создавалась задержка форсирования, главным образом танков и артиллерии. Кроме того, выйдя к реке, нельзя было медлить. Промедление давало время противнику на организацию обороны противоположного берега. Решение переправляться на плечах отходящего противника, переправляться с ходу в тех условиях было смелым и вполне оправданным сложившейся обстановкой. Вся тяжесть его выполнения выпала на наши испытанные и доблестные стрелковые войска. Они проявили чудеса героизма, доблести и храбрости. Однако полный успех форсирования Днепра, расширение плацдармов, отражение массированных танковых атак противника был достигнут объединёнными усилиями всех родов войск: пехоты, танков, артиллерии, авиации, инженерных войск, связи, органов тыла».

При всех трудностях и просчётах форсирование Днепра на почти 750-километровом фронте – от Лоева до Запорожья – стало выдающимся примером преодоления крупнейшей водной преграды с ходу. Взлом советскими войсками Восточного вала создал предпосылки для изгнания оккупантов из пределов Правобережной Украины.

Источник: https://www.fondsk.ru

 

Юрий Рубцов, доктор исторических наук, профессор Военного университета министерства обороны РФ
19 сентября 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
23 октября
вторник
2018

В этот день:

Генерал армии Дмитрий Павлов

23 октября 1897 года родился Дмитрий Григорьевич Павлов (расстрелян 1941), советский военачальник, генерал армии (22 февраля 1941), Герой Советского Союза (21 июня 1937).

Генерал армии Дмитрий Павлов

23 октября 1897 года родился Дмитрий Григорьевич Павлов (расстрелян 1941), советский военачальник, генерал армии (22 февраля 1941), Герой Советского Союза (21 июня 1937).

Родился в семье крестьянина. В Первую мировую войну добровольцем ушёл на фронт, дослужился до старшего унтер-офицера. Был ранен в 1916 году и взят в немецкий плен. Освобождён после окончания войны. С 1919 года в Красной армии, в Гражданскую войну с 1918 по 1920 год был командиром взвода, эскадрона, помощником командира полка. Вступил в ВКП (б) в 1919 году. Окончил 24-ю Омскую пехотную школу имени Коминтерна (1922), Военную академию им. М. В. Фрунзе (октябрь 1925 по июнь 1928) и академические курсы при Военно-технической академии (1931).

С 21 июня 1941 года — командующий войсками Западного фронта. После разгрома значительной части войск фронта в Белостокско-Минском «котле» 30 июня 1941 года отстранён от командования и 4 июля арестован. 22 июля 1941 года, решением военного трибунала "за трусость, самовольное оставление стратегических пунктов без разрешения высшего командования, развал управления войсками, бездействие власти", был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян. Похоронен на подмосковном полигоне НКВД. В 1957 году посмертно реабилитирован и восстановлен в звании.

Маршал авиации Владимир Судец

23 октября 1904 года родился Владимир Александрович Судец (ум. 1981), маршал авиации, командующий Дальней авиацией (1955—1962), главнокомандующий войсками ПВО (1962—1966), Герой Советского Союза, Народный герой Югославии, Герой МНР.

Арктическая Одиссея «Георгия Седова»

23 октября 1937 года начался 812-дневный арктический рейд советского ледокола «Георгий Седов».

Арктическая Одиссея «Георгия Седова»

23 октября 1937 года начался 812-дневный арктический рейд советского ледокола «Георгий Седов».

В 1937 году научная экспедиция на «Георгии Седове» занималась исследовательскими работами в Карском море и в море Лаптевых в районе Ново-Сибирских островов. Программа исследований была почти закончена, когда «Георгий Седов» послали на помощь судам каравана, застрявшим в тяжёлых льдах юго-западной части моря Лаптевых.

Здесь собралось несколько ледокольных пароходов, но их усилия были тщетны: наступала ранняя зима, и пробитые ледоколами каналы быстро затягивались молодым льдом.

«Георгий Седов», «Садко» и «Малыгин» не смогли выйти изо льдов. 30 октября пришёл приказ начальника Главсевморпути о переходе на зимовочное положение. Опыта зимовки ни у кого из 217 человек не было.

10 ноября была выведена из эксплуатации машина, погасили топки, перешли на отопление с помощью камельков (буржуйка), освещение — керосинка (летучая мышь) и свечи. 3 апреля 1938 года из Тикси вылетели самолёты звена Героя Советского Союза Алексеева — «Н-170», «Н-171», «Н-172» (летчики Г. К. Орлов, П. Г. Головин). Не пробыв и двух часов после посадки на льдах, отправились обратно (эвакуировав 22 человека). От Тикси их отделяло 1100 км. Для второго рейса была создана промежуточная база (замёрзшая лагуна острова Котельного). 18 апреля «Н-170» и «Н-172» Алексеев и Головин вывезли 83 пассажира. 26 апреля в последний свой рейс — 79 человек. После этого на кораблях осталось по 11 человек. (33 во всём караване).

24 июня после осмотра водолазом Николаевым руля «Георгия Седова» было установлено, что тот повреждён одним из сжатий: судно потеряло возможность самостоятельно управляться. 28 августа 1938 года к каравану подошёл ледокол «Ермак» (капитан М. Я. Сорокин). После нескольких неудачных попыток буксировать «Георгия Седова», он отправился в ледовою разведку, но вскоре потерял один из винтов (лопнул вал и вместе с движителем ушёл на дно). Руководством было принято решение «Ермаку» возвращаться вместе с «Садко» и «Малыгиным», оставив «Георгия Седова» на вторую зимовку. 30 августа корабли ушли.

13 сентября в Главсевморпути приняли решение послать к «Седову» новый ледокол «Иосиф Сталин», а 17 сентября — и «Литке». Подойдя 23 сентября к «Седову» на 60 миль из-за тяжёлой ледовой обстановки (крупнобитый лёд 7 баллов, туман) ледоколы остановись. 24 сентября их отозвали обратно.

С 26 на 27 сентября в результате подвижек льда «Седову получил крен 18° на правый борт, под водой оказалось сливное отверстие холодильника. Забортная вода стала поступать внутрь судна. Несмотря на принятые меры, поступление воды прекратить не удалось и к полночи крен достиг 30°. В таком состоянии ледокол продолжал дрейф. Только в январе 1940 года уже в Гренландсом море (Северо-Западнее Шпицбергена) к дрейфующему пароходу

подошёл ледокол «Иосиф Сталин» и вывел его на чистую воду.

Дрейф продолжался 812 дней. Пройденный путь 3307 миль. 21 января суда добрались до Баренцбурга на Шпицбергене.

3 февраля 1940 года ледокол «Георгий Седов» награждён орденом Ленина. В тот же день был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР: "1. За проведение героического дрейфа, выполнение обширной программы научных исследований в труднейших условиях Арктики и проявленные при этом мужество и настойчивость присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»:

1. Бадигину Константину Сергеевичу — капитану ледокольного парохода «Георгий Седов».

2. Трофимову Дмитрию Григорьевичу — помполиту ледокольного парохода «Георгий Седов».

3. Ефремову Андрею Георгиевичу — старшему помощнику капитана.

4. Буйницкому Виктору Харлампиевичу — гидрографу.

5. Токареву Сергею Дмитриевичу — второму механику.

6. Алферову Всеволоду Степановичу — третьему механику.

7. Полянскому Александру Александровичу — радисту.

8. Бекасову Николаю Михайловичу — радисту.

9. Буторину Дмитрию Прокопьевичу — боцману.

10. Недзвецкому Иосифу Марковичу — машинисту.

11. Шарыпову Николаю Сергеевичу — машинисту.

12. Соболевскому Александру Петровичу — врачу.

13. Гаманкову Ефрему Ивановичу — матросу.

14. Гетману Ивану Ивановичу — кочегару.

15. Мегеру Павлу Власовичу — повару.

2. Выдать единовременную денежную награду Бадигину К. С., Трофимову Д. Г., Ефремову А. Г., Буйницкому В. Х., Токареву С. Д., Алферову В. С., Полянскому А. А., Бекасову Н. М., Буторину Д. П., Недзвецкому И. М., Шарыпову Н. С., Соболевскому А. П., Гаманкову Е. И., Гетману И. И. и Мегеру П. В. по 25.000 рублей каждому".

 

Кровавый «Норд-Ост»

23 октября 2002 года почти в самом центре Москвы вооруженные до зубов чеченские террористы захватили Театральный центр на Дубровке. В этот момент там шел мюзикл «Норд-Ост». В здании находилось более 900 человек, среди которых 100 детей. Во время штурма погибли более 130 заложников.

Кровавый «Норд-Ост»

23 октября 2002 года почти в самом центре Москвы вооруженные до зубов чеченские террористы захватили Театральный центр на Дубровке. В этот момент там шел мюзикл «Норд-Ост». В здании находилось более 900 человек, среди которых 100 детей. Во время штурма погибли более 130 заложников.

Подробно:

http://rosgeroika.ru/geroi-nashego-vremeni/2013/october/podlost-i-geroizm-na-dubrovke

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии