RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Сталинград — символ непобедимости русского духа!
25 ноября 2016 г.

Сталинград — символ непобедимости русского духа!

Региональная общественная организация «Бородино 2012-2045» обратилась к руководству страны с призывом вернуть Волгограду гордое и победное имя Сталинград!
Дневник блокадного бухгалтера
27 января 2019 г.

Дневник блокадного бухгалтера

27 января 1944 года была полностью снята блокада Ленинграда, которая осуществлялась немецкими, финскими и испанскими войсками 872 дня, начиная с 8 сентября 1941 года.
Русские, объединяйтесь!
21 ноября 2013 г.

Русские, объединяйтесь!

21 ноября 1905 года в Петербурге учреждён Союз русского народа, который существует и сегодня
Бессмертный рядовой
5 февраля 2020 г.

Бессмертный рядовой

5 февраля 1924 года в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск) родился Александр Матросов
Подмосковный нокдаун
12 декабря 2019 г.

Подмосковный нокдаун

12 декабря 1941 года весь мир, затаив дыхание, слушал по радио сообщение Совинформбюро «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы».
Главная » Подвиги в наследство » Днепровский прорыв

Днепровский прорыв

75 лет назад советские войска форсировали Днепр с ходу, взламывая так называемый Восточный вал фашиствующих европейских орд

Сентябрь 1943 года был ознаменован нашим наступлением по всей Левобережной Украине.
Днепровский прорыв

Фашисты начали отводить свои войска за Днепр. Наступающую Красную армию командование вермахта рассчитывало сковать упорной обороной на стратегическом рубеже, получившем название Восточный вал. Он пролегал в основном по Днепру, удобство которого для обороны заключалось ещё и в господстве высокого правого берега над левым, низким и пологим, откуда двигались наступающие.
Враг создал здесь хорошо развитую в инженерном отношении, насыщенную противотанковыми и противопехотными средствами оборону. Особо мощные укрепления были в районах Кременчуга, Запорожья и Никополя, где, по мнению немецкого командования, советские соединения могли в первую очередь решиться на переправу.
Немцы цеплялись за Восточный вал не случайно. Крушение позиций по Днепру лишало Германию украинского хлеба, железной руды Криворожья, марганца и цветных металлов Запорожья и Никополя. Гитлер называл Днепр «неприступной природной крепостью».

Ставка Верховного главнокомандования стремилась не допустить здесь сколько-нибудь длительной задержки. Войска получили категорическое указание форсировать Днепр с ходу. 9 сентября 1943 г. Ставка отдала директиву, в соответствии с которой командиры, чьи части и соединения первыми форсировали Днепр и закрепились на плацдармах, представлялись к званию Героя Советского Союза. Так же высоко оценивались и подвиги наиболее отличившихся бойцов.

Вести преследование противника приходилось в очень сложных условиях. «Для тщательной подготовки наступления к Днепру у нас не было возможности, – вспоминал маршал Г.К. Жуков. – В войсках… чувствовалась большая усталость от непрерывных сражений. Ощущались некоторые перебои в материально-техническом обеспечении. Но все мы, от солдата до маршала, горели желанием скорее выбросить врага с нашей земли».
«Все мы» – это войска пяти фронтов: Центрального, Воронежского, Степного, Юго-Западного и Южного общей численностью в 2,6 млн. человек, это партизаны Черниговщины, Полтавщины, Днепропетровщины, Донбасса, поддерживавшие действующую армию.

Советское наступление развернулось на более чем 700-километровом фронте. Войскам пришлось преодолеть множество рек, укреплённых врагом для обороны, – Сейм, Сожу, Северский Донец, Ворсклу, Миус, Десну… Однако Днепр – не Миус и даже не Десна. И всё же войска всех пяти фронтов на участке от Лоева до Запорожья сумели с ходу форсировать крупнейшую после Волги водную преграду и захватить 23 плацдарма на правом берегу.
Первыми 21 сентября преодолели Днепр войска 13-й армии Центрального фронта генерала Н.П. Пухова. Вспоминая о тех днях, бывший командующий Центральным фронтом маршал К.К. Рокоссовский писал: «…используя все захваченные на берегу лодки, плоты, бочки, солдаты… приступили к преодолению водной преграды на широком фронте… Передовые подразделения пехоты, быстро переправившись на противоположный берег, зацепились за него, отражая атаки противника, пытавшегося сбросить их в реку. Вместе с пехотинцами переплыли Днепр и артиллерийские офицеры. Теперь они с плацдарма корректировали огонь батарей… Накапливание наших войск на плацдарме шло быстро. Застигнутый врасплох противник не успевал перебрасывать сюда силы, достаточные для противодействия переправе».
Воинам помогали партизаны. К моменту подхода частей Красной армии они захватили несколько переправ, которыми воспользовались бойцы генерала Пухова. К исходу следующего дня они прочно удерживали плацдарм в 25 км по фронту и до 10 км в глубину, который и использовался для дальнейшего наступления.
В ночь на 22 сентября юго-восточнее Киева, в районе села Великий Букрин форсировали Днепр передовые части 3-й гвардейской танковой армии (командующий генерал П.С. Рыбалко) Воронежского фронта. Успех был во многом обеспечен отрядом И.К. Примака, партизаны которого заранее приготовили для красноармейцев рыбачьи лодки и другие средства переправы. Одновременно с танкистами в районе Букринской излучины форсировали Днепр войска 40-й армии (генерал К.С. Москаленко).

Немцы стремились во что бы то ни стало сбросить немногочисленные силы, переправившиеся на правый берег, обратно в реку. Каждый сражавшийся здесь воин был, без прикрас, героем. Но героем из героев проявил себя заместитель командира 1850-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка 40-й армии капитан В.С. Петров. Его подчинённые одними из первых переправились на другой берег. Офицер, заменяя выбывших номеров расчёта, сам стал к орудию. Получил тяжёлое ранение в обе руки, но остался на поле боя. В госпиталь попал поздно, когда руки уже было не спасти. Однако и после их ампутации Герой Советского Союза капитан Петров остался в строю, продолжая воевать. В 1945-м он стал дважды Героем.

В эти же дни севернее Киева в районе Лютежа войсками 38-й армии (генерал Н.Е. Чибисов) был отвоёван ещё один плацдарм. Позднее оба плацдарма – Букринский и Лютежский – сыграли большую роль в операции по освобождению Киева.

Из состава Степного фронта первыми форсировали Днепр у села Домоткань к северо-западу от Верхнеднепровска войска 7-й гвардейской армии героя Сталинградской обороны генерала М.С. Шумилова. По соседству в районе Мишурина Рога за пятачок земли на правом берегу боролась 37-я армия генерала М.Н. Шарохина. До 11 октября на плацдармах 37-й и 7-й гвардейской армий кипели жаркие бои. Превосходство в танках и авиации было на стороне противника, но советские войска не только отразили врага, пытавшегося сбросить их с захваченных позиций, но и расширили занятый плацдарм до масштабов оперативного значения.
Решительной атакой и обходным манёвром взяв Полтаву, превращённую немцами в мощный опорный пункт обороны на пути к Днепру, к реке устремились войска 5-й гвардейской (генерал А.С. Жадов) и 53-й (генерал И.М. Манагаров) армий. Командующий фронтом генерал И.С. Конев поставил перед ними задачу ликвидировать вражеский плацдарм на левом берегу в районе Кременчуга и захватить здесь переправы, по которым гитлеровцы отводили войска за Днепр. «Напутствуя командармов А.С. Жадова и И.М. Манагарова, – вспоминал И.С. Конев, – я указывал, что, форсируя Днепр на отдельных участках у Кременчуга, ни в коем случае нельзя оставлять вражеский плацдарм на левом берегу Днепра».

К концу сентября поставленная перед армиями задача была выполнена. Под мощными ударами войск Красной армии рухнул предмостный опорный пункт на Днепре. А к двадцатым числам октября юго-западнее Кременчуга был завоеван большой стратегический плацдарм, с которого войска Степного (к этому времени – 2-го Украинского) фронта приступили к освобождению Правобережной Украины.
Войска правого крыла Юго-Западного фронта форсировали Днепр 25 сентября южнее Днепропетровска. Действиям Юго-Западного и соседнего Южного фронтов мешала сильная группировка войск, которую противник сосредоточил на своём запорожском плацдарме. Опираясь на него и на хорошо оборудованный рубеж на реке Молочной, гитлеровцы упорно обороняли участок фронта от Запорожья до Азовского моря. Оценив сложившуюся обстановку, Ставка ВГК в директиве от 28 сентября поставила командующим Центральным, Воронежским, Степным, Юго-Западным и Южным фронтами задачу, не затягивая, ликвидировать все плацдармы на левом берегу Днепра, особенно запорожский.

Было бы ошибкой представлять форсирование Днепра сплошным успехом Красной армии. Об огромных трудностях наступления и его ошибках, не скрывая, писали советские полководцы. Маршал И.С. Конев вспоминал: «…за войсками в период подхода к Днепру не успевали двигаться тылы… Нехватка горючего повлекла за собой большое отставание переправочных средств... Недостаточная обеспеченность боеприпасами не позволила осуществить в полной мере надежную артиллерийскую поддержку войск при форсировании Днепра в первый период. Поэтому многие дивизии и даже армии форсировали Днепр преимущественно ночью без артиллерийской подготовки. Войска широко использовали подручные средства, что для гитлеровцев было полнейшей неожиданностью. Использование подручных средств при форсировании реки с ходу – разумное решение, но это не лучший способ форсирования. У нас в Красной армии было достаточно переправочных средств, в том числе тяжелых мостовых переправ. Но в связи с их отставанием и трудностями их доставки к реке создавалась задержка форсирования, главным образом танков и артиллерии. Кроме того, выйдя к реке, нельзя было медлить. Промедление давало время противнику на организацию обороны противоположного берега. Решение переправляться на плечах отходящего противника, переправляться с ходу в тех условиях было смелым и вполне оправданным сложившейся обстановкой. Вся тяжесть его выполнения выпала на наши испытанные и доблестные стрелковые войска. Они проявили чудеса героизма, доблести и храбрости. Однако полный успех форсирования Днепра, расширение плацдармов, отражение массированных танковых атак противника был достигнут объединёнными усилиями всех родов войск: пехоты, танков, артиллерии, авиации, инженерных войск, связи, органов тыла».

При всех трудностях и просчётах форсирование Днепра на почти 750-километровом фронте – от Лоева до Запорожья – стало выдающимся примером преодоления крупнейшей водной преграды с ходу. Взлом советскими войсками Восточного вала создал предпосылки для изгнания оккупантов из пределов Правобережной Украины.

Источник: https://www.fondsk.ru

 

Юрий Рубцов, доктор исторических наук, профессор Военного университета министерства обороны РФ
19 сентября 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
4 июля
суббота
2020

В этот день:

Подвиг Степана Супруна

4 июля 1941 года погиб Степан Павлович СУПРУН (род. 02.08.1907), летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза. Впервые звание Героя было присвоено ему в 1940 году за бои в небе Китая, вторично — 22 июля 1941 года, посмертно. Как только началась Великая Отечественная война, Супрун выступил с инициативой создать авиаполки из летчиков-испытателей и стал командиром одного из них. В первых же боях он сбил несколько самолетов противника.

Подвиг Степана Супруна

4 июля 1941 года погиб Степан Павлович СУПРУН (род. 02.08.1907), летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза. Впервые звание Героя было присвоено ему в 1940 году за бои в небе Китая, вторично — 22 июля 1941 года, посмертно. Как только началась Великая Отечественная война, Супрун выступил с инициативой создать авиаполки из летчиков-испытателей и стал командиром одного из них. В первых же боях он сбил несколько самолетов противника.

  4 июля Супрун вступил один в схватку с шестью  самолетами противника. Его самолет был подбит. Летчику удалось совершить посадку у белорусской деревни Монастыри, но выбраться из горевшего самолета он не успел.

Подводный атомоход "Ленинский комсомол"

4 июля 1958 года был поднят Военно-морской флаг на первой советской атомной подводной лодке «К-3» (Ленинский комсомол»).

Подводный атомоход "Ленинский комсомол"

4 июля 1958 года был поднят Военно-морской флаг на первой советской атомной подводной лодке «К-3» (Ленинский комсомол»).

Еще она знаменита тем, что17 июля 1962 года первой в СССР достигла Северного полюса.  Это было неожиданностью даже для ЦРУ. Тогда мало кто верил в существование у разрушенного войной СССР атомного подводного флота. Тогдашний директор ЦРУ Ален Даллес лишился своего поста за то, что прохлопал создание «Ленинского комсомола» и достижение им Северного полюса.

Легендарный Ил-18

4 июля 1957 года состоялся первый полёт советского пассажирского самолёта Ил-18 для авиалиний дальней протяжённости, выполненного по схеме четырёхмоторного турбовинтового низкоплана с однокилевым оперением (один из первых советских турбовинтовых лайнеров).

Легендарный Ил-18

4 июля 1957 года состоялся первый полёт советского пассажирского самолёта Ил-18 для авиалиний дальней протяжённости, выполненного по схеме четырёхмоторного турбовинтового низкоплана с однокилевым оперением (один из первых советских турбовинтовых лайнеров).

Выпускался серийно с 1958 по 1978 год на заводе № 30 («Знамя труда»), расположенном вблизи Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве. Всего было построено болee 850 самолётов, в том числе 564 пассажирских, остальные — специальные (например, ледовой разведки или метеорологические лаборатории) и военные (в том числе Ил-38).

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии