RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Над Белой Русью — Флаг СССР!
9 мая 2020 г.

Над Белой Русью — Флаг СССР!

В Минске состоялся единственный на постсоветском пространстве военный парад, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
Смерть в стратосфере
30 января 2014 г.

Смерть в стратосфере

80 лет назад 30 января 1934 года потерпел катастрофу стратостат «Осоавиахим-1», поднявшийся на рекордную высоту более 22 километров
Подвиг Челюскина
20 мая 2020 г.

Подвиг Челюскина

20 мая 1742 года великий русский полярный исследователь Семен Иванович ЧЕЛЮСКИН достиг самой северной точки материака Евразия.
Страна должна знать своих героев?
6 марта 2016 г.

Страна должна знать своих героев?

85 лет назад, 6 марта 1931 года, газета «Правда» под заголовком «Страна должна знать своих героев» опубликовала сообщение о награждении орденами 15 передовиков труда.
День памяти Кузьмы Минина
21 мая 2019 г.

День памяти Кузьмы Минина

21 мая 1616 года отошел ко Господу великий патриот России, который вместе с князем Дмитрием Пожарским сформировал народное ополчение, спасшее в XVII веке нашу страну от западных поработителей
Главная » Подвиги в наследство » Днепровский прорыв

Днепровский прорыв

75 лет назад советские войска форсировали Днепр с ходу, взламывая так называемый Восточный вал фашиствующих европейских орд

Сентябрь 1943 года был ознаменован нашим наступлением по всей Левобережной Украине.
Днепровский прорыв

Фашисты начали отводить свои войска за Днепр. Наступающую Красную армию командование вермахта рассчитывало сковать упорной обороной на стратегическом рубеже, получившем название Восточный вал. Он пролегал в основном по Днепру, удобство которого для обороны заключалось ещё и в господстве высокого правого берега над левым, низким и пологим, откуда двигались наступающие.
Враг создал здесь хорошо развитую в инженерном отношении, насыщенную противотанковыми и противопехотными средствами оборону. Особо мощные укрепления были в районах Кременчуга, Запорожья и Никополя, где, по мнению немецкого командования, советские соединения могли в первую очередь решиться на переправу.
Немцы цеплялись за Восточный вал не случайно. Крушение позиций по Днепру лишало Германию украинского хлеба, железной руды Криворожья, марганца и цветных металлов Запорожья и Никополя. Гитлер называл Днепр «неприступной природной крепостью».

Ставка Верховного главнокомандования стремилась не допустить здесь сколько-нибудь длительной задержки. Войска получили категорическое указание форсировать Днепр с ходу. 9 сентября 1943 г. Ставка отдала директиву, в соответствии с которой командиры, чьи части и соединения первыми форсировали Днепр и закрепились на плацдармах, представлялись к званию Героя Советского Союза. Так же высоко оценивались и подвиги наиболее отличившихся бойцов.

Вести преследование противника приходилось в очень сложных условиях. «Для тщательной подготовки наступления к Днепру у нас не было возможности, – вспоминал маршал Г.К. Жуков. – В войсках… чувствовалась большая усталость от непрерывных сражений. Ощущались некоторые перебои в материально-техническом обеспечении. Но все мы, от солдата до маршала, горели желанием скорее выбросить врага с нашей земли».
«Все мы» – это войска пяти фронтов: Центрального, Воронежского, Степного, Юго-Западного и Южного общей численностью в 2,6 млн. человек, это партизаны Черниговщины, Полтавщины, Днепропетровщины, Донбасса, поддерживавшие действующую армию.

Советское наступление развернулось на более чем 700-километровом фронте. Войскам пришлось преодолеть множество рек, укреплённых врагом для обороны, – Сейм, Сожу, Северский Донец, Ворсклу, Миус, Десну… Однако Днепр – не Миус и даже не Десна. И всё же войска всех пяти фронтов на участке от Лоева до Запорожья сумели с ходу форсировать крупнейшую после Волги водную преграду и захватить 23 плацдарма на правом берегу.
Первыми 21 сентября преодолели Днепр войска 13-й армии Центрального фронта генерала Н.П. Пухова. Вспоминая о тех днях, бывший командующий Центральным фронтом маршал К.К. Рокоссовский писал: «…используя все захваченные на берегу лодки, плоты, бочки, солдаты… приступили к преодолению водной преграды на широком фронте… Передовые подразделения пехоты, быстро переправившись на противоположный берег, зацепились за него, отражая атаки противника, пытавшегося сбросить их в реку. Вместе с пехотинцами переплыли Днепр и артиллерийские офицеры. Теперь они с плацдарма корректировали огонь батарей… Накапливание наших войск на плацдарме шло быстро. Застигнутый врасплох противник не успевал перебрасывать сюда силы, достаточные для противодействия переправе».
Воинам помогали партизаны. К моменту подхода частей Красной армии они захватили несколько переправ, которыми воспользовались бойцы генерала Пухова. К исходу следующего дня они прочно удерживали плацдарм в 25 км по фронту и до 10 км в глубину, который и использовался для дальнейшего наступления.
В ночь на 22 сентября юго-восточнее Киева, в районе села Великий Букрин форсировали Днепр передовые части 3-й гвардейской танковой армии (командующий генерал П.С. Рыбалко) Воронежского фронта. Успех был во многом обеспечен отрядом И.К. Примака, партизаны которого заранее приготовили для красноармейцев рыбачьи лодки и другие средства переправы. Одновременно с танкистами в районе Букринской излучины форсировали Днепр войска 40-й армии (генерал К.С. Москаленко).

Немцы стремились во что бы то ни стало сбросить немногочисленные силы, переправившиеся на правый берег, обратно в реку. Каждый сражавшийся здесь воин был, без прикрас, героем. Но героем из героев проявил себя заместитель командира 1850-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка 40-й армии капитан В.С. Петров. Его подчинённые одними из первых переправились на другой берег. Офицер, заменяя выбывших номеров расчёта, сам стал к орудию. Получил тяжёлое ранение в обе руки, но остался на поле боя. В госпиталь попал поздно, когда руки уже было не спасти. Однако и после их ампутации Герой Советского Союза капитан Петров остался в строю, продолжая воевать. В 1945-м он стал дважды Героем.

В эти же дни севернее Киева в районе Лютежа войсками 38-й армии (генерал Н.Е. Чибисов) был отвоёван ещё один плацдарм. Позднее оба плацдарма – Букринский и Лютежский – сыграли большую роль в операции по освобождению Киева.

Из состава Степного фронта первыми форсировали Днепр у села Домоткань к северо-западу от Верхнеднепровска войска 7-й гвардейской армии героя Сталинградской обороны генерала М.С. Шумилова. По соседству в районе Мишурина Рога за пятачок земли на правом берегу боролась 37-я армия генерала М.Н. Шарохина. До 11 октября на плацдармах 37-й и 7-й гвардейской армий кипели жаркие бои. Превосходство в танках и авиации было на стороне противника, но советские войска не только отразили врага, пытавшегося сбросить их с захваченных позиций, но и расширили занятый плацдарм до масштабов оперативного значения.
Решительной атакой и обходным манёвром взяв Полтаву, превращённую немцами в мощный опорный пункт обороны на пути к Днепру, к реке устремились войска 5-й гвардейской (генерал А.С. Жадов) и 53-й (генерал И.М. Манагаров) армий. Командующий фронтом генерал И.С. Конев поставил перед ними задачу ликвидировать вражеский плацдарм на левом берегу в районе Кременчуга и захватить здесь переправы, по которым гитлеровцы отводили войска за Днепр. «Напутствуя командармов А.С. Жадова и И.М. Манагарова, – вспоминал И.С. Конев, – я указывал, что, форсируя Днепр на отдельных участках у Кременчуга, ни в коем случае нельзя оставлять вражеский плацдарм на левом берегу Днепра».

К концу сентября поставленная перед армиями задача была выполнена. Под мощными ударами войск Красной армии рухнул предмостный опорный пункт на Днепре. А к двадцатым числам октября юго-западнее Кременчуга был завоеван большой стратегический плацдарм, с которого войска Степного (к этому времени – 2-го Украинского) фронта приступили к освобождению Правобережной Украины.
Войска правого крыла Юго-Западного фронта форсировали Днепр 25 сентября южнее Днепропетровска. Действиям Юго-Западного и соседнего Южного фронтов мешала сильная группировка войск, которую противник сосредоточил на своём запорожском плацдарме. Опираясь на него и на хорошо оборудованный рубеж на реке Молочной, гитлеровцы упорно обороняли участок фронта от Запорожья до Азовского моря. Оценив сложившуюся обстановку, Ставка ВГК в директиве от 28 сентября поставила командующим Центральным, Воронежским, Степным, Юго-Западным и Южным фронтами задачу, не затягивая, ликвидировать все плацдармы на левом берегу Днепра, особенно запорожский.

Было бы ошибкой представлять форсирование Днепра сплошным успехом Красной армии. Об огромных трудностях наступления и его ошибках, не скрывая, писали советские полководцы. Маршал И.С. Конев вспоминал: «…за войсками в период подхода к Днепру не успевали двигаться тылы… Нехватка горючего повлекла за собой большое отставание переправочных средств... Недостаточная обеспеченность боеприпасами не позволила осуществить в полной мере надежную артиллерийскую поддержку войск при форсировании Днепра в первый период. Поэтому многие дивизии и даже армии форсировали Днепр преимущественно ночью без артиллерийской подготовки. Войска широко использовали подручные средства, что для гитлеровцев было полнейшей неожиданностью. Использование подручных средств при форсировании реки с ходу – разумное решение, но это не лучший способ форсирования. У нас в Красной армии было достаточно переправочных средств, в том числе тяжелых мостовых переправ. Но в связи с их отставанием и трудностями их доставки к реке создавалась задержка форсирования, главным образом танков и артиллерии. Кроме того, выйдя к реке, нельзя было медлить. Промедление давало время противнику на организацию обороны противоположного берега. Решение переправляться на плечах отходящего противника, переправляться с ходу в тех условиях было смелым и вполне оправданным сложившейся обстановкой. Вся тяжесть его выполнения выпала на наши испытанные и доблестные стрелковые войска. Они проявили чудеса героизма, доблести и храбрости. Однако полный успех форсирования Днепра, расширение плацдармов, отражение массированных танковых атак противника был достигнут объединёнными усилиями всех родов войск: пехоты, танков, артиллерии, авиации, инженерных войск, связи, органов тыла».

При всех трудностях и просчётах форсирование Днепра на почти 750-километровом фронте – от Лоева до Запорожья – стало выдающимся примером преодоления крупнейшей водной преграды с ходу. Взлом советскими войсками Восточного вала создал предпосылки для изгнания оккупантов из пределов Правобережной Украины.

Источник: https://www.fondsk.ru

 

Юрий Рубцов, доктор исторических наук, профессор Военного университета министерства обороны РФ
19 сентября 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
3 декабря
четверг
2020

В этот день:

Конструктор Т-34 Михаил Кошкин

3 декабря 1898 года родился Михаил Ильич Кошкин, советский конструктор, создатель легендарного танка Т-34 - лучшего танка второй мировой. Во время войны было выпущено 35 895 «тридцатьчетверок», а всего - около 68 тысяч

Конструктор Т-34 Михаил Кошкин

3 декабря 1898 года родился Михаил Ильич Кошкин, советский конструктор, создатель легендарного танка Т-34 - лучшего танка второй мировой. Во время войны было выпущено 35 895 «тридцатьчетверок», а всего - около 68 тысяч

Еще будучи студентом Ленинградского машиностроительного завода Кошкин попросился на практику в танковое КБ и вскоре письменно обратился к первому секретарю Ленинградского обкома С.М. Кирову с соображениями по усовершенствованию танков. Киров лично встретился с Кошкиным и оценил его идею. Это произошло в 1934 году за несколько месяцев до гибели Кирова. Именно тогда у Кошкина окрепла идея отказа от колесных систем и за счёт этого усилить вооружение и бронирование. Начинающий конструктор обещал Кирову создать такой танк и назвал его памятной цифрой по дате встречи с Кировым - «34». Работая в КБ уже инженером, он участвует в разработке Т-29, Т-35, Т-46-5, Т-III. За толстобронный T-III его в числе других в 1936 году награждают «Красной Звездой».

С 1937 года Кошкин по рекомендации Серго Орджоникидзе стал главным конструктором завода им. Коминтерна в Харькове. Здесь он совершенствует БТ-7, внедряя совершенно новый (авиационный) дизельный двигатель и беря на себя большую за него ответственность. Впоследствии все танки стали делать именно с такими двигателями.

Однако военные заказчики не хотели изменять прославленный на Хасане и воспетый в песнях колёсный вариант танка и выдали задание на разработку А-20 тоже в колесно-гусеничном варианте. Только прозорливость конструктора не позволила впасть в эту крайность. Он уговорил сподвижников и дирекцию сделать сверхпланово и без ущерба для А-20 ещё один танк, перспективный Т-32. Он был представлен Комиссии осенью 1939-го, вместе с А-20.

Бюрократические военные не приняли Т-З2. Только личное мнение Сталина позволило заводу сделать два экземпляра уже полнобронной машины, названной Т-34. Испытания Т-34 назначили на март 1940 года, а новые машины не прошли ещё испытаний ходовой части на проходимость по инструкции. Решили добираться от Харькова до Москвы своим ходом по бездорожью и этим набрать километры пробега. Простуженному в холодных цехах конструктору пришлось лично участвовать в перегоне машин и в результате он прибыл в Москву с воспалением лёгких.

17 марта 1940 года танки были восторженно оценены на полигоне под Москвой Правительственной комиссией. Ворошилов долго упрашивал Кошкина переименовать танк именем вождя, но конструктор был верен памяти С.М.Кирова и отказал Ворошилову. Видимо, это и сыграло роковую роль в судьбе машины и ее конструктора. Отношение к танку сразу же изменилось. Замнаркома обороны Кулик потребовал дополнительного испытания уже одобренной машины. Их могли отодвинуть на весну 1941 года.

Кошкин резонно опасался, что война может начаться раньше, чем будет освоено производство Т-34. Он принял решение возвращаться в Харьков своим ходом, чтобы «добрать» положенные для испытания три тысячи километров пробега. Больной пневмонией Кошкин больше недели возвращался в железной коробке в Харьков и прибыл на завод в полубессознательном состоянии. Его тут же доставили в больницу, но спасти уже не смогли.

Благодаря своим боевым качествам Т-34 был признан лучшим танком Второй мировой войны. Серийный выпуск Т-34 и его модификаций осуществлялся в военные и послевоенные годы. Во время войны было выпущено 35 895 «тридцатьчетверок», а всего - около 68 тысяч. До настоящего времени дошло большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов. Последняя (Т-34-85)- состоит на вооружении некоторых стран и по сей день.

 

Космонавт Виктор Горбатко

3 декабря 1934 года родился Виктор Васильевич Горбатко, генерал-майор, лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Космонавт Виктор Горбатко

3 декабря 1934 года родился Виктор Васильевич Горбатко, генерал-майор, лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Он родился в посёлке Венцы-Заря, ныне Гулькевичского района Краснодарского края. В 1953 году окончил Павлоградскую военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков, в 1956 году — Батайскую военную авиационную школу лётчиков. В отряд космонавтов зачислен в 1960 году. В 1968 году закончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского, а в 1987 году стал начальником факультета этой академии.

Первый космический полёт совершил 12—17 октября 1969 года на космическом корабле «Союз-7» (продолжительность 4 суток 23 часа). Второй — в феврале 1977 года на космическом корабле «Союз-24» и орбитальной станции «Салют-5». Третий старт состоялся в июле 1980 года на космических кораблях «Союз-36», «Союз-37» и орбитальной станции «Салют-6» совместно с гражданином Вьетнама Фам Туаном.

 

Могила неизвестного солдата

3 декабря 1966 года, в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвой, прах неизвестного солдата был перенесён из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе (на въезде в город Зеленоград) и торжественно захоронен в Александровском саду. 8 мая 1967 года на месте захоронения был открыт мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата» с Вечным огнём.

Могила неизвестного солдата

3 декабря 1966 года, в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвой, прах неизвестного солдата был перенесён из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе (на въезде в город Зеленоград) и торжественно захоронен в Александровском саду. 8 мая 1967 года на месте захоронения был открыт мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата» с Вечным огнём.

С 12 декабря 1997 года в соответствии с Указом Президента России пост № 1 почётного караула был перенесён от Мавзолея Ленина к Могиле Неизвестного солдата. Караул осуществляется военнослужащими Президентского полка. Смена караула происходит каждый час. Согласно Указу Президента № 1297от 17 ноября 2009 года памятнику присвоен статус Общенационального мемориала воинской славы.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии