RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Великая Победа всегда достигается великой ценой
9 мая 2015 г.

Великая Победа всегда достигается великой ценой

9 мая 1945 года советский народ победоносно завершил в Берлине Великую Отечественную войну против фашистской Германии и её европейских пособников, продолжавшуяся 1418 дней и ночей
Так начинался Байконур
2 июня 2020 г.

Так начинался Байконур

2 июня - день рождения первого в мире и самого крупного на планете космодрома
Тайны маршала Мерецкова
7 июня 2019 г.

Тайны маршала Мерецкова

7 июня 1897 года родился Кирилл Афанасьевич МЕРЕЦКОВ
Советский богатырь Дмитрий Овчаренко
28 января 2017 г.

Советский богатырь Дмитрий Овчаренко

28 января 1945 года умер в госпитале от ран красноармеец Дмитрий Романович Овчаренко
Сталинградская Победа
2 февраля 2020 г.

Сталинградская Победа

2 февраля 1943 года полным разгромом вражеской группировки закончилась Великая Сталинградская битва.
Главная » Подвиги в наследство » В полет позвала «Родина»

В полет позвала «Родина»

В эти дни отмечается два «женских» авиаюбилея: 80 лет легендарному перелету В. Гризодубовой, П. Осипенко и М. Расковой и 20 лет повторения их подвига Н. Винокуровой, Н. Митчелл, Р. Майлс и Х. Макагоновой.

.
В полет позвала «Родина»

24 сентября 1938 года Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Мария Раскова совершили рекордный перелет на двухмоторном самолете АНТ-37 («Родина») – из Москвы на Дальний Восток. Они установили мировой рекорд: за 26 часов 29 минут покрыли 6 450 км.
В 1998 году четверо отважных лётчиц в двух экипажах повторили этот легендарный перелёт, посвятив его 60-летнему юбилею рекорда экипажа В. Гризодубовой. Ан-2 пилотировали пилот Винокурова Наталья в качестве командира экипажа и американка Никки Митчелл. На Маул-5 вылетела американская лётчица Ронда Майлс в качестве командира и второй пилот, летчик-инструктор, абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу Макагонова Халидэ.
20 сентября 2018 года в в библиотеке №7 имени Антуана де Сента-Экзюпери в Москве состоялась встреча, посвящённая двум памятным датам в истории авиации нашей страны, на которую смогли приехать участницы лётного подвига 20-летней давности Ронда Майлс, Винокурова Наталья и Макагонова Халидэ.

На снимке, предваряющем статью, - две женщины. Совсем не простые. Они – авиатриссы. 20 лет назад профессиональный пилот Ронда Майлз (США) и летчик-инструктор, абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу Халидэ Макагонова вместе совершили Российско-Американский перелёт на самолете МАУ-5 по маршруту Москва - поселок Осипенко (Дальний Восток). Вместе с ними на самолете Ан-2 летела еще одна российско - американская пара - пилот Ту-154 Магаданских авиалиний Наталья Винокурова и пилот-любитель Никки Митчелл из города Нешвилл (США). Свой полет женщины посвятили 60-летнему тогда юбилею легендарного перелета на самолете «Родина» экипажа Гризодубовой, Осипенко и Расковой. А нынешнее 80-летие этого события летчицы договорились отметить в столице, сначала в Авиакосмическом музее московской школы № 185 имени В.С. Гризодубовой, а затем в Культурном центре библиотеки имени Антуана де Сент-Экзюпери в кругу членов Клуба женщин летных специальностей «Авиатрисса». Клуб, который возглавляет Халидэ Макагонова сегодня насчитывает несколько сотен человек и постоянно ширится. К сожалению, одна из участниц полета Никки Митчелл не так давно ушла из жизни.
Напомним, что стартовала «Родина» 24 сентября 1938 года в 8 часов 16 минут с наклонной горки Щелковского аэродрома НИИ ВВС. Как вспоминала потом Гризодубова, «примерно через 150 километров машина вошла в облачность и земли мы фактически не видели до самой посадки». Вскоре вышла из строя вся бортовая радиоаппаратура. Между Казанью и Свердловском началось обледенение, а затем и сильная болтанка. Пришлось забираться на высоту 7500 метров, использовать кислородную аппаратуру. Около полуночи штурману Расковой удалось при помощи звезд определить примерное местонахождение. Преодолевая облачность, экипаж следовал на Восток, а когда она оборвалась, под крылом они увидели Охотское море. Надо было разворачиваться. Когда на приборной доске зажглась лампа расходного бака, свидетельствующая о получасовом запасе горючего, а под крылом проплывала болотистая местность, приняли решение о вынужденной посадке с убранным шасси. Гризодубова приказала Расковой прыгать с парашютом — был большой риск ее гибели в передней кабине. В 10.45 московского времени 25 сентября сели.
Потом были долгие дни поиска самолета. Мобилизовали свыше пятидесяти самолетов, в тайгу вышли сотни пеших отрядов, следопытов на лошадях и оленях, местность вдоль рек осматривали военные моряки и рыбаки. Искали на огромном пространстве площадью более полутора миллионов квадратных километров, между портом Аян в Охотском море и Хабаровском. Нашли самолет лишь 4 октября. Марина Раскова, покинувшая его на парашюте, только 6 октября добралась до места аварийной посадки. Десять суток она блуждала по болотистому лесу, уже припорошенному снегом, имея лишь небольшой аварийный запас пищи. Во время прыжка потеряла один из унтов, что еще больше усложнило ее злоключения.
Все три летчицы стали первыми женщинами, удостоенными звания Героев Советского союза.
- Конечно, наш полет 60 лет спустя проходил в других условиях, - рассказывает Халидэ Макагонова. – Можно себе представить, что чувствовали летчицы «Родины» при 30 градусном морозе в кабине самолета. По сути, они летели вслепую все 26 с половиной часов, преодолев 6.450 километров. Мы же – об этом позаботились организаторы полетов – Фонд «Безопасность полетов» - имели все необходимое под рукой: современные навигационные приборы, за нами следовал борт с операторами, грузом.
- Только не заостряйте внимание на том, что летели вместе американские и русские женщины, - улыбаясь, сказала «Труду» Ронда Майлз. - Полет доказал, что женщины-летчицы разных стран могут дружить по-настоящему и нередко успешнее, чем мужчины решать серьезные задачи. Мы стали подругами, и это на всю жизнь! Главное, что нам удалось повторить рекорд, достигнутый экипажем Гризодубовой, которым гордится все мировое авиационное сообщество.
- Главное, чтобы наш пример заражал молодых девчонок любовью к небу, - подключается к разговору Халидэ. – Очень надеюсь на это. А то спросишь, бывало, юных жителей московской улицы Марины Расковой, кто она такая, а в ответ – тишина…

 

Анатолий ЖУРИН.
27 сентября 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
30 октября
пятница
2020

В этот день:

Самый молодой нарком СССР

30 октября 1908 года родился Дмитрий Федорович Устинов (ум. 1984), советский политический и военный деятель, самый молодой сталинский нарком вооружения (в 32 года от роду), Маршал Советского Союза (1976).

Самый молодой нарком СССР

30 октября 1908 года родился Дмитрий Федорович Устинов (ум. 1984), советский политический и военный деятель, самый молодой сталинский нарком вооружения (в 32 года от роду), Маршал Советского Союза (1976).

 Дважды Герой Социалистического Труда (1942, 1961), Герой Советского Союза (1978), министр обороны СССР (1976—1984).

Родом из Самары из рабочей семьи. В 22 года вступил добровольцем в Красную армию, уаствовал в боевых действиях с басмачами. Осенью 1929 года стал студентом механического факультета Иваново-Вознесенского политехнического института. Работал секретарём комсомольской организации, являлся членом партийного бюро института. Затем перешел в

Ленинградский военно-механический институт, который закончил в 1934 году. C 1934 года — инженер, начальник бюро эксплуатации и опытных работ в Ленинградском артиллерийском научно-исследовательском морском институте. С 1937 года — инженер-конструктор, заместитель главного конструктора, директор Ленинградского завода «Большевик». С 9 июня 1941 года по 14 декабря 1957 года — нарком вооружения СССР, министр вооружения СССР, министр оборонной промышленности СССР. 14 декабря 1957 года — 13 марта 1963 года — заместитель Председателя Совета Министров СССР, председатель Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам. За подготовку первого полёта человека в космос (Ю. А. Гагарин, 12 апреля 1961 года) удостоен звания Героя Социалистического Труда. 13 марта 1963 года — 26 марта 1965 года — первый заместитель председателя Совета министров СССР, председатель Высшего Совета народного хозяйства СССР. 26 марта 1965 года — 26 октября 1976 года — секретарь ЦК КПСС по оборонным вопросам. 29 апреля 1976 года — 20 декабря 1984 года — министр обороны СССР. Среди членов Политбюро 1970—1980-х гг. отличался тем, что спал по 4—4,5 часа. Был исключительно энергичен, предприимчив, очень быстро решал задачи управления и руководства предприятиями.

Д. Ф. Устинов, простудившись во время учений новой боевой техники, умер 20 декабря 1984 года от скоротечного тяжёлого воспаления лёгких. Генерал-лейтенант Иван Устинов (однофамилец) вспоминал: "На последнем учении, после которого его на самолете отправили больным, мы сидели в его резиденции с 9 до 3 утра. Он всем интересовался - и делами, и в персональном плане... В конце концов я ему напомнил: "Дмитрий Федорович, пора и отдохнуть, ведь по плану в 9 часов утра начало учения". - "Иван Лаврентьевич, не беспокойтесь я сталинской закалки". Да вот видите..."

Похоронен на Красной площади (кремирован, урна с прахом замурована в Кремлёвскую стену).

Первая оборона Севастополя 1941 года

30 октября 1941 года начался первый штурм Севастополя фашистскими полчищами.

Первая оборона Севастополя 1941 года

30 октября 1941 года начался первый штурм Севастополя фашистскими полчищами.

Крым имел стратегическое значение, как один из путей к нефтеносным районам Кавказа (через Керченский пролив и Тамань). Кроме того, Крым был важен как база для авиации. С потерей Крыма советская авиация лишилась бы возможности налётов на нефтепромыслы Румынии, а немцы смогли бы наносить удары по целям на Кавказе.

Севастопольский оборонительный район (СОР) к началу Великой Отечественной войны был одним из самых укреплённых мест в мире. Сооружения СОР включали десятки укреплённых орудийных позиций, минные поля и др. В систему обороны входили также две так называемые «бронебашенные батареи» (ББ), или форты, вооружённые артиллерией крупного калибра. Форты ББ-30 (командир — Г. А. Александер) и ББ-35 (командир — А. Я. Лещенко) были вооружены орудиями калибра 305 мм.

В советской историографии первым штурмом Севастополя принято считать попытки немецких войск с ходу захватить город в течение 30 октября — 21 ноября 1941 года. С 30 октября по 11 ноября велись бои на дальних подступах к Севастополю, со 2 ноября начались атаки внешнего рубежа обороны крепости. Сухопутных частей в городе не оставалось, защита осуществлялась силами морской пехоты Черноморского флота, береговыми батареями, отдельными (учебными, артиллерийскими, зенитными) подразделениями при огневой поддержке кораблей. Советская группировка насчитывала вначале около 20 тысяч человек.

В конце октября Ставка ВГК решила усилить гарнизон Севастополя силами Приморской армии (командующий — генерал-майор И. Е. Петров), до тех пор защищавшей Одессу. 16 октября оборона Одессы была прекращена и Приморская армия была морем переброшена в Севастополь. Силы подкрепления составили до 36 тысяч человек, около 500 орудий, 20 тысяч тонн боеприпасов, танки и другие виды вооружений и материалов. Таким образом, к середине ноября гарнизон Севастополя насчитывал, — по советским данным, — около 50-55 тысяч человек. 9—10 ноября вермахту удалось полностью окружить крепость с суши, однако в течение ноября к своим пробивались силы арьергарда, в частности, части 184-й стрелковой дивизии НКВД, прикрывавшей отход 51-й армии.

11 ноября с подходом основной группировки 11-й армии вермахта завязались бои по всему периметру . В течение 10 дней наступавшим удалось незначительно вклиниться в передовую полосу обороны после чего в сражении наступила пауза.

Советская «Царь-бомба»

30 октября 1961 года СССР произвёл взрыв самой мощной бомбы в мировой истории: 58-мегатонная водородная бомба («Царь-бомба») была испытана на полигоне на острове Новая Земля.

Советская «Царь-бомба»

30 октября 1961 года СССР произвёл взрыв самой мощной бомбы в мировой истории: 58-мегатонная водородная бомба («Царь-бомба») была испытана на полигоне на острове Новая Земля.

Она была разработана в 1954—1961 годах группой физиков-ядерщиков под руководством академика Игоря Курчатова.

Бомбардировщик Ту-95В с "Царь- бомбой" на борту, пилотируемый экипажем в составе: командир корабля А. Е. Дурновцев, штурман И. Н. Клещ, бортинженер В. Я. Бруй, вылетел с аэродрома Оленья и взял курс на Новую Землю. В испытаниях участвовал также самолёт-лаборатория Ту-16А. Через 2 часа после вылета бомба была сброшена с высоты 10 500 метров на парашютной системе по условной цели в пределах ядерного полигона «Сухой Нос». Подрыв бомбы был осуществлён барометрически через 188 секунд после сброса на высоте 4200 м над уровнем моря (4000 м над целью). Самолёт-носитель успел улететь на расстояние 39 километров, а самолёт-лаборатория — на 53,5 километра. Огненный шар взрыва достиг радиуса примерно 4,6 километра. Теоретически он мог бы вырасти до поверхности земли, однако этому воспрепятствовала отражённая ударная волна, подмявшая и отбросившая шар от земли. Световое излучение потенциально могло вызывать ожоги третьей степени на расстоянии до 100 километров. Ионизация атмосферы стала причиной помех радиосвязи даже в сотнях километров от полигона в течение около 40 минут. Ощутимая сейсмическая волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар. Свидетели почувствовали удар и смогли описать взрыв на расстоянии тысячи километров от его центра. Ядерный гриб взрыва поднялся на высоту 67 километров; диаметр его двухъярусной «шляпки» достиг (у верхнего яруса) 95 километров. Звуковая волна, порождённая взрывом, докатилась до острова Диксон на расстоянии около 800 километров. Однако о каких-либо разрушениях или повреждениях сооружений даже в расположенных гораздо ближе (280 км) к полигону посёлке городского типа Амдерма и посёлке Белушья Губа не сообщалось.

Основной целью, которая ставилась и достигнута этим испытанием, была демонстрация владения Советским Союзом неограниченным по мощности оружием массового поражения — тротиловый эквивалент наиболее мощной термоядерной бомбы из числа испытанных к тому моменту в США был почти вчетверо меньше, чем у АН602. Крайне важным научным результатом стала экспериментальная проверка принципов расчёта и конструирования термоядерных зарядов многоступенчатого типа. Было экспериментально доказано, что максимальная мощность термоядерного заряда, в принципе, не ограничена ничем.

Интересно, что тогда еще любивший советскую власть академик А. Д. Сахаров (впоследствии проамериканский диссидент) предложил проект по тайному размещению нескольких десятков сверхмощных ядерных боеголовок мощностью от 200 или даже 500 мегатонн вдоль американских морских границ, что, по мнению учёного, позволило бы отрезвить неоконсервативные круги политической элиты США, не втягиваясь в разорительную гонку вооружений. В случае нападения США на СССР можно было затопить береговые города Америки — с помощью искусственного цунами. Гигантская волна высотой более 300 м приходит со стороны Атлантики и обрушивается на Нью-Йорк, Филадельфию, Вашингтон, Аннаполис. Волна достигает крыш небоскребов. Друга волна накрывает западное побережье в районе Чарльстона. Еще две волны обрушиваются на Сан-Франциско и Лос-Анджелес. Всего одной волны хватает, чтобы на побережье Мексиканского залива смыло низко расположенный Хьюстон, Новый Орлеан, Пенсаколу.

К сожалению, Хрущев отклонил этот проект. Подобную идею сегодня вынашивает академик Игорь Острецов: уничтожение США с помощью направленного взрыва, вызывающего гигантскую волну в заданном направлении.

Первая космическая стыковка кораблей

30 октября 1967 года впервые в истории человечества в космосе была произведена автоматическая стыковка космических кораблей. Это были аппараты серии «Космос» — «Космос-186» и «Космос-188», являвшиеся прототипами космического корабля «Союз».

Первая космическая стыковка кораблей

30 октября 1967 года впервые в истории человечества в космосе была произведена автоматическая стыковка космических кораблей. Это были аппараты серии «Космос» — «Космос-186» и «Космос-188», являвшиеся прототипами космического корабля «Союз».

 

Первым был запущен «Космос-186». Он являлся «активным» кораблём , то есть он должен был найти с помощью радиолокационной антенны «пассивный» корабль «Космос-188», сблизиться и пристыковаться.

30 октября 1967 года во время пролёта корабля «Космос-186» над космодромом был запущен «Космос-188» в той же плоскости орбиты, но с опережением на 24 км. Для осуществления стыковки необходима высокая точность вывода на орбиту, так как автоматическая система стыковки может работать только до определённой величины расстояния между кораблями. Расстояние в 24 км не превышало этого предела. Командой из центра управления были активированы системы ориентации, системы автоматического управления и счётно-решающие устройства. После обнаружения «пассивного» корабля «Космос-186» стал корректировать свою орбиту в вертикальной и горизонтальной плоскостях, приближаясь к «Космосу-188» на скорости 90 км/ч. Когда расстояние между кораблями составило 300 м, отключился главный двигатель, и начали свою работу двигатели малой тяги. Последний этап стыковки называется причаливанием. Во время причаливания скорость сближения кораблей составила 0,5—1 м/с. Затем произошла сама стыковка: штанга стыковочного узла «Космоса-186» попала в конусообразный захват «Космоса-188». Состыкованными корабли летали 3,5 часа, совершив около 2 витков вокруг Земли. Затем по команде с Земли они расстыковались и последовательно приземлились: сначала «Космос-186», потом «Космос-188».

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии