RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Разгадка плана «Цитадель»
5 июля 2019 г.

Разгадка плана «Цитадель»

5 июля 1943 года началась великая Курская битва
Женщина в седле и с шашкой
11 октября 2014 г.

Женщина в седле и с шашкой

100 лет назад в октябре 1914 года в ряде российских газет была размещена сенсационная статья: на фронте воюет переодетая в казака девушка
Русская святыня - Прохоровское поле
12 июля 2019 г.

Русская святыня - Прохоровское поле

12 июля 1943 года началось самое крупное в истории человечества танковое сражение между Красной Армией и войсками европейского фашизма
Забытая медаль
2 ноября 2018 г.

Забытая медаль

2 ноября 1950 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении медали «За отличную службу по охране общественного порядка».
Герой Собибора
22 февраля 2016 г.

Герой Собибора

22 февраля 1909 года родился Александр Аронович Печерский, организовавший в годы Великой Отечественной войны победоносное восстание в фашистском концлагере
Главная » Подвиги в наследство » В полет позвала «Родина»

В полет позвала «Родина»

В эти дни отмечается два «женских» авиаюбилея: 80 лет легендарному перелету В. Гризодубовой, П. Осипенко и М. Расковой и 20 лет повторения их подвига Н. Винокуровой, Н. Митчелл, Р. Майлс и Х. Макагоновой.

.
В полет позвала «Родина»

24 сентября 1938 года Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Мария Раскова совершили рекордный перелет на двухмоторном самолете АНТ-37 («Родина») – из Москвы на Дальний Восток. Они установили мировой рекорд: за 26 часов 29 минут покрыли 6 450 км.
В 1998 году четверо отважных лётчиц в двух экипажах повторили этот легендарный перелёт, посвятив его 60-летнему юбилею рекорда экипажа В. Гризодубовой. Ан-2 пилотировали пилот Винокурова Наталья в качестве командира экипажа и американка Никки Митчелл. На Маул-5 вылетела американская лётчица Ронда Майлс в качестве командира и второй пилот, летчик-инструктор, абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу Макагонова Халидэ.
20 сентября 2018 года в в библиотеке №7 имени Антуана де Сента-Экзюпери в Москве состоялась встреча, посвящённая двум памятным датам в истории авиации нашей страны, на которую смогли приехать участницы лётного подвига 20-летней давности Ронда Майлс, Винокурова Наталья и Макагонова Халидэ.

На снимке, предваряющем статью, - две женщины. Совсем не простые. Они – авиатриссы. 20 лет назад профессиональный пилот Ронда Майлз (США) и летчик-инструктор, абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу Халидэ Макагонова вместе совершили Российско-Американский перелёт на самолете МАУ-5 по маршруту Москва - поселок Осипенко (Дальний Восток). Вместе с ними на самолете Ан-2 летела еще одна российско - американская пара - пилот Ту-154 Магаданских авиалиний Наталья Винокурова и пилот-любитель Никки Митчелл из города Нешвилл (США). Свой полет женщины посвятили 60-летнему тогда юбилею легендарного перелета на самолете «Родина» экипажа Гризодубовой, Осипенко и Расковой. А нынешнее 80-летие этого события летчицы договорились отметить в столице, сначала в Авиакосмическом музее московской школы № 185 имени В.С. Гризодубовой, а затем в Культурном центре библиотеки имени Антуана де Сент-Экзюпери в кругу членов Клуба женщин летных специальностей «Авиатрисса». Клуб, который возглавляет Халидэ Макагонова сегодня насчитывает несколько сотен человек и постоянно ширится. К сожалению, одна из участниц полета Никки Митчелл не так давно ушла из жизни.
Напомним, что стартовала «Родина» 24 сентября 1938 года в 8 часов 16 минут с наклонной горки Щелковского аэродрома НИИ ВВС. Как вспоминала потом Гризодубова, «примерно через 150 километров машина вошла в облачность и земли мы фактически не видели до самой посадки». Вскоре вышла из строя вся бортовая радиоаппаратура. Между Казанью и Свердловском началось обледенение, а затем и сильная болтанка. Пришлось забираться на высоту 7500 метров, использовать кислородную аппаратуру. Около полуночи штурману Расковой удалось при помощи звезд определить примерное местонахождение. Преодолевая облачность, экипаж следовал на Восток, а когда она оборвалась, под крылом они увидели Охотское море. Надо было разворачиваться. Когда на приборной доске зажглась лампа расходного бака, свидетельствующая о получасовом запасе горючего, а под крылом проплывала болотистая местность, приняли решение о вынужденной посадке с убранным шасси. Гризодубова приказала Расковой прыгать с парашютом — был большой риск ее гибели в передней кабине. В 10.45 московского времени 25 сентября сели.
Потом были долгие дни поиска самолета. Мобилизовали свыше пятидесяти самолетов, в тайгу вышли сотни пеших отрядов, следопытов на лошадях и оленях, местность вдоль рек осматривали военные моряки и рыбаки. Искали на огромном пространстве площадью более полутора миллионов квадратных километров, между портом Аян в Охотском море и Хабаровском. Нашли самолет лишь 4 октября. Марина Раскова, покинувшая его на парашюте, только 6 октября добралась до места аварийной посадки. Десять суток она блуждала по болотистому лесу, уже припорошенному снегом, имея лишь небольшой аварийный запас пищи. Во время прыжка потеряла один из унтов, что еще больше усложнило ее злоключения.
Все три летчицы стали первыми женщинами, удостоенными звания Героев Советского союза.
- Конечно, наш полет 60 лет спустя проходил в других условиях, - рассказывает Халидэ Макагонова. – Можно себе представить, что чувствовали летчицы «Родины» при 30 градусном морозе в кабине самолета. По сути, они летели вслепую все 26 с половиной часов, преодолев 6.450 километров. Мы же – об этом позаботились организаторы полетов – Фонд «Безопасность полетов» - имели все необходимое под рукой: современные навигационные приборы, за нами следовал борт с операторами, грузом.
- Только не заостряйте внимание на том, что летели вместе американские и русские женщины, - улыбаясь, сказала «Труду» Ронда Майлз. - Полет доказал, что женщины-летчицы разных стран могут дружить по-настоящему и нередко успешнее, чем мужчины решать серьезные задачи. Мы стали подругами, и это на всю жизнь! Главное, что нам удалось повторить рекорд, достигнутый экипажем Гризодубовой, которым гордится все мировое авиационное сообщество.
- Главное, чтобы наш пример заражал молодых девчонок любовью к небу, - подключается к разговору Халидэ. – Очень надеюсь на это. А то спросишь, бывало, юных жителей московской улицы Марины Расковой, кто она такая, а в ответ – тишина…

 

Анатолий ЖУРИН.
27 сентября 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
17 июля
среда
2019

В этот день:

17 июля — День памяти царственных страстотерпцев императора Николая II с семей и близкими

17 июля 1918 года в Екатеринбурге были расстреляны российский император НИКОЛАЙ II, члены его семьи и близкие.

17 июля — День памяти царственных страстотерпцев императора Николая II с семей и близкими

17 июля 1918 года в Екатеринбурге были расстреляны российский император НИКОЛАЙ II, члены его семьи и близкие.

В половине двенадцатого ночи 16 июля заместитель областного комиссара юстиции ЮРОВСКИЙ приказал отвести содержавшуюся в Ипатьевском доме царскую семью с челядью в подвал. Первым шагнул к ступеням НИКОЛАЙ II с наследником Алексеем на руках. К нему присоединилась АЛЕКСАНДРА ФЁДОРОВНА. За родителями последовали Ольга, Татьяна, Анастасия и Мария, за детьми — доктор БОТКИН, повар ХАРИТОНОВ, лакей ТРУПП и горничная ДЕМИДОВА. Юровский зачитал решение Уральского совета о казни царя. Тут же загремели выстрелы. Тех, кто не умер от пуль, добивали штыками.

В 1981 году царская семья была прославлена (канонизирована) Русской православной церковью за рубежом, a в 2000 году — Русской православной церковью.

 

Праздник Военно-морской авиации

17 июля июля 1916 года четыре российских самолета с авиаматки «Орлица» провели воздушный бой над Балтийским морем с четырьмя немецкими самолетами, который закончился победой русских морских летчиков.

Праздник Военно-морской авиации

17 июля июля 1916 года четыре российских самолета с авиаматки «Орлица» провели воздушный бой над Балтийским морем с четырьмя немецкими самолетами, который закончился победой русских морских летчиков.

Два кайзеровских аэроплана были сбиты, а два других обратились в бегство. Наши летчики вернулись к своей авиаматке без потерь.
Этот день отмечается как дата создания авиации ВМФ.

В Великую Отечественную войну авиация ВМФ оказалась самой результативной из сил флота (официально подтверждено уничтожение авиацией 407 боевых кораблей противника). Первые бомбовые удары по Берлину выполнялись экипажами 1-го Минно-торпедного полка ВВС КБФ под командованием полковника Преображенского (после войны — командующего ВВС ВМФ СССР).

Сегодня авиация Военно-морского флота Российской Федерации — род сил Военно-морского флота России (ВВС и ПВО ВМФ). Состоит из ракетоносной, штурмовой, истребительной, противолодочной, поисково-спасательной, транспортной и специальной авиации. Условно делится на корабельную авиацию и авиацию берегового базирования.

Корабельная авиация России представлена двумя типами самолётов: истребитель Су-33 и учебно-тренировочный самолёт Су-25УТГ. По состоянию на 2009 год, в составе ВМФ России имеется один тяжёлый авианесущий крейсер 063 «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», на борту которого, во время походов, базируются самолёты Су-33, Су-25УТГ и вертолёты Ка-27 и Ка-29. Вертолеты также имеются на вооружении противолодочных кораблей.

.

Потсдамская конференция

17 июля 1945 года начала работу Потсдамская (Берлинская) конференция глав держав — победительниц во второй мировой войне.«Большая тройка» собралась для решения исключительно политических проблем.

Потсдамская конференция

17 июля 1945 года начала работу Потсдамская (Берлинская) конференция глав держав — победительниц во второй мировой войне.«Большая тройка» собралась для решения исключительно политических проблем.

Главным вопросом, который должна была решить Потсдамская конференция, являлось положение Германии. Военную оккупацию Германии было решено не ограничивать сроками. Но проблема заключалась в том, что американские солдаты заняли территории, которые должны были по плану отойти к Советскому Союзу. Было принято решение отвода войск США, взамен чего они получили возможность войти в сектор Берлина (вместе с Англией и Францией). Еще одним моментом, который обострял отношения между союзниками, была медлительность англичан в вопросе разоружения немецких войск. По распоряжению Черчилля, который хотел иметь возможность военного давления на СССР, некоторые из них оставались в состоянии боеготовности.

В результате переговоров были установлены политические и экономические принципы послевоенного устройства и отношения к Германии. Для управления ей был создан контрольный совет из четырех командующих оккупационными войсками. Границы Германии были перенесены до линии Одер-Нейсе. К СССР отошли земли Восточной Пруссии вместе с Кенигсбергом (был переименован в Калининград). На ее территории создавалась Калининградская область РСФСР.

 

АПЛ К-3 - на Северном полюсе

17 июля 1962 года атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» под командованием Льва Михайловича Жильцова впервые в истории советского подводного флота всплыла около Северного полюса.

АПЛ К-3 - на Северном полюсе

17 июля 1962 года атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» под командованием Льва Михайловича Жильцова впервые в истории советского подводного флота всплыла около Северного полюса.

Экипаж корабля водрузил на «макушке мира» Государственный флаг СССР.

 В тот же день был снят с должности директор ЦРУ США Ален Даллес за то, что прошляпил этот рывок СССР в освоении арктических глубин.

После возвращения в базу в Йоканьге, лодку на пирсе встречали глава государства Н. С. Хрущёв и министр обороны Р. Я. Малиновский. Руководителю похода контр-адмиралу А. И. Петелину, командиру корабля капитану 2 ранга Л. М. Жильцову и командиру БЧ-5 (силовая установка) капитану 2 ранга инженеру Р. А. Тимофееву присвоено звание Героя Советского Союза. Весь личный состав корабля был награжден орденами и медалями.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии