RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Вахта Памяти- 75: день первый
26 февраля 2020 г.

Вахта Памяти- 75: день первый

До юбилейного 9 мая осталось ровно 75 дней
Главные юбилеи - 2014
2 января 2014 г.

Главные юбилеи - 2014

Нынешний год пройдет под знаком празднования 700-летия духовного витязя Земли Русской преподобного Сергия Радонежского
Четверых убила прикладом
1 февраля 2019 г.

Четверых убила прикладом

1 февраля 1922 года родилась Мария Байда — русская Героиня, воевавшая с фашистами так, что они теряли волю к сопротивлению
Герои тыла
10 апреля 2020 г.

Герои тыла

Вахта Памяти в честь 75-летия Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. День сорок шестой.
Севастопольская страда
10 сентября 2016 г.

Севастопольская страда

10 сентября 1855 года, после тяжелейших боёв, завершилась 349-дневная оборона Севастополя в ходе Крымской войны.
Главная » Подвиги в наследство » В полет позвала «Родина»

В полет позвала «Родина»

В эти дни отмечается два «женских» авиаюбилея: 80 лет легендарному перелету В. Гризодубовой, П. Осипенко и М. Расковой и 20 лет повторения их подвига Н. Винокуровой, Н. Митчелл, Р. Майлс и Х. Макагоновой.

.
В полет позвала «Родина»

24 сентября 1938 года Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Мария Раскова совершили рекордный перелет на двухмоторном самолете АНТ-37 («Родина») – из Москвы на Дальний Восток. Они установили мировой рекорд: за 26 часов 29 минут покрыли 6 450 км.
В 1998 году четверо отважных лётчиц в двух экипажах повторили этот легендарный перелёт, посвятив его 60-летнему юбилею рекорда экипажа В. Гризодубовой. Ан-2 пилотировали пилот Винокурова Наталья в качестве командира экипажа и американка Никки Митчелл. На Маул-5 вылетела американская лётчица Ронда Майлс в качестве командира и второй пилот, летчик-инструктор, абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу Макагонова Халидэ.
20 сентября 2018 года в в библиотеке №7 имени Антуана де Сента-Экзюпери в Москве состоялась встреча, посвящённая двум памятным датам в истории авиации нашей страны, на которую смогли приехать участницы лётного подвига 20-летней давности Ронда Майлс, Винокурова Наталья и Макагонова Халидэ.

На снимке, предваряющем статью, - две женщины. Совсем не простые. Они – авиатриссы. 20 лет назад профессиональный пилот Ронда Майлз (США) и летчик-инструктор, абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу Халидэ Макагонова вместе совершили Российско-Американский перелёт на самолете МАУ-5 по маршруту Москва - поселок Осипенко (Дальний Восток). Вместе с ними на самолете Ан-2 летела еще одна российско - американская пара - пилот Ту-154 Магаданских авиалиний Наталья Винокурова и пилот-любитель Никки Митчелл из города Нешвилл (США). Свой полет женщины посвятили 60-летнему тогда юбилею легендарного перелета на самолете «Родина» экипажа Гризодубовой, Осипенко и Расковой. А нынешнее 80-летие этого события летчицы договорились отметить в столице, сначала в Авиакосмическом музее московской школы № 185 имени В.С. Гризодубовой, а затем в Культурном центре библиотеки имени Антуана де Сент-Экзюпери в кругу членов Клуба женщин летных специальностей «Авиатрисса». Клуб, который возглавляет Халидэ Макагонова сегодня насчитывает несколько сотен человек и постоянно ширится. К сожалению, одна из участниц полета Никки Митчелл не так давно ушла из жизни.
Напомним, что стартовала «Родина» 24 сентября 1938 года в 8 часов 16 минут с наклонной горки Щелковского аэродрома НИИ ВВС. Как вспоминала потом Гризодубова, «примерно через 150 километров машина вошла в облачность и земли мы фактически не видели до самой посадки». Вскоре вышла из строя вся бортовая радиоаппаратура. Между Казанью и Свердловском началось обледенение, а затем и сильная болтанка. Пришлось забираться на высоту 7500 метров, использовать кислородную аппаратуру. Около полуночи штурману Расковой удалось при помощи звезд определить примерное местонахождение. Преодолевая облачность, экипаж следовал на Восток, а когда она оборвалась, под крылом они увидели Охотское море. Надо было разворачиваться. Когда на приборной доске зажглась лампа расходного бака, свидетельствующая о получасовом запасе горючего, а под крылом проплывала болотистая местность, приняли решение о вынужденной посадке с убранным шасси. Гризодубова приказала Расковой прыгать с парашютом — был большой риск ее гибели в передней кабине. В 10.45 московского времени 25 сентября сели.
Потом были долгие дни поиска самолета. Мобилизовали свыше пятидесяти самолетов, в тайгу вышли сотни пеших отрядов, следопытов на лошадях и оленях, местность вдоль рек осматривали военные моряки и рыбаки. Искали на огромном пространстве площадью более полутора миллионов квадратных километров, между портом Аян в Охотском море и Хабаровском. Нашли самолет лишь 4 октября. Марина Раскова, покинувшая его на парашюте, только 6 октября добралась до места аварийной посадки. Десять суток она блуждала по болотистому лесу, уже припорошенному снегом, имея лишь небольшой аварийный запас пищи. Во время прыжка потеряла один из унтов, что еще больше усложнило ее злоключения.
Все три летчицы стали первыми женщинами, удостоенными звания Героев Советского союза.
- Конечно, наш полет 60 лет спустя проходил в других условиях, - рассказывает Халидэ Макагонова. – Можно себе представить, что чувствовали летчицы «Родины» при 30 градусном морозе в кабине самолета. По сути, они летели вслепую все 26 с половиной часов, преодолев 6.450 километров. Мы же – об этом позаботились организаторы полетов – Фонд «Безопасность полетов» - имели все необходимое под рукой: современные навигационные приборы, за нами следовал борт с операторами, грузом.
- Только не заостряйте внимание на том, что летели вместе американские и русские женщины, - улыбаясь, сказала «Труду» Ронда Майлз. - Полет доказал, что женщины-летчицы разных стран могут дружить по-настоящему и нередко успешнее, чем мужчины решать серьезные задачи. Мы стали подругами, и это на всю жизнь! Главное, что нам удалось повторить рекорд, достигнутый экипажем Гризодубовой, которым гордится все мировое авиационное сообщество.
- Главное, чтобы наш пример заражал молодых девчонок любовью к небу, - подключается к разговору Халидэ. – Очень надеюсь на это. А то спросишь, бывало, юных жителей московской улицы Марины Расковой, кто она такая, а в ответ – тишина…

 

Анатолий ЖУРИН.
27 сентября 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
8 июля
среда
2020

В этот день:

Полтавская битва

8 июля 1708 года произошла Полтавская битва - крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII.

Полтавская битва

8 июля 1708 года произошла Полтавская битва - крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII.

Предыстория такова. В 1700 году Карл XII вторгся в Европу и развязал длительную войну с участием многих государств. Армия Карла XII продвинулась глубоко на юг, одерживая победу за победой. Карл решил атаковать центральную часть России с захватом Москвы. Но тут украинский гетман Мазепа переметнулся на сторону шведов, и Карл устремился на Украину. В районе Полтавы Петр I дал шведу блестящий бой. Накануне сражения он объехал все полки и призывал воинов биться не за Петра, а за «Россию и российское благочестие». Интересно, что и Карл пытался словом воодушевить своих солдат. Но как отличается его меркантильная речь от высоких призывов русского Царя! Карл объявил, что завтра солдаты, если победят, будут обедать в русском обозе, где их ожидает большая добыча.

Конечно, победил русский дух. Тем более, что казаки в своем большинстве не поддержали Мазепу. Шведы потеряли свыше 11 тыс. солдат. Потери русских составили 1345 человек убитыми и 3290 ранеными. В дальнейшем князь Меньшиков преследовал противника до Переволочны на берегу Днепра, где было взято в плен около 16 тыс. шведов.

Карл XII с Мазепой сумели бежать, шведский король скрылся на территории Османской империи.

Решительная победа русской армии привела к перелому в Северной войне в пользу России и положила конец господству Швеции как одной из ведущих военных сил в Европе.

 

Космонавт Виталий Севастьянов

8 июля 1935 года родился Виталий Иванович Севастьянов — лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Космонавт Виталий Севастьянов

8 июля 1935 года родился Виталий Иванович Севастьянов — лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Член КПСС с 1963 года. Заслуженный мастер спорта СССР (1970). Депутат ГД РФ первого — четвёртого (1993—2007) созывов. Член фракции КПРФ.

В 1967—1969 годах Севастьянов входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны и посадке на неё. Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был назначен на 8 декабря 1968 года. Но он был отменён, несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить немедленно лететь к Луне для обеспечения приоритета СССР (американцы планировали аналогичный пилотируемый полёт на 21—27 декабря 1968 года). Дело в том, что предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд» были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и ракеты-носителя «Протон». Приоритет остался за США — «Аполлон-8» в запланированные сроки совершил пилотируемый облёт Луны.

С 1 по 19 июня 1970 года Виталий Севастьянов совершил свой первый космический полёт в качестве бортинженера космического корабля «Союз-9» (вместе с А. Николаевым). Программа полёта включала обширный комплекс научно-технических и медико-биологических исследований и экспериментов. Экипаж корабля установил на тот момент мировой рекорд длительности пребывания в космосе — 17 суток 16 часов 58 минут 55 секунд. После возвращения из этого рекордного по продолжительности полёта космонавты испытывали серьёзные трудности при адаптации к земной гравитации ("эффект Николаева"), что впервые поставило вопрос о необходимости разработки тренажёров для длительных космических полётов.

С 24 мая по 26 июля 1975 года Севастьянов совершил второй полёт в космос в качестве бортинженера космического корабля «Союз-18» (вместе с П. Климуком) на орбитальную станцию «Салют-4». Во время полёта был выполнен большой комплекс исследований и экспериментов. Продолжительность полёта составила 62 суток 23 часа 20 минут.

Звание «Мать-героиня»

8 июля 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР введено почётное звание «Мать-героиня»

Звание «Мать-героиня»

8 июля 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР введено почётное звание «Мать-героиня»

Первое присвоение почётного звания «Мать-героиня» было произведено указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 октября 1944 года. Среди четырнадцати женщин, удостоенных этого звания, орден «Мать-героиня» № 1 и Грамота Президиума Верховного Совета СССР № 1 были вручены жительнице посёлка Мамонтовка Московской области Алексахиной Анне Савельевне, воспитавшей 12 детей. Последнее присвоение звания «Мать-героиня» состоялось 14 ноября 1991 года. Всего орденом «Мать-героиня» было награждено приблизительно 431 тыс. женщин.

Байкало-Амурская магистраль

8 июля 1974 года ЦК КПСС утвердил проект строительства Байкало-Амурской магистрали.

Байкало-Амурская магистраль

8 июля 1974 года ЦК КПСС утвердил проект строительства Байкало-Амурской магистрали.

БАМ является восточной частью Великого Северного железнодорожного пути — советского проекта 1928 года. Это одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Основной путь Тайшет — Советская Гавань строился с большими перерывами с 1938 года по 1984 год.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» были выделены необходимые средства для строительства железной дороги первой категории Усть-Кут (Лена) — Комсомольск-на-Амуре протяжённостью 3145 км, второго пути Тайшет — Усть-Кут (Лена) — 680 км, линий Бам — Тында и Тында — Беркакит — 397 км.  1 ноября 1989 года весь новый трёхтысячекилометровый участок магистрали был сдан в постоянную эксплуатацию в объёме пускового комплекса.

«Эпохальные реформы» коренным образом изменили состояние БАМа. В 1997 году самостоятельное управление Байкало-Амурской железной дороги было ликвидировано, а вся трасса БАМа административно поделена между двумя железными дорогами: Восточно-Сибирской и Дальневосточной.

Подводная лодка «Краб»

8 июля (25 июня ст. ст.) 1915 года в состав Черноморского флота Российской империи вошёл первый в мире подводный минный заградитель

Подводная лодка «Краб»

8 июля (25 июня ст. ст.) 1915 года в состав Черноморского флота Российской империи вошёл первый в мире подводный минный заградитель

В приказе по Флоту и Морскому ведомству № 17, подписанном морским министром, говорилось: "Предписываю подводную лодку "Краб" зачислить в действующий флот с 25-го июня сего года".
Лодка была построена в Николаеве по проекту русского конструктора Михаила Петровича Налётова. 12 августа 1912 года «Краб» был спущен на воду, но только в 1915 году ПЛ вошла в состав Черноморского флота Российской империи (испытания, перепланировка).
Лодка могла принимать на борт до 60 якорных мин и 4 торпед. За время службы «Краб» успел сделать три подводных минирования. Точно известно, что на минах, поставленных подводным заградителем, подорвалась турецкая канонерская лодка «Иса-Рейс». Есть версия, что именно на минах «Краба» подорвался немецкий крейсер «Бреслау».
В 1918 году «Краб» попал в руки морского командования Антанты и был затоплен в Северной бухте Севастополя.
В 1935 году «Краб» был поднят. Но за прошедшие годы Советский Военно-Морской Флот в своём развитии ушел далеко вперёд. В его составе появились десятки новых, более совершенных подводных лодок всех типов, в том числе и подводных заградителей, и надобность в восстановлении «Краба» — лодки уже устаревшей, естественно, отпала. Поэтому «Краб» после подъёма сдали на слом.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии