RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Еще раз о Леониде Хрущеве
21 апреля 2016 г.

Еще раз о Леониде Хрущеве

21 апреля 1943 года И.В. Сталин подписал указ о награждении орденом Отечественной войны первой степени (посмертно) старшего лейтенанта Леонида Никитича Хрущева
Андреевский флаг
10 декабря 2018 г.

Андреевский флаг

10 декабря 1699 года ПЕТРОМ I учрежден Андреевский флаг.
Операция «Кольцо» - напоминание агрессорам США
2 февраля 2018 г.

Операция «Кольцо» - напоминание агрессорам США

2 февраля 1943 года под Сталинградом были пленены 24 генерала, свыше 91 тысячи солдат и офицеров вермахта.
Зверства фашистов в Крыму
9 июля 2014 г.

Зверства фашистов в Крыму

9 июля 1942 года гитлеровцы в результате ожесточенной битвы, длившейся 10 месяцев (с 12 сентября 1941 года), овладели Крымом
Письма с того света
22 ноября 2013 г.

Письма с того света

22 ноября 1918 года — день рождения героини полтавского антифашистского подполья Елены Константиновны Убийвовк
Главная » Подвиги в наследство » В полет позвала «Родина»

В полет позвала «Родина»

В эти дни отмечается два «женских» авиаюбилея: 80 лет легендарному перелету В. Гризодубовой, П. Осипенко и М. Расковой и 20 лет повторения их подвига Н. Винокуровой, Н. Митчелл, Р. Майлс и Х. Макагоновой.

.
В полет позвала «Родина»

24 сентября 1938 года Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Мария Раскова совершили рекордный перелет на двухмоторном самолете АНТ-37 («Родина») – из Москвы на Дальний Восток. Они установили мировой рекорд: за 26 часов 29 минут покрыли 6 450 км.
В 1998 году четверо отважных лётчиц в двух экипажах повторили этот легендарный перелёт, посвятив его 60-летнему юбилею рекорда экипажа В. Гризодубовой. Ан-2 пилотировали пилот Винокурова Наталья в качестве командира экипажа и американка Никки Митчелл. На Маул-5 вылетела американская лётчица Ронда Майлс в качестве командира и второй пилот, летчик-инструктор, абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу Макагонова Халидэ.
20 сентября 2018 года в в библиотеке №7 имени Антуана де Сента-Экзюпери в Москве состоялась встреча, посвящённая двум памятным датам в истории авиации нашей страны, на которую смогли приехать участницы лётного подвига 20-летней давности Ронда Майлс, Винокурова Наталья и Макагонова Халидэ.

На снимке, предваряющем статью, - две женщины. Совсем не простые. Они – авиатриссы. 20 лет назад профессиональный пилот Ронда Майлз (США) и летчик-инструктор, абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу Халидэ Макагонова вместе совершили Российско-Американский перелёт на самолете МАУ-5 по маршруту Москва - поселок Осипенко (Дальний Восток). Вместе с ними на самолете Ан-2 летела еще одна российско - американская пара - пилот Ту-154 Магаданских авиалиний Наталья Винокурова и пилот-любитель Никки Митчелл из города Нешвилл (США). Свой полет женщины посвятили 60-летнему тогда юбилею легендарного перелета на самолете «Родина» экипажа Гризодубовой, Осипенко и Расковой. А нынешнее 80-летие этого события летчицы договорились отметить в столице, сначала в Авиакосмическом музее московской школы № 185 имени В.С. Гризодубовой, а затем в Культурном центре библиотеки имени Антуана де Сент-Экзюпери в кругу членов Клуба женщин летных специальностей «Авиатрисса». Клуб, который возглавляет Халидэ Макагонова сегодня насчитывает несколько сотен человек и постоянно ширится. К сожалению, одна из участниц полета Никки Митчелл не так давно ушла из жизни.
Напомним, что стартовала «Родина» 24 сентября 1938 года в 8 часов 16 минут с наклонной горки Щелковского аэродрома НИИ ВВС. Как вспоминала потом Гризодубова, «примерно через 150 километров машина вошла в облачность и земли мы фактически не видели до самой посадки». Вскоре вышла из строя вся бортовая радиоаппаратура. Между Казанью и Свердловском началось обледенение, а затем и сильная болтанка. Пришлось забираться на высоту 7500 метров, использовать кислородную аппаратуру. Около полуночи штурману Расковой удалось при помощи звезд определить примерное местонахождение. Преодолевая облачность, экипаж следовал на Восток, а когда она оборвалась, под крылом они увидели Охотское море. Надо было разворачиваться. Когда на приборной доске зажглась лампа расходного бака, свидетельствующая о получасовом запасе горючего, а под крылом проплывала болотистая местность, приняли решение о вынужденной посадке с убранным шасси. Гризодубова приказала Расковой прыгать с парашютом — был большой риск ее гибели в передней кабине. В 10.45 московского времени 25 сентября сели.
Потом были долгие дни поиска самолета. Мобилизовали свыше пятидесяти самолетов, в тайгу вышли сотни пеших отрядов, следопытов на лошадях и оленях, местность вдоль рек осматривали военные моряки и рыбаки. Искали на огромном пространстве площадью более полутора миллионов квадратных километров, между портом Аян в Охотском море и Хабаровском. Нашли самолет лишь 4 октября. Марина Раскова, покинувшая его на парашюте, только 6 октября добралась до места аварийной посадки. Десять суток она блуждала по болотистому лесу, уже припорошенному снегом, имея лишь небольшой аварийный запас пищи. Во время прыжка потеряла один из унтов, что еще больше усложнило ее злоключения.
Все три летчицы стали первыми женщинами, удостоенными звания Героев Советского союза.
- Конечно, наш полет 60 лет спустя проходил в других условиях, - рассказывает Халидэ Макагонова. – Можно себе представить, что чувствовали летчицы «Родины» при 30 градусном морозе в кабине самолета. По сути, они летели вслепую все 26 с половиной часов, преодолев 6.450 километров. Мы же – об этом позаботились организаторы полетов – Фонд «Безопасность полетов» - имели все необходимое под рукой: современные навигационные приборы, за нами следовал борт с операторами, грузом.
- Только не заостряйте внимание на том, что летели вместе американские и русские женщины, - улыбаясь, сказала «Труду» Ронда Майлз. - Полет доказал, что женщины-летчицы разных стран могут дружить по-настоящему и нередко успешнее, чем мужчины решать серьезные задачи. Мы стали подругами, и это на всю жизнь! Главное, что нам удалось повторить рекорд, достигнутый экипажем Гризодубовой, которым гордится все мировое авиационное сообщество.
- Главное, чтобы наш пример заражал молодых девчонок любовью к небу, - подключается к разговору Халидэ. – Очень надеюсь на это. А то спросишь, бывало, юных жителей московской улицы Марины Расковой, кто она такая, а в ответ – тишина…

 

Анатолий ЖУРИН.
27 сентября 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 мая
среда
2019

В этот день:

Дарданелльское сражение

22-23 мая 1807 года эскадра Дмитря Сенявина разгромила турецкую эскадру

Дарданелльское сражение

22-23 мая 1807 года эскадра Дмитря Сенявина разгромила турецкую эскадру

Этот славный эпизод произошел во время очередной русско-турецкой войны. Поскольку столица Османской империи (Константинополь) имела значительную зависимость от морских поставок, наша эскадра (10 линейных кораблей и фрегат) установила блокаду пролива Дарданнеллы. Она длилась более двух месяцов, что привело к «голодному» восстанию янычар и низложению Султана Селима III. Новый султан Мустафа IV решил прорвать блокаду во что бы то ни стало. 8 линейных кораблей, 6 фрегатов и 55 вспомогательных судов под командованием Капудан-паши Сеита-Али направились к острову Тенедос, который служил базой русской эскадры в Эгейском море, с целью высадки на него десанта.

Вице-адмирал Сенявин вышел навстречу турецкой эскадре. После многочасового сражения турецкие корабли были вынуждены ретироваться в Дарданеллы. Сенявин преследовал их до полной темноты. При этом три турецких линейных корабля были повреждены до неспособности к службе, а потери в личном составе превысили 2000 человек. Наша эскадра еще долгое время продолжал блокировать Дарданеллы.

 

Казачье переселение

22 мая 1862 года издано положение "О заселении предгорий западной части Кавказского хребта кубанскими казаками".

Казачье переселение

22 мая 1862 года издано положение "О заселении предгорий западной части Кавказского хребта кубанскими казаками".

Оно явилось естественным правовым финалом полувековой Кавказской войны.После окончания Русско-турецкой войны 1828–1829 годов Закубанье и Черноморское побережье от Анапы до Абхазии согласно Адрианопольскому мирному договору вошло в состав Российской империи. Горцы, проживавшие там, автоматически стали подданными России. Но их малочисленность и нелояльность части населения российской власти не позволяли отдать под контроль горцев огромную территорию. Для освоения новых земель туда было переселено 17000 казачьих семей. Успешное выполнение этого решения позволило за период с 1862 по 1865 год основать 114 казачьих станиц в Закубанье.

 

 

 

Золотая медаль «Серп и Молот»

22 мая 1940 года был утвержден Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении золотой медали "Серп и Молот"

Золотая медаль «Серп и Молот»

22 мая 1940 года был утвержден Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении золотой медали "Серп и Молот"

 Это — знак отличия Героя Социалистического Труда.
Всего до 1991 года медалью «Серп и Молот» было награждено более 19 000 человек, дважды награждено свыше 160 человек, трижды - 16 человек.

Герой-пожарник Владимир Максимчук

22 мая 1994 года умер от лучевой болезни генерал-майор внутренней службы Владимир Михайлович МАКСИМЧУК

Герой-пожарник Владимир Максимчук

22 мая 1994 года умер от лучевой болезни генерал-майор внутренней службы Владимир Михайлович МАКСИМЧУК

Это первый Герой Российской Федерации среди пожарных, удостоенных этой награды в мирное время. Звание Героя Российской Федерации ему было присвоено посмертно 18 декабря 2003 года за мужество и героизм, проявленные 17 годами раньше.
В мае 1986 года подполковник Максимчук прибыл в Чернобыль, чтобы возглавить штаб пожарной охраны после взрыва 4-го энергоблока АЭС. 23 мая ему пришлось бороться со вспыхнувшим на станции пожаром, который мог привести к еще более опасному ЧП на 3-м блоке. 12 часов Владимир Михайлович лично руководил разведкой и тушением пожара в условиях, когда мощность облучения достигала сотен рентген/час. Максимчук получил лучевые ожоги, ему было проведено несколько операций, он знал, что обречен, но продолжал с честью нести службу. На его боевом счету также тушение пожаров в гостинице «Россия» (1977, 1987), работа в Армении после землетрясения (1987), ликвидация последствий аварии на продуктопроводе Урал — Западная Сибирь (1988) и катастрофы на комбинате минеральных удобрений в Ионаве (Литва) в 1989 году. Последние два года жизни генерал руководил пожарной охраной Москвы.

 

Создатель «Макарова»

22 мая 1914 года родился Николай Федорович МАКАРОВ, оружейный конструктор.

Создатель «Макарова»

22 мая 1914 года родился Николай Федорович МАКАРОВ, оружейный конструктор.

 Знаменитый самозарядный пистолет был разработан советским конструктором Николаем Фёдоровичем Макаровым в 1948 году. А с 1951 года служит личным оружием в советских и постсоветских Вооружённых силах и правоохранительных органах. Гарантийный ресурс 4000 выстрелов.

Интересно, что пистолет Макарова имелся в каждой укладке имущества и оборудования космонавта на корабле «Восток», то есть именно он стал первым стрелковым оружием, побывавшим в космосе.

Еще один «Левша»

22 мая 1816 года родился изобретатель- самоучка Павел Алексеевич ЗАРУБИН

Еще один «Левша»

22 мая 1816 года родился изобретатель- самоучка Павел Алексеевич ЗАРУБИН

Среди придуманных им инструментов были планиметр для измерения площадей, приборы для измерения глубины моря, скорости корабля, жатвенная машина, пожарный насос, водоподъемник. Он также занимался вопросами воздухоплавания и подводного плавания и написал несколько романов.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии