RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Хрущева нет, а Сталин жив
30 июня 2015 г.

Хрущева нет, а Сталин жив

30 июня 1956 года в СМИ СССР опубликовано постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий».
Отец русского динамита
25 августа 2017 г.

Отец русского динамита

25 августа 1812 года родился Николай Николаевич Зинин, знаменитый русский химик
Агентурный псевдоним «Дэн»
16 октября 2018 г.

Агентурный псевдоним «Дэн»

16 октября 1913 года родился Владимир Борисович Барковский, советский разведчик, Герой Российской Федерации.
Удар по логову фашизма
7 августа 2016 г.

Удар по логову фашизма

75 лет назад советские летчики морской авиации Балтийского флота впервые в Великой Отечественной войне отбомбились по Берлину
Александр Сибиряков: человек и ледокол
8 октября 2014 г.

Александр Сибиряков: человек и ледокол

8 октября 2014 года исполнилось 165 лет великому русскому исследователю Сибири и Северного морского пути
Главная » Подвиги в наследство » В полет позвала «Родина»

В полет позвала «Родина»

В эти дни отмечается два «женских» авиаюбилея: 80 лет легендарному перелету В. Гризодубовой, П. Осипенко и М. Расковой и 20 лет повторения их подвига Н. Винокуровой, Н. Митчелл, Р. Майлс и Х. Макагоновой.

.
В полет позвала «Родина»

24 сентября 1938 года Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Мария Раскова совершили рекордный перелет на двухмоторном самолете АНТ-37 («Родина») – из Москвы на Дальний Восток. Они установили мировой рекорд: за 26 часов 29 минут покрыли 6 450 км.
В 1998 году четверо отважных лётчиц в двух экипажах повторили этот легендарный перелёт, посвятив его 60-летнему юбилею рекорда экипажа В. Гризодубовой. Ан-2 пилотировали пилот Винокурова Наталья в качестве командира экипажа и американка Никки Митчелл. На Маул-5 вылетела американская лётчица Ронда Майлс в качестве командира и второй пилот, летчик-инструктор, абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу Макагонова Халидэ.
20 сентября 2018 года в в библиотеке №7 имени Антуана де Сента-Экзюпери в Москве состоялась встреча, посвящённая двум памятным датам в истории авиации нашей страны, на которую смогли приехать участницы лётного подвига 20-летней давности Ронда Майлс, Винокурова Наталья и Макагонова Халидэ.

На снимке, предваряющем статью, - две женщины. Совсем не простые. Они – авиатриссы. 20 лет назад профессиональный пилот Ронда Майлз (США) и летчик-инструктор, абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу Халидэ Макагонова вместе совершили Российско-Американский перелёт на самолете МАУ-5 по маршруту Москва - поселок Осипенко (Дальний Восток). Вместе с ними на самолете Ан-2 летела еще одна российско - американская пара - пилот Ту-154 Магаданских авиалиний Наталья Винокурова и пилот-любитель Никки Митчелл из города Нешвилл (США). Свой полет женщины посвятили 60-летнему тогда юбилею легендарного перелета на самолете «Родина» экипажа Гризодубовой, Осипенко и Расковой. А нынешнее 80-летие этого события летчицы договорились отметить в столице, сначала в Авиакосмическом музее московской школы № 185 имени В.С. Гризодубовой, а затем в Культурном центре библиотеки имени Антуана де Сент-Экзюпери в кругу членов Клуба женщин летных специальностей «Авиатрисса». Клуб, который возглавляет Халидэ Макагонова сегодня насчитывает несколько сотен человек и постоянно ширится. К сожалению, одна из участниц полета Никки Митчелл не так давно ушла из жизни.
Напомним, что стартовала «Родина» 24 сентября 1938 года в 8 часов 16 минут с наклонной горки Щелковского аэродрома НИИ ВВС. Как вспоминала потом Гризодубова, «примерно через 150 километров машина вошла в облачность и земли мы фактически не видели до самой посадки». Вскоре вышла из строя вся бортовая радиоаппаратура. Между Казанью и Свердловском началось обледенение, а затем и сильная болтанка. Пришлось забираться на высоту 7500 метров, использовать кислородную аппаратуру. Около полуночи штурману Расковой удалось при помощи звезд определить примерное местонахождение. Преодолевая облачность, экипаж следовал на Восток, а когда она оборвалась, под крылом они увидели Охотское море. Надо было разворачиваться. Когда на приборной доске зажглась лампа расходного бака, свидетельствующая о получасовом запасе горючего, а под крылом проплывала болотистая местность, приняли решение о вынужденной посадке с убранным шасси. Гризодубова приказала Расковой прыгать с парашютом — был большой риск ее гибели в передней кабине. В 10.45 московского времени 25 сентября сели.
Потом были долгие дни поиска самолета. Мобилизовали свыше пятидесяти самолетов, в тайгу вышли сотни пеших отрядов, следопытов на лошадях и оленях, местность вдоль рек осматривали военные моряки и рыбаки. Искали на огромном пространстве площадью более полутора миллионов квадратных километров, между портом Аян в Охотском море и Хабаровском. Нашли самолет лишь 4 октября. Марина Раскова, покинувшая его на парашюте, только 6 октября добралась до места аварийной посадки. Десять суток она блуждала по болотистому лесу, уже припорошенному снегом, имея лишь небольшой аварийный запас пищи. Во время прыжка потеряла один из унтов, что еще больше усложнило ее злоключения.
Все три летчицы стали первыми женщинами, удостоенными звания Героев Советского союза.
- Конечно, наш полет 60 лет спустя проходил в других условиях, - рассказывает Халидэ Макагонова. – Можно себе представить, что чувствовали летчицы «Родины» при 30 градусном морозе в кабине самолета. По сути, они летели вслепую все 26 с половиной часов, преодолев 6.450 километров. Мы же – об этом позаботились организаторы полетов – Фонд «Безопасность полетов» - имели все необходимое под рукой: современные навигационные приборы, за нами следовал борт с операторами, грузом.
- Только не заостряйте внимание на том, что летели вместе американские и русские женщины, - улыбаясь, сказала «Труду» Ронда Майлз. - Полет доказал, что женщины-летчицы разных стран могут дружить по-настоящему и нередко успешнее, чем мужчины решать серьезные задачи. Мы стали подругами, и это на всю жизнь! Главное, что нам удалось повторить рекорд, достигнутый экипажем Гризодубовой, которым гордится все мировое авиационное сообщество.
- Главное, чтобы наш пример заражал молодых девчонок любовью к небу, - подключается к разговору Халидэ. – Очень надеюсь на это. А то спросишь, бывало, юных жителей московской улицы Марины Расковой, кто она такая, а в ответ – тишина…

 

Анатолий ЖУРИН.
27 сентября 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
23 октября
вторник
2018

В этот день:

Генерал армии Дмитрий Павлов

23 октября 1897 года родился Дмитрий Григорьевич Павлов (расстрелян 1941), советский военачальник, генерал армии (22 февраля 1941), Герой Советского Союза (21 июня 1937).

Генерал армии Дмитрий Павлов

23 октября 1897 года родился Дмитрий Григорьевич Павлов (расстрелян 1941), советский военачальник, генерал армии (22 февраля 1941), Герой Советского Союза (21 июня 1937).

Родился в семье крестьянина. В Первую мировую войну добровольцем ушёл на фронт, дослужился до старшего унтер-офицера. Был ранен в 1916 году и взят в немецкий плен. Освобождён после окончания войны. С 1919 года в Красной армии, в Гражданскую войну с 1918 по 1920 год был командиром взвода, эскадрона, помощником командира полка. Вступил в ВКП (б) в 1919 году. Окончил 24-ю Омскую пехотную школу имени Коминтерна (1922), Военную академию им. М. В. Фрунзе (октябрь 1925 по июнь 1928) и академические курсы при Военно-технической академии (1931).

С 21 июня 1941 года — командующий войсками Западного фронта. После разгрома значительной части войск фронта в Белостокско-Минском «котле» 30 июня 1941 года отстранён от командования и 4 июля арестован. 22 июля 1941 года, решением военного трибунала "за трусость, самовольное оставление стратегических пунктов без разрешения высшего командования, развал управления войсками, бездействие власти", был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян. Похоронен на подмосковном полигоне НКВД. В 1957 году посмертно реабилитирован и восстановлен в звании.

Маршал авиации Владимир Судец

23 октября 1904 года родился Владимир Александрович Судец (ум. 1981), маршал авиации, командующий Дальней авиацией (1955—1962), главнокомандующий войсками ПВО (1962—1966), Герой Советского Союза, Народный герой Югославии, Герой МНР.

Арктическая Одиссея «Георгия Седова»

23 октября 1937 года начался 812-дневный арктический рейд советского ледокола «Георгий Седов».

Арктическая Одиссея «Георгия Седова»

23 октября 1937 года начался 812-дневный арктический рейд советского ледокола «Георгий Седов».

В 1937 году научная экспедиция на «Георгии Седове» занималась исследовательскими работами в Карском море и в море Лаптевых в районе Ново-Сибирских островов. Программа исследований была почти закончена, когда «Георгий Седов» послали на помощь судам каравана, застрявшим в тяжёлых льдах юго-западной части моря Лаптевых.

Здесь собралось несколько ледокольных пароходов, но их усилия были тщетны: наступала ранняя зима, и пробитые ледоколами каналы быстро затягивались молодым льдом.

«Георгий Седов», «Садко» и «Малыгин» не смогли выйти изо льдов. 30 октября пришёл приказ начальника Главсевморпути о переходе на зимовочное положение. Опыта зимовки ни у кого из 217 человек не было.

10 ноября была выведена из эксплуатации машина, погасили топки, перешли на отопление с помощью камельков (буржуйка), освещение — керосинка (летучая мышь) и свечи. 3 апреля 1938 года из Тикси вылетели самолёты звена Героя Советского Союза Алексеева — «Н-170», «Н-171», «Н-172» (летчики Г. К. Орлов, П. Г. Головин). Не пробыв и двух часов после посадки на льдах, отправились обратно (эвакуировав 22 человека). От Тикси их отделяло 1100 км. Для второго рейса была создана промежуточная база (замёрзшая лагуна острова Котельного). 18 апреля «Н-170» и «Н-172» Алексеев и Головин вывезли 83 пассажира. 26 апреля в последний свой рейс — 79 человек. После этого на кораблях осталось по 11 человек. (33 во всём караване).

24 июня после осмотра водолазом Николаевым руля «Георгия Седова» было установлено, что тот повреждён одним из сжатий: судно потеряло возможность самостоятельно управляться. 28 августа 1938 года к каравану подошёл ледокол «Ермак» (капитан М. Я. Сорокин). После нескольких неудачных попыток буксировать «Георгия Седова», он отправился в ледовою разведку, но вскоре потерял один из винтов (лопнул вал и вместе с движителем ушёл на дно). Руководством было принято решение «Ермаку» возвращаться вместе с «Садко» и «Малыгиным», оставив «Георгия Седова» на вторую зимовку. 30 августа корабли ушли.

13 сентября в Главсевморпути приняли решение послать к «Седову» новый ледокол «Иосиф Сталин», а 17 сентября — и «Литке». Подойдя 23 сентября к «Седову» на 60 миль из-за тяжёлой ледовой обстановки (крупнобитый лёд 7 баллов, туман) ледоколы остановись. 24 сентября их отозвали обратно.

С 26 на 27 сентября в результате подвижек льда «Седову получил крен 18° на правый борт, под водой оказалось сливное отверстие холодильника. Забортная вода стала поступать внутрь судна. Несмотря на принятые меры, поступление воды прекратить не удалось и к полночи крен достиг 30°. В таком состоянии ледокол продолжал дрейф. Только в январе 1940 года уже в Гренландсом море (Северо-Западнее Шпицбергена) к дрейфующему пароходу

подошёл ледокол «Иосиф Сталин» и вывел его на чистую воду.

Дрейф продолжался 812 дней. Пройденный путь 3307 миль. 21 января суда добрались до Баренцбурга на Шпицбергене.

3 февраля 1940 года ледокол «Георгий Седов» награждён орденом Ленина. В тот же день был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР: "1. За проведение героического дрейфа, выполнение обширной программы научных исследований в труднейших условиях Арктики и проявленные при этом мужество и настойчивость присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»:

1. Бадигину Константину Сергеевичу — капитану ледокольного парохода «Георгий Седов».

2. Трофимову Дмитрию Григорьевичу — помполиту ледокольного парохода «Георгий Седов».

3. Ефремову Андрею Георгиевичу — старшему помощнику капитана.

4. Буйницкому Виктору Харлампиевичу — гидрографу.

5. Токареву Сергею Дмитриевичу — второму механику.

6. Алферову Всеволоду Степановичу — третьему механику.

7. Полянскому Александру Александровичу — радисту.

8. Бекасову Николаю Михайловичу — радисту.

9. Буторину Дмитрию Прокопьевичу — боцману.

10. Недзвецкому Иосифу Марковичу — машинисту.

11. Шарыпову Николаю Сергеевичу — машинисту.

12. Соболевскому Александру Петровичу — врачу.

13. Гаманкову Ефрему Ивановичу — матросу.

14. Гетману Ивану Ивановичу — кочегару.

15. Мегеру Павлу Власовичу — повару.

2. Выдать единовременную денежную награду Бадигину К. С., Трофимову Д. Г., Ефремову А. Г., Буйницкому В. Х., Токареву С. Д., Алферову В. С., Полянскому А. А., Бекасову Н. М., Буторину Д. П., Недзвецкому И. М., Шарыпову Н. С., Соболевскому А. П., Гаманкову Е. И., Гетману И. И. и Мегеру П. В. по 25.000 рублей каждому".

 

Кровавый «Норд-Ост»

23 октября 2002 года почти в самом центре Москвы вооруженные до зубов чеченские террористы захватили Театральный центр на Дубровке. В этот момент там шел мюзикл «Норд-Ост». В здании находилось более 900 человек, среди которых 100 детей. Во время штурма погибли более 130 заложников.

Кровавый «Норд-Ост»

23 октября 2002 года почти в самом центре Москвы вооруженные до зубов чеченские террористы захватили Театральный центр на Дубровке. В этот момент там шел мюзикл «Норд-Ост». В здании находилось более 900 человек, среди которых 100 детей. Во время штурма погибли более 130 заложников.

Подробно:

http://rosgeroika.ru/geroi-nashego-vremeni/2013/october/podlost-i-geroizm-na-dubrovke

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии